Научная статья на тему 'ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФЕНОМЕНА МИЛОСЕРДИЯ В ИСЛАМСКОЙ ТРАДИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФЕНОМЕНА МИЛОСЕРДИЯ В ИСЛАМСКОЙ ТРАДИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
231
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕОЛОГИЯ / МИЛОСЕРДИЕ / ВСЕОХВАТНОСТЬ БОЖЕСТВЕННОГО МИЛОСЕРДИЯ / МИРОТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСЛАМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Седанкина Т. Е.

В представленной статье осуществлена теологическая интерпретация феномена милосердия в контексте исламской традиции, которая является необъемлемой частью духовной жизни России. В начале милость и милосердие рассматриваются как «атрибуты Аллаха «Ар-Рахман» («Милостивый») и «Ар-Рахим» («Милосердный»)» [29, с. 43] с акцентом на учение о всеохватности божественного милосердия выдающегося татарского религиозного мыслителя начала ХХ века Мусы Джаруллаха Бигиева. Далее на основе Корана и хадисов анализируется пророческая миссия Мухаммада, проповедующего проявление милосердия и сострадания к родным и близким, детям, сиротам, больным, бедным и обездоленным, а также к незнакомым, иноверцам и даже притеснителям; миссия, рассматриваемая мусульманскими мыслителями как милость Аллаха, проявленная всем мирам. Отмечается, что проявление милосердия и сострадания является одной из основных составляющих религиозной практики мусульман, средством спасения, приводящим к искуплению грехов и избеганию наказания; получению награды и места в раю; защите от мук, ожидающих умершего в могиле и от испытаний Судного дня. Делается акцент на том, что акты «милосердия в исламе, рассматриваемое как базовое качество и потребность, коренящаяся в деятельной социальной природе человека, носят как обязательный, так и рекомендательный характер, одним из проявлений которого является благотворительность»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGICAL INTERPRETATION OF THE PHENOMENON OF MERCY IN THE ISLAMIC TRADITION IN THE CONTEXT OF SPIRITUAL SAFETY

The presented article provides a theological interpretation of the phenomenon of mercy in the context of the Islamic tradition, which is an integral part of the spiritual life of Russia. At the beginning, mercy and mercy are considered as attributes of Allah "Ar-Rahman" ("Clement") and "Ar-Rahim" ("Merciful") with an emphasis on the doctrine of the all-encompassing divine mercy of the outstanding Tatar religious thinker of the early twentieth century Musa Jarullah Bigiev. The presented article provides a theological interpretation of the phenomenon of mercy in the context of the Islamic tradition, which is an integral part of the spiritual life of Russia. At the beginning, mercy and mercy are considered as attributes of Allah "Ar-Rahman" ("Clement") and "Ar-Rahim" ("Merciful") with an emphasis on the doctrine of the all-encompassing divine mercy of the outstanding Tatar religious thinker of the early twentieth century Musa Jarullah Bigiev. Further, based on the Koran and hadiths, the prophetic mission of Muhammad is analyzed, preaching the manifestation of mercy and compassion for relatives and friends, children, orphans, the sick, the poor and the disadvantaged, as well as for strangers, gentiles and even oppressors; a mission viewed by Muslim thinkers as the mercy of Allah shown to all the worlds. It is noted that the manifestation of mercy and compassion is one of the main components of the religious practice of Muslims, a means of salvation, leading to the atonement of sins and avoidance of punishment; receiving an award and a place in paradise; protection from the torment awaiting the deceased in the grave and from the trials of the Day of Judgment. The emphasis is made on the fact that acts of mercy in Islam, considered as a basic quality and need rooted in the active social nature of a person, are both obligatory and recommendatory, one of the manifestations of which is charity.

Текст научной работы на тему «ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФЕНОМЕНА МИЛОСЕРДИЯ В ИСЛАМСКОЙ ТРАДИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ИСТОРИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

УДК 130.2 Б01: 10.24412/2071-6427-2021-5-119-135

Теологическая интерпретация феномена милосердия в исламской традиции в контексте духовной безопасности

В представленной статье осуществлена теологическая интерпретация феномена милосердия в контексте исламской традиции, которая является необъемлемой частью духовной жизни России. В начале милость и милосердие рассматриваются как «атрибуты Аллаха «Ар-Рахман» («Милостивый») и «Ар-Рахим» («Милосердный»)» [29, с. 43] с акцентом на учение о всеохватности божественного милосердия выдающегося татарского религиозного мыслителя начала ХХ века Мусы Джаруллаха Бигиева. Далее на основе Корана и хади-сов анализируется пророческая миссия Мухаммада, проповедующего проявление милосердия и сострадания к родным и близким, детям, сиротам, больным, бедным и обездоленным, а также к незнакомым, иноверцам и даже притеснителям; миссия, рассматриваемая мусульманскими мыслителями как милость Аллаха, проявленная всем мирам. Отмечается, что проявление милосердия и сострадания является одной из основных составляющих религиозной практики мусульман, средством спасения, приводящим к искуплению грехов и избеганию наказания; получению награды и места в раю; защите от мук, ожидающих умершего в могиле и от испытаний Судного дня. Делается акцент на том, что акты «милосердия в исламе, рассматриваемое как базовое качество и потребность, коренящаяся в деятельной социальной природе человека, носят как обязательный, так и рекомендательный характер, одним из проявлений которого является

Как цитировать статью: Седанкина Т. Е. Теологическая интерпретация феномена милосердия в исламской традиции в контексте духовной безопасности // Ценности и смыслы. 2021. № 5 (75). С.119-135.

Т. Е. Седанкина

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой систематической теологии ЧУВО «Российский исламский институт», Казань.

E-mail: tatiana-svetlaya@ mail.ru

Tatyana Ev. Sedankina

Ph.D (Education), Associate Professor, head of the Department of systematic theology of the "RUSSIANIslamic Institute", member of the Association of Psychological Assistance to Muslims, Kazan, Russia

благотворительность» [37, с. 17].

Ключевые слова: духовная и религиозная безопасность; теология; милосердие; всеохватность божественного милосердия; миротворческий потенциал ислама.

