Научная статья на тему 'ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОДИФИКАЦИИ'

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОДИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО / КОДИФИКАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ КАНОНОВ / ОСНОВЫ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА / БОГОСЛОВСКИЙ АНАЛИЗ КАНОНОВ / ИЗМЕНЕНИЕ КАНОНОВ / РАЗВИТИЕ КАНОНОВ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КАНОНОВ / НОВЫЕ И УСТАРЕВШИЕ КАНОНЫ / КАНОНИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ДОКТРИНА ОБОЖЕНИЯ / ЦЕРКОВНАЯ ВЛАСТЬ УПРАВЛЯТЬ И СУДИТЬ / НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И КАНОНЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яровой Александр, Яровой Макарий Александрович

В статье рассматриваются актуальные вопросы церковного права, традиция, проблемы кодификации, применения основополагающих принципов церковного законодательства в реальной практике церковной жизни. В работе использован историко-канонический метод, как дающий нам правильную ориентацию в общественно-правовых процессах и изменениях. Канонические постановления следуют за церковным осмыслением исторических дисциплинарных форм, ведь как раз они направляют эти формы к наиболее полному выражению существа Церкви. Динамика отношения к канонам - важная характеристика не только для ориентации в сакральном духовном пространстве, но и в строго формализованном пути сущности Церкви. В церковном формате каноны не только оборонительны, но и наступательны. Научным методом сделана попытка обосновать консервативность церковного Предания в целом и консервативность канонов в частности. Чрезвычайно важно любой подход к изучению, и, тем более, к кодификации или даже незначительному изменению канонов, производить в богословском контексте. Нельзя утверждать, что действующая правовая церковная структура не системна. Аргументами для тех, кто говорит о бессистемности византийских канонов будут такие же аргументы, как для тех, кто будет провозглашать о бессистемности Евангелия. Каноны шире и глубже, величественнее и полнее той узкой систематизации, в которую их пытаться втиснуть в сегодня возникающих дискуссиях о необходимости новых канонов. Но насколько мы можем говорить о систематизации греха? Каноны в их духовном и главном понимании - это уздечка, набрасываемая на неистовство греха. Подход к обузданию греха должен быть основательным и предельно обдуманным. Тема систематизации греха, сколько бы она не прикрывалась научными целями, на наш взгляд, сразу получается несколько схоластичной и натянуто - искусственной. Очевидно, что каноны не могут охватить все проявления греха. Без изучения сути канонов, нельзя понять и церковный Lex credenda (закон веры), нельзя понять и современные формы отечественной юриспруденции. Самобытный характер канонов озабочен не отвлеченными истинами, но личностью Христа и его учением, как безошибочным критерием истинности. Поэтому исторические подлинные формы канонов воспринимаются как целостность сакраментальной церковной структуры. А содержание канонов, как понимание и структура дисциплинарного механизма, передается через поколения всей церковной полнотой поместных церквей. В канонах нет и не может быть противоречия с этическими установками Евангелия. Но единство с этими установками помогает нам понять, увидеть суть и основу канонов. Каноны учат благообразию в том числе через указание на то, что не является евангельским благообразием. Соотношение евангельского опыта с каноническим дает нам особый взгляд на проявление веры. В этом смысле каноны одновременно являются проявлением, реализацией веры и стражем чистой евангельской веры. Стражем благообразной веры, как гаранта чистоты православной веры. Порок или покушение на веру в текстах канонов терпит заслуженное обличение и наказание. Поэтому у канонов нет, и, как нам видится, цели научной систематизации, как это делается в классической юриспруденции. Здесь не может быть науки ради науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGICAL CRITERIA FOR THE FORMATION AND CLASSIFICATION OF CHURCH CANONS. THE POSSIBILITY OF THEIR CODIFICATION

