клинической патофизиологии Омского государственного медицинского университета, тел. (3812) 230378, e-mail: [email protected]; Ершов Антон Валерьевич - к.м.н., ассистент кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии Омского государственного медицинского университета, e-mail: [email protected]
Information About the Authors:
Korchagina Yana A. - postgraduate student, oncologist specialist, e-mail: [email protected]; Dolgikh Vladimir T. - DSc in Medicine, Honoured Scientist of the Russian Federation, Head of the Department of the Pathophysiology with a Course of Clinical Pathophysiology, Omsk State Medical University, (3812) 23-03-78, e-mail: [email protected]; Erschov Anton V. - MD, PhD, assistant of the Deparment of the Pathophysiology with a Course of Clinical Pathophysiology, Omsk State Medical University,
e-mail: [email protected].
здоровье, вопросы организации здравоохранения
© АБРАМЕНКО л.в., КАРТАШЕВ В.Н., КОЛЯДО В.Б., КОЛЯДО Е.В., НАСОНОВ С.В., ТРИБУНСКИЙ С.И. - 2016 УДК 614.2 - 027.21
теоретические аспекты государственного регулирования высокотехнологичной медицинской помощи
Лариса Владимировна Абраменко1, Валерий Николаевич Карташев3-4, Владимир Борисович Колядо23, Елена Владимировна Колядо2-3, Сергей Викторович Насонов1, Сергей Иванович Трибунский2 ('Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, Барнаул, начальник - И.В. Долгова; 2Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул, ректор - д.м.н., проф. И.П. Салдан; 3НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний, Новокузнецк, директор - д.м.н., проф. В.В. Захаренков; 4Тальменская центральная районная больница, Алтайский край,
гл. врач - В.Н. Карташев)
Резюме. В статье проанализировано нормативно-правовое обеспечение в области оказания населению страны высокотехнологичной медицинской помощи. Представлены материалы по развитию этого направления медицинской деятельности в Алтайском крае.
Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение, высокотехнологичная медицинская помощь.
theoretical aspects of government regulation of high-tech medical care
L.V. Abramenko1, V.N. Kartashev3-4, V.B. Kolyado2-3, E.V. Kolyado2-3, S.V. Nasonov1, S.I. Tribunskiy2 ('Altai Territory Central Department of Public Health Care and Pharmaceuticals, Barnaul; 2Altai State Medical University, Barnaul; 3Research Institute for Complex Hygiene Problems and Professional Diseases, Novokuznetsk;
4Talmenka Central District Hospital, Altai Territory, Russia)
Summary. The article analyses regulatory support in the field of rendering high-tech medical care to the population of the state. The article also provides materials on development of this trend of health care in Altai Krai.
Key words: regulatory support, high-tech medical care.
Концепция развития здравоохранения в РФ до 2020 года направлена на совершенствование здравоохранения на основе применения системного, инновационного подхода к развитию его инфраструктуры и ресурсного обеспечения, а также принципов стандартизации. Решение указанных задач предусматривает улучшение материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения в соответствии с существующими стандартами, повышение доступности и качества оказания специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной [1,3,4]. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью (далее - ВМП) регулируется российскими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ и федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения - Министерством здравоохранения РФ (далее - МЗ РФ) [2].
При этом высокотехнологичная медицинская помощь финансируется из нескольких источников, в зависимости от места её оказания. На территории субъекта
РФ: а) за счет средств бюджета субъекта; б) на основе софинансирования - одновременно за счет средств краевого и федерального бюджетов; в) за счет средств обязательного медицинского страхования. За пределами субъекта РФ за счет: а) средств федерального бюджета; б) средств обязательного медицинского страхования.
Различные источники финансирования медицинской помощи определяют различия в нормативной правовой базе, определяющей организацию оказания этой помощи. Статьей 14 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены полномочия федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан по формированию государственного задания на оказание ВМП гражданам РФ в федеральных медицинских организациях. Организация оказания ВМП и порядок направления граждан для ее оказания регламентированы приказом МЗ РФ на текущий год. На 2015 год соответственно приказом МЗ РФ от 29.12.2014 года №930н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицин-
Для федеральных медицинских
Утвержденное Минздравом России государственное задание содержит:
• Показатели по числу граждан Российской Федерации нуждающихся в оказании ВМП, которым планируется оказание ВМП соответствующего профиля за счет средств федерального бюджета.
• Нормативы финансовых затрат по профилям ВМП.
