Научная статья на тему 'Теоретические аспекты экологической безопасности. Роль Арктического совета в обеспечении экологической безопасности в Арктике'

Теоретические аспекты экологической безопасности. Роль Арктического совета в обеспечении экологической безопасности в Арктике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
790
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECOLOGICAL SAFETY / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ООН / UN / АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ / ARCTIC COUNCIL / АРКТИКА / ARCTIC / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пащенко Людмила Васильевна

В статье рассматриваются проблемы обеспечения экологической безопасности, в этом контексте были проанализированы теоретические подходы к определению феномена экологическая безопасность. Автор отмечает, что обеспечение экологической безопасности требует комплексного и системного подхода, включающего политический, экономический, технологический и образовательный аспекты, а также обосновывает необходимость рассматривать экологическую безопасность как неотъемлемую часть концепции безопасности. Особое внимание уделено анализу экологической политики ООН. Немаловажную роль в осуществлении экологической безопасности играют региональные организации. Осуществлен анализ деятельности Арктического совета как эффективного форума многостороннего сотрудничества стран арктического региона в области охраны окружающей среды. Рассмотрены ключевые документы, принятые Арктическим советом с целью сохранения арктической экосистемы. Уязвимость окружающей среды Арктики требует от всех хозяйствующих субъектов особого подхода к освоению ее природных богатств. Определяется роль России в формировании и реализации экологической политики в Арктике. Экологическая безопасность Арктики представляет для России стратегически важную задачу. В статье акцентируется внимание на необходимости международного сотрудничества в целях реализации концепции устойчивого развития арктического региона как важнейшего условия обеспечения экологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF ECOLOGICAL SAFETY. tHE ROLE OF THE ARCTIC COUNCIL IN PROVIDING ECOLOGICAL SAFETY IN THE ARCTIC

The article looks into the problems of providing ecological safety and analyses theoretical approaches to defining the phenomenon of ecological safety. The author is sure that providing ecological safety requires an integrated comprehensive approach which includes political, economic, technological and educational aspects. The author also justifies the necessity to view ecological safety as an integral part of safety concept. The article includes the analysis of ecological policy of the UN. Regional establishments play an integral part in providing the ecological safety. The article analyses the activities of the Arctic Council as an effective forum of multilateral cooperation of the Arctic states in the sphere of environmental protection. The article analyses the key documents ratified by the Arctic Council aimed at protecting the Arctic ecosystem. Vulnerability of the Arctic environment requires a specific approach when using its natural resources. The article highlights the role of the Russian Federation in forming and realizing the environmental policy in the Arctic. Ecological safety in the Arctic is strategically important for the Russian federation. The author emphasizes the necessity of international cooperation for providing sustainable development of the Arctic region as an integral part of the ecological safety.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты экологической безопасности. Роль Арктического совета в обеспечении экологической безопасности в Арктике»

политические науки

Пащенко Людмила Васильевна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ...

УДК 327.341.1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. РОЛЬ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АРКТИКЕ

© 2017

Пащенко Людмила Васильевна, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и права Мурманский арктический государственный университет, (183040, Россия, Мурманск, ул. Егорова, 15, e-mail: lpashenko@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы обеспечения экологической безопасности, в этом контексте были проанализированы теоретические подходы к определению феномена экологическая безопасность. Автор отмечает, что обеспечение экологической безопасности требует комплексного и системного подхода, включающего политический, экономический, технологический и образовательный аспекты, а также обосновывает необходимость рассматривать экологическую безопасность как неотъемлемую часть концепции безопасности. Особое внимание уделено анализу экологической политики ООН. Немаловажную роль в осуществлении экологической безопасности играют региональные организации. Осуществлен анализ деятельности Арктического совета как эффективного форума многостороннего сотрудничества стран арктического региона в области охраны окружающей среды. Рассмотрены ключевые документы, принятые Арктическим советом с целью сохранения арктической экосистемы. Уязвимость окружающей среды Арктики требует от всех хозяйствующих субъектов особого подхода к освоению ее природных богатств. Определяется роль России в формировании и реализации экологической политики в Арктике. Экологическая безопасность Арктики представляет для России стратегически важную задачу. В статье акцентируется внимание на необходимости международного сотрудничества в целях реализации концепции устойчивого развития арктического региона как важнейшего условия обеспечения экологической безопасности.

