Научная статья на тему 'Теологическая теория происхождения государства и права'

Теологическая теория происхождения государства и права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
340
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Бог / теория / государство / право / происхождение / религия / теология христианство / ислам. / God / theory / state / law / origin / religion / theology Christianity / Islam.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самигуллин В. К.

В материале автор обращает внимание на то, что среди многочисленных учений о происхождении государства и права особняком стоит такое учение, которое принято обозначать как «теологическая или божественная теория о происхождении государства и права». Анализируя эту теорию, автор отмечает, что в разное историческое время существовали различные религиозного характера учения о происхождении государства и права, в которых можно обнаружить общее и особенное. Особенное – разъединяет, общее – соединяет. Это достаточно выразительно проявляется при рассмотрении основ особенно мировых религий – христианства и ислама – и взглядов их наиболее ярких представителей – богословов и философов – на происхождение человека, образование (и разрушение) государства и правовых систем. Степень религиозности населения, взятого в мировом масштабе и в разрезе отдельных национальных суверенных государств, остается достаточно высокой. Но значительна и доля атеистов, а также просто неверующих. В этой связи отношение к теологической теории происхождения государства и права неоднозначное. На взгляд автора данного материала, несмотря на мистический антураж религиозных учений о происхождении государства и права, особенно тем, что развиваются в рамках христианства и Ислама, присущи гуманистические начала. И в этом привлекательность теологической теории происхождения государства и права, хотя ученый мир и оценивает ее как ненаучную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theological theory of the origin of the state and law

In the material, the author draws attention not to the fact that among the numerous teachings on the origin of the state and law, such a doctrine stands apart, which is usually designated as "theological or divine theory about the origin of the state and law." Analyzing this theory, the author notes that at different historical times there were various religious teachings about the origin of the state and law, in which one can find general and special. Special disconnects, common connects. This is quite expressive when considering the foundations of especially world religions Christianity and Islam and the views of their most prominent representatives theologians and philosophers on the origin of man, the formation (and destruction) Of the state and legal systems. The degree of religiosity of the population, taken on a global scale and in the context of individual national sovereign states, remains quite high. But the proportion of atheists, as well as simply unbelievers, is also significant. In this regard, the attitude to the theological theory of the origin of the state and law is ambiguous. In the opinion of the author of this material, despite the mystical entourage of religious teachings about the origin of the state and law, especially those that develop within the framework of Christianity and Islam, humanistic principles are inherent. And this is the attractiveness of the theological theory of the origin of state and law, although the scientific world evaluates it as unscientific.

Текст научной работы на тему «Теологическая теория происхождения государства и права»

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340.121

DOI: 10.70569/2949-5725.2024.4.3.001

Теологическая теория происхождения государства и права

В.К. Самигуллин

Уфимский юридический институт МВД России,

Уфа, Российская Федерация

[email protected]

Аннотация. В материале автор обращает внимание на то, что среди многочисленных учений о происхождении государства и права особняком стоит такое учение, которое принято обозначать как «теологическая или божественная теория о происхождении государства и права». Анализируя эту теорию, автор отмечает, что в разное историческое время существовали различные религиозного характера учения о происхождении государства и права, в которых можно обнаружить общее и особенное. Особенное - разъединяет, общее - соединяет. Это достаточно выразительно проявляется при рассмотрении основ особенно мировых религий - христианства и ислама - и взглядов их наиболее ярких представителей - богословов и философов -на происхождение человека, образование (и разрушение) государства и правовых систем. Степень религиозности населения, взятого в мировом масштабе и в разрезе отдельных национальных суверенных государств, остается достаточно высокой. Но значительна и доля атеистов, а также просто неверующих. В этой связи отношение к теологической теории происхождения государства и права неоднозначное. На взгляд автора данного материала, несмотря на мистический антураж религиозных учений о происхождении государства и права, особенно тем, что развиваются в рамках христианства и Ислама, присущи гуманистические начала. И в этом привлекательность теологической теории происхождения государства и права, хотя ученый мир и оценивает ее как ненаучную.

Ключевые слова: Бог, теория, государство, право, происхождение, религия, теология христианство, ислам.

Для цитирования: Самигуллин В.К. Теологическая теория происхождения государства и права // Право и государственность. 2024. № 3 (4). С. 8-20.

Theological theory of the origin of the state and law

V.K. Samigullin

Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Ufa, Russian Federation

[email protected]

Abstract. In the material, the author draws attention not to the fact that among the numerous teachings on the origin of the state and law, such a doctrine stands apart, which is usually designated as "theological or divine theory about the origin of the state and law." Analyzing this theory, the author notes that at different historical times there were various religious teachings about the origin of the state and law, in which one can find general and special. Special - disconnects, common - connects. This is quite expressive when considering the foundations of especially world religions - Christianity and Islam - and the views of their most prominent representatives - theologians and philosophers - on the origin of man, the formation (and destruction) Of the state and legal systems. The degree of religiosity of the population, taken on a global scale and in the context of individual national sovereign states, remains quite high. But the proportion of atheists, as well as simply unbelievers, is also significant. In this regard, the attitude to the theological theory of the origin of the state and law is ambiguous. In the opinion of the author of this material, despite the mystical entourage of religious teachings about the origin of the state and law, especially those that develop within the framework of Christianity and Islam, humanistic principles are inherent. And this is the attractiveness of the theological theory of the origin of state and law, although the scientific world evaluates it as unscientific.

Keywords: God, theory, state, law, origin, religion, theology Christianity, Islam.

For citation: Samigullin V.K. Theological theory of the origin of the state and law // Law and statehood. 2024. № 3 (4). P. 8-20.

Среди многочисленных учений о происхождении государства и права принято выделять такое специфическое учение, ко-

торое обозначают иногда - теологическая теория, а иногда - божественная теория. Приемлемы оба эти обозначения, так как

в понятийном отношении они являются синонимичными.

Считается, что теологическая / божественная теория происхождения государства и права является исторически первой. Уяснить суть обозначенной теории без знания хотя бы основ религии сложно. В этой связи рассмотрим вопрос о религии, вдаваясь в природу этого феномена лишь в той степени, в какой это необходимо и важно для понимания проблемы.

