Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ЕЕ РАЗДЕЛЫ / ЗНАНИЕ / КАЧЕСТВО ЗНАНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ К ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И ЕЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровин Сергей Семенович, Ермакова Марина Аркадьевна, Чузова Екатерина Сергеевна

Актуальность материала статьи проявляется в осмыслении и направленности содержания на реализацию культурологической парадигмы физкультурного образования, предусматривающей смысловую и целевую идентичность процессов этого процесса и процессов присвоения ценностей физической культуры. Выявлена основная проблема направленного использования ценностей физической культуры в становлении системных знаний, суть которой - поиск и разработка теоретикометодических оснований теоретической подготовки обучающихся в сфере физической культуры. В этой связи показан основной понятийно-категориальный аппарат теоретической подготовки. Цель теоретической подготовки и ее основной результат - обеспечить сформированность знаний, их действенность и прикладность в отношении направленного использования в повседневной и физкультурно-спортивной деятельности для удовлетворения личностных потребностей, развития способностей, обусловленных социальной практикой. Авторами выявлены качественные характеристики сформированности знаний: владение основными понятиями и фактологическим материалом в сфере физической культуры; владение основами ТиМФК и проблемными вопросами использования физической культуры; знаниями и умениями применять адекватные принципы, средства, методы и формы организации процессов освоения физической культуры. Разработано и охарактеризовано дидактическое обеспечение теоретической подготовки, включающее систему научно-обоснованных принципов, оптимальных средств, методов и форм организации и реализации теоретической подготовки, а также основные его характеристики и основы реализации. Раскрываются основные требования методологического и методического характера к организации и реализации теоретической подготовки, а также требования к методике формирования знаний в сфере физической культуры. Обосновываются уровни освоенности знаний и основные этапы формирования знаний; показаны в этой связи основы реализации содержания каждого из этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коровин Сергей Семенович, Ермакова Марина Аркадьевна, Чузова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE FIELD OFPHYSICAL EDUCATION

The relevance of the material of the article is manifested in the comprehension and focus of the content on the implementation of the cultural paradigm of physical education, which provides for the semantic and target identity of the processes of this process and the processes of assigning the values of physical culture. The main problem of the directed use of the values of physical culture in the formation of systemic knowledge is revealed, the essence of which is the search and development of theoretical and methodological foundations for the theoretical training of students in the field of physical culture. In this regard, the main conceptual and categorical apparatus of theoretical training is shown. The purpose of theoretical training and its main result is to ensure the formation of knowledge, its effectiveness and applicability in relation to the directed use in everyday and physical culture and sports activities to meet personal needs, develop abilities due to social practice. The authors revealed qualitative characteristics of knowledge formation: possession of basic concepts and factual material in the field of physical culture; knowledge of the basics of theory and practice of physical culture and problematic issues of the use of physical culture; knowledge and skills to apply adequate principles, means, methods and forms of organization of physical culture mastering processes. Didactic support for theoretical training has been developed and characterized, including a system of scientifically based principles, optimal means, methods and forms of organization and implementation of theoretical training, as well as its main characteristics and implementation bases. The main requirements of a methodological and methodological nature for the organization and implementation of theoretical training, as well as requirements for the methodology of knowledge formation in the field of physical culture are revealed. The levels of mastery of knowledge and the main stages of knowledge formation are substantiated; in this regard, the basics for implementing the content of each of the stages are shown.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

16-21.

2. Barchukova, G.V. and Arutyunov, R.G. (2020), "The structure of the technique of striking movements in table tennis", Physical culture: education, education, training, No. 5, pp. 58.

3. Barchukova, G.V (2017), "Study of the factors influencing the rating of the game in table tennis as a criterion for a successful career", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (148), pp. 245-248.

4. Sokur, B.P. (2016), "Increasing the effectiveness of shock actions from a rebound in tennis players 10-12 years old", Organizational and methodological aspects of educational and training processes in the conditions of the university: materials of the IV scientific-practical conference of teachers and graduate students, Publishing house of Siberian State University of Physical Culture, Omsk, pp. 9395.

