Научная статья на тему 'Теоретические аспекты благотворительной политики государства на примере волонтерства'

Теоретические аспекты благотворительной политики государства на примере волонтерства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / VOLUNTEERING / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / ПРАВО / RIGHT / ПРАВОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ / LEGAL PHENOMENA / ЮРИДИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / LEGAL VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Журавлев Владимир Иванович

Статья посвящена исследованию волонтерства с точки зрения его правового регулирования и влияния на общественные отношения благотворительности. Автор делает вывод о том, что взаимодействие права и волонтерства проявляется в двух смыслах: как волонтерство в праве и как правовое (юридическое) волонтерство, которые объединяются в единой сущности юридической и любой другой неоплачиваемой деятельности, и выражается в благотворительности в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF CHARITABLE POLICY OF THE STATE ON THE EXAMPLE OF VOLUNTEERING

Article is devoted to research of volunteering from the point of view of its legal regulation and influence on the public relations of charity. On the basis of the study it is concluded that the interaction of law and volunteering are manifested in two senses: as volunteering in the law and how legal volunteering, which are combined into a single legal entity and any other volunteering is a manifestation and expression of philanthropy in society.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты благотворительной политики государства на примере волонтерства»

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

УДК 316.7 : 340 ББК 60.5

В. И. Журавлев

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ ВОЛОНТЕРСТВА

Статья посвящена исследованию волонтерства с точки зрения его правового регулирования и влияния на общественные отношения благотворительности. Автор делает вывод о том, что взаимодействие права и волонтерства проявляется в двух смыслах: как волонтерство в праве и как правовое (юридическое) волонтерство, которые объединяются в единой сущности юридической и любой другой неоплачиваемой деятельности, и выражается в благотворительности в обществе.

Ключевые слова: волонтерство, благотворительность, право, правовые явления, юридическое волонтерство.

THEORETICAL ASPECTS OF CHARITABLE POLICY OF THE STATE ON THE EXAMPLE

OF VOLUNTEERING

Article is devoted to research of volunteering from the point of view of its legal regulation and influence on the public relations of charity. On the basis of the study it is concluded that the interaction of law and volunteering are manifested in two senses: as volunteering in the law and how legal volunteering, which are combined into a single legal entity and any other volunteering is a manifestation and expression of philanthropy in society.

Keywords: volunteering, charity, right, legal phenomena, legal volunteering.

Институт благотворительности закреплен во второй главе Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина». Часть 3 ст. 39 Основного закона России устанавливает, что «поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Эта статья имеет большое значение для социальной поддержки и защиты граждан, улучшения материального положения малообеспеченных, реабилитации безработных, инвалидов, иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы [1, с. 116]. Причем концепция развития социальных прав и свобод человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации подробно рассматривалась в юридической литературе [2, с. 106-124].

Таким образом, благотворительность нельзя считать частью системы социального обеспечения. В. Д. Зорькин обращает внимание на то, что

«социальная политика, основанная на принципе социального государства, - это непроизвольная по своей природе благотворительная деятельность, движимая нравственным чувством сострадания» [3].

Право на получение благотворительной помощи можно рассматривать как самостоятельное право человека, что подтверждается рядом международных документов. Например, ч. 3 ст. 4 Женевской конвенции Международной организации труда относительно охраны материнства № 103 от 28 июня 1952 года, ратифицированной Россией, гласит: «Женщинам, которые не могут по праву претендовать на денежные пособия по материнству и медицинскую помощь, должна предоставляться соответствующая помощь за счет фондов общественной благотворительности, при условии проверки их доходов, которая требуется для оказания в помощи в порядке общественной благотворительности» [4, с. 302-309].

Государство не может запрещать, ограничивать получение благотворительной помощи ну-

ждающимися гражданами. Данное утверждение применимо только в отношении лиц, использующих помощь в соответствии с целями, на которые она предоставляется. Это актуально для демографической безопасности общества. Демографический баланс, по утверждению Г. Г. Не-братенко, чрезвычайно важен в современных условиях [5, с. 51-53], поэтому признание рассматриваемого права человека актуально не только для кризисных ситуаций (голода, военных действий, стихийных бедствий и т. п.). В обычной жизни реализация прав часто зависит от доступности благотворительной помощи, например, на проведение медицинских операций, получение лекарств.

