Научная статья на тему 'ТЕНЕВОЙ БАНКИНГ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТЕНЕВОЙ БАНКИНГ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / НЕЛЕГАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ТЕНЕВОЙ БАНКИНГ / КОРРУПЦИЯ / ФИНАНСОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО / СПЕКУЛЯЦИИ ПО СДЕЛКАМ / SHADOW BANKING SYSTEM / ILLEGAL SERVICES / SHADOW BANKING / CORRUPTION / FINANCIAL INTERMEDIATION / SPECULATION ON TRANSACTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусева А.В.

В данной статье рассмотрены актуальные причины возникновения коррупции в национальной банковской системе, провозглашенной как «теневой», а также представлены механизмы ее работы и классификация по видам незаконных услуг, предоставляемые банками. На наглядных примерах был проведен факторный анализ, демонстрирующий степень развития теневого банкинга в актуальное для России время, возникновение данного явления посредством зарождения элементов коррупции в банковской системе. Также предложены возможные пути частичного смягчения проблемы указанной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHADOW BANKING AS THE MAIN FACTOR OF CORRUPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the actual causes of corruption in the national banking system, proclaimed as "shadow", as well as presents the mechanisms of its work and the classification of types of illegal services provided by banks. Using vivid examples, a factor analysis was carried out, demonstrating the degree of development of shadow banking in the current time for Russia, the occurrence of this phenomenon through the emergence of elements of corruption in the banking system. Possible ways to partially mitigate the problems of this topic are also proposed.

Текст научной работы на тему «ТЕНЕВОЙ БАНКИНГ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343.2/.7

Гусева А. В. студент

третий курс, направление подготовки «Экономическая безопасность» факультет экономики и менеджмента научный руководитель: Сошникова И.В.,к.социол.н.

доцент

кафедра уголовного права и процесса Уральского института управления РАНХиГС

Россия, г. Екатеринбург

ТЕНЕВОЙ БАНКИНГ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В данной статье рассмотрены актуальные причины возникновения коррупции в национальной банковской системе, провозглашенной как «теневой», а также представлены механизмы ее работы и классификация по видам незаконных услуг, предоставляемые банками. На наглядных примерах был проведен факторный анализ, демонстрирующий степень развития теневого банкинга в актуальное для России время, возникновение данного явления посредством зарождения элементов коррупции в банковской системе. Также предложены возможные пути частичного смягчения проблемы указанной темы.

Ключевые слова: теневая банковская система, нелегальные услуги, теневой банкинг, коррупция, финансовое посредничество, спекуляции по сделкам.

Guseva A. V. student

third-year, preparation "Economic Security" Faculty of economics and management scientific adviser: Soshnikova I. V.,candidate of Sociology

associate professor Department of criminal law and procedure Ural Institute of Management, RANEPA Russia, Yekaterinburg

SHADOW BANKING AS THE MAIN FACTOR OF CORRUPTION IN

THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation: This article discusses the actual causes of corruption in the national banking system, proclaimed as "shadow", as well as presents the mechanisms of its work and the classification of types of illegal services provided by banks. Using vivid examples, a factor analysis was carried out, demonstrating the degree of development of shadow banking in the current time for Russia, the

occurrence of this phenomenon through the emergence of elements of corruption in the banking system. Possible ways to partially mitigate the problems of this topic are also proposed.

Key words: shadow banking system, illegal services, shadow banking, corruption, financial intermediation, speculation on transactions.

На сегодняшний день, все больше ссылаясь на условия экономической неопределенности, явления теневой экономики успели охватить все сферы общественной жизни всего мира и в частности россиян. Чтобы понять, что представляет из себя теневой сектор, следует обратиться к официальной государственной статистике, которая не учитывает виды экономической деятельности, несущие в себе проблемные последствия для общества.

Большую проблему представляет из себя тот факт, что «теневая» сторона имеет тесную связь с реальным экономическим сектором, а также является его дочерней частью. По этой причине теневой сектор в большинстве случаев поддерживает свою жизнедеятельность, используя услуги государства, его материально-общественные факторы и неосведомленность населения, при этом не вступая с ним в отношения как с хозяйствующим субъектом.

Теневая экономическая деятельность, помимо массового выведения ресурсов из официального оборота, обусловлена снижением «прозрачности» национальной экономики, а также вынужденным искажением ее статистической, финансовой и налоговой отчетностей.

