Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования отношения школьников к здоровому образу жизни'

Теоретические аспекты формирования отношения школьников к здоровому образу жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SPACE / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / SOCIAL WELL-BEING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ганичев Антон Александрович

В статье рассматривается и объясняется с использованием понятий педагогики, социологии и психологии процесс формирования отношения школьников к здоровому образу жизни. Выделены социально-психологические признаки, затрудняющие этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ганичев Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Aspects of Formation of Schoolchildren’s Relation to a Healthy Lifestyle

In the article is regarded and explained the process of formation of schoolchildren’s relation to a healthy lifestyle with use of concepts of pedagogics, sociology and psychology. The social and psychological features complicating this process are allocated.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования отношения школьников к здоровому образу жизни»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.03

А. А. Ганичев

Теоретические аспекты формирования отношения школьников к здоровому образу жизни

В статье рассматривается и объясняется с использованием понятий педагогики, социологии и психологии процесс формирования отношения школьников к здоровому образу жизни. Выделены социально-психологические признаки, затрудняющие этот процесс.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, воспитание, информационное пространство, социальное самочувствие.

A. A. Ganichev

Theoretical Aspects of Formation of Schoolchildren's Relation to a Healthy Lifestyle

In the article is regarded and explained the process of formation of schoolchildren's relation to a healthy lifestyle with use of concepts of pedagogics, sociology and psychology. The social and psychological features complicating this process are allocated.

Keywords: a healthy lifestyle, education, information space, social well-being.

Одним из краеугольных камней современного школьного образования является его здоровьес-берегающая направленность, что заложено в основных положениях национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», других нормативных документах.

Педагогические условия воспитания и обучения должны обеспечить успешную реализацию модели формирования у школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни.

Однако статистические данные на протяжении ряда последних лет неоспоримо свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья школьников, что делает необходимым углубление научного знания относительно формирования основ здорового образа жизни школьников и возможности активизации этого процесса в рамках школьного воспитания.

Итоговым результатом формирования здорового образа жизни, по мнению А.В. Попкова, должно являться наличие у воспитуемых культуры безопасного поведения, под которой указанный автор понимает «систему исторически сложившихся социально значимых ценностей и качеств личности, регулирующих, направляющих и контролирующих действия или поступки, обеспечивающие оптимальный уровень защищенности субъекта» (Попков А.В., 2007, с. 56).

Теоретический подход к здоровому образу жизни в науке основывается на понятии так называемых критериев сформированности здоро-

вого образа жизни, которые должны являться результирующими показателями воспитательно-образовательного процесса. В роли таких критериев выступают или знания, умения, навыки, отношения или (в другой классификации) критерии: когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностно-практический, творческий.

Ю.В. Смирнова (2009) называет критерии, или компоненты, сформированности здорового образа жизни несколько по иному: ценностно-ориентационный, деятельностно-практический и преобразующий.

На наш взгляд, говоря о процессе формирования здорового образа жизни школьников, необходимо, прежде всего, рассматривать социально-психологические предпосылки этого процесса, в котором целесообразно выделить несколько компонентов или уровней, отличающихся друг от друга как типом психических процессов, так и социальной спецификой их происхождения.

Эти уровни, связанные с жизненной установкой на формирование здорового образа жизни, таковы: знания (информационный уровень), эмоциональное отношение (эмоциональный уровень) и практическая деятельность (деятельност-ный уровень).

Рассмотрим последовательно их развитие.

© Ганичев А. А., 2013

Информационный уровень

Базовый компонент сформированности здорового образа жизни - знания. При этом - знания не обязательно связанные с собственно здоровьем, а охватывающие весь спектр представлений об окружающей действительности. Знания связаны с такими психическими процессами, как память, внимание и мышление (переработка информации).

Знания формируются в результате контакта школьников с информационной средой.

Современное состояние развития человеческого общества позволяет характеризовать его как информационное (Машарова Т.В., 2006).

Образовательная информационная среда, которую надо понимать как окружающие учащегося информационные условия его образования, является разновидностью общей социокультурной среды.

Системный подход к образовательной информационной среде имеет обоснование в исследовании Т.В. Кобринюк (2006), которая отмечает, что существуют определенные социальные параметры, обуславливающие функционирование окружающего пространства детей и подростков за счет появления новых социально-информационных влияний, которые формируют социокультурное пространство.

Информационная среда диктует поведенческие образцы и определенные стереотипы мышления, культурные нормы, которые воспринимаются как неотъемлемые свойства социальной среды и принимаются в качестве культурных образцов.

