УДК 316.334
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ
THE QUESTION OF THE FORMATION OF SOCIAL-TECHNOLOGICAL CULTURE OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF MANAGEMENT
С.Г. Стенюшкина, Д.А. Ошкадерова, А.В. Шрубченко S.G. Stenyushkina, D.A. Oshkaderova, A.V. Shrubchenko
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St., Belgorod, 308015, Russia
E-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected]; [email protected]
Аннотация
В условиях современной нестабильной экономической, политической и социальной обстановки в мире одной из глобальных проблем становится проблема повышения качества и эффективности управленческой деятельности. Низкий уровень управленческой культуры, непрофессионализм осуществляющих управленческую деятельность специалистов неизбежно приводят к потоку серьезных социально-экономических проблем, ведущих к ситуации кризиса. Данная ситуация обусловливает необходимость формирования и развития социально-технологической культуры специалистов в области управления, которая представляет собой «систему диспозиций личности специалиста, а также умений и навыков его поведения, обеспечивающих достижение профессиональных и жизненных целей при помощи сознательного использования социальных технологий». Она является частью общей и профессиональной культуры современного менеджера и становится одной из важнейших его характеристик, дающей возможность обеспечить специалисту не только способность проектировать и применять наиболее эффективные модели управления, но и выстраивать успешную жизненную стратегию, базирующуюся на балансе личных и общественных интересов.
Abstract
In the modern unstable economic, political and social situation in the world one of the global problems becomes the problem of improving the quality and efficiency of management activities. The low level of management culture, lack of professionalism of managers inevitably lead to the flow of a serious socioeconomic problems leading to a crisis. This situation necessitates the formation and development of socio-technological culture of specialists in the field of management, which defines as "a system of dispositions of professional identity and skills of behavior, ensuring the achievement of professional and life goals through conscious using of social technologies." It is part of general and professional culture of the modern manager and becomes one of the most important features, giving the ability to design and apply the most effective management model, and to build a successful life strategy, based on the balance of individual and public interests.
Ключевые слова: управленческая деятельность, культура управления, социальные технологии, технологии управления, социально-технологическая культура.
Keywords: management, management culture, social technology, management technology, socio-technological culture.
Введение. Высокий уровень нестабильности российского социума, процессы интеграции и глобализации в обществе диктуют специалистам в области управления
абсолютно новые, высокие требования к их деятельности, которые невозможно сравнить по масштабу и сложности с проблемами, решаемыми в прошлом столетии. Особенно остро встает проблема необходимости привлечения к управленческой деятельности специалистов, обладающих высоким уровнем социальной культуры, поскольку от качества управленческих решений, направленных на оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений в организациях различного уровня, зависит эффективность их деятельности.
Одним из условий вывода систем управления на новый уровень, адекватный вызовам времени, для которого характерно усложнение социально-экономических, политических процессов, их интенсификация, возрастание роли интеллектуальной составляющей, является обоснование и широкое использование современных социальных и управленческих технологий.
Основная часть. Под социальными технологиями обычно понимается «совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе управленческой деятельности, социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем». Однако такая трактовка является недостаточно корректной, поскольку не указывает на главную характеристику социальных технологий, заключающуюся в алгоритмизации деятельности. Любые процедуры становятся технологичными в той мере, в какой они предполагают однозначность решений и действий, распределенных по этапам при постоянной рефлексивной оценке каждой процедуры.
Социальные технологии, таким образом, призваны алгоритмизировать управленческую деятельность, особенно при решении социально значимых задач, а также способствовать достижению заданных результатов посредством профессиональной культуры [Попова, 2015].
Последствия управленческих ошибок могут стать необратимыми, поэтому современный менеджер должен отвечать всем требованиям постоянно меняющегося общества, должен уметь продуктивно использовать и наращивать социальный капитал. Следовательно, он должен обладать высокоорганизованной социально-технологической культурой, которую многие авторы, например Т.И. Морозова, трактуют как «систему диспозиций личности, выражающуюся в формировании и развитии у нее умений и навыков поведения, обеспечивающих достижение профессиональных и жизненных целей при помощи сознательного использования социальных технологий» [Морозова Т.И., 2005].
Однако, различные исследования [Дятченко Л. Я., Бабинцев В. П., 2011] показывают, что в связи с тем, что формированию социально-технологической культуры не уделяется должного внимания в процессе обучения будущих менеджеров, уровень их социально-технологической подготовки остается сравнительно низким.
