Научная статья на тему 'Теологические основы духовной безопасности Российской культуры и метафизика зла'

Теологические основы духовной безопасности Российской культуры и метафизика зла Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
51
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРТРЕНД / КУЛЬТУРА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ТЕОЦЕНТРИЗМ / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / МЕТАФИЗИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / СПАСЕНИЕ / HYPERTENSIVE / CULTURE / CIVILIZATION / THEOCENTRISM / ANTHROPOCENTRISM / METAPHYSICS / SECURITY / SALVATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алексеева Мария Юрьевна, Океанский Вячеслав Петрович, Океанская Жанна Леонидовна, Маслов Виктор Георгиевич, Крохина Надежда Павловна

Выделены два последовательных гипертренда отечественной культурно-цивилизационной истории византийский и западный. Первому из них присущ абсолютизирующий характер восприятия Бога, выражающийся во всех сторонах человеческой жизни в мире, начиная с самого моделирования мира как художественного произведения Всевышнего Творца. Для второго гипертренда характерна экстремальная абсолютизация человеческого начала, которое постепенно удаляется от своего Создателя. Кризисность современной планетарной цивилизации, возрастающие риски и реальные многоплановые катастрофы связаны с расхождением указанных гипертрендов. Важнейшей гуманитарной угрозой для современного человека является утрата понимания непреходящего значения человеческой жизни. Выявлена специфика теологического знания, понятого как совокупность фундаментальных представлений о Творце, мироздании и месте в нём человека, его жизненных смыслах и цели существования, о пагубе мертвящего забвения и метафизической нерушимости богочеловеческой связи в опыте бесконечной любви, которая «никогда не перестаёт». Показана опасность восприятия безопасности в качестве навсегда обретённого и законченного во времени состояния реальности, раскрыта двойственность самой риторики безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теологические основы духовной безопасности Российской культуры и метафизика зла»

М. Ю. Алексеева

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

В. П. Океанский Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Ж. Л. Океанская Шуйский филиал Ивановского государственного университета

В. Г. Маслов Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Н. П. Крохина Шуйский филиал Ивановского государственного университета

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МЕТАФИЗИКА ЗЛА

Выделены два последовательных гипертренда отечественной культурно-цивилизационной истории - византийский и западный. Первому из них присущ абсолютизирующий характер восприятия Бога, выражающийся во всех сторонах человеческой жизни в мире, начиная с самого моделирования мира как художественного произведения Всевышнего Творца. Для второго гипертренда характерна экстремальная абсолютизация человеческого начала, которое постепенно удаляется от своего Создателя. Кризисность современной планетарной цивилизации, возрастающие риски и реальные многоплановые катастрофы связаны с расхождением указанных гипертрендов. Важнейшей гуманитарной угрозой для современного человека является утрата понимания непреходящего значения человеческой жизни. Выявлена специфика теологического знания, понятого как совокупность фундаментальных представлений о Творце, мироздании и месте в нём человека, его жизненных смыслах и цели существования, о пагубе мертвящего забвения и метафизической нерушимости богочеловеческой связи в опыте бесконечной любви, которая «никогда не перестаёт». Показана опасность восприятия безопасности в качестве навсегда обретённого и законченного во времени состояния реальности, раскрыта двойственность самой риторики безопасности.

Ключевые слова: гипертренд, культура, цивилизация, теоцентризм, антропоцентризм, метафизика, безопасность, спасение

M. Ju. Alekseeva

Shuya branch of Ivanovo State University

(Shuya, Russia)

V. P. Okeanskiy

Shuya branch of the Ivanovo State University

(Shuya, Russia) Zh. L. Okeanskaya

Shuya branch of the Ivanovo State University

(Shuya, Russia) V. G. Maslov

Shuya branch of the Ivanovo State University

(Shuya, Russia) N. P. Krokhina

Shuya branch of the Ivanovo State University

(Shuya, Russia)