Введение

Безопасность страны, обеспечивающаяся благодаря особому вниманию к ее ключевым взаимосвязанным компонентам (национальной, духовной и религиозной безопасности), является одной из важнейших ценностей гражданского общества. Президент В. В. Путин в феврале 2007 года на пресс-конференции в Москве подчеркнул, что «укреплению российской государственности, созданию необходимых предпосылок для обеспечения внешней и внутренней безопасности страны способствуют как ядерный щит России, так и традиционные конфессии России» [13]. Профессор В. Ю. Гадаев убежден, что вышеперечисленные виды безопасности «органически взаимосвязаны» [9, с. 13]. Духовная безопасность, заключающаяся в осуществлении защиты духовных интересов граждан как от внешних, так и от внутренних угроз [6, с. 147], способствует сохранению и популяризации таких нравственных ценностей, как патриотизм, толерантность, милосердие, сострадание, а также укреплению духовной сферы общества, включающей в себя «культурную, идеологическую, информационно-психологическую, научно-образовательную и религиозную безопасность» [35, с. 13]. Особое внимание важности обеспечения «религиозной безопасности общества» [15, с. 19] уделяет Ш. Р. Кашаф. В постановлении Государственной думы четко прописано: «Считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной» [27].

Осмысление значимости вопросов духовной безопасности, фундаментальным сегментом которой является безопасность религиозная, стал актуальной темой современных исследований. Так, С. Н. Борисов и А. М. Дмитраков убеждены, что в современных реалиях духовную безопасность необходимо перевести с периферийных позиций на основные. Исследователи ратуют за целесообразность институционализации духовности, что позволит снять противоречие между мирским и сакральным, дополнив понятие безопасности «элементом духовности — дружественным Другим», ослабляющим «дихотомию свой-чужой» [3, с. 47].

Следует признать особый вклад традиционных религий в развитие духовной безопасности страны. С. Н. Борисов полагает, что благодаря вере, способствующей поиску ответов на экзистенциальные вопросы, жизнь становится более безопасной, а также осуществляется эффективное посредничество между своими и другими, что является «мощным источником солидарности и дихотомии свой — чужой» [4, с. 52]. В связи с этим В. Ю. Гадаев убежден, что в рамках государственной политики необходима разработка комплекса мероприятий, способствующих обеспечению защиты традиционных духовных ценностей народов России [9, с. 16].

Одним из первых шагов в данном направлении стало создание в декабре 1998 года Межрелигиозного совета [20], который ставил своей целью объединение духовных лидеров и представителей четырех духовных конфессий страны, ратуя за «развитие отечественной теологической школы и ее признание государством», за предоставление россиянам возможности получения знаний, касающихся духовных и культурных традиций народов нашей страны, за утверждение традиционных духовных ценностей, согласия и стабильности.

Особым шагом, способствующим развитию духовной безопасности страны, стала образовавшаяся в феврале 2018 года Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА), способствующая консолидации научно-образовательного и духовного сообщества с целью осуществления совместной научной, методической и экспертной деятельности вузов страны, реализующих направление подготовки «Теология». «Становление профессионального теологического сообщества на базе светских университетов, а также вузов, принадлежащих традиционным религиям России, с привлечением к этой работе иных научных, образовательных, общественных, религиозных, организаций и объединений, будет служить интересам устойчивого и безопасного развития нашего многонационального и многоконфессионального государства» [26],— записано на главной странице официального сайта НОТА. Как отметил Митрополит Волоколамский Илларион: «При всех вероучительных и культурных отличиях, общее ценностно-мировоззренческое ядро является залогом взаимодействия различных религий, «залогом сохранения единства нашей великой многонациональной страны, которое мы обязаны сберечь не только для себя, но и для будущих поколений». [23, с. 27].

Как отметила тогдашний Министр образования и науки РФ Васильева О. Ю. на первой Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве», «важным направлением в развитии Теологии должно стать осмысление фундаментальных понятий и ценностей, которые дала нам теологическая наука» [5]. Продолжая данную мысль, Митрополит Волоколамский Илларион подчеркнул важность изучения религиозных феноменов в теологическом контексте, то есть в рамках конкретной религиозной традиции» [23, с. 21].

В данной статье осуществлена попытка теологической интерпретации феномена милосердия в контексте исламской традиции, которая является необъемлемой частью духовной жизни России. Во время официального открытия Соборной мечети в Москве В. Путин отметил, что гуманистические ценности ислама, так же как ценности других традиционных религий России, способствуют развитию чувства милосердия, учат справедливости и заботе о близких» [4].

Теоретической базой представленного исследования послужили как работы современных авторов научных изданий, так и российские исламские порталы, осуществляющие просветительскую деятельность среди широких слоев населения, а также работы средневековых мусульманских мыслителей, переведенные на русский язык.

Современные исследования, в которых уделено внимание вопросам милосердия в исламской традиции: диссертационное исследование Гусейновой З. И., затрагивающей вопросы милосердия, которое, согласно исламской парадигме, постепенно избавляет от душевных недугов, меняя внутренний мир человека; статьи Т. П. Ларионовой, изучающей конкретные проявления милосердия и благотворительности религиозными организациями России на примере Республики Татарстан; работы С. В. Мельника, анализирующего вопросы миротворчества и ненасилия в мусульманском мире; исследования С. В. Резника, анализирующего вопросы насилия-ненасилия в исламском дискурсе, а также идеологе-мы мира и милосердия в исламской теологии. Работы Е. А. Царенковой и С. Л. Луниной, касающихся рассмотрения милосердия в качестве смыслообразующей составляющей; исследования А. Г. Хайрутдинова, занимающегося изучением духовного наследия Мусы Бигиева, основной идеей которого является идея всеохватывающего божественного проявления; Джамаля Крафесса, генерального директора благотворительной

организации «Исламская помощь» (Швейцария), подробно разбирающего вопросы важности гуманитарной деятельности в исламской традиции.

