Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования социально-технологической культуры специалиста'

Теоретические аспекты формирования социально-технологической культуры специалиста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
634
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сычева Марина Ивановна

В статье рассматриваются особенности формирования социально-технологической культуры специалиста в условиях трансформации современного российского общества, а также раскрываются ее основные элементы: потребностный, аксиологический, целевой, мотивационный, когнитивный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования социально-технологической культуры специалиста»

УДК 316.334.22

СЫЧЕВА М.И. Теоретические аспекты

формирования социально-технологической культуры специалиста

В статье рассматриваются особенности формирования социально-технологической культуры специалиста в условиях трансформации современного российского общества, а также раскрываются ее основные элементы: потребностный, аксиологический, целевой, мотивационный, когнитивный.

Ключевые слова: культура; культура личности; социальные технологии; социально-технологическая культура; социальное взаимодействие.

В настоящее время социальные технологии составляют значимую часть всего социологического знания и используются практически во всех сферах жизнедеятельности современного общества. Они становятся элементом бытия, культуры, науки, образования, производства, облегчают общение, обучение, передачу информации. Социальные технологии как явление социальной практики представляют собой комплекс приёмов достижения социально полезной цели в обеспечении условий жизни людей, их организованности, эффективного взаимодействия, удовлетворения общественного интереса. Использование социальных технологий определяет эффективность социального управления, регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства. Однако зачастую внедрение новых технологий оказывается низкоэффективным или приносящим обратный эффект, что нередко объясняется низким уровнем общей социально- технологической культуры граждан, прежде всего специалистов различных сфер общественной деятельности. Именно поэтому крайне остро стоит проблема её формирования и развития.

Социально-технологическая культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со стороны национальной культуры. Культура доминирующего рода деятельности орга-

низации или профессиональная культура также оказывает существенное влияние на социально-технологическую культуру. В свою очередь социально-технологическая культура влияет на формирование управленческой культуры и наоборот, поскольку социально-технологическая культура является составляющей управленческой109. В этой связи, прежде чем перейти к базисному понятию "социально-технологическая культура", необходимо сначала рассмотреть такие понятия, как "культура"; "национальная культура"; "профессиональная культура"; " управленческая культура"; "технологическая культура"; " социальная технология".

Определение понятия "культура". В науке, да и в обыденной жизни, трудно найти термин, который мог бы сравниться с "культурой" по частоте употребления и многозначности толкования. Дать этому термину однозначную трактовку чрезвычайно трудно именно по причине того, что культура проникает во все поры нашей жизни и в каждом случае приобретает свой оттенок. Тем не менее мы попытаемся выделить некоторые специфические подходы к культуре.

Философско-антропологический подход рассматривает культуру как выражение некой человеческой природы. Она выводится из особенностей человека как особого рода существа.

Философско-исторический подход претендует на то, чтобы раскрыть механизм порождения культуры возникновени-

ем самой человеческой истории. Видимо, какое-то качество в человеческой природе оказывается необычным, радикально исключающим животность. Оно и обеспечивает движение человека от стада в историческое пространство. Культура здесь - синоним интеллектуального, нравственного, эстетического, в целом разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. Культура истолковывается как "вторая природа".

Социологический подход трактует ее как фактор организации и образования жизни любого общества, как определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах организации общества и деятельности людей. Примечательно, что термин "культура" в социологическом смысле не заключает в себе никакой оценочной характеристики. Она определяется (от латинского си^ига - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии "культура" фиксируется, как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития в рамках определённых эпох, общественно-экономической формации, этнической и национальной общностей. Культура характеризует также особенность поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида, социальной группы или всего общества в целом1.

Пожалуй, одним из самых универсальных определений термина "культура", носящим международный характер, является определение культуры как "совокупности ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу", закрепленное в Декларации о политике в области культуры"2.

Наиболее ценным является гуманистически-аксиологический подход, поскольку человек, творя культуру, творит самого себя как субъекта социокультурного процесса: буквально "культура - это среда, растящая и питающая личность". В этих образах подчеркивается одно и то же: рост, культивирование, выращивание личности, ее конструктивное существование.

