Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников'

Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
806
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATIVE SKILLS / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATION FUNCTIONS / СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATION STRUCTURE / АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ADAPTATION OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльсиева М.С.

Сумеет ли человек освоиться в социуме, реализовать себя во взрослой жизни во многом зависит от того, насколько высок уровень сформированности его коммуникативных умений. Коммуникативные универсальные учебные действия, закладываемые в школьный период, определяют готовность ребёнка к предстоящей взрослой жизни, а также обуславливают его готовность к обучению и взаимодействию с людьми. В статье рассматриваются позиции отечественных психологов и педагогов, занимавшихся данным вопросом. Выделяются функции и структура общения. Анализируются подходы к соотношению понятий «общение» и «коммуникация». Помимо этого, рассматриваются наиболее благоприятные условия для успешной адаптации детей к школьному обучению. Также в статье обсуждаются особенности чеченской начальной национальной школы и специфика работы преподавателей в условиях отсутствия необходимой психологической литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF FORMING OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL TRAINING ACTIONS FOR YOUNG SCHOOLCHILDREN

Whether a person will be able to get comfortable in a society, realize himself in adult life, largely depends on what level of formation his communicative skills are. Communicative universal educational activities, laid down in the school period, determine the willingness of the child for the upcoming adult life, and also determine its readiness for training and interaction with people. The article examines positions of Russian psychologists and teachers involved in this issue. The functions and structure of communication are singled out. Approaches to the correlation of the concepts “communication” and “association” are analyzed. In addition, the most favorable conditions for the successful adaptation of children to schooling are considered. The article also discusses the specifics of the Chechen primary national school and specifics of the work of teachers in the absence of the necessary psychological literature.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»

References

1. Kayumova D.F., Ul'yanova P.E. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' sostavnaya chast' sociokul'turnogo processa. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2014; 4-1: 136 - 137.

2. Rean A.A. Socializaciya lichnosti. KulikovL.V. Hrestomatiya: Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. 2-e izd., ispravl. i dop. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.

3. Avanesova G.A. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': Teoriya i praktika organizacii: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. M.: Aspekt Press, 2006.

4. Kostina T.S. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' kak faktor razvitiya lichnosti. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': vektory issledovatel'skih i prakticheskih perspektiv: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016; 231 - 233.

5. Berezhnaya A.V. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' kak faktor socializacii detej i molodezhi. Nauchnaya palitra. 2016; 4 (14): 20.

Статья поступила в редакцию 19.02.18

УДК 371

Elsieva M.S., teacher, Department of Methods of Primary Education, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: Uma-sh@mail.ru

THEORETICAL ASPECTS OF FORMING OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL TRAINING ACTIONS FOR YOUNG SCHOOLCHILDREN. Whether a person will be able to get comfortable in a society, realize himself in adult life, largely depends on what level of formation his communicative skills are. Communicative universal educational activities, laid down in the school period, determine the willingness of the child for the upcoming adult life, and also determine its readiness for training and interaction with people. The article examines positions of Russian psychologists and teachers involved in this issue. The functions and structure of communication are singled out. Approaches to the correlation of the concepts "communication" and "association" are analyzed. In addition, the most favorable conditions for the successful adaptation of children to schooling are considered. The article also discusses the specifics of the Chechen primary national school and specifics of the work of teachers in the absence of the necessary psychological literature.

Key words: communication, communicative skills, communicative universal educational activities, communication functions, communication structure, adaptation of schoolchildren.

М.С. Эльсиева, преп. каф. методик начального образования, Чеченский государственный педагогический

университет, г. Гоозный, E-mail: Uma-sh@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сумеет ли человек освоиться в социуме, реализовать себя во взрослой жизни во многом зависит от того, насколько высок уровень сформированности его коммуникативных умений. Коммуникативные универсальные учебные действия, закладываемые в школьный период, определяют готовность ребёнка к предстоящей взрослой жизни, а также обуславливают его готовность к обучению и взаимодействию с людьми. В статье рассматриваются позиции отечественных психологов и педагогов, занимавшихся данным вопросом. Выделяются функции и структура общения. Анализируются подходы к соотношению понятий «общение» и «коммуникация». Помимо этого, рассматриваются наиболее благоприятные условия для успешной адаптации детей к школьному обучению. Также в статье обсуждаются особенности чеченской начальной национальной школы и специфика работы преподавателей в условиях отсутствия необходимой психологической литературы.