Итак, цели благотворительной деятельности можно сформулировать следующим образом:

- развитие Российской Федерации как благополучного процветающего государства, обеспечивающего достойную и свободную жизнь своим гражданам;

- содействие объединению наций, сокращению разрыва в уровнях жизни различных групп населения;

- формулирование и управление идеалами гражданского общества;

- выполнение бизнесом своей социальной функции.

Среди принципов государственной политики по поддержке благотворительной деятельности можно выделить:

- налоговое стимулирование благотворителей;

- широкое распространение информации и пропаганда благотворительности;

- моральное поощрение благотворителей (вручение наград и присвоение почетных званий);

- недопустимость злоупотреблений и недобросовестной благотворительной деятельности;

- адресная направленность;

- недопустимость замены исполнения государственных функций в социальной сфере благотворительностью.

С позиций юридической техники правильно было бы закрепить цели, задачи, принципы, иные общие положения деятельности государства в преамбуле Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Термин «благотворительность» получил широкое распространение в общественных отношениях и законодательстве. Помимо Конституции Российской Федерации, существует специальный федеральный закон, посвященный благотвори-

тельности [6]. Уже в первой статье закона содержится легальная дефиниция благотворительности: «...добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [6].

Термин «волонтерство» в нашей стране стал использоваться сравнительно недавно, и поэтому его содержание однозначного законодательного закрепления еще не получило. Согласно Федеральному закону от 4.12.2007 № 329-Ф3 волонтеры - это граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных, спортивных мероприятий без предоставления им денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность [7].

Приблизительно такая же формулировка содержится и в Федеральном законе «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где под волонтерами понимаются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, заключившие с оргкомитетом «Сочи -2014» гражданско-правовой договор об участии в организации и (или) проведении Олимпийских и Параолимпийских игр путем применения своего опыта, знаний, умений и навыков в целях осуществления мероприятий по организации и проведению данных международный соревнований без предоставления указанным гражданам денежного возмещения за осуществляемую ими деятельность [8].

Проанализировав данные дефиниции, можно прийти к выводу, что понятие «волонтерст-во» шире, нежели это указано в данных законах, так как оно используется применительно к физической культуре, спорту и проведению олимпиады. Так, в п. 2.4 ст. 5 Федерального закона № 310-Ф3 «Об организации и проведении олимпийских игр...» прямо указывается, что понятие «волонтер» разработано для целей этого закона. Следовательно, за пределами указанных нормативных актов данные термины могут быть другими по объему, например, тождественны добровольчеству, что и продемонстрировал проект Федерального закона «О волонтерстве в Россий-

ской Федерации». В проекте данного закона сказано, что волонтерство - это совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера). Волонтер (доброволец) - это физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учебы) время добровольную, социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, предусмотренных настоящим федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения, кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат [9].

Как видим, проект федерального закона «О волонтерстве» ставит знак равенства между волонтером и добровольцем, между волонтерст-вом и добровольчеством. Думается, что это оправдано уже принятыми актами, так или иначе затрагивающими проблему волонтерства. Так, например, в п. 61 приказа Минобрнауки России от 30 декабря 2015 года № 1429 «Об утверждении объемов финансового обеспечения государственного задания образовательным организациям высшего образования и научным организациям, подведомственным Министерству образования и науки Российской Федерации, в сфере научной деятельности на 2014 год» содержится поручение Сочинскому государственному университету разработать научно-методическое обеспечение развития института волонтерства в России как основы для реализации долгосрочных социокультурных проектов и развития гражданского общества.

В связи с указанными обстоятельствами в регулировании волонтерства целесообразно придерживаться существующего закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», согласно которому добровольцы - это физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Именно добровольцы осуществляют благотворительную деятельность, закрытый перечень видов которой назван в Федеральном законе «О благотворительной деятельности» (ст. 2, 5).

