УДК 351.85(470)
Babiakina E.P. The theoretical aspects of the state cultural policy. The article presents the theoretical aspects of culture and cultural policy of Russia in the context of sociocultural changes. The author studies the peculiarities of political and cultural interaction, the specificity of management in sociocultural field of organizational management in Russia and European countries. The culturological explanation of the state role as a subject of the cultural policy is given.
Key words: culture, cultural politics, world view, socio-cultural space, social control.
Е.П. Бабякина, аспирант каф. культурологии и деловых коммуникаций Российской академии государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
В статье представлены теоретические аспекты культуры и культурной политики России в условиях социокультурных изменений. Автор рассматривает особенности взаимодействия политики и культуры, специфику управления организациями социокультурной сферы в России и в Европейских странах. Дается культурологическое обоснование роли государства как субъекта культурной политики.
Ключевые слова: культура, культурная политика, картина мира, социокультурное пространство, социальное управление.
Стремясь войти в мировое сообщество, Россия, как открытое социальное и демократическое государство, одним из приоритетных направлений государственной политики декларирует обеспечение равенства возможностей доступа к ценностям культуры и культурной деятельности. Идеологические, культурные и социально-экономические трансформации российского общества наложили свой отпечаток на концептуальные основания культурной политики.
В основе понимания культурной политики положено определение культуры. Исходя из того, что многозначность и многогранность этого термина требует конкретизации и объяснения в каждом случае, как только исследователь приступает к изучению инструментария, воздействующего на культуру, представляется необходимым начать с изложения некоторых теоретических положений. Объектом исследования различных областей социального и гуманитарного знания, категорией, вокруг которой выстраиваются концепции и формируются подходы к изучению мира материальных объектов, символов, ценностей, искусственных порядков и человеческих отношений является культура. Будучи общеисторической категорией, возникновение культуры связывается с появлением человека, его погруженностью в культурную среду, в которой формируется его духовный облик, поэтому каждый шаг в развитии человечества - это и этап движения в развитии культуры, - добавляет А.А. Зотиков [1].
Академик В.С. Степин считает культуру системой «исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни» [2, с. 320].
«Культура - это не только система ценностей, регулирующая всю жизнедеятельность человека, но и уникальный социокультурный опыт хозяйствования, традиции воспитания и образования - и в целом образ жизни, а также целостная, многоуровневая система представлений о мире и его взаимосвязях, особый склад художественно-образного мировосприятия мира и проч., передаваемая от одного поколения к другому и соединяющая одновременно устойчивость в больших исторических масштабах, но и допускающая изменчивость «картина мира» [3, с. 5], - дополняет представления о целостности культуры О.Н. Астафьева.
Следует также подчеркнуть, что культура, в широком понимании, определяется как уровень образованности, воспитанности людей, овладения любой отраслью знаний или деятельности. Специфическими способами организации человеческой жизнедеятельности выступают также культура производства, культура труда, правовая культура, моральная, политическая, художественно-эстетическая культура, культура быта. Перечисленные типологии культуры представлены в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и социальных институтов, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Как обобщающая категория, культура, описывающая естественное и искусственное, стала определяющим вектором развития человечества.
Человек и его многообразная деятельность являются необходимыми и главными факторами возникновения культуры, что предопределяет различные подходы к выявлению принципов соотношения общества и культуры. С одной стороны культура и общество нетождественны, а с другой - культура пронизывает все сферы и состояния социальной жизни. Ресурсы культуры
поистине неисчерпаемы, что в полной мере, по утверждению О.Н. Астафьевой проявляется в сложные периоды социального развития. «Возможности культуры раскрываются в переходные этапы и самые кризисные ситуации социального развития, когда общество в большей степени уповает на политические и экономические силы» [4, с. 7], - утверждает исследователь.
Президент Европейского форума по искусству и художественному наследию, директор Британской Национальной компании в поддержку искусства Саймон Манди считает, и с ним трудно не согласиться, что современное государство должно поощрять изучение культуры во всех ее формах, поскольку «в процессе своего развития культура может совершенно неожиданно внести существенный вклад в экономическое и социальное процветание. Культура все больше становится полноправной отраслью экономики. Культура лежит в основе гуманитарного образования. Она прославляет эпоху и вносит разнообразие в повседневную жизнь людей. Культура всегда хранит наследие и память одного человека или целого народа. Культура не может, как по волшебству, выполнить все пожелания государства, но без нее задача улучшения качества жизни будет во сто крат сложнее» [5, с. 37].
