Научная статья на тему 'Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности организаций и предприятий в разрезе управления инновациями'

Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности организаций и предприятий в разрезе управления инновациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ОРГАНИЗАЦИИ / РЫНОК / КАЧЕСТВО / ЦЕНА / ПРИБЫЛЬ / МОНОПОЛИЯ / ОБЩЕСТВО / РЕСУРСЫ / ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITION / COMPETITIVENESS / INNOVATION / MANAGEMENT / ENTERPRISES / ORGANIZATIONS / MARKET / QUALITY / PRICE / PROFIT / MONOPOLY / SOCIETY / RESOURCES / ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светловская Л.В.

Управление и развитие инновационной деятельности во многом определяется у ро вне м ко нку ре нт о спо со бно сти пред приятий и о рганизаций, ее осуществляющих. В статье представлены теоретические аспекты анализа сущности и понятия термина «конкурентоспособность» применительно к развитию инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF COMPETITIVENESS OF ORGANIZATIONS AND ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF INNOVATION MANAGEMENT

Management and development of innovation is largely determined by the level of competitiveness of enterprises and organizations engaged in it. The article presents the theoretical aspects of analysis of the essence and concept of the term «competitiveness» in relation to the development of innovation.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности организаций и предприятий в разрезе управления инновациями»

МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 338.2

Л.В. Светловская*

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗРЕЗЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

Управление и развитие инновационной деятельности во многом определяется уровнем конкурентоспособности предприятий и организаций, ее осуществляющих.

В статье представлены теоретические аспекты анализа сущности и понятия термина «конкурентоспособность» применительно к развитию инноваций.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, инновации, управление, предприятия, организации, рынок, качество, цена, прибыль, монополия, общество, ресурсы, преимущества.

В теории конкурентоспособности термин «конкуренция» означает борьбу, противоборство субъектов хозяйствования за наличие лучших условий осуществления своей экономической деятельности [1]. Каждое предприятие, организация стремятся выйти на рынок с новым, инновационным, уникальным продуктом (услугой), значительно повысить объемы продаж и занимаемую долю рынка, получить дополнительную прибыль по сравнению с аналогичными субъектами хозяйствования [1]. Данные конкурентные преимущества достигаются за счет использования инноваций, разработки новых уникальных свойств продуктов и развития технологий [2].

В теории конкуренции исследование данной категории впервые появилось в работах ведущих ученых-экономистов и иных исследователей в середине XVIII века [14]. Всемирно известный ученый-теоретик, экономист, изучавший экономическую теорию и экономические процессы, А. Смит в своем научном труде «Исследование о природе и причине богатства народов» представил основные понятия, обобщил теорию конкуренции, дополнил ее следующими новыми терминами и положениями [9]:

— ученым был сформулирован термин «конкуренция» как борьба, противоборство, соперничество, которые снижают цены при наличии переизбытка общественных благ [9];

— им был обобщен главный принцип рыночной конкуренции («принцип невидимой руки рынка»), согласно которому субъекты рыночного хозяйствования действуют по определенному положению, правилу, а также данный принцип заставляет развиваться рынок в направлении, которое необходимо обществу [9];

— был предложен и разработан механизм управления конкуренцией, через который может выравнивается норма отраслевой прибыли, приводящая к более оптимальному распределению производственных ресурсов по отдельным отраслям деятельности [9];

— сформированы основные условия в разрезе исследования рыночной конкуренции, которые включают субъектов конкурентного рынка, наличие информации о рынке, наличие, использование и мобильность имеющихся ресурсов, невозможность субъектов рынка повлиять на конъюнктуру, а также на цены при сохранении определенного качества и количества продукции (услуг) [9];

— обосновано, что развитие новшеств у субъектов хозяйствования является главным двигателем общественного прогресса и развитием степени их конкурентоспособности [9];

— сформирована и апробирована модель монополистической конкуренции, которая наглядно представляет, что в условиях развития рыночных отношений наиболее вероятна ситуация полного насыщения рынка продукцией (услугами), а также оптимального применения экономических ресурсов в объеме всего государства [9].

