Научная статья на тему 'Теоретическая модель формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде'

Теоретическая модель формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАННОСТЬ / HUMANITY / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / RELATIONSHIPS / МОДЕЛЬ / MODEL / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / MULTIETHNIC ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полушкина С.А.

В данной статье рассматривается вопрос о необходимости формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде. Автором представлена модель, которая состоит из целевого, теоретико-методологического, содержательного, организационно-технологического и результативного компонентов. Основной целью представленной модели является повышение эффективности процесса формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде. Кроме этого выделены критерии сформированности гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде (познавательный, мотивационно-ценностный, поведенческий и коммуникативный) с кратким описанием содержания каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL MODEL FOR FORMING THE HUMAN RELATIONSHIPS OF YOUNG SCHOOLCHILDREN IN POLYETHNIC ENVIRONMENT

In the work a question of the need to form humane relationships among junior schoolchildren in a multiethnic environment is examined. The author presents a model that consists of the target, theoretical-methodological, content, organizational-technological and effective components. The main goal of the presented model is to increase the effectiveness of the process of forming humane relationships among junior schoolchildren in a multiethnic environment. In addition, the criteria for the formation of humane relationships among junior schoolchildren in a polyethnic environment (cognitive, motivational-value, behavioral and communicative) are outlined, with a brief description of the content of each of them.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде»

УДК 37

Polushkina S.A., postgraduate, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov, Psychologist, Yakutsk secondary

school № 33 n.a. L.A. Kolosova (Yakutsk, Russia), E-mail: p.sargylana@mail.ru

THEORETICAL MODEL FOR FORMING THE HUMAN RELATIONSHIPS OF YOUNG SCHOOLCHILDREN IN POLYETHNIC ENVIRONMENT. In the work a question of the need to form humane relationships among junior schoolchildren in a multiethnic environment is examined. The author presents a model that consists of the target, theoretical-methodological, content, organizational-technological and effective components. The main goal of the presented model is to increase the effectiveness of the process of forming humane relationships among junior schoolchildren in a multiethnic environment. In addition, the criteria for the formation of humane relationships among junior schoolchildren in a polyethnic environment (cognitive, motivational-value, behavioral and communicative) are outlined, with a brief description of the content of each of them.

Key words: humanity, relationships, model, activity, junior schoolchildren, multiethnic environment.

С.А. Полушкина, аспирант, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»,

педагог-психолог МОБУ СОШ № 33, Республика Саха, г. Якутск, Е-mail: p.sargylana@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

В данной статье рассматривается вопрос о необходимости формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде. Автором представлена модель, которая состоит из целевого, теоретико-методологического, содержательного, организационно-технологического и результативного компонентов. Основной целью представленной модели является повышение эффективности процесса формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде. Кроме этого выделены критерии сформированности гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде (познавательный, мотивационно-ценностный, поведенческий и коммуникативный) с кратким описанием содержания каждого из них.

Ключевые слова: гуманность, взаимоотношения, модель, деятельность, младший школьник, полиэтническая среда.

В современных условиях деятельность образовательных учреждений по формированию гуманной личности в полиэтнической среде должна расширяться. Согласно этому значимым становится поиск эффективных способов по созданию условий для формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде. Можно сказать, что сейчас каждый педагог в образовательном учреждении сталкивается с проблемой социальной неоднородности учащихся: разные культуры, национальности, модель поведения и т.п. Начальной ступени общеобразовательной школы в формировании гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде отводится ведущая роль.

В педагогике разных народов применялись сходные термины, отвечающие целям и устремлениям людей. Стержневыми нравственными понятиями русской народной педагогики были «гуманизм», «милосердие». Они обусловлены русской добротой, гуманностью в отношении ко всему окружающему миру. Особенно это касается детей [1, с. 47].

В основу гуманизма положено убеждение в безграничности возможностей человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье, удовлетворение его потребностей и интересов. В русской народной педагогике гуманное отношение к детям было обусловлено верой в их силы, возможности справиться с нелёгким крестьянским трудом, доверием к поведению вне дома в труде, выборе самостоятельности пути развития [1, с. 47].

Сущность формировании гуманных взаимоотношений заключается в том, что младший школьник в результате получает опыт взаимодействия и принятия культур других этносов. Приобретенные личностные результаты позволят учащимся определять оптимальную модель поведения, которая даст возможность поддержанию дружеской атмосферы и установлению доверительных отношений друг к другу с целью повышения результативности совместной деятельности. К личностным результатам можно отнести: готовность и способность обучающихся почитать традиции своего народа и уважать культуру других; изучение многообразия этнических культур в полиэтнической среде; применение полученных знаний об этносах в повседневной жизни; анализ и систематизация знаний о культуре различных этносов для установления в них общего и различного; стремление обучающихся включаться во взаимодействие в виде активной совместной деятельности.

В качестве механизмов формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Практические

навыки гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде могут быть сформированы с помощью различных средств (занятия с элементами тренинга, ролевые игры, упражнения и другие).