Одновременно с удовольствием, культура доставляет людям утешение, облегчение, в ней заложен смысл жизни. Правительство, соответственно, обязано грамотно распределять общественные средства и поддерживать то, что, казалось бы, не является предметом первой необходимости. Свое будущее культура взращивает на благодатной почве прошлого, а история является критерием оценки любой идеи или произведения искусства, поэтому для поддержания жизнеспособной культуры в обществе, внимание должно уделяться развитию всех направлений. Культура - бездонный колодец капиталовложений, также как образование и здравоохранение. Никогда не бывает достаточно средств, чтобы реализовать все необходимое, но, как это ни странно, здесь проявляется одно из преимуществ культуры: в условиях постоянного дефицита средств люди начинают совершать чудеса изобретательности и инициативы. Творчество является сутью культуры и без новых, свежих идей общество и культура остановятся в своем развитии.
Определенные трудности возникают в этой связи с проблемой «управления культурой», о методах, лежащих в его основе. Как учитывать специфику культуры, если ее важными характеристиками являются свобода и творчество? Культура воспроизводит креативную среду, в которой реализовывается смена инновационных обновлений и сохранение традиций. Управление культурой, осуществляемое разными субъектами, принимающими на себя обязанности и ответственность за способы и формы коммуникационной активности, за развитие и риски, осуществляемые в динамичной социальной среде в контексте культурноцивилизационных изменений.
Ф. Матарассо и Ч. Лэндри считают, что в политическом смысле культура может играть значительную роль в самых разных областях жизни: в защите свободы мнения, выражения и собрания; в развитии самосознания отдельных людей и содействии культурному многообразию; в поддержке творческой деятельности и участия в ней населения. Культура воздействует на качество жизни отдельных людей и сообществ, а также на развитие активного гражданского общества, является залогом стабильного развития и потенциально приводит к увеличению экономических благ [6].
Результатом процесса взаимодействия политики и культуры является государственная культурная политика. Механизмами культурной политики регулируются условия для реализации творческой активности человека, в той или иной степени обозначаются формальные границы творческой деятельности, ее направления и приоритеты. Стоит ли за этими утверждениями полный отказ от свободы проявления человека в культуре? Конечно, нет. Однако, именно таким инструментом культурной политики как право, определяется степень влияния различных социальных субъектов на процессы, происходящие в культурной жизни общества. Культурная политика влияет на взаимоотношения участников культурного процесса, в значительной степени определяя состояние всей сферы культуры в обществе. В основном законе страны - Конституции Российской Федерации - указано, что «Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования» [7].
В сфере культурной жизни налицо серьезная трансформация всей системы норм и ценностей, что обусловливает отказ от существовавшей ранее практики взаимодействия политики и культуры и способствует поиску новой модели этого взаимодействия. Взаимозависимость политики и культуры проявляется уже в том, что политическую сферу можно рассматривать как один из продуктов культурной социальной деятельности, созданный на определенном этапе общественного развития. Политика - одна из форм бытия культуры, но их взаимоотношения весьма сложны, требуют деликатности в обращении к идеологическим конструктам. В этом смысле культура может сдерживать давление политики и экономики. В свою очередь, оппозиция власти видит в культуре мощное средство формирования массового недовольства по отношению к ней. Важнейшей причиной пристального внимания политической сферы к культуре является то, что культура выступает в качестве основного механизма социализации личности, а следовательно, является механизмом воспроизводства существующей системы социальных (в том числе и политических) отношений. Этим объясняется необходимость гибкого регулирования, иначе, «мягкого управления» сферой культуры, которая влияет на процессы, происходящие в культурной жизни.
Главным гарантом конституционного права граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, равного доступа к ценностям культуры, информационными ресурсами, а также равного доступа к культурным благам является государство. Соответствующий подход характерен в целом социодинамическому типу культурной политики. Проблематика культурной политики была актуализирована во второй половине ХХ века, а сам термин «культурная политика», обозначающий комплекс определенных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры, был определен ЮНЕСКО в 1967 году. Следовательно, культурная политика - явление характерное для новейшей истории.
