Теология в современной России. К изданию нового журнала
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, Российская Федерация, 115035, Москва, ул. Пятницкая, 4/2, стр. 1
Для цитирования: Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев Г. В.). Теология в современной России. К изданию нового журнала // Вопросы теологии. 2019. Т. 1, № 1. С. 3-7. http://doi.org/10.21638/spbu28.2019.101
Настоящий номер открывает издание нового журнала — «Вопросы теологии», которое будет осуществляться совместно Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия и Санкт-Петербургским государственным университетом.
В Российской Федерации в течение последних лет теология постепенно занимает свое место в системе гуманитарных наук, преподаваемых в светском университете. Вопрос о том, является ли теология наукой или нет, юридически закрыт включением специальности «Теология» в номенклатуру специальностей, по которым присуждаются признаваемые государством ученые степени.
Напомним, что экспертный совет ВАК по теологии формировался при под- | \ ] держке религиозных организаций, входящих в Межрелигиозный совет России. Каждый из экспертов, включенных в совет, имеет имя в определенной области гума- р ^ нитарного знания, и в то же время это ученые, которым доверяют в соответствующей религиозной организации. Таким образом, с самого начала проект введения специальности «Теология» в светское образовательное пространство по своему ха- ^^ рактеру был межрелигиозным. Создание качественной и современной системы теоло- ч^ гического образования в такой стране, как Россия, где на протяжении многих столетий представители разных вероисповеданий живут в мире и согласии, — один из факторов поддержания межрелигиозного мира и устойчивого развития государства. нн
Изучать религиозные феномены с теологической точки зрения — значит изучать их в обширном контексте религиозной традиции, так же как исследование философских текстов и идей требует рассматривать их в контексте философской традиции. Для этого необходимо систематическое теологическое образование, важным элементом которого служит коммуникация в сообществе теологов, включающем как преподавателей, так и учащихся. Один из каналов такой коммуникации — научная периодика.
Соединение в рамках теологии личного опыта и теологических компетенций
РР
с научно-исследовательской методологией дает эффект, которого трудно достичь
ТОМ1
2019
С
о
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2019 © Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2019 № 1
https://doi.org/10.21638/spbu28.2019.101
3
№1 при внешнем, отстраненном подходе к религии. Если, например, религиовед изучает религиозные практики методом стороннего наблюдения, то он должен при-2019 лагать специальное усилие, чтобы смоделировать религиозное сознание, тогда как теолог уже включен в религиозные практики и является носителем религиозного сознания. Впрочем, это касается не только религиоведения, которое нацелено на изучение религии. Не менее важно, что теологические компетенции и теологиче-^^ ские взгляды на изучаемые явления и процессы полезны, а иногда необходимы ^^ специалистам в других науках, в поле зрения которых находятся человек, приро-|~н да или общество. В этом смысле потенциальная аудитория научно-богословского ф журнала гораздо шире узкого круга специалистов-теологов.
Теологическая перспектива, наряду с перспективой философской или культу-^ рологической, способна открыть представителям иных дисциплин новые ракур-^^ сы, подходы, свежий взгляд на старые проблемы. В этом контексте можно гово-нР рить о важности таких направлений теологических исследований, как богословие С^ личности, богословие культуры, теология образования, пастырская психология. ^^ Они являются своего рода мостом между теоретическими проблемами теологии Рц и практическими реалиями жизни общества.
Важным посредником здесь выступает этика, которая позволяет восприни-^^ мать и анализировать социально-политические, культурные, экономические и дру-рр гие общественные процессы через призму аксиологических и нормативных установок, которые имеют религиозную основу. Теологическая этика (нравственное богословие) дает возможность использовать язык, понятный современному человеку и не требующий специальной подготовки. Этическая проблематика могла бы стать в новом журнале предметом особого внимания.
Те, кто все еще пытается оспорить научный характер теологии, исходят из определенных стереотипов, сложившихся в советскую эпоху и не изжитых до сего дня, в частности из представления о том, что научный и религиозный подходы исключают друг друга. В данном случае следует указать на конвенциональный характер научности. Представление о том, что относится к науке, а что остается за ее пределами, утверждается в результате определенной конвенции, т. е. неформального взаимного соглашения ученых. Так, до научной революции XVII в. наука была тождественна учености как таковой и представителем науки считался философ, эрудит, мудрец, который одновременно был и богословом. После возникновения современного естествознания утвердились критерии, отделяющие науку от внена-учных форм знания: рациональность, эмпиричность и объективность. Эти критерии сохраняют свое значение и сегодня, однако научность определяется не только ими, но и процедурами исследования и способом представления его результатов.