Для формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде могут выступать формы индивидуальной и групповой совместной деятельности, в ходе которых обучающиеся получают знания, направленные на развитие позитивного отношения к своему и другим народам, а также опыт необходимый в отношениях со сверстниками, семьей, в игровой и трудовой деятельности.

В.С. Кукушин различает следующие национально-психологические особенности:

- мотивационно-фоновые - степень выраженности и специфики в сочетании и проявлении таких качеств, как работоспособность, деловитость и осмотрительность;

- интеллектуальные - характер организации мыслительной деятельности, скорость мыслительных операций, степень изобретательности, гибкости, степень логичности, абстрактности мышления;

- познавательные - глубина, активность восприятия, яркость воображения, концентрация внимания;

- эмоциональные - динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций и чувств;

- коммуникативные - характер взаимодействия между людьми, степень сплоченности или отчужденности [2, с. 243 -244].

Если сложить все аспекты формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде, то получается модель, в которой все компоненты связаны и дополняют друг друга. Модель формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде представлена на рисунке 1.

Модель системы формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде включает следующие компоненты: целевой, теоретико-методологический, содержательный, организационно-технологический, результативный. Целостность данной модели подтверждается тем, что все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Основой модели стала цель - повышение эффективности формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде.

Теоретико-методологический компонент модели формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в городской полиэтнической среде основывается на следующих подходах в образовании:

Целевой компонент

- Цель: повышение эффективности процесса формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде

Теоретико- методологический компонент

- Подходы: лично стно-ориентированный, этнопедагогический, средовой

- Принципы: целостности и системности образовательного процесса, связи теории с практикой, преемственности

Рис. 1. Теоретическая модель формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде

1. Личностно-ориентированный подход. Этот подход выбран нами, поскольку процесс формирования опирается на личностные качества учащихся. Личностно-ориентированное воспитание означает такой способ организации воспитательного процесса, когда обеспечивается всемирный учет возможностей, способностей и субъектного опыта воспитанников и создаются необходимые условия для их развития [3, с. 92].

2. Средовой подход. Ранее он существовал в виде средове-дения, педагогики среды, ныне - в форме тех или иных направлений социальной работы с детьми. В последние годы заметно возрос интерес исследователей к феномену среды в связи с проблемами социализации, социальной адаптации, подготовки педагогов в нашей стране (Б.Н. Алмазов, В.Г. Бочарова, и др.), этнопедагогики (Д.М. Абдуразакова, Г.Н. Волков), поликультурного воспитания (А.Н. Джуринский, Е.Н. Землянская) [4, с. 98].

3. Этнопедагогический подход - приоритет национального элемента в воспитании, интеграция этнического и общечеловеческого (Г.Н. Волков). Задача педагогов в этой связи состоит в изучении национальных основ среды функционирования образовательных систем (этнических традиций, народной культуры) и построения моделей максимального использования ее воспитательных возможностей [3, с. 78].

Содержательный компонент модели включает в себя авторскую программу «Доброе наследие», в которой используются различные формы работы (диспуты, проектная деятельность, дискуссии, встречи-приглашения, мастерские, уроки-нравствен-ности занятия с элементами тренинга и другие). В организации мероприятий могут принимать участие и родители, и учащиеся. Мероприятия, проводимые в рамках программы «Доброе наследие», например, такие как проект «Этнотур», конкурс по на-

родным танцам «Танцевальная мозаика», практикум «Словарь добрых понятий», «Фестиваль дружбы народов», являются отображением на практике знаний детей. Эта деятельность вовлекает всех субъектов образовательного учреждения: учащихся, педагогов, родителей, социальных педагогов, педагогов-психологов и других специалистов.

Формами воспитания гуманной личности являются: совместная деятельность представителей различных культур, тренинги бесконфликтного поведения, лектории, уроки толерантности, фестивали народов мира и др. важным результатом является открытость миру, готовность к диалогу с другими культурами [5, с. 226].

Организационно-технологический компонент теоретической модели формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде включает в себя следующие педагогические условия:

- организация работы по сплочению и совершенствованию коллектива младших школьников; интеграция учебной и вне-учебной деятельности для обеспечения успешности младших школьников;

- организация работы по систематическому формированию гуманистических представлений у младших школьников; создание условий в совместной деятельности младших школьников с целью применения навыков гуманных взаимоотношений; взаимодействие классных руководителей и семьи в формировании гуманных отношений младших подростков, обеспечение в этом процессе ведущей роли школы и широкого участия родителей;

- приобщение младших школьников к культуре своего и других народов, формирование доброжелательных отношений

между учащимися в полиэтнической среде; сотрудничество семьи и школы в формировании гуманных взаимоотношений младших школьников.

