Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования предпринимательской деятельности'

Теоретические аспекты формирования предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ENTREPRENEURSHIP / INNOVATION / ECONOMIC PLANNING / MARKET RELATIONS4 ECONOMIC ACTIVITY4 COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трунина Ирина Михайловна

Изучены факторы, влияющие на процесс формирования, развития и достижения конкурентоспособности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF BUSINESS

Existing system of market relations creates conditions for the active development of entrepreneurship as a separate institution in the international economics. The article studies the factors, influencing the process of formation, development and achievement of competitiveness of business entities in market conditions.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования предпринимательской деятельности»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

УДК 399.9

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2013 г. И.М. Трунина

Трунина Ирина Михайловна - канд. эконом. наук, доцент, Trunina Irina Mihajlovnа - Candidate of Economics Sciences, кафедра «Международная экономика», Восточноукраинский assistant professor, department «International Economy» East национальный университет им. Владимира Даля. E-mail: Ukrainian National University. Vladimir Dahl. E-mail: xpreyerx@gmail.com xpreyerx@gmail.com

Изучены факторы, влияющие на процесс формирования, развития и достижения конкурентоспособности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность; инновационная деятельность; экономическое планирование; рыночные отношения; хозяйственная деятельность; конкурентоспособность.

Existing system of market relations creates conditions for the active development of entrepreneurship as a separate institution in the international economics. The article studies the factors, influencing the process of formation, development and achievement of competitiveness of business entities in market conditions.

Keywords: entrepreneurship; innovation; economic planning; market relations4 economic activity4 competitiveness.

Рыночные условия осуществления хозяйственной деятельности внесли свои коррективы в сознание людей, в их жизнь, способ существования, способствовали внедрению многих терминов (категорий).

Из них можно выделить предпринимательство, которое в условиях рыночных отношений является главным двигателем экономики. Активный рост и развитие предпринимательства содействует привлечению к предпринимательской деятельности большего количества способных, коммуникабельных людей, более эффективному использованию материальных и общественных ресурсов, интенсивному развитию национального хозяйства, росту национальной экономики и благосостояния нации.

Сущность и содержание предпринимательства давно притягивает внимание исследователей. В работах М. Вербера, П. Друкера, Р. Кантильёна, К. Маркса, А. Маршала, Д. Рикардо, А. Смита, Й. Шумпетера предпринимательство рассматривается как в общетеоретическом, так и практически-функциональном плане.

Современные авторы - О. Амосов, В. Бакуменко, З. Варналый, И. Герчикова, В. Гринёва, А. Дегтярь, О. Кирш, О. Кужель, К. Ляпина, В. Ляшенко, М. На-долишний - рассматривают вопросы формирования предпринимательской среды, государственных и региональный программ его поддержки, изучают отдельные факторы, содействующие развитию предпринимательства.

Целью статьи является исследование теоретических аспектов формирования предпринимательской деятельности.

Понятие «предпринимательство» является весьма ёмким, так как в нём объединены совокупность экономических, юридических, политических, исторических и психологических отношений. Содержание этого понятия формировалось на протяжении значительного исторического периода и изменялось под воздействием базовых институтов и психологии людей.

В целом, предпринимательство - это умение начинать и вести дело, быть инициативным, преодолевать стереотипы, принимать рискованные решения [1]. Изучая мировую научную мысль о сути предпринимательства, отечественные экономисты выдвигают собственные определения данной категории, которые иногда имеют существенные расхождения. Так, отдельные учёные (В. Бобров, А. Крутик, А. Пименова) делают акцент только на цели предпринимательства -получении прибыли. Некоторые, при определении предпринимательства, выделяют одну из его основных функций - использование инноваций и нестандартного подхода к разрешению проблем (С. Дзюбик, О. Рывак, В. Мединский, Л. Шаршукова); а другие -рисковый характер предпринимательской деятельности (В. Мельничук, В. Онищенко).

Современная экономическая наука определяет предпринимательство как особый вид деятельности, в основе которого лежат следующие признаки: ■ - свобода выбора направлений и методов дея-

тельности, самостоятельность в принятии решений;

- постоянное существование фактора риска;

- ориентированность на достижение прибыли;

- инновационный характер деятельности.

