Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1375
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / УПРАВЛЕНИЕ / ПРАВОВОЙ АКТ УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Канунникова Наталья Геннадьевна

Актуальность тематики статьи очевидна, поскольку в современных условиях, в связи с кардинальными изменениями, происходящими в административно-политической, экономической, социальной и других сферах государственного управления, постоянно возрастает роль правовых актов как основной юридической формы управленческих решений, обеспечивающей осуществление управленческой деятельности и исполнительной власти. В процессе написания статьи автор преследовала цель - систематизировать правовые характеристики административноправовых актов управления, разработанные в разное время учеными в области административного права, сформулировать определение исследуемого в статье правового института. Учет специфики предмета исследования позволил, в процессе написания статьи, использовать следующие методы: диалектический, эмпирического обобщения, сравнительного анализа, классификации, а также системный подход

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF ADMINISTRATIVE CONTROL LEGISLATION

Topicality become apparent, as in the present conditions, due to the dramatic changes taking place in the administrativepolitical, economic, social and other spheres of government, is constantly increasing role acts as the main legal forms of management decisions, to ensure the implementation of management activities and the executive. In the process of writing this article the author pursued the aim - to systematize the legal characteristics of administrative regulations control developed at different times by scientists in the field of administrative law, a definition of the test to become a legal institution. Consideration of the specific object of research allowed, in the process of writing this article, use the following methods: dialectical, empirical generalizations, comparative analysis, classification and systematic approach.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ»

Список литературы

1. Жадан В.Н. Криминогенная ситуация в России, ее значение для безопасности граждан // Проблемы современной науки: сборник научных трудов: выпуск 8. Часть 1. - Ставрополь: Логос, 2013. - С. 221227.

2. Холостова Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие.

- 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. - 668 с.

3. См.: Герасимова О.И. Особенности формирования девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях // Российский следователь. -2005. - № 4. - С. 25-27; Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: https://festival.1september.ru/articles/578777/ (дата обращения: 11.05.2015); Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции. - М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. - 282 с. и др.

4. См.: Девиантное поведение. Причины девиантного поведения - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://psihomed.com/deviantnoe-povedenie/ (дата обращения: 05.05.2015) и др.

5. См.: Жадан В.Н. Некоторые подходы к определению причини условий преступности несовершеннолетних и молодежи // Молодой ученый. - 2014.

- № 17.1. - С. 35-36 и др.

6. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 256 с.

7. Жадан В.Н. Актуальные вопросы уголовно-правовой характеристики мошенничества // Молодой ученый. - 2014. - № 10. - С. 313-319.

8. Жадан В.Н. О подходах по анализу причин и условий преступности несовершеннолетних // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРИС, 2014.

- С. 160-166.

9. Жадан В.Н. Актуальные вопросы криминологической характеристики экологических преступлений // Молодой ученый. - 2013. - № 4. - С. 387-393.

10. Жадан В.Н. К вопросу об анализе причин и условий преступности несовершеннолетних и молодежи в России // Роль науки в развитии общества: материалы IV (XLIV) Международной научно-практической конференции по ... юридическим ... наукам (Украина, г. Горловка, 24-25 апреля 2014 г.). - Горловка: ФЛП Пантюх Ю.Ф., 2014. - С. 54-59.

11. Жадан В.Н. Некоторые подходы к анализу причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними // Молодой ученый. -2014. - № 4. - С. 834-838.

12. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2007. - 528 с.

13. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 368 с.

14. Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. проф. В.И. Курбатова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. - 480 с.

15. Социология молодежи: Учебник / Под общ. ред. проф., чл.-корр. РАН В.Н. Кузнецова. - М.: Гарда-рики, 2005. - 335 с.

16. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 № 256-ФЗ) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» -[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=do c;base=LAW;n=166044;fld=134;dst=100361;rnd=0.59 13990878882572 (дата обращения: 11.05.2015).

17. Жадан В.Н. О коррупции и криминологической характеристике коррупционных преступлений // Молодой ученый. - 2015. - № 5. - С. 345-351.

18. Жадан В.Н. О современной криминогенной обстановке в России и деятельности правоохранительных органов // Молодой ученый. - 2013. - № 8. - С. 290-294.

