безопасность и общество
Юрий ДОРОЖКИН, Андрей БЫКОВСКИЙ
ТЕНЕВЫЕ ПОЛИТИКО-ЭЛИТНЫЕ ГРУППЫ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
Авторы формулируют определение понятия «теневая политико-элитная группа», определяют специфические характеристики этой группы. Рассматривается вопрос классификации теневых политико-элитных групп и предлагается соответствующая типология.
The authors formulate a definition of the concept of shadow political elite group, define its specific characteristics. The question of classification of the shadow political elite groups is considered and the author's typology of this phenomenon is brought forward.
Ключевые слова:
теневые политические группы, политические институты, неформальные организации, постсоветские трансформации; shadow political groups, political institutions, informal organization, post-Soviet transformation.
ДОРОЖКИН
Юрий
Николаевич — д.филос.н., проректор по научной работе БАГСУ при Президенте РБ
БЫКОВСКИЙ
Андрей
Владимирович — аспирант кафедры политологии, социологии и философии БАГСУ при Президенте РБ bagsuQ.ru
Современные научные исследования политических процессов в России чаще всего посвящены изучению взаимодействия таких формальных политических институтов, как государственные организации, политические партии, церковь, СМИ и т.п. В то же время особенностью многих стран, переживающих политикотрансформационные процессы посткоммунистического характера, к которым относится и Россия, является существование разного рода неформальных политических групп, способных оказывать влияние на выработку государственной политики и в значительной степени деформировать функции формальных институциональных правил. Область анализа неформальных, как правило, теневых политических групп в российской политике до сих пор остается малоизученной и требует уточнения и систематизации основополагающих терминов и дефиниций. Решению некоторых теоретикометодологических задач исследования теневых политико-элитных групп в современной российской политике и посвящена настоящая статья.
Прежде всего, попытаемся дать определение понятия «теневая политико-элитная группа» и обосновать целесообразность применения данной категории в аналитических целях. Собственно понятие политической группы было сформулировано Д. Трумэном, который рассматривал политический процесс как борьбу групп за власть над распределением ресурсов. Подобные группы, которые вступают в отношения с институтами государства, были обозначены Д. Трумэном как «политические группы интересов»1.
Многие исследователи отмечают, что политические группы действуют и реализуют свои интересы с помощью как легальных, так и нелегальных механизмов2. Это послужило основанием деления политических групп на формальные (легальные) и неформальные (нелегальные). Термин «неформальные группы» в наибольшей степени близок к понятию теневых политико-элитных групп, однако, как нам представляется, данные термины имеют существенное смысловое различие и не должны смешиваться.
Деление групп на формальные и неформальные впервые предложено американским исследователем Э. Мэйо, согласно которому формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы и предписаны групповыми нормами все позиции ее членов, рас-
1 Truman D. The Government Process. Political Interests and Public Opinion. — N.Y., 1951, p. 33.
2 Павроз А.В. Группы интересов и трансформация политического режима в России. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008, с. 32-44.
пределены их роли и система подчинения руководству. Внутри формальных групп
Э. Мэйо обнаружил еще и неформальные группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, заданной системы взаимоотношений по вертикали нет1.
Среди политологов неформальными группами («неформальными организациями», «неформальными самодеятельными объединениями») сегодня, как правило, считаются такие, которые не предусмотрены в юридических нормах, программах и политических документах, имеют самодеятельный характер2. В некоторых случаях такие группы приобретают значительное распространение и влияние. При определенном ходе развития событий институтам власти приходится их признавать и переводить в разряд «формальных организаций». Характерным примером подобных неформальных групп стали первые оппозиционные организации в СССР, созданные на заре реформ М. Горбачева в конце 1980-х гг.
