Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТОРГОВАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лямин Борис Михайлович

Предмет. Теоретические особенности инновационно-инвестиционной деятельности предприятий торговой отрасли.Цели. Проанализировать существующий понятийный аппарат, применяемый отечественными и за- рубежными учеными в области инноваций и инвестиций. Сформулировать авторские определения ка- тегориям «инновации», «инвестиции», «инновационная деятельность» и «инновационно-инвестиционная деятельность» с учетом отраслевых особенностей торговых предприятий. Выявить особенности инно- вационно-инвестиционной деятельности предприятий торговли.Методология. Применяется общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция и обобщение. Для выявления особенностей инновационно-инвестиционной деятельности применялся метод моделиро- вания.Результаты. Систематизирован отечественный и зарубежный понятийный аппарат инновационно- инвестиционной деятельности; выявлены особенности инновационной и инвестиционной деятельности торгового предприятия. Даны авторские определения понятий «инновации», «инвестиции», «инновацион- ная деятельность», и «инновационно-инвестиционная деятельность».Выводы. Таким образом, инновационно-инвестиционную деятельность предприятия можно охарак- теризовать, как совокупность процессов предприятия по реализации созданных или приобретенных ин- новационных решений для реализации стратегических задач предприятия. В результате анализа особен- ностей инновационной и инвестиционной деятельности торгового предприятия была построена схема, отражающая исследуемую деятельность торгового предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF INNOVATIVE-INVESTMENT ACTIVITY OF COMPANIES OF THE TRADE INDUSTRY

Subject. Theoretical features of innovative and investment activities of enterprises of the trade sector.Goals. Analyze the existing conceptual apparatus used by domestic and foreign scientists in the field of innova- tion and investment. To formulate author’s definitions to the categories of «innovation», «investment», «innova- tion activity», and «innovation-investment activity», taking into account the industry features of trade enterprises. Identify the features of innovation and investment activities of trade enterprises.Methodology. Applied general scientific methods, such as analysis, synthesis, induction and generalization.To identify the features of innovation and investment, the modeling method was used.Results. The domestic and foreign conceptual apparatus of innovation-investment activity is systematized; features of innovative and investment activity of the trading enterprise are revealed. Author’s definitions of the concepts «innovation», «investment», «innovation activity», and «innovation-investment activity» are given.Conclusions. Innovation and investment activity of an enterprise can be characterized as a set of enterprise processes for the implementation of created or purchased innovative solutions for the implementation of strategic objectives of the enterprise. As a result of the analysis of the features of the innovation and investment activities of the trading enterprise, a scheme was constructed that reflects the research activity of the trading enterprise.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ»

УДК 338.012

Борис Михайлович Лямин, аспирант, ФГАОУ «Санкт-Петербургский политехнический университет

Петра Великого»

e-mail: lyamin.bm@gmail.com

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ

Предмет. Теоретические особенности инновационно-инвестиционной деятельности предприятий торговой отрасли.

Цели. Проанализировать существующий понятийный аппарат, применяемый отечественными и зарубежными учеными в области инноваций и инвестиций. Сформулировать авторские определения категориям «инновации», «инвестиции», «инновационная деятельность» и «инновационно-инвестиционная деятельность» с учетом отраслевых особенностей торговых предприятий. Выявить особенности инновационно-инвестиционной деятельности предприятий торговли.

Методология. Применяется общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция и обобщение. Для выявления особенностей инновационно-инвестиционной деятельности применялся метод моделирования.

Результаты. Систематизирован отечественный и зарубежный понятийный аппарат инновационно-инвестиционной деятельности; выявлены особенности инновационной и инвестиционной деятельности торгового предприятия. Даны авторские определения понятий «инновации», «инвестиции», «инновационная деятельность», и «инновационно-инвестиционная деятельность».

Выводы. Таким образом, инновационно-инвестиционную деятельность предприятия можно охарактеризовать, как совокупность процессов предприятия по реализации созданных или приобретенных инновационных решений для реализации стратегических задач предприятия. В результате анализа особенностей инновационной и инвестиционной деятельности торгового предприятия была построена схема, отражающая исследуемую деятельность торгового предприятия.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, инновационная деятельность, инновационно-инвестиционная деятельность, торговая отрасль.