Культура - это инструмент, необходимый для выживания человечества; механизм, позволяющий справляться с обстоятельствами, в которых они находятся. Сама культура менее всего подвержена распаду, поскольку держится на традициях, обычаях, ритуалах и т.д. В этом смысле культура - это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенных времени, месте и ситуации.

Таким образом, культура - то, что разделяется всеми или почти всеми членами некоторой социальной группы; передается старшими членами группы младшим; формирует поведение (мораль, закон, обычаи) и структуру восприятия и видения мира"3.

Невозможно рассмотреть все факторы, которые охватывают понятие "национальная культура". Спектр культурных ценностей и соответствующих норм и традиций чрезвычайно широк и затрагивает любые аспекты жизни человека, экономики и общества. Особое значение имеют ценности, которые касаются распределения социальных ролей и их статуса: критерии успеха и достижений в экономической и социальной жизни, уважение к возрасту и старшинству, роль традиционных органов власти, демократические или автократические традиции, индивидуализм или коллективизм, духовные и материальные ценности и т.п.

Следует отметить, что национальные культуры уникальные, но не закрытые системы. Культурные изменение происходят во многих странах под воздействием, например, роста материального богатства, общего уровня образования, расширения контактов между культурами и других факторов.

Понятие "профессиональная культура" используется применительно к ценностям и чертам поведения, которые харак-

теризуют социальные группы: лиц определенной профессии, профсоюзы, организации, клубы. Профессиональную культуру разделяют все лица, принадлежащие к определенной профессии, например юристы, врачи, инженеры и т.д. Она тесно связана с содержанием работы и ролью, которую играют в обществе ее представители.

Профессиональная и управленческая культура отражает общее состояние культуры общества (национальной культуры). От управленческой культуры зависит и уровень общей культуры, культурность всего общества, ибо выпадение из общей культуры существенного звена социального организма будет означать оскудение, обеднение всех других компонентов культуры, что в итоге может привести к кризисному состоянию общества (что, в принципе, и наблюдается в России)4.

Управленческая культура - это не только явление сознания, но и нормативное установление и практическая деятельность.

Составные управленческой культуры -управленческие знания, понимание, умение; практическое управленческое поведение, отношение к управленческим институтам.

Управленческая культура, то есть уровень компетентности и информированности, предполагает также развитие заинтересованности граждан в участии в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления или в непосредственном ведении управленческих дел.

Общество не может освоить открывающиеся в связи с экономическими и политическими преобразованиями возможности, если оно не будет вовлекать в управленческие процессы как можно больше людей и не заинтересует их в активном приложении своих управленческих знаний, дарований и устремлений.

Управленческая культура граждан как комплексное явление формируется и реализуется также комплексно. Ее формирование - процесс воспитательный, образовательный, идеологический и информационный, связанный с сознанием.

Социальные технологии как особая группа технологий применяются в условиях функционирования социальных систем различного уровня.

Социальная технология - это элемент человеческой культуры, она возникает двумя путями: "вырастает" в культуре эволю-ционно либо строится по ее законам как искусственное образование, главная функция которого сегодня - соединение науки и практики. Как явление социальной практики она представляет собой комплекс приемов достижения социально полезной цели в обеспечении благоприятных условий жизни людей, их организованности, эффективного взаимодействия, удовлетворения общественного интереса, в той или иной степени соответствующего требованиям социального времени. Появление социальных технологий связано с потребностью быстрого и крупномасштабного "тиражирования" новых видов деятельности, идей, проектов.

Использование тех или иных социальных технологий определяет эффективность социального управления, регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства. Они в известной степени определяются типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных или революционных процессов, также разновидностью жизненных сил социальных субъектов, их индивидуальной и социальной субъектностью как накопленной способностью к воспроизводству индивидуальной и социальной жизни человека.

Важнейшей задачей социальных технологий является выявление закономерностей оптимальной самоорганизации и управления социально-экономическими процессами, использование их с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей5.

Социальные технологии выступают как средство "оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов"6. Исследователи обоснованно утверждают, что использование социальных технологий способно поставить заслон на пути администрирования, которое основывается на применении волевых, субъективных методов управления и в конечном итоге оказывается неэффективным7.

