Научная статья на тему 'ТЕОДОР КУРЕНТЗИС КАК ТРИКСТЕР: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ТЕОДОР КУРЕНТЗИС КАК ТРИКСТЕР: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОДОР КУРЕНТЗИС / КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МИФ / ДЕКОНСТРУКЦИЯ МИФА / СОВРЕМЕННАЯ МИФОЛОГИЯ / МУЗЫКОВЕДЕНИЕ / АРХЕТИП / ТРИКСТЕР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Манторова А. В.

Опираясь на тезис А.Ф. Лосева о том, что «миф есть символ», автор рассматривает символьный образ, сконструированный дирижером Теодором Курентзисом. В рамках исследования выдвигается гипотеза о том, что мифотворчество Т. Курентзиса базируется на архетипической матрице, расположенной между двумя «полюсами» - образом божественного и образом демонического. Подобная бинарная оппозиция позволяет обратиться к более конкретному архетипу трикстера, который в концепции М. Липо-вецкого характеризуется амбивалентностью, а также иными свойствами. В целях определения специфики архетипических форм, действующих в современной культуре, проводится качественный анализ инструментов самопроектирования дирижера посредством контекстуального анализа интернет-ресурсов. В статье обосновывается вывод: мифический образ Т. Курентзиса выстроен по принципу трикстера, адаптированного к ожиданиям публики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEODOR CURRENTZIS AS A TRICKSTER: CULTURAL ANALYSIS

The author bases on the thesis of A.F. Losev that “myth is a symbol” and considers the symbolic image constructed by the conductor Teodor Currentzis. The study hypothesizes that T. Kourentzis' myth-making is based on the archetypal matrix located between two “poles” - the image of the divine and the image of the demonic. Such a binary opposition allows to refer to a more specific archetype of the trickster, which in M. Lipovetsky's concept is characterized by ambivalence, as well as by other properties. In order to determine the specifics of the archetypal forms operating in modern culture, a qualitative analysis of the conductor's self-designing tools is carried out through a contextual analysis of Internet resources. The article substantiates the conclusion: the mythical image of Teodor Currentzis is constructed on the principle of a trickster adapted to the expectations of the public.

Текст научной работы на тему «ТЕОДОР КУРЕНТЗИС КАК ТРИКСТЕР: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 12. С. 268-271. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 12. P. 268-271.

Научная статья УДК 78.071

https://doi.org/10.24158/fik.2022.12.43

Теодор Курентзис как трикстер: культурологический анализ Анна Владимировна Манторова

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, aniel.tinuviel@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2545-0062

Аннотация. Опираясь на тезис А.Ф. Лосева о том, что «миф есть символ», автор рассматривает символьный образ, сконструированный дирижером Теодором Курентзисом. В рамках исследования выдвигается гипотеза о том, что мифотворчество Т. Курентзиса базируется на архетипической матрице, расположенной между двумя «полюсами» - образом божественного и образом демонического. Подобная бинарная оппозиция позволяет обратиться к более конкретному архетипу трикстера, который в концепции М. Липо-вецкого характеризуется амбивалентностью, а также иными свойствами. В целях определения специфики архетипических форм, действующих в современной культуре, проводится качественный анализ инструментов самопроектирования дирижера посредством контекстуального анализа интернет-ресурсов. В статье обосновывается вывод: мифический образ Т. Курентзиса выстроен по принципу трикстера, адаптированного к ожиданиям публики.

Ключевые слова: Теодор Курентзис, культура, музыкальная культура, миф, деконструкция мифа, современная мифология, музыковедение, архетип, трикстер

Для цитирования: Манторова А.В. Теодор Курентзис как трикстер: культурологический анализ // Общество: философия, история, культура. 2022. № 12. С. 268-271. https://doi.org/10.24158/fik.2022.12.43.

Original article

Teodor Currentzis as a Trickster: Cultural Analysis

Anna V. Mantorova

Perm State University, Perm, Russia,

aniel.tinuviel@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2545-0062

Abstract. The author bases on the thesis of A.F. Losev that "myth is a symbol" and considers the symbolic image constructed by the conductor Teodor Currentzis. The study hypothesizes that T. Kourentzis' myth-making is based on the archetypal matrix located between two "poles" - the image of the divine and the image of the demonic. Such a binary opposition allows to refer to a more specific archetype of the trickster, which in M. Lipovetsky's concept is characterized by ambivalence, as well as by other properties. In order to determine the specifics of the archetypal forms operating in modern culture, a qualitative analysis of the conductor's self-designing tools is carried out through a contextual analysis of Internet resources. The article substantiates the conclusion: the mythical image of Teodor Currentzis is constructed on the principle of a trickster adapted to the expectations of the public.