Принято считать, что религия - слово, которое восходит к латинскому глаголу «religare», что значит связывать. Религия включает в себя несколько разнородных компонентов: верования и представления, составляющие систему догматов. Догматика ранних форм религии мифология. Догматика же более поздних форм ее получает закрепление в церковных документах и в богословской литературе; культ - совокупность магических действий, выполняемых в соответствии с догматикой соответствующей религии под руководством и контролем определенной религиозной организации (например, церкви); устойчивый социальный институт, объединяющий последователей той или иной религии на основе общности верований и обрядов; специфический менталитет, в основе которого эмоциональные (чувственные) переживания, связанные с верованиями и культом определенной религии; религиозно окрашенные социальные нормы, которые находят оправдание в системе догматов данной конкретной религии.

Кратко можно сказать так: религия - это всеобщая связь. Сущность религии в том, что она, чрезвычайно специфически отражая реальный мир человека, оправдывает этот мир. Специфику религии определяет основной признак: верования и представления; вера в реальность сверхъестественных явлений и процессов. Так, по Ф. Энгельсу, «... Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму неземных» [7, с. 328].

Благодаря настойчивости ученых и специалистов различных направлений достиг-

нуты впечатляющие успехи в изучении Древнего мира, Античности, Средневековья, Нового времени. Обнаружены цивилизации в таких местах, которые еще совсем недавно считались лишь прибежищем дикарей и варваров. Но все равно окружающий человека мир во многом остается тайной. Ясно одно: во все времена - на Востоке и на Западе, на Юге и на Севере - религия играла значительную роль в жизни и деятельности людей.

Аниматизм, фетишизм, тотемизм, анимизм, магия - формы религии древних. Принято различать национальные религии: индуизм, брахманизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм.

Христианство и Ислам - мировые религии. Некоторые к мировым религиям относят еще и буддизм. Но это мнение оспаривается. Оппоненты полагают, что буддизм - это, скорее, не религия, а философия, облаченная в религиозную форму. Все известные нашему современнику древние народы (шумеры, этруски, квириты, эллины, египтяне, майя, ацтеки и др.) давали божественное объяснение своим законом и властным структурам, особенно если они достигли высокого уровня государственности в определенной форме.

В Древнем Египте считали, что поколению земных правителей предшествовало поколение богов и полубогов. Ими почитался Ра, который не только создатель, но и повелитель всего сущего - царь богов и людей. Ра - первый фараон. А Хор - прообраз всех фараонов, а фараоны - земное воплощение их. Каждый реальный фараон - потомок Ра и Хора.

Сегодня многие авторитеты в науке склоняются к тому, что религиозные представления древних (в особенности, шумеров) о возникновении государства и права, а также о многом другом лежат в первозданном или переработанном виде в основе религиозных взглядов более поздних народов.

Археологами обнаружен каменный столб высотой в 2,25 метра, на котором высечены законы Хаммурапи - шестого царя Вавилона, правившего страной с 1793 года по 1750 год до н.э. Всего 282 статьи, которые охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества. На монолите име-

ется изображение, демонстрирующее божественное происхождение этих законов: царь стоит перед Богом Солнца Шамашем и почтительно принимает от него законы. Исследователи отмечают поразительное сходство в композиции и в деталях текста законов Хаммурапи с текстом Ветхого Завета.

Для древности характерно то, что народы поклоняются не одному богу, а целому пантеону их. Формируется могущественная каста жрецов, которая, возникновение и разрушение государств и правовых систем объясняет тем, что так угодно богам. Премудрые и хитроумные жрецы управляют держателями верховной власти, которые даже тогда, когда в их руках оказывается значительная власть и ими предпринимаются попытки взять верх над жрецами, оказываются зачастую их марионетками. Причем, жрецы осуществляют управление прямо и косвенно власть имущими столь успешно, что некоторые государства, например, Древний Египет, благодаря искусству их влиять на умы, настроения и поведение людей, существуют чрезвычайно продолжительное время.

Нередко одно и то же лицо могло быть верховным правителем государства и одновременно главой влиятельной религиозной конфессии. Ардашир (правил в 224/225 -240/241 гг. н.э.) - царь царей Ирана и одновременно глава общегосударственной религии - зороастризма - поучал своего сына Шапуру (правил в 240/241 - 271/ 272 гг. н.э.): «Знай, что вера и царствование - братья и не могут существовать друг без друга. Вера - это основа царства, а царство защищает его» [4, с. 70].

Античность - новая ступень в развитии человечества. В греческих полисах - крошечных городах-государствах - возникает гигантская культура, которая достигает высшей точки развития в V в. до н. э. Рим, заимствуя достижения греков в духовной сфере (а они питают восточные и западные цивилизации поныне) придает особое значение государственности и праву.

На протяжении всей истории Древней Греции (XXX до н.э. - I до н.э.) и Древнего Рима (753 г. до н.э. - 476 г. н. э.) религия оказывает сильнейшее влияние на формирование отношения к государству и праву.

В обширном пантеоне греческих и римских богов многие из них, особенно Зевс (у греков), Марс (у римлян), предстают как устроители и разрушители стран.

В Древней Греции правосудие имело божественную покровительницу - Фемиду. Хотя в Древнем Риме правовая система была в значительной степени секуляризирована, а государство имело примат над духовными институтами, являлась тотальной самодовлеющей структурой, римские императоры были не только высшими должностными лицами и не только полководцами и верховными судьями, а еще и обладали прерогативами первосвященника, верховного жреца. В отдельные исторические периоды император почитался как Бог.