Особенностью современного хозяйствования является все более активное использование интеллектуальных ресурсов. Предприятиям для того чтобы оставаться конкурентоспособными необходимо все более активно внедрять инновационные технологии. В краткосрочной перспективе внедрение инноваций сопряжено с высоким риском и крупными вложениями инвестиций, однако, при этом, в долгосрочной перспективе инновационные преобразования позволят предприятию получить преимущество перед конкурентами. Для того чтобы выявить особенности использования инвестиций и внедрения инноваций предприятиями торговой отрасли, рассмотрим теоретические аспекты инновационно-инвестиционной деятельности предприятий торговли.

В настоящее время направления развития торговой отрасли определены Стратегией инновационного развития Российской Федерации до 2020 года. Взят курс на переход экономики на инновационную модель развития, при которой все большую роль будут играть высокие технологии и высококвалифицированные кадры. Соответственно, для происходящих процессов инновационного развития необходим глубокий анализ существующих подходов и разработка новых, более эффективных механизмов управления инновационно-инвестиционной деятельностью.

Цель работы: проанализировать существующий понятийный аппарат, применяемый отечественными и зарубежными учеными в области инноваций и инвестиций. Сформулировать авторские определения категориям «инновации», «инвестиции», «инновационная деятельность» и «инновационно-инвестиционная деятельность» с учетом отраслевых особенностей торговых предприятий. Выявить особенности инновационно-инвестиционной деятельности предприятий торговли.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: систематизирован отечественный и зарубежный понятийный аппарат инновационно-инвестиционной деятельности; выявлена взаимосвязь между инновационной и инвестиционной деятельностью торгового предприятия.

В настоящее время нет единого подхода к определению понятий «инновации», «инновационная деятельность», «инвестиции», «инновационно-инвестиционная деятельность». Особенно трудно найти определения, учитывающие отраслевую специфику. В связи с этим проанализируем существующий понятийный аппарат и сформулируем авторские определения, учитывающие особенности торговой отрасли.

Рассмотрим теоретические особенности категорий «инновации» и «инновационная деятельность». Основоположником теории инноваций принято счи-

тать австрийского экономиста Й. Шумпетера, который рассматривал инновации как новые вариации для развития предпринимательства. Вместе с тем, предпринимателями Шумпетер считал только тех субъектов экономической деятельности, которые предпринимали новые комбинации для извлечения прибыли. В результате своих исследований стал использовать термин «инновация», под которым подразумевал изменение, способствующее внедрению и использованию новых видов потребительских товаров, производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [15].

Особенно в теории инноваций состоит отметить открытие «Циклов Кондратьева» - теории больших экономических циклов в 50-60 лет, когда в процессе накопления технических решений экономика переходит на качественно новый уровень, такие переходы заключаются в обновлении материально-технической базы, процессов управления и т. д. Разработал теорию отечественный ученый-экономист Н.Д. Кондратьев. Он считал, что переход к новому экономическому циклу зависит, в первую очередь, от технического прогресса, внедрения научно-тех-

Существующие определения понятия «инновации» имеют ряд особенностей, так Гомилев-ская Г.А. и Бебенешев С.С. под инновацией понимают реальный продукт, а Шарф А.А. считает, что «инновации» - набор процессов, происходящих внутри предприятия, однако инновацией может быть продукт, услуга или процесс. Теоретически обоснованное и учитывающее специфику торговой отрасли определение Акмаевой Д.Р, в ее понимании инновации - результат инновационной деятельности торговых предприятий, который приводит к определенным улучшениям, вместе с тем пред-

нологический новшеств, которые изменяют состоявшийся уклад жизни общества [8]. Таким образом, Н.Д. Кондратьев отметил исключительную важность процессов по внедрению новых технологий в производство и их влияние на экономику.

Современные исследователи определяют понятие «инновации» по-разному: одни - рассматривают инновации как процесс, другие - как совокупность новшеств, третьи - как результат преобразования инновационной идеи в продукт. Так, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф Никсон считает, что инновация -это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. О необходимости внедрения инноваций говорили Майкл Леви, Бартон А. Вейтц, В. Ю. Котельников, В.В. Глухов, Д.Г. Родионов и др.

Для сравнения определения «инновации» было проведено исследование по систематизации данной категории с учетом специфики в этой области, информацию представим в виде таблицы 1.

приятия могут попросту купить уже готовое инновационное решение или продукт (патент, ноу-хау), для этого необязательно заниматься инновационной деятельностью.

Таким образом, исходя из проанализированных определений «инновации» и принимая во внимание отраслевые особенности предприятий торговой отрасли, сформулируем авторское определение категории «инновации».

Инновации в торговой отрасли - новшество, выраженное в форме продукта, услуги или процесса, полученное в результате инновационной или инве-

Таблица 1. Анализ понятия «инновации»

Автор, название Понятие «инновация»

Гомилевская Г.А процесс производства нового или усовершенствованного продукта, состоящий из нескольких этапов и направленный на повышение эффективности работы предприятий и организаций [5].