Как правило, в России проблема коррупции на уровне органов государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) всегда оставалась актуальной и до сих пор не решенной. Однако, из массовых обсуждений ускользает ключевой фактор, который закладывает фундамент всей коррупционной пирамиды и без которого немыслимо осуществление незаконной деятельности на уровне государства и в частности —домохозяйств. Речь прежде всего идет о банковской коррупции — именно эти финансовые учреждения в связи с переходом на безналичные деньги в условиях экономической интеграции и автоматизации расчетных операций стали центральным звеном всей теневой экономики страны.

Следует отметить, что уполномоченным органом по исполнению контрольной функции над подотчетными банками по закону признается Центральный Банк Российской Федерации. При этом Центробанк не рассматривается в качестве органа госуправления, а скорее, как не зависимая от государственных структур организация, самостоятельно осуществляющая свою политику. Отчасти по данной причине банковский сектор постепенно, без лишних на то свидетелей переходит на «темную» сторону экономики, вследствие чего снижается ее транспарентность. Следует также напомнить, что теневая экономика не учитывается органами государственной статистики.

Подтверждением вышесказанному стали показатели официальной статистики по банковскому сектору России за 2018 год. По данным ЦБ

России, на 1 декабря прошлого года совокупный объем всех активов банковской системы РФ составил 80,4 трлн. рублей. Ссылаясь на данные Росстата, валовой внутренний продукт (далее — ВВП) в 2018 году составил около 86 трлн. рублей. [3]

Следовательно, активы банковской системы России по своей величине уравнены с ВВП страны. Эти цифры дедуктивно подводят к мысли, что и в банковском бизнесе есть свои «подводные камни».

В таких развитых государствах как, например, США или Германия, активы банковского сектора еще возможно сопоставить с ВВП страны. Более того, данный показатель может в несколько раз превышать величину всего государственного бюджета. Банки, представленным образом, формируют большую часть своих активов за счет кредитования населения. А кредиты, в свою очередь — это деньги, которые воплощаются банкирами из ничего. Однако требования по таким кредитам предполагают погашение долговых обязательств реальными ресурсами, которыми располагает население.

По данным FSB в России уже 2013 году теневой банковский сектор вырос на 25%. При этом предполагается, что Центробанк проводит ужесточенный мониторинг за данной отраслью. По статистике на 2015 год доля теневого банкинга составила около 10% от ВВП. При этом следует учесть, что сегмент теневого банковского сектора в Российской Федерации до сих пор не признается процветающими занимает всего 6,5% от всей системы российских банков. [5]

Международный Валютный Фонд в оглашении своего доклада на 2014 год сделал теневой банкинг ключевой темой. Данный отчет фокусирует внимание на расширении данного сектора в Китае, странах Юго -Восточной Азии и Евросоюза. Легальному банковскому сектору уже стало недостаточным наличие собственных средств и инструментов, чтобы стимулировать рост мирового ВВП. По этой причине повышение доли внутреннего продукта стало достижимым благодаря активным операциям со стороны теневых банковских структур. Последствия этого явления до сих пор не учитываются официальной статистикой и потому не становятся «прозрачными». Учитывая, что более 70% банков еврозоны остаются нестабильными для создания постоянного экономического роста, теневой банкинг стал своеобразной альтернативой, активно достигающей мировую цель. [1]

Теневой банкинг включает множество видов коррупционных операций, которые обусловлены соответствующими «услугами». Данную классификацию можно рассмотреть на примере банковского сектора РФ:

1. Кредитная коррупция, обусловленная «подкупом» Центробанка в целях получения положительного решения по выдаче долговых обязательств коммерческим банкам.

2. Резервная коррупция, которая проявляется в размещении золотовалютных резервов на выгодных банкам условиях.

3. Информационная коррупция, осуществляемая с целью получения незаконного дохода от продаж инсайдерской информации.

4. Надзорная коррупция или, другим словом, взятка.

5. Хищение банковских активов — выведение собственниками или высшими должностными лицами активов из банка с применением различных манипуляций и последующее осуществление операций по приватизации выведенных средств в свою пользу.

6. Операционная коррупция, явление которой выражается в сделках по предоставлению клиентам «выгодных» банковских услуг.

7. Служебная коррупция или реализация служебной информации в пользу собственной выгоды.

8. «Отмывание» денег или, другими словами, легализация денежных средств, полученных незаконным способом.

9. «Обналивание» денег, выраженное в получении наличных денежных средств вопреки действующего законодательства.

10. Правовая коррупция, обусловленная подкупом судей с целью получения от них оправдательных решений.

11. Инвестиционная коррупция, находящая свое применение в спекулятивных операциях на фондовом рынке при наиболее выгодных условиях покупки или продажи акций.

12. Бюджетный лоббизм, отражающий «покупку» кредитными