19. Zhadan V.N. On the Criminogenic Situation in Russia and Its Significance to the Security of Citizens // World Applied Sciences Journal. - 2013. - 25 (4). - Р. 664668.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ

Канунникова Наталья Геннадьевна

Кандидат юридических наук, доцент, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик

THEORY OF ADMINISTRATIVE CONTROL LEGISLATION

Kanunnikova Natalia, Candidate of Science, assistant professor of North-Caucasus Institute for Advanced Studies, (branch) of the Krasnodar University of the MOI of Russia, Nalchik АННОТАЦИЯ

Актуальность тематики статьи очевидна, поскольку в современных условиях, в связи с кардинальными изменениями, происходящими в административно-политической, экономической, социальной и других сферах государственного управления, постоянно возрастает роль правовых актов как основной юридической формы управленческих решений, обеспечивающей осуществление управленческой деятельности и исполнительной власти. В процессе написания статьи автор преследовала цель - систематизировать правовые характеристики административно-

правовых актов управления, разработанные в разное время учеными в области административного права, сформулировать определение исследуемого в статье правового института. Учет специфики предмета исследования позволил, в процессе написания статьи, использовать следующие методы: диалектический, эмпирического обобщения, сравнительного анализа, классификации, а также системный подход.

ABSTRACT

Topicality become apparent, as in the present conditions, due to the dramatic changes taking place in the administrative-political, economic, social and other spheres of government, is constantly increasing role acts as the main legal forms of management decisions, to ensure the implementation of management activities and the executive. In the process of writing this article the author pursued the aim - to systematize the legal characteristics of administrative regulations control developed at different times by scientists in the field of administrative law, a definition of the test to become a legal institution. Consideration of the specific object of research allowed, in the process of writing this article, use the following methods: dialectical, empirical generalizations, comparative analysis, classification and systematic approach.

Ключевые слова: административное право; управление; правовой акт управления; государственное управление.

Keywords: administrative law; management; legal document management; public administration.

Проблема правовых актов управления всегда занимала одно из центральных мест в теории административного права. Существенный научный вклад в разработку этой проблемы внесли ученые-административисты Р.Ф. Васильев, В.А. Власов, М.М. Волков, Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, В.И. Новоселов, М.Н. Николаева, И.Н. Пахомов, Г.И. Петров, В.И. Попова, Н.Г. Салищева, С.С. Сту-деникин, Ц.А. Ямпольская и др.[1]

В современных условиях, в связи с кардинальными изменениями, происходящими в административно-политической, экономической, социальной и других сферах государственного управления, постоянно возрастает актуальность проблемы правовых актов как основной юридической формы управленческих решений, обеспечивающей осуществление управленческой деятельности и исполнительной власти. В связи с этим в настоящее время в науке административного права большое внимание уделяется изучению названной проблемы[2].

В административно-правовой литературе используются различные термины для обозначения актов, издаваемых субъектами государственного управления: «правовой акт управления», «административно-правовой акт», «административно-правовой акт государственного управления», «административный акт», «подзаконный акт управления». Но наибольшее распространение в науке административного права получили термины «правовой акт управления» и «административно-правовой акт».

В теории административного права понятие «правовой акт управления» рассматривается в широком и узком смысле. Этот вопрос носит дискуссионный характер. В широком смысле под правовыми актами управления понимают либо юридический документ, содержащий управленческое решение, либо волевые властные действия субъектов государственного управления, совершаемые ими в процессе управленческой деятельно-сти[3,с.11,17]. В узком смысле под правовыми актами признаются только официальные письменные документы, являющиеся правовой формой управленческого решения. Некоторые ученые считают их неравнозначными организационным актам управления, которые могут выражаться в действиях, устных указаниях, технических решениях[4,с.289].

Опираясь на труды ученых-административистов, выделим основные признаки административно-правового акта.

1. Административно-правовой акт носит государственно-властный характер. Он принимается государственным органом исполнительной власти или должностным лицом этого органа, наделенным государственно-властными полномочиями. Административно-правовой акт издается от имени государства, отсюда его властность.