Английский ученый Давид Рикардо (1772—1823) в своем научном труде «Принципы политической экономии и налогообложения» сформулировал следующее положение: «...цены на рынке формируются под влиянием спроса и предложения при помощи конкуренции» [1]. В его научных исследования четко

* © Светловская Л.В., 2019

Светловская Лерика Витальевна (lira_mi@mail.ru), аспирант кафедры экономики инноваций, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

прослеживается мысль, что для получения дополнительной прибыли субъектам хозяйствования требуется выпускать новую продукцию, которая имеет отличные от существующей новые качества и свойства [1].

Другой ученый-экономист, Дж.Ст. Милль (1806—1873), внес существенный вклад в развитие концепции «чистой рыночной конкуренции» [7]. Он разработал понятия «экономия на эффекте масштаба», «альтернативные издержки», вывел математическое уравнение для формирования международного спроса на рынке, а также ввел новое понятие тройной классификации рыночной эластичности спроса на продукцию по цене [7].

Экономическая теория конкуренции, которая была представленная учеными английской классической школы политэкономии, явилась первой фундаментальной наукой, где были раскрыты основные вопросы и понятия конкуренции [2]. Ее главным недостатком явилась довольно узкая целевая направленность на понятие конкуренции в качестве «состязания» для выработки и получения дополнительных доходов субъектами хозяйствования, а представленная модель «совершенной конкуренции» была основана только на рыночных ценовых факторах, возникающих при конкурентных отношениях, что не совсем точно отражает смысл конкурентной борьбы [2].

Австрийский ученый-экономист Ф. Хайек (1899—1992) подверг критике ряд положений, разработанных классиками экономической теории [10]. Он полагал, что существование «совершенной конкуренции» невозможно, так как требуются государственное регулирование экономики и наличие административных и экономических ограничений [10]. В своей работе, написанной в 1948 году, «Использование знания в обществе» он представил более полную характеристику конкуренции как необходимого процесса для развития субъектами экономики знаний по ситуации на рынке [10]. Знания рыночной ситуации развивают требуемую производственную деятельность, участвуют в выпуске новой продукции, а конкуренция, согласно его теоретическим положениям, путем использования рыночных цен осуществляет информирование субъектов хозяйствования о наиболее эффективном применении ограниченных производственных ресурсов [1]

Ученый-неоклассик А. Маршалл (1842—1924) в своей работе «Принципы политической экономии» предложил и обосновал принципы механизма формирования рыночной равновесной цены при помощи предельной полезности, предельной производительности труда и совершенной конкуренции [6]. Он сформировал модель монополистической конкуренции, которая учитывала развитие потребностей покупателей и технологий с учетом развития инноваций [6].

В первой половине ХХ века был издан ряд фундаментальных трудов: Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (1933), Дж. Робинсона «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933), П. Сраффы «Законы получения доходов в условиях конкуренции» (1926), где авторы открыли, что крупные компании при повышении объемов производства смогут применять дополнительные преимущества за счет использования новых, уникальных качеств продукции, находящиеся за границами совершенной конкуренции [12].

Ученый-экономист из США Э. Чемберлин (1899—1967) в теории конкуренции привел новое понятие — «монополистическая конкуренция». Он доказал, что цены на рынке имеют тенденцию движения к значению, которое определяется соответствием монополии и чистой конкуренции [12]. Согласно его мнению, конкуренция и монополия — это взаимосвязанные процессы и явления: рынок производителей при монополистической конкуренции формируется и определяется качеством товаров (услуг), затратами на их сбыт и ценой, которая зависит от новизны реализуемой продукции [12].

Свое дальнейшее развитие теория монополии получила в работах А. Курно [5], определивших тождественность маржинального дохода и равновесной монопольной цены на рынке на готовые товары и услуги, что и привело к появлению «чистой монополии». В дальнейшем его открытия были развиты Ф. Эджуортом и А. Лернером [13].

Для анализа конкурентоспособности субъектов хозяйствования на рынке используется теория конкуренции, которая была разработана М. Портером [8]. Он в своих трудах обосновал, что конкуренция проявляется при воздействии пяти факторов: появления на рынке новых продавцов; противоборства между имеющимися на рынке конкурентами; возможности потребителей к торгу; способности поставщиков к торгу (в нашем случае — использования отдельных инновационных разработок); появления на рынке новых товаров-субститутов и товаров-комплементов [8]. При этом каждый из данных факторов определяет объем прибыли и может изменяться в зависимости от вида деятельности субъектов хозяйствования [8]. На уровень рыночной конкуренции также влияет государственное регулирование экономических процессов, а также уровень конкурентоспособности самой компании [8].