Ключевые слова: экологическая безопасность, международное сотрудничество, ООН, Арктический совет, Арктика, устойчивое развитие.

THEORETICAL ASPECTS OF ECOLOGICAL SAFETY. THE ROLE OF THE ARCTIC COUNCIL IN PROVIDING ECOLOGICAL SAFETY IN THE ARCTIC

© 2017

Pashchenko Lyudmila Vasilyevna, candidate of philosophical sciences, associate professor

of Department of History and Law, Murmansk Arctic State University (183040, Russia, Murmansk, Yegorova street, 15, e-mail lpashenko@mail.ru)

Abstract. The article looks into the problems of providing ecological safety and analyses theoretical approaches to defining the phenomenon of ecological safety. The author is sure that providing ecological safety requires an integrated comprehensive approach which includes political, economic, technological and educational aspects. The author also justifies the necessity to view ecological safety as an integral part of safety concept. The article includes the analysis of ecological policy of the UN. Regional establishments play an integral part in providing the ecological safety. The article analyses the activities of the Arctic Council as an effective forum of multilateral cooperation of the Arctic states in the sphere of environmental protection. The article analyses the key documents ratified by the Arctic Council aimed at protecting the Arctic ecosystem. Vulnerability of the Arctic environment requires a specific approach when using its natural resources. The article highlights the role of the Russian Federation in forming and realizing the environmental policy in the Arctic. Ecological safety in the Arctic is strategically important for the Russian federation. The author emphasizes the necessity of international cooperation for providing sustainable development of the Arctic region as an integral part of the ecological safety.

Keywords: ecological safety, international cooperation, the UN, the Arctic Council, the Arctic, sustainable development.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков произошло значительное расширение повестки дня международной безопасности. Наряду с традиционными вопросами, в пространство безопасности были включены новые области: экономическая, информационная, продовольственная, экологическая и другие. Включение в сферу безопасности невоенных аспектов, связано с появлением новых вызовов и угроз. Интенсивность мирового экономического развития, демографический взрыв значительно обострили экологическую ситуацию. В XXI веке человечество столкнулось с глобальными проблемами изменения климата, дефицита пресной воды, истощения природных ресурсов, разрушения озонового слоя. Экологическая деградация позволила известному ученому Д.Л. Медоузу сделать вывод, что «человечество вышло за пределы и находится в неустойчивой области» [2, с. 4]. Следовательно, проблема экологической безопасности представляет актуальное направление для исследования и требует осмысления опыта зарубежных стран и международных организаций в разрешении данного феномена. В рамках данной статьи будет предпринят анализ подходов к определению понятия «безопасность» и «экологическая безопасность», анализу экологической политики и сотрудничеству в обеспечении экологической безопасности Арктики.

Проблематике международной безопасности посвящено множество публикаций как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. Политические аспекты экологической безопасности рассматриваются в работах В.И. Арнольда, Дж. Ная, Д. Медоуза, Б. Ком-монера, Н.В. Моисеева, Г. Гейста. Угрозы экологической безопас-АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18)

ности в связи с ростом народонаселения исследованы в трудах Т. Мальтуса, С. П. Капицы, Дж. Кейнса.

Экологический фактор международной безопасности стал активно обсуждаться на различных международных форумах с середины 70-х гг. XX в. Проблема выживания человечества обозначила необходимость разработки комплексной системы мер, направленной на предотвращение экологической катастрофы и усилий международного сообщества по обеспечению экологической безопасности. Экологическая безопасность стала рассматриваться как неотъемлемая часть международной, региональной, и национальной безопасности.