5. Khloptsev, V.A. (2018) "Content and analysis of technical and tactical actions in competitive conditions of qualified players in table tennis", Bulletin of Polotsk State University. Series E. Pedagogical sciences, No. 15, pp. 175-180.

Контактная информация: sabirova27.02@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.06.2022

УДК 378.147

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Сергей Семенович Коровин, доктор педагогических наук, профессор, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург; Марина Аркадьевна Ермакова,

кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург; Екатерина Сергеевна Чузова, аспирант, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Аннотация

Актуальность материала статьи проявляется в осмыслении и направленности содержания на реализацию культурологической парадигмы физкультурного образования, предусматривающей смысловую и целевую идентичность процессов этого процесса и процессов присвоения ценностей физической культуры. Выявлена основная проблема направленного использования ценностей физической культуры в становлении системных знаний, суть которой - поиск и разработка теоретико-методических оснований теоретической подготовки обучающихся в сфере физической культуры. В этой связи показан основной понятийно-категориальный аппарат теоретической подготовки. Цель теоретической подготовки и ее основной результат - обеспечить сформированность знаний, их действенность и прикладность в отношении направленного использования в повседневной и физкуль-турно-спортивной деятельности для удовлетворения личностных потребностей, развития способностей, обусловленных социальной практикой. Авторами выявлены качественные характеристики сформированности знаний: владение основными понятиями и фактологическим материалом в сфере физической культуры; владение основами ТиМФК и проблемными вопросами использования физической культуры; знаниями и умениями применять адекватные принципы, средства, методы и формы организации процессов освоения физической культуры. Разработано и охарактеризовано дидактическое обеспечение теоретической подготовки, включающее систему научно-обоснованных принципов, оптимальных средств, методов и форм организации и реализации теоретической подготовки, а также основные его характеристики и основы реализации. Раскрываются основные требования методологического и методического характера к организации и реализации теоретической подготовки, а также требования к методике формирования знаний в сфере физической культуры. Обосновываются уровни освоенности знаний и основные этапы формирования знаний; показаны в этой связи основы реализации содержания каждого из этапов.

Ключевые слова: обучающийся; теоретическая подготовка и ее разделы; знание; качество знания; требования к теоретической подготовке и ее дидактическое обеспечение; этапы формирования знаний.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p193-200

THEORETICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE FIELD OF PHYSICAL

EDUCATION

Sergey Semenovich Korovin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg; Marina Arkadievna Ermakova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Orenburg State Medical University, Orenburg; Ekaterina Sergeevna Chuzova, the post-graduate student, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg

Abstract

The relevance of the material of the article is manifested in the comprehension and focus of the content on the implementation of the cultural paradigm of physical education, which provides for the semantic and target identity of the processes of this process and the processes of assigning the values of physical culture. The main problem of the directed use of the values of physical culture in the formation of systemic knowledge is revealed, the essence of which is the search and development of theoretical and methodological foundations for the theoretical training of students in the field of physical culture. In this regard, the main conceptual and categorical apparatus of theoretical training is shown. The purpose of theoretical training and its main result is to ensure the formation of knowledge, its effectiveness and applicability in relation to the directed use in everyday and physical culture and sports activities to meet personal needs, develop abilities due to social practice. The authors revealed qualitative characteristics of knowledge formation: possession of basic concepts and factual material in the field of physical culture; knowledge of the basics of theory and practice of physical culture and problematic issues of the use of physical culture; knowledge and skills to apply adequate principles, means, methods and forms of organization of physical culture mastering processes. Didactic support for theoretical training has been developed and characterized, including a system of scientifically based principles, optimal means, methods and forms of organization and implementation of theoretical training, as well as its main characteristics and implementation bases. The main requirements of a methodological and methodological nature for the organization and implementation of theoretical training, as well as requirements for the methodology of knowledge formation in the field of physical culture are revealed. The levels of mastery of knowledge and the main stages of knowledge formation are substantiated; in this regard, the basics for implementing the content of each of the stages are shown.

