Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курилкина Ольга Александровна, Шляхтин Михаил Юрьевич

Настоящее исследование посвящено анализу теоретических аспектов института общественного контроля как одной из функций управленческой деятельности. Авторы рассматривают данный институт сквозь призму реформ отечественного законодательства и изменения сознания общества. Так, одной из форм общественного контроля, ставшей «привычной» обществу, - стало использование общественных наблюдателей при проведении итоговой аттестации в школах (ОГЭ, ЕГЭ). Кроме того, в работе затрагивается и лексическое значение института контроля, и его доктринальное понимание. Авторы уделяют внимание не только самому понятию контроля, но и его функциям, реализуемым в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE INSTITUTE OF PUBLIC CONTROL AS ONE OF THE FUNCTIONS OF MANAGEMENT ACTIVITIES

This study is devoted to the analysis of theoretical aspects of the institution of public control as one of the functions of management activities. The authors consider this institution through the prism of reforms of domestic legislation and changes in the consciousness of society. Thus, one of the forms of public control that has become “familiar” to society is the use of public observers during the final certification in schools (OGE, USE). In addition, the work touches upon both the lexical meaning of the institute of control and its doctrinal understanding. The authors pay attention not only to the very concept of control, but also to its functions implemented in modern society

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ганически связанные между собой социальные явления, что обусловливает единство комплекса осуществляемых мер по их обеспечению и охране. Понятие общественной безопасности определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступлений, других противоправных действий и последствий чрезвычайных ситуаций. В процессе своего развития менялись ее формы, цели и задачи, однако, суть остается прежней и по сей день. С каждым веком усиливалась роль и значение общественного порядка, общественной безопасности и благосостояния граждан. С XVIII века и по настоящее время стремительно развивалась система органов, обеспечивающая общественную безопасность в государстве. Были расширены функции и полномочия ведущих и основных субъектов обеспечения общественной безопасности. Также, рассмотрев деятельность Росгвардии и возложенные на нее задачи и полномочия, следует сказать, что она является своеобразным мощным силовым инструментом, которым, в должной мере, возможно обеспечивать защиту и охрану прав и свобод человека, и гражданина, сохранять материальные и духовные ценности общества, конституционный строй и суверенитет государства. На данный момент сохраняются угрозы общественной безопасности нашей страны, но осуществляются всевозможные пути их преодоления. В нашей стране деятельность по обеспечению общественной безопасности ведется на высоком уровне. Существует множество основных форм и методов обеспечения общественной безопасности. Самой популярной формой является участие граждан в охране общественного порядка. Именно наши граждане делают большой вклад в сохранение стабильной обстановки общественной безопасности наряду с правоохранительными органами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мулукаев, Р.С., Афанасьев В.С. Советская милиция как орган охраны правопорядка // Труды Академии управления МВД России. - 2020. - №4 (56). - С. 207-211.

2. Мурсалимов, Ф. И. Правовое обеспечение общественной безопасности // Скиф. 2021.- №4 (56) - С.222-225.

3. Хахалов, В.П. Росгвардия и ее роль в обеспечении государственной и общественной (социальной) безопасности России // Наука-2020. 2021.- №1 (46). - С.23-31.

О.А. Курилкина, М.Ю. Шляхтин

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Настоящее исследование посвящено анализу теоретических аспектов института общественного контроля как одной из функций управленческой деятельности. Авторы рассматривают данный институт сквозь призму реформ отечественного законодательства и изменения сознания общества. Так, одной из форм общественного контроля, ставшей «привычной» обществу, - стало использование общественных наблюдателей при проведении итоговой аттестации в школах (ОГЭ, ЕГЭ). Кроме того, в работе затрагивается и лексическое значение института контроля, и его доктри-нальное понимание. Авторы уделяют внимание не только самому понятию контроля, но и его функциям, реализуемым в современном обществе.

Ключевые слова: контроль, общество, образование, система управления, демократизация общества, государственно-общественное партнерство.