Социально-технологическая культура представляет собой одно из проявлений общей культуры и, несомненно, должна исследоваться в общем культурном контексте. Прежде всего, культуры социального управления. Значительный интерес в данном контексте представляют идеи Н. Макиавелли, который, фактически, впервые сформулировал проблему эффективных технологий управления. Принципиально важным для осмысления феномена социально-технологической культуры менеджеров, как и социально-технологической культуры в целом, является попытка Н. Макиавелли осуществить рациональный, логический анализ различных аспектов государственного управления, представив результаты его в понятийной форме.
Существенное продвижение в ходе анализа социальных технологий связано с разработками М. Вебером теории социального действия. В его понимании общественный прогресс осуществляется по мере усиления рациональности в поведении человека. Эволюция поведенческих моделей, полагал философ, совершается в направлении от традиционного и аффективного действия к ценностно-рациональному и целерациональному. Веберовская концепция социального действия создала теоретические
предпосылки для формулировки идеи социальных технологий как рационально организованных процедур оптимизации жизни.
Что касается исследований российских ученых, то в настоящее время среди них нет единства в отношении дефиниции «социально-технологическая культура». Однако, систематизировав данные научной литературы можно выделить несколько подходов к сущности понятия социально-технологическая культура [Самохвалова Е.В., Заливанский Б.В., Шаповал Ж.А., 2010] (рис. 1).
Наименование подхода Авторы Сущность подхода
Субъективистский подход Т.И. Морозова, Л.Г. Пуляева: О.П. Шалаева Рассматривает социально-технологическую культуру как личностное образование
Объективистский подход Ж.Т. Тогценко: Л.Я. Дятченхо Социально-технологическая культура характеризуется как инструмент обустройства социального пространства
Педагогический И.Ю. Башкирова: В.Д. Симон енко Обращает особое внимание на уровень овладения \"чащимися производственными технол огиями и способами преобразовательной деятельности
К омп етентн о стный И.В. Бурмыкина «Социально-технологическая культура определяется как. паттерн базовых представлений; ценностей и технологий организации познавательной и преобразовательной социальной деятельности» [Блрмыкина. ИБ, 2009]
Рис. 1. Подходы к пониманию феномена социально-технологической культуры Fig. 1. Approaches to understanding the phenomenon of socio-technological culture
Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки. Представляется, что наиболее перспективным в теоретическом и практическом отношении является системно-аксиологический подход, в контексте которого социально-технологическая культура специалистов определяется как «система диспозиций личности, умений и навыков ее поведения, обеспечивающих ей достижение жизненных целей и благоприятные условия для саморазвития на основе алгоритмического мышления и планомерного преобразования действительности».
В структуре социально-технологической культуры можно выделить несколько основных элементов:
- потребностный, отражающий потребности и интересы к овладению социальными технологиями;
- ценностный, включающий в себя представления о значимых для менеджера технологии преобразования действительности;
- мотивационный, характеризующий побудительные причины и стимулы к овладению социальными технологиями
- целевой, включающий цели, на достижение которых ориентировано применение социальных технологий;
- когнитивный, отражающий знания о социальных технологиях;
- операционный, в который входят навыки в применения процедур и операций по преобразованию социальной реальности.
Каждый из этих блоков по-своему реализуется в двух основных сферах деятельности менеджера:
- профессиональная сфера, в которой менеджер осуществляет управленческие функции;
- сфера индивидуально-личностного развития и межличностного взаимодействия.
Обе сферы являются взаимосвязанными, но, тем не менее, деятельность конкретного
менеджера в каждой из них имеет свою специфику. Результативность поведения в одной из
них автоматически не ведет к успеху в другой. В частности, возможна ситуация, когда недостаточно успешный менеджер добивается позитивных результатов в своих отношениях с окружающими, обеспечивает комфортную среду за пределами профессиональной деятельности.
Процесс формирования социально-технологической культуры менеджера в идеале должен осуществляться в течение всей жизни.
Его основными элементами являются:
- профессиональное образование. В данной связи необходимо иметь в виду, что подготовка менеджеров осуществляется в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- профессиональное развитие, рассматриваемое в данном случае как профессионально-квалификационное развитие и включающее в себя переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
- практическая деятельность на должностях, связанных с управлением в самых различных сферах;
- самообразование, которому отводится особая роль в формировании социально-технологической культуры, предполагающее самостоятельное освоение социальных технологий [Бурмыкина И.В., 2009].