Keywords: student; theoretical training and its sections; knowledge; the quality of knowledge; requirements for theoretical training and its didactic support; stages of knowledge formation.

Актуальность проблемы теоретической подготовки обучающихся в сфере физической культуры не вызывает сомнений. Основными факторами, ее отражающими, являются: сущность и смысловая «нагрузка» системы образования, содержания образования и ее направленность на приобретение знаний, умений их использовать, необходимых для успешной социализации; важность на основе знания осознанного использования ценностей культуры в личностном совершенствовании и самосовершенствовании; становлении субъектности обучающегося; понимание знания как личностного достояния обучающихся, что можно считать основным фактором социализации, построения программ личностного роста и успешности в социальной практике, личностного совершенствования и самосовершенствования; существенное увеличение доли используемых в социальной практике интенционных ценностей физической культуры [8]; современные требования ФГОС к результатам освоения ООП [20]; понимание знания как основы его - человека, -направленности быть и стать личностью, как основы его - человека - культуры; понимание знания как основного фактора включения человека в творческую деятельность [22].

Отметим, что проблема формирования знаний в практике образования не нова; ее решение достаточно широко представлено в специальной литературе [12, с. 239-269; 21, с. 158-163; 30, с. 186-194; 15; 19; 28; 14; 16; 9; 10; 17; 24 и др.].

Изучение этой литературы позволяет отметить, что представлены сущность процесса обучения, его основные методологические характеристики [10]; отмечается, что формирование системы знаний есть основное содержание и основная задача обучения,

его центральная часть [30]. Представлены основные закономерности процесса обучения, задающие логику его построения и реализации [17, 19, 9, 10]. Приводится обоснованная система принципов организации процесса обучения, реализация которых обеспечивает регламент построения процессов обучения в успешности присвоения теоретического и практического материала [17, 15, 19]. Особое внимание уделяется представлению методов и форм организации процессов обучения [17, 15, 19]. В литературе нашли обоснование вопросы взаимодействия ученика и учителя при восприятии учебного материала теоретической подготовки [30, с. 186-194]. Показаны основы управления процессом усвоения знаний в части формирования подготовленности обучающихся к их обобщению [29], а также структура процесса усвоения знаний и логика учебного процесса их усвоения [16; 30, с. 188; 14, с. 353-362; 28, с. 148-178].

Однако, изучение литературы позволяет заключить о недостаточной и не вполне систематизированной представленности основ теории и методики построения и реализации процесса именно теоретической подготовки обучающихся и именно в отношении становления системы знаний (включая, в том числе, и знания в сфере физической культуры).

В целом теоретическую подготовку следует определить, как специально организованный педагогический процесс по освоению системы знаний о ценностях общесоциальной и физической культуры в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Объект теоретической подготовки - различные формы организации процессов присвоения ценностей физической культуры, а предмет - системные знания в сфере физической культуры.

Цель теоретической подготовки и ее основной результат - обеспечить сформиро-ванность знаний, их действенность и прикладность в отношении направленного использования в повседневной и физкультурно-спортивной деятельности для удовлетворения личностных потребностей, развития способностей, обусловленных социальной практикой.

Основные задачи теоретической подготовки можно представить следующим образом: создать теоретико-методические предпосылки и подготовленность для направленного использования знаний о ценностях физической культуры; создать методологические и теоретико-методические основания обеспечения гармоничного развития личности, использования знаний в отношении развития базовой и физической культуры обучающихся; создать предпосылки к самостоятельному освоению научных знаний о ценностях физической культуры.