Ключевые слова: общение, коммуникативные умения, коммуникативные универсальные учебные действия, коммуникация, функции общения, структура общения, адаптация школьников.

Потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека. Вступая в общение с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности её коммуникативных умений.

Младший школьный возраст - это период, когда нужно формировать коммуникативные умения с целью устранения трудностей в общении с окружающими. В этом возрасте ребёнок отходит от общения только внутри семьи или в дошкольных учреждениях и активно начинает строить отношения с учителями, одноклассниками, их родителями и старшими школьниками.

Готовность школьников к обучению напрямую зависит от сформированности умений излагать приобретенные знания, отстаивать свое мнение, выслушать собеседника, учителя и т. д. В ФГОС НОО эти умения названы коммуникативными универсальными учебными действиями.

Имеется достаточно много психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам общения. Однако на сегодняшний день отсутствуют специальные исследования, посвященные проблемам формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях национальной начальной школы. Отсюда вытекает актуальность исследо-

вания данной проблемы, как для педагогики, так и для общества в целом.

Общение - сложный, многогранный процесс, изучаемый разными науками: философией, психологией, социальной психологией, педагогикой, социологией, лингвистикой и др. Слово «общение» происходит от лат. communis, означающего общество, община, общий. Для того чтобы с кем-то обменяться информацией, необходимо прежде вступить с ним в контакт, в общение, а затем попытаться достичь общего понимания.

Философский словарь определяет общение как понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека - быть включенным в социум и культуру.

В психологическом словаре общением называют взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера [1, с. 309].

Проблемой развития коммуникативной сферы школьников занимались многие отечественные и зарубежные педагогики и психологи. Так, ученые рассматривали общение как процесс, деятельность (А.А. Леонтьев, Г.М. Андреева), выделяли стили и модели общения (В.А. Кан-Калик), средства коммуникативного процесса (А.А. Леонтьев), функции (Б.Ф. Ломов), изучали возрастные особенности коммуникативных умений.

По определению А.Н. Леонтьева, речи присущи коммуникативная функция (слово - средство общения), индикативная функция (слово - средство указания на предмет) и интеллектуальная, сигнификативная, функция (слово - носитель обобщения, понятия).

Б. Ломов выделяет три функции общения:

1. Информационно-коммуникативная функция, которая служит для передачи и приема информации с помощью различных вербальных и невербальных средств общения.

2. Регуляционно-коммуникативная функция заключается в регулировании поведения партнеров по общению через общий стиль деятельности, совместимость людей, синхронность их действий и т.д.

3. Аффективно-коммуникативная функция выражается в отношениях между субъектами общения, затрагивает их эмоциональную сферу. В процессе общения происходит обмен эмоциями: сопереживанием, гневом, равнодушием [2, с. 12].

На основе функций общения вытекает его структура.

К структуре общения можно подойти по-разному. В нашей работе мы остановимся на структуре, которую предлагает Г.М. Андреева [1, с. 67]. Она характеризует структуру общения путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной, перцептивной. Кроме этого, Г.М. Андреева подчеркивает, что каждая из сторон общения не существует изолированно от двух других. Все они взаимосвязаны, и выделяются лишь для анализа. Такой подход представляется нам наиболее правильным.

Существуют разные подходы к соотношению понятий «общение» и «коммуникация». Так, В.П. Конецкая [3, с. 3] указывает, что под коммуникацией понимаются способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию, то есть понятие «общение» включает в себя понятие «коммуникация».

С другой стороны, общение (диалог равноправных партнеров) рассматривают как одна из трех форм коммуникации, наравне с управлением (целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации) и подражанием (заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими). Здесь понятие «коммуникация» шире понятий «общение».

Той же точки зрения придерживается В.И. Грачев [4, с. 16]. Он считает, что коммуникация включает в себя самые разнообразные связи и отношения между субъектами и объектами в природе, культуре и обществе. В.И. Грачев отмечает, что коммуникация является основой любого общения, но общение не сводится только к коммуникации. Общение - межличностный, социальный процесс, а коммуникация может быть и технической, и биологической, и социокультурной. Общение всегда является коммуникационным и информационным процессом, но не всякий информационный процесс является общением. В процессе общения и обмена разными идеями не всегда рождается новая информация, иначе процесс познания мог бы ограничиться только общением.