The article deals with topical issues of church law, tradition, problems of codification, application of the fundamental principles of church legislation in the real practice of church life. The historical-canonical method is used in the work, as it gives us the right orientation in social and legal processes and changes. Canonical decrees follow the church's understanding of historical disciplinary forms, because they direct these forms to the fullest expression of the essence of the Church. The dynamics of the attitude to the canons is an important characteristic not only in orientation in the sacred spiritual space, but also in the strictly formalized way of the essence of the Church. In the church format, the canons are not only defensive, but also offensive. The scientific method attempts to substantiate the conservativeness of church Tradition in general and the conservativeness of the canons in particular. It is extremely important to take any approach to the study, and especially to the codification or even minor modification of the canons, in a theological context. It cannot be argued that the current legal church structure is not systemic. Arguments for those who talk about the unsystematic nature of the Byzantine canons will be the same arguments as for those who will proclaim the unsystematic nature of the Gospel. The canons are broader and deeper, grander and fuller than the narrow systematization into which they are trying to squeeze in today's emerging discussions about the need for new canons. But how much can we talk about the systematization of sin? The canons in their spiritual and main understanding are a bridle thrown at the fury of sin. The approach to curbing sin should be thorough and extremely deliberate. The theme of the systematization of sin, no matter how much it is covered by scientific goals, in our opinion, immediately turns out to be somewhat scholastic and strained - artificial. Obviously, the canons cannot cover all manifestations of sin. Without studying the essence of the canons, it is impossible to understand the ecclesiastical Lex credenda (the law of faith), it is impossible to understand modern forms of domestic jurisprudence. The distinctive character of the canons is concerned not with abstract truths, but with the person of Christ and his teaching as an infallible criterion of truth. Therefore, the historical authentic forms of the canons are perceived as the integrity of the sacramental church structure. And the content of the canons, as the understanding and structure of the disciplinary mechanism, is transmitted through generations by the entire ecclesiastical completeness of the local churches. The canons do not and cannot contradict the ethical principles of the Gospel. But unity with these attitudes helps us to understand, to see the essence and basis of the canons, the canons teach goodness, including by pointing out what is not evangelical goodness. The correlation of the gospel experience with the canonical one gives us a special look at the manifestation of faith. In this sense, the canons are at the same time a manifestation, a realization of faith and a guardian of pure evangelical faith. The guardian of the good faith, as a guarantor of the purity of the Orthodox faith. Vice or an attempt on faith in the texts of the canons suffers deserved reproof and punishment. Therefore, the canons do not have, and, as we see it, the purpose of scientific systematization, as is done in classical jurisprudence. There can be no science here for the sake of science.

Текст научной работы на тему «ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОДИФИКАЦИИ»

УДК 27-75

Протоиерей Александр Яровой, кандидат богословия доцент кафедры библеистики и богословия БПДС (с м/н) Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионерской направленностью)

Яровой Макарий Александрович Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Русской Православной Церкви, Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ)

Теологические критерии формирования и классификации церковных канонов. Возможность их кодификации

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы церковного права, традиция, проблемы кодификации, применения основополагающих принципов церковного законодательства в реальной практике церковной жизни. В работе использован историко-канонический метод, как дающий нам правильную ориентацию в общественно-правовых процессах и изменениях. Канонические постановления следуют за церковным осмыслением исторических дисциплинарных форм, ведь как раз они направляют эти формы к наиболее полному выражению существа Церкви. Динамика отношения к канонам - важная характеристика не только для ориентации в сакральном духовном пространстве, но и в строго формализованном пути сущности Церкви. В церковном формате каноны не только оборонительны, но и наступательны. Научным методом сделана попытка обосновать консервативность церковного Предания в целом и консервативность канонов в частности. Чрезвычайно важно любой подход к изучению, и, тем более, к кодификации или даже незначительному изменению канонов, производить в богословском контексте.

Нельзя утверждать, что действующая правовая церковная структура не системна. Аргументами для тех, кто говорит о бессистемности византийских канонов будут такие же аргументы, как для тех, кто будет провозглашать о бессистемности Евангелия. Каноны шире и глубже, величественнее и полнее той

- ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИ ТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И

КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОДИФИКАЦИИ

78

узкой систематизации, в которую их пытаться втиснуть в сегодня возникающих дискуссиях о необходимости новых канонов. Но насколько мы можем говорить о систематизации греха? Каноны в их духовном и главном понимании - это уздечка, набрасываемая на неистовство греха. Подход к обузданию греха должен быть основательным и предельно обдуманным. Тема систематизации греха, сколько бы она не прикрывалась научными целями, на наш взгляд, сразу получается несколько схоластичной и натянуто - искусственной. Очевидно, что каноны не могут охватить все проявления греха. Без изучения сути канонов, нельзя понять и церковный Lex credenda (закон веры), нельзя понять и современные формы отечественной юриспруденции. Самобытный характер канонов озабочен не отвлеченными истинами, но личностью Христа и его учением, как безошибочным критерием истинности. Поэтому исторические подлинные формы канонов воспринимаются как целостность сакраментальной церковной структуры. А содержание канонов, как понимание и структура дисциплинарного механизма, передается через поколения всей церковной полнотой поместных церквей.