Во время формирования определения понятия предпринимательства необходимо учитывать его основные черты:

- оно возможно только при определённой общественной ситуации - предпринимательской среды, под которым понимают, прежде всего, рынок, рыночную систему отношений;

- осуществляется от своего имени, на собственный риск и под личную, а не коллективную, имущественную ответственность отдельного физического лица-предпринимателя или юридического лица -предприятия (организации);

- требует личной свободы предпринимателя, его независимости, т. е. возможности принимать самостоятельные решения касательно организации и осуществлении производства товаров или предоставления услуг для получения максимальной прибыли;

- направлено на получение прибыли либо иного материального вознаграждения;

- проявляя инициативность и воплощая свои инновационные идеи, способствует эффективному соединению и использованию инвестиционных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- обеспечивает предусловия для возникновения и развития конкуренции на рынке и благодаря этому становится своеобразным катализатором социально-экономического развития экономики страны в целом;

- является главным фактором структурных изменений в системе хозяйствования [2].

Формирование и развитие предпринимательства может происходить при существовании определённых условий:

- экономических - разгосударствление и приватизация имущества, демонополизация хозяйственной деятельности, создание и функционирование на этой основе многосубъектных (частных, коллективных, кооперативных) собственников, утверждение свободы предпринимательской деятельности;

- политических - создание благоприятного предпринимательского климата, благодаря стабильности и демократизации общественной жизни, соответствующей налоговой, кредитной и иной политике, обеспечение гарантий сохранности и неприкосновенности частной собственности, в том числе и интеллектуальной;

- юридических - создание нормативной базы предпринимательства и его правовой защищённости;

- психологических - создание благоприятного психологического климата в обществе, преодоление негативного отношения населения к предпринимательству [3].

Таким образом, предпринимательство является специфическим видом общественнополезной экономической деятельности. Характеризующие черты предпринимательства - это предусмотрительность, напористость, инициатива, авторитет, коммуникабельность, умение принимать рискованные решения. Предпринимательство присуще как физическим, так и юридическим лицам всех форм собственности, различных размеров и организационных структур.

Основной целью предпринимательской деятельности является обеспечение потребностей общества товарами (услугами) соответствующего ассортимента и качества. Реализация цели предпринимательства требует решения следующих задач:

- постоянное повышение эффективности производства;

- своевременное и срочное внедрение достижений научно-технического прогресса в производство;

- постоянный рост культурно-технического и профессионально-квалификационного уровня работников предприятия, приобщение их к творческой деятельности.

В хозяйственной практике каждое предприятие осуществляет бесчисленное количество различных операций, которые по признакам родства могут быть объединены в группы по отдельным направлениям. Основными из них, которые и определяют целесообразность производства в условиях жёстких конкурентных отношений, является изучение конкурентной среды и рынка, на котором функционирует или на который планирует выйти предприятие со своей продукцией (услугами). На практике такой вид деятельности отождествляют с маркетинговой. В спектр задач маркетинговой деятельности входят:

- исследование рынка товаров (услуг);

- разработка и внедрение эффективных мер товарооборота;

- осуществление рекламных компаний;

- формирование обоснованной ценовой политики;

- формирование спроса и системы стимуляции сбыта;

- разработка действенной ассортиментной политики;

- определение дизайна товаров (услуг);

- формирование позитивного имиджа товаров (услуг);

- прогнозирование сервисного обслуживания.

На основании результатов маркетинговых исследований рынка товаров формируются основы инновационной деятельности для обеспечения беспрепятственного и успешного выхода на новые сегменты рынка с инновационной продукцией [4].

Инновационная деятельность предприятия, в свою очередь, включает следующие элементы:

- реализацию научно-технических разработок и испытаний;

- эффективную технологическую и конструкторскую деятельность;

- внедрение технических, организационных и иных нововведений;

- разработку новых полезных моделей по усовершенствованию организации, управления и регулирования деятельности предприятия;

- формирование эффективной инновационно-инвестиционной политики предприятия.