История отечественной культуры раскрывает интереснейшие страницы «регулирования» социокультурных изменений; позволяет понять смысл тех или иных государственных решений, зачастую определяющих путь России в мировое культурное пространство. Многими исследователями поддерживаются идеи о культурной политике как целенаправленной деятельности любого государства, обеспечивающей стабильность общества в самые разные исторические периоды. Культурная политика, считает Л.Е. Востряков, - сложное явление, включающее национальные приоритеты, языковую политику, концептуальное обеспечение организаций культурно-просветительных и культурнодосуговых учреждений. Регулирование социокультурной жизни, разработка новых принципов культурной политики привели к утверждению научного подхода к изучению культурной политики и деятельности ее субъектов [8].
В современной науке выделяются несколько основных подходов к культурной политике. «С точки зрения ученых социально-гуманитарного профиля, культурная политика - объект теоретических исследований, основной целью которых является определение и интерпретация базовых понятий, типологизация моделей, выявление структурно-функциональных взаимосвязей и взаимозависимостей в системе управления сферой и проч.» [9, с. 13].
А.Я. Флиер определяет культурную политику как направление «политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества» [10, с. 301].
В функции культурной политики практически не входят вопросы общей социокультурной регуляции жизни людей, вопросы реализации их обычаев и нравов, общекультурные проблемы образования и вопросы формирования культурной компетентности личности. Исключением являются специализированные учебные заведения Министерства культуры, а также работа в сфере культуры. Стержневыми органами, планирующими направления и ориентиры культурной политики, являются органы государственной власти, принимающие решения на основании их обсуждения экспертами или художественной общественностью, а также признанными корифеями в области культуры. Органами, непосредственно реализующими культурную политику государства, являются культурные институты. Общеизвестно, что культурная политика не может отрываться от основных направлений общесоциальной политики государства, поскольку является одной из ее подсистем. Исходя из этого, основные цели и функции культурной политики трактуются А.Я. Флиером как «трансформация норм и стандартов социальной адекватности людей в образы и образцы их социальной престижности, пропаганда норм социальной адекватности как наиболее престижных форм социального бытия, как кратчайшего и наиболее надежного пути к социальным благам и высокому общественному статусу» [11, с. 302].
Культурная политика государства должна быть направлена на формирование национального единства на основе общих гуманистических ценностей, улучшения качества жизни людей, являться частью взаимозависимых социальных стратегий [12], -считают другие исследователи.
В связи с технологическими изменениями, глобализационными культурными процессами, которые происходят в мировом сообществе, перед Россией встают серьезные проблемы: как формировать собственную модель культурного развития, где найти тот фильтр, который позволяет вбирать зарубежный культурный опыт, идти в ногу с теми народами и странами, культурные достижения которых общепризнанны? Решение подобного рода задач требует от Правительства России согласованных действий с гражданским обществом, взаимодействия с правительствами других стран, поддержание равновесия между культурной уникальностью и унификацией ряда сторон жизни, что неизбежно при интенсивном распространении информационных сетей и глобальных коммуникационных технологий. Формирование важнейших стратегических приоритетов культурной политики актуализируется с учетом международного опыта и необходимого диалога между различными странами, в процессе которого и разворачивается обсуждение задач, стоящих перед культурой в целом в ходе ее развития [13].
В настоящее время, считает В.В. Матвеенко, государство является субъектом культурной политики в рамках целевого подхода. Культурная политика осуществляется как деятельность ряда объединений, партий, образовательных движений, организаций, предприятий, городов - в рамках институционального подхода. Культура рассматривается как источник капитала. Вокруг культурного учреждения концентрируется социальный капитал, кристаллизуются новые виды деятельности, ресурсом развития здесь становятся социально - культурные технологии [14]. Одно из многочисленных определений культурной политики, основывающейся на концепции «картины мира», роли культурной политики в культурной жизни и взаимодействии субкультур дают К. Соколов и В. Жидков. Каждый момент истории представляет собой разные формы взаимодействия (сосуществование, столкновение, конкуренция) различных картин мира, что и определяет особенности функционирования культуры в целом. По мере развития культуры, в ее определенные этапы, некоторые из картин мира, становятся универсальными, представляя культуру в целом, другие - получают маргинальный статус. Исследователи подчеркивают, что в культурной политике государства по сохранению или видоизменению картины мира заинтересована любая власть, стремящаяся к самосохранению.