Российские исламские порталы, осуществляющие просветительскую деятельность среди широких слоев населения, уделяют большое внимание распространению исламских представлений о милости и милосердии Аллаха; о пророческой миссии Мухаммада, рассматриваемого как милость Аллаха, дарованную всем мирам; особое внимание уделено понятиям милосердия, милости и благотворительности, являющимся с позиции религии признаками имана (веры); немалое место занимают публикации, касающиеся милосердного отношения к родителям, детям, больным и немощным, бедным и обездоленным. Особое внимание уделено отношению к сиротам. Встречаются публикации, в которых разъясняется важность проявления милосердия к представителям иных вероисповеданий.

Работы средневековых мусульманских мыслителей: Мухаммад ибн Абдуллах Аль-Имам, руководитель центра «Дар аль-Хадис» в городе Ма'бар, написавший книгу, переведенную с арабского языка «Разъяснение необходимого отношения к разногласию среди последователей Сунны и единой общины», которая еще в 1431 году шейхом Мухаммадом Ибн Абдуль-Уаххаба Аль-Уасаби была названа лекарством от недугов, светом и сиянием; Абдуль-Азиз ибн Яхья аль-Бур'и ратовал за сохранение этой книги, ввиду дарования через нее пользы Исламу и мусульманам; Абу Мунир, Абдуллах ибн Мухаммад ибн Али Усман, давший высокую оценку данному труду, рекомендуя его для изучения «в научных кружках среди последователей Сунны» в качестве одного из источников для разрешения конфликтных ситуаций и споров. В аннотации данной книги указывается, что она может быть использована в качестве учебного пособия в религиозных заведениях, в программах обучения для русскоязычных мусульман. «Книга полностью опирается на аяты Корана, достоверные хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, высказывания учёных, имамов и шейхов, следующих по пути праведных предшественников» [1]. Салих Ахмад аш-Шами, написавшего книгу «Слово мудрости Имама Аль-Газали, переведенную с персидского языка, адресованную специалистам, занимающимся вопросами ислама и историей суфизма, в одной из глав которой указывается, что одним из средств его достижения является проявление милосердия.

Основная часть

1. Рассмотрение понятия милосердия в исламской традиции считаем целесообразным начать с упоминания о том, что милость и милосердие являются двумя из многочисленных атрибутов Аллаха, двумя из его «прекрасных имен» (асма'хусна) — ар-Рахман («Милостивый») и ар-Рахим («Милосердный»), имена, которые присутствуют в формуле «Басмилла»: «С именем Аллаха, милостивого и милосердного», открывающей все, кроме одной (№ 9), суры Корана. В исламской культуре принято с этой формулы начинать каждое дело [33, с. 105-119]. Как пишет С. В. Резник, согласно исламской традиции, милосердие Аллаха охватывает все Его «творения», одаривая грешника прощением в случае его искреннего раскаяния и прекращения порочных действий [28, с. 46]. «Мир вам!» Начертал Господь ваш самому Себе милость, так что, кто из вас совершит зло по неведению, а потом раскается после этого и станет благим, то Он — прощающ и милосерд» (Коран, 6: 54). [28, с. 117]

Проблема божественного милосердия нашла отражение в трудах выдающегося татарского религиозного мыслителя начала ХХ века Мусы Джаруллаха Бигиева (1875-1949). Основной идеей «учения о всеохват-ности божественного милосердия» является то, что люди, ведущие праведный образ жизни, вне зависимости от религиозной принадлежности будут помилованы Создателем [34]. Муса Бигиев был убежден в возможности спасения всех людей в Судный день благодаря всеобщности божественной милости. Его идея была направлена на укрепление добрых отношений со всеми представителями рода людского независимо от вероисповедания» [2, с. 72]. Исследователь творчества татарского богослова А. Хайрутдинов отмечает: «Произведения Муса Бигиева отличаются своим свободомыслием и не скованы мертвыми религиозными догмами» [36, с. 206]. В ответ на критику со стороны ортодоксальных богословов, которая сопровождает учение религиозного мыслителя со времени его публикации и по сей день, Муса Бигиев выражал благодарность своим оппонентам, тем самым проявляя уважение к своим интеллектуальным противникам, что также является проявлением милосердия, терпения и принятия [2, с. 141].

Размышляя над критическим отношением к трудам М. Бигиева современных богословов, следует упомянуть хадис, также указывающий на милость и милосердие Аллаха, согласно которому ученый, заблуждающийся в своих исследованиях, все равно получает награду

от Милостивого и Милосердного, а если ученый муж окажется прав, то награда Всевышнего будет удвоена. В книге Мухаммада ибн Абдуллаха аль-Имама в пункте «Правило: множество достоинств ученого препятствуют очернению его» приводятся хадисы, разъясняющие причины удвоения награды: «Тому из них, кто достиг истины, полагается две награды: одна за усердие, а вторая за правильность. Тому же, кто ошибся, приложив свои усилия, прощается ошибка и даруется вознаграждение за его стремление и начальные верные шаги в поиске истины». (Аль-Изз Абду-с-Салям / написал в "Кава'ид аль-ахкам" (2/370) [1, с. 171]. Тоже касается и судьи, выносящего решение: «Если судья, вынося постановление, приложил свои усилия (в познании истины), и принял правильное решение, ему полагается две награды, а если он при этом ошибся, то ему полагается одна награда» (аль-Бухари, 7352, Муслим, 1716). В подтверждение данных хадисов автор приводит суру Корана «...А Аллах избирает Своим милосердием, кого пожелает...» (Коран, 2:105). В завершение рассмотрения милости и милосердия как атрибутов и прекрасных имен Аллаха, приведем хадис Аль-Бухари: «Моя милость превышает Мой гнев» («Сахих» Аль-Бухари, 7422, передал Абу Хурайра)» [29, с. 43].

2. Осветив место Божественного милосердия в исламской традиции, перейдем к рассмотрению пророческой деятельности Мухаммада, воспринимаемой мусульманской уммой в качестве милости от Аллаха, проявленной для всех созданий этого мира без исключения. Читаем в Коране: «Мы послали тебя только как милость для миров» (Коран, 21: 107). В Священной книге мусульман неоднозначно указывается на качества милосердия и сострадания, изначально присущие пророку: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим» (Коран 9: 128). Каждый мусульманин убежден, что жизнь Мухаммада является непосредственным воплощением этих качеств, что еще при жизни пророка послужило одной из причин большого количества его последователей, принявших ислам. На исламских порталах имеется большое количество просветительских статей, в которых повествуется о качествах пророка и его добродетелях, главными из которых, согласно аятам Корана и хадисам, являются милосердие и сострадание [31].