Кроме того, в процессе развития современной науки сменялись научные парадигмы, и то, что раньше научным не считалось, приобретало научный статус. Помимо естественных и точных дисциплин, появлялись новые социальные и гуманитарные области знания, которые не сразу нашли свое место в академическом пространстве. Некоторые из них обрели научный статус сравнительно недавно (например, психология, социология, культурология). Иными словами, наука прирастала новыми дисциплинами, и этот процесс, скорее всего, будет продолжаться.
Необходимо учитывать, что сегодня непривычное для многих включение теологии в круг научных дисциплин происходит в особом — постсоветском — контексте и вполне вписывается в этот процесс. Напомним, что признание новых научных дисциплин, как правило, связывалось с их институционализацией: с течением
времени в университетах открывались новые профильные кафедры, а затем и факультеты (достаточно вспомнить, как непросто в университетское пространство входила социология, а ведь сегодня никто не подвергает сомнению ее научный статус). Открытие кафедр теологии во многих российских вузах создает необходимые условия для ее институционального оформления и, как следствие, развития в едином научно-образовательном пространстве.
Здесь нужно указать и на другой важный фактор. Включение теологии как новой отрасли знания и предметной области в организационную структуру образовательных и научно-исследовательских учреждений означает не только признание ее научности. Такое включение служит также залогом того, что осуществляемая в рамках этой дисциплины исследовательская и образовательная деятельность будет соответствовать общим научным стандартам. Одна из задач нового журнала «Вопросы теологии» — продемонстрировать верность тем стандартам научного исследования, которые приняты в гуманитарно-общественном дисциплинарном пространстве. Для этого нет серьезных препятствий просто в силу того, что многие теологические дисциплины отвечают критериям научности с точки зрения методологии исследования и процедуры его квалификации в качестве научного.
Следует подчеркнуть и другое: признание научного статуса теологии соответствует современному мировому опыту, а также стратегии интеграции отечественной науки в мировое научное сообщество. Журнал «Вопросы теологии» будет открыт к международному академическому сотрудничеству, к плодотворному взаимодействию с теологическими центрами и индивидуальными исследователями, представляющими разные национальные и конфессиональные традиции. При этом важно, чтобы теология реагировала на теоретические и практические проблемы, актуальные для отечественной культуры и общества, и чтобы ее роль в общем научно-гуманитарном пространстве полноценно использовалась для развития межрелигиозного диалога и сотрудничества. Данные аспекты теологических исследований должны найти отражение в новом журнале.
Обращаясь к конкретно-дисциплинарной структуре теологической отрасли, ^ч надо напомнить о том, что в православной традиции богословие есть прежде всего ^^ ценностно-мировоззренческое ядро веры, основа нормативности, которая не отно- |~Н сится к науке как таковой. В то же время богословие подразделяется на специаль- ^^
К К
ные дисциплины, в рамках которых излагается, толкуется и обосновывается учение Церкви. Так, например, догматическое богословие — это развернутое изложение основных вероучительных истин, обязательных для всех членов Церкви. С вероучением тесно связаны такие дисциплины, как апологетика, нравственное и пастырское богословие, в которых вероучение применяется к различным областям церковной жизни — миссии, религиозно-нравственной проповеди, душепопечению.
Другой пример — патрология, занимающаяся изучением древней церковной письменности. Ее предметная область — богословские тексты и творчество цер- Рч ковных писателей древности. В этом смысле формально она подобна таким дисци- | | плинам, как история философии или история литературы. В последние десятиле- ^^ тия в России появилось немало самостоятельных патрологических исследований светских и церковных ученых, многие из которых отнюдь не уступают трудам зарубежных специалистов. Были сделаны новые переводы святоотеческих творений, снабженные научными комментариями и справочным аппаратом, переведены на 23019» русский язык и введены в научный оборот фундаментальные труды зарубежных исследователей. № 1
нч
о
о
м
ТОМ 1
к
№1 Существуют специальные теологические дисциплины: литургика, предмет ко-
торой — богослужение, а также примыкающие к ней смежные дисциплины (напри-2019 мер, история церковного пения).
Библеистика как теологическая дисциплина тоже имеет свой особый предмет, проблемное поле, методы исследования. В современной библеистике широко используется междисциплинарный подход. Исследование Священного Писания ^^ невозможно без глубокого изучения древних языков (еврейского, греческого, ара-^^ мейского, сирийского, коптского, латинского и др.) и сравнительного языкознания, |~н оно требует глубокой осведомленности в области истории и культуры Древнего ^^ мира. Изучение Библии — не просто изучение древнего текста, это изучение и богатейшей истории его интерпретации. ^^ Богословскими именуются и такие специальные дисциплины, как история Церк-
ви, каноническое право, христианская археология, история христианского искусства. нР Перечисленные дисциплины признаются богословскими в силу того, что они непо-С^ средственно связаны с жизнью Церкви, однако с точки зрения внутренней органи-^^ зации и методологии они аналогичны другим гуманитарным и социальным наукам. Рц Исследования по всем указанным, а также иным богословским дисциплинам
могут найти место в журнале «Вопросы теологии». Единственное условие — науч-^^ ная добросовестность, т. е. компетентность, методологическая строгость и соблю-рр дение стандартных требований, предъявляемых к научной работе.