Keywords: Teodor Currentzis, culture, musical culture, myth, myth deconstruction, modern mythology, mu-sicology, archetype, trickster

For citation: Mantorova, A.V. (2022) Teodor Currentzis as a Trickster: Cultural Analysis. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 268-271. Available from: doi:10.24158/fik.2022.12.43 (In Russian).

В. Дудин отмечал, что Теодор Курентзис «не скрывал в себе ребенка, давая ему полную волю встретиться со сказкой, где так много мудрости, красоты, где сияющее светловолосое Добро в образе бесстрашного Ивана-царевича непременно победит хмурь и дурь топких кощеевых болот Зла, где Жизнь всегда попирает Смерть»1. Такими словами заканчивается статья об одном из декабрьских концертов 2021 г. оркестра MusicAeterna под управлением Т. Курентзиса в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. С одной стороны, неудивительно, что одноактные балеты И.Ф. Стравинского «Петрушка» и «Жар-птица» сопровождаются указанными метафорами: кроме того, что оба либретто М. Фокина изобилуют образами русских сказок, Г.Н. Рождественский в работе «Дирижерская аппликатура» указывает, что абсолютно «в каждой партитуре Стравинского (включая опусы последних лет) можно услышать интонации русского фольклора» (1974: 8). Однако, с другой стороны, язык статьи тяготеет к мифологической интерпретации

1 Дудин В. Балаган и миф Теодора Курентзиса [Электронный ресурс] // Играем с начала. 2022. 18 янв. URL: https://gazetaigraem.ru/article/29952 (дата обращения: 12.12.2022).

© Манторова А.В., 2022

реальности и в отношении персонажа, изначально к сказочной действительности не принадлежащего, - самого Т. Курентзиса. Контекстуальный анализ биографического дискурса показал, что специфику самопрезентации дирижера определяет ряд черт, присущих мифу, по А.Ф. Лосеву (Манторова, 2022: 202). Сделанные выводы способствовали формированию дальнейшей стратегии исследования, заключающейся в попытке определить наиболее точные образы в рамках архетипической матрицы, поскольку именно архетипы, по К.Г. Юнгу, являются «активно действующими установками, определяющими мысли, чувства и действия человека» (1996: 67), т. е. одними из основных структурных элементов мифа в целом.

Отправной точкой исследования данной матрицы стоит обозначить анализ заголовков статей о Т. Курентзисе, которые сами по себе уже формируют своеобразный архетипический «тезаурус»: «Страсти по Курентзису»1; «Здесь пахнет ладаном2»; «Кехман обозвал Курентзиса Иудой3»; «Черный принц: загадочный дирижер Теодор Курентзис»4. Указанные формулировки, также способствующие конструированию мифа в качестве многократных магических именований, так как «миф есть слово о личности» и «есть чудо», выявляют полярные образные позиции (Лосев, 2018: 266). Более того, прослеживается явная сюжетная параллель: с одной стороны, «обожествление» за счет узнаваемых вербальных формул («страсти по») и ассоциативных образов («пахнет ладаном»), с другой - «демонизация», как персонализированная и даже религиозная («Иуда»), так и литературно-метафорическая («Черный принц»). Данные наблюдения подтверждают тезис К.М. Рецовой о том, что современная мифология в отличие от архаической «испытывает влияние других форм освоения действительности (таких как наука, искусство и религия)» (Рецова, 2021: 585).

Выстраивающиеся мифологические связи с традиционными образами Христа, Иуды и импровизационными и несколько парадоксальными конструктами массовой культуры (Черный принц) иллюстрируют идею Г. Маркузе в работе «Одномерный человек», где персонажей с высокими нравственными идеалами всегда дополняют герои мятежные - «художник, проститутка, прелюбодейка, великий преступник или изгнанник, воин, поэт-бунтарь, дьявол, чудак - т. е. те, кто не зарабатывает самостоятельно на жизнь, по крайней мере общепринятым способом» (Маркузе, 1994: 76). Г. Маркузе рассуждает о литературе и не приводит указанных персонажей к единому и терминологическому знаменателю, что возвращает нас к тезису К.М. Рецовой о взаимном влиянии. В дополнение следует отметить еще одно важное отличие от структуры архаических мифов: как пишет А.А. Целыковский, архетипы современной реальности уже выражаются «не в явной форме, а в виде некоторого символьного образа» (2011: 13). Образы мифа Т. Курентзиса представлены здесь как результат коллективного мифотворчества зрительской аудитории, имеющего истоки в личном. Таким образом, можно выдвинуть предположение, что в процессе более детальной деконструкции указанного мифа обнаруживается конкретный символьный образ. Если и далее опираться на классификацию Г. Маркузе, Т. Курентзис определенно относится к числу «мятежных персонажей», что наглядно демонстрируют его ключевые инструменты самопроектирования: внешний облик и поведенческие практики, подкрепляемые презентацией в интервью. Рассмотрим их более подробно.