THEOLOGICAL FOUNDATIONS OF SPIRITUAL SECURITY OF RUSSIAN CULTURE

AND METAPHYSICS OF EVIL

Two consecutive hypertensets of the national cultural and civilizational history are distinguished: the Byzantine and the Western. The first of them is characterized by the absolutizing nature of God's perception, expressed in all aspects of human life in the world, beginning with the very modeling of the world as an artistic work of the Highest Creator. For the second hypertensive is characterized by extreme absolutization of the human beginning, which is gradually moving away from its Creator. The crisis of modern planetary civilization, increasing risks and real multidimensional catastrophes are associated with the divergence of these hypertenders. The most important humanitarian threat to modern man is the loss of understanding of the eternal importance of human life. The specificity of theological knowledge, understood as the totality of the fundamental concepts of the Creator, the universe and the place in him of man, his vital senses and purpose of existence, about the perniciousness of dead oblivion and the metaphysical inviolability of the divine-human connection in the experience of infinite love that "never ceases" is revealed. The danger of perceiving security as a permanently acquired and completed in time state of reality is shown, the duality of the rhetoric of security itself is revealed.

Keywords: hypertensive, culture, civilization, theocentrism, anthropocentrism, metaphysics, security, salvation

DOI 10.22405/2304-4772-2018-2-3-92-96

Любая культурная общность находится перед лицом не всегда осознаваемых угроз. Они могут быть внутренними и внешними, формирующими и разрушительными. Духовные начала, заложенные в основании тысячелетнего российского мира, нерасторжимо связаны с византийским православием, сообщающим нашему Отечеству определённый цивилизационный облик и специфические содержательные доминанты. Безо всякого преувеличения можно сказать, что на теологическом фундаменте, если под теологией понимать не просто одну из дисциплин в структуре академического образования, но прежде всего смысловую и жизненную сферу, обуславливающую саму возможность, по апостольским словам, «вперить ум в Бога», ибо далеко не все учения о реальности сохраняют эту благодатную перспективу. С другой стороны, мы знаем из слов Псалмопевца и горестный вопрос: «Если разрушены основания, что сделает праведник?» (Пс., 10:3).

В теологическом знании выражена совокупность фундаментальных представлений о Творце, мироздании и месте в нём человека, о жизненных смыслах и цели существования последнего, о пагубе мертвящего забвения и

метафизической нерушимости богочеловеческой связи в опыте бесконечной любви, которая «никогда не перестаёт» (1 Кор., 13:8). Опыт отпадения от Бога огромных человеческих масс на исходе Нового времени обернулся неисчислимыми бедствиями, которых в таких масштабах не ведали предшествующие эпохи. Это, прежде всего, - утрата понимания самого непреходящего значения человеческой жизни. Находясь за пределами первозданного рая, исторический человек сохранял о нём память, как о месте встречи со своим Творцом - в опыте каждой культуры. Согласно архимандриту Киприану Керну, живёт эта жажда «хранения и возделывания сада», идущие оттуда как воспоминание об исходной божественном предначертании первым людям [2]...

Всё это имеет особое значение для самого бытия России, которое в историческом отношении может быть разделено ровно на два крупномасштабных периода: это - византийский и западный, учитывая парадигмальное воздействие практически на всю отечественную культуру этих формирующих векторов или последовательных цивилизационных гипертрендов. Если первому из них присущ абсолютизирующий характер восприятия Бога, выражающийся во всех сторонах человеческой жизни в мире, начиная с самого моделирования мира как художественного произведения Всевышнего Творца - то для второго характерна экстремальная абсолютизация начала человеческого, которое постепенно удаляется от своего Создателя. С последним обстоятельством связано кризисность современной планетарной цивилизации, возрастающие риски и реальные многоплановые катастрофы.

Есть реальные угрозы духовному космосу нашей родины, на которые имеются косвенные указания в «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Здесь представлены следующие приоритетные направления для исследовательского осмысления и изучения: «возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учётом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук»; «фундаментальные исследования, обусловленные внутренней логикой развития науки, обеспечение готовности страны к большим вызовам, ещё не проявившимся и не получившим широкого общественного признания, возможность своевременной оценки рисков, обусловленных научно-технологическим развитием» [3].

Необходимо отметить, что с учётом указанного обстоятельства, изучение теологических основ духовной безопасности России (особенно - в образовательной структуре МЧС!), не только своевременно, но и вообще невозможно переоценить, ибо только оно сообщает подлинный россиеведческий фундамент в гуманитарное знание, обращённое к истокам и смыслу самого существования нашей страны, равно как и раскрывает некое предельное качественное измерение в сугубо профессиональной деятельности, когда мир, превращённый в бескрайнюю мастерскую и лабораторию для экспериментов, гигантскую бензоколонку и бесконечную чёрную дыру, может

быть снова возвращён человеку в качестве теогенной среды, где навсегда остаются дорога к храму и благоговение перед жизнью.