O.A. Kurilkina, M.Yu. Shlyakhtin

THEORETICAL ASPECTS OF THE INSTITUTE OF PUBLIC CONTROL AS ONE OF THE FUNCTIONS OF MANAGEMENT ACTIVITIES

Abstract. This study is devoted to the analysis of theoretical aspects of the institution of public control as one of the functions of management activities. The authors consider this institution through the prism of reforms of domestic legislation and changes in the consciousness of society. Thus, one of the forms of public control that has become "familiar" to society is the use of public observers during the final certification in schools (OGE, USE). In addition, the work touches upon both the lexical meaning of the institute of control and its doctrinal understanding. The authors pay attention not only to the very concept of control, but also to its functions implemented in modern society.

Keywords: control, society, education management system, democratization of society, state-public partnership.

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, потребовали пересмотра отношения к управленческой деятельности во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе, и в сфере образования. Существовавшая система управления, регламентировавшая четкое разделение труда и обязанностей, при жестком и постоянном государственном контроле всех структур сегодня неприемлема и невозможна.

В условиях демократизации общества значительно происходит расширение круга лиц и общественных объединений, которые участвуют в управленческой деятельности в сфере образования. Активное внедрение механизмов государственно-общественного партнерства стало неотъемлемой составляющей в организации качественной работы органов управления и организациями в этой сфере. Требования современного управления основываются на привлечении и активизации деятельности всех участников образовательного процесса в повышении качества образования и эффективности функционирования системы. По причине широкого внедрения инновационных процессов возникла необходимость в динамичном и гибком уточнении их направления деятельности и, прежде всего, на основе совершенствования контроля, - путем целесообразного сочетания новых научных подходов для получения оптимального результата. Поэтому, в современных условиях, в связи с требованием повышения качества в оказании образовательных услуг, возрастает значимость введения системы общественного контроля, обеспечивающего независимость и открытость реализации контрольной функции в управлении.

Система общественного контроля в сфере образования, в первую очередь, направлена на реализацию и защиту прав и интересов граждан, которые являются основными потребителями образовательных услуг. Институт общественного контроля дает возможность получать объективную информацию не только о качестве деятельности различных образовательных организаций, но и о деятельности органов управления образованием на различных уровнях, а также принимать участие в публичных обсуждениях принимаемых решений по вопросам образования.

Принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ), предопределило начало интенсивного внедрения различных форм и методов общественного контроль в сфере образования. Законом была создана правовая база для внедрения общественных институтов внешней независимой оценки качества образования, нормативно предписал привлекать работодателей, общественные объединения, экспертные организации в процессе аккредитации образовательных программ и др. [8].

Таким образом, право, которое имеют граждане на информацию, на непосредственное участие в управлении делами государства, посредством публичности обсуждения принимаемых решений, на индивидуальные и коллективные обращения и положение о том, что именно народ является источником власти в Российской Федерации, создает концептуальную основу такого правового феномена как общественный контроль [9].

Если 10-15 лет назад ещё горели дебаты о целесообразности введения общественного контроля в сферу образования, то на сегодняшний день теоретики и практики согласны во мнении, что контроль со стороны граждан, общественности за соблюдением выполнения государственных образовательных стандартов, защитой прав и свобод обучающихся, противодействие коррупции в образовательных организациях стали неотъемлемым элементом модернизации и успешного образования, контроль со стороны общественности «подстёгивает» ответственных за соблюдением стандартов на

более тщательное наблюдение за выполнением поставленных, дабы не быть уличёнными в некомпетентности и халатности.

Однако, несмотря на факт востребованности организации системы общественного контроля и частое использование этого термина в сфере государственного управления и других сферах общества, данное понятие до недавнего времени не раскрывалось ни в специальных нормативных правовых актах, посвящённых осуществлению общественного контроля, ни в различных актах другой направленности. Из чего следует вывод, согласно которому нормативно-правовая и, в большей мере, технологическая база ее реализации проработана в недостаточной мере до настоящего момента. В нормативной и научной литературе не укоренилось на сегодня единые понимания категории «общественный контроль», а в правовой практике отсутствует точное объяснение понятий - право на информацию, право на участие в управлении и др, из-за чего появляется возможность вольной трактовки терминов, благодаря чему возможность необъективной оценки ситуации по причине несфор-мулированности точного значения. [9].