Таким образом, неформальные группы, существующие вне легальных рамок, тем не менее, могут стремиться к легализации и поэтому функционируют в рамках публичной политики. Это коренным образом отличает неформальные группы от теневых политико-элитных групп, которые существуют исключительно вне публичной сферы и которые если даже используют легальные политические институты, то делают это не открытым, а косвенным путем. Под «теневой политико-элитной группой» следует понимать совокупность индивидов без признаков формальной институционализации в политическом процессе борьбы за власть над распределением ресурсов, объединенных общностью интересов и реализующих их через политико-административные институты, но вне правовых рамок и публичной сферы.
Отдельную методологическую проблему представляет вопрос классификации теневых политико-элитных групп. Часть политологов отвергли классические термины, заявив, что постсоветские
1 Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. - СПб. : Питер, 2001, с. 173-198.
2 Мельвиль А.Ю., Алексеева Т.А., Боришпо-лец А.В. Категории политической науки. — М. : РОССПЭН, 2002, с. 66.
политические структуры настолько уникальны, что требуют особой терминологии, вне рамок классической политологии. В качестве их замены были выбраны такие терминологические конструкции, как «клан», «клика», «каста», «обойма» «олигархия» и др.
Впервые описать постсоветский политический процесс в России с помощью этих категорий в 1995 г. попробовал сотрудник американского посольства в Москве Т. Грэхэм, который попытался объяснить, на чем основана российская «олигархическо-клановая система». Он отмечал, что постсоветское общество аморфно в социальном отношении. В условиях социальной аномии ключевыми образованиями, которые ведут борьбу за власть, становятся политические группировки, группы интересов, лобби и кланы. К характерным чертам российского клана Т. Грэхэм относит: 1) группирование вокруг крупной политической фигуры; 2) обладание гарантированным доступом к СМИ; 3) контроль над вооруженными формированиями (государственными и частными). По мнению исследователя, все кланы объединяет инструментальное отношение к демократии: они стремятся по возможности использовать ее процедуры (прежде всего, выборы) для укрепления своей власти и влияния3.
Российская исследовательница О.В. Крыштановская одной из первых предложила следующую классификацию групп, выделенных внутри политической элиты по неформальным признакам, которые связаны с внутригрупповыми отношениями и ролями: кланы, клики, стратегические группы, группы давления, внутренние партии и обоймы4. Она подробно описала только три из выделенных типов: обоймы, кланы и стратегические группы. При этом, как справедливо отметила исследовательница политических кланов в регионах России Ч.К. Ламажаа, в классификации О.В. Крыштановской остаются весьма расплывчатыми критерии выделенных типов5. Так, напри-
3 Грэхэм Т. Новый российский режим // Независимая газета, 1995, 25 нояб., с. 4.
4 Крыштановская О. Анатомия российской элиты. — М. : Захаров, 2005, с. 81.
5 Ламажаа Ч.К. Клановость в политике регионов Росси: Тувинские правители. — СПб. : Алетейя, 2010, с. 33.
мер, обойма представляет собой минипирамиду на разных уровнях иерархии и состоит из одного патрона и множества клиентов. Клан же, в трактовке ученой, функционирует вне рамок какой-либо одной властной корпорации, т.е. в разных иерархиях. В рамках такой трактовки обойма может быть представлена в виде первичного ядра клана, начальной группой дальнейшего развития и расширения. В результате становится трудно уловить качественное различие между обоймой и кланом.
По нашему мнению, основным критерием классификации теневых политикоэлитных групп должны выступать близкие интересы членов группы, характер связей между ними, что формирует групповую идентичность и диктует неформальные правила инкорпорации в группу.
В социологии традиционно принято выделять группы, основанные на первичных и вторичных связях. Со времен
Ч.Х. Кули, который разработал учение о первичных и вторичных социальных группах, первичные связи определяются как непосредственные и устойчивые взаимоотношения, основанные на личных, эмоциональных и неформальных связях. К вторичным группам относят классы, партии и нации, образующие социальную структуру, в которой контакты людей носят нормализованный и обезличенный характер1.