Однако некоторые ученые Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев [5] считают рассматриваемые понятия тождественными. В нашей работе мы также будем придерживаться позиции, что «общение» и «коммуникации» являются понятиями близкими по смыслу. Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД) обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить

Библиографический список

продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [6].

Современные исследования проблемы общения детей, основываясь на уже ранее разработанных положениях, на теоретических идеях компетентностного подхода, изложенных в работах таких ученых, как И.А. Гришанова [7] и др., носят в большей степени прикладной характер и касаются вопросов развития коммуникативной компетентности и успешности младших школьников, механизмов ее формирования.

Вопросы использования групповых форм работы и работы в коллективе в учебно-воспитательном процессе изучали З.А. Абасов, И.В. Кузнецова, Г.А. Цукерман [8] . Г.А. Цукерман на протяжении многих лет занимается такими вопросами, как адаптация детей к школьному обучению, обучение младших школьников сотрудничеству. По мнению автора, кооперация обучающихся - это основная форма учебного общения, где сотрудничество происходит с целой группой детей. Мы согласны с утверждением о том, что ситуация совместной работы со сверстниками является той «питательной средой», в которой с необходимостью возникают и культивируются рефлексивные моменты деятельности, в частности действия контроля и оценки» [3, с. 53]. Автор приходит к выводу о том, что наиболее активно осваиваются смыслы учебных действий, и в первую очередь, традиционно учительского действия контроля именно в ситуации совместной работы со сверстниками. Если в действиях ребёнка соучаствует взрослый, функция контроля остается за ним, даже при условии перехода всех контрольных операций к ребёнку.

В соответствии с реализацией требований ФГОС НОО с особой остротой встает проблема формирования КУУД у младших школьников в национальной начальной школе. Однако данная проблема недостаточно разработана. Мы специально исследуем педагогические условия реализации коммуникативных УУД у младших школьников в условиях начальной национальной школы средствами чеченской народной педагогики.

Одной из особенностей чеченской начальной национальной школы является то, что современная семья, сохранившая национальные устои, традиционно воспитывает детей младшего школьного возраста так, что организация образовательного процесса именно с этими детьми усложняется необходимостью включения их в коррективную деятельность и развития у них коммуникативных универсальных учебных действий. Вместе с тем, учителя ощущают трудности в связи с отсутствием соответствующих педагогических материалов.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, а также практика работы учителей чеченской начальной школы показали, что остаются нерешенными противоречия между:

- увеличением социальной значимости всей деятельности школы в формировании коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточной разработанностью данной проблемы;

- необходимостью активизации работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников и недостаточным использованием педагогического потенциала чеченских народных традиций.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва, 1980.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва, 2010.

3. Конецкая В.П. Социология коммуникаций: учебник. Москва, 2010.

4. Грачев В.Н. Коммуникации - Ценности - Культура: монография. Санкт-Петербург, 2006.

5. Выготский Л.С. Педагогика. Москва, 2010.

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва, 2016.

7. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ижевск, 2010.

8. Абасов З.А. Проектирование и организация групповой работы учащихся на уроке. Наука и школа. 2016; 6: 36 - 37.

References

1. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Moskva, 1980.

2. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva, 2010.

3. Koneckaya V.P. Sociologiya kommunikacij: uchebnik. Moskva, 2010.

4. Grachev V.N. Kommunikacii- Cennosti- Kul'tura: monografiya. Sankt-Peterburg, 2006.

5. Vygotskij L.S. Pedagogika. Moskva, 2010.

6. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole: ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya. Pod redakciej A.G. Asmolova. Moskva, 2016.

7. Grishanova I.A. Didakticheskaya koncepciya formirovaniya kommunikativnoj uspeshnosti mladshih shkol'nikov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Izhevsk, 2010.

8. Abasov Z.A. Proektirovanie i organizaciya gruppovoj raboty uchaschihsya na uroke. Nauka ishkola. 2016; 6: 36 - 37.

Статья поступила в редакцию 07.12.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.