Бабенышев С.С. конечный результат трансформации научной идеи в уникальный продукт, реализуемый на рынке, отличающийся от ранее существовавших и имеющий явные конкурентные преимущества, позволяющие его производителю получить значительную экономическую выгоду [2].

Шарф А.А. набор определенных процессов, которые происходят внутри торгового предприятия и приводят к повышению конкурентоспособности предприятия, росту производительности труда и увеличению прибыльности [14].

Акмаева Д.Р. конечный результат инновационной деятельности экономических субъектов, который способствует усовершенствованию торговых процессов, преобразованию форм и методов торговли, а также улучшению и внедрению программных технологий [1].

стиционной деятельности торгового предприятия, направленное на совершенствование части торго-во-технологического процесса или торговой деятельности в целом, в результате которого предприятие получает значительную экономическую выгоду.

Инновацией может быть новое решение или более совершенная технология производства того или иного продукта или более совершенный процесс упаковки товара и т. д. Важной особенностью является то, что в условиях высококонкурентной среды необходимо постоянно находить новые решения и внедрять более совершенные технологии. Для того чтобы предприятие было более устойчивым на рынке, ему необходимо постоянно улучшать три основные параметра:

- скорость, увеличение скорости обслужива-

ния клиентов, сокращение времени доставки товаров, сокращение времени на осуществление покупки и т. д;

- качество, повышение качества продукции, повышение качества обслуживания, повышение качества услуг и т. д.;

- издержки, снижение себестоимости процесса продажи товара, повышение производительности труда и т. д.

Поэтому наиболее успешные торговые предприятия занимаются инновационной деятельностью, т. е. процесс поиска и внедрения новых решений у них происходит постоянно. Проанализируем существующие определения категории «инновационная деятельность», полученную информацию представим в виде таблицы 2.

Таблица 2. Анализ категории «инновационная деятельность»

Источник Определение

Нормативные акты

О защите конкуренции Инновационная деятельность - деятельность, приводящая к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.

О науке и государственной научно-технической политике Инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

Научные труды

Блохина Т.К. Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках [3].

Быстров О.Ф. Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [4].

Доронин С.Н., Васильева А.О., Буренкова Т.В. Экономическая инновационная деятельность - совокупность отдельных людей и служб, которые, подготавливая и реализуя инновационные решения в организации в части экономического развития, осуществляют управление инновационной финансовой деятельностью [6].

Патрушева Е.Г. Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [12].

Источник Определение

Мальцева О.И., Гнедов Г.В. Инновационная деятельность субъекта хозяйствования торговой отрасли или ее отдельные технологические процессы и элементы, ранее не применявшиеся данным организационным или территориальным образованием и направленные на повышение эффективности торговой деятельности в целом или соответствующей части торгово-технологического процесса [11].

Соколова О.Н. Инновационная деятельность - это деятельность, в результате которой новый и наукоемкий продукт приобретает статус интеллектуальной собственности и товарность [13].

Яшин С.Н., Кошелев Е.В., Купцов А.В. Инновационная деятельность представляет собой процесс, направленные на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, либо в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности [16].

Категорию «инновационная деятельность» так же, как и категорию «инновации», ученые трактуют по-разному, в зависимости от отрасли, масштаба и подхода к определению. Так, в нормативно-правовых документах, таких как закон о защите конкуренции и закон о науке и государственной научно-технической политике даются различные определения. В законе «о защите конкуренции» дается узкое определение, где инновационная деятельность направлена на создание нового или усовершенствованного товара, а в «законе о науке и государственной научно-технической политике» инновационная деятельность рассматривается как совокупность различных видов деятельности, направленных на реализацию инновационного проекта, т.е. определение носит абстрактный характер.

Профессор Быстров О.Ф. [4] и Патрушева Е.Г [12] отмечают, что инновационная деятельность направлена как на разработку инноваций, так и их реализацию, однако в своем определении не рассматривают что реализация должна быть эффективной и приносить прибыль. Важность эффективности инновационной деятельности в своем определении инновационной деятельности подчеркивает Блохина Т.К.

Профессор Соколова О.Н. в своем определении «инновационная деятельность» говорит о том, что результатом инновационной деятельности должна быть товарность инновации, т.е. способность инновации удовлетворять потребность рынка, при этом инновация должна быть защищена интеллектуальными правами, на нее должен быть получен патент, авторское право и др. Однако Ольга Николаевна не отмечает то, что в результате инновационной деятельности могут не только разрабатываться продукты, но и совершенствоваться производственные и технологические процессы внутри предприятия.