3. Помимо своей жизни, наполненной милосердием и состраданием, пророк Мухаммад проповедовал о важности проявления этих качеств

к окружающим. В исламе четко прописаны категории лиц, к которым следует проявлять милосердие. Р. Х. Маликовым, рассматривающим милосердие как признак имана, подробно расписаны основные категории, с приведением доказательств из хадисов [19]. В первую очередь это родители, милосердие к которым проявляется в послушании, добром отношении к ним и молитвам за них. В Коране сказано: «Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори:" Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (Коран, 17: 23-24). Особая роль в исламе уделена милосердному отношению к детям, проявляющемуся в нежности, заботе и достойном воспитании. Пророк Мухаммад сказал: «Не из нас тот, кто не проявляет милосердия к малым и не почитает старших». (Ат-Тирмизи, 1919). Большое внимание в исламе уделяется родственным связям и добросердечном отношении к ним, поддержке и взаимовыручке как в материальном, так и в психологическом плане. Пророк сказал: «Слово "Рахим" (родственные узы) связано со словом "Рахман" (Милосердный). И потому тот, кто укрепит эти узы,— с тем и Аллах укрепит свою связь, а кто порвёт их,— с тем порвёт и Аллах» (Аль-Бухари, 5989), ат-Тирмизи, 1924). Особое внимание в исламской традиции уделено милосердному отношению к сиротам, заключающемуся в их непритеснении, помощи и заботе. Читаем в Коране: «И вот сироту ты не притесняй, а просящего не отгоняй» (Коран, 93: 9-10). Согласно хадисам, сострадательное и милосердное поведение по отношению к сиротам «смягчает сердца сынов Адама и радует Всевышнего Аллаха». Пророк Мухаммад говорил, что для смягчения сердца достаточно «накормить бедняка и погладить сироту по голове» (Ахмад, 7787) [11]. Также немало внимания уделено состраданию и милосердию к своим рабам и подчиненным, богатых людей к бедным, здоровых к больным, сильных к слабым. Особого внимания заслуживает упоминание мусульманских богословов о том, что пророк Мухаммад проповедовал проявление милосердия к незнакомым людям, иноверцам и даже притеснителям, что несомненно вызывает немало трудностей, но в этом и заключается акт милосердия и сострадания: «Вместо мести и проклятий он просил Аллаха помиловать их и простить им их невежество и жестокость» [8]. Ислам предписывает также сострадательное и милосердное отношение к животным и природе в целом: «Бог взывает к милосердию во всем. Так, будьте милосердны, когда убиваете и когда забиваете: затачивайте лезвие, чтобы ослабить боль» (Муслим, 1955).

Проявление милосердия и сострадания рассматриваются в качестве «гуманных актов, являющихся одной из основных составляющих религиозной практики мусульман»,— убежден Джамаль Крафесс [16, с. 121]. Дж. Краффес рассматривает совершение акта милосердия как действие, подкрепляющее веру, ее доказательством, наравне с молитвой: «Намаз — это свет, милостыня (садака) — это доказательство, а терпение — это сияние» (Муслим, 223). Автор указывает, что «слово «саадак» происходит от арабского слова «тасдик», что означает «подтверждение, подкрепление», недаром наиболее часто встречающимся аятом Корана является: «.кроме тех, которые уверовали и творили добрые дела.». [16, с. 120]. Автор подробно расписывает положительные последствия совершения гуманных актов:

- искупление грехов и избежание наказания. Согласно исламским представлениям, совершение милосердных поступков способствует прощению грехов человека: «Милостыня уничтожает грех, как вода гасит огонь.»;

- получение награды. Согласно Корану, всем деяниям человека ведется счет, и каждое из них взвешивается. За каждый акт милосердия верующий получает награду «Дающие милостыню из мужчин и женщин ... им — благородная награда» (Коран, 57, 17-18);

- получение места в раю. Согласно исламской традиции, первыми попадут в рай те, кто совершает благодеяния, заключающиеся в способности сдерживать гнев и прощать обидчика, кто проявляет щедрость к нуждающимся. «Поистине, Аллах любит творящих добро!» (Коран, 3:134);

- защита от мук, ожидающих умершего в могиле и от испытаний Судного дня: «В час воскрешения верующий сможет укрыться в тени своей милостыни» (Аль-Байхаки);

- средство спасения. Выдающийся мусульманский богослов имам ал-Газали указывал на важность проявления милосердия, которое является «одним из средств достижения счастья» [32, с. 62]. Согласно хадисам, к человеку, проявляющему милосердие, Аллах проявляет особую милость, а к немилосердному Аллах милосердия не проявляет. «Проявляйте милосердие к тем, кто на земле,— и Тот, Кто на небесах, проявит милосердие к вам» (Абу Дауд, 4941). «Тому, кто не проявляет милосердия, не будет оказано никакого милосердия» (Бухари, 5997).

Таким образом, согласно исламским представлениям, за каждое доброе

благодеяние верующий получает награду от Аллаха (саваб) либо в этой жизни, либо после смерти. Здесь важно отметить, что милосердные поступки должны совершаться искренне, а не ради корыстных целей, даже если они касаются отношений со Всевышним. Хадисы призывают к тому, чтобы акты милосердия не выставлялись напоказ. Следует признать, что среди мусульман имеет место искаженное убеждение, согласно которому благие дела нужно совершать ради достижения саваба, а не ради самих благих дел.

Рассматриваемые выше акты милосердия носят в исламе рекомендательный характер. Вместе с тем имеется и обязательный характер милостыни — это закят, являющийся обрядом и обязательной религиозной практикой мусульманина, имеющей такое же значение, как и молитва. Закят является специальным механизмом, регулирующим оказание помощи нуждающимся. Выплата закята является одним из столпов ислама, заключающимся в «выплате обязательного пожертвования части своего имущества на духовные и благотворительные цели» [18, с. 154].