Относительно внешнего вида и манеры одеваться можно отметить, что в облике дирижера, вне всякого сомнения, наблюдается процесс маркирования определенных смыслов. Классификация Г. Маркузе здесь является удачной, поскольку противостояние Т. Курентзиса традиционным ценностям в первую очередь транслируется через его внешний вид, что неустанно подчеркивают СМИ: «Ни один из его коллег-дирижеров не мог бы позволить себе такой рискованной самопрезентации: нравы и воззрения в среде оркестрантов, несмотря на кажущуюся фривольность, весьма консервативные5». Речь идет о первом номере арт-журнала Desillusionist, где была помещена фотография Т. Курентзиса в образе падшего ангела: с обнаженным торсом и черными крыльями за спиной6. Стоит отметить, что данный жест не был единичным: в 2017 г. в журнале

1 Страсти по Курентзису [Электронный ресурс] // Business Class. 2016. 19 марта. URL: https://www.busi-ness-class.su/news/2016/03/19/strasti-po-kurentzisu (дата обращения: 12.12.2022).

2 Здесь пахнет ладаном [Электронный ресурс] // Musicaeterna. 2020. 6 мая. URL: https://musi-caeterna.org/ru/media/movies/a-shroud-of-incense (дата обращения: 12.12.2022).

3 Кехман обозвал Курентзиса Иудой [Электронный ресурс] // Рамблер. Новости. 2019. 11 июля. URL: https://news.rambler.ua/other/42477637-kehman-nazval-kurentzisa-iudoy (дата обращения: дата обращения: 12.12.2022).

4 Бирюкова Е. Черный принц: загадочный дирижер Теодор Курентзис [Электронный ресурс] // Vogue. 2016. 24 окт. URL: https://www.vogue.ru/peopleparties/news/chemyy_prints_zagadochnyy_dirizher_teodor_kurentzis (дата обращения: 12.12.2022).

5 Садых-заде Г. Курентзис и особенности российской ментальности [Электронный ресурс] // Петербургский театральный журнал. 2017. URL: https://ptj.spb.ru/archive/89/music-theatre-89/kurentzis-iosobennosti-ros-sijskoj-mentalnosti (дата обращения: 12.12.2022).

6 Черноба Р. Ангел ностальгии Теодор Курентзис [Электронный ресурс] // Desillusionist. URL: http://deiz.ru/data/01/04.html (дата обращения: 12.12.2022).

«Собака.ги» вновь появились снимки подобного плана под не менее дерзким заголовком «Как Теодор Курентзис спас классическую музыку»1. Но, что важно, подобную экстравагантность дирижер подчеркивает не только в многочисленных фотосессиях, но также на сцене и в повседневной жизни. Проанализировав ряд фотографий с различных концертов, можно выделить характерные черты: преобладающий черный цвет, узкие джинсы, рубашки сложного кроя, часто отсылающие деталями к моделям прошлых эпох (манжеты, широкие рукава, воротники; стилизация под мундиры), необычная обувь для сцены (часто берцы с высокой шнуровкой). В целом можно сделать вывод, что Т. Курентзис как персонаж мифологический не разграничивает свой сценический облик и повседневный, о чем, в свою очередь, свидетельствует его собственное признание в том, что одежду ему шьют в театре2. Что касается иных аспектов внешности, не меньший эффект в консервативной музыкальной и восприимчивой зрительской среде производит прическа маэстро: длинные волосы, периодически сменяющиеся выбритыми висками и другими экстравагантными формами, свойственными, как правило, представителям неформальных музыкальных направлений, нежели исполнителям классической музыки.