Основными разделами содержания теоретической подготовки, по-нашему мнению, являются [с использованием материалов: 2]: социокультурные основания физической культуры как части общей культуры общества и личности в удовлетворении социальных и личностных потребностей; понятие личности, базовой культуры личности, физической культуры личности; характеристика видов физической культуры; психолого-педагогические и медико-биологические основания организованной и самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности; методические и прикладные основания контроля и самоконтроля в процессе реализации физкультурно-спортивной деятельности; дидактические основания физической культуры; основы самостоятельной проектной деятельности в сфере физической культуры; теоретические и методические основания инструкторской и судейской деятельности; ценности и ценностный потенциал физической культуры в становлении личности и физической культуры личности; методические основания адаптивного физкультурного образования и рекреационной физкультурно-спортивной деятельности; нормативно-правовые основания процессов развития и освоения ценностей физической культуры; правила социально корректного поведения.

Обобщенными показателями качества знаниевой составляющей обученности человека в сфере физической культуры можно представить следующим образом:

1. Владение основными понятиями, общепринятыми в сфере физической культуры.

2. Владение фактологическими знаниями, что проявляется в проявлении знаний во временной их характеристике.

3. Владение проблемными вопросами направленного использования ценностей физической культуры.

4. Владение знаниями основных теорий физической культуры.

5. Владение знаниями принципов организации и реализации содержания процессов освоения физической культуры.

6. Владение методами освоения физической культуры.

Для практики организации и реализации теоретической подготовки, обучающихся существенное значение, приобретает качество дидактического обеспечения этого процесса, которое представлено средствами, методами, принципами и основными организационными формами процесса обучения [7, 11, 29, 26, 25, 29].

Основными средствами теоретической подготовки обучающихся в сфере физической культуры являются: собственно, сама специфическая физкультурно-спортивной деятельность, знания от обучающего (учителя, преподавателя, тренера) к обучающемуся; различные литературные источники; носители визуальной информации о ценностях физической культуры; собственно, речь и качество-количество транслируемой познаваемой информации; цифровые инструменты обучения [15].

Основными требованиям к подбору и реализации средств теоретической подготовки обучающихся в сфере физической культуры относятся: научность материалов теоретической подготовки; адекватность используемых средств теоретической подготовки возрастным психофизическим и гендерным особенностям обучающихся; культурологическая направленность средств теоретической подготовки [4]; документа-лизм и достоверность информации в используемых средствах теоретической подготовки; прикладность информации в используемых средствах теоретической подготовки.

Наиболее значимыми методами, которые следует использовать в практике теоретической подготовки, являются: группа методов наглядного воздействия [7, 17, 28, 10]; вербального воздействия; научного исследования [13].

Ведущими формами организации процессов освоения ценностей физической культуры в практике теоретической подготовки являются: уроки теоретической подготовки; уроки комплексного типа; массовые физкультурные и спортивно-оздоровительные мероприятия во внеучебное время; практически все формы организации физкультурно-спортивной деятельности в режиме дня; реализация родительского «всевобуча» [18]; самостоятельное освоение ценностей физической культуры в повседневной и досуговой деятельности [25, 26].

Существенное значение для практики становления и формирования знания имеют принципы организации процессов теоретического освоения физической культуры, которые «задают» регламент и содержание физкультурно-спортивной деятельности. Процесс формирования знаний в ходе теоретической подготовки должен осуществляться с использованием следующих основных общеметодических принципов: сознательности, активности, наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности [23, с. 229-302; 5, с. 39-40; 26, с. 67-69; 4, с. 53-55].

На основании изложенного выше материала, изучения соответствующей психолого-педагогической литературы можно сформировать и сформулировать следующие основные требования к построению процесса теоретической подготовки обучающихся в сфере физической культуры [1, 6, 7, 5, 23]: представление групп материальных, духовных и художественных ценностей физической культуры [7, 8]; представление системы общесоциальных ценностей [6]; представление и предложение к восприятию и осмыслению некоей модельной структуры (иерархии) ценностей общесоциальной и физической куль-

туры; реализация оптимальной этапности формирования знаний в процессе теоретической подготовки; обеспечение дифференциации (в рамках дифференцированного подхода) в построении теоретической подготовки; организация и реализация в практике теоретической подготовки всех форм организации процессов освоения физической культуры; использование методических приемов, обеспечивающих: психоэмоциональную «окрашенность» процесса теоретической подготовки; привлечение обучающихся к самостоятельному и творческому определению и формулированию личностно значимых целей освоения знаний в сфере физической культуры; организация и реализация системы психолого-педагогического контроля в отношении диагностики и оценки теоретической подготовленности, обучающихся [12, 14, 23, 25; 28 и др.].