В канонах нет и не может быть противоречия с этическими установками Евангелия. Но единство с этими установками помогает нам понять, увидеть суть и основу канонов. Каноны учат благообразию в том числе через указание на то, что не является евангельским благообразием. Соотношение евангельского опыта с каноническим дает нам особый взгляд на проявление веры. В этом смысле каноны одновременно являются проявлением, реализацией веры и стражем чистой евангельской веры. Стражем благообразной веры, как гаранта чистоты православной веры. Порок или покушение на веру в текстах канонов терпит заслуженное обличение и наказание. Поэтому у канонов нет, и, как нам видится, цели научной систематизации, как это делается в классической юриспруденции. Здесь не может быть науки ради науки.

Ключевые слова: Церковное право, кодификация, классификация канонов, основы церковного права, богословский анализ канонов, изменение канонов, развитие канонов, творческий подход при формировании канонов, новые и устаревшие каноны, Канонический опыт, доктрина обожения, церковная власть управлять и судить, научное знание и каноны.

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОДИФИКАЦИИ

Archpriest Alexander Yarovoy Candidate of Theology, Associate Professor of the Department of Biblical Studies and Theology of BPDS (from m/n),

Belgorod Orthodox Theological Seminary (with a missionary orientation), Belgorod (Russia)

Yarovoy Makary Alexandrovich General Church postgraduate and doctoral studies named after Saints Cyril and Methodius

of the Russian Orthodox Church, Higher School of Economics (HSE)

Theological criteria for the formation and classification of church canons. The

possibility of their codification

Summary: The article deals with topical issues of church law, tradition, problems of codification, application of the fundamental principles of church legislation in the real practice of church life. The historical-canonical method is used in the work, as it gives us the right orientation in social and legal processes and changes. Canonical decrees follow the church's understanding of historical disciplinary forms, because they direct these forms to the fullest expression of the essence of the Church. The dynamics of the attitude to the canons is an important characteristic not only in orientation in the sacred spiritual space, but also in the strictly formalized way of the essence of the Church. In the church format, the canons are not only defensive, but also offensive. The scientific method attempts to substantiate the conservativeness of church Tradition in general and the conservativeness of the canons in particular. It is extremely important to take any approach to the study, and especially to the codification or even minor modification of the canons, in a theological context.

It cannot be argued that the current legal church structure is not systemic. Arguments for those who talk about the unsystematic nature of the Byzantine canons will be the same arguments as for those who will proclaim the unsystematic nature of the Gospel. The canons are broader and deeper, grander and fuller than the narrow systematization into which they are trying to squeeze in today's emerging discussions about the need for new canons. But how much can we talk about the systematization of sin? The canons in their spiritual and main understanding are a bridle thrown at the fury of

- ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИ ТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И

КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОДИФИКАЦИИ

80

sin. The approach to curbing sin should be thorough and extremely deliberate. The theme of the systematization of sin, no matter how much it is covered by scientific goals, in our opinion, immediately turns out to be somewhat scholastic and strained - artificial. Obviously, the canons cannot cover all manifestations of sin. Without studying the essence of the canons, it is impossible to understand the ecclesiastical Lex credenda (the law of faith), it is impossible to understand modern forms of domestic jurisprudence. The distinctive character of the canons is concerned not with abstract truths, but with the person of Christ and his teaching as an infallible criterion of truth. Therefore, the historical authentic forms of the canons are perceived as the integrity of the sacramental church structure. And the content of the canons, as the understanding and structure of the disciplinary mechanism, is transmitted through generations by the entire ecclesiastical completeness of the local churches.

The canons do not and cannot contradict the ethical principles of the Gospel. But unity with these attitudes helps us to understand, to see the essence and basis of the canons, the canons teach goodness, including by pointing out what is not evangelical goodness. The correlation of the gospel experience with the canonical one gives us a special look at the manifestation of faith. In this sense, the canons are at the same time a manifestation, a realization of faith and a guardian of pure evangelical faith. The guardian of the good faith, as a guarantor of the purity of the Orthodox faith. Vice or an attempt on faith in the texts of the canons suffers deserved reproof and punishment. Therefore, the canons do not have, and, as we see it, the purpose of scientific systematization, as is done in classical jurisprudence. There can be no science here for the sake of science.

Key words: Church law, codification, classification of canons, fundamentals of church law, theological analysis of canons, change of canons, development of canons, creative approach in the formation of canons, new and outdated canons, Canonical experience, the doctrine of deification, church authority to govern and judge, scientific knowledge and canons.

Целью нашей работы является попытка исключить ошибки, как теоретического, так и практического уровня изучения канонов и работы с ними, или, иными словами, оставаться при творческом обращении с канонами в русле апостольского и соборного православия, отвечая при необходимости на дисциплинарные вызовы времени. Следует учитывать, что корпус канонов практически любого периода нельзя назвать идеально согласованным и непротиворечивым. Таким образом, богословский анализ канонов — это поиск, выделение и фиксация в опре-

- ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИ ТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И

КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОДИФИКАЦИИ

81

деленных текстах явного, четко узнаваемого богословского содержания.