• Перечень исполнителей государственного задания.
• Условия и порядок оказания ВМП.
скои помощи с применением специализированной информационной системы».
Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается в соответствии с перечнем видов ВМП, установленным программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, который включает в себя:
1. Перечень видов ВМП, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
2. Перечень видов ВМП, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств, предоставляемых федеральному бюджету из бюджета Федерального
фонда обязательного медицинского страхования в виде иных межбюджетных трансфертов в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
ВМП по перечню видов, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказывается медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Организация оказания ВМП, включенной в перечень обязательного медицинского страхования, регламентирована в том числе постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 года №1273 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»; приказом МЗ РФ от 29.12.2014 года №930н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы»; приказом Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 12.02.2015 года №47 утверждено Положение о Комиссии Главного управления по отбору и направлению граждан Алтайского края на оказание ВМП с применением специализированной системы.
Выполнение государственного задания на оказание ВМП гражданам Российской Федерации в медицинских организациях за счет средств федерального бюджета регламентируется Федеральным законом от 01.12.2014 года №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Правила финансового обеспечения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 года №1559 «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2015 году оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации в федеральных государственных учреждениях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральный бюджет (рис. 1).
Перечень федеральных медицинских учреждений,
Правительство Российской Федерации ежегодно определяет порядок финансового обеспечения
Минздрав России формирует и утверждает государственное задание по ВМП утверждает перечень видов и профилей ВМП
Для субъектовых медицинских организаций
Утвержденные постановлением
администрации Алтайского края государственное задание содержит:
• Перечень исполнителей государственного задания.
• Условия и порядок оказания ВМП.
• Показатели по числу граждан Алтайского края нуждающихся в оказании ВМП, которым планируется оказание ВМП соответствующего профиля за счет средств краевого бюджета и на условиях софинансирования из федерального бюджета.
• Нормативы финансовых затрат по профилям ВМП.
Рис. 1. Нормативно-правовое регулирование оказания ВМП.
находящихся в ведении МЗ РФ, участвующих в выполнении государственного задания на оказание в 2015 году ВМП гражданам Российской Федерации, утвержден приказом МЗ РФ от 31.12.2014 № 967н «Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу ОМС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых являются иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета Федерального Фонда ОМС федеральному бюджету» (Зарегистрирован в Минюсте России 27.01.2015 N 35738). Перечень содержит 132 федеральных государственных учреждений, оказывающих ВМП, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральному бюджету.
Порядок и формы статистической отчетности утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.03.2009 года № 212н «Об утверждении и порядке ведения форм статистического учета и отчетности по реализации государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета».
Региональные нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность по организации оказания ВМП органов исполнительной власти субъекта в сфере здравоохранения, подведомственных ему медицинских организаций, учитывают рекомендации, закрепленные федеральными отраслевыми нормативными правовыми документами.
Вместе с тем, каждый субъект самостоятельно разрабатывает порядки организации ВМП на своей территории, исходя из совокупности особенностей социально-экономической ситуации, потребности населения в ВМП, возможностей медицинских организаций на территории региона. При этом уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет в МЗ РФ перечень медицинских органи-
заций в срок до 20 декабря года, предшествующего отчетному.
Деятельность по организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на основе софинансирования расходных обязательств субъекта РФ, возникающих при оказании ВМП гражданам РФ за счет средств федерального бюджета, регламентирована как нормативными правовыми актами федерального значения, так и региональной нормативной правовой базой, в частности постановлением Правительства РФ от 27.12.2014 № 1572 «О предоставлении в 2015 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинанси-рования расходов, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования»; приказом МЗ РФ от 19.02.2015 года №62н «О форме соглашения о предоставлении в 2015 году субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на со-финансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также форме заявки о перечислении указанной субсидии и сроках ее предоставления»; приказом Главного управления от 17.03.2015 года №176 «Об утверждении государственного задания на оказание в 2015 году населению Алтайского края высокотехнологичной меди-
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбунов С.Н., Никонов Е.Л. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению Российской Федерации: анализ нормативных документов // Вестник Росздравнадзора. - 2008. - №2. - С.31-38.
2. Перхов В.И. Современные аспекты обеспечения населения РФ высокотехнологичной медицинской помощью // Здравоохранение. - 2010. - №2. - С.29-38.
3. Трибунский С.И., Колядо В.Б. Медико-демографические проблемы формирования здоровья сельского населения в субъектах Сибирского федерального округа. // Актуальные проблемы здоровья населения Сибири: гигиенические и эпидемиологические аспекты: Материалы V межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. - Новокузнецк, 2004. - С.12-17.