Согласно исламскому вероучению, милосердие может иметь внутренние и внешние проявления, заключающиеся в материальной и нематериальной помощи [28, С. 42-49]. Внутренне милосердие проявляется в добросердечии и сострадательности души, которые ведут к прощению и снисходительности к другим. Существуют хадисы, раскрывающие суть уважения: «Кто следует справедливому и срединному пути, тот выражает глубокое уважение к тому, кто заслуживает этого, питает к нему (братскую) любовь и дружбу, а также отдает ему должное. Такой человек придает большое значение правам и достоинствам, проявляет к людям милосердие и сострадание...» [14]. Исламское вероучение перенаправляет внимание человека с чужих прегрешений на свои собственные: «В делах, которые вы порицаете в отношении ваших братьев, вы должны смотреть в первую очередь на самих себя и быть искренними перед вашим Господом, проявляя сострадание к своим братьям. Вместе с этим ваши недостатки должны заботить вас больше, чем недостатки других людей» [14]. Внешне милосердие может проявляться в виде нематериальных актов, заключающихся в добром слове, улыбке, в моральной поддержке и утешении страдающих, больных, престарелых и слабых и др. Особое внимание в исламской традиции уделяется заботе о сиротах, о проявлении к ним доброты, даже в самом малом, за что обещана награда. «Человек будет вознагражден за каждый волосок, который он погладит

на голове сироты» [29, с. 45]. Материальные акты милосердия находят свое проявление в материальной помощи нуждающимся, причем помощь эта может быть как обязательной (закят), так и рекомендательной (са-дака). Шейх Абу Бакр Джабир аль-Джазаири указывает на взаимосвязь милосердия, добросердечности и праведности с чистотой и успокоением души, а также пребыванием духа человека в благостном состоянии [39].

Благотворительность условно можно подразделить на несколько видов: «оказание безвозмездной помощи людям в виде пожертвования, милостыни; обязательная выплата закята; беспроцентный займ нуждающимся на добровольной основе; «вакф» — вечное пожертвование нерасходуемого имущества (как правило, недвижимости), что считается лучшим видом благотворительной деятельности» [25].

Заключение

Таким образом, согласно исламской традиции, основными добродетелями религии являются прощение и милосердие, несоблюдение которых считается «нарушением сущностного духа ислама» [10, с. 163]. Осознанное выполнение религиозных предписания ислама способствует развитию милосердия, сострадания и человеколюбия. «Религия делает помыслы чище, слова — правдивее, а поступки — правильнее и добрее» [17]. Милосердие ко всему живому является обязанностью каждого верующего мусульманина, способствуя укреплению братских уз, любви, терпению и справедливости между людьми.

Современные исследователи, изучающие миротворческий потенциал религии ислам, также приходят к заключению, что, согласно представлению мусульман, милосердие является всеобъемлющей категорией, соединяющей все творения Аллаха друг с другом и с самим Творцом, являющимся источником этого милосердия. Проявление данного качества между людьми способствует большему проявлению его со стороны Аллаха, а ощущение на себе милости и милосердия Творца актуализует внутренние стремления мусульман к проявлению его по отношению друг к другу. Как отмечает С. В. Резник, анализирующий идеологемы милосердия в теологии ислама, данное понимание милосердия является «основополагающим фундаментом» цивилизационной модели мусульман [28, с. 47]. «Принципы милосердия, сострадания, любви и терпения лежат в основе исламской концепции мира», — отмечает С. В. Мельник [22, С. 127], рассматривающий вопросы миротворчества в мусульманском

мире. Т. П. Ларионова, анализирующая вопросы милосердия и благотворительности в религиозных организациях, заключает, что рассматриваемые феномены являются важнейшими духовно-нравственными чертами религиозного человека, указывающими на обладание им особым уровнем «духовно-нравственной культуры» [18, с. 156].

На основании вышеизложенного можно заключить, что ислам имеет значительный миротворческий потенциал, благодаря пропаганде ценностей милосердия, сострадания и прощения.

Литература

1. Аль-Имам Мухаммад ибн Абдуллах. Разъяснение необходимого отношения к разногласию среди последователей Сунны и единой общины / Пер. с араб., Ислам М.; Под ред. Абу 'Умара Салима аль-Газзи, 1-е русское изд. Свет Ислама; Бейрут. 2015. 435 с.

2. Бигиев М. Дж. Избранные труды: в 2 т. Т. I / пер. с осман. Введение и примечания Айдара Хайрутдинова. Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. 336 с.

3. Борисов С. Н., Дмитраков А. М. Духовная безопасность и проблемы безопасности в современном мире. Статья 1 // Наука. Искусство. Культура. 2018. № 2

(18). С. 42-48.

4. Борисов С. Н., Дмитраков А. М. Духовная безопасность и проблемы безопасности в современном мире. Статья 2 // Наука. Искусство. Культура. 2018. № 3

(19). С. 48-55.

5. В Москве проходит первая Всероссийская научная конференция «Теология в гуманитарном образовательном пространстве» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.doctorantura.ru/nauka/nauchnye-konferentsii/3027-v-moskve-prokhodit-pervaya-vserossijskaya-nauchnaya-konferentsiya-teologiya-v-gumanitarnom-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 18.12.2019).

6. Возьмитель А. А. Духовная безопасность: социологический анализ // Мир России. 2006. № 6. С. 147-159.

7. Гагиева А. Милосердие пророка (мир ему и благословение Аллаха, 2017 // [Электронный ресурс]. URL: https://islam-today.ru/blogi/asya_gagieva/miloserdie-proroka-mir-emu-i-blagoslovenie-allaha/ (дата обращения: 17.12.2019).

8. Гагиева А. Посланный как милость для миров. 2017 // [Электронный ресурс] . URL: https://islam-today.ru/blogi/asya_gagieva/poslannyj-kak-milost-dla-mirov/ (дата обращения: 17.12.2019).

9. ГадаевВ. Х. Религиозная безопасность в контексте религиозной безопасности. Теория и практика общественного развития. Философские науки. 2014. № 10. С. 13-16.

10. Гусейнова З. И. Концепция справедливости в средневековой арабо-мусуль-манской мысли. Дисс. кандидат философских наук. М., 2001. 163 с.