Христианская точка зрения на происхождение государства и права. Известно, что христианство возникло более двух тысяч лет тому назад в еврейской среде Палестины, оказавшейся в зависимости от правителей Древнего Рима. Первые христиане представляли собой небольшую общину, и члены ее, как и другие иудеи, верили в мессию, но несколько в ином смысле, чем иудеи, верных Яхве и Библии, состоящей из трех частей: Торы, «Исторических» книг, Книги пророков. Христос в переводе с греческого языка означает «мессия» [5, с. 331]. Христианская община, разросшись по мере развития социума, перестав быть состоящей только из евреев, стала по-лиэтничной, масштабной и влиятельной силой. Ее идеи овладели умами многих в разных частях Земного шара, в ряде стран христианство стало даже государственной религией. В 301 году христианство становится государственной религией в Армении, в 324/326 году - в Грузии. В IV веке, при императоре Феодосии (347 - 395 гг.), христианство становится единственной религией в Восточной Римской Империи - Византийской империи или просто Византии, образовавшейся после разделения единой Римской империи в 395 году на две части: Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю

У ранних христиан существование Бога не вызывает никаких сомнений. Папаян Р.А., опираясь на библейские тексты, обосновывает, что, по представлениям христиан, пер-

вое государство, которое образовал Господь Бог, - это Эдем, а первый закон, который Он дал людям - предписание «Не ешь!» [8, с. 172]. Эдем - Царство Божие, где Бог и человек обитали вместе. С грехопадением человека уже различаются Царствие Божие (Царствие Небесное, Царство Небесное, Царство Христово, Царство спасения) и Цар -ство Земное.

Чем отличаются друг от друга эти два царства? Каково их происхождение? Главное отличие: Земное Царство - видимо. Небесное же - невидимо. Иисус Христос оставил своим последователям заповедь: «Итак, не заботьтесь и не говорите «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец наш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это приложится вам (Мф. 6:31 - 33). В Библии, священной книге христиан1, даны правила поведения, часть которых может рассматриваться в качестве правовых норм.

Оставаясь верными основным догматам новой религии (их 12), со временем, однако, христиане расходятся в понимании символа веры. Встречаются и еретики, которые преследуются истинными христианами.

В 1054 году произошел раскол христианства на восточное христианство - православие (центр Константинополь) и западное христианство - католицизм (центр Рим).

В Средневековье, в котором принято различать три периода Раннее, Классическое и Позднее Средневековье, теологическая теория происхождения государства и права становится особенно популярной. Так, средневековые тюрко-татары мыслили так: Отец наш - Небо, Мать - Земля. Бог - на Небе. Хан (каган) - посланник Неба, властитель на Земле. Его слово - Закон, и он - указ для всех тех, кто дети Неба (отца) и Земли (матери). Этим оправдывались действия хана (кагана) как верховного правителя, а также образование и разрушение государственных образований. Христиане настаивают на том, что государство и право своим возникновением и существовани-

ем обязаны Богу. Церковь, руководствуясь принципом «кесарю кесарево, а Богу Богово», настойчиво отстаивает идею, что Церковь выше государства, и по мере своего усиления претендует на место государства в жизни человека и общества. Среди и православных, и католиков появляются богословы и философы, которые обосновывают эту идею.

Православные (Иоанн Дамаскин [675/676 - 749]) обосновывают, что все сущее на Земле от Бога. Отсюда - возникновения и падения государств, изменения законов происходят по усмотрению Бога при активном участии человека, созданного по образу и подобию Бога, наделенного им разумом и волей. Византийскими богословами и императорами (особенно Юстинианом [527 -565], Василием II [958 - 1025]) предпринимались шаги по становлению и развитию Византии как самостоятельного государства, обеспечению ее (Византии) престижа и влияния. Закладываются доктринальные основы взаимоотношений Церкви и государства. Исходя из идеи «Закон от Бога», усиливается деятельность элиты в направлении признания церковных канонов в качестве государственных законов.

Византийская империя, пережив фрагментацию и падение Западной Римской империи в V веке нашей эры, существовала еще тысячу лет. Несмотря на исчезновении Византийской империи с исторической арены (в 1453 году столица империи пала под натиском турок-сельджуков, возглавляемых Мехметом II Завоевателем (Фатихом) [1432 -1481]), для православных Константинополь остается важным центром христианства поныне. Идея о том, что власть императора (трепит) и власть церкви ^асеМойит) являются двумя божественными дарами, исходящими из одного источника - Бога, сохраняет свое значение, служа ориентиром для организации функционального и институционального соотношения светской и духовной сфер в жизни и деятельности людей, прежде всего, православных.

В Западной Римской империи, а после в государствах, образовавшихся после

1 Библия, по-гречески, книга. Она состоит из Ветхого завета (39 книг), который полностью заимствован у иудеев, и Нового Завета (27 книг), отвергаемого иудеями. Новый Завет создавался во второй половине I и II вв. н. э. и состоит из четырех жизнеописаний Иисуса Христа.

ее распада, укореняется католичество. Вместе с тем появляются новые направления в христианстве: протестантизм (начало формирования приходится на XVI в.), лютеранство (основатель Мартин Лютер [1483 - 1546]), кальвинизм (основатель Жан Кальвин [1483 - 1546]), англиканство (начало формирования относят к 1534 г. и связывают с английским королем Генрихом VIII Тюдором [1491 - 1547, король с 1509 г.]), баптизм (возник в Англии в 1609 г.), адвентизм (возник в США в 30-е годы XIX в.), пятидесятники (образовалось в США в начале XX в), методизм (возник в Англии в первой четверти XVIII в., основатель священник Джон Уэсли [1703 - 1791]), свидетели Иеговы (возникли в США в 1870 г., основатель Чарльз Рассел [1852 - 1916]). Известны также и такие направления в христианстве, как арианство, несторианство, которые, однако, осуждены как ереси.

В XII - XIII вв. в Западной Европе приобрела популярность теория «двух мечей». По одной версии данной теории Бог дал Папе Римскому два меча: один - Папе Римскому, второй - королю. По другой версии этой же теории Бог дал два меча: один меч Церковь вложила в ножны и оставила при себе, так как не приставало Церкви самой использовать меч, второй же меч она (Церковь) вручила государям для того, чтобы они могли уверенно вершить земные дела.

Если следовать первой версии теории «двух мечей», то получается: светская власть независима от церковной власти. Если же следовать второй версии этой теории: светская власть является вторичной по отношению к религиозной власти. Но в обоих вариантах теории «двух мечей» власть - от Бога.