Каждого человека отличает своя картина мира, следовательно, по большинству параметров субъектов одной субкультуры связывает сходство этих картин, состоящих из общечеловеческих универсалий. Под влиянием социально-экономических, демографических, экологических и религиозно-конфессиональных факторов субкультура формируется в течение достаточно длительного периода времени, складывается в тех группах людей, которые в силу обстоятельств остаются долгоживущими, а картина мира передается из поколения в поколение. Реалии мира проходят так называемый «культурный фильтр», создавая национальную, этническую картины мира. Следовательно, концепция культурной политики выступает как противоборство интере-
сов субъектов культурной жизни и распределением различных ресурсов - финансовых, материальных, кадровых и информационных [15].
Таким образом, общей теорией культурной политики, которую предлагают К.Б. Соколов и В.С. Жидков, явилась теория, основанная на представлении о национальной картине мира, ее роли в культурной жизни и взаимодействии субкультур в этих процессах. Основным объектом культурной политики при таком подходе является государство, а ее основными средствами выступают институты распространения картины мира: церковь, система образования, учреждения искусства и средства массовой коммуникации, а главным объектом - общенациональная картина мира.
Рождению и формированию картины мира определенной субкультуры способствует искусство поэтому, чтобы эффективно изучать культурную политику, особенно политику в области художественной культуры, необходимо не отрывать ее от социума, а вести анализ в контексте более широкой и общей социальной жизни, которой она в значительной мере определяется. Искусство занимает в теории культурной политики одно из центральных мест, так как в создаваемых образах отражаются картины мира разных народов и социальных групп. Произведения искусства формируют и меняют их, однако их смысл невозможно понять и оценить, игнорируя социокультурные отношения, структуры, с которыми оно непрерывно взаимодействует. Искусство - неотъемлемая часть жизни социума, принимающая участие в генезисе и эволюции общества.
Культурная политика закреплена в регламентах Министерства культуры РФ как политика в сфере культуры, где среди направлений, рассчитанных на долгосрочную перспективу, обозначены - духовное, экономическое и организационное. Прежде всего, считают В.К. Егоров и А.П. Тупикин, это - восстановление в духовной сфере пропорций государственного и личного, общественного и индивидуального, признание приоритета общечеловеческих ценностей и человека, как высшей цели развития общества и его культуры. Достойное материальное обеспечение культуры, использование современного механизма финансирования, установление необходимых налоговых льгот для предприятий и лиц, направляющих часть своих доходов на развитие культуры, в поле зрения экономических вопросов. К организационным проблемам необходимо отнести: широкий доступ к ценностям отечественной и мировой культуры, обновление управления сферой культуры, расширение демократических начал в развитии культуры, совершенствование системы социальной защиты творческих работников [16].
Таким образом, культурная политика - это, по сути, задача управления, которую каждое государство решает по-своему. Известны многочисленные примеры реальной культурной политики разных стран мира, характеризующиеся широтой и разнообразием моделей. Европейская культурная политика реализовывается на разных уровнях, в рамках отдельных регионов Европы (юг - север, запад - восток), отдельных стран и отдельных народов, этнических меньшинств. На культурном уровне постоянно происходит «борьба» различных Европ. Глобальная Европа с ее всеобъемлющим контролем над средствами массовых коммуникаций может быть опасна устоявшимся общностям Западной Европы. В частности, определенное давление со стороны доминирующих стран испытывают локальные культуры. От засилья англосаксонской культуры и английского языка определенную тревогу ощущают страны латинской ориентации, а также Франция, Италия. Европа сложна, плюралистична и не застыла в устоявшихся рамках. Стремясь к таким общим для всей ее территории ценностям, как стабильность и баланс, она стремится к контакту и гармонии со всеми общностями мира.