4. Трибунский С.И., Колядо В.Б., Колядо Е.В., Асанова Т.А., Лещенко В.А. Оптимизация системы оказания специализированной медицинской помощи сельскому населению региона в современных условиях // Общественное здоровье: мониторинг, организация медицинской помощи: материалы ХП научно-практической конференции с международным участием, посвященной 30-летию ГУ НИИ комплексных проблем гигиены и проф. заболеваний СО РАМН. -Новокузнецк, 2006. - С.132-135.
цинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, и порядка его формирования».
Таким образом, система здравоохранения РФ находится в состоянии разработки новой парадигмы оказания населению ВМП, которая продолжает развиваться, охватывая все больший круг вопросов. К сожалению, необходимо отметить, что в процессе оказания ВМП населению в настоящее время сохраняются существенные пробелы и противоречия. Они определяются высокой ресурсоёмкостью ВМП и требуют научно обоснованного подхода к современной организации оптимального и более эффективного обеспечения населения различными ее видами. Решению этих вопросов как раз и уделяется большое значение в Концепции развития отечественного здравоохранения на период до 2020 года.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за предоставление рукописи в печать.
Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была проверена руководителем. Авторы не получали гонорар за исследование.
Работа поступила в редакцию: 12.04.2016 г.
REFERENCES
1. Gorbunov S.N., Nikonov E.L. Rendering hi-tech medical care to the population of the Russian Federation: Analysis of the regulatory documents // Vestnik of Roszdravnadzora. - 2008. -№2. - P.31-38. (in Russian)
2. Perkhov V.I. Present aspects of rendering high-tech medical care to the population of the Russian Federation // Zdravookhzanenie. - 2010. - №2. - P29-38. (in Russian)
3. Tribunskyi S.I., Kolyado V.B. Medical and demographic issues of rural population and development of healthcare within the entities of the Siberian Federal District // The current health problems of the Siberian population: hygienic and epidemiological aspects. Materials of V Interregional Research and Practice Conference with International Participation. - Novokuznetsk, 2004. - P.12-17. (in Russian)
4. Tribunskyi S.I., Kolyado V.B., Kolyado E.V., Asanova T.A, Leshchenko V.A. Optimization of specialized medical care rendered to the rural population of the region in the present context / / Public health - monitoring and arrangement of health care. Materials of XLI Research and Practice Conference with International Participation dedicated to the 30th Anniversary of the Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. - Novokuznetsk, 2006. - P.132-135. (in Russian)
Информация об авторах:
Абраменко Лариса Владимировна - начальник сектора специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи отдела организации медицинской помощи взрослому и детскому населению Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности. Рабочий адрес: 656031, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 95а, тел. (3852) 627766, факс (3852) 628098, e-mail: [email protected]; Карташев Валерий Николаевич - главный врач Тальменской центральной районной больницы, м.н.с. Научно-исследовательского института комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний, 658030, Алтайский край, Тальменский район, п.г.т. Тальменка, ул. Кирова, 68, тел. 8(38591) 27179, e-mail: [email protected]; Колядо Елена Владимировна - к.м.н., доцент, заведующая лабораторией проблем охраны здоровья сельского населения, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО АГМУ 656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Комсомольский, 106, тел. (3852) 24-64-82, e-mail: с[email protected]; Колядо Владимир Борисович - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, научный сотрудник лаборатории проблем охраны здоровья сельского населения, 656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Комсомольский 106, тел. (3852) 246482, e-mail: [email protected];
Насонов Сергей Викторович - к.м.н., заместитель начальника Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности; Трибунский Сергей Иванович - д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, e-mail: [email protected]
Information About The Authors:
Abramenko Larisa V. - Head of the Specialized and High-Tech Medical Care Sector of the Department of Medical Care Organizing for Children and Adults, Altai Krai Central Department of Public Health Care and Pharmaceuticals, 656031, Altai Territory, Barnaul, pr. Krasnoarmeysky, 95-а, tel. (3852) 62-77-66, fax (3852) 628098, e-mail: [email protected]; Kartashev Valeriy N. - Head Doctor of Talmenka Central District Hospital, Junior Research Scientist of Research Institute of Complex Hygiene Problems and Professional
Diseases, 658030, Altai Territory, Talmenka District, Talmenka, Kirova str., 68, tel. (38591) 27179, e-mail: [email protected]; Kolyado
Elena Vladimirovna - MD, PhD (Medicine), Associate Professor, Chief of the Laboratory of Rural Health Protection Problems, Research Institute of Complex Hygiene Problems and Professional Diseases, Novokuznetsk, Associate Professor of the Department of Public Health Care, Altai State Medical University, e-mail: [email protected]; Kolyado Vladimir B. - MD, PhD, DSc (Medicine), Professor, Chairman of the Department of Public Health Care, Altai State Medical University, Research Scientist of the Laboratory of Rural Health Protection Problems, Research Institute of Complex Hygiene Problems and Professional Diseases, e-mail: ozizagmu@ agmu.ru; Nasonov Sergey V. - MD, PhD (Medicine), Deputy Head of the Altai Krai Central Department of Public Health Care and Pharmaceuticals, e-mail: [email protected]; Tribunskiy Sergey I. - MD, PhD, DSc (Medicine), Professor of the Department of Public Health Care, Altai State Medical University, e-mail: [email protected].