Затрагивая вопрос классификации и кодификации, складывается впечатление, что и цели такой перед собой творцы канонов не ставили. Нами можно в данной работе сделать попытку детально описать становление традиции, ее основные критерии, а также современный богословский канонический подход при анализе текстов. То есть провести исследование работы с каноническим текстом с учетом точки зрения его богословской составляющей.

Мы используем историко-канонический и богословский методы, как дающие нам правильную ориентацию в общественно правовых процессах и изменениях. Нужно отметить, что отцы периода формирования общепринятого канонического свода реагировали на конкретную ситуацию, пытаясь решить и урегулировать сложную ситуацию в церковном обществе в Духе Евангелия, часто с применением юридического механизма. Причем, если выражаться корректно, вопрос о серьезной систематизации, как это понимает современная юриспруденция, при этом не поднимался. «Если смотреть с юридической точки зрения, то полный корпус византийских канонических источников вряд ли составит единое целое. Попытки кодификации были далеко не исчерпывающими и не сумели устранить важных противоречий. Да и у инициаторов этих попыток никогда не было цели обеспечить Византийскую Церковь полным corpus juris (Свод законов (лат.). Кодекс Юстиниана, содержавший гражданские законы, именовался, например, «Корпус юрис цивилис»). Многие западные полемисты указывали на такое положение дел, как на существенную слабость восточного христианства, которое не сумело обеспечить себя независимым и последовательным каноническим правом и отдало себя на милость государственной власти. В таких суждениях, однако, как правило, принимается мнение о Церкви как о Божественном «учреждении», внутреннюю жизнь которого надлежит адекватно выразить в юридических терминах, допущение, которое византийские христиане даже и не рассматривали» [2, с. 113].

Богословский анализ канонических текстов позволит нам полнее и лучше их понять, раскроет перед сегодняшними читателями их суть, красоту, цель написания, а также всю глубину их мудрости. Такой подход, между тем, не может означать, что византийцы были безразличны к порядку в канонах или были юридически неграмотны. Скорее наоборот, как правило, они осознавали, что по меньшей мере некоторые каноны отражают вечную и Божественную природу Церкви и что повиновение им — христианский и абсолютный долг. Следует отметить, что

- ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И

КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОДИФИКАЦИИ

82

римские традиции всегда оставались, достаточно сильны в Византии и побуждали империю содержать ряд высококомпетентных юристов, специализирующихся в церковном праве. Эти законоведы давали рекомендации императорам, когда те формулировали указы, затрагивавшие Церковь, они же внедрили начала Римского права в церковное законодательство и юриспруденцию. Но опять же, эти юристы всегда понимали свою роль, как подчиненной более фундаментальной и Божественной сущности Церкви, выраженной в сакраментальной и доктриналь-ной общности, соединяющей Небеса с землею. Эти юристы признавали, что «нет никакого канонического законодательства на небесах [ибо «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2:21)] и что их задача носит ограниченный характер» [2, с. 114].

Чрезвычайно важно любой подход к изучению, и, тем более, к кодификации или даже незначительному изменению канонов, производить в богословском контексте, учитывая при этом богословский контекст предпосылок толкователей канонов. Каноны гармонично и слаженно входят в церковную концепцию становления человека как призванного к постоянному росту существа, преодолевающего свои ограничения и несовершенства. Согласно подобному мировоззрению, человек свое предназначение в этом временном мире может выполнять лишь тогда, когда восстанавливает в себе поврежденный Образ Бога. Прославлять Бога, приближаться к Нему можно лишь очищая себя. Каноны воспринимаются как путь к целостной Истине, как дисциплинарное отражение живого Предания. Это нам данная реальность, положения которой сегодня можно и нужно отстаивать. Эта реальность не нуждалась ранее в систематизированных формулировках, как того требует современная юриспруденция. Однако каноны точными дисциплинарными определениями выражали и выражают религиозные истины.