Надо сказать, некоторые, признавая, что церковная власть имеет первенство по отношению к государственной власти, проповедовали, что государство - творение Дьявола. Власть королей и князей греховна. Она ведет свое начало от незнающих Бога. От тех, кто гордостью, хищничеством, коварством, обманом, убийствами обрели власть, чтобы господствовать, слепой страстью и невыносимой гордостью, высокомерной неправдой, находясь под воздействием чар Дьявола. Но вот, что удивительно, даже при этой

версии происхождения государства, эти проповедники утверждали, что государственная власть и в этом случае является божественной и поэтому необходим союз Церкви с ней. Так, Григорий VII - Папа Римский в 1073 - 1085 гг. - утверждал: «Папа так превышает императора, как солнце превосходит луну, а потому власть апостольского трона стоит далеко выше могущества королевского престола». Среди католиков особенно почитаются два теолога и философа: Аврелий Августин и Фома Аквинский.

Учение Аврелия Августина. Аврелий Августин Иппонийский (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis [354 - 430]) - богослов, философ, и епископ Гиппона Царского в Нумидии, римской Северной Африке. Он известен также как Блаженный Августин. Наиболее значительные труды его «О граде Божьем», «Христианская этика», «Исповодь». Августин признан святым в Католической церкви, Восточной Православной церкви и Англиканской церкви. Он также является выдающимся католическим учителем церкви и покровителем августинцев. Его память отмечается 28 августа, в день его смерти.

По Августину, Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в мире. Деяния Бога есть благо. Следовательно, все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо. Зло не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие. Зло - не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Бог - источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один. Следовательно, нескольких миров быть не может. Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Время - мера движения и изменения. Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени.

Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство - неизбежное явление социальной

жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире. По Августину, государство - наказание за первородный грех. Оно является системой господства одних людей над другими, и оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире. Справедливое государство - христианское государство. Назначение государства - обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью. Необходимо соблюдать международные договоры. Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые же - те, что начались по законным причинам. Например, в связи с необходимостью отражения нападения врагов. Человечество в историческом процессе образует два «града»: светское государство - царство зла и греха (прототипом которого был Рим) и государство Божие - христианская церковь.

«Град земной» и «Град Небесный» - символическое выражение двух видов любви, борьбы эгоистических («любовь к себе, доведённая до пренебрежения к Богу») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя») мотивов. Эти два града развиваются параллельно, переживая шесть эпох. В конце шестой эпохи граждане «града Божия» получат блаженство, а граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям.

Августин доказывал превосходство духовной власти над светской властью. Восприняв августиновское учение, церковь объявила своё существование земной частью Божьего града, выставляя себя в качестве верховного арбитра в земных делах. Согласно Августину, библейские тексты не должны пониматься буквально, если это входит в противоречие с тем, что известно науке. Он объясняет, что в намерения Святого Духа не входило размещать в Священном Писании научные знания, поскольку это не относится к вопросам спасения.

Учение Фомы Аквинского. Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas, итал. Tommaso d'Aquino [1225 - 1274]) - итальянский теолог

и философ. Наиболее значительные труды его «Сумма теологии», «О правлении государей». В 1323 году Фома Аквинский канонизирован католической церковью как святой, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель Церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев. В 1879 году в энциклике Aeterni patris папы Льва XIII Фома Аквинский признан наиболее авторитетным католическим теологом.

Фома Аквинский разграничивает области философии и теологии. Если предметом первой являются «истины разума», то предмет второй - «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже Божественной премудрости. Теология - священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к Божественному знанию достигается через откровения. Теология может что-то позаимствовать у философских дисциплин. Но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. По Фоме Аквинскому, истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость - стремление постичь Бога, наука же - способствующее этому средство.

Мир - совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Только в Боге сущность и существование нераздельны и тождественны. Фома Аквинский различает два вида существования: существование самосущностное или безусловное; существование случайное или зависимое. Только Бог - подлинное, истинное бытие. Всё остальное существующее в мире (даже ангелы, стоящие на высшей ступени в иерархии всех творений) обладает не подлинным бытием. Чем выше стоят «творения» на ступенях иерархии, тем большей автономией и самостоятельностью они обладают.

По своему положению человек - промежуточное существо между существами или сущностью живого и ангелами. В ряду

телесных созданий - он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу этого человек ответственен за свои поступки. А корень его свободы — мудрость. Будучи первопричиной всех вещей, Бог, вместе с тем, является конечной целью их устремлений. Конечной целью благих человеческих действий является достижение блаженства, состоящее в созерцании Бога. Все остальные цели должны соответствовать конечной цели. Уклонение от них представляет собой зло, коренящееся в недостатке существования и не являющееся некоторой самостоятельной сущностью. Фома Аквинский отдавал должное деятельности, направленной на достижение земных, конечных форм блаженства. Началами собственно нравственных деяний с внутренней стороны являются добродетели, а с внешней - законы и благодать.

По Фоме Аквинскому, божественное начало, будучи первоосновой всего, управляет природой, человеком, обществом, мировым порядком и отдельными государствами. Право - закон, представляющий собой любое повеление разума, которое провозглашается ради общего блага тем, кто печётся об общественности. Фома Аквинский различает следующие виды законов: вечный (божественный), естественный, человеческий.

Тот закон вечный, посредством которого божественное провидение управляет миром, не делая, однако, излишним другие виды закона, проистекающие от него. Естественный закон - закон совместного существования, выживания и сохранения рода. Основной постулат его - надлежит стремиться к благу и совершать благое. Зло же надлежит избегать. Человеческий закон, конкретизируя постулаты естественного закона, регулирует поведения людей, внушая страх, контролируя и наказывая порочных людей; тех, которые бессовестны, а потому не поддаются убеждениям и наставлениям. По Фоме Аквинскому, исторически сложившееся позитивное законодательство, являющееся продуктом человеческих установлений, может быть при определённых условиях изменено. Однако при этом нельзя забывать о том, что благо отдельного человека, общества и государства определя-

ется божественным замыслом, и нарушение человеком божественных законов является действием, направленным против его собственного блага.