В законодательных документах, которые определяют особенности организации и функционирования общественного контроля, в основном закреплены базовые понятия, а детальная правовая проработка в описании технологии и регулировании всех его процедур и этапов, четкие полномочия субъектов общественного контроля за деятельностью органов управления на всех уровнях и образовательных организаций - отсутствует. В различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе, и в области образования отмечается фрагментарность и несистемность организации общественного контроля, подобная «раздробленность» существенно ослабляет возможность проведения систематизации.

Таким образом, привлечение общественных наблюдателей к процедурам контроля в сфере образования реализуется в основном при проведении итоговой аттестации в школах (ОГЭ, ЕГЭ) [7]. В большей части, общественный контроль проявляется в отдельных жалобах и обращениях граждан по поводу получения некачественной услуги в области образования или нарушения своих прав. Результаты их рассмотрения, как правило, не имеют широкого общественного обсуждения, не осуществляется их систематизация и детальный анализ, из-за чего не появляется полноценной возможности при рассмотрении ссылаться на схожие детали других жалоб и обращений и отсутствует возможность объединений жалоб и обращений схожей тематики. Реализация этой формы общественного контроля зависит от собственной активности граждан, их настойчивости в защите своих прав, наличия гражданского самосознания, а точнее активности поведенческого компонента самосознания, который ответственен за готовность к действиям согласно представлениям человека о собственной роли гражданина государства.

Переходя непосредственно к рассмотрению института контроля, можно отметить, что контроль является неотъемлемым компонентом любой деятельности человека. Выполняя одну из основных функций процесса управления, он применяется как элемент «обратной связи» во всех областях жизни общества. Контроль связан со всеми функциями управления. Это процесс соотношения реально достигнутых результатов, с ранее намеченными на начальном этапе осуществления управленческого цикла. Контроль, как функция управления применяется в различных областях человеческой деятельности.

Само слово «контроль» пришло к нам из французского языка - «controle» и обозначает встречную, повторную запись с целью проверки первого его варианта. В социально-экономической литературе встречаются разнообразные определения этой функции управления. Под контролем понимают и проверку объектов для удостоверения в соответствии нормативам, и наблюдение, надзор за чем -либо или кем-либо в целях проверки, и испытание. Контроль позволяет выявлять, корректировать и исправлять отклонения в управленческом цикле, обеспечивая более эффективное достижение поставленных целей [10].

Контроль в узком и широком смысле был рассмотрен А.В. Новиковым. Понимание контроля в широком смысле - это политические и экономические процессы, направленные на обеспечение стабильности государства, общества, соблюдение социальных норм. А в узком значении, под контролем понимается проверка принятых управленческих решений, деятельности организаций, соблюдение нормативов, выполненных заданий и запланированных мероприятий и т.д. [6].

В процессе рассмотрения применения понятия «контроль» относительно технических наук, ученые под ним понимают опытную процедуру, при помощи которой можно установить степень соответствия определенным качествам исследуемого объекта [2].

Таким образом, в понимании и трактовке сущности контроля не сложилось единого мнения на нынешний момент. Ученые под контролем понимают и систему, и функцию, и средство, и метод, и деятельность и т.д.

В. И. Лукьяненко характеризует особенности контроля как функции управления, представляет его как проверку организации и качества управленческой деятельности, путем сравнивания достигнутых промежуточных или конечных результатов с установленными нормами, решениями и различными нормативными документами [5].

Однако, целями контроля считаются не только выявление и анализ результатов деятельности. Контроль помогает в оптимальном расходовании различных ресурсов организации, обеспечивает готовность организации к различным (внутренним и внешним, социальным и экономическим) переменам, а также продуктивность деятельности и устойчивость развития [1].