Говоря о теологии как «новой» отрасли знания, мы, конечно, имеем в виду нынешний российский контекст. Не следует забывать, что исторически именно теология стояла у истоков университетского образования и многие крупнейшие университеты Западной Европы начинались как теологические школы. В то же время надо обратить внимание на важнейшую тенденцию последних лет в российском образовательном пространстве, в котором постепенно происходит сближение сферы конфессионального духовного образования со сферой светского образования. В советское время эти сферы были разведены, между ними была выстроена глухая, непроходимая стена. Сегодня стена разрушена, свидетельством чему стала, в частности, государственная аккредитация ряда ведущих духовных школ Русской православной церкви.
В ходе подготовки семинарий и академий Русской православной церкви к аккредитации (этот процесс еще не завершен) особая забота состоит в том, чтобы вывести их на тот научный уровень, на котором находится светское высшее образование в современной России. Аккредитацию получают только те духовные школы, которые в полной мере соответствуют формальным критериям, предъявляемым государством к высшим учебным заведениям. В данном случае под «формальными критериями» имеется в виду не какая-то побочная, несущественная «формалистика», а высокое качество преподавания, которого невозможно достичь без научно-исследовательской составляющей. Преподаватели и научные сотрудники духовных школ приглашаются в качестве авторов к работе журнала «Вопросы теологии».
Мы приглашаем к сотрудничеству кафедры теологии светских вузов, научно-богословские центры, а также индивидуальных исследователей, работающих в соответствии с общепринятыми научно-академическими стандартами. Решение о публикации поступающих в редакцию журнала материалов будет приниматься по результатам научного рецензирования.
Развитие теологической отрасли в нашей стране — многофакторный процесс. Уже многое сделано в организационном плане. В последние годы проведены две
всероссийские конференции (материалы первой опубликованы1), которым предшествовали конференции в регионах. Создана Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА), которая объединила представителей разных университетов и образовательных учреждений. Таким образом, налаживается взаимодействие светских и церковных структур в деле формирования того, что можно назвать «теологической инфраструктурой». Этому процессу оказывают содействие и ответственные за образование и науку государственные органы, как федеральные, так и местные. В частности, идет работа, направленная на обеспечение для теологии, наряду с другими отраслями знания, равного доступа к грантовой, конкурсной поддержке со стороны российских фондов и программ.
В этой ситуации важнейшая задача — содержательное развитие теологии как науки, которое может быть делом только конкретных исследователей. Журнал «Вопросы теологии» призван стать той площадкой, которая позволит объединить усилия богословов и продемонстрировать максимально высокий уровень их научной работы в разных дисциплинарных областях. Одна из целей журнала — содействие формированию и консолидации отечественного теологического сообщества как части научного сообщества в целом.
Это не только интеллектуальная, но прежде всего духовная задача. Когда мы говорим о той роли, которую теология призвана выполнять в обществе, мы не должны забывать о том, что богословие по своему существу есть духовное призвание и духовное делание. Его служение обществу состоит в благовествовании о глубинных основаниях человеческой и общественной жизни, которые положены Богом Творцом и по-новому раскрыты в домостроительстве Богочеловека Иисуса Христа, нашего Господа и Спасителя. Поэтому уместно завершить вступительное слово к первому выпуску журнала «Вопросы теологии» словами апостола Павла: Духа не угашайте... Все испытывайте, хорошего держитесь (1 Фес 5:19, 21).
Материал поступил в редакцию 13 ноября 2018 г.
Материал рекомендован в печать 12 февраля 2019 г.
Информация об авторе:
Received: November 13, 2018
S £
О
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев Г. В.) — д-р богословия, д-р филос. наук, проф.;
science@doctorantura.ru I—j
О
Geology in Modern Russia. To the Publication of a New Journal on Theology [т]
Metropolitan Hilarion of Volokolamsk (Grigoriy V. Alfeyev)
Institute for postgraduate and doctoral studies named after St. Cyril and Methodius, iQ
ul. Piatnitskaia, 4/2, Moscow, 115035, Russian Federation ^^
For citation: Alfeyev G. V. Theology in Modern Russia. To the Publication of a New Journal on Theol- ^^ ogy. Issues of Theology, 2019, vol. 1, no. 1, pp. 3-7. http://doi.org/10.21638/spbu28.2019.101 (In Russian)
a
Accepted: February 12, 2019 ^^ Author's information: P^
Grigoriy V. Alfeyev (Metropolitan Hilarion of Volokolamsk) — Dr. in Theology, Dr. in Philosophy, Professor; science@doctorantura.ru
1 Теология и образование 2018. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации. М.: Изд. дом «Познание», 2018. №