Вместе с тем, невозможно серьёзно говорить о фундаментальной теологической перспективе понимания реальности, связанного с верою во всемогущего и всеблагого Творца мира, без учёта эсхатологического раскрытия метафизики зла и Пасхальной Победою над ним в Светлом Христовом Воскресении.

Представление об ангелах и отпадении от Бога их части, направившей свои ядовитые стрелы на человека, является основополагающим практически во всех монотеистических традициях, а кроме того содержится в том или ином виде во всяком религиозном опыте. Оно предполагает особый взгляд на мировое время, в котором осуществляется предельно драматичное апокалиптическое завершение борьбы с силами зла на пороге вечности.

В этом отношении безопасность не должна восприниматься в качестве некоего навсегда обретённого и законченного состояния реальности во времени - более того, крайняя опасность заключается именно в возможных трансляциях такого понимания, о котором предупреждает св. апостол Павел: «...когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно тому как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес., 5:3).

Оставаясь верующими людьми, и тем более - православными христианами, мы не можем не понимать всю эту двойственность самой риторики безопасности: враг рода человеческого хотел бы необратимости своему делу здесь - в миражах бесконечного времени, но последнее, по сути своей, указывает на конечность и порог, в преодолении которого осуществляется возрождение падшего человечества и вхождение его в то «пакибытие», где «отрёт Бог всякую слезу» (Ап., 21:4) и «времени уже больше не будет» (Ап., 10:6).

Культурно-цивилизационное бытие рода человеческого исторично - это указание на неисчислимый, но абсолютный предел, который близится к нам из будущего, пробуждая в опыте нашей веры и её пророчеств отнюдь не туманные фантазии, но духовное сосредоточение и трезвение, связанное с пониманием ограниченности наших чисто человеческих знаний и возможностей, но и с упованием на непостижимую милость всеведующего Творца.

Поэтому можно сказать, что имеется не всегда явный теологический аспект и во всяком человеческом отношении к реальности. «Без Бога - не до порога!» - так говорили об этом в древней Руси, но смысл настоящей фразы сохраняет свою непреходящую значимость на все времена и сроки, экзистенциально-личностные и глобально-исторические.

Хотелось бы завершить этот материал словами из предсмертной статьи Н. А. Бердяева «Россия и новая мировая эпоха», написанными ещё в середине ХХ века: «Можно себе представить необычайный рост экономической и политической мощи России и возникновение нового типа цивилизации американского типа, с преобладанием техники и с поглощённостью земными

благами, которого не было в прошлом русского народа. Но воля наша должна быть направлена на созидание иного будущего, в котором будет разрешена справедливо социальная проблема, но и обнаружит себя религиозное призвание русского народа и русский народ останется верен своей духовной природе» [1, с. 326].

Литература

1. Бердяев Н. А. Истина и Откровение. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт (РХГИ), 1996. 384 с.

2. Керн К. Э. (архимандрит Киприан). Антропология Свт. Григория Паламы. Paris : IMCA-PRESS, 1950. 450 с.

3. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Президент России : офиц. сайт. М., 2018. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 08.08.2018).

References

1. Berdyaev N. A. Istina i Otkrovenie [Truth and Revelation]. Saint-Petersburg: Russkiy hristianskiy gumanitarny institut [Russian Christian Humanities Institute] (RHGI), 1996. 384 p.

2. Kern K.E. (Arhimandrit Kiprian [archimandrite Kiprian]) Antropologiya Svt. Grigoriya Palamy [Anthropology of Saint Gregory Palamas]. Paris: IMCA-PRESS, 1950, 450 p.

3. Ukaz Prezidenta RF ot 01.12.2016 № 642 «O strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii» [Decree of the President of the Russian Federation of 01.12.2016 No 642 "On the Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation"].