Таким образом, в результате анализа существующих определений «инновационная деятельность» можно сформулировать авторское определение, которое будет отражать сущность и специфику инно-

вационной деятельности в торговой отрасли.

Инновационная деятельность в торговой отрасли - процесс, включающий в себя научную, финансовую, технологическую, организационную и коммерческую деятельность, в ходе которого разрабатываются новые или совершенствуются уже существующие инновационные продукты или мероприятия по внедрению в организацию торговой деятельности инноваций, которые принесут коммерческий эффект в долгосрочной перспективе.

Инновационная деятельность в России имеет ряд сдерживающих особенностей, таких как высокие риски, необходимость крупных финансовых ресурсов, отсутствие серьезной государственной поддержки рынка инновационных товаров и услуг и т. д. В таких условиях для предприятий, внедряющих инновации, еще более важным фактором становится инвестиционная деятельность, направленная на внедрение инноваций и в результате получение прибыли.

Проанализируем категории «инвестиции» и «инвестиционная деятельность». В законе «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции рассматриваются как финансовые ресурсы, выраженные в форме денежных средств, или имущество, имеющее денежную оценку. Вместе с тем, инвестиционная деятельность направлена на получение прибыли или иной выгоды в результате вложения инвестиций.

Такое определение можно использовать в общем понимании инвестиций, так как оно не дает полного понимания сущности инвестирования как экономического процесса. Рассмотрим труды отечественных экономистов и их понимание дефиниции «инвестиции».

Достаточно узкое определение дает Иго-шин Н.В.: инвестиции - вложения финансовых ресурсов в воспроизводство капитала, его расширение и поддержание [7]. Соответственно инвестиции осуществляются только при помощи денежных

средств, а другие материальные, человеческие или нематериальные ресурсы не учитываются.

Существуют и определения, в которых главной целью инвестирования считается извлечение прибыли. Так, Бланк И.А. считает, что инвестиции должны, в первую очередь, приносить прибыль: инвестиции - вложение капитала в денежной или другой форме с целью получения прибыли в краткосрочной перспективе или роста проинвестиро-ванных активов в долгосрочной перспективе.

Более комплексной дефиницией категории «инвестиции» можно считать определение Подшива-ленко Г.П., где учитываются и сроки инвестирования и возможности для инвестирования, а также отмечается что в результате вложения инвестиций можно получить не только чистую прибыль, но и положительный социальный эффект, который может быть не только не менее важным аспектом для современного предприятия, но и в определенных ситуациях и куда более важным, чем прибыль.

Среди зарубежных ученых определение понятия «инвестиции» сильно разнятся. Некоторые рассматривают их исключительно с финансовой стороны, другие отмечают, что выгода от инвестиций не ограничивается чистым доходом, а может находиться в том числе и в нефинансовой плоскости, третьи, такие как американский специалист в области экономики труда и экономического образования Мак-коннелл К.Р., под «инвестициями» понимают затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов».

Проанализировав отечественный и зарубежный опыт известных экономистов в области инвестиций необходимо обобщить существующие понятия с учетом отраслевых особенностей и современных тенденций развития инвестиций. Так, можно предложить следующее определение инвестиций.

Инвестиции - совокупность материальных, финансовых, человеческих, интеллектуальных и иных ресурсов, направляемых на создание или приобретение производственных или непроизводственных активов, которые в долгосрочной перспективе принесут прибыль или иной положительный социально-экономический эффект.

Таким образом, рассмотрев понятия «инвестиции», «инновации», «инновационная деятельность» можно определить инновационно-инвестиционную деятельность как самостоятельную категорию.

Инновационно-инвестиционная деятельность предприятий торговли - совокупность процессов предприятия по реализации созданных или приобретенных инновационных решений для осуществления стратегических задач предприятия.

Предприятия торговой отрасли обладают специфическими особенностями: на предприятиях торговли инвестиции в основной капитал осуществляется в основном за счет собственных источников, торговля подвержена сильной волатильности как по спросу, так и по цене в течение года (особенно сильно это выражено в торговле продуктами питания), для торговли характерен очень высокий уровень конкуренции. В связи с этим торговые предприятия

Рисунок 1. Схема осуществления инновационно-инвестиционной деятельности на предприятиях торговой отрасав(Примечание: составлено автором)

имеют свои особенности инновационно-инвестиционной деятельности (рисунок 1) [9, 10]. Для них характерно тесное взаимодействие инновационных и инвестиционных процессов. Предприятиям торговой отрасли, как правило, не нужны крупные капитальные вложения в основные средства, например, в машины и оборудование, в связи с этим инвестиции можно направлять в процессные и продуктовые инновации.