В теории «конкурентных преимуществ» М. Портера говорится, что любая организация может использовать имеющийся набор конкурентных преимуществ: производительности труда, качества продукции, инновационных технологий, квалификации персонала и пр. [8].

Конкурентоспособность субъектов хозяйствования складывается из конкурентоспособности продукции и конкурентных возможностей самой компании, определяемых использованием факторов влияния: государственного регулирования, инвестиционных вложений в производство, используемых инноваций, технологической модернизации, внедрения новых принципов маркетинга [11].

Далее отметим, что в настоящее время на конкурентные способности субъектов хозяйствования существенное влияние оказывают четыре группы внешних влияющих факторов: рыночные, финансовые, инновационные и социальные. Одни из данных факторов влияют на конкурентоспособность и формируют ее изменения, а другие — на обеспечение конкурентоспособности продукции [14].

Конкурентоспособность субъектов хозяйствования является функцией, зависящей от: цены, качества продукции, рыночных и маркетинговых исследований, используемых инноваций, послепродажного обслуживания и пр. [4].

Формирование и развитие конкурентоспособности субъектов хозяйствования — это создание и поддержание требуемого уровня их устойчивости деятельности на всех стадиях разработки, создания и продвижения продукции (услуг) на рынке до конечного пользователя [2]. Обеспечение рыночной конкурентоспособности — это определенная совокупность действий, которые направлены на предупреждение понижения определенного значения уровня конкурентоспособности [3]. Методы обеспечения конкурентоспособности — это наличие инструментария приемов и действий, которые направлены на достижение необходимого уровня конкурентоспособности [3]. Основным методом управления и развития конкурентоспособности субъектов хозяйствования по-прежнему остаются инновации, инновационная активность. От степени их развития зависят основные позиции компаний по успешной деятельности на рынке [4].

Современная рыночная действительность не оставляет никаких сомнений в том, что сотрудничество субъектов рынка также не исключает их соперничества, а наоборот, предполагает его наличие [14]. Имеющийся интерес к противоборству на рынке с конкурентоспособным партнером базируется на признании партнера способным к осуществлению конкурентных действий [14]. Одной из главных черт конкурентоспособности субъектов хозяйствования является их относительность, определяющая, что конкурентоспособность организации оценивается только при сравнении ее с другими субъектами [3].

Проведенный автором БТБР-анализ субъектов хозяйствования позволил определить их сильные и слабые стороны по критерию конкурентоспособности (табл. 1).

Таблица 1

8ТЕР-анализ субъектов хозяйствования по критерию конкурентоспособности [3]

Сильные стороны Слабые стороны

Существенный уровень развития научно-образовательного, инновационного потенциала и НИОКР [3] Снижение численности трудовых ресурсов, нехватка квалифицированных кадров для реализации инновационно-инвестиционных проектов [14]

Значительный научный и инженерный авторитет государства Невысокая производительность труда (наличие технологической отсталости)

Относительно низкий уровень стоимости трудовых ресурсов, по сравнению с другими странами [3] Низкий уровень использования инновационного и научно-образовательного потенциала [14]

Значительный уровень развития обрабатывающей и добывающей промышленности [3] Существенный износ основных производственных фондов предприятий, объектов инженерной инфраструктуры [3]

Эффективная система профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала Низкий уровень развития энергомощностей, нехватка энергоснабжения [14]

Высокий потребительский потенциал рынка [3] Неразвитость транспортно-логистической структуры

Наличие благоприятного нормативно-правового режима для субъектов хозяйствования, развития бизнеса Существенные диспропорции в уровне экономического и социального развития, инвестиционной привлекательности [3]

Наличие существенных природных и производственных ресурсов [3] Низкая степень использования туристско-рекреационного потенциала государства

Кроме факторов влияния, которые определяют сильные и слабые стороны на микроуровне хозяйствования и присущи всем организациям и предприятиям в экономике РФ, существенное влияние на их функционирование и конкурентоспособность оказывают внешние или макроэкономические факторы (нормативно-правовые, экономические, политические, социальные, технологические, факторы влияния глобального рынка) [14]. Данные факторы, которые несут в себе дополнительные возможности для развития, а также потенциальные угрозы субъектам хозяйствования, существенным образом оказывают влияние на развитие конкурентоспособности и возможности для использования инновационных преимуществ (табл. 2).