Начало XX! столетия вновь показало, что Европа находится в зоне притяжения разных ценностно-смысловых аттракторов, по-прежнему, в активном поиске оснований для своей культурной политики. В немалой степени это связано с внутренними изменениями социокультурного пространства. Если на рубеже веков в Европе было 19 государств, то сегодня их насчитывается около 50. В настоящее время европейский континент предстает как мировая сила, следуя сразу за США и Японией. Границы европейских государств находятся в процессе движения. Соответственно, в процессе движения находятся и люди, пытаясь избежать нищеты, перенаселения, политических кризисов, падения жизненного уровня и безработицы. Традиционно Европа всегда представляла собой регион эмиграции, начиная еще с тех времен, когда Британия, Франция, Испания и Португалия колонизировали новый мир. Рост миграционных потоков, а также проявившиеся в европейском пространстве контуры прежних нераз-
решенных противоречий - религиозные, этнические и лингвистические различия - стимулируют развитие таких негативных процессов, как ксенофобия и нетерпимость. Региональные конфликты в Европе множатся и приобретают все больший размах.
Множество фактов, влияющих на культурную жизнь Европы, определяющих трансформацию проводимой европейскими государствами культурной политики, действуют в противоположных направлениях и тем самым поддерживают уже сложившиеся культурные противоречия и «провоцируют» возникновение новых. Учесть разнородность этих интересов, найдя определенный баланс, - одна из центральных задач культурной политики.
В современном мире, констатирует О. Хлопина, большое значение придается экономическому и социальному началам, нежели политическому. Культура призвана внести свой вклад и в экономическое, и в социальное развитие страны. Направления этих действий лежат в самом широком диапазоне. Культура должна способствовать поощрению международной конкурентоспособности своей страны - это экономический аспект служения культуры обществу. В то же время культура используется как своего рода особое средство для преодоления резких социальных различий, как фактор поддержки непривилегированных общностей и групп. Таким образом, художник как бы превращается в социального работника нового типа. Этот подход к роли культуры правомерен, но является очень практичным, рассчитанным на выгоду от культуры, т.е. утилитарным. В результате, он оставляет за бортом и игнорирует истинное содержание и ценность понятия «культура» [17].
Существенное влияние на политическую, экономическую и социокультурную ситуацию оказывают происходящие в Европе демографические изменения. Интересны на наш взгляд следующие статистические данные, которые иллюстрируют сформировавшиеся демографические трансформации. В начале 1930-х годов население Европы составляло 830,3 млн. человек, из которых 390 млн. находились в Восточной Европе. К 2000 году население Европы составило около 860 млн. человек, среди них около 12 млн. человек иммигранты и 8 млн. человек цыгане. Рост населения в Европе ниже, чем в других частях света. В странах Южной Европы, где происходит самое быстрое увеличение населения по сравнению с другими европейскими странами, численность населения к 2000 году увеличилась на 5 млн. человек, а в странах Магриба (Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет) за этот же период рост населения составил 108 млн. человек. За тридцать с лишним лет, с 1960 по 1992 годы продолжительность жизни европейцев возросла с 66,2 лет до 74,2 лет (в мире эти показатели соответственно равны 53,4 и 65,6 лет). Быстро увеличивается доля людей старше 50 лет [18].
Тенденция падения рождаемости не обошла стороной и европейские страны. Этот процесс, особенно сильно затронул страны с традиционно высокой рождаемостью: Италию, Испанию, Ирландию, Португалию. Это в совокупности приведет в ближайшие годы к тому, что в странах Европейского Союза будет достигнута ситуация, когда не будет обеспечиваться воспроизводство населения. Возможно, определенную роль здесь играет и тот факт, что по всей Европе происходит изменение статуса женщины, которая стремится к получению хорошего образования, карьерному росту, экономической и социальной независимости.
Следует отметить и те серьезные изменения, которые произошли в сознании и образе жизни европейских молодых людей. Европейская молодежь говорит на многих языках, более мобильна, более интернациональна по своему мышлению, более легко адаптируется к быстро меняющимся условиям жизни, свободнее, чем ее предшественники, менее снисходительна к насилию и порнографии, более заинтересована в культурном многообразии и может играть значительную роль в серьезных политических событиях.