11. Доброта к сироте // [Электронный ресурс]. URL: https://murshid.tv/vopros-otvet/zakyat-i-sadaka (дата обращения: 13.02.2019).

12. Достоинства и плоды милостыни. 2010 // [Электронный ресурс]. URL: https://www.whyislam.to/statii/dostoinstva-i-plody-milostyni.htm (дата обращения: 08.11.2020).

13. Ежегодная пресс-конференция Владимира Путина в Кремле вновь была рекордной // [Электронный ресурс]. URL: https://www.newsru.com/russia/01feb2007/ press_putin.html (дата обращения: 16.02.2019).

14. Ислам. М.; Под ред. Абу 'Умара Салима аль-Газзи, 1-е русское изд. Свет Ислама. Бейрут. 2015. 435 с.

15. Кашаф Ш. Р. Модернизация исламского образования как фактор религиозной и национальной безопасности России // Россия и мусульманский мир. 2016. № 6. С. 19-36.

16. Крафесс Дж. Ислам и гуманная помощь // Международный журнал Красного Креста. 2005. Т. 87. № 858. С. 121-140.

17. Кулиев Э. Исламоведение. Основы вероучения. Вера в Аллаха. Любовь и милосердие Аллаха // [Электронный ресурс]. URL: https://e-minbar.com/ islamovedenie/book-04/chapter-01/lyubov-i-miloserdie-allaha (дата обращения: 16.03.2020).

18. Ларионова Т. П. Благотворительность и милосердие в социальных учениях конфессиональных организаций в России (на примере Республики Татарстан) // Ученые записки Казанского университета. Т. 153. кн. 5. 2011. С. 150-158

19. Маликов Р. Х. Милосердие — признак Имана. 2015 // [Электронный ресурс]. URL: http://islamdag.ru/vse-ob-islame/41569 Сохранение родственных уз залог успеха в обоих мирах (дата обращения: 09.02.2019).

20. Межрелигиозный совет России // [Электронный ресурс]. URL: http:// interreligious.ru (дата обращения: 20.09.2021).

21. Мельник С. В., Амитбах П. Религия мира? Ислам и его наследие ненасилия. 2017. № 2. С. 100-102.

22. Мельник С. В., Кадаифчи-Ореллана С. А. Миротворчество в мусульманском мире. 2016. № 1. С. 125-128.

23. Митрополит Волоколамский Илларион (Алферов). Теология в гуманитарном образовательном пространстве: становление отрасли // Теология и образование 2018. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации. М.: Издательский дом «Познание», 2018. С. 19-27.

24. Московская Соборная мечеть открыта после реконструкции // Президент России // [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/ events/president/ news/50351 (дата обращения: 18.01.2020.)

25. Мухаметшина Г. Благотворительность в исламе или счастье в доброте // [Электронный ресурс]. URL: http://www.info-islam.ru/publ/stati/aktualno/ blagotvoritelnost_v_islame_ili_schaste_v_dobrote/49-1-0-38719 (дата обращения: 12.02.2020).

26. Официальный сайт Научно-образовательной теологической ассоциации // [Электронный ресурс]. URL: http://nota-theology.ru/about (дата обращения: 18.12.2019).

27. Постановление ГД ФС РФ от 15.12.1996 № 918-II ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 52.

28. Резник С. В. Дихотомия «Насилие-ненасилие» в дискурсе ислама // Тропы метода. 2018. С. 116-123.

29. Резник С. В. Идеологемы насилия, мира и милосердия в теологии традиционного ислама // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. № 4 (28). 2018.

С. 42-49.

30. Сахих аль-Бухари. Мухтасар. Полный вариант. Перевод с арабского, примечания и указатели: к.ф.н. В. А. Нирша. М.: Издатэльский дом «УММА», 2003. 960 с.

31. Садрутдинова Э. Психологический портрет исторической личности: наш благородный Пророк (мир ему и благословение) // [Электронный ресурс]. URL: http://annisa-today.ru/blogi/elvira-sadrutdinova/psihologiceskij-portret-istoriceskoj-licnosti-nas-blagorodnyj-prorok-mir-emu-i-blagoslovenie-794/ (дата обращения: 19.12.2019).

32. Салих Ахмад аш-Шами. Слово мудрости имама ал-Газали / Пер. с перс. яз. Д. А. Бибаев. М.: Издательство «Исток». 2011. 216 с.

33. Седанкина Т. Е. Магрибские заметки: хрестоматия. Казань: Издательство Яз, 2014. С. 105-119.

34. Седанкина Т. Е. Путь к исламу через труды Мусы Бигиева // II Бигиевские чтения — 2015. Мусульманская мысль в XXI веке: единство традиции и обновления. М.: ООО «Издательский дом «Медина», 2016. С. 124-132.

35. Тонконогов А. В. Духовная безопасность российского общества в условиях современного геополитического соперничества (социально-философский анализ): Автореферат диссертации на соискание уч. ст. д. филос. н. М., 2011. 48 с.

36. Хайрутдинов А. Г. Бигиев Муса (1875-1949) / Татарские интеллектуалы: исторические портреты / сост. Р. Мухаметшин; 2-е изд. Казань: Магариф, 2005. С. 203-213.

37. Царенкова Е. А. Диалог по проблеме милосердия двух субкультур — верующих и свободомыслящих / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 2. С. 16-20.

38. Царенкова Е. А., Лунина С.Л. Проблема милосердия как смысложизненной стратегии личности. Севоро-Кавказский психологический вестник. 2014. № 12/1. С. 18-26.

39. Шейх Абу Бакр Джабир аль-Джазаири. Милосердие в исламе // [Электронный ресурс]. URL: http://minbar.kz/article/show/id/5652.html (дата обращения: 11.11.2020).