Контроль, осуществляемый в различных сферах жизнедеятельности человека, способствует решению следующих задач:

- обеспечение обратной связи - руководитель получает экспресс-информацию о процессе осуществления той или иной деятельности и ходе выполнения управленческих решений;

- получение руководителем актуальной текущей информации для принятия решения в условиях неопределенности;

- обеспечение своевременного контроля как условие предупреждения возникновения кризисных ситуаций;

- поддержка эффективных и удачных направлений в различных сферах деятельности.

Таким образом, контроль в системе управления выполняет несколько функций:

- диагностическая - исследует реальное положение дел в организации;

- стимулирующая - мотивирует к эффективной и качественной деятельности в организации;

- коммуникативная - направлена на установление обратной связи;

- ориентирующая - помогает в выявлении ведущих направлений деятельности организации, требующих особого внимания;

- корректирующая - способствует исправлению недочетов и улучшению работы на основе полученных данных контроля.

Контроль, как и любая деятельность, имеет свой объект и субъект. Объектами контроля могут выступать различные показатели деятельности человека, организации, а также их составляющие -время, ресурсы (финансовые, информационные), внутренняя и внешняя среда, поведение участников организации и др.

Субъектами контроля могут являться лица, которые не зависимо от занимаемой должности и положения в иерархической структуре организации принимают решения в определенном направлении. Таким образом, контроль может осуществлять как руководитель, который отслеживает эффективность и результаты работы всех подчиненных, так и определенный работник, отвечающий, например, за работу технического инструментария, отслеживание финансовых ресурсов и т.д. То есть у каждого субъекта контроля свой объем контрольной деятельности, определенный уровень ответственности. Однако, каждым руководителем для организации продуктивной работы должны создаваться и использоваться эффективные методы и средства воздействия на подчиненных.

Контроль, имея свой объект, предмет и субъект, применяется в различных организациях с определенной целью, поэтому единой классификации видов контроля не было разработано.

По периодичности выделяют оперативный, тактический, стратегический контроль [12].

Оперативный контроль над деятельностью системы (организации) и выполнения работ осуществляется довольно часто, иногда ежедневно, в соответствии с процессами производства (деятельности) в организации.

Тактический контроль в организации осуществляется при анализе реализации тактических планов. Объектами тактического контроля становятся внутренняя среда системы, достигнутые показатели в сравнении с запланированными. Главная задача тактического контроля - выявление расхождений от установленных стандартов и принятие коррекционных мер. В организациях, где управление осуществляется на основе демократических принципов и децентрализации тактический контроль может подменяться самоконтролем, когда сами работники или отделы выполняют контролирующую функцию.

Стратегический контроль предназначен для регулирования деятельности системы (организации) с позиции достижения ее долгосрочных целей, а также взаимодействия с внешней средой. Из-за непостоянности и нестабильности внешней среды, абстрактности далеких перспектив и, соответственно, сложности в разработке стандартов и критериев оценивания. Этот вид контроля является наиболее сложным. Несмотря на это, стратегическое планирование и контроль являются неотъемлемыми составляющими современного менеджмента организаций, осуществляющих деятельность в различных сферах (образование, экономика и т.д.).

По времени осуществления контроля - предварительный, текущий, заключительный.

Предварительный контроль предшествует началу любой деятельности. Данный вид контроля в организации может осуществляться в трех направлениях, анализ входных ресурсов - человеческих, материальных и финансовых.

Контроль человеческих ресурсов состоит в анализе профессиональной квалификации работников, готовности людей выполнять определенные профессиональные функции.

Оценка состояния и готовности материально-технической базы, средств и предметов труда в системе (организации) является объектом контроля материальных ресурсов.

Предварительный контроль финансовых ресурсов состоит в анализе финансового обеспечения производственного процесса, потребности в ресурсах, предварительного прогноза в прибыли.

Цель текущего контроля состоит в своевременном выявлении отклонений в процессе непосредственного осуществления работы. Такая обратная связи осуществляется чаще всего руководителем организации (подразделения) над сотрудниками (подчиненными). Систематическая проверка деятельности сотрудников, обсуждение появляющихся проблем и предложений по улучшению работы обеспечит исключение ошибок в реализации намеченных планов и инструкций.