Вместе с тем лексическое значение слова «доброволец» шире по объему понятия, закрепленного в указанном законе.

По словарю С. И. Ожегова, доброволец - это: «1. Человек, добровольно вступивший в действующую армию. Пойти добровольцем на

фронт. 2. Тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу. Идти на поиски вызвались добровольцы» [10].

В Толковом словаре Т. Ф. Ефремовой под доб-роволецем понимается: «1. Тот, кто вступает в армию не по призыву, а по собственному желанию, добровольно. 2. Тот, кто добровольно берет на себя какую-либо работу, какие-либо обязанности» [11].

Как видим, термин «доброволец» имеет более широкое значение, чем понятие «волонтер». Следовательно, для обозначения бесплатной и безвозмездной помощи другим людям целесообразно использовать термины «волонтер», «во-лонтерство».

Между тем волонтерство в силу его определенной правовой состоятельности выступает в качестве правового явления, которое следует отличать от явлений в праве. Правовые явления -это выражение различных обстоятельств и процессов, которые влияют на правовое поведение людей и с которыми нормы права, как правило, связывают установление, изменение и прекращение правоотношений (например, оказание бесплатной помощи во вскапывании приусадебных участков пожилых соседей). Явления в праве выражают связи и процессы, характеризующие само право и его свойства (например, нормативно-правовые акты и воздействие их на поведение).

С учетом различных обстоятельств правовое явление определяется как внешнее выражение различных объективных и субъективных обстоятельств, факторов и процессов, которые влияют на сознание и правовое поведение людей и с которыми нормы права связывают установление, изменение и прекращение правоотношении [12, с. 18-24].

Это в полной мере касается и волонтерства, так как бесплатная добровольная помощь другим людям тоже может порождать, изменять и прекращать какие-либо отношения, в том числе и отношения волонтерства. Собственно волонтер-ство чаще всего проявляется как сложная правовая конструкция [13, с. 189-194], которую можно рассматривать в виде относительно устойчивых и взаимосвязанных элементов поведения добровольцев и результатов их деятельности, характеризующих инициацию и трансформацию различных правоотношений. Иными словами, волонтерство может выступать как юридический факт, с которым нормы права связывают установление, изменение и прекращение правовых отношений (например, волонтеры своими действиями в определенной мере способствовали реализации правоотношений на Олимпиаде в Сочи в 2014 году).

Кроме того, волонтерство - это отношения, попадающие под правовое регулирование, то есть являющиеся правовыми отношениями (например, бесплатная юридическая помощь населению).

Один из видов бесплатной юридической помощи, осуществляемой участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, к которым Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» относит юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи [14].

Словосочетание «юридические клиники» впервые появилось в приказе Минобразования от 30 сентября 1999 года № 433 «О правовых консультациях ("правовых клиниках") для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров». В ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» содержится только перечень студенческих общественных формирований (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие). В ч. 2 ст. 23 этого закона указывается, что юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательной организации высшего образования ее учредителем, или структурного подразделения образовательной организации высшего образования.

При этом следует отметить, что, несмотря на наличие приказа Министерства образования и науки РФ, регламентирующего порядок создания образовательными организациями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи, до сих пор в России отсутствуют единые стандарты деятельности юридических клиник.

На основе опыта функционирования юридической клиники при Владимирском юридическом институте ФСИН России и в других вузах [ 15] можно выделить их наиболее существенные свойства и признаки.

Во-первых, юридическая клиника внешне -это форма благотворительной деятельности, так как юридическая помощь, предоставляемая населению, осуществляется безвозмездно.

Во-вторых, юридическая клиника чаще всего выступает структурным подразделением образовательной организации высшего юридического образования, реже может быть самостоя-

тельным юридическим лицом, работа которого связана с функционированием вуза.

В-третьих, в деятельности юридических клиник проявляется дуализм целей этих формирований: с одной стороны, она обосновывается необходимостью совершенствования учебного процесса, с другой - имеет высокий социальный статус - оказание юридической помощи населению (прежде всего малоимущим).