В целях осмысления феномена «экологическая безопасность» рассмотрим его соотношение с более широким понятием «безопасность». Многогранность данного явления требует междисциплинарного подхода к его исследованию. В связи с этим в научной литературе существует множество формулировок понятия «безопасность». На формирование концепции безопасности повлияли идеи Т. Гоббса, Г. Гроция, И. Канта. На обыденном уровне безопасность понимается как отсутствие опасности и угроз. Однако достижение абсолютной безопасности невозможно. В связи с этим, ряд исследователей полагают, что феномен безопасности предполагает умение социальной системы упреждающее воздействовать на вызовы, угрозы, опасности, риски, успешно противостоять им.

В середине XX века в американской политической мысли категория безопасность трактовалась как состояние защищенности интересов. Наряду с научными трактовками, определение «безопасности» нашло свое

Пащенко Людмила Васильевна политические

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ... науки

отражение в законодательстве. Так, в законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» понятие безопасности определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз[1, Ст. 769].

В содержательном плане безопасность складывается из видов безопасности: политическая, экономическая, технологическая, военная, экологическая, информационная, демографическая и др. Современные эксперты в области безопасности отмечают снижение угроз со стороны военного фактора и возрастание значимости невоенного аспекта и среди приоритетов называют необходимость разрешения экологического кризиса.

Следовательно, экологическая безопасность является неотъемлемой составляющей концепции безопасности всех уровней.

Научный интерес к экологической проблематике стал проявляться во второй половине XX века, и связан с обострением окружающей среды. Первостепенное внимание исследователи стали уделять определению понятий «экологическая безопасность», «экологическая угроза», «экологический фактор». В научной литературе появилось большое количество работ, рассматривающих данную проблематику в рамках политологии, социологии, экономики, философии. В связи с этим единой, общепризнанной дефиниции данного феномена так и не сложилось.

Важный вклад в формирование концепции экологической безопасности внесли такие российские ученые, как: О.С. Колбасов, А.С. Тимошенко, Н.Ф. Реймерс. Так, Н.Ф. Реймерс определяет два аспекта экологической безопасности:

- как «совокупность действий, состояний и процессов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде, отдельным людям и человечеству;

- как комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающих экологический баланс на Земле и в любых ее регионах на уровне, к которому социально-экономически, технически и политически готово адаптироваться человечество» [3, с. 69].

О.С. Колбасов определяет экологическую безопасность как «систему мер, устраняющих угрозу массовой гибели людей в результате такого неблагоприятного антропогенного изменения состояния природной среды на планете, при котором человек как биологический вид лишается возможности существовать, так как не сможет удовлетворять свои естественно-физиологические и социальные потребности жизнедеятельности за счет окружающего материального мира» [4, с. 48].

Согласно Г.С. Вечканову, экологическая безопасность определяется как совокупность мер, нацеленных на гарантию экологической защиты личности, общества и государства, что предполагает защиту граждан, общества и природы от отрицательного влияния людей на окружающую среду [5, с. 98]. Небезынтересным является определение Г.А. Атаманова, под экологической безопасностью понимал такое состояние экосистемы, при которой она не причиняет социальной или антропогенной системе вреда, так как не оказывает на нее воздействия, приводящего к ее деструкции и/или дисфункции [6].

М.С. Горбачев, обращаясь к мировому сообществу, обозначил приоритетность экологической проблемы: «Осознать необходимость открытия общего фронта экономической и экологической безопасности и приступить к его формированию - значит обезвредить бомбу замедленного действия, заложенную в недра общечеловеческого бытия историей, самими людьми» [7].