Значительную роль среди этих влияний играют СМИ. Как справедливо отмечает Т. Борисова (2010), можно признавать или не признавать за информацией, поступающей к школьникам из СМИ, право на формирующее воздействие на их личности, но оно объективно имеет место, поскольку в любом случае организованная подача информации оказывает определенные воспитательные воздействия. Современные средства массовой информации создают другую, «субъективную», реальность, влияние которой на детскую внутреннюю (психическую) и практическую жизнь не менее значимо, чем влияние объективной реальности. Возможность манипулирования сознанием школьников, навязыванием тех или иных стереотипов мышления и поведения усиливается несформированностью убеждений детей. Выбор информации производится в соответствии с предпочтениями, потребностями

школьника, его личностными установками. А отношение к ней формируется в зависимости от степени привлекательности материала, от группового опосредованного личностного восприятия или диктата моды и зависит от той среды, того круга общения и социально-культурного и духовного контекста, в которых происходит взаимодействие с информационным каналом.

Из наиболее неблагоприятных с точки зрения формирования здорового образа жизни тенденций современного информационного пространства можно назвать тенденцию информационного поля к созданию культа потребления, а также тенденцию, определяющую присвоение алкоголю свойства атрибута художественного образа положительного героя.

Эмоциональный уровень

Этот элемент, на наш взгляд, зависит от социального самочувствия семьи (в первую очередь) и ближайшей социальной группы сверстников школьника.

Социальное самочувствие (по Л.Е. Петровой, 2000) - это интегральная характеристика реализации жизненной стратегии личности, отношения к окружающей действительности, субъективных ее сторон. Социальное самочувствие понимается как синдром сознания, отражающий соотношение между уровнем притязаний и степенью удовлетворения потребностей субъекта, которые представлены как когнитивные формирования. Таким образом, эмоциональный уровень сформированности здорового образа жизни связан с эмоциональными состояниями психики и мотивацией, он формируется на основе системы знаний и представлений об окружающей действительности, зависит от позиционирования индивида относительно общества - представлений о его социальных перспективах и т. п.

Неблагоприятными для формирования у школьников установки на ведение здорового образа жизни являются самые различные типы отклонений от положительного социального настроения в семье или социальной группе школьника, связанные с восприятием окружающего общества как враждебной среды.

Деятельностный уровень

Этот уровень формирования предпосылок для ведения индивидом здорового образа жизни представляет собой уже элемент практической деятельности.

Этот элемент, на наш взгляд, зависит от сочетания видов деятельности, направленных на получение удовольствия, с одной стороны, и на

выполнение тех или иных обязанностей в жизненной практике школьника - с другой.

Необходимо отметить, что соблюдение норм здорового образа жизни (выполнение утренней гимнастики, соблюдение гигиенических правил, регулярные занятия физическими упражнениями, отказ от вредных привычек), как правило, связаны с волевыми качествами школьников и требуют, чтобы они произвели выбор между регулярным соблюдением необходимых обязанностей, воспринимаемых как неприятные, и относительной пассивностью. Исключением является получение удовольствия от процесса физической активности - «радость движения», однако, такая форма времяпровождения влияет на здоровье лишь при определенной частоте реализации, что в современных условиях встречается редко. Также редким исключением являются те случаи, когда в семье удается сформировать отношение ребенка к выполнению каких-либо обязанностей как к увлекательной игре.

Неблагоприятным в плане формирования у школьников здорового образа жизни является значительное преобладание в бюджете времени школьника различного рода развлечений (телевизор, Интернет), как правило, не связанных с двигательной активностью.

Значимость выделения компонентов (уровней) сформированности социально-психологических предпосылок здорового образа жизни заключается в том, что они могут являться основой планирования образовательно-воспитательной работы.

Информационную среду, в которой находятся учащиеся, можно структурировать по влиянию на интересующие нас аспекты сознания.

Соответственно, условные составные части образовательной среды могут быть системно организованы в соответствии с планируемым результатом - формированием здорового образа жизни, в основе которого лежит особое здоровь-есберегающее сознание учащихся.

На наш взгляд, необходимо формировать в процессе воспитания информационно-образовательную среду, способствующую приобщению учащихся к ведению здорового образа жизни.

Указанная информационно -образовательная среда должна быть сконструирована с учетом специфики патогенных информационных воздействий, генерируемых современным информационным пространством, и обеспечивать направленное воздействие на необходимые состав-

ляющие сознания учащихся как в целом, так и с учетом индивидуально-личностных факторов.

Особенно важны индивидуально-личностные факторы на эмоциональном и деятельностном уровнях, поскольку воздействия семьи и социальной группы в формировании этих особенностей отличаются большим разнообразием.