Принимая во внимание всё вышесказанное, перейдем к основному понятию "со-

циально-технологическая культура". Понятие "социально-технологическая культура", как и понятие "социальные технологии", пока еще недостаточно полно разработано в отечественной социологической литературе. Исследователи, как правило, пишут о технологической культуре человека в целом, выделяя различные аспекты рассматриваемого явления.

В частности, по определению Ю.Л. Хо-тунцева, технологическая культура - это культура преобразующей, творческой, природосообразной (экологически оправданной) деятельности по созданию материальных и духовных ценностей8.

В.Д. Симоненко рассматривает технологическую культуру в социальном (широком) и личностном (узком) планах:

- в социальном (широком) плане технологическая культура - это уровень развития жизни общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве;

- в личностном (узком) плане технологическая культура - это уровень овладения человечеством современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира9.

И.Ю. Башкирова полагает, что технологическую культуру можно рассматривать в высоком - социально-культурном и в массовом - личном планах10.

В первом случае она характеризует ее как некое обобщение - универсальную культуру, типичную для современной исторической эпохи, для современного технологического общества и определяемую уровнем развития научных знаний, технических средств и различных видов технологий материального и духовного производства, содержанием общественной жизни и преобразовательной деятельности людей, образцов поведения, мышления и мировоззрения. В данном контексте технологическая культура предстает как созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия между людьми и природой.

Социально-технологическая культура - это органическая часть общей культуры, которая стремится в своём содержании интегрировать достижения технических и гуманитарных наук, применять интегрированные принципы не только к изучению социального пространства, но и к "активному его обустройству в соответствии с целями развития социальных систем, смыслом человеческого существования. Характерным компонентом этой культуры является инновационный тип мышления, вытекающий из сущности инновационного метода, каковым является метод технологизации социального пространства. Он характеризуется конструктивностью мышления наряду с абстрактным освоением жизни. Акцент в мышлении, поведении и критическом действии смещается в плоскость - как получить конечный социальный результат, каким методом и средствами оптимизировать социальные действия, правильно использовать творческие возможности, имеющиеся потенциалы (общества, социальной организации, личности и др.). XXI век, по прогнозам экспертов, должен стать гуманитарным. Технологическая культура как механизм формирования открывает пути органического вхождения "гуманности" в естественнонаучное пространство, в хозяйственную жизнь общества, управленческие структуры и обеспечивает взаимообогащение разных видов культуры. Важнейшим компонентом этого механизма является изменение стиля мышления, который постепенно становится концептуальным (гуманитарным), стратегическим и конструктивным, технологическим, находящим пути и средства решения всё усложняющихся социальных задач11.

Итак, мы рассматриваем социально-технологическую культуру как уровень овладения обществом социальными технологиями в организационно-управленческой деятельности с возможностью последующего продуцирования эффективных процедур принятия и осуществления управленческого решения, проявляющихся в конкретных социальных действиях и взаимодействиях.

Исходя из вышесказанного и принимая во внимание то, что в настоящее время нет чёткого определения понятия "социально-технологическая культура личности специалиста", мы в качестве исходной принимаем дефиницию, предложенную белгородскими авторами Л.Я. Дятченко, В.П. Бабинцевым и Т.И. Морозовой, определяющую социально-технологическую культуру личности специалиста как систему диспозиций личности, умений и навыков её поведения, обеспечивающих ей достижение жизненных целей, благоприятные условия для её саморазвития и проявляющихся в конкретных социальных действиях и взаимо-действиях12.

Социально-технологическая культура в процессе становления и развития личности специалиста выполняет ряд важнейших функций:

• конструирование идеала социальной реальности;

• познание социальной реальности;

• формирование системы стимулов к социальной деятельности;

• преобразование общества и личности человека;

• управление и самоуправление;

• социальная коммуникация;

• социальная дифференциация и интеграция.

Основными критериями, определяющими социально-технологическую культуру, являются целесообразность, сознательность социальных действий; упорядоченность и планомерность деятельности; ди ффе ре нциро ванн ость, "расчленённость" действий; рациональность, научный подход; рефлексивность.