В-четвертых, в силу большой социальной и образовательной значимости юридические клиники становятся обязательным элементом некоторых образовательных программ [16; 17].

В-пятых, в качестве консультантов юридической клиники выступают студенты (курсанты), адъюнкты (аспиранты) и преподаватели, а также координаторы, к которым предъявляются повышенные требования в плане знания законодательства и правоприменительной практики.

В-шестых, основным способом деятельности клиник является консультирование граждан и обучение студентов, курсантов, адъюнктов и аспирантов под руководством наиболее опытных преподавателей (то есть это работа обучающихся с настоящими делами различных категорий с реальными жизненными ситуациями); данная деятельность позволяет сформировать у обучающихся общекультурные и профессиональные компетенции, определенные стандартами.

В целом, как свидетельствует проведенный анализ, бесплатную юридическую помощь, оказываемую студентами в юридических клиниках, можно считать волонтерством.

Таким образом, рассмотрев волонтерство как правовое явление и волонтерскую юридическую деятельность, следует отметить, что взаимодействие права и волонтерства проявляется в двух смыслах: как волонтерство в праве и как правовое (юридическое) волонтерство.

Волонтерство в праве представляет собой урегулированные правом наиболее общие связи и процессы, осуществляемые и происходящие в обществе, в связи с волонтерством.

Юридическое волонтерство - это деятельность различных субъектов (чаще всего студентов) по оказанию бесплатной юридической помощи населению в виде юридического консультирования, юридического представительства, а также составления документов, имеющих юридическое значение.

Обе формы взаимодействия права и волон-терства объединяются в единую сущность юридического и любого другого волонтерства, что является выражением благотворительности в обществе.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий / под ред. О. Е. Кутафина. М., 2003.

2. Маленко О. О. Конституционное (уставное) закрепление прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002.

3. Зорькин В. Д. Право - для человека // Российская газета. 2008. 25 ноября.

4. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 2007. Вып. XIX.

5. Небратенко Г. Г. Демографическая безопасность Российской Федерации в XXI столетии // Философия права. 2014. № 1.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 11 августа 1995 года № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». URL // http://consultant.ru

7. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в ред. от 23 июня 2014 года). URL // http:// consultant.ru

8. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 28 июля 2014 года). URL // http://consultant.ru

9. Статья 2 проекта федерального закона

«О добровольчестве (волонтерстве)». URL // http:// consultant.ru

10. URL // http://slovari.299.ru/word.php?id= 7299&sl=oj

11. Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой. М., 2000.

12. Головкин Р. Б. Характеристика отдельных факторов, обусловливающих действие права // Актуальные проблемы права и экономики в XXI веке: сборник статей. Владимир, 2013.

13. Головкин Р. Б. Понятие и конструкция правовых явлений // Юридическая техника. 2013. № 7. Ч. 2.

14. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации (в ред. от 21 июля 2014 года). URL // http://consultant.ru

15. Кулакова В. Ю., Маркова Т. Ю., Самсоно-ва М. В. Юридические клиники в России: состояние и перспективы развития // Юридическое образование и наука. 2014. № 2.

16. Приказ Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 -юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")». URL // http://consultant.ru

17. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 -юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")». URL // http://consultant.ru

УДК 81 : 32 ББК 81

А. А. Каневский

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ВИД НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

В статье языковая политика рассматривается как вид национальной политики государства в сфере развития и укрепления национальных и этноязыковых отношений. Предназначена она, по мнению автора, для создания практических условий защиты, укрепления и развития этнонациональных языков, утверждения принципов общественного согласия и социальной солидарности.

Ключевые слова: языковая политика, национальная политика, государство, язык, языковое манипулирование, административное воздействие.

LANGUAGE POLICY AS TYPE OF NATIONAL POLICY OF THE STATE

In article the language policy to be considered as a type of national policy of the state in the sphere of development and strengthening of the national and ethnolanguage relations. Its intended, the author claims,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.