На основании приведенных определений, можно заключить, что экологическая безопасность охватывает сферу взаимодействия человека и природы, общества и

природы._

Важным аспектом концепции экологической безопасности является государственная политика по ее обеспечению, которая рассматривается как совокупность мер, направленных на гарантию экологической защиты личности, общества и государства, а также и природы от отрицательного антропогенного влияния на окружающую среду. Современная экологическая политика осуществляется на трех уровнях: международном (глобальном), региональном, национальном, и локальном.

В силу того, что природа не имеет национальных границ, обеспечить экологическую безопасность усилиями одного государства не представляется возможным. В сложившихся условиях чрезвычайно важным и актуальным являются экологическое сотрудничество национальных государств на глобальном уровне. Существенную роль в преодоление экологического кризиса на глобальном уровне играют международные организации и, в первую очередь, Организация Объединенных Наций. На современном этапе в рамках ООН рассматриваются такие глобальные проблемы, как изменение климата, истощение озонового слоя, токсичные отходы, обезлесение и исчезновение биологических видов, а также загрязнение воздуха и воды. Ключевым моментом в природоохранной деятельности ООН стала Стокгольмская международная конференция по проблемам окружающей среды 1972 года. Итогом работы конференции стала «Декларация об окружающей человека среде», содержащая двадцать шесть приоритетных принципов экологической безопасности. В целях реализации решений Стокгольмской конференции была учреждена Программа ООН по проблемам окружающей среды и ее развитию (ЮНЕЦ). Совет состоит из пятидесяти восьми стран, избираемых ООН на трехлетний срок.

В целях преодоления общепланетарного экологического кризиса было организовано целый ряд международных форумов, заложивших основы стратегических направлений экологической политики. В 2015 году ООН приняты еще ряд концептуальных документов, содержащих основные направления развития человечества на ближайшее будущее, а именно: Цели устойчивого развития ООН на период 2016-2030 гг., в которых определены 17 целей и 169 задач реализации концепции устойчивого развития, а также Парижское климатическое соглашение, определяющее приоритеты борьбы с климатической угрозой в мире и всех странах.

Вместе с тем, предпринимаемые усилия на глобальном уровне не дают желаемых результатов. Полагаем, что достижение глобальной экологической безопасности возможно только при реализации единой стратегии устойчивого развития всеми акторами международных отношений. Однако в современных условиях, учитывая различия социально-экономического и политического характера между странами и регионами, выполнить данную задачу крайне сложно. Достичь экологической безопасности только экономическими и политическими мерами, как отмечают исследователи, не представляется возможным, необходимо уделять внимание формированию новой системы ценностей, экологической культуры, развитию экологического сознания, что позволит перейти к новому типу общества «экологической цивилизации». Стоит согласиться с мнением А.А. Алимова и Ф. Лоренца, которые считают, что «дальнейшее развитие человеческой цивилизации возможно только на принципах коэволюции с природой» [8, с. 63].

Вопросами обеспечения экологической безопасности на региональном уровне занимаются как межгосударственные, так и неправительственные организации. Интересен опыт Арктического совета, который выступает форумом для международного сотрудничества и решения общих экологических проблем. Эта межправительственная структура была создана в 1996 г. восемью странами примыкающего к Северному Ледовитому океану региона. Постоянными членами Арктического совета являются Дания, Исландия, Канада, Норвегия, АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18)

политические науки

Пащенко Людмила Васильевна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ...

Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Финляндия, Швеция. Высшим органом Арктического совета является министерская встреча, как правило, на уровне министров иностранных дел, которая проходит один раз в два года. На двухгодичный период определяется председательство одной из восьми арктических стран, по истечению данного срока на основе ротации переходит к другому государству - постоянному члену Арктического совета. В 2015-2017 гг. председательство осуществляют США.