Таким образом, можно сделать вывод, что подобная репрезентация определенной информации, результатом которой является восприятие Т. Курентзиса как синтеза образов, обозначенных Г. Маркузе (художник, поэт-бунтарь, дьявол, чудак), в какой-то момент перешла в разряд символа. Незначительная на первый взгляд деталь внешнего вида дирижера на открытии Заль-цбургского фестиваля летом 2017 г. сначала стала притчей во языцех, а затем проявилась в Дягилевском фестивале, для которого пермские керамисты специально изготовили соответствующие броши в виде ботинка с красными шнурками3. Таким образом, можно наблюдать, как в культурной среде возникает «явление, которое тут же указывает на определенную сущность, т. е. как-то содержит ее в себе» (Лосев, 2018: 279). Не менее интересна и другая деталь данного явления: более ранняя интерпретация красных шнурков на берцах заключается в том, что они принадлежат «нс-скинхеду, участвовавшему в "акции", но никого не убившего», что, казалось бы, более чем вписывается в образ мятежного персонажа, однако данное значение быстро утратило силу рядом с новым персонализированным символом (Самойлов, 2016).

Так, мы переходим к анализу следующего инструмента самопроектирования, ключевыми моментами которого являются цитаты из разных интервью: в ряде из них Т. Курентзис называет себя «заключенным разбойником в монастыре прекрасного»4, говорит, что он «вампир» и ему «нельзя лук»5, в других же - противопоставляет себя таким исполнителям, как Лучано Паваротти и Пласидо Доминго, тем, что, когда они поют, ангелы не приходят, а когда играет он - «не всегда, но в большинстве случаев - да»6. Т. Курентзис постоянно перемещается между мифическими раем и адом, не предоставляя возможности зрителю однозначно отнести его к какой-либо из «сторон», что, несомненно, позволяет ему пользоваться широким диапазоном поведенческих практик и исполнительских концепций. С точки зрения М. Липовецкого, подобная амбивалентность является важной чертой архетипа трикстера, что вполне вписывается в образ мятежного персонажа (2009: 227). Способность трикстера маневрировать между смыслами наглядно иллюстрируют и две следующие ситуации: описывая рекламу, где известный танцовщик поет вместе с известным пианистом, Т. Курентзис обозначает ее как «эстетику зала "Россия"» и делает акцент на том, что он «слава Богу, не рядом с этой красотой»7. Вместе с тем буквально пару лет спустя дирижер появляется в аналогичной рекламе8. Кроме того, заявляя в другом интервью, что Петербург креативные люди сейчас покидают, поскольку это «город, не самый подходящий для богемы»9, именно туда отправляется после того, как уходит с поста художественного руководителя Пермского театра оперы и балета им.

1 Как Теодор Курентзис спас классическую музыку [Электронный ресурс] // Собака.ги. 2017. URL: https://www.sobaka.ru/entertainment/music/63992 (дата обращения: 12.12.2022).

2 Бирюкова Е. Указ. соч.

3 Садых-заде Г. Два концерта Теодора Курентзиса в Зальцбурге объединила тема смерти [Электронный ресурс] // Ведомости. 2017. 27 июля. URL: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2017/07/28/726537-kurentzisa-zaltsburge (дата обращения: 12.12.2022).

4 Филиппенко М. Теодор Курентзис: «Я строю свой мир» [Электронный ресурс] // Psychologies.ru. URL: https://www.psychologies.ru/wellbeing/teodor-kurentzis-ya-stroyu-svoy-mir (дата обращения: 12.12.2022).

5 Бирюкова Е. Указ. соч.

6 Черноба Р. Указ. соч.

7 Теодор Курентзис: «Человек - немножко бог и немножко животное» [Электронный ресурс] // Афиша. 2016. 8 авг. URL: https://daily.afisha.ru/music/2543-chelovek-nemnozhko-bog-i-nemnozhko-zhivotnoe (дата обращения 12.12.2022).

8 Плотников А. Испанский стыд: ВТБ снял легендарного дирижера Курентзиса в курьезной рекламе [Электронный ресурс] // Первый русский Царьград. 2021. 29 дек. URL: https://tsargrad.tv/articles/ispanskij-styd-vtb-snjal-legendarnogo-dirizhjora-kurentzisa-v-kurjoznoj-reklame_470099 (дата обращения: 12.12.2022).

9 Котов В. Теодор Курентзис: «Я себя ощущаю российским музыкантом греческой веры» [Электронный ресурс] // Собака.ги. 2017. URL: https://www.sobaka.ru/entertainment/music/53465 (дата обращения: 12.12.2022).