Цель итогового контроля - оценить результаты деятельности системы (организации) в целом или отдельного структурного подразделения. На основе полученных показателей принимаются соответствующие решения и предложения - объективное планирование будущей деятельности, мотивация сотрудников.

По функциональному направлению контроль бывает финансовый, маркетинговый, производственный, кадровый; по степени автоматизации - неавтоматизированный, смешанный (частично автоматизированный), автоматизированный и др.

В зависимости от субъекта, осуществляющего контрольные функции (общественные организации, государство, частные лица и т.д.), контроль подразделяется на государственный и общественный.

В какой бы сфере человеческой деятельности мы не анализировали назначение контроля, в самой процедуре выделяют три этапа.

На первом - происходит установление стандартов деятельности, то есть целей, которые определены организацией или нормативными документами. Их определение и выбор является важным этапом в организации любой деятельности. Определение стандартов, нормативов происходит на основе понимания миссии организации, целей и функционального назначения. Сформированные четкие количественные и качественные стандарты, показатели и нормативы обеспечат эффективное управление и контрольную деятельность. Развитие технологий в различных областях деятельности человека требует постоянного пересмотра актуальных стандартов и нормативов.

Второй этап - соотнесение достигнутых результатов с запланированными, ранее установленным стандартом. Используя данную процедуру, появляется возможность определить наличие отклонений (в положительную или отрицательную сторону), раскрыть факторы и условия их появления.

Также важно определить, насколько допустимы и безопасны выявленные отклонения от показателей.

На третьем этапе происходит принятие управленческих решений (в зависимости от результатов второго этапа) и их реализация [11].

Контроль, как и любая деятельность, осуществляется на основе соблюдения определенных принципов, которые формируют методологическую основу - фундамент для разработки системы и осуществления контрольной деятельности [3].

Контроль является одной из составляющих и неотъемлемой частью управленческой деятельности в любой сфере. И все участники системы (организации) должны понимать значимость контроля для организации эффективной работы, а не воспринимать контроль как недоверие к сотрудникам.

Принцип объективности. При оценке и принятии соответствующих решений при осуществлении контроля не должны допускаться личные симпатии или антипатии субъекта контроля. Только опора на объективные показатели, понятные каждому работнику при осуществлении контрольной деятельности, обеспечит эффективную работу.

Принцип учета специфики деятельности. Выбор средств и методов контроля должны определяться характером деятельности определенной системы (организации) и соответствовать ее миссии, функциями, стратегии.

Принцип гибкости контроля. Определение стандартов и показателей контроля должны постоянно перепроверяться и быть актуальными. В соответствии с изменением самих стандартов и система контроля должна адаптироваться к этим изменениям.

Принцип ориентации на стандарты. При определении стандартов контроля, качественные показатели должны быть ясными и однозначными для понимания, а количественные отражать показатели результативности и эффективности деятельности.

Принцип активности контроля. Контрольная деятельность должна осуществляться систематично и своевременно. Только в этом случае она дает возможность вовремя обнаружить отклонения и устранить их.

Принцип экономичности означает, что временные и экономические затраты на ее осуществление не должны превышать преимущества от использования этой системы контроля.

Принцип учета человеческого фактора. Контрольная деятельность отражает личностные характеристики, как самого руководителя, так и сотрудников при ее осуществлении и при выработке решений.

Управление современными системами (организациями) требуют пересмотра всех ее функциональных компонентов, в том числе и контроля. Менеджмент определяет основные тенденция развития контроля[4].

Децентрализация. Контрольная деятельность в организациях должна основываться на децентрализации, т.е. распределение и закрепление контрольных функций не только за руководителем организации, но и другими лицами и структурными подразделениями, непосредственно участвующие или заинтересованные в эффективной работе данной системы. Это могут быть потребители и заказчики той или иной продукции или услуги, общественные организации, руководители структурных подразделений и т.д.