В XXI веке геополитическое значение Арктического региона значительно выросло, что объясняется его экономическим, транспортным и военно-стратегическим потенциалом. О своих стратегических интересах в регионе заявили не только традиционные арктические страны, но и Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Сингапур и Европейский союз. Расширение участников экономических и международных отношений в Арктике, по мнению многих экспертов, значительно осложняет проблему сохранения уникальной арктической экосистемы. Природная среда Арктики в большей степени, чем другие регионы подвержена изменению климата, антропогенному и техногенному воздействию. В свою очередь арктическая экосистема оказывает воздействие на глобальную окружающую среду. Понимая данную проблему, восемь арктических стран договорились о совместных действиях в области защиты окружающей среды Арктики, так как «ни одно государство в одиночку не в состоянии принять эффективные меры против угроз окружающей среде Арктики».

В Стратегии защиты окружающей среды Арктики, принятой восемью арктическими странами в 1991г. были определены цели, принципы и основные направления сотрудничества в данной области. В Стратегии также определены шесть проблем в области загрязнения, требующих особого внимания:

- загрязнение стойкими органическими соединениями, поступающими в окружающую среду Арктики в результате дальнего переноса реками, атмосферными потоками и океанскими течениями из промышленно развитых центров;

- загрязнения нефтью и нефтепродуктами;

- концентрация тяжелых металлов в атмосфере и осадках, переносимых из промышленных центров;

- шумовое воздействие антропогенного характера;

- угроза радиоактивного загрязнения;

- закисление соединениями серы и азота, выбрасываемые транспортными средствами, промышленными предприятиями и тепловыми электростанциями, работающими на угле и нефти [9].

Вышеуказанная стратегия заложила основы многостороннего сотрудничества арктических стран, было предусмотрено создание программы арктического мониторинга и оценки (АМАП), защиты арктической морской среды (PAME) сохранения арктической флоры и фауны (CAFF), а также предупреждения, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR). В последующем на их основе были сформированы шесть тематических Рабочих групп Арктического совета:

- по арктическому мониторингу и оценке (AMAP);

- по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF);

- по предотвращению чрезвычайных ситуаций, готовности к ЧС и реагированию на ЧС (EPPR);

- по защите арктической морской среды (PAME);

- по устойчивому развитию (SDWG);

- по борьбе с источниками загрязнения в Арктике (АСАР).

В целях реализации приоритетных задач в рамках Арктического Совета были приняты еще ряд значимых документов, среди них следует отметить Икалуитскую декларацию (1998), Барроузскую декларацию (2000), Инарийскую декларацию (2002), Инарийскую декларацию (2002), Салехардскую декларацию (2006), Декларацию Тромсе (2009), Нуукскую декларацию (2011),

Кирунскую декларацию (2013), Икалиуитскую декларацию (2015). По итогам девятой министерской сессии Арктического совета в Икалуите (2015), наряду с декларацией, были приняты «Рамочный план сотрудничества в сфере предупреждения загрязнения морских районов Арктики нефтью в результате нефтегазовой деятельности и судоходства», а также «Рамочный документ АС о действиях по сокращению выбросов черной сажи и метана». С уверенностью можно сказать, что принятие вышеперечисленных документов способствовало формированию институциональных основ деятельности Арктического совета, а также свидетельствуют о том, что вопросы экологии являются приоритетными в повестке дня данного форума.

В 2014 г. был создан Инструмент поддержки проектов (ИПП) для поддержки и финансирования программ Арктического совета, направленных на предупреждение уменьшение и ликвидацию загрязнения. Со стороны РФ за 2014-2015 гг. было внесено в данный фонд 10 млн. евро.

По инициативе России был учрежден Арктический экономический совет (АЭС). Согласно учредительным документам, утвержденным 14 апреля 2016 г., целями форума является создание платформы конструктивного диалога между правительствами стран-членов Арктического совета и бизнес-сообществом для обеспечения устойчивого социально-экономического развития арктического макрорегиона [10].

Весьма важным направлением международного сотрудничества в рамках Арктического совета является сфера развития биоэкономики. Биоэкономика основывается на совершенствовании биотехнологий, экологического транспорта, альтернативной энергетики, что позволит существенно снизить риски загрязнения окружающей среды.