Развивая эти положения и опираясь на теорию рационализации М. Вебера, можно выделить социальные связи традиционного и рационально-модернистского типа. Теневые политические группы могут быть основаны как на первичных, так и на вторичных связях. Более того, на современном этапе теневые группы, как правило, используют оба типа связей. И все же в создании ядра группы превалирует какой-то один из этих типов. Соответственно, теневые политические группы можно классифицировать как традиционные и корпоративные. Если градировать характер первичных связей, то теневые политические группы можно разделить на клановые, земляческие и этнические. В свою очередь, вторичные теневые политические группы по характеру социальных связей разделяются на
1 Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века. — М. : ИНИОН РАН, 2010, с. 129—135.
бюрократические и функциональноотраслевые.
Кланы. Хотя в научной литературе многие из теневых политических групп в России стали пониматься как клановые, лишь к некоторым из них применимо такое определение. К современным политическим кланам многие политологи относят любые социально-политические корпорации, имеющие такие признаки, как закрытость, клиентизм, патронаж, организационную иерархичность и т.д. В результате отличия между разными по своей природе теневыми политическими группами размываются.
Мы исходим из точки зрения тех исследователей, которые настаивают, что клановые группы основаны на семейнородственном характере идентификации его членов. Авторитетный исследователь элитных кланов Ш. Кадыров подчеркивает, что, в отличие от других видов элитного взаимодействия, в клане «над прочими формами и принципами сплочения группы главенствует идея кровного родства в конкретной группе людей... Именно это родство и отличает клан вообще и элитный клан в частности от остальных неформальных институтов»2. Схожее мнение высказывает и Ч.К. Ламажаа, согласно которой «клан — это объединение, основанное на родстве его членов, на происхождении их от одного предка (реальном или вымышленном), имеющее общую хозяйственную основу для функционирования и соответствующую структуру для реализации эффективной хозяйственной деятельности: лидера (лидеров) клана и группу родственников. Соответственно, клановые отношения — это, прежде всего, родственные отношения между людьми, объединенными, как в архаичные времена, для решения экономических задач выживания»3.
В постсоветский период в России произошло разрушение политических и социальных структур советского типа, что привело к их замещению неформальными институтами традиционного типа. Особенно интенсивно этот процесс затронул некоторые регионы России, в которых патриархальный уклад жизни как массовых, так и элитных
2 Кадыров Ш. Элитные кланы. Штрихи к портретам. — М.: ММ1Х, 2010, с. 3—4.
3 Ламажаа Ч. К. Указ. соч., с. 41.
слоев остался вне завершения процессов модернизации. Это привело к формированию целого ряда клановых теневых политических групп, которые в наиболее полной форме проявились в национальных республиках России.
Следует отметить, что лидеры и члены современных политических кланов нуждаются не только во взаимной поддержке и лояльности, основанной на родстве, но и в социальной опоре более массового типа. Поэтому современные политические кланы дополняют свое влияние не только семейно-родственными связями, но используют другие неформальные социальные связи. К таковым можно отнести принцип землячества и этнокультурную идентификацию, что позволяет кланам расширить масштаб своего влияния. Однако важно понимать, что первичное ядро клана имеет именно кровнородственный принцип своего происхождения. Если же землячество или этнические признаки выступают первичными атрибутивными характеристиками создания теневой политической группы, можно говорить о других типах этих групп — землячестве и этнических кастах.
Землячество. Теневую группу, идентификационным признаком которой выступает место жительства, можно определить как землячество. Этот тип теневой политической группы в большей степени распространен в тех элитных кругах, в которых семейно-родственная идентификация в силу разного рода причин не может служить механизмом консолидации группы. В таком случае личные связи, основанные на земляческом принципе, могут стать заменой поддержки доверия и лояльности между членами теневой группы. Примером подобных групп могут служить выходцы из Санкт-Петербурга, так называемые «питерцы», занявшие ключевые посты в системе федеральной власти с приходом на пост президента России В.В. Путина.