Культурная политика - это предоставление средств и возможностей отдельной личности знакомиться с культурным наследием прошлого и культурным потенциалом настоящего в социальном контексте. Формируясь в масштабах всего общества, охватывая органы власти всех уровней, правительственные организации, структуры гражданского общества, политические партии, коммерческие компании и ассоциации творческих работников, тем не менее, она опирается на индивидуальный опыт. Как правило, формирование политики в области культуры в большей степени сводится к принятию решений относительно функций каждого из этих различных и часто конкурирующих между собой уровней, а также определению взаимоотношений между ними. Дело в том, что в разных странах взаимодействие органов местного самоуправления, региональных и центральных
властей, организаций, творческих ассоциаций, действующих при правительстве или имеющих определенную степень самостоятельности имеет существенные различия. Более того, каждая страна самостоятельна в выборе схемы распределения обязанностей и разделения уровней власти. Политика зачастую детерминирует вопрос о государственной поддержке культуры; известны примеры политического вмешательства в творческую и интеллектуальную свободу в разные исторические периоды. Исследователи отмечают, что к концу ХХ века вмешательство властей в свободу творчества значительно уменьшилось, сократилась цензура. Однако по прежнему нередки факты сокращения финансирования в культурном секторе по причине «вкусовщины» или «идеологическим соображениям», когда политикам не нравятся либо направление, либо содержание творчества. На наш взгляд, позитивным представляется требование к правительствам и властным структурам о проведении рациональной и превентивной культурной политики, предусматривающей дополнительные расходы на «инновационные проекты», позволяющие поддержать инициативы путем финансовой поддержки. Однако, заметим, не за счет уже существующих учреждений культуры. Тем более, не в ущерб работников сферы куль-Библиографический список
туры и искусства, чья заработная плата является одной из самых мизерных заработных плат работников социокультурного сектора экономики.
Таким образом, главный принцип, лежащий в основе взаимоотношений культуры и власти, заключается в необходимости определения рамок политики, ясно и четко сформулированных целей, выделения достаточных средств на реализацию политических решений в жизнь. На наш взгляд, власти должны, с одной стороны, гарантировать определенный объем предоставления населению культурных услуг для удовлетворения их потребностей; с другой стороны, предоставить культурному сообществу, объединяющему и профессионалов и рядовых граждан, возможности самому включаться в реальные процессы развития и обогащения культуры. Только тогда политика в сфере культуры будет результативной, когда давление власти не будет проявляться так откровенно, а все общество - заинтересовано в повышении уровня культуры и качества жизни своих граждан. То есть предметом обсуждения среди населения должна стать сама культура, в меньшей степени - способы и методы управления ею. Тогда культура как творчество и созидание будет непосредственно влиять на социальное развитие.
1. Зотиков, А.А. Культура как отрасль социальной сферы // Социальная политика. Энциклопедия. - М., 2006.
2. Степин, В.С. Культура // Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М., 2009.
3. Астафьева, О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность. - М., 2010.
4. Астафьева, О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность. - М., 2010.
5. Манди, Саймон. Культурная политика: краткое руководство // Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М., 2002.
6. Матарассо, Ф., Лэндри, Ч. Как удержать равновесие? Двадцать одна стратегическая дилемма культурной политики // Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М., 2002.
7. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237. - Гл.1. - Ст.7.
8. Востряков, Л.Е. Региональная культурная политика пореформенной России: субъектное измерение. - СПб., 2005.
9. Астафьева, О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность. - М., 2010.
10. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2010.
11. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2010.
12. Культурная политика Российского государства: содержание, приоритеты, принципы реализации / под общ. ред В. К. Егорова, А. П. Тупикина. - М., 2002.
13. Культурная политика Российского государства: содержание, приоритеты, принципы реализации / под общ. ред В. К. Егорова, А. П. Тупикина. - М., 2002.
14. Матвеенко, В.В. Модели государственной культурной политики в современном мире // Вопросы культурологии. - 2009. - № 11.
15. Соколов, К.Б., Жидков, В.С. Теоретические аспекты культурной политики / К.Б. Соколов, В.С. Жидков // Культурная политика: проблемы теории и практики: сб. ст. - СПб., 2003.
16. Культурная политика Российского государства: содержание, приоритеты, принципы реализации / под общ. ред. В.К. Егорова, А.П. Тупикина.
- М., 2002.
17. Хлопина, О. Трансформация культурной политики Европы в конце XX столетия // Культурная политика: проблемы теории и практики: сб. ст.