2. Административно-правовой акт носит подзаконный характер, поскольку соответствует действующему законодательству и направлен на исполнение законов, иных нормативно-правовых актов. Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[5] закрепляет общее требование подзаконности для всех административно-правовых актов федеральных органов. Они должны издаваться на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ, а акты федеральных служб и федеральных агентств - также на основании и во исполнение нормативных правовых актов федеральных министерств, в ведении которых они находятся. Административно-правовые акты региональных органов исполнительной власти должны соответствовать федеральному законодательству, конституциям, уставам, законам субъектов РФ, иным нормативным правовым актам органов государственной власти субъектов РФ.

3. Административно-правовой акт имеет юридическую силу, т.е. его предписания носят обязательный характер и подлежат безусловному исполнению субъектами, которым он адресован. Такая обязательность обеспечивается мерами государственного принуждения. Несоблюдение предписаний этого акта влечет наступление юридических последствий: применение мер юридической ответственности, предусмотренных действующим законодательством. Виновные лица, как правило, привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности.

4. Административно-правовой акт - это письменный документ, носящий официальный характер и отвечающий установленным законодательством требованиям, предъявляемым к такого рода документам: иметь содержание, необходимые рекви-зиты[6,с.289] и т.п. Его содержание и структура

должны соответствовать правилам юридической техники.

5. Административно-правовой акт управления издается с соблюдением определенных правил (процедур), устанавливаемых законодательством. Такие правила предусматривают порядок подготовки проекта акта, его обсуждения, проведения экспертизы, согласования, принятия, утверждения, государственной регистрации, опубликования. В частности, Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (в ред. Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2002 г. № 715) [7].

6. Административно-правовой акт издается полномочным субъектом государственного управления (государственным органом или должностным лицом) в пределах его компетенции.

7. Административно-правовой акт может быть обжалован в административном или судебном порядке или опротестован прокурором. Административно-правовые акты управления следует отличать от других нормативных документов - подзаконных правовых актов, издаваемых другими государственными органами:

- акты органов государственной судебной власти (решения, приговоры, постановления, определения и т.д.) - всегда носят правоприменительный сугубо индивидуальный характер, поскольку связаны с фактом правонарушения или конфликтом сторон. Они служат правовой формой внешнего выражения судебной власти, а административно-правовые акты - это форма внешнего выражения исполнительной ветви власти. Правовые акты управления не могут отменять либо изменять судебные акты, а суд имеет право отменить или приостановить действие административно-правовых актов органов исполнительной власти и их должностных лиц.

- акты, принимаемые прокурором (протесты, постановления, представления) являются результатом выполнения органами прокуратуры надзорных функций за соблюдением законности. Они не устанавливают норм права, а обеспечивают соблюдение законности в деятельности государственных органов, должностных, юридических лиц и граждан. Сфера же действия правовых актов управления не ограничивается выполнением контрольно-надзорных функций. Они служат для решения многих других задач государственного управления, с их помощью осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

- акты гражданско-правового характера (нотариальных органов, гражданско-правовые договоры) связаны с реализацией имущественных и некоторых неимущественных прав граждан и юридических лиц. Гражданско-правовые договоры (сделки) заключаются между равноправными сторонами и выражают их добровольное волеизъявление. Правовые акты управления не требуют согласия объектов и субъектов управления, которым они адресованы.

- акты негосударственных коммерческих и общественных объединений не обладают государственно-властным характером, являются внутриор-ганизационными актами, издаются с целью регулирования вопросов внутренней деятельности негосударственных организаций и распространяются только на их работников или членов.

- служебные документы, действующие в сфере государственного управления (справки, протоколы, докладные записки, отчеты, свидетельства, удостоверения и т.д.) содержат информацию, имеющую различное юридическое значение, удостоверяют наличие или отсутствие определенных юридических фактов, но они не выражают юридическое волеизъявление субъекта исполнительной власти, не устанавливают государственно-властные предписания, не регулируют общественные отношения и не могут порождать конкретные правоотношения. Их предназначение - служить основанием для принятия соответствующего правового акта управления.

Таким образом, анализ признаков, характеризующих природу административно-правовых актов, позволяет сформулировать следующее определение этого понятия.

Административно-правовой акт управления - это облеченное в юридическую форму управленческое решение в виде официального документа, изданное с соблюдением установленных процедур, принятое в одностороннем порядке специальным субъектом исполнительной власти в пределах его компетенции, имеющее государственно-властный характер, обязательное для исполнения субъектам, которым оно адресовано и направленное на реализацию задач и целей государственного управления.

