УДК 378.041-051 : 78 : 159.923 Бондаренко Лариса Анатольевна Bondarenko Larisa Anatolyevna
ассистент кафедры теории и методики музыкального искусства Института искусств
Киевского университета им. Бориса Гринченка [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ
Assistant of the Department for Theory and Teaching Methodology of the Musical Art,
Arts Institute of
the Kiev University named after Boris Grinchenko
THEORETIC ASPECTS OF SHAPING OF THE FUTURE MUSIC TEACHERS’ ABILITY FOR OCCUPATIONAL SELF-DEVELOPMENT
Аннотация:
В данной статье рассматриваются и определяются понятия профессионального саморазвития будущего учителя музыки, его готовности к данной деятельности, а также особенности инструментально-исполнительской подготовки студентов с точки зрения аксиологического, синергетического, компетентностного подходов; раскрывается структура исследуемой готовности; выделяются педагогические условия, способствующие эффективности ее формирования.
Ключевые слова:
профессиональное саморазвитие, готовность к профессиональному саморазвитию, инструментально-исполнительская подготовка.
Summary:
The article defines concepts of the vocational selfdevelopment of the future music teacher, his competence in this kind of occupation. The author considers features of the instrumental and vocal skills of students from the perspective of the axiological, synergetic, competence approaches, discusses competence structure and educational environment favouring the efficiency of their development.
Keywords:
vocational self-development, ability of occupational self-development, instrumental and vocal competence.
Модернизация современного высшего музыкально-педагогического образования, в основе которой лежит гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса, определяет новые ориентиры его развития. Главной целью является воспитание всесторонне развитой личности специалиста, компетентного, мобильного, готового к внешним и внутренним изменениям, способного к созданию и осуществлению стратегий профессионального роста. Соответственно, профессиональная подготовка будущего учителя музыки должна организовываться на принципах приоритетности развития субъектности студента, актуализации его духовного потенциала, создания условий для его плодотворного творческого самовыражения, что непосредственно связано с эффективностью подготовки к профессиональному саморазвитию. Профессиональное саморазвитие будущего учителя музыки предусматривает осознание своей собственной ответственности за процесс профессионального самосовершенствования, наличие умений его проектировать, осуществлять и регулировать, желание и способность постоянно поддерживать и корректировать свой профессиональный рост.
Определение понятия профессионального саморазвития будущего учителя музыки в процессе инструментально-исполнительской подготовки требует раскрытия ее (подготовки) сущности. Данная подготовка позволяет овладеть игрой на инструменте во время изучения музыкальных произведений. Целью этой деятельности является создание художественного образа произведения средствами музыкального искусства. Образ формируется в процессе художественной интерпретации. Она охватывает такие стадии, как: проектирование прообраза исполнительского результата через анализ музыкального текста и постижение его концептуальной основы, поиск адекватных средств его воспроизведения, овладение необходимым техническим арсеналом исполнения, звуковое воплощение интерпретации на инструменте. Здесь соединяются интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны личности. Интеллектуальная сторона проявляется в интерпретационном анализе, поиске информации, выборе средств. Эмоциональная сторона касается эмпатийных и рефлексивных процессов постижения произведения, отношения к содержанию и т.д. Волевая - управляет процессами исполнительской саморегуляции, особенно в слуховой сфере (самоконтроль). Инструментально-исполнительская подготовка закладывает основу будущей профессиональной деятельности учителя музыки. Обучаясь общению с музыкой, развиваясь как личность, профессионально, с помощью художественных
средств, студент приобретает знания и опыт деятельности для приобщения школьников к миру музыкального искусства и их эстетического развития, формирования музыкальной культуры. Это и составляет суть его будущей работы. Таким образом, инструментально-исполнительская подготовка будущего учителя музыки обладает мощным потенциалом для формирования его готовности к профессиональному саморазвитию. По-новому рассмотреть данный процесс можно с трех позиций: аксиологического, синергетического, компетентностного подходов.
