Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ БУДДИЙСКОГО МИРА'

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ БУДДИЙСКОГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буддийский мир / Тхеравада / Махаяна / Ваджраяна / палийская традиция / санскритская традиция / Триратна / Три Драгоценности / теоретическая модель культуры. / Buddhist world / Theravada / Mahayana / Vajrayana / Pali tradition / Sanskrit tradition / Triratna / Three Jewels / theoretical model of culture.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Эрендженова Юлия Юрьевна

Статья посвящена построению теоретической модели культуры буддийского мира в контексте поиска основы формирования этой культуры. В рамках методологии межкультурной философии учтено мнение буддистов при определении границ буддийского мира и принципов его демаркации. В качестве основных направлений обозначены традиции Тхеравады (Южная и Юго-Восточная Азия), Махаяны (Восточная Азия), Ваджраяны (Центральная Азия, Россия). Данная демаркация, проводимая буддистами во время регулярных буддийских саммитов, совпадает с культурной дифференциацией Тхеравады, Махаяны и Ваджраяны, выявленной в буддологических работах. В ходе системного исследования выделен аспект культуры, который присутствует в каждом из буддийских направлений и предположительно может быть ключевым фактором формирования культуры единого буддийского мира. Таковым аспектом является концепция «Триратна», или Трех Драгоценностей – Будды, Дхармы (учение Будды), Сангхи (буддийская община). Дополнительным элементом к этой триаде является Гуру (духовный учитель), олицетворяющий собой необходимого посредника между буддистами и Тремя Драгоценностями. Если принять Триратна в качестве теоретической модели культуры буддийского мира, то системно представить эту культуру можно следующим образом: Будда – буддийский культ (изобразительное искусство, архитектура, театр), Дхарма – базовые категории буддийского учения (литература, философия), Сангха – буддийское монашество и миряне-йогины (социальные институты), Гуру – буддийский духовный учитель (образовательный процесс). Данная модель дает возможность определить основы формирования культуры буддийского мира и в дальнейшем проследить специфику ее трансформации в условиях современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL MODEL OF CULTURE OF THE BUDDHIST WORLD

The article is devoted to the construction of a theoretical model of the culture of the Buddhist world in the context of searching for the basis for the formation of this culture. Within the framework of the methodology of intercultural philosophy, the opinion of Buddhists was taken into account when determining the boundaries of the Buddhist world and the principles of its demarcation. The main directions are the traditions of Theravada (South and Southeast Asia), Mahayana (East Asia), Vajrayana (Central Asia, Russia). This demarcation, carried out by Buddhists within the framework of regular Buddhist summits, coincides with the cultural diff erentiation of Theravada, Mahayana, Vajrayana, identifi ed in scientifi c works. In the course of a systematic study, an aspect of culture was identifi ed, which is present in each of the Buddhist directions and presumably can be a key factor in the formation of the culture of the Buddhist world. Such an aspect is the concept of “Triratna”, or the Three Jewels – Buddha, Dharma (Buddha’s teachings), Sangha (Buddhist community). An additional element to this triad is the Guru (spiritual teacher), who personifi es the necessary intermediary between Buddhists and the Three Jewels. If Triratna is accepted as a theoretical model of the culture of the Buddhist world, then this culture can be systematically presented as follows: Buddha – Buddhist cult (fi ne arts, architecture, theater), Dharma – basic categories of Buddhist teaching (literature, philosophy), Sangha – Buddhist monasticism and lay yogis (social institutions), Guru – Buddhist spiritual teacher (educational process). This model makes it possible to determine the basis for the formation of the culture of a unifi ed Buddhist world and further trace the specifi cs of its transformation in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ БУДДИЙСКОГО МИРА»

УДК 294.3 DOI: 10.53315/1995-0713-2024-62-2-135-140

ББК 86.35

Ю.Ю. Эрендженова

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ БУДДИЙСКОГО МИРА

Исследование выполнено в рамках научного проекта РНФ № 23-28-00803, https://rscf.ru/project/23-28-00803/