Список литературы

1. Васильев Р.Ф. Правовые акты органов управления. М., 1970; Волков М.М. Акты советского государственного управления. Л., 1953; Власов В.А., Студе-никин С.С. Советское административное право. М., 1959; Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972; Советское административное право / Под ред. А.Е. Лунева. М., 1967; Новоселов В.И. Акты государственного управления и укрепление законности в СССР. Автореф. дисс. ... канд.юрид.наук. М., 1965; Николаева М.Н. Нормативные акты министерств и ведомств СССР. М., 1975; Попова В.И. Соотношение актов Совета Министров союзной республики с актами других органов государственного управления. М., 1973; Салищева Н.Г. Нормативные акты советского государственного управления. Ав-тореф. дисс. ...канд юрид.наук. М., 1964; Ямпольская Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период. М., 1954.

2. Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. Екатеринбург, 1999; Старилов Ю.Н. Административное право. Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. Административная юстиция. Ч.2. Кн. 2. Воронеж, 2001; Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2001; Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002;

Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2004; Административное право России. Курс лекций / Под ред. проф. Н.Ю. Хаманевой. М., 2007.

3. Васильев Р.Ф. Правовые акты органов управления. М., 1970.

4. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2005.

5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

6. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2005.

7. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895; 2002. № 40. Ст. 3929.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ: ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ

Кешикова Наталья Владимировна

кандидат юр. наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права

Г. Иркутск

INSTITUTIONAL DEFINITENESS OF THE ORDER OF FORMATION OF GOVERNMENT BODIES: THROUGH THE PRISM OF THE GENERAL PRINCIPLES

Keshikova Natalia, Candidate of Science, assistant professor of Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk АННОТАЦИЯ

В статье преследуется цель - раскрыть институциональную определенность порядка формирования государственных органов путем конструктивного анализа общих принципов, положенных в основу процесса его инсти-туционализации. Применяется актуализирующийся в современной юридической науке институциональный подход. Определяется место принципов институциональной определенности в системе принципов порядка формирования государственных органов. Выявляется суть авторского понимания институциональной определенности. Формируется каталог общих принципов институциональной определенности порядка формирования государственных органов и обозначается их основное содержание. ABSTRACT

The article aim - to reveal the institutional determination of the order of formation of government agencies through constructive analysis of the general principles underlying the process of its institutionalization. Used actualized in modern jurisprudence institutional approach. The place of the principles of the institutional system of the principles of certainty in the order of formation of state bodies. It reveals the essence of the author's understanding of the institutional certainty. A catalog of common principles of institutional determination of the order of formation of the state bodies and designated their basic content.

Ключевые слова: принципы; институциональная определенность; порядок формирования; государственные органы.

Keywords: principles; institutional definitions; the order of formation; state authorities.

Институционализация порядка формирования государственных органов предстает как длительный и не лишенный противоречий процесс. В виду чего обоснование и выработка принципов, следование которым позволило бы субъектам, действующим в сфере институционализа-ции государственности, эффективно решать поставленные перед ним задачи является основной проблемой методологии институционального подхода в конституционном праве. Поскольку принципов порядка формирования государственных органов немало познание в этой области может осуществляться на основе их системного анализа с использованием классификации как важнейшего способа научного изучения соответствующих принципов, позволяющего раскрыть внутренние и внешние связи между видами таких принципов. В свою очередь дифференциация принципов институционализации в системе принципов порядка формирования государственных органов посодействует научной систематизации групп этих явлений с

тем, чтобы практическая деятельность людей в сфере институционализации государственности в полной мере соответствовала их объективному содержанию и требованиям. Отсюда очевидно теоретическое и практическое значение познания научной классификации принципов институционализации заданного порядка.

Для этого считаем целесообразным исходить из пространственной классификации принципов порядка формирования государственных органов. Согласно оной принципы с учетом функционального назначения в процессе возникновения, эволюции и организации порядка формирования государственных органов подразделяются на три основные подгруппы: - принципы институционализации, - принципы становления, - принципы построения и функционирования. К принципам институционализации следует отнести принципы генетической производительности, цивилизационно-культурной обусловленности, национальной самоидентичности, институциональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.