Активную роль в деятельности АС играет РФ как крупнейшая арктическая держава. Протяженность арктического побережья России составляет 22 600 км, в российской арктической зоне проживает более 2,5 млн. человек, создается 12-15% ВВП страны. Потенциал Арктики представляет надежную основу для будущего устойчивого развития России. Однако без решения экологических проблем, экономическое использование данного потенциала невозможно. Политическое руководство страны осознает важность и ответственность поставленной задачи. В одном из своих выступлений Президент России В.В. Путин отметил, что наша страна «заинтересована в устойчивом развитии региона на основе сотрудничества и безусловного уважения международного права. С этой целью ведём с партнёрами постоянный обмен мнениями по арктической тематике, полностью выполняем международные требования о повышении экологической безопасности в регионе. В рамках Арктического совета решаем вопросы сотрудничества в пограничной сфере, в области морских перевозок, взаимодействия в ликвидации последствий аварий при добыче углеводородов на шельфе» [11].

В настоящее время в РФ принято целый ряд концептуальных документов, заложивших основу государственной экологической политики и юридические механизмы охраны окружающей среды. Вместе с этим, справедливым будет отметить, что сложившаяся правовая модель охраны окружающей среды является малоэффективной. Наряду с несовершенством законодательной базы, исследователи указывают на ряд других причин, среди которых выделяют:

- многочисленные ошибки и злоупотребления, допускаемые субъектами правоприменительной деятельности,

- неисполнение и несоблюдение правовых предписаний всеми участниками экологических отношений [12].

Немаловажным фактором, не позволяющим в полной мере реализовать задачи по обеспечению экологической безопасности в Арктике, является недостаточное

АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18)

265

Пащенко Людмила Васильевна политические

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ... науки

финансирование многих экологических программ.

Ухудшение экологической ситуации в российской Арктике требует проведения незамедлительных и дорогостоящих мер. В целях восстановления нарушенной экологической среды были предприняты меры по очистке территорий от накопившегося мусора. Выступая на III Международном форуме «Арктика - территория диалога», Президент России В. В. Путин отметил, что «из федерального бюджета в 2011-2013 годах на очистку Арктики было выделено 1 миллиард 420 миллионов рублей» [13]. Проект «Генеральная уборка» Арктики будет продолжаться. Руководство страны заявило о готовности расширить особо охраняемые природные территории в Арктике, площадь которых уже составляет 322 тыс. кв. км, т. е. 6% территории всей российской Арктики. При поддержке Арктического совета РФ приступила к реализации проектов «Валдай» и «Тундра», направленных на сокращение выбросов черного углерода. Еще одним примером успешного международного сотрудничества является осуществление проекта по утилизации ядерных отходов на территории Мурманской и Архангельской областей.

Россия признает важность научно-технического сотрудничества в целях реализации программы устойчивого развития арктического региона. Международное взаимодействие осуществляется в форме академических обменов, проведения научных сессий, конференций. Значительным успехом в области гуманитарного сотрудничества является создание Сетевого университета Арктики, который объединяет в единую сеть научные и образовательные учреждения в целях взаимодействия в области исследований и образования.

Таким образом, за свою двадцатилетнюю историю Арктический совет стал эффективным международным форумом, решающим задачи экологической безопасности.

Однако наряду с положительным опытом международного сотрудничества в формате Арктического совета, следует отметить и ряд проблемных моментов:

- большая часть документов носит декларативный характер, не содержит механизмов выполнения;

- не все страны региона готовы в равной степени реагировать на угрозы экологической безопасности в Арктике;

- в современных условиях наблюдается заметная политизация Арктического совета, что противоречит концептуальным документам данного международного форума.