40. Штейнзальц А. Жить со смыслом: Как обретать помогая и получать отдавая. Исламская традиция благотворительности // [Электронный ресурс]. URL: https://self.wikireading.ru/18685 (дата обращения: 09.10.2019)

THEOLOGICAL INTERPRETATION OF THE PHENOMENON OF MERCY IN THE ISLAMIC TRADITION IN THE CONTEXT OF SPIRITUAL SAFETY

The presented article provides a theological interpretation of the phenomenon of mercy in the context of the Islamic tradition, which is an integral part of the spiritual life of Russia. At the beginning, mercy and mercy are considered as attributes of Allah "Ar-Rahman" ("Clement") and "Ar-Rahim" ("Merciful") with an emphasis on the doctrine of the all-encompassing divine mercy of the outstanding Tatar religious thinker of the early twentieth century Musa

Jarullah Bigiev. The presented article provides a theological interpretation of the phenomenon of mercy in the context of the Islamic tradition, which is an integral part of the spiritual life of Russia. At the beginning, mercy and mercy are considered as attributes of Allah "Ar-Rahman" ("Clement") and "Ar-Rahim" ("Merciful") with an emphasis on the doctrine of the all-encompassing divine mercy of the outstanding Tatar religious thinker of the early twentieth century Musa Jarullah Bigiev. Further, based on the Koran and hadiths, the prophetic mission of Muhammad is analyzed, preaching the manifestation of mercy and compassion for relatives and friends, children, orphans, the sick, the poor and the disadvantaged, as well as for strangers, gentiles and even oppressors; a mission viewed by Muslim thinkers as the mercy of Allah shown to all the worlds. It is noted that the manifestation of mercy and compassion is one of the main components of the religious practice of Muslims, a means of salvation, leading to the atonement of sins and avoidance of punishment; receiving an award and a place in paradise; protection from the torment awaiting the deceased in the grave and from the trials of the Day of Judgment. The emphasis is made on the fact that acts of mercy in Islam, considered as a basic quality and need rooted in the active social nature of a person, are both obligatory and recommendatory, one of the manifestations of which is charity.

Keywords: spiritual and religious security; theology; mercy; the inclusive-ness of divine mercy; the peacemaking potential of Islam.

References

• Al'-Imam Mukhammad ibn Abdullakh. Raz"yasnenie neobkhodimogo otnosheniya k raznoglasiyu sredi posledovateley Sunny i edinoy obshchiny / Per. s arab., Islam M.; Pod red. Abu 'Umara Salima al'-Gazzi, 1-oe russkoe izd. Svet Islama; Beirut. 2015. 435 s. [In Rus].

• Bigiev M. Dzh. Izbrannye trudy: v 2 t. T. I / per. s osman. vvedenie i primechaniya Aydara Khayrutdinova. Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 2005. 336 s. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Borisov S. N., Dmitrakov A. M. Dukhovnaya bezopasnost' i problemy bezopasnosti v sovremennom mire. Stat'ya 1 // Nauka. Iskusstvo. Kul'tura. 2018. № 2 (18). S. 42-48. [In Rus].

• Borisov S. N., Dmitrakov A. M. Dukhovnaya bezopasnost' i problemy bezopasnosti v sovremennom mire. Stat'ya 2 // Nauka. Iskusstvo. Kul'tura. 2018. № 3 (19). S. 48-55. [In Rus].

• Dobrota k sirote // [Elektronnyy resurs]. URL: https://murshid.tv/vopros-otvet/zakyat-i-sadaka (data obrashcheniya: 13.02.2019). [In Rus].

• Dostoinstva i plody milostyni. 2010 // [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.whyislam. to/statii/dostoinstva-i-plody-milostyni.htm (data obrashcheniya: 08.11.2020). [In Rus].

• Ezhegodnaya press-konferentsiya Vladimira Putina v Kremle vnov' byla rekordnoy // [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.newsru.com/russia/01feb2007/press_putin.

html (data obrashcheniya: 16.02.2019). [In Rus].

• Gadaev V. Kh. Religioznaya bezopasnost' v kontekste religioznoy bezopasnosti. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. Filosofskie nauki. 2014. № 10. S. 13-16. [In Rus].

• Gagieva A. Miloserdie proroka (mir emu i blagoslovenie Allakha, 2017 // [Elektronnyy resurs]. URL: https://islam-today.ru/blogi/asya_gagieva/miloserdie-proroka-mir-emu-i-blagoslovenie-allaha/ (data obrashcheniya: 17.12.2019). [In Rus].

• Gagieva A. Poslannyy kak milost' dlya mirov. 2017 // [Elektronnyy resurs]. URL: https://islam-today.ru/blogi/asya_gagieva/poslannyj-kak-milost-dla-mirov/ (data obrashcheniya: 17.12.2019). [In Rus].

• Guseynova Z. I. Kontseptsiya spravedlivosti v srednevekovoy arabo-musul'manskoy mys-li. Diss. kandidat filosofskikh nauk. M., 2001. 163 s. [In Rus].

• Islam. M.; Pod red. Abu 'Umara Salima al'-Gazzi, 1-oe russkoe izd. Svet Islama. Beyrut. 2015. 435 s. [In Rus].

• Kashaf Sh. R. Modernizatsiya islamskogo obrazovaniya kak faktor religioznoy i natsional'noy bezopasnosti Rossii // Rossiya i musul'manskiy mir. 2016. № 6. S. 19-36. [In Rus].

• Khaïrutdinov A. G. Bigiev Musa (1875-1949) / Tatarskie intellektualy: istoricheskie por-trety / sost. R. Mukhametshin; 2-e izd. Kazan': Magarif, 2005. S. 203-213. [In Rus].

• Krafess Dzh. Islam i gumannaya pomoshch' // Mezhdunarodnyy zhurnal Krasnogo Kresta. 2005. T. 87. № 858. S. 121-140. [In Rus].

• Kuliev E. Islamovedenie. Osnovy veroucheniya. Vera v Allakha. Lyubov' i miloserdie Allakha // [Elektronnyy resurs]. URL: https://e-minbar.com/islamovedenie/book-04/ chapter-01/lyubov-i-miloserdie-allaha (data obrashcheniya: 16.03.2020). [In Rus].

• Larionova T. P. Blagotvoritel'nost' i miloserdie v sotsial'nykh ucheniyakh konfessional'nykh organizatsiy v Rossii (na primere Respubliki Tatarstan) // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. T. 153. kn. 5. 2011. S. 150-158. [In Rus].