Формирование социально-технологической культуры специалистов находится под влиянием различных факторов, представленных на рисунке 2.
Рис. 2. Факторы, влияющие на формирование социально-технологической культуры Fig. 2. The factors influencing on the formation of social-technological culture
1. Социокультурная традиция представляется в настоящее время наиболее значимым (и далеко не позитивно ориентированным) фактором формирования социально-технологической культуры менеджеров. Проблема заключается в том, что в отечественной социально-технологической культуре всегда было ярко выражено иррациональное начало, затруднявшее процесс планирования действий и калькуляцию позитивных и негативных следствий поступков человека. Вероятно, основы подобного отношения к реальности следует искать еще в первоистоках отечественной культуры. Не случайно уже в «Слове о законе и благодати» киевского митрополита Илариона содержится противопоставление рационального (иудейского, то есть противоположного христианскому) закона благодати, «ведь закон предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать -служители будущего века, жизни нетленной» [Златоструй. Древняя Русь Х - XIII веков., 1990].
На уровне массового сознания иррациональное отношение к действительности проявилось в том самом знаменитом русском «авось», имеющем огромное и до конца пока не осмысленное социокультурное значение. Оборотной стороной иррационализма, связанного с установкой «на авось» явился отмеченный еще Р. Пайпсом фатализм русских. Он писал: «Подлинной религией русского крестьянства был фатализм. Крестьянин редко относил какое-то событие, особенно несчастье, за счет своих собственных поступков. Он
видел везде «Божью волю» - даже в тех случаях, когда вина явно лежала на нем самом» [Пайпс Р., 1993].
Но, как иррационализм, так и фатализм несовместимы с социально-технологической моделью поведения, требующей не упования на авось, и не смирения с неизбежностью, но управления собой и условиями своего существования. Однако именно последняя процедура с трудом дается даже современному, казалось бы, рационально мотивированному и прагматичному человеку, прежде всего, в процессе собственного жизнестроительства.
Проведенное в 2010 году специалистами Белгородского государственного национального исследовательского университета в исследование (опрошено 700 действующих менеджеров и 700 студентов менеджеральных специальностей), в частности, показало, что наибольшие затруднения у них вызывают ключевые технологические процедуры: прогнозирование будущего (коэффициент оценок составил 0.35 по шкале от 0 - не владею до 1- владею); определение альтернативных вариантов поведения (0.42); способность соотносить собственные цели с целями окружающих (0.48); расчет ресурсов, необходимых для достижения целей (0.52).
2. Учебно-научный процесс в образовательных учреждениях. Сложившаяся в обществе система образования специалиста, значение которой для формирования социально-технологической культуры прослеживается по трем направлениям (рис. 3).
Направления воздействия
1 2 3
Происходит утверждение усвоенных в период первичной социализации ценностей и норм, в тон числе убеждений и установок в отношении социальных технологий и практики их применения В ходе учебно-научной деятельности, помимо профессиональных знаний, будущим специалистам-менеджерам передаются основные знания о содержании социальных технологий, представления об их возможностях, прежде всего, в отношении решения личных жизненных проблем, жизнеобеспечения, социальной иде нт ифи кац ии. Связано с формированием умений и навыков применения социальных технологий, с операционно-практическим компонентом культуры. Эти умения и навыки наиболее эффективно могут быть сформированы в ходе учебных практик, а также практико-ориентированной научно-исследовательской работы.
Рис. 3. Значение учебно-научного процесса в формировании социально-технологической
культуры специалиста
Fig. 3. The value of educational-scientific process in the formation of social-technological culture
of specialist
3. Несомненно, одно из ключевых значений в формировании социально-технологической культуры будущих специалистов играет воспитательное пространство образовательных учреждений. Однако, в данном контексте существуют препятствия разного рода:
1) ценностно-содержательного. Многие просто не придают значения роли социально-технологической культуры в социальном развитии и социальном управлении;
2) мотивационного. Он указывает на отсутствие стимулов, побуждающих к изменению ориентиров сложившейся системы образования, обучения и воспитания;
3) инструментального. Данный барьер выражается в недостаточной разработанности и апробированности форм и методов формирования социально-технологической культуры.
Заключение. Таким образом, подводя итог, следует отметить, что качество управления определяется используемыми в нем технологиями. В современном меняющемся мире необходимо постоянно повышать эффективность управленческой деятельности, внедряя новые методы управления, в то же время постоянно пересматривая и совершенствуя старые традиционные методы. Необходимо качественно новое переосмысление социальных, управленческих технологий, формирование новой управленческой ментальности и культуры, социально-технологической культуры XXI века.