Аксиологический подход (Б.Г. Ананьев, Б.С. Гершунский, И.Ф. Исаев, В.Н. Мясищев, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, О.В. Сухомлинская, Д.Н. Узнадзе, Е.Н. Шиянов, А.И. Щербакова и другие) к профессиональной, в частности, инструментально-исполнительской подготовке предполагает приобщение личности студента к миру общечеловеческих и профессиональных ценностей. Целью такого приобщения является ориентация будущего специалиста в социокультурном и профессиональном пространстве. Данный подход способствует формированию аксиосферы будущего учителя музыки (система общечеловеческих и музыкальнопедагогических ценностей (концепция А.И. Щербаковой [1]), ценностное отношение к произведениям музыкального искусства, полилог между миром музыки и личностями преподавателя и студента), которая питает и стимулирует позитивную мотивацию будущего учителя музыки к профессиональному саморазвитию.
Синергетический подход (Е.Н. Князева, С.В. Кульневич, С.П. Курдюмов, Л.Г. Лобова, М.Ю. Опенков и другие) позволяет рассмотреть систему инструментально-исполнительской подготовки студентов в контексте направленности на профессиональное саморазвитие следующим образом [2]:
- система инструментально-исполнительской подготовки должна быть открытой к взаимодействию и обмену информацией и энергией с музыкально-образовательной и социальной средой, что выражается в интеграции психолого-педагогических, культурологических, музыкально-теоретических и инструментально-исполнительских дисциплин;
- ее целью является раскрытие внутренних, свойственных от природы потенций студента, который, реализуя свою свободу выбора, будет определять собственные пути развития и саморазвития;
- система инструментально-исполнительской подготовки должна развиваться только на основе диалога и ценностного взаимодействия между миром музыки и личностями преподавателя и студента;
- система инструментально-исполнительской подготовки должна быть направлена на формирование целостного художественного мировоззрения: развитие и взаимосвязь человека, общества, искусства и науки как подсистем культуры;
- система инструментально-исполнительской подготовки должна регулировать и стимулировать процессы самопонимания и самоорганизации в творческой интерпретационной деятельности будущего учителя музыки;
- система инструментально-исполнительской подготовки должна ориентироваться на профессиональное становление и саморазвитие личности, формирование ценностного отношения к музыке, миру, человеку.
Компетентностный подход (Н.М. Бибик, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.М. Павлова, А.Я. Савченко, Э.Э. Сыманюк, А.Д. Хуторской и другие) предусматривает практико-ориентированную направленность процесса инструментально-исполнительской подготовки студентов на достижение запланированных результатов, объединяет в единое целое соответствующие знания, умения, практический опыт и личностные качества, обеспечивая таким образом продуктивное профессиональное саморазвитие будущего специалиста. Данный подход задает новые ориентиры искомой подготовки, а именно:
- раскрытие субъективного опыта, становление личностной позиции и ответственного отношения студента к предмету деятельности;
- развитие его личностных и профессиональных качеств;
- субъект-субъектная коммуникация участников музыкально-педагогического процесса;
- практическая реализация его исполнительского потенциала;
- активизация и актуализация механизмов саморазвития в профессиональной сфере.
В определении понятия профессионального саморазвития будущего учителя музыки в процессе инструментально-исполнительской подготовки мы исходили из положений рассмотренных выше аксиологического, синергетического и компетентностного подходов. В нашем исследовании мы рассматриваем данный феномен как процесс самосозидания личности студента в результате ценностного взаимодействия и обмена информацией и энергией с музыкальнообразовательной и социальной средой, в основе которого раскрытие и реализация его внут-
ренних потенций, приобретение новых профессиональных качеств в инструментальноисполнительской деятельности.
Доказано, что основой любой деятельности, в том числе и профессионального саморазвития, является готовность личности к ее выполнению. Готовность рассматривается как возможность, способность субъекта действовать компетентно, обосновывается как решающее условие быстрой адаптации к труду, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации.