Таким образом, процесс формирования знаний и связанных с ними практических умений и навыков, можно представить, как четырехэтапный [12, 23, 25, 28 и др.].

Первый этап. Содержание действий в ходе теоретической подготовки направлено на восприятие учебного материала и осознание познаваемых задач. Этот этап связан с реализацией следующих методичных требований: привлечение к процессу теоретической подготовки всех возможных анализаторных систем; точная постановка задач.

Второй этап. Этот этап связан с осмыслением изучаемого материала; его понимание. При этом следует соблюдать следующие основные требования: привлекать уже имеющийся теоретический и практический опыт обучающихся; обеспечивать направленность теоретической подготовки для формирования опыта и знаний с реальной практикой физкультурно-спортивной и повседневной практикой; обеспечить формирование нового знания на основе уже имеющегося знания.

Третий этап. На этом этапе формирования знания осуществляется их запоминание и сохранение в памяти. Основные требования к реализации содержания этого этапа в следующем: создать условия для применения полученных знаний, их практического использования; осуществление контроля за освоенного материала; привлечение обучающихся к пониманию значения.

Четвертый этап. Формирование знаний об их использовании на практике. Основными требованиями для реализации содержания этого этапа являются: обеспечить направленность теоретической подготовки на осознание личностного и социального смыслов знания; сформировать направленность теоретической подготовки на понимание и осознание роли и значения знания для практики решения конкретных личностных задач

[5].

Обозначенные этапы формирования знаний имеют выраженную временную характеристику; это следует понимать так; сформировать знание (равно как и умение его использовать) можно как в течение одного учебного занятия, так и в течение серии таковых (что наиболее реально и особенно при понимании, что для формирования качественного знания необходимо упражнение-повторение).

ВЫВОДЫ

1. Теоретическая подготовка обучающихся, как процесс формирования системы их знаний в сфере физической культуры, является, одним из основных факторов оптимизации процессов освоения физической культуры.

2. Теоретическая подготовка должна стать первоначальным этапом и доминирующим направлением организации образовательных процессов освоения физической культуры.

3. По степени качества сформированности знания могут быть: осознанными; разносторонними; глубокими; проникающими в сущность предмета и явления; прочными, закрепленными в памяти и отличающимися глубоким пониманием понятий, предметов, явлений, процессов, их взаимосвязи и взаимообусловленности.

4. Основными разделами теоретической подготовки являются социокультурные основания физической культуры; понятие базовой и физической культуры личности; виды физической культуры и их характеристика; психо лого-педагогические, медико-биологические и дидактические основания физической культуры; основы самостоятельной и проектной физкультурно-спортивной деятельности; нормативно-правовые основания физической культуры; основы АФК и социально корректного поведения.

5. Основные качественные характеристики сформированности знаний можно представить следующим образом: владение основными понятиями и фактологическим материалом в сфере физической культуры; владение основами ТиМФК и проблемными вопросами использования физической культуры; знаниями и умениями применять адекватные принципы, средства, методы и формы организации процессов освоения физической культуры.

6. Дидактическое обеспечение теоретической подготовки включает систему научно-обоснованных принципов, оптимальных средств, методов и форм организации и реализации теоретической подготовки, обучающихся на каждом из этапов их формирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -1991.-№№7.-С. 37-41

3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. -Москва : Школа-пресс, 1995. - 394 с.

4. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры / А.А. Гужаловский - Москва : Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.