Статья посвящена построению теоретической модели культуры буддийского мира в контексте поиска основы формирования этой культуры. В рамках методологии межкультурной философии учтено мнение буддистов при определении границ буддийского мира и принципов его демаркации. В качестве основных направлений обозначены традиции Тхеравады (Южная и Юго-Восточная Азия), Махаяны (Восточная Азия), Ваджраяны (Центральная Азия, Россия). Данная демаркация, проводимая буддистами во время регулярных буддийских саммитов, совпадает с культурной дифференциацией Тхеравады, Махаяны и Ваджраяны, выявленной в буддологических работах. В ходе системного исследования выделен аспект культуры, который присутствует в каждом из буддийских направлений и предположительно может быть ключевым фактором формирования культуры единого буддийского мира. Таковым аспектом является концепция «Триратна», или Трех Драгоценностей - Будды, Дхармы (учение Будды), Сангхи (буддийская община). Дополнительным элементом к этой триаде является Гуру (духовный учитель), олицетворяющий собой необходимого посредника между буддистами и Тремя Драгоценностями. Если принять Триратна в качестве теоретической модели культуры буддийского мира, то системно представить эту культуру можно следующим образом: Будда - буддийский культ (изобразительное искусство, архитектура, театр), Дхарма - базовые категории буддийского учения (литература, философия), Сангха - буддийское монашество и миряне-йогины (социальные институты), Гуру - буддийский духовный учитель (образовательный процесс). Данная модель дает возможность определить основы формирования культуры буддийского мира и в дальнейшем проследить специфику ее трансформации в условиях современности.

Ключевые слова: буддийский мир, Тхеравада, Махаяна, Ваджраяна, палийская традиция, санскритская традиция, Триратна, Три Драгоценности, теоретическая модель культуры.

Yu.Yu. Erendzhenova

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

THEORETICAL MODEL OF CULTURE OF THE BUDDHIST WORLD

The article is devoted to the construction of a theoretical model of the culture of the Buddhist world in the context of searching for the basis for the formation of this culture. Within the framework of the methodology of intercultural philosophy, the opinion of Buddhists was taken into account when determining the boundaries of the Buddhist world and the principles of its demarcation. The main directions are the traditions of Theravada (South and Southeast Asia), Mahayana (East Asia), Vajrayana (Central Asia, Russia). This demarcation, carried out by Buddhists within the framework of regular Buddhist summits, coincides with the cultural differentiation of Theravada, Mahayana, Vajrayana, identified in scientific works. In the course of a systematic study, an aspect of culture was identified, which is present in each of the Buddhist directions and presumably can be a key factor in the formation of the culture of the Buddhist world. Such an aspect is the concept of "Triratna", or the Three Jewels - Buddha, Dharma (Buddha's teachings), Sangha (Buddhist community). An additional element to this triad is the Guru (spiritual teacher), who personifies the necessary intermediary between Buddhists and the Three Jewels. If Triratna is accepted as a theoretical model of the culture

of the Buddhist world, then this culture can be systematicallypresented as follows: Buddha - Buddhist cult (fine arts, architecture, theater), Dharma - basic categories of Buddhist teaching (literature, philosophy), Sangha - Buddhist monasticism and lay yogis (social institutions), Guru - Buddhist spiritual teacher (educationalprocess). This model makes itpossible to determine the basis for the formation of the culture of a unified Buddhist world and further trace the specifics ofits transformation in modern conditions.

Key words: Buddhist world, Theravada, Mahayana, Vajrayana, Pali tradition, Sanskrit tradition, Triratna, Three Jewels, theoretical model of culture.

Буддизм, являясь традиционной религией калмыков, бурят, тувинцев и алтайцев, сохраняет важное значение в российском цивилизационном пространстве. Более того, не так давно Россия приобрела статус одной из точек сближения буддистов всего мира. В 2023 году в Республике Бурятия был проведен Международный буддийский форум «Традиционный буддизм и вызовы современности», где на одной площадке встретились представители различных традиций буддизма из 14 стран1. Такой интерес к буддизму актуализирует философское осмысление сущностных характеристик этой религии, способствовавших формированию буддийского мира и постепенному расширению его границ.