Формирование социально-технологической культуры специалистов в области управления определяется возрастающей ролью личности в современных общественных процессах; повышением значимости социальных технологий как научно обоснованных процедур оптимизации жизнедеятельности; наличием нерешенных проблем в утверждении социально-технологического отношения к миру и навыков поведения специалистов; необходимостью повышения эффективности управления; дефицитом глубоких системных разработок феномена социально-технологической культуры личности и технологий ее формирования и развития.
Список литературы References
1. Бурмыкина И.В. 2009.Социально-технологическая культура менеджера. Дис. ... доктора соц. наук. Белгород, 386 с.
2. Burmykina I. V. 2009. Social-technological culture of manager [Social'no-tehnologicheskaja kul'tura menedzhera]: Dis ... doctor social. sciences. Belgorod, 386 p.
3. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. 2014. Социальные технологии: виды, содержание, классификация. В кн.: Социальные технологии в управлении. Самара: Изд-во СамНЦ РАН:93-106.
4. Gerasimov B. N., Chumak V. G. 2014. Social technologies: types, contents, classification. In: Social'nye tehnologii v upravlenii [Social technologies in management]. Samara: SB RAS Sanz: 93-106.
5. Дятченко Л. Я., Бабинцев В. П. 2011. Теоретические аспекты формирования социально-технологической культуры и социально-технологического мышления менеджеров// Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. №2 (97) С. 110-120.
6. Djatchenko L. Y., Babintsev V. P. 2011. Theoretical aspects of formation of social-technological culture and social-technological thinking of managers // Nauchnie vedomosti BelGU. Seriya: Filosofiya, Sotsiologiya, Pravo [Scientific bulletin of BSU. Series: Philosophy. Sociology.Law].No. 2 (97), P. 110-120.
7. Златоструй. Древняя Русь Х - XIII веков. 1990. М., Молодая гвардия, 302.
8. Zlatostruj. Drevnjaja Rus' X - XIII vekov. [Setstroy. Ancient Rus X - XIII centuries]. 1990. Moskow, Molodaja gvardija, 302.
9. Морозова Т.И. 2005. Формирование социально-технологической культуры школьников в регионе :дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 195 с.
10.Morozova T. I. 2005. The formation of social-technological culture of pupils in the region [Formirovanie social'no-tehnologicheskoj kul'tury shkol'nikov v regione]. Dis ... cand. social. sciences. Belgorod, 195 p.
11. Попова С.Ю. 2015. Понятие образовательных и социальных технологий: теоретический анализ. В кн.: Технологии работы с молодежью (опыт работы кафедры социальных технологий и организации работы с молодежью МГГУ им. М. А. Шолохова). М.: Москва-Тверь: «СФК-Офис»: 8-23.
12. Popova S. Y. 2015. The concept of educational and social technologies: theoretical analysis. In: Tehnologii raboty s molodezh'ju (opyt raboty kafedry social'nyh tehnologij i organizacii raboty s molodezh'ju MGGU im. M. A. Sholohova) [Technologies of work with youth]. M.: Moscow-Tver: "SFK-Office": 8-23.
13.Пайпс Р. 1993. Россия при старом режиме. М., «Независимая газета», 423.
14.Richard Pipes. 1993. Rossija pri starom rezhime. [Russia under the old regime]. Moskow, "Nezavisimaya Gazeta", 423. (in Russian)
15.Самохвалова Е.В., Заливанский Б.В., Шаповал Ж.А. 2010. Социально-технологическая культура менеджера: основные подходы к исследованию. В кн.: Социально-технологическая культура специалиста: проблемы формирования и развития: материалы Международной конференции с элементами научной школы для молодежи 20-24 сентября 2010 г. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Кемерово: 31-40.
Samohvalova E.V., Zalivansky B.V., Shapoval J.A. 2010. Socio-technological culture of manager: the main research approaches. In: Social'no-tehnologicheskaja kul'tura specialista: problemy formirovanija i razvitija: materialy Mezhdunarodnoj konferencii s jelementami nauchnoj shkoly dlja molodezhi 20-24 sentjabrja 2010 g. [Socio-technological culture of a specialist: problems of formation and development: proceedings of the International conference with elements of scientific school for youth 20-24 September 2010].Kemerovo technological Institute of food industry. Kemerovo: 31-40.