П.И. Чайковского. Поведенческие паттерны, используемые Т. Курентзисом, совпадают и с рядом других черт, выделяемых М. Липовецким: лиминальность находит отражение в постоянных гастролях и неоднозначности национального самоопределения1, художественный жест - в театрализации повседневных и профессиональных практик. Однако ключевое различие состоит в том, что трикстер, по М. Липовецкому, ориентирован в первую очередь на создание бинарных оппозиций и «демистифицирует претендующее на сакральность» (2009: 229), Т. Курентзис, напротив, стремится к максимальной мистификации, подчеркивает роль религии в контексте личного мировосприятия и вместе с тем имеет значительные амбиции креатора, так как тяготеет к созданию нового музыкального мира («я создаю территорию свободы»2, «я строю свой мир»3).

Таким образом, анализ инструментов самопрезентации позволяет сделать следующий вывод. С одной стороны, ряд практик и художественных жестов вырисовывает образ Т. Курентзиса в рамка архетипа трикстера в первую очередь за счет активной медиаторской позиции между двумя дискурсами музыкальной среды (классическим и неформальным). С другой стороны, активная позиция творца оставляет «контур» данного архетипа незамкнутым, что дает возможность создателю мифа о себе периодически дополнять и видоизменять ее в зависимости от контекста, на что в конечном счете и направлено мифотворчество в современном мире.

Список источников:

Липовецкий М. Трикстер и «закрытое» общество // Новое литературное обозрение. 2009. № 6. С. 224-245.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа. СПб., 2018. 320 с.

Манторова А.В. Миф Теодора Курентзиса: попытка деконструкции // Общество: философия, история, культура. 2022. № 5. С. 202-207. https://doi.Org/10.24158/fik.2022.5.30.

Маркузе Г. Одномерный человек / пер. с англ. А. Юдина. М., 1994. 368 с.

Рецова К.М. Новая мифология: ответ на вызовы метамодерна // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2021. Т. 46, № 3. С. 584-591. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2021-46-3-584-591.

Рождественский Г.Н. Дирижерская аппликатура. Л., 1974. 101 с.

Самойлов С.Ф. Внешние признаки субкультуры участников праворадикального движения нс-скинхедов // Общество и право. 2016. № 1 (55). С. 258-262.

Целыковский А.А. Современный миф как результат взаимодействия традиционной мифологии и идеологии // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 30 (245). С. 11-15.

Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / пер. с англ. В.В. Наукманова. К.; М., 1996. 384 с.

References:

Jung, K.G. (1996) The Soul and the Myth: The Six Archetypes. Kyiv; Moscow, Port-Royal. (In Russian)

Lipovetskii, M. (2009) Trickster and the "closed" society. New Literary Observer. (6), 224-245. (In Russian)

Losev, A.F. (2018) Dialectic of myth. Saint Petersburg, Azbuka. (In Russian)

Mantorova, A.V. (2022) The myth of Teodor Currentzis: An attempt at deconstruction. Society: Philosophy, History, Culture. (5), 202-207. Available from: doi:10.24158/fik.2022.5.30. (In Russian)

Marcuse, H. One-dimensional man. Moscow, REFL-book. (In Russian)

Retsova, K.M. (2021) New mythology: Responding to metamodern challenges. Nomothetika: Philosophy. Sociology. Law series. 46 (3), 584-591. Available from: doi:10.52575/2712-746X-2021-46-3-584-591. (In Russian)

Rozhdestvenskii, G.N. (1974) Conductor Fingering. Leningrad, Muzyka. (In Russian)

Samoilov, S.F. (2016) The external signs of radical right organization subculture participants national socialist skinhead. Society and Law. (1), 258-262. (In Russian)

Tselykovskiy, A.A. (2011) Modern myth as result of interaction of traditional mythology and ideology. Bulletin of Chelyabinsk State University. (30), 11-15. (In Russian)

Информация об авторе А.В. Манторова - кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социально-гуманитарных технологий Пермского государственного национального исследовательского университета, Пермь, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1046175

Information about the author A.V. Mantorova - PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Department of Cultural Studies and Socio-Humanitarian Technologies, Perm State University, Perm, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1046175

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.11.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 13.12.2022.

1 Котов В. Указ. соч.

2 Витвицкая Н. Теодор Курентзис: «Ангелы приходят туда, где их ждут» // КоммерсантЪ. 2016. 14 июня. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3011692 (дата обращения: 12.12.2022).

3 Филиппенко М. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.