Таким образом, под инновационной деятельностью предприятия следует понимать процесс, осуществляющийся на основе реализации инвестиций с целью выполнения обоснованных научно-технических

программ с гарантированными сроками окупаемости расходов и внедрения новых научно-технических достижений в производство.

Залогом успешного функционирования предприятия в условиях рыночной конкурентной среды является эффективная производственная деятельность предприятия, которая включает:

- разработку программ выпуска товаров (услуг) в текущем периоде и на перспективу;

- сбалансирование производственных мощностей предприятия;

- прогнозирование объёмов производства продукции (услуг) определённой номенклатуры и ассортимента в соответствии с требованиями рынка;

- бесперебойное материально-техническое обеспечение производства необходимыми ресурсами;

- разработку согласованных во времени и пространстве оперативно-календарных графиков производства продукции (предоставления услуг);

- внедрения оптимизационных программ по рационализации использования имеющихся у предприятия ресурсов.

Эффективность предыдущих направлений целесообразно определять по результатам коммерческой деятельности, от масштабов и качества которой зависит финансовая результативность производства. Под коммерческой деятельностью следует понимать совокупность коммерческих и торгово-технологических мероприятий предприятия по доведению изготовленной им продукции до потребителей, включающую в себя:

- активный поиск рынков сбыта;

- поиск потенциальных клиентов;

- выбор каналов распространение товаров (услуг);

- создание длительных добропорядочных отношений с клиентами;

- документарное оформление хозяйственных договоров, включающих заключение договоров поставки.

Неотъемлемым атрибутом приверженности потребителей к изготовленной предприятием продукции (предоставленных услуг) является обеспечение послепродажного сервиса по факту реализации продукции, которое обеспечивает предоставление следующих услуг:

- обеспечение гарантийного технического обслуживания реализованного товара (предоставленной услуги) на протяжении определённого условиями договора срока эксплуатации;

- эксплуатационное сопровождение на протяжении нормативного срока службы реализованного товара (предоставленной услуги).

Все вышеперечисленные направления работы предприятия являются основой экономической деятельности предприятия, поскольку должны обеспечить достижение позитивного результата - получение гарантированной прибыли за счёт удовлетворения как

Поступила в редакцию

можно большего количества потребителей. К экономической деятельности также целесообразно будет отнести следующие:

- стратегическое, тактическое и операционное планирование деятельности предприятия;

- составление бизнес-планов и формирование бизнес-портфелей;

- осуществление надлежащего учёта всех производственно-финансовых операций;

- оформление отчётности по результатам хозяйственной деятельности в определённом периоде;

- выбор метода и стратегии ценообразования;

- выбор адекватной условиям хозяйствования системы оплаты труда и формирования надлежащей системы стимулирования работников;

- досистемное ресурсное обоснование производственной программы предприятия;

- осуществление эффективной внешнеэкономической деятельности [5].

Сущностью предпринимательской деятельности принято считать определение её значения для функционирования эффективной системы хозяйствования.

Практика хозяйствования демонстрирует возможность осуществления двух основных видов хозяйственной деятельности: производственной и посреднической.

При этом производственная деятельность считается определяющей, поскольку она наибольшим образом влияет на эффективность системы хозяйствования и на качество общественной жизни.

Таким образом, анализ и обобщение мнений ученых и практиков предпринимательская деятельность имеет большие резервы и перспективы, ведь нет другого способа становления и укрепления государства, кроме развития рыночной экономики, которая основывается, в первую очередь, на предпринимательстве.

Литература

1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М., 2000. 256 с.

2. Грант Р.М. Ресурсная концепция конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии // Вест. Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2003. Вып. 3.

3. Гальвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журн. 1998. № 3. С. 67 - 77.

4. Буркинский Б.В., Стрелец А.А. Экономическая оценкка конкурентоспособности. Одесса, 1998. 54 с.

5. Рахимова Г.С. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупностиотношений конкурентоспособности : автореф. ... дис. канд. экон. наук / Казан. гос. унт, Казан. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева. Казань, 2003. 20 с.

17 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.