• MalikovR. Kh. Miloserdie — priznak Imana. 2015 // [Elektronnyy resurs]. URL: http://is-lamdag.ru/vse-ob-islame/41569 Sokhranenie rodstvennykh uz zalog uspekha v oboikh mirakh (data obrashcheniya: 09.02.2019). [In Rus].

• Mel'nik S. V. Amitbakh P. Religiya mira? Islam i ego nasledie nenasiliya. 2017. № 2. S. 100-102. [In Rus].

• Mel'nik S.V., Kadaifchi-Orellana S. A. Mirotvorchestvo v musul'manskom mire. 2016. № 1. S. 125-128. [In Rus].

• Mezhreligioznyy sovet Rossii // [Elektronnyy resurs]. URL: http://interreligious.ru (data obrashcheniya: 20.09.2021). [In Rus].

• Mitropolit Volokolamskiy Illarion (Alferov). Teologiya v gumanitarnom obrazovatel'nom prostranstve: stanovlenie otrasli // Teologiya i obrazovanie 2018. Ezhegodnik Nauchno-obrazovatel'noy teologicheskoy assotsiatsii. M.: Izdatel'skiy dom «Poznanie», 2018. S. 19-27. [In Rus].

• Moskovskaya Sobornaya mechet' otkryta posle rekonstruktsii // Prezident Rossii // [Elektronnyy resurs]. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/50351 (data obrashcheniya: 18.01.2020.) [In Rus].

• Mukhametshina G. Blagotvoritel'nost' v islame ili schast'e v dobrote // [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.info-islam.ru/publ/stati/aktualno/blagotvoritelnost_v_islame_ ili_schaste_v_dobrote/49-1-0-38719 (data obrashcheniya: 12.02.2020). [In Rus].

• Ofitsial'nyy sayt Nauchno-obrazovatel'noy teologicheskoy assotsiatsii // [Elektronnyy resurs]. URL: http://nota-theology.ru/about (data obrashcheniya: 18.12.2019). [In Rus].

• Postanovlenie GD FS RF ot 15.12.1996 № 918-II GD «Ob obrashchenii Gosudarstvennoy Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii «K Prezidentu Rossiyskoy Federatsii

ob opasnykh posledstviyakh vozdeystviya nekotorykh religioznykh organizatsiï na zdorov'e obshchestva, sem'i, grazhdan Rossii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 1997. № 1. St. 52. [In Rus].

• Reznik S. V. Dikhotomiya «Nasilie-nenasilie» v diskurse islama // Tropy metoda. 2018. S. 116-123. [In Rus].

• Reznik S. V. Ideologemy nasiliya, mira i miloserdiya v teologii traditsionnogo islama // Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. № 4 (28). 2018. S. 42-49. [In Rus].

• Sadrutdinova E. Psikhologicheskiy portret istoricheskoy lichnosti: nash blagorodnyy Prorok (mir emu i blagoslovenie) // [Elektronnyy resurs]. URL: http://annisa-today.ru/ blogi/elvira-sadrutdinova/psihologiceskij-portret-istoriceskoj-licnosti-nas-blagorodnyj-prorok-mir-emu-i-blagoslovenie-794/ (data obrashcheniya: 19.12.2019). [In Rus].

• Salikh Akhmad ash-Shami. Slovo mudrosti imama al-Gazali / Per. s pers. yaz. D. A. Bibaev. M.: Izdatel'stvo «Istok». 2011. 216 s. [In Rus].

• Saxix al'-Buxari. Muxtasar. Polnyy variant. Perevod s arabskogo, primechaniya i ukazateli: k.f.n. V. A. Nirsha. M.: Izdatel'skiy dom «UMMA», 2003. 960 s. [In Rus].

• Sedankina T. E. Magribskie zametki: khrestomatiya. Kazan': Izdatel'stvo Yaz, 2014. S. 105-119. [In Rus].

• Sedankina T. E. Put' k islamu cherez trudy Musy Bigieva // II Bigievskie chteniya — 2015. Musul'manskaya mysl' v XXI veke: edinstvo traditsii i obnovleniya. M.: OOO «Izdatel'skiy dom «Medina», 2016. S. 124-132. [In Rus].

• Sheykh Abu Bakr Dzhabir al'-Dzhazairi. Miloserdie v islame // [Elektronnyy resurs]. URL: http://minbar.kz/article/show/id/5652.html (data obrashcheniya: 11.11.2020). [In Rus].

• Shteynzal'ts A. Zhit' so smyslom: Kak obretat' pomogaya i poluchat' otdavaya. Islamskaya traditsiya blagotvoritel'nosti // [Elektronnyy resurs]. URL: https://self.wikireading. ru/18685 (data obrashcheniya: 09.10.2019) [In Rus].

• Tonkonogov A. V. Dukhovnaya bezopasnost' rossiyskogo obshchestva v usloviyakh sovre-mennogo geopoliticheskogo sopernichestva (sotsial'no-filosofskiy analiz): Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uch. st. d. filos. n. M., 2011. 48 s. [In Rus]

• Tsarenkova E. A. Dialog po probleme miloserdiya dvukh subkul'tur — veruyushchikh i svobodomyslyashchikh / Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2013. № 2. S. 16-20. [In Rus].

• Tsarenkova E. A., Lunina S. L. Problema miloserdiya kak smyslozhiznennoy strategii lichnosti. Sevoro-Kavkazskiy psikhologicheskiy vestnik. 2014. № 12/1. S. 18-26. [In Rus].

• V Moskve prokhodit pervaya Vserossiyskaya nauchnaya konferentsiya «Teologiya v gu-manitarnom obrazovatel'nom prostranstve» // [Elektronnyy resurs]. URL: http://www. doctorantura.ru/nauka/nauchnye-konferentsii/3027-v-moskve-prokhodit-pervaya-vse-rossijskaya-nauchnaya-konferentsiya-teologiya-v-gumanitarnom-obrazovatelnom-pros-transtve (data obrashcheniya: 18.12.2019). [In Rus].

• Voz'mitel' A. A. Dukhovnaya bezopasnost': sotsiologicheskiy analiz // Mir Rossii. 2006. № 6. S. 147-159. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.