По учению Фомы Аквинского, вся власть на Земле от Бога. Для человека общественная жизнь естественна, но она требует управления, которая шести видов, что зависит от принадлежности власти одному, немногим или многим, а также от того, исполняет ли данная форма правления надлежащую цель - сохранение мира и общего блага, или же преследует частные цели правителей, противоречащие общественному благу. Справедливые формы правления - монархия, аристократия и полисная система, несправедливые - тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления - монархия, поскольку движение к общему благу наиболее эффективно осуществляется, направляясь единым источником; соответственно наихудшая форма правления тирания, поскольку зло, осуществляемое волей одного, больше, чем зло, проистекающее из множества различных воль. Демократия лучше тирании тем, что служит благу многих, а не одного. Фома Аквинский оправдывает борьбу с тиранией, особенно если установления тирана явно противоречат божественным установлениям (например, принуждая к идолопоклонству). Единовластие справедливого монарха должно учитывать интересы различных групп населения и не исключает элементов аристократии и полисной демократии. Церковную власть Фома ставил выше светской власти, ввиду того, что первая направлена на достижение божественного блаженства, в то время как вторая ограничивается преследованием лишь земного блага. Но и при решении этой задачи она не может обойтись без помощи высших сил и благодати.

В течение ряда веков учение Фомы Аквинского, развиваясь в узко-конфессиональных рамках, не играла заметной роли. Однако с конца XIX века оно начинает вызывать широкий интерес и стимулировать актуальные исследования теологической и философской направленности под общим названием - неотомизм.

Основателем неотомизма является Жак Маритен (1882 - 1973), который отстаи-

вает положение о «первоинициативе» Бога во всех человеческих начинаниях. Следовательно, также в образовании и развитии государства и права. У протестантов популярен Мартин Лютер (монашеское имя — Августин) (нем. Martin Luther [1843 - 1546], который своими знаменитыми 95 тезисами (31 октября 1531 г.) и своей предшествующей им и последующей деятельностью посеял сомнения в массах в справедливости католических догматов. Так, он считал, что достижению спасения способствуют только вера, благодать и Писание; духовенство не является необходимым посредником между Богом и человеком; нет труда благородного или презренного; мёртвые ничего не знают; право не от Бога, право - не против Бога, оно лишь без Бога. Вместе с тем он способствовал упрочению христианства в версии протестантизма среди немцев, формированию немецкого национального духа, становлению немецкого литературного языка. Заметим, Мартин Лютер перевел первым «Библию» с латинского языка на немецкий язык.

Учение о божественном происхождении государства и права в Древней Руси. Под влиянием Византии в Древней Руси, которую именуют еще Киевская Русь, православие начало распространяться с VIII века и к концу Х века оно официально утверждается как государственная религия. Принято считать, что в 998 г. Киевская Русь приняла крещение. При этом, замечают многие исследователи, население и знать не вполне отошли и от языческих традиций, которые проявляли себя в народной среде даже в XV - XVI вв. С крещением стержнем официальной идеологии Киевской Руси становится учение о божественном происхождении княжеской власти. Однако это учение несколько отличается от учения о божественном происхождении власти, распространенной среди православных в Византии и католиков на Западе.

В Древней Руси верховной правитель именуется различно: «князь», «великий князь», «единодержец», «самодержец», «царь», «каган». При этом, древнерусская православная традиция, отстаивая божественное происхождение государства и права, акцент делает не на божественности лидера, а на его

обязанностях. Бог избирает конкретного человека на роль главы государства не для того, чтобы он, почивая на лаврах, быть только правителем, перстом указующим, а для того, чтобы служить всей Земле Русской: поддерживая порядок в ней, защищая ее от врагов, отправляя правосудие, украшая ее. Идеальный правитель тот, который труженик, воин, устроитель, даже церковный проповедник и организатор церкви. Так, видный церковный деятель Киевской Руси митрополит Никифор (XI век - 1121) в Послании князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, в крещении Василий (1053 - 1125) говорит: «Ведай, благоверный княже, что душа наша создана дуновением Божиим и по образу Божиему. В ней три части, или силы: разум (словесное), чувство (яростное), воля (желанное). Разум выше других ... чувство - выражается в ревности по Боге и в неприязни к врагам Божиим ... воля -при добром употреблении ее человек постоянно имеет желание к Богу, забывая обо всем прочем».

По митрополиту Никифору, князь есть не только государственный, а и религиозный деятель. Он воплощает собой не насилие над обществом, а душу подвластного ему общества. Монах псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей (1465 - 1542) писал: «Да в-Ьси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидаша и конецъ снидошася во едино царъство нашего государя, по пророчъ-скимъ книгам то есть Ромеиское царство. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». По Филофею, Древний Рим и Византия образы «Ромеева царства» в смысле идеального царства как царства Господа Бога. После их крушения этот образ перешел на Московское царство. Два образа «Ромеева царства» пали, может пасть и третий образ, то есть Московское царство. Если даже падет Московское царство, «Ро-меево царство» как царство Господа Бога не разрушится, так как оно неразрушимо, ибо идеал бессмертен. Только, к несчастью для православных, если не станет православного Московского царства, то, по Филофею, стремиться к этому идеалу будет уже некому. Отсюда - концепция «Москва - Третий Рим», которая с крушением Византийской

империи получила распространение в Московии - молодом христианском государстве. В Новое время уже в Имперской России популярным стал лозунг «Православие, самодержавие, народность», в основе которого сходная с древнерусскими идеями представление о божественном происхождении государства и права.

Ислам о происхождении государства и права. Ислам возник в VII веке. В переводе с арабского языка на русский язык слово «ислам» означает послушание, подчинение. Ислам - это мир, в котором человек может достичь гармонии между телом и душой, если будет послушен Аллаху - господу Вселенной. Те, кто следует Исламу, - мусульмане - люди преданные Аллаху, послушные и справедливые. Ислам предполагает, чтобы мусульмане были тверды в вере (Имане). Ислам не может существовать без Имана. Где нет Имана, нет и Ислама. Где нет Ислама, там Куфр, природа и форма которого могут быть самыми разнообразными.

Принято считать, что Ислам самая молодая мировая религия. С этим можно согласиться. Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на следующее. Имеются определенные основания считать, что в основе Ислама древнейшая монистическая религия, модернизированная применительно к вызовам своего времени с учетом данных иудаизма, христианства и некоторых других религий. Например: зороастризма, манихейства. По существу Ислам представляет собой облеченный в религиозную форму инновационный социальный проект обустройства жизни средневековых жителей Аравийского полуострова. По мере укрепления позиций Ислама его последователи претендуют уже на большее - на ис-ламизацию населения всей Земли.