Теоретический анализ психолого-педагогических исследований [3; 4; 5; 6; 7] позволил определить готовность будущего учителя музыки к профессиональному саморазвитию в процессе инструментально-исполнительской подготовки как интегрированное профессиональное качество специалиста, проявляющееся в мобилизации сущностных сил личности (концепция О.М. Олексюк [8]), характеризующее наличие и определенный уровень мотивации, музыкальнопедагогических ценностей, знаний, умений, опыта самотворческой работы, обеспечивающее осуществление и высокую эффективность профессионального саморазвития в инструментально-исполнительской деятельности.
Нами выделены такие структурные компоненты готовности будущего учителя музыки к профессиональному саморазвитию в процессе инструментально-исполнительской подготовки, как: мотивационно-ценностный, когнитивный, рефлексивно-деятельностный. Мотивационноценностный компонент отображает наличие потребностей и мотивов саморазвивающей деятельности будущего учителя музыки, основой которых выступают общечеловеческие и музыкально-педагогические ценности, а также стремление достичь значимых результатов в профессиональной, в том числе, инструментально-исполнительской деятельности. Когнитивный компонент характеризует информированность студента в сферах музыкального исполнительства и профессионального саморазвития, объем имеющихся знаний и их осознанность, самостоятельную познавательную активность. Рефлексивно-деятельностный компонент отображает овладение инструментально-исполнительскими навыками, рефлексивными умениями, а также, готовность к профессиональному саморазвитию.
Формирование искомой готовности будущего учителя музыки является непростым процессом, результативность которого зависит от создания определенных педагогических условий как основных детерминант его эффективности. В нашем исследовании такими педагогическими условиями являются:
- формирование аксиосферы будущего учителя музыки как источника позитивной мотивации к профессиональному саморазвитию в процессе инструментально-исполнительской подготовки;
- обогащение подготовки студентов проектными технологиями;
- использование герменевтических методов в процессе инструментальноисполнительской подготовки для выполнения творческих заданий;
- овладение будущими специалистами рефлексивными умениями (самоанализ, самооценка, самоконтроль) и способами организации своего профессионального саморазвития.
Организация этих условий учитывает специфику музыкально-педагогической подготовки студентов. Так, первое из условий обеспечивает формирование позитивной мотивации как главного стимула к самосовершенствованию через постижение и интериоризацию общечеловеческих и музыкально-педагогических ценностей студентом в процессе освоения явлений музыкального искусства. Второе из условий (создание творческих индивидуальных и коллективных проектов) придает процессу подготовки практико-ориентированный характер, позволяет овладеть знаниями и умениями самостоятельной познавательной деятельности, развивает исследовательские навыки, активизирует творческое начало, моделирует будущую профессиональную деятельность. Иными словами, формирует арсенал самотворческих умений. Третье условие обеспечивает самореализацию будущего учителя музыки в интерпретационном процессе (использование герменевтических методов) через постижение ценностно-смысловой сути музыкального произведения и актуализацию собственного жизненного опыта. Четвертое условие ориентирует на овладение рефлексивными умениями и способами самоорганизации, что позволяет студенту стать субъектом профессионального саморазвития.
Таким образом, внедрение аксиологического, синергетического, компетентностного подходов в профессиональную подготовку будущих учителей музыки отвечает требованиям современного общества к образованию специалистов, выражает принципы новой гуманистической образовательной парадигмы, позволяет по-иному подойти к исследуемой нами проблеме.
Ссылки:
1. Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования. М., 2001.
2. Лобова Л.Г. Педагогическое воздействие на процессы самоорганизации внутренних ресурсов студентов при работе над музыкальным произведением: дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 200і.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.
4. Кручинина Г.А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения. М.,
1996.
5. Макагон Е.В. Формирование готовности педагога к поисковой деятельности в условиях последипломного образования: дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1998.
6. Моляко В.О. Психологічна готовність до творчої праці. Киев, 1989.
7. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
8. Олексюк О.М. Педагогіка духовного потенціалу особистості: сфера музичного мистецтва. Киев, 2004.