Необходимость разработки и внедрения системной модели формирования социально-технологической культуры специалистов определяется возрастающей ролью личности в современных общественных процессах; повышением значимости социальных технологий как научно обоснованных процедур оптимизации жизнедеятельности; наличием нерешённых проблем в утверждении социально-технологического отношения к миру и навыков поведения специалистов.

Системная модель формирования социально-технологической культуры специалистов представляет собой комплекс представлений о том, как должен осуществляться процесс обучения социальным технологиям в образовательных учреждениях, как должны формироваться технологическое отношение к миру и установки на систематическое и эффективное применение технологий на практике.

В основе концептуальной модели социально-технологической культуры специалистов мы полагаем идею социального действия - социального взаимодействия. Социальное действие - это локализованный в пространстве и времени конкретный акт деятельности субъекта по преобразованию социальной ситуации. Оно имеет сложную внутреннюю структуру, включающую действующее лицо, предмет или объект действия, средства, метод (технологию), реакцию объекта, результат.

Социальное взаимодействие понимается как воздействие субъектов друг на друга в ходе реализации их интересов. В соответствии с социокультурной концепцией М. Вебера-П.А. Сорокина социальное взаимодействие рассматривается нами как функция социального действия.

Функционально социальное действие рассматривается как коммуникативно-рефлексивная система, предполагающая взаимосвязь таких элементов, как целе-полагание, взаимодействие, жизнеобеспечение и идентификация.

Исходя из этого, социально-технологическая культура специалистов рассматривается нами как планируемая деятельность трёх видов: обеспечение взаимодействия с окружением; социальная идентификация; жизнеобеспечение (в предельно широком понимании, включающем социальную адаптацию личности).

При построении модели формирования социально-технологической культуры специалистов исходным теоретическим положением является положение о том, что её ядром выступают ценностно-смысловые паттерны. Их можно рассматривать в качестве аттрактора или центра системы. Этот центр и является основным связующим элементом системы, то есть посред-

ником во взаимодействии элементов между собой. Основные элементы социально-технологической культуры систематизированы в соответствии со структурой социальной деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные элементы социально-технологической культуры специалистов:

1. Потребностный. Этот элемент включает в себя потребность и заинтересованность специалистов в овладении научными знаниями, позволяющими конфигурировать социальное окружение в соответствии с целями актора. Возникновение такой потребности означает, что человек во взаимодействии с социальной средой руководствуется преимущественно не интуицией и здравым смыслом, а рекомендациями, сформулированными в рамках социальной теории и апробированными на практике. Формирование потребностно-го элемента технологической культуры выступает в данной связи как условие постепенного изменения отношения человека к миру и к самому себе.

2. Аксиологический. Суть этого элемента в том, что "технологический подход" к преобразованию социальной реальности или, по меньшей мере, к проблеме адаптации в социуме становится значимым для субъекта социальной деятельности. Социальная технология как ценность интериоризирует с человеком в качестве единственно эффективного способа самоопределения.

3. Целевой. Наличие этого элемента означает, что применение социальных технологий является не только потребностью и ценностью, но и одной из целей жизненной стратегии личности. Овладение конкретными социальными технологиями входит в структуру жизненных планов и становится вербальным требованием.

4. Мотивационный. Данный элемент выражается в структуре внутренних стимулов, определяющих стремление людей к овладению социальными технологиями. Мотивы, побуждающие к этому, могут быть различными: эгоистические, корыстные мотивы (они связаны с убеждением, что социальные технологии обеспечивают материальное благополучие); мотивы само-

утверждения (в основе их лежит уверенность, что социально-технологическая компетентность повышает статус и обеспечивает карьеру); мотивы корпоративной солидарности (обучение социальным технологиям рассматривается как принадлежность к статусной группе, организации интериоризации её норм); альтруистические мотивы (социальные технологии рассматриваются в качестве способа улучшения социальной среды, общества в целом).

5. Когнитивный. Этот элемент включает в себя знания о содержании конкретных социальных технологий, об их возможностях и границах применения; знания о способах получения социально-технологической информации, а также познавательную активность субъектов социального действия в данной сфере.