Необходимость философско-востоковедного исследования буддийского мира была аргументирована в работах В.Н. Бадмаева [Напр., см. 2]. При этом некоторые исследователи придерживаются мнения о множественности буддийских миров и даже их дивергенции. К примеру, Л.Е. Янгутов доказывает, что китайский буддизм является лишь одной из вариаций миров махаянского буддизма [10]. Философский анализ буддийских источников из китайского и тибетского направлений буддизма, проведенный И.С. Урбанаевой, показал, что дивергенция буддийских миров произошла вследствие размежевания буддистов по герменевтическим вопросам [9]. В связи с указанными результатами вполне логичным видится попытка зарубежных ученых проанализировать «буддизмы» в дискурсе деконструктивизма [12].

Что касается сущностных характеристик буддизма, то в отечественной буддоло-гии была предпринята попытка определить основания буддийской культуры через построение ее категориальной модели. Исследователи перевели фундаментальный текст буддийского мыслителя Васубандху (3-4 в.) «Абхидхармакоша» и выделили пять базовых категорий [4]. Вместе с тем возникает вопрос о степени влияния этих категорий на сознание и мировоззрение буддистов, не знакомых с этим сложным философским текстом. Иными словами, необходимо понять, насколько глубоко укоренились эти категории в буддийской культуре, особенно учитывая гипотезу о разделении буддизма на «элитарный», то есть доступный узкому кругу посвященных, и «народный», то есть широким массам верующих [21, p. 1].

Так сколько же существует «буддизмов» и, соответственно, буддийских миров? Если же буддийский мир един, то каковы основы формирования его культуры? В соответствии с обозначенной проблематикой целью настоящего исследования является поиск каркаса культуры буддийского мира посредством построения и обоснования ее теоретической модели. Для достижения поставленной цели следует определить очертания буддийского мира и выделить общие культурные основания в разных традициях буддизма.

'Итоги работы Международного буддийского форума «Традиционный буддизм и вызовы современности» (Улан-Удэ, 17-19 августа 2023 года) // Международный буддийский форум [Электронный ресурс] URL: http://buddha-forum.ru/outcomes (дата обращения: 20.04.2024).

Философско-культурологический ракурс исследования требует применения методологических инструментов межкультурной философии [7], что способствует обращению к мнению самих буддистов о принципах демаркации буддийского мира и выявлению основ формирования его культуры. Построение собственно модели культуры буддийского мира обосновывается системным подходом к пониманию культуры М.С. Кагана [3]. Основным инструментом исследования является содержательный анализ буддийских и буддологических текстов.

Принципы самодифференциации буддистов наиболее явно прослеживаются в ходе масштабных буддийских мероприятий. 5 апреля 1998 года в японском городе Киото состоялось знаменательное событие - Буддийский саммит (Buddhist Summit), на котором впервые встретились буддисты из 13 стран и распределились по трем направлениям. Верховный патриарх Таиланда, Его Святейшество Пхра Ньянасамвара, возглавил делегации, относящиеся к традиции Тхеравады. Основатель и высший служитель Нэнбуцу-дзи, Досточтимый Кюсэ Эншинджох, представил всех буддистов традиции Махаяны. Духовный глава тибетского направления буддизма, Его Святейшество Далай-лама XIV, был признан представителем традиции Ваджраяны. Главным итогом этого саммита стало объединение буддистов для установления мира во всем мире. Впоследствии Буддийский саммит проводился на регулярной основе, и в 2023 году буддисты трех направлений собрались в восьмой раз, чтобы обсудить будущее буддизма1.

Другой подход в самодифференциации буддистов можно было отметить в ходе Международного форума Сангхи (International Sangha Forum), который был проведен в конце 2023 года в самом священном для буддистов месте - Бодхгая, Индия. По преданию, именно здесь принц Сиддхартха Гаутама обрел просветление и с тех пор стал известен как Будда Шакьямуни. Цель данного форума была связана с определением духовных практик, общих для обеих традиций и обладающих высоким потенциалом для решения общечеловеческих проблем2.