Преподобный Иоанн Дамаскин, согласовывая основополагающие мысли отцов каппадокийцев IV века с христологическими мыслями и спорами У-У1 веков, составил «Точное изложение Православной веры», что до нашего времени является учебником богословия. Используя образное мышление, может быть сегодня возможно совершить подобное и с канонами. То есть попытаться прочувствовать контекст и основу их содержания и составить «Точное изложение Православных канонов». Подойти очень близко к тому значению канонов, которое придавали им их создатели, тем самым, выделяя и сохраняя традицию. Однако даже «Точное изложение Православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина не представляет собой Богословской системы в строгом смысле слова, а скорее краткое

- ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИ ТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И

КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОДИФИКАЦИИ

83

руководство без явной озабоченности в систематизации. Впрочем, сегодня это дискуссионная тема, так как вопрос о систематизации все чаще подымается на различных конференциях и вообще в церковной научной среде. Нужна ли нам такая перенастройка правового свода, или же нужно нечто иное? Исследовать разбираемые канонические тексты и положения с точки зрения других канонических текстов других авторов и источников, а если потребуется, относительно православного Предания в целом. Понятие «первоначальное значение канонического текста» при таком подходе предельно важно. В этом смысле, такой подход аналогичен принципам и требованиям классической герменевтики. Первоначальное значение текста канонов нужно всегда включать, в первую очередь, сохранности и незыблемости.

Понимая, что тексты канонов первоначально были написаны для своих современных читателей, тем не менее, на основании историко-культурного анализа, необходимо выделять цель написания канонических текстов. При этом подходе, если необходимо, возможно использование лексического, семантического, синтаксического, а также структурного и жанрового анализа. Каноны формируют границы понятий экзистенциальной реальности. Можно ли говорить о согласии или симфонии евангельского и канонического опыта? О каком единстве или различии мы можем рассуждать? Каноны - это своего рода дисциплинарный церковный камертон. То есть на каноны настраивают по Евангелию, с ним сверяют свои действия. Для нас термин симфония привычен более в музыкальном его употреблении. В церковном случае можем рассмотреть некую аналогию с музыкой. Симфония никогда не оправдывает диссонанс, даже если мы попытаемся оправдать звучащий резкий диссонанс, положительного результата не будет. Да и никому не придет в голову оправдывать диссонанс в музыке категорией добра или неопытностью, наивностью и так далее. Диссонанс в музыке не может быть добрым или злым, он неустойчив и требует к себе внимания в виде действия к разрешению, требует ввести себя в устойчивое положение. Каждый теоретик музыки знает, что неустойчивый диссонанс нужно перевести, разрешить в устойчивые созвучия, постепенно вернуться в тонику тональности, а не как иначе. В духовном понимании диссонанс души - это грех. Диссонанс нужно исправлять согласно законам гармонии, а грех нужно исправлять согласно канонам церкви. Каноны являются инструментом исправления от неустойчивости к понятной устойчивости. В симфонии преодолеваются законами гармонии разделения, противоречия, конфликты и любая разность приобретает гармоническое созву-

- ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И

КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОДИФИКАЦИИ

84

чие. Различные звуки сливаются в гармонические аккорды. Назначение Церкви в том, чтобы восстановить симфонию творения, сделать опыт Церкви доступным каждому человеку. Церковь Духом Святым определяет общую тональность для всех. Формально это выражается, в том числе, в виде канонов. Каноны являются звеном непрестанного восхождения и возрастания православной личности. В элементарных требованиях к оркестру, то есть к собранию многих музыкальных исполнителей, нужно видеть и чувствовать дирижера, а также настраивать свой инструмент под первую скрипку. Иначе получится не симфония, а какофония.

Нельзя понять структуры канонов без восприятия внутренней их логики, не ухватив динамики перехода от старого к новому, от тления к Нетленному. Вектор движения к святости и чистоте - это центральная тема практически каждого канона. Конечная цель канонов, как и вообще законов, как таковых, может и не прописываться в каждом случае, но она явно ощущается как преамбула задачи, которую нужно достичь - восстановление целостности в порядке и стройности.

Если говорить о кодификации канонов, то необходимо установить предельно ясные принципы и цели кодификации. Кодификация возможна только через классификацию. Понимая критерии формирования канонов, нам будет легче выработать отношение к способам классификации канонов. Общая классификация норм права осуществляется на основании различных критериев. Каноническое право также обладает многими из этих критериев. В качестве последних могут выступать характер и содержание норм права, предмет их регулирования, особенности структуры в целом и ее элементов (гипотезы, диспозиции и санкции), принадлежность к тем или иным институтам и отраслям права. Главным критерием, что очень важно, при формировании канонов была не этическая система положений, а движение от греха к святости, к совершенству личности в Духе. Такой мы всегда видим характерный призыв свойственен византийскому и славянскому православию. Он отличается от современной католической регламентации и систематизации канонов, а также от пуританского морализма дисциплинарной области западного протестантизма. Такой призыв отличается и от современного релятивизма «ситуационной этики», где отрицаются любые претензии на объективность. Всякий раз, когда необходимо выработать дисциплинарное решение, православная практика обращалась к святым отцам, подвижникам и соборному разуму. Это необходимо учитывать, чтобы не получилось искусственности и передергивания смысловых критериев при попытке кодификации нашего канонического свода.

- ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И

КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОДИФИКАЦИИ

85

Считаем полезным рассмотреть опыт кодификации в католической церкви. Здесь мы можем использовать яркий и очевидный сравнительный принцип. Справедливо, что для нас опыт католиков не является однозначным и, как далее увидим, в некоторых моментах для нас он может выглядеть отрицательным и неприемлемым. В католической церкви модернизм в каноническом праве часто являлся победителем. Так, все каноны прошли через систему кодификации. Плюсами кодификации безусловно является более совершенная юридическая системность, практичность и удобство.

Католические канонисты собрали в едином документе «Кодекс канонического права католической церкви» выдержки из канонов, декреталов, иных постановлений и практик своей церкви. Классифицировали и кодифицировали их по темам в едином нумерологическом списке. При этом представляется, что самим канонам из Книги Правил отведена довольно жалкая и ничтожная участь как по количеству цитирования, так и по сути их применения. В католическом кодексе фиксируется то, что любые каноны актуальны только в той мере, в какой он отражены в кодексе. Этим теряется очень значительная часть церковного Предания. Шестой канон из «Кодекса канонического права католической церкви» прямо предписывает, что общепризнанное православной полнотой каноническое право отныне толкуется только «в той мере, в какой каноны настоящего Кодекса воспроизводят древнее право» [5]. Данная работа не ставит перед собой конкретной цели критиковать католическую каноническую практику. Богословствовать, значит быть в единении с Богом и, конечно, не нужно впадать ни в скандальную полемику и склочность, ни в отвлеченную безжизненную схоластику. Полагаем очень полезным сегодня учитывать этот опыт кодификации с таким отношением к канонам Древней Христианской Церкви. Хотим подчеркнуть, что в новейшее время мы через канонический свод слышим голос и ощущаем весть великого Предания неразделенной Церкви.

Обычная классификация по темам, ключевым словам, как, например, в приложении последних изданий Книги Правил, может только приветствоваться. Хотя это и не является в строгом смысле слова кодификацией. Такой подход и анализ канонических текстов говорит о том, что такую же поддержку можем выразить в работе и в хронологических, исторических направлениях и изданиях.

Естественная ошибка реформирования канонов может проявиться в том, что в поисках лучшего, избирается худшее. Относительно канонов Церковь неоднократно декларировала намерение оставить структурно все так, как уже сформи-

- ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И

КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОДИФИКАЦИИ

86

ровано. На протяжении столетий в каноническом кодексе практически ничего не меняется. Вид канонов, сложившийся в Византии, в принципиальной основе не меняется до наших дней. Как видим, каноны в своей сути - это действующий психосоматический комплекс церковной антропологии. В этом теоцентриче-ская антропология контрастирует с устремлением гуманистов, реформирующих церковную жизнь через усиление человекоцентричности. Человек призван не к бездумному подражанию Христу, а для жизни в Нем. Жизнь во Христе через покаяние может начаться в тех пределах, которые указаны в канонах. При этом жизнь во Христе проявляется не в общем морализаторстве, а в личном покаянии, очищении и обожении. Необходимо оглянуться, увидеть и оценить себя, оттолкнуться от нравственного дна и ухватиться за Евангелие. Вера в полной своей мере может реализовываться лишь в свободном сакраментальном сообществе через общение людей с Богом и друг с другом. Общение с Богом определяется догматами, а общение друг с другом канонами. Христианское служение включает в себя и общение с Богом, познание Его и взаимное общение людей друг с другом. То есть догматическую, нравственную и нормативную часть. Чистота веры определяет чистоту нравственности и поступков. В этом смысле мы также можем говорить об определенном соотношении нравственных определений и канонов. Византийский консерватизм послужил орудием, скрепами изначального и далее развивающегося христианства, его структуры и основ. Консерватизм позволил подтверждать дисциплинарную работоспособность и реалистическую жизненность канонов. Не только сегодня, но и исторически неоднократно делались попытки изменить термины и понятия канонов. В Восточной Церкви благодаря консерватизму и традиционализму все возвращалось к истокам.

Как мы видим, в процессе работы необходимо выделять экклесиологическую составляющую, намеренно или ненамеренно вложенную составителями канонических текстов, детально разбирая термины, понятия, объяснения и указания на необходимость именно таких форм.

Кодификация, как и любая другая операция или действие с канонами может быть только органическим, осторожным и предельно обдуманным процессом, требующим, как минимум:

1.Согласия с каноническими доктринальными основами и традициями.