- СПб., 2003.
18. Хлопина, О. Трансформация культурной политики Европы в конце XX столетия // Культурная политика: проблемы теории и практики: сб. ст. - СПб.,
2003.
Bibliography
1. Zotikov, A.A. Kuljtura kak otraslj socialjnoyj sferih // Socialjnaya politika. Ehnciklopediya. - M., 2006.
2. Stepin, V.S. Kuljtura // Filosofskiyj slovarj / pod red. I.T. Frolova. - M., 2009.
3. Astafjeva, O.N. Kuljturnaya politika: teoreticheskoe ponyatie i upravlencheskaya deyateljnostj. - M., 2010.
4. Astafjeva, O.N. Kuljturnaya politika: teoreticheskoe ponyatie i upravlencheskaya deyateljnostj. - M., 2010.
5. Mandi, Sayjmon. Kuljturnaya politika: kratkoe rukovodstvo // Kuljturnaya politika v Evrope: vihbor strategii i orientirih. - M., 2002.
6. Matarasso, F., Lehndri, Ch. Kak uderzhatj ravnovesie? Dvadcatj odna strategicheskaya dilemma kuljturnoyj politiki // Kuljturnaya politika v Evrope: vihbor strategii i orientirih. - M., 2002.
7. Konstituciya Rossiyjskoyj Federacii // Rossiyjskaya gazeta. - 1993. - 25 dekabrya. - № 237. - Gl.1. - St.7.
8. Vostryakov, L.E. Regionaljnaya kuljturnaya politika poreformennoyj Rossii: subjhektnoe izmerenie. - SPb., 2005.
9. Astafjeva, O.N. Kuljturnaya politika: teoreticheskoe ponyatie i upravlencheskaya deyateljnostj. - M., 2010.
10. Flier, A.Ya. Kuljturologiya dlya kuljturologov. - M., 2010.
11. Flier, A.Ya. Kuljturologiya dlya kuljturologov. - M., 2010.
12. Kuljturnaya politika Rossiyjskogo gosudarstva: soderzhanie, prioritetih, principih realizacii / pod obth. red V.K. Egorova, A.P. Tupikina. - M., 2002.
13. Kuljturnaya politika Rossiyjskogo gosudarstva: soderzhanie, prioritetih, principih realizacii / pod obth. red V.K. Egorova, A.P. Tupikina. - M., 2002.
14. Matveenko, V.V. Modeli gosudarstvennoyj kuljturnoyj politiki v sovremennom mire // Voprosih kuljturologii. - 2009. - № 11.
15. Sokolov, K.B., Zhidkov, V.S. Teoreticheskie aspektih kuljturnoyj politiki / K.B. Sokolov, V.S. Zhidkov // Kuljturnaya politika: problemih teorii i praktiki: sb. st.
- SPb., 2003.
16. Kuljturnaya politika Rossiyjskogo gosudarstva: soderzhanie, prioritetih, principih realizacii / pod obth. red. V.K. Egorova, A.P. Tupikina. - M., 2002.
17. Khlopina, O. Transformaciya kuljturnoyj politiki Evropih v konce XX stoletiya // Kuljturnaya politika: problemih teorii i praktiki: sb. st. - SPb., 2003.
18. Khlopina, O. Transformaciya kuljturnoyj politiki Evropih v konce XX stoletiya // Kuljturnaya politika: problemih teorii i praktiki: sb. st. - SPb., 2003.
Статья поступила в редакцию 20.09.11
УДК 291.61
Khomushku A.M. THE SOCIAL ROLE OF SHAMAN AND LAMA IN TRADITIONAL TUVAN CULTURE. The article analyzes the figures of the shaman and the lama in the Tuvan traditional culture. Based on various sources about them, this subject summarizes their functions and social status among nomads.
Key words: shaman, lama, Gelugpa, Tsonkapa, bodhisattva, religion syncretism, traditional culture.
А.М. Хомушку, аспирант, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ШАМАНА И ЛАМЫ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ТУВИНЦЕВ
В статье анализируется фигура шамана и ламы в традиционной культуре тувинцев. На основе различных источников по данной проблематике обобщаются их функции и социальный статус в среде кочевников.