При распределении участников форума организаторы взяли за основу концепцию Далай-ламы XIV, различающего палийскую и санскритскую традиции буддизма [19, p. XVII-XVIII]. По мнению буддийского учителя, палийская традиция (Индия, Мьянма, Камбоджа, Лаос, Шри-Ланка, Бангладеш, Индонезия) идентична традиции Тхеравады, а санскритская (Тибет, Бутан, Непал, Вьетнам, Китай, Тайвань, Япония, Корея, Россия, Монголия) объединяет Махаяну и Ваджраяну. Такая позиция видится закономерной в свете того, что тибетские буддисты настаивают на содержательном единстве Ваджраяны с махаянским учением. Далай-лама XIV совместно с Тхубтен Чодрон написал книгу, в которой убедительно разъяснил единство двух традиций буддизма - санскритской и палийской. Заслуживает отдельного внимания тот факт, что буддийский наставник традиции Тхеравады Бханте Хенепола Гунаратана написал предисловие к этой книге, где выразил согласие с изложенной концепцией [19, p. XIII-XVI].

Следует отметить, что существует тенденция к интеграции буддистов без какого-либо принципиального деления. Так, Международная буддийская конфедерация (International Buddhist Confederation) в 2023 году организовала Глобальный буддийский саммит (The Global Buddhist Summit). Более 700 делегатов, дискутировавших на тему

1About Buddhist Summit // Buddhist Summit. World Buddhist Supreme Conference. [Электронный ресурс] URL: https://www.buddhist-summit.com/eng/summit/pg6550.html (дата обращения: 21.04.2024).

international Sangha Forum 2023 Bodhgaya // World Buddhist Program [Электронный ресурс] URL: https://www.worldbuddhistprogram.com/international-sangha-forum-1 (дата обращения: 21.04.2024).

«Ответы на современные вызовы: от философии к практике», были разделены лишь по географическому принципу. Буддисты пригласили представителей академического сообщества, которые, в свою очередь, отметили внедрение буддийского учения в область науки и технологий для решения современных проблем человечества. Сами буддисты сосредоточили внимание на дискуссиях о сострадании ради всеобщего блага1.

Таким образом, в качестве основных направлений следует обозначить традиции Тхеравады (Южная и Юго-Восточная Азия), Махаяны (Восточная Азия), Ваджраяны (Центральная Азия, Россия). Данная демаркация, проводимая буддистами в рамках регулярных буддийских саммитов, совпадает с культурной дифференциацией Тхеравады, Махаяны и Ваджраяны, выявленной в буддологических работах.

Исследователи традиции Тхеравады определили, что в этом направлении буддизма главный акцент делается на соблюдении нравственности и созерцательных практиках, доступных, прежде всего, монахам [13, 14]. Специалисты по традиции Махаяны отмечают апелляцию махаянистов к учению о Праджняпарамите - Запредельной мудрости познания пустотной сущности бытия, и к практикам Бодхисаттвы - святой личности, чьи интенции связаны с достижением просветления ради спасения всех живых существ [8, 15]. В работах, посвященных Ваджраяне, указывается на специфические тантрические методы буддистов, применяемые для ускорения духовного развития на пути к обретению Ума и Тела Будды (Дхармакая и Рупакая соответственно) [11, 16, 23].

Тем не менее отмеченная тенденция буддистов к интеграции и диалогу по совместному решению общечеловеческих проблем наталкивает на мысль о том, что, несмотря на видимые различия, во всех направлениях буддизма есть не просто точки сопряжения, но и некое сущностное единство. Так, одним из аспектов культуры, который присутствует в Тхераваде, Махаяне и Ваджраяне и, на наш взгляд, может быть ключевым фактором формирования культуры единого буддийского мира, является концепция «Триратна», или Трех Драгоценностей - Будды, Дхармы, Сангхи.

Будда как основатель буддизма обладает непререкаемым авторитетом во всех традициях буддизма, в том числе и в Ваджраяне, где буддийский культ насчитывает сотни тантрических божеств. Самой главной заслугой Будды считается его учение - Дхарма, с помощью которой он сам познал истину и указал на нее своим последователям. Они же образовали Сангху - монашескую общину, впоследствии расширенную за счет мирян, вступивших на духовный путь к просветлению без рукоположения. Наряду с триадой в каждом из направлений буддизма обнаруживается дополнительный элемент, олицетворяющий собой посредника между верующими и Тремя Драгоценностями, - духовный учитель (санскр. Гуру). Суть посредничества заключается в трансляции Дхармы, преподанной Буддой и хранимой Сангхой, поэтому концепт «Гуру» можно считать средоточием всей системы буддийского образования.