Статья поступила в редакцию 13.08.2018 Статья допущена к публикации 30.09.2018

The article was received by the editorial staff13.08.2018 The article is approved for publication 30.09.2018

С. И. Валькевич

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Л. В. Ершова Шуйский филиал Ивановского государственного университета

К. Е. Романова Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Н. П. Крохина Шуйский филиал Ивановского государственного университета

КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ОРНАМЕНТА ВЫШИВКИ В

РУССКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ

В статье представлен всесторонний анализ орнамента традиционной народной вышивки в русском костюме XVIII - ХХвв. С позиций культурно-эстетических и художественных достоинств орнамент рассматривается как явление, отражающее специфику традиций декорирования костюма в конкретном географическом регионе, особенностей местной культуры и эстетических предпочтений. Уточняются критерии оценки традиционного орнамента в вышивке. Исследуются функции орнамента в вышивке русского традиционного костюма в зависимости от назначения, социального статуса его обладателя, раскрывается знаковая и цветовая символика орнамента, специфика композиционных алгоритмов.

Ключевые слова: орнамент, вышивка, функции орнамента, мотивы вышивки, колористическая специфика, символика, народный костюм, творчество, традиции

S. I. Valkevich

Shuya branch of the Ivanovo State University

(Shuya, Russia) L. V. Erschova Shuya branch of the Ivanovo State University

(Shuya, Russia) K. E. Romanova Shuya branch of the Ivanovo State University

(Shuya, Russia N. P. Krohina

Shuya branch of the Ivanovo State University

(Shuya, Russia)

CULTURAL AND AESTHETIC VALUES OF EMBROIDERY ORNAMENT IN RUSSIAN

FOLK COSTUME

The article presents a comprehensive analysis of the ornament of traditional folk embroidery in the Russian costume of the 18th-20th centuries. From the standpoint of cultural, aesthetic and artistic merits, ornament is considered as a phenomenon that reflects the specifics of the costume decoration traditions in a particular geographical region, the peculiarities of local culture and aesthetic preferences. The criteria for evaluation of traditional ornament in embroidery

are specified. The paper explores ornamental functions in the Russian traditional costume embroidery depending on the destination, the social status of its owner; it reveals sign and colour symbolism ornament, and compositional algorithms specifics.

Keywords: ornament, embroidery, ornamental functions, embroidery motifs, colouristic specificity, symbolism, folk costume, art, traditions

DOI 10.22405/2304-4772-2018-2-3-97-110

В течение столетий выработалось множество приёмов орнаментации русского народного костюма. Орнамент - самая распространенная форма пространственных искусств, сопровождающая человечество на всех этапах его культуры. Он глубоко укоренён в быту, повседневно встречается в жилище, в утвари, в одежде. В работах историков и теоретиков искусства, археологов и этнографов, пользующихся различным материалом, можно встретить несколько отличающихся друг от друга точек зрения на природу орнамента, его роль и значение в обществе [5].

Целью данной статьи является выявление культурно-эстетического смысла и художественной ценности орнамента вышивки в русском костюме различных регионов России.

Предметом исследования - орнамент вышивки в русском народном костюме XVIII-XX вв. В ходе исследования использовались методы анализа и синтеза дающие возможность рассмотреть орнамент вышивки в русском народном костюме как культурно-историческое явление, выделить основные черты орнамента.

Задачей статьи является раскрытие богатства духовного, нравственно-эстетического содержания орнамента вышивки традиционного русского костюма и его значимости в культуре народа.

По определению археолога И. П. Кожина: «Орнамент - ритмическая композиция, структурированная из симметричных по вертикальным, горизонтальным или наклонным осям элементов, узоров, зон или секций; она состоит из графических, рельефных... цветовых полей, разделённых четкими границами»[7, с. 129]. Принципы исследования орнаментации формировались в течение длительного времени усилиями различных наук, занимающихся реконструкциями этнокультурных и социально-исторических процессов, хозяйственно-экономических комплексов и структур на основании данных материальной культуры [7].

Этнограф Ю. В. Бромлей отмечает, что этнодифференцирующая функция знаковых свойств культуры, проявляется лишь при условии контактов между этносами. Этнические знаки существуют не сами по себе, а лишь тогда, когда они отличают одну этническую общность от другой [2]. Определёнными коммуникативными функциями обладают опредмеченные компоненты культуры, такие как символика одежды - состав, форма и декоративное украшение орнаментальной вышивкой или ткачеством. Важная роль в коммуникациях принадлежит интериорной культуре. Интериорная культура в известном смысле включает и такие сложные психические образования, как ценностные ориентации, социальные установки, идеалы, убеждения, интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.