Этнические касты. Характерным признаком этнической касты является этнокультурная идентификация членов группы. Мы используем термин «каста», чтобы показать степень закрытости подобной группы. Для инкорпорации в нее члену необходимо обладать соответствующей этничностью. И хотя в определенных случаях она может быть индивидуумом достигнута искусствен-
ным путем посредством смены своей этничности, в целом, однако, этнические признаки предполагают достаточный высокий уровень закрытости группы для инкорпорации в нее разного рода аутсайдеров и представителей другого этноса. Этнические теневые политические группы формируются, как правило, тогда, когда властвующая элита представляет этническое меньшинство. С целью удержания своей власти элита превращается в этнократию1, используя этнокультурные признаки как идентификационный маркер для элитной консолидации. Подобным примером могут выступать элитные группы в Латвии и Эстонии в 1990-х гг. Элемент этнического изоляционизма в российской политической и деловой сфере присущ евреям, а также кавказским народностям. Большое распространение теневые группы этнокасто-вого характера получили в постсоветский период в национальных республиках Российской Федерации.
Переходя к рассмотрению теневых политических групп, которые мы относим к типу корпоративных, следует подчеркнуть, что, в отличие от традиционных, они основаны на вторичных социальных связях и формируются внутри существующих формальных политических институтов. Однако при этом они действуют вне публичного поля и поэтому могут быть отнесены именно к теневым политическим группам. По характеру связей они различаются на бюрократические и функционально-отраслевые.
Бюрократические теневые группы. Теневые политические группы бюрократического типа сформировались еще в рамках СССР и были достаточно обстоятельно исследованы зарубежными советологами. Так, например, Дж. Хог считал, что в основе политического взаимодействия в СССР лежит «бюрократический конфликт», основными участниками которого являются специфические заинтересованные группы или «комплексы», к каковым он причислял министерства и ведомства, возглавлявшие наиболее влиятельные отрасли экономики, а также военных и военно-промышленный комплекс в целом, подразделения аппарата ЦК, которые, как он писал, нередко
1 Тощенко Ж.Т. Этнократия. История и современность. Социологические очерки. — М., 2003.
выступают заодно с теми, кого они курируют. Что же до «обычных», аналогичных западным, групп интересов, т.е. профсоюзов, других общественных организаций, то они либо отсутствуют вовсе, либо не оказывают серьезного влияния на политический процесс1.
В современной России бюрократические группы в несколько модифицированном виде продолжают свое функционирование. Противоречия между отдельными министерствами и ведомствами, а также между государственными компаниями и корпорациями (Газпром, Транснефть, Роснефть и др.) оказывают куда большее влияние на выработку политического курса, чем политическая конкуренция формальных институтов в виде политических партий или общественных организаций. Ярким примером бюрократического противоборства в современной России являются разночтения между министерствами финансов и экономического развития о стратегии дальнейшего экономического развития страны.
Функционально-отраслевые теневые
1 Hough J., Fainsod M. How the Soviet Union is Governed. — Cambridge, Mass., 1979, p. 446.
группы. К данной разновидности мы относим такие группы, которые по своему составу выходят за рамки формальных институтов и которые объединены общностью интересов в какой-либо экономической отрасли. Примером таких групп в постсоветской России стали олигархические империи, получившие название финансово-промышленных групп, олигархических группировок и т.п. К этому же типу относятся группы интересов военно-промышленного комплекса, так называемые силовики и другие подобные неформальные группы.
В заключение необходимо подчеркнуть, что представленная в данной статье типология теневых политико-элитных групп призвана выделить лишь идеально-типические модели. В реальности теневые политические группы вбирают в себя разные способы идентификации, создавая разные каналы кооптации, тем самым расширяя свое влияние. Тем не менее в качестве аналитического инструмента для исследовательских задач создание данной типологии необходимо, поскольку она позволяет выработать определенную степень конкретики при анализе многообразных форм теневых политико-элитных групп.