5. Дуранов М.Е., Общая педагогика / М.Е. Дуранов, Ю.М. Чернецкий. - Челябинск : ЮурГУ, 1999. - 186 с.

6. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В.Кирьякова. -Оренбург: Южный Урал, 1996. - 188 с.

7. Коровин С.С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры : курс лекций по теории и методике физической культуры / С.С. Коровин.- Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. - 132 с.

8. Коровин С.С. Теория и методика формирования физической культуры личности / С.С. Коровин.- Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - 71 с.

9. Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. - Москва : Прометей, 1992.- 528 с.

10. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т.Лихачев.- Москва : Юрайт, 2003.-607 с.

11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П.Матвеев. - Москва : Физкультура и спорт, 1991.- 543 с

12. Немов Р.С. Психология (в 3 кн.) / Р.С. Немов, кн. 2.Психология образования. - Москва : Просвещение : Владос, 1995.-436 с.

13. Новиков А.М. Методология научного исследования / А.М. Новиков, Д.А. Новиков.-Москва : Либроком, 2010. -280 с.

14. Педагогика / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. ; под. Ред. Ю.К. Ба-банского. - Москва : Просвещение, 1988.-479 с.

15. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - Москва : Педагогическое общество России, 2002. - 640 с.

16. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - Москва : Школа-Пресс, 2000. -512 с.

17. Педагогика : учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Е.Н. Щуркова ; под общ. ред. В.Г. Рындак. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 427 с.

18. О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности : письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 г., N 09-1672 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации : [сайт]. - URL:

https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18082017-n-09-1672-o-napravlenii/ (дата обращения: 01.03.2022).

19. Подласый И.П. Педагогика: в 2 кн.- Москва : Владос, 2004.- кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - 574 с.

20. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 // ГАРАНТ : [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 01.03.2022).

21. Психология / gод ред. В.М. Мельникова. - Москва : Физкультура и спорт,1987. -367 с.

22. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптевой. - Москва : Совершенство, 1998. - 320 с.

23. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред. П.И. Пидкасистого. - Москва : Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

24. Сластенин, В.А. Психология и педагогика /, В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - Москва : Академия, 2001. - 480 с.

25. Теория и методика физического воспитания / под общ. ред. Б.А. Ашмарина. - Москва : Просвещение, 1990. - 287 с.

26. Теория и методика физического воспитания / под ред. Т.Ю. Круцевич. - В 2 т., т. 1. Киев: Олимпийская литература, 2003. - 423 с.

27. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - Москва : Советский спорт, 2003. - 464 с.

28. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. - Москва : Высшая школа. 1990.- 576 с.

29. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - Москва : Академия, 2014. - 480 с.

30. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясовой, В. Я. Ляудис. - Москва : Изд-во Московского университета, 1980.-292 с.

REFERENCES

1. Andreev, V.I. (2000), Pedagogy, Center for Innovative Technologies, Kazan.

2. Balsevich, V.K. (1991), "Intellectual vector of human physical culture (to the problem of development of physical culture knowledge)", Theory and practice ofphysical culture, No.7, pp. 37-41.

3. Gessen, S.I. (1995), Fundamentals of Pedagogy. Introduction to applied philosophy, School-press, Moscow.

4. Guzhalovsky, A.A. (1986), Fundamentals of the theory and methodology ofphysical culture, Physical culture and sport, Moscow.

5. Duranov, M.E. and Chernetsky, Yu.M. (1999), General pedagogy, SUGU, Chelyabinsk.

6. Kiryakova, A.V. (1996), The theory ofpersonality orientation in the world of values, Southern Urals, Orenburg.

7. Korovin, S.S. (2006), Introduction to the theory and didactic foundations ofphysical culture: a course of lectures on the theory and methodology of physical culture, Publishing House of the OGPU, Orenburg.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Korovin, S.S. (2005), Theory and methods of formation of physical culture of personality, Publishing House OGPU, Orenburg.