© АЛЕКСЕЕВСКАЯ Т.И., СОФРОНОВ О.Ю. - 2016 УДК 614.2.:[338.4+614.7]
оценка качества предоставления потребителям государственных услуг роспотребнадзора в субъекте федерации: социологический аспект
Татьяна Иннокентьевна Алексеевская, Олег Юрьевич Софронов (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. - д.м.н., проф. Г.М. Гайдаров)
Резюме. В статье проанализированы теоретико-методологические подходы к оценке качества предоставления и доступности государственных услуг. Приведены результаты социологического опроса об удовлетворенности потребителей государственных услуг Роспотребнадзора по субъекту Федерации по отдельным параметрам качества. Показано значение индексов качества по параметрам: соблюдение стандартов предоставления государственных услуг; проблем, возникающих у заявителей при получении государственных услуг; удовлетворенности заявителей качеством и доступностью государственной услуги; временных затрат заявителя при получении им конечного результата государственной услуги. Представлена интерпретация показателей.
Ключевые слова: государственная услуга Управления Роспотребнадзора, оценка качества услуги, удовлетворенность потребителя, индексы качества.
тне evaluation of quality of rospotrebnadzor' s public services provided for consumers in the region of Russian federation: sociological aspect
T.I. Alekseevskaya, O.Y. Sofronov (Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary. The article analyzes the theoretical and methodological approaches to the evaluation of the quality and accessibility of public services. The results of the poll devoted to the satisfaction of consumers for Rospotrebnadzor's public services on certain quality parameters in the region of Russian Federation are shown. The results of a poll and the meaning of the quality index are shown in accordance with the parameters: compliance with standards of public service delivery; problems of the applicants in the acquiring the public service; the applicant's contentment for quality and accessibility of public services; time costs of the applicant upon receipt of the final result of the public service. Interpretation of indicators is presented.
Key words: state service of Rospotrebnadzor, evaluation of quality for public services, customer satisfaction, quality indices.
В настоящее время в РФ особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности органов государственной власти, с качеством оказываемых услуг в контексте развития общества.
Одно из первых упоминаний термина «государственная услуга» появилось в Концепции реформирования государственной службы РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15.08.2001 г. Далее в Федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 годы)», утвержденной Указом Президента РФ от 19.11.2002 г., было указано о необходимости достижения качественного уровня исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг.
Федеральный закон РФ от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федеральный закон РФ от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального надзора и контроля» [13,14] регулируют отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг соответственно в том числе органами и организациями Роспотребнадзора. Согласно этим законам, государственные услуги, предоставляемые Роспотребнадзором,
осуществляются по запросам заявителей в пределах установленных нормативно-правовыми актами РФ и нормативно-правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Роспотребнадзор как федеральный орган исполнительной власти предоставляет следующие государственные услуги:
- государственная регистрация продукции;
- лицензирование отдельных видов деятельности;
- выдача санитарно-эпидемиологических заключений;
- приём уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности.
Заявителями по предоставлению государственных услуг Роспотребнадзором являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг Роспотребнадзором, регулируются следующими административными регламентами [6,8,9].
Оценка качества услуги может быть осуществлена с точки зрения внешней либо внутренней по отношению к процессу предоставления среды. Внутренняя оценка рассматривает качество услуги с точки зрения исполнителя в виде совокупности качества внутренних процессов, а внешняя оценка представляет собой мнение о качестве с точки зрения потребителя как степень