Основные заповеди ислама сводятся к следующему: «Нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммад - пророк его»1. Намаз (салат) -обязательная пятикратная молитва. Ураза -пост в месяц Рамазан / Рамадан / Рамадан. Закат - пожертвование в размере 2,5 процента от дохода состоятельных лиц тем, кто нуждается. Хадж - паломничество в святые места (в Мекку). Джихад - защита Ислама.

Некоторые полагают, что Ислам рассматривает Аллаха как личность, антропоморфное существо мужского пола. Между тем, если следовать Исламу, то Аллах не только один и един, а еще и бестелесен, неизменен, пребывает нигде и везде одновременно. Он беспол, у него нет ни мужа, ни жены, ни матери, ни детей, он не родивший и не рожденный. При этом Аллах всемогущ. Его слово есть истина. Он знает тайное (сокровенное) и явное. Аллах - творец Вселенной и человека, всего живого и неживого, прошлого, настоящего и будущего. Качества и возможности Аллаха передают его 99 прекрасных имен.

Словом, по Исламу, Аллах - мусульманское первобожество, которое никак не тождественно богам других религий, в том числе иудаизма и христианства. Существует мнение, что Ислам своим происхождением обязан пророку Мухаммаду (570 - 632). Некоторые называют его даже «основателем Ислама». Его ставят на второе место после Аллаха. Затем идут праведные халифы: Абу Бакр (632-634); Умар ибн аль-Хаттаб (634 -644); Усман ибн Аффан (644 - 656); Али ибн Абу Талиб (656 - 661), Однако, истинные мусульмане, убеждены в том, что Ислам -религия всех пророков. Они твердо стоят на том, что все пророки принесли от Всевышнего одинаковое послание; они не создатели Ислама, а только его посланники.

Некоторые авторы, мысля категориями, не свойственными Исламу, утверждают, что Мухаммаду вместе со своими сподвижниками, опираясь на Ислам, удалось создать новое государство. Между тем, в мусульманской доктрине говорится об умме, которое ни то, что государство в светских учениях о нем. А Халифат и Имамат -не монархия и не республика в той интерпретации, что можно встретить в отечественных учебниках по теории государства и права или по конституционному праву.

Умма - это мусульманская община с некоторыми элементами теократической государственности, а халифат и имамат - настоящие теократические государства. Все они возникают по воле Аллаха. Только Он - глава этих образований, но-

1 Приведенное шахада мусульман-суннитов, шахада же мусульман-шиитов несколько иное: «Свидетельствую, что нет богов, кроме Аллаха, и еще свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха и Али - наместник Аллаха».

ситель суверенитета их. Политические лидеры, придя к верховной власти тем или иным легитимным способом, могут заниматься исполнительно-распорядительной, законодательной и судебной деятельностью, но в рамках мусульманского права. Их деятельность не может противоречить канонам Ислама, нарушать слово Аллаха. Иное - ведет к катастрофе.

Мусульманское право - специфический культурологический и цивилизационный феномен. Мусульмане относятся к нему как к ценности, различая в нем божественное, естественное начало (шариат) и рукотворное, человеческое начало (фикх). То, что относится к области творения человека (рассудка, разума) - относительная ценность, а то, что относится к области божественного, естественного начала - абсолютная ценность. Так, Абдул А ла Маудиди пишет: «Человеческие знания очень ограничены. На любом этапе своей жизни человек не знает, что хорошо и что плохо для него, что опасно и что полезно. Поэтому Бог избавил его от испытаний и ошибок и дал ему Закон, который является правильным и полным кодексом жизни для всего человечества.

С течением времени преимущества этого кодекса (его правдивость, другие достоинства) становятся все более ясными для людей, хотя есть такие, которые не оценивают всех его достоинств. Дальнейший прогресс знаний покажет преимущества этого кодекса в еще более ясной перспективе. Люди, которые отрицали Божественный кодекс и возлагали свою веру на человеческий разум, после совершения грубых ошибок и печальных экспериментов начинают понимать предписания Шариата. Но все это ценой больших потерь [1, с. 156].

Индусы почитают Веды, зороастриан-цы - Авесту, иудеи - Ветхий Завет, христиане - Ветхий Завет и Новый Завет, считая эти книги священными. Представители каждой религии убеждены в том, что только их книга (и, соответственно, вера) является правильной. Для мусульман «Книгой книг» является Коран (аль-Кур'ан) - чтение. Ко-

ран представляет собой солидную книгу на арабском языке объемом более 500 страниц [12, с. 7]1. Он разбит на написанные рифмованной прозой суры (главы), состоящие из аятов. Всего в Коране 114 сур и большое число аятов. Мусульманская традиция подразделяет все суры Корана на мекканские и мединские. Коран - книга предвечная, боговдохновенная, слово Аллаха. Согласно каноническим мусульманским преданиям, Аллах надиктовал пророку Мухаммаду Божественную книгу через своего посланца -Архангеля Гавриила (Джабраиля).

Священные персонажи в Коране те же, что и в Библии, но их имена арабизированы. Например: Соломон - Сулейман, Моисей -Муса, Иисус - Иса. Также арабизации подверглись и библейские истории, носящие, однако, здесь отрывочный, несистематизированный характер. Коран - первоисточник мусульманского права в том смысле, что из его сур выводятся многие правовые нормы, в особенности шариата; на нем присягают и дают клятву, нарушений которых тягчайшие грех и преступление. Кроме того, Коран и шариат служат «вдохновением» для развития законодательства (позитивного права) тех государств, где Ислам является государственной религией и играет значительную роль в жизни человека и общества.

Вместе с тем с определенными оговорками Ислам в качестве источников права рассматривает также сунну, мнение саха-бов, кияс, урфу.