9. Likhachev, B.T. (1992), Pedagogy, Prometheus, Moscow.

10. Likhachev, B.T. (2003), Pedagogy: a course of lectures, Yurayt, Moscow.

11. Matveev, L.P. (1991), Theory and methods of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.

12. Nemov, R.S. (1995), Psychology (in 3 books) books 2 Psychology of education, Education, Vlados, Moscow.

13. Novikov, A.M. and Novikov, D.A. (2010), Methodology of scientific research, Librokom, Moscow.

14. Babansky, Yu.K.. Slastenin, V.A Sorokin, N.A. and others (1988), Pedagogy, Enlightenment, Moscow.

15. Pidkasisty, P.I. (2002), Pedagogy, Pedagogical Society of Russia, Moscow.

16. Slastenin, V.A. Isaev, I.F. Mishchenko A.I. and Shiyanov, E.N. (2000), Pedagogy, School-Press, Moscow.

17. Ryndak, V.G. Allagulov, A.M. and Shchurkova, E.N. (2017), Pedagogy: textbook, INFRA-M, Moscow.

18. Ministry of Education and Science of Russian Federation (2017), "On the direction of Methodological recommendations for clarifying the concept and content of extracurricular activities in the framework of the implementation of basic general educational programs, including in terms of project activities", Letter of the dated 18.08.2017, N 09-1672, available at; https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18082017-n-09-1672-o-napravlenii/ (date accessed: 01.03.2022).

19. Podlasy, I.P. (2004), Pedagogy: in 2 books, book 1. General basics. Learning process, Vlados, Moscow.

20. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2012), "On approval of the federal state educational standard of secondary general education", Order of the of May 17, 2012 N 413, available at: https://base.garant.ru/70188902/ (date accessed: 01.03.2022).

21. Melnikova, V.M. (1987), Psychology, Physical culture and sport, Moscow.

22. Abulkhanova, K.A. Vasina, N.V. and Lapteva, L.G. (1998), Psychology and Pedagogy, Perfection, Moscow.

23. Slastenin, V.A, Isaev, I.F. and Shiyanov E.N. (1998), Pedagogy. Proc. allowance for students. higherped. textbook, Pedagogical Society of Russia, Moscow.

24. Slastenin, V.A. and Kashirin, V.P. (2001), Psychology and pedagogy, Academy, Moscow.

25. Ashmarin, B.A. (1990), Theory and methods of physical education, Enlightenment, Moscow.

26. Krutsevich, T.Yu. (2003), Theory and methodology of physical education: studies: in 2 volumes, Vol. 1, Olympic Literature, Kiev.

27. Kuramshina, Yu.F. (2003), Theory and methods of physical culture,S oviet sport, Moscow.

28. Kharlamov I.F. (1990), Pedagogy, Higher school, Moscow.

29. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2014), Theory and methods of physical culture and sports, Academy, Moscow.

30. Ilyasova, I.I. and Lyaudis, V.Ya. (1980), Textbook on age and pedagogical psychology, Moscow University Publishing House, Moscow.

Контактная информация: ermakova-m@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.06.2022

УДК 796.01:37

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Андрей Сергеевич Королев, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Николаевна Акулова, доктор педагогических наук профессор, Людмила Борисовна Мануковская,

кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический

университет, Воронеж

Аннотация

В статье авторами рассматривается информационная среда педагогического вуза как современный фактор развития студента - будущего учителя физической культуры. Раскрыты ряд условий, определяющих результативность профессиональной подготовки будущего учителя физкультуры. Особое место в работе занимает исследование цифровизации физической культуры и место современных технологий в образовательном пространстве. Цель: комплексно рассмотреть информационную среду педагогического вуза как фактора развития студента - будущего учителя физической культуры. Практическая значимость: возможность использовать материалы исследования для подготовки будущих учителей физической культуры.

Ключевые слова: информационная среда, физическая культура, факторы развития студента, цифровизация физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.