Индивидуально-личностный подход должен позволить создать на эмоциональном уровне рациональную систему представлений о месте школьника в окружающей его социальной среде, а на деятельностном - помочь выработать систему отношений к выполнению каких-либо обязанностей без скрытого и явного противодействия или апатии со стороны школьника.

Желательно, чтобы при этом была развита система социального партнерства в деле формирования здорового образа жизни.

Таким образом, предпосылкой формирования основ здорового образа жизни является создание рационального самосознания школьника, затрагивающего различные его психологические свойства и процессы: когнитивные, эмоциональные, волевые. Эта система тесно связана с информационной средой, в которой находится школьник (формируется под воздействием семьи и средств массовой информации), а также социально-психологическими свойствами ближайшего окружения школьника (семья и социальная группа).

Несмотря на то, что система действует в единстве, в ней можно выделить уровни: информационный, эмоциональный, деятельностный, каждый из которых связан с отдельной группой психологических свойств школьника и социальных воздействий на него и требует отдельного вида воспитательных воздействий.

По нашему мнению, воспитательная работа должна, во-первых, формировать особую информационно-образовательную среду с учетом специфики патогенных информационных воздействий, генерируемых современным информационным пространством; во-вторых, обеспечивать рациональный эмоциональный настрой за счет коррекции индивидуальных особенностей внутреннего позиционирования школьников относительно социального окружения (семьи, школы, общества в целом) и собственных социальных перспектив; в-третьих, способствовать выработке рационального отношения к выполнению обязанностей школьника (в данном случае связанных с соблюдением гигиенических норм и

с двигательной активностью) в сочетании с формированием основ социального партнерства.

Библиографический список

1. О Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (письмо Минэкономразвития России от 11 февраля 2009 г. № 1883-ИМ/Д04).

2. Попков, А. В. Формирование безопасного поведения подростков во внеурочной деятельности [Текст] : дис. ... кан. пед. наук. - Ижевск, 2007. - 270 с.

3. Машарова, Т. В. Педагогическое моделирование индивидуально-личностного развития подростков в информационно-образовательной среде [Текст] : монография. - Киров, 2004. - 106 с.

4. Кобринюк, Т. Я. Комплексное медико-социологическое исследование наркологической патологии подростков (на материале Краснодарского края) [Текст] : дис. ... канд. мед. наук. - Волгоград, 2006. - 154 с.

5. Смирнова, Ю. В. Формирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни [Текст] : автореф. дис. ... кан. пед. наук. -Челябинск, 2009. - 24 с.

6. Петрова, Л. Е. Социальное самочувствие молодежи [Текст] // Социологические исследования. -2000. - № 12. - С. 51-55.

7. Борисова, Т. В. Роль семьи в формировании социального информационного пространства младших школьников [Текст] // Вестник ТГПУ. - 2010. - № 10.

- С. 121-124.

Bibliograficheskij spisok

1. O Nationarnoj obrazovatel'noj iniciative «Nasha novaya shkola» (pis'mo Minekonomrazvitiya Rossii ot 11 fevralya 2009 g. № 1883-IM/D04).

2. Popkov, A. V. Formirovaniye bezopasnogo pove-deniya podrostkov vo vneurochnoj deyatel'nosti [Tekst] : dis. ... kan. ped. nauk. - Izhevsk, 2007. - 270 s.

3. Masharova, T. V. Pedagogicheskoye modeliro-vaniye individual'no-lichnostnogo razvitiya podrostkov v informacionno-obrazovatel'noj srede [Tekst] : mo-nografiya. - Kirov, 2004. - 106 s.

4. Kobrinyuk, T. Ya. Kompleksnoye mediko-sociologicheskoye issledovaniye narkologicheskoj pa-tologii podrostkov (na materiale Krasnodarskogo kraya) [Tekst] : dis. ... kand. med. nauk. - Volgograd, 2006. -154 s.

5. Smirnova, Yu. V. Formirovaniye u mladshikh shkol'nikov cennostnoy oriyentacii na zdorovy'j obraz zhizni [Tekst] : avtoref. dis. ... kan. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2009. - 24 s.

6. Petrova, L. Ye. Social'noye samochuvstviye molo-dezhi [Tekst] // Sociologicheskiye issledovaniya. - 2000.

- № 12. - S. 51-55.

7. Borisova, T. V. Rol' sem'i v formirovanii so-cial'nogo informacionnogo prostranstva mladshikh shkol'nikov [Tekst] // Vestnik TGPU. - 2010. - № 10. -S. 121-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.