В Исламе существуют несколько течений, но главных два: суннизм и шиизм. Также в Исламе сформировались несколько школ, именуемые мазхабами: ханифитский (основатель Абу Ханифа ибн Сабит [699 - 767]; маликитский (основатель Малик ибн Анас [713 - 795]; шафиитский (основатель Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафин [767 - 819]; ханбалитский (основатель Ахмад ибн Ханбал [780 - 855]; джифаритский (основатель Джафар ас - Садик [702 - 765].

Сунниты и шииты, мазхабы, расходясь по отдельным вопросам, в целом стоят на одних и тех же принципиальных пози-

1 Существуют тексты Корана и на других языках: французском, немецком, английском, татарском, башкирском. Переведен он и на русский язык. Первым переводчиком Корана непосредственно с арабского языка на русский язык является Гордий Семенович Саблуков (1804 - 1880). Он родом из селения Аскино, ныне поселение Архангельское, что в Республике Башкортостан. Не путать с Асино, что в Иркутской области, а также с Аскино, что административный центр самого северного района современного Башкортостана.

циях. На их развитии время сказывается таким образом, что различия между ними все более отодвигаются на задний план. Ведущей тенденцией становится усиление ин-тегративных начал. В основных принципах и нормах сунниты и шииты, мазхабы сходятся. Так, каждый мусульманин в выборе поступков связан следующими типами вариантов поведения: фарз (ваджиб), халяль -харам, мандуб (мустахабб), макрух, мубах.

Формирование властных структур в Исламе своеобразное, но в целом образование уммы, а в дальнейшем - халифатов и имаматов, мусульманского права, в основе которого шариат, мусульманами рассматривается как производные от воли Аллаха. Мусульмане убеждены в том, что Аллах велик, и без Его участия в мире ничто не совершается [6, 9, 10, 11, 13].

Итак, попытаемся подвести итог нашим рассуждениям о теологической теории происхождения государства и права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При основательном погружении в предмет выясняется, что существуют различные религиозно окрашенные взгляды на происхождение государства и права, в которых можно обнаружить общее и особенное. Некоторые из этих учений имеют такой уровень концептуального оформления, что вполне могут оцениваться даже как доктрина. Но даже в таком качестве ни одно религиозного характера учение о происхождении государства и права не получило всеобщего признания. В пространстве и во времени ни одно такое учение не утвердилось в качестве абсолютно истинной доктрины, если даже на продолжении значительного времени оно упорно претендует на то.

Общим для всех религиозного характера взглядов на происхождение государства и права являются некоторые исходные посылы: теоцентрическая направленность, обожествление личности политического лидера, религиозный характер ключевых принципов и норм, направленных на регулирование поведения определенного круга лиц; требование, не сомневаясь, верить в истинность этих принципов и норм.

Вместе с тем каждое религиозного характера учение о происхождении государства и права имеет особенности различия

в деталях: в символе веры, в обозначении Первобожества, в объяснении его взаимоотношений с верховными правителями, религиозной и светской властью, населением в целом. Немаловажное значение имеет языковое оформление текстов предписаний правовых систем.

Особенности учений о божественном происхождении государства и права, взятые в отдельности и в совокупности, не позволяют отождествлять их, создают сложности на пути объединения их в одно целостное и завершенное учение. Вместе с тем то общее, что присущее им, открывает возможность вести о теологической теории происхождения государства и права, разумеется, с известными условностями и допущениями.

Важнейшая особенность теологической теории происхождения государства и права - теоцентризм и теократизм. Последовательное развитие любого религиозного учения на происхождение государства и права ведет к идее политического боговластия, которая предполагает институционализацию публичных структур властвования в устойчивые образования, похожие на государственные учреждения, а иногда и в само государство. Но это в теории. На практике это удается не всегда.

В результате, несмотря на теоцентризм и теократическую направленность религиозных учений о происхождении государства и права и об их дальнейшем развитии, на деле формируются системы, которые могут быть обозначены как теократия, це-заропапизм и иерократия. Если при теократии духовенство формально (а нередко и фактически) управляет государством, то при цезаропапизме правитель не допускает самостоятельной власти священников (церкви) и подчиняет ее себе, а при иеро-кратии духовенство обладает определенной самостоятельностью.

Как должен вести себя по отношению к теологической теории происхождения государства и права тот, кто претендует на статус объективного исследователя -ученого? Развенчать эту теорию как несостоятельную? Или прославить ее как могущественное учение, в полном объеме объясняющее не только возникновение го-

сударства и права, а и развитие их? Степень религиозности населения, взятого в мировом масштабе и в разрезе отдельных национальных суверенных государств, остается достаточно высокой. Но значительна и доля атеистов, а также просто неверующих. В этой связи отношение к теологической теории происхождения государства и права неоднозначное. Одни считают ее верной, другие - нет. И первые, и вторые в обосновании своей позиции приводят доводы, ориентируясь на то, что, с их точки зрения, имеет решающее доказательственное значение. Если не уходить полностью в область фантазии, то никто из них не может освободиться от того, что образует область мифов, что относится к артефактам, религиозным текстам. Большое значение для понимания сути этой теории, ее содержания, характера, назначения имеют произведения теологов (богословов), философов, ученых, специалистов.

Теологи большее внимание уделяют происхождению закона божьего, божественного права. Происхождение и существование светского государства и права они часто увязывают с образованием религиозной организации, главой которой в зависимости от особенностей религиозной конфессии признается определенный лидер, который священными узами связан с первопричиной всего - Всевышним. Он же опять же в зависимости от конфессии и составляющих ее людей может именоваться по-разному. Например, Великий дух, Ра, Ахура Мазда, Зерван, Тангре, Яхве, Один, Бог, Аллах.

Атеист или просто неверующий может оставить обозначенную теорию без внимания. Нельзя же всерьез рассматривать вопрос о происхождении государства и права, как и, впрочем, других явлений и процессов, которые обусловлены божьей волей, божьим промыслом, если для атеиста или неверующего Бога нет или, по меньшей мере, существование его весьма сомнительно. В этой связи те авторы, которые симпатизируют атеистам и неверующим теологическую теорию происхождения государства и права в учебники и учебные пособия по курсу теории государства и права или права и государства не включают. Другие

же подобные им авторы, если и включают эту теорию в те или иные дидактические пособия, освещают ее поверхностно, безапелляционно относя к разряду ненаучных, следовательно, вредных теорий. В Союзе ССР, где атеизм достиг апогея, теологическая теория происхождения государства и права признавалась не соответствующей марксизму-ленинизму как научному учению о развитии человека и общества. А это же учение считалось единственно верным, а потому непобедимым. И его должен был знать всякий, кто считает себя просвещенным человеком. Более того, ему же он был обязан неукоснительно следовать в своей повседневной жизни. По существу, в Союзе ССР марксизм-ленинизм был светской религией.