В связи с имеющимися различными параметрами и характеристиками конкурентоспособности при осуществлении ее оценки для субъектов хозяйствования используют единичный и комплексный (системный) критерии. Единичный критерий — это просая характеристика по определению уровня конкурентоспособности, например степень информатизации производства, рыночная цена продаж [1]. Комплексный критерий конкурентоспособности представляет собой уже совокупность характеристик, которые определяют уровень конкурентоспособности субъекта. Он может быть групповым и обобщенным [3].

Обобщенным критерием может служить рейтинг конкурентоспособности. Групповым рейтингом конкурентоспособности является группа характеристик, формирующих конкурентоспособность продукции (услуги) с различных сторон, например: имидж компании, цена потребления, уровень качества продукции, информативность услуги и пр. [3].

Таблица 2

Потенциальные возможности и потенциальные угрозы для развития конкурентоспособности субъектов хозяйствования и отраслей экономики РФ [14]

Потенциальные возможности Потенциальные угрозы

Расширение деятельности РФ со странами ШОС, АТЭК, БРИКС, Китаем [4] Негативные демографические тренды (снижение численности и старение населения) [3]

Внедрение политики импортозамещения [1] Введение экономических санкций США и странами Европы против России [14]

Финансирование на государственном уровне программ развития кластеров и инноваций [2] Технологическое отставание РФ в высокотехнологичных отраслях [2]

Становление и развитие институтов гражданского общества в России Снижение объемов иностранных инвестиций в российскую экономику [2]

Политическая и экономическая стабильность в развитии государства [5] Требовательная бюджетно-налоговая политика и высокий уровень налогообложения [1]

Развитие новых ресурсо- и энергосберегающих инновационных технологий [4] Техногенные и экологические и катастрофы, угрозы терроризма [3]

Осуществление крупных инвестиционных проектов, развитие финансовой системы [3] Наличие и рост конкуренции между заграничными странами и российскими регионами за привлечение инвестиций [14]

Значительный интерес зарубежных инвесторов к ресурсам страны [1] Наличие колебаний рыночной конъюнктуры, повышение курсов валют, цен на энергоносители [14]

Как вывод отметим, что формирование и развитие конкурентоспособности субъектов хозяйствования экономики РФ определяется стратегически важными ресурсами для ее развития, образующими фундамент для планирования и реализации инвестиционной деятельности с учетом потребностей общества и нейтрализации диспропорций территориального развития страны [3].

Библиографический список

1. Балуг М. Рикардо Давид // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. СПб.: Экономикус, 2008. С. 246—251. (Библиотека «Экономической школы», вып. 42). ISBN 978-5-903816-01-9.

2. Дзина М.А. Теоретические основы формирования механизма управления конкурентоспособностью предприятия // Культура народов Причерноморья. 2006. № 95. С. 118—126.

3. Жабин А.П., Кислинская М.В. Управление предприятиями. Оценка качества систем управления и повышение конкурентоспособности: монография. Самара: Самарский государственный экономический университет, 2012. 181 с.

4. Ильенок А.О. Совершенствование экономических механизмов повышения конкурентоспособности предприятий: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2005. 221 с.

5. А. Курно // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.

6. Маршал М.А. Принципы политической экономии / пер с англ. М.: Прогресс, 1983. 148 с.

7. Милль Дж. С. Основы политической экономии. Т. III. М., 1981.

8. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калининой. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 715 с.

9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. 677 с.

10. Хайек Ф.А. Использование знания в обществе // American Economic Review, XXXV, № 4 (September, 1945). С. 519-530.

11. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. 470 с.

12. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996.

13. Эджуорт Фрэнсис Исидро / Зеленев С. Б. Чаган — Экс-ле-Бен // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969—1978. Т. 29. М.: Советская энциклопедия, 1978.

14. Экономика России // Энциклопедия стран мира [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki. Загл. с экрана (дата обращения: 06.03.2018).

References

1. Blaug M. Ricardo, David. 100 velikikh ekonomistov do Keinsa [100 great economists before Keynes] = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. SPb.: Ekonomikus, 2008, pp. 246-251 (Library of «Economic school», issue 42). ISBN 978-5-903816-01-9 [in Russian].