2. Согласованности специалистов, священноначалия и всего церковного сознания.

3. Согласованность с другими поместными церквами зависит от уровня разби-

- ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И

КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОДИФИКАЦИИ

87

раемого вопроса. Такая согласованность, например, требуется при урегулировании возможности управления на одной территории епископов различных юрис-дикций.

К этим пунктам возможно могут добавляться после широких обсуждений и иные положения. Понятно, что недопустимо крайне вольное различие мнений и крайний субъективизм по подобным вопросам. Нарушение этих условий может заканчиваться выходящим за всякие рамки традиции субъективизмом, ведущим к провалам в диалогах и коммуникациях, активным сопротивлениям и даже расколам. Благодаря в целом уже озвученных позициям, наше православие оформило и утвердило свой стабильный богословский консерватизм. Дисциплинарное единство Поместных церквей во времени и пространстве представляется достижимым только практически осознанным и свободно выбранным единством церковных канонов. Поэтому при вопросе кодификации необходимо понимать, что опасность нарушения единого подхода при восприятии канонической общепризнанной системы права, может привести к нежелательным последствиям.

Когда почва, на которой мы привыкли стоять, колеблется и уходит из-под наших ног, остается камень Церкви. Каноны вобрали в себя нравственную этику Евангелия, при этом включили в свою форму регулирование последствий нарушения этой нравственной этики. Сотериология всегда являлась центральной частью и сутью канонов. Каноны - это отражение спасительной самоидентификации человека через Евангельский вектор. Каноническое поле, как и все богословие, всегда тяготело к области сотериологии. Творцы канонов были вдохновлены не спекулятивными абстрактными построениями, а заботой о пути спасения православной личности.

Юридическую структуру канонов следует всегда воспринимать в рамках со-териологии, в формате высокого Божественного замысла о человеке. Сотериоло-гия, а не что-либо иное есть главный критерий, средство и основание церковное устроения. Каноны включены в церковное устройство, составляют часть сущности Церкви, ее таинственного действия на падшего человека, преображенного и прославленного человечностью Нового Адама, - Христа. Наши каноны - это часть «синергии» в ее покаянно - дисциплинарном аспекте.

Осознанная и правильная ориентация в основах канонического права помогает избежать ошибочных подходов в проекции канонов на нашу жизнь. Вопрос возможности систематизации действующего канонического права так же требует глубокого осмысления с позиций целесообразности и необходимости. Поэтому

- ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И

КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОДИФИКАЦИИ

88

требует «единства в методе и конгениальности в подходе» [2, с. 185], по меткому выражению протоиерея Иоанна Мейендорфа, рассуждающего о систематическом богословии в целом.

Каноны главный акцент, как и всё богословие в целом, делают на «обоже-нии» человека. Этим объясняется, почему церковным канонам не достает стройной схемы «заземления» церковного бытия в виде юридической систематизации. Здесь в основе мы видим разные векторы понимания и развития. В нарушенной природе бытия, поруганной духовности каноны отражают нашу духовную динамику роста в реальных поступках. Церковь рассказывает, как восстанавливать разрушенные основания, каким инструментарием и путем. Ответ очевиден, - через краеугольный камень, - Христа. В этом случае ни адвокаты, ни тяжбы, ни доказательства и прения не должны нас занимать. Ни с кем и ни для чего хитрить здесь не приходится, как в адвокатской практике. Если Церковь берет на вооружение практику современных судебных прений, скорее всего это будет шаг к деградации и обмирщению. Каноны и Евангелие охватывают жизнь в целом через духовные смыслы и механизмы. Церковь берет на себя полную ответственность за формат земного пути и историю человечества. Таков весь комплекс церковной помощи, в том числе и дисциплинарной. Необходимо держать связь с византийской христианской мыслью, в которой формировались каноны, видеть контекст в целом. Канонические постановления следуют за церковным осмыслением исторических дисциплинарных форм, ведь как раз они направляют эти формы к наиболее полному выражению существа Церкви. Динамика отношения к канонам - важная характеристика не только в ориентации в сакральном духовном пространстве, но и в строго формализованном пути сущности Церкви. В церковном формате каноны не только оборонительны, но и наступательны. Оберегают душу, наступают на тьму греха. В этом смысле отношение к канонам, их восприятие определяет качество Богословия в целом. Умение ценить лучшее и авторитет Основателя Церкви оправдывет консервативный характер церковного Предания. Это действительный опыт противления несовершенствам, доступный нам в церковном предании.