Изменение содержания контроля и новые методы его организации. Новый подход в менеджменте основывается на контроле не затрат и промежуточных показателей, а на измерении и оценивании реального результата. Контроль при адекватном и эффективном управлении должен перерасти в самоконтроль. Также важно, чтобы контроль основывался не на одностороннем воздействии, а опирался на диалог и обратную связь. Методы контроля должны создавать условия для обмена информацией, которая, с одной стороны, обеспечивает эффективное и оперативное решение управленческих задач, и с другой, дает возможность подчиненным работать точнее.

Развитие новых информационных систем. Использование новых информационных технологий обеспечивает автоматизацию процесса управления и контроля. Современные телекоммуникационные технологии дают возможность оперативно организовывать контроль и анализировать содержание полученной информации.

Повышение роли общественного контроля. В связи с расширением полномочий организаций в выборе направлений и методов осуществления деятельности, в настоящее время повышается роль общественного и внутреннего контроля в различных сферах деятельности человека.

Таким образом, контроль - неотъемлемый элемент управления любой системой (организацией) и рассматривается как процесс получения информации о контролируемом объекте, отклонениях в результатах или деятельности от принятой нормы с целью оказания воздействия на него для искоренения обнаруженных отклонений. Построение оптимальной и действующей системы контроля - задача сложная, но необходимая для предупреждения кризисных ситуаций в системе организации и мобилизации ресурсов для достижения эффективных результатов деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердникова, Е.В. Международные правовые стандарты в сфере общественного контроля // Международное публичное и частное право. 2018. N 4. - С. 6-9.

2. Болычевцев, А. Д. Элементы общей теории технического контроля: монография / А. Д.Болычевцев, Л. А. Болычев-цев; Курск. гос. техн. ун-т. - Курск, 2010. - C. 14.

3. Контроль как функция менеджмента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://megalektsii.ru/s7133t7.html

4. Контроль понятие и сущность, этапы контроля, виды контроля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://referatwork.ru/new/source/82190text-82190.html

5. Лукьяненко, В. И. Контроль в системе государственной службы. - М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 1995. - С. 5.

6. Новиков, А. В. Контроль в социально-политической системе российского общества: [монография] / А. В. Новиков.

- М.: Соврем. Экономика и право, 2018. - С. 7.

7. Общественный контроль в сфере высшего образования: монография / В. В. Насонкин, Е. Н. Рябова, Т. В. Черкасова; под общ. ред. В. В. Насонкина. - М.: Галлея Принт, ФЦОЗ, 2018. - 462 с.

8. Федеральный Закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (с послед. изм. и доп. от 30 декабря 2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 1 (часть I) ст. 20.

9. Околеснова, О. А. Общественный контроль: информационно-правовые проблемы теории и практики: монография.

- М.: 2018. - С. 56.

10. Теория управления: Учебник [Электронный ресурс] / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А.Л. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2017. - 558 с. - Режим доступа: https://refdb.ru/look/1654483.html.

11. Удалов Ф.Е. Основы менеджмента: Учебное пособие / Ф.Е. Удалов, О.Ф. Алехина О.С. Гапонова. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет 2018. - 363 с.

12. Характеристика контроля как функции управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lektsia.com/4xa340.html

О.А. Курилкина, П.В. Пашковский, С.И. Пономаренко

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ К ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ

Аннотация. Данное исследование посвящено основным направлениям уголовно-правового противодействия к жестокому обращению с животными. Автор внимательно анализирует отечественное уголовное законодательство в сфере привлечения к уголовной ответственности по ст. 245 УК РФ. Кроме этого, в работе рассматривается доктринальный аспект данного института.

Ключевые слова: жестокое обращение, животные, уголовно-правовое противодействие, садизм.

O.A. Kurilkina, P.V. Pashkovsky, S.I. Ponomarenko

THE MAIN DIRECTIONS OF CRIMINAL LAW COUNTERACTION TO CRUELTY TO ANIMALS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.