Нередко происхождение государства и права объясняется, понимая государство и право весьма абстрактно. В этом случае не учитывается то, что реальные государственно-правовые системы - это одно, а государство и право как понятия - другое. И совсем иное государство и право как идея.

Реальные государства и правовые системы, будучи взаимосвязанными, появляются и исчезают. Исчезают даже те государственно-правовые системы, которые претендовали на вечное существование. Случается, что они, перестав существовать в одно время, в другое время возрождаются. Известны и случаи, когда государства не стало, а право, которым оно руководствовалось, продолжает существовать и действовать, благодаря подвижничеству тех, кто остался верен этому праву.

Как понятия же государство и право - результат мыслительной деятельности. В этом отношении они служат инструментом интеллектуального познания. Идеализированные же государство и право, - государство как Царство Божие, а право как Слово Бога, - для верующих людей, к какой бы религиозной конфессии они не принадлежали, служат нравственной, морально-психологической опорой в жизни и в повседневной деятельности. В таком качестве они позволяют в духовном отношении удерживать отдельного человека, группы (страты) и массы в определенных рамках приличия, свойственного цивилизованному

и культурному обществу и его государственности. Несмотря на мистический антураж религиозным учениям о происхождении государства и права, особенно тем, что развиваются в рамках христианства и Ислама, присущи гуманистические начала. И это делает такие учения привлекательными, хотя ученый мир и считает их ненаучными.

Следовательно, теологическая теория происхождения государства и права, данная в различных версиях в зависимости

от исторической обстановки, вызовов времен, требует внимания и анализа. Вдумчивый исследователь, для которого истина превыше всего, может извлечь много пользы, если изберет путь, поставив себе целью понять суть, содержание, формы и проявления этой теории для решения теоретически и практически значимых задач в условиях современности, веря, надеясь, любя, не отрываясь вместе с тем от реалий действительности.

Список литературы

1. Абдул А.Л. Основы Ислама / пер. Шейх И. Мухаммада, 2001. - 182 с.

2. Бернард Дж. Вайсс. Дух мусульманского права / Пер. с англ. М. - СПб. : Издательство «ДИЛЯ», 2008. - 320 с.

3. Галяутдин И. Ислам против террора. Казань, 2005. - 27 с.

4. Луконин В.Г. Культура Сасанидского Ирана, М., 1969. - 244 с.

5. Каутский К. Происхождение христианства: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1990. - 463 с.

6. Кучер О.Н. Семотюк О.П. Ислам. Ростов н/Д «Феникс», Харьков: «Торсинг», 2004. - 288 с.

7. Маркс К. и Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Соч. Т.20. - 858 с.

8. Папаян Р.А. Христианские корни современного права. М.: Издательство НОРМА, 2002. - 416 с.

9. Попов В.В. Выдающийся деятель исламского мира профессор Экмеледдин Ихсаноглу (Генеральный секретарь Организации Исламская Конференция). Москва - Нижний Новгород: ИД «Медина», 2010. - 320 с.

10. Самигуллин В.К. Ислам и право: опыт постижения. - Уфа, 2006. - 240 с.

11. Самигуллин В.К. Восток: мозаика правовых традиций. - М.: Монография, 2021. - 208 с.

12. Самигуллин В.К. Правовые новеллы. - Уфа, 2021. - 168 с.

13. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. - М.: Наука, 1986. - 256 с.

References

1. Abdul A.L. Osnovy Islama / per. Shejh I. Muhammada, 2001. - 182 s.

2. Bernard Dzh. Vajss. Duh musul'manskogo prava / Per. s angl. M. - SPb. : Izdatel'stvo «DILYA», 2008. - 320 s.

3. Galyautdin I. Islam protiv terrora. Kazan', 2005. - 27 s.

4. Lukonin V. G. Kul'tura Sasanidskogo Irana, M., 1969. - 244 s.

5. Kautskij K. Proiskhozhdenie hristianstva: Per. s nem. M.: Politizdat, 1990. - 463 s.

6. Kucher O.N. Semotyuk O.P. Islam. Rostov n/D «Feniks», Har'kov: «Torsing», 2004. - 288 s.

7. Marks K. i Engel's F. Anti-Dyuring. Soch. T.20. - 858 s.

8. Papayan R.A. Hristianskie korni sovremennogo prava. M.: Izdatel'stvo NORMA, 2002. - 416 s.

9. Popov V.V. Vydayushchijsya deyatel' islamskogo mira professor Ekmeleddin Ihsanoglu (General'nyj sekretar' Organizacii Islamskaya Konferenciya). Moskva - Nizhnij Novgorod: ID «Medina», 2010. - 320 s.

10. Samigullin V.K. Islam i pravo: opyt postizheniya. - Ufa, 2006. - 240 s.

11. Samigullin V.K. Vostok: mozaika pravovyh tradicij. - M.: Monografiya, 2021. - 208 s.

12. Samigullin V.K. Pravovye novelly. - Ufa, 2021. - 168 s.

13. Syukiyajnen L.R. Musul'manskoe pravo. - M.: Nauka, 1986. - 256 s.

Информация об авторе (авторах): Самигуллин Венир Калимуллович, профессор кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России (450103, Россия, Уфа, ул. Муксинова, 2), доктор юридических наук, профессор.

Information about the author(s): Samigullin Venir Kalimullovich, professor at the Departament of Constitutional Law of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (450103, Russia, Ufa, Muksinova St., 2), Doctor of Law, Professor.

Статья поступила в редакцию 12.07.2024; одобрена после рецензирования 02.08.2024; принята к публикации 25.09.2024.

The article was submitted to the editorial office of the 12.07.2024; approved after 02.08.2024 review; accepted for publication 25.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.