Подтверждение особой значимости Трех Драгоценностей для всех направлений буддийского мира можно найти в работах буддистов. Тайский буддийский монах П. А. Паютто, почитаемый в традиции Тхеравады, комментируя Палийский канон (свод буддийского учения), отождествляет его с Тремя Драгоценностями: Палийский канон - это местожительство Будды, Палийский канон выполняет роль Дхармы, в Палийском каноне размещается Сангха. Далее П. А. Паютто указывает на связь канона с Четырьмя Собраниями, подразумевая монахов, монахинь, мирян и мирянок, и сообщает, что они должны обладать тремя качествами, включая способность наставлять других [17, p. 96-97]. Всемирно известный вьетнамский учитель Тхить Нят Хан, один

'Global Buddhist Summit // International Buddhist Confederation [Электронный ресурс] URL: https:// www.ibcworld.org/gbs.php (дата обращения: 21.04.2024).

из самых авторитетных представителей Махаяны, опирается на Будду и его Дхарму, чтобы обосновать метод осознанности как духовную практику для спасения от страданий. Указав на способность каждого человека научиться этой практике и транслировать ее другим, Тхить Нят Хан максимально расширяет понятия буддийской общины (Сангхи) и духовного учителя (Гуру) [22]. Наставник традиции Ваджраяны Далай-лама XIV при толковании буддийского пути к просветлению объясняет целесообразность поиска прибежища в Трех Драгоценностях. Наряду с этим он отмечает значительную роль Гуру в процессе духовной трансформации буддиста, в особенности в традиции Ваджраяны [20].

Содержательный анализ текстов раннего буддизма, Махаяны и Ваджраяны, приведенных в трактате В.П. Андросова [1], доказывает, что в них четко прослеживается приверженность буддистов Трем Драгоценностям. В.Г. Лысенко представила краеугольные философские идеи первоначального этапа существования буддизма, когда еще не произошло деление на различные школы и традиции [6]. Анализ этих идей выявил, что Драгоценность Будды и Драгоценность Дхармы не только исконно принимались буддистами, но и создавали своего рода каркас для трансляции буддийской философии. Презентация Р. А. Рэем трехчастной модели святых личностей, сформированной во времена раннего буддизма, наглядно демонстрирует важнейшую роль буддийского сообщества - Драгоценности Сангхи [18]. Осмысление буддизма в контексте философии образования, предпринятое М.Н. Кожевниковой, привело к выводу о том, что буддизм по сути является образованием, в котором ключевое место занимает духовный учитель [5].

Наличие всех элементов Триратна в трех направлениях буддизма, вне зависимости от разницы восприятия и толкования, свидетельствует в пользу ее универсальности для буддийского мира. Если принять Триратна в качестве теоретической модели культуры буддийского мира, то это позволит системно представить исследуемую культуру следующим образом. Элемент «Будда» включает в себя весь буддийский культ, который можно описать по предметам буддийского изобразительного искусства, архитектуры и театра. Под элементом «Дхарма» следует понимать, прежде всего, базовые категории буддийского учения, отраженные в буддийской литературе и философии. Содержание элемента «Сангха» сводится к буддийским социальным институтам, включающим сообщества монахов и мирян-йогинов. Дополнительный элемент «Гуру» позволяет проанализировать буддизм как образовательный процесс.

Таким образом, философско-культурологическое исследование буддийского мира показало, что множественность буддийских традиций сводится к делению буддийского мира на три направления - Тхераваду, Махаяну, Ваджраяну. Вместе с тем наличие концепции «Триратна» во всех этих направлениях свидетельствует в пользу существования единого буддийского мира, культура которого строится на идее поклонения Трем Драгоценностям - Будде, Дхарме, Сангхе, а также посреднику между ними и верующими -Гуру. Принятие концепции «Триратна» в качестве теоретической модели культуры буддийского мира дает возможность определить основы формирования этой культуры и в дальнейшем проследить специфику ее трансформации в условиях современности.