На основании вышеуказанных особенностей мы выделили критерии сформированности гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде: мотивационно-цен-ностный, познавательный, коммуникативный и поведенческий:

• мотивационно-ценностный критерий (уважение к многонациональному народу России и любовь к Родине; ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности; понимание совместной жизнедеятельности разных национальностей; осознанная готовность в проявлении заботы к окружающим людям; понимание необходимости гуманных взаимоотношений между людьми);

• познавательный критерий (выражение интереса по отношению к культуре своего и других народов; потребность в освоении культуры своего и других народов; полнота и объем нравственных знаний и знаний о гуманных взаимоотношениях);

• поведенческий критерий (развитие гуманных взаимоотношений с людьми других национальностей; обращение к чувствам людей, развитие в себе гражданского сознания и навыков

Библиографический список

межнационального общения; наличие опыта гуманного поведения).

• коммуникативный критерий (проявление отзывчивости, участия, чуткости к людям; сопереживание, понимание состояния, намерений и желаний людей; воспитание способности преодолевать конфликтные ситуации, мелких ссор).

Таким образом, под формированием гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде мы понимаем активную нравственную позицию и психологическую готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

В заключении можно сделать вывод о том, что формирование гуманных взаимоотношений младших школьников включает в себя готовность к изучению многообразия культур в полиэтнической среде. Исходя из этого, одной из важных задач образовательной системы России выступает воспитание подрастающего поколения в духе понимания и уважения к культуре своего и других народов, что в целом и есть формирование гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде.

1. Николаева В.А. Ведущие положения этнопедагогики. Педагогика. 2013; № 4: 41 - 49.

2. Кукушин В.С. Этнопедагогика: учебное пособие. Москва: МПСИ-МОДАК, 2002.

3. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт, 2015.

4. Рослякова С.В. Педагогика: учебник и практикум для СПО / С.В. Рослякова, Т.Г. Пташко, Н.А. Соколова; науч. ред. Р.С. Димухаметов. 2-е изд., испр., и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2016.

5. Загвязинкий В.И., Емельянова И.Н. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. В.И. Загвязинский, Москва: Издательский центр «Академия», 2012.

References

1. Nikolaeva V.A. Veduschie polozheniya 'etnopedagogiki. Pedagogika. 2013; № 4: 41 - 49.

2. Kukushin V.S. Etnopedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: MPSI-MODAK, 2002.

3. Zemlyanskaya E.N. Teoriya imetodika vospitaniya mladshih Shkolnikov: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2015.

4. Roslyakova S.V. Pedagogika: uchebnik i praktikum dlya SPO / S.V. Roslyakova, T.G. Ptashko, N.A. Sokolova; nauch. red. R.S. Dimuhametov. 2-e izd., ispr., i dop. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2016.

5. Zagvyazinkij V.l., Emel'yanova I.N. Teorii obucheniya i vospitaniya: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovaniya. V.l. Zagvyazinskij, Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2012.

Статья поступила в редакцию 06.05.18

УДК 514(075.8):81(075.8)

Proyaeva I.V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov; senior lecturer, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russia (Orenburg branch), (Orenburg, Russia), E-mail: docentirina@mail.ru Safarova A.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov (Orenburg, Russia), E-mail: docentirina@mail.ru

ON THE FEATURES OF TEACHING LOBACHEVSKY GEOMETRY FOR FUTURE MASTERS. The work studies one of the

most relevant and at the same time complex questions in teaching geometry - the geometry of Lobachevsky. The authors focus on the development of a technique for introducing the basic facts of Lobachevsky's geometry, interpreting them on the Poincare model in a course of geometry for undergraduates-future mathematics teachers. The characteristic features of the introduction of these concepts are singled out and described. Considerable attention is paid to the methodological scheme for solving problems on the Lobachevsky plane. The method introduced in the article for the introduction of the basic concepts of Lobachevsky geometry is realized in a specific educational process at lectures and practical classes on geometry at the university for undergraduates and made it possible to increase the efficiency of learning the material studied.

Key words: Lobachevsky geometry, parallelism of straight lines on Lobachevsky plane, absolute, axial symmetry.

И.В. Прояева, канд. ф.-м.. наук, доц. Оренбургского государственного педагогического университета

имени В.П. Чкалова, доц. Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(Оренбургский филиал), г. Оренбург, E-mail: docentirina@mail.ru

А.Д. Сафарова, канд. пед. наук, доц. Оренбургского государственного педагогического университета имени В.П. Чкалова, г. Оренбург, E-mail: docentirina@mail.ru

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОМЕТРИИ ЛОБАЧЕВСКОГО ДЛЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-МАГИСТРАНТОВ

В данной статье рассмотрен один из самых актуальных и в тоже время сложных вопросов для преподавания геометрии -геометрия Лобачевского. Основное внимание в работе авторы акцентируют на выработке методики введения основных фактов геометрии Лобачевского, интерпретации их на модели Пуанкаре в курсе геометрии для магистрантов - будущих учителей математики. Выделяются и описываются характерные особенности введения данных понятий. Значительное внимание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.