Нельзя утверждать, что действующая правовая церковная структура не системна. Аргументами для тех, кто говорит о бессистемности византийских канонов, будут такие же аргументы, как для тех, кто будет провозглашать о бессистемности Евангелия. Каноны шире и глубже, величественнее и полнее той узкой систематизации, в которую их пытаться втиснуть в сегодня возникающих дис-

- ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И

КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОДИФИКАЦИИ

89

куссиях о необходимости новых канонов. Но насколько мы можем говорить о систематизации греха? Каноны в их духовном и главном понимании - это уздечка, набрасываемая на неистовство греха. Подход к обузданию греха должен быть основательным и предельно обдуманным. Тема систематизации греха, сколько бы она не прикрывалась научными целями, на наш взгляд, сразу получается несколько схоластичной и натянуто - искусственной. Очевидно, что каноны не могут охватить все проявления греха. У бездны в духовном смысле нет границ и пределов. Но каноны и не ставят перед собой цели подсчитать и научно рассортировать каждый грех. У канонов одна цель (греч. Еколо^) - востановить Богообщение. Поэтому у канонов нет и, как нам видится, цели научной систематизации, как это делается в классической юриспруденции. Здесь не может быть науки ради науки. Впрочем, этот тезис требуется богословски научно прорабатывать далее. Путь к Богу не позволяет абсолютно познать Бога, а лишь определить, чем Бог точно не является. То есть элементы апофатического богословия в канонах присутствуют. Каноны ясно и четко говорят о недоступности падшего состояния Богосозерца-тельности. Научное знание, как мы знаем, без этого может быть опасно, так как может быть безнравственно.

Без изучения сути канонов, нельзя понять и церковный Lex credenda (закон веры), нельзя понять и современные формы отечественной юриспруденции. Самобытный характер канонов озабочен не отвлеченными истинами, но личностью Христа и его учением, как безошибочным критерием истинности. Поэтому исторические подлинные формы канонов воспринимаются как целостность сакраментальной церковной структуры. А содержание канонов, как понимание и структура дисциплинарного механизма, передается через поколения всей церковной полнотой поместных церквей.

Каноны форматируют человека для духовного и нравственного соответствия и развития. Поэтому нужно быть предельно осторожными в плане систематизации канонов, поскольку это границы надежды и твердости воли на пути спасительного изменения и роста. Это первые ступени вечного восхождения к неисчерпаемым богатствам вечной жизни. По своей внутренней сущности каноны всегда движение. Поэтому они не могут быть статичны или созерцательны. Движением они включены в доктрину ©ешог^ обожения. То есть постоянного процесса «от славы к славе» - Христоцентричной темы всего восточнохристианского опыта, где каноны работают не на юридической парадигме оправдания от греха и вины или от воздаяния за грех, а в категориях спасения и ©ешог^ обожения. Цер-

- ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИ ТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И

КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОДИФИКАЦИИ

90

Раздел I

Научные статьи и исследования

ковь видит всех своих детей прежде всего как свободных сынов Божиих, а затем уже может представлять собой стройной систематизации институт, наделенный властью управлять и судить. Чтобы достичь гармонии, нужно определиться с основой или тоникой. Канонический опыт не только не противостоит евангельской Христоцентричности, но и сам опыт христианской веры возможен только лишь в добровольном и осознанном принятии Христа. Бог чист, как солнце, а грехи гасят сознание и волю, как сумерки. В канонах нет и не может быть противоречия с этическими установками Евангелия. Но единство с этими установками помогает нам понять, увидеть суть и основу канонов. «В них нет благообразия», - говорит, оценивая ситуацию, главный герой «Подростка» Достоевского Аркадий Долгорукий. Каноны учат благообразию в том числе через указание на то, что не является евангельским благообразием. Соотношение евангельского опыта с каноническим дает нам особый взгляд на проявление веры. В этом смысле каноны одновременно являются проявлением, реализацией веры и стражем чистой евангельской веры. Каноны ясно и четко говорят о недоступности падшего состояния Богосо-зерцательности. Научное знание, как мы знаем, без этого может быть опасно, так как может быть безнравственно.

Литература

1. Каноны или Книга Правил. - Минск: Братство Архангела Михаила, 2016.

2. Иоанн Мейендорф, прот. Византийское Богословие. - Минск: Лучи Софии, 2006.

3. И.А. Ильин «О сущности правосознания». - М.,1993.

4. Цыпин В.А., прот. Курс церковного права / В.А. Цыпин. - М.: Сретенский монастырь, 2012.

5. Кодекса канонического права католической церкви. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vatican.va/archive/cod-iuris-canonici/russian/codex-iuris-canonici_russian.pdf (дата обращения -31.01.2023).

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ КОДИФИКАЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.