Список литературы

1. Андросов В.П. Очерки изучения буддизма Древней Индии. - М.: ИВ РАН; Наука - Вост. лит., 2019. - 799 с.

2. Бадмаев В.Н. Россия и буддийский мир: философско-востоковедный дискурс // Россия и буддийский мир: история и перспективы философско-востоковедных исследований: материалы научного семинара. - Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2020. - С. 15-21.

3. Каган М.С. - Философия культуры: учебное пособие для вузов - М.: Издательство Юрайт, 2024. - 353 с.

4. Категории буддийской культуры / ред.-сост. Е.П. Островская. - СПб.: «Петербургское востоковедение», 2000. - 320 с.

5. Кожевникова М.Н. Учение. Книга о философии образования в буддизме: в цитатах, примерах и размышлениях. - СПб.: Алетейя, 2014. - 294 с.

6. Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия. 2-е изд., испр. - М.: Буддадхарма, 2022. - 368 с.

7. Степанянц М.Т. Межкультурная философия: истоки, методология, проблематика, перспективы. - М.: Наука - Вост. лит., 2020. - 183 с.

8. Судзуки Д. Т. Основные принципы буддизма махаяны / пер. С.В. Пахомова. - СПб.: Наука, 2002. - 382 с.

9. Урбанаева И. С. Роль китайских и тибетских герменевтических стратегий в формировании дивергентных миров махаянского буддизма // Религиоведение. - 2022. -№ 1. - С. 25-34.

10. Янгутов Л.Е. Китайский буддизм в системе миров махаянского буддизма // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2024. - Т. 28. -№ 1. - С. 69-77.

11. Buddhism: Critical Concepts in Religious Studies. Vol. 6. Tantric Buddhism (including China and Japan). Buddhism in Nepal and Tibet / ed. by P. Williams. - London, New York: Routledge, 2005. - 480 p.

12. Buddhisms and Deconstructions / ed. by J.Y. Park. - Delhi: Motilal Banarsidass Publ., 2011. - 290 p. + XXII.

13. Gombrich R.F. Theravada Buddhism: a social history from ancient Benares to modern Colombo. - London, New York: Routledge, 2006. - 234 p. + XIII.

14. How Theravada is Theravada? Exploring Buddhist Identities / ed. by P. Skilling, J.A. Carbine, C. Cicuzza, S. Pakdeekham. - Chiang Mai: Silkworm Books, 2012. - 640 p.

15. Mahayana Buddhism: The Doctrinal Foundations / ed. by P. Willams. - London, New York: Routledge, 2009. - 438 p.

16. Mishra T.N. Buddhist Tantra and Buddhist Art. - New Delhi: D.K. Printword Ltd., 2014. - 132 p. + XI.

17. Payutto P.A. What a true Buddhist should know about the Pali Canon // Manusya: Journal of Humanities. - 2002. - № 4. Special Issue. - P. 93-132.

18. Ray R.A. Buddhist Saints in India: A Study in Buddhist Values and Orientations. -New Delhi: Oxford Univ. Press, 2018. - 508 p. + XVIII.

19. Tenzin Gyatso, Thubten Chodron. Buddhism: One Teacher, Many Traditions. -Boston: Wisdom Publ., 2014. - 352 p.

20. The Dalai Lama. The Path to Enlightenment. - Delhi: Motilal Banarsidass Publ., 2003. - 238 p.

21. The Spread of Buddhism / ed. by A. Heirman and S. P. Bumbacher. - Leiden, Boston: Brill, 2007. - 474 + X p.

22. Thich Nhat Hanh. The Heart of the Buddha's Teaching: Transforming Suffering into Peace, Joy, and Liberation. - Berkeley: Parallax Press, 1998. - 265 p.

23. Thurman R.A.F. Essential Tibetan Buddhism. - San-Francisco: Harper Collins Publishers, 1995. - 283 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.