В соответствии со структурно-функциональным подходом тип включенности социально-технологической культуры субъекта в социальную среду может быть различным. Мы выделяем три основных типа:

• формообразующий. Для него типичны активные социальные действия субъекта, ориентированные на формоорганиза-ционное творчество, то есть на изменение существующих социальных структур, обеспечивающих целедостижение;

• пассивный, при котором активность субъекта минимальна, обращена "на себя" и ориентирована на приспособление к изменениям внешней среды (социально-адаптивное поведение);

• венчурный. Его характеризует максимальная активность субъекта, который стремится управлять ситуацией, прогнозируя её развитие; характерны переработка большого количества информации, анализ и саморефлексия; ориентация на инновационную деятельность, социальное творчество.

Безусловно, наиболее оптимальным для специалиста является венчурный тип, приемлемым выглядит формообразующий тип. И крайне нежелательным является утверждение пассивного типа социально-технологической культуры, который, однако, в настоящее время чаще всего преобладает.

Системная целостность социально-технологической культуры личности специалиста обеспечивается на двух уровнях: кон-

цептуальном (уровень системообразующих свойств) и структурном (системообразующих отношений). Концептуальный уровень предполагает гармоничность основных функций социального действия субъекта: целеполагания, жизнеобеспечения и социальной идентификации. Структурный уровень предполагает гармоничность элементов социально-технологической культуры.

Ядром социально-технологической культуры специалиста являются социально-технологические ценности. Системообразующим фактором выступают потребности личности. Поэтому процесс её формирования предполагает прежде всего воздействие на аксиологический и потребностный элементы данного феномена, предполагающие утверждение в сознании специалиста представлений о необходимости овладения знаниями в сфере социальных технологий и навыков их практического использования.

Таким образом, можно сделать вывод о том , что целью формирования социально-технологической культуры специалистов является формирование у них культуры венчурного типа. Обладающий ею субъект стремится управлять ситуацией, прогнозируя её развитие, что является результатом переработки большого количества информации, анализа и саморефлексии. Преобладает ориентация на инновационную деятельность, на социальное творчество.

В соответствии с данной целью задачи формирования социально-технологической культуры специалиста определяются в соответствии с задачами построения каждого из её важнейших элементов:

• формирование потребности специалиста в развитии личностных качеств, соответствующих венчурному типу социально-технологической культуры;

• формирование приоритетов терминальных и инструментальных ценностных ориентаций специалиста, комплементарных стилю жизнедеятельности "венчурной" в технологическом отношении личности;

• формирование системного блока жизненных целей личности специалиста в соответствии с императивами венчурной социально-технологической культуры;

• формирование действенной мотивации специалиста к профессиональной деятельности;

• формирование у специалиста комплекса актуальных необходимых и достаточных знаний о содержании и возможностях социальных технологий;

• формирование у специалиста операционных навыков практического применения социальных технологий.

1 Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М., 2004. С. 215-216.

2 См.: Российская социологическая энциклопедия» / Под редакцией Осипова Г.В. М., 1998.

3 Принята Всемирной конференцией по политике в области культуры (Мехико, 1982). Культуры: диалог народов мира. 1984. № 3. С. 77.

4 Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., 2003. С. 60.

5 См.: Игнатов В.Г., Белолепицкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Ростов н/Д, 2000; Игнатов В.Г., Кузнецов С.Г., Понеделков А.В. и др. Современная государственная кадровая политика и ее реализация на Северном Кавказе. Ростов-н/Д. 2000.

6 Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В.Н. Иванов. Москва-Белгород: Луч - Центр социальных технологий, 1995. С. 185-188.

7 Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. М.: Белгород, 1993. С. 52.

8 Основы современного социального управления: теория и методология. М., 2000. С. 63.

9 Хотунцев Ю.Л., Тихонов А.С. Программа образовательной области "Технология" для сельских общеобразовательных школ // Школа и производство. 1996. № 1. С. 11-23.

10 См.: Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. Брянск, 1998.

11 Башкирова И.Ю. Дидактические основы формирования технологической культуры у будущих учителей. Диссертация ... канд. пед. наук. 13.00.08. Тула, 2001. С. 117.

12 Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В.Н. Иванов. Москва- Белгород, 1995. С. 215.

13 Дятченко Л.Я., Бабинцев В.П., Морозова Т.И. Формирование социально-технологической культуры школьников в регионе: Монография. Белгород: Белгородский государственный университет, 2006. С. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.