На фоне украинского кризиса отношения между Россией и западными странами значительно ухудшились. Все страны, входящие в Арктический совет на постоянной основе, присоединились к антироссийским санкциям. Политика недоверия и враждебности по отношению РФ не способствует эффективному и согласованному взаимодействию по решению общих экологических задач. Президент РФ В.В. Путин неоднократно в своих выступлениях подчеркивал, что Арктика должна стать «территорией сотрудничества и партнерства государств». Масштабные проекты АС в области экологии, изменения климата, предотвращения чрезвычайных ситуаций невозможны без участия РФ.

Международное сотрудничество в области обеспечения экологической безопасности является новым и весьма важным направлением международных отношений. Требует от участников согласованных действий, взаимного доверия, новых подходов, значительных финансовых и технических ресурсов.

Президента РФ объявил 2017 год Годом экологии. Обеспечение экологической безопасности невозможно без осуществления перехода к устойчивому развитию. Экологическая безопасность стала стратегическим направлением политики всех арктических стран. Представляется, что в целях эффективности проводимой политики целесообразно сконцентрировать внимание на 266

следующих направлениях:

- экологическая политика должна носить комплексный и системный характер;

- развивать научные исследования в области охраны окружающей среды;

- способствовать развитию и внедрению экологически безопасных технологий;

- бережно и эффективно использовать природные ресурсы;

- проявлять политическую волю в осуществлении государственной экологической политики;

- повышать экологическую ответственность за нарушения установленных стандартов;

- формировать экологическую культуру населения и компаний;

- повышать уровень экологического образования;

- развивать взаимовыгодное сотрудничество в этой области со странами и компаниями, учитывать их опыт и уровень развития технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

2. Донелла Медоуз Пределы роста. 30 лет спустя: учеб. пособие / Донелла Медоуз, Йорген Рандерс, Деннис Медоуз. М: АКАДЕМКНИГА,2007. 342 с.

3. Реймерс, Н. Ф. Концептуальная экология. Надежды на выживание человечества / Н. Ф. Реймерс. М.: Россия молодая, 1992.

4. Колбасов, О. С. Концепция экологической безопасности (Юридический аспект) / О. С. Колбасов // Советское государство и право. 1988. № 12. С. 47-55.

5. Вечканов, Г. С. Экономическая безопасность / Г. С. Вечканов. СПб. : Вектор, 2005. 250, [1] с.

6. Атаманов, Г. А. Экологическая безопасность и ее место в структуре безопасности антропных систем [Электронный ресурс] / Г. А. Атаманов. - Режим доступа: http://rosichi.org/.

7. Горбачев, М. С. Реальность и гарантии мира / М. С. Горбачев // Правда. 1987. 17 сентября.

8. Алимов, А. А., Лоренц, Ф. Экологическая цивилизация и экологическая безопасность // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Серия 6. Выпуск 3. С. 56-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Стратегия защиты окружающей среды Арктики (1991) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/1902061

10. Arctic Economic Council established // Press release. 10.09.2014. The Norway Embassy in Canada. URL: ww.emb-norway.ca/norway_and_canada/News/Arctic-EconomicCouncil-established/#.VSGS--Hd6Sp)

11. Путин, В. В. О реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике в интересах национальной безопасности. Выступление на расширенном заседании Совета Безопасности 22 апреля 2014 г. -Режим доступа: http://www.sops.ru/novosti/796/

12. Хлуденева, Н. И. Правовая охрана окружающей среды Арктики / Н.И. Хлуднева // Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального управления биологическими ресурсами в Северном Ледовитом океане. Мат-лы Междунар. науч. симпоз. (Москва, 4 сент. 2012 г., РСМД): рабочая тетр. / [А.Н. Вылегжанин (рук.) и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам (РСМД). М.: Спецкнига, 2012. 88 c.

13. Выступление Президента России В. Путина на пленарном заседании Ill Международного арктического форума «Арктика - территория диалога» [Электронный ресурс] // Президент России : офиц. интернет-сайт. 2013. 25 сентября. - URL: http://www.kremlin.ru/trans cripts / 19281

АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.