Продуктовые инновации - совершенствование продукта для повышения спроса на него или увеличения добавленной стоимости. Примером могут быть изменение формы, цвета, вида упаковки, веса продукта и его применения. Процессные инновации направлены на совершенствование процесса продажи товаров. Примером могут служить более крупные и удобные тележки для товаров, а также разработка системы навигации, которая работала бы таким образом, чтобы покупатели набирали

максимальное количество продуктов.

Таким образом, исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что теоретический аппарат не имеет единого подхода к определениям таких понятий как «инновации», «инвестиции», «инновационная деятельность». Поэтому необходимо выработать определенную структуру при определении той или иной категории, с учетом той отраслевой специфики, в которой применяется данная категория.

Современное развитие экономики невозможно без активизации инновационно-инвестиционной деятельности предприятий. Поэтому в перспективе будут активно развиваться как фундаментальные исследования в области инновационно-инвестиционной деятельности предприятий, так и прикладные, создающие непосредственно инвестиционные продукты и услуги, направленные на применение в отраслях народного хозяйства.

Литература

1. Акмаева, Д.Р. Особенности обеспечения инновационного развития розничной торговли / Д.Р. Акмае-ва // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 7. - С. 18-21.

2. Бабенышев, С.С. Совершенствование механизма управления экономической эффективностью инновационной деятельности научно-внедренческих организаций: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Бабенышев Станислав Сергеевич. - Ставрополь, 2011. - 188 с.

3. Блохина, Т.К. Инновационная составляющая государственно-частного партнерства / Т.К. Блохина // Вестник евразийской науки. - 2014. - № 5 (24). - С. 46.

4. Быстров, О.Ф. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации: монография / О.Ф. Быстров, В.Я. Поздняков, В.М. Прудников, В.В. Перцов, С.В. Казаков. - Москва: ИНФРА-М, 2008. - 358 с.

5. Гомилевская, Г.А. Организационно-управленческие инновации в повышении эффективности гостиничного бизнеса: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Гомилевская Галина Александровна. - Владивосток, 2010. - 196 с.

6. Доронин, С.Н. Обеспечение экономической безопасности предприятия / С.Н. Доронин, А.О Васильева, Т.В. Буренкова. - Москва: МЦФЭР, 2006. - 160 с.

7. Игошин, Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование / Н.В. Игошин. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 448 с.

8. Кондратьев, Н.Д. Избранные сочинения / Н.Д. Кондратьев. - Москва: Экономика, 1993. - 543 с.

9. Лямин, Б.М. Активизация внедрения инноваций на предприятиях розничной торговли / Б.М. Лямин // Инновационные механизмы решения проблем научного развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 28 декабря 2016 г., Уфа / МЦИИ Омега Сайнс. - Уфа, 2016. - С. 153-156.

10. Лямин, Б.М. Влияние импортозамещения на характер инноваций в розничной торговле / Б.М. Ля-мин // Экономика и управление. - 2016. - № 12 (134). - С. 107-113.

11. Мальцева, О.И. Инновации в розничной торговле [Электронный ресурс] / О.И. Мальцева, Г.В. Гне-дов. - Режим доступа: http://www.orelgiet.ru - (дата обращения: 12.12.2016).

12. Патрушева, Е.Г. Методические инструменты диагностики результатов осуществления стадий инновационного проекта / Е.Г. Патрушева, Е.И. Лифанова Е.И // Экономика и предпринимательство. - 2015. -№ 8-1 (61-1). - С. 888-892.

13. Соколова, О.Н. Организация инновационной деятельности на основе формирования и развития национальной и региональных инновационных систем / О.Н. Соколова, М.М. Бутакова // Вестник алтайской науки. - 2015. - № 3-4 (25-26). - С. 498-501.

14. Шарф, А. А. Инновации в торговле: основные проблемы и пути их решения / А.А. Шарф // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. октябрь 2012., Челябинск / Два комсомольца. - Челябинск, 2012. - С. 31-33.

15. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. - Москва: Прогресс, 1982. - 170 с.

16. Яшин, С.Н. Разработка и реализация инновационно-инвестиционной стратегии предприятия: монография / С.Н. Яшин, Е.В. Кошелев, А.В. Купцов. - Нижний Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2011. - 269 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.