2. Dzina M.A. Teoreticheskie osnovy formirovaniya mekhanizma upravleniya konkurentosposobnost'yu predpriyatiya [Theoretical bases of formation of the mechanism of management of competitiveness of an enterprise]. Kul'tura narodov Prichernomor'ya, 2006, no. 95, pp. 118—126 [in Russian].

3. Zhabin A.P., Kislinskaya M.V. Upravlenie predpriyatiyami. Otsenka kachestva sistem upravleniya i povyshenie konkurentosposobnosti: monografiya [Enterprise Management. Quality assessment of management systems and improving competitiveness: monograph]. Samara: Samarskii gosudarstvennyi ekonomicheskii universitet, 2012, 181 p. [in Russian].

4. Il'enok A.O. Sovershenstvovanie ekonomicheskikh mekhanizmovpovysheniya konkurentosposobnostipredpriyatii: dis. ... kand. ekon. nauk [Improvement of economic mechanisms to improve the competitiveness of enterprises: Candidate's of Economic sciences thesis]. Saratov, 2005, 221 p. [in Russian].

5. Cournot A. In: Entsiklopedicheskii slovar' Brokgauza i Efrona: v 86 t. (82 t. i 4 dop.) [Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary: in 86 vol. (82 vol. and 4 additional)]. SPb., 1890—1907 [in Russian].

6. Marshall A. Printsipypoliticheskoi ekonomii. Per s angl. [Principles of economics. Translated from English]. M.: Progress, 1983, p. 148 [in Russian].

7. Mill John S. Osnovy politicheskoi ekonomii. T. III [Principles of political economy with some of their applications to social philosophy. Vol. III]. M., 1981 [in Russian].

8. Porter M. Konkurentnoe preimushchestvo: Kak dostich' vysokogo rezul'tata i obespechit' ego ustoichivost'. Per. s angl. [Competitive advantage: How to achieve high results and ensure its stability. Translation from English]. M.: Al'pina Biznes Buks, 2005, 715 p. [in Russian].

9. Smith A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations]. M.: Sotsekgiz, 1962, 677 p. [in Russian].

10. Hayek F.A. Ispol'zovanie znaniya v obshchestve [The Use of Knowledge in Society]. American Economic Review, XXXV, no. 4 (September, 1945), pp. 519-530 [in English].

11. Fatkhutdinov R.A. Konkurentosposobnost': ekonomika, strategiya, upravlenie [Competitiveness: economy, strategy, management]. M.: Publishing Izdatel'sko-knigotorgovyi tsentr «Marketing», 2002, 470 p. [in Russian].

12. Chamberlin E. Teoriya monopolisticheskoi konkurentsii [Theory of monopolistic competition]. M.: Ekonomika, 1996, p. 29 [in Russian].

13. Edgeworth Francis Ysidro, Zelenev S.B. Chagan — Eks-le-Ben [Chagan — Aix-Les-Bains]. In: Bolshaya Sovetskaya entsiklopediya: [v 30 t.]. Pod. red. A.M. Prohorova, 1969-1978, t. 29 [Great Soviet Encyclopedia: [in 30 vol.]. A.M. Prokhorov (Ed.); 1969—1978, vol. 29]. M.: Sovetskaya entsiklopediya, 1978 [in Russian].

14. Ekonomika Rossii [Russian economy]. In: Entsiklopediya stran mira [Elektronnyi resurs] [Encyclopedia of the countries of the world [Electronic resource]]. Available at: http://ru.wikipedia.org/wiki. Title from the screen (accessed 06.03.2018) [in Russian].

L.V. Svetlovskaya*

THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF COMPETITIVENESS OF ORGANIZATIONS AND ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF INNOVATION MANAGEMENT

Management and development of innovation is largely determined by the level of competitiveness of enterprises and organizations engaged in it.

The article presents the theoretical aspects of analysis of the essence and concept of the term «competitiveness» in relation to the development of innovation.

Key words: competition, competitiveness, innovation, management, enterprises, organizations, market, quality, price, profit, monopoly, society, resources, advantages.

Статья поступила в редакцию 5/II/2019. The article received 5/II/2019.

* Svetlovskaya Lerika Vitalievna (lira_mi@mail.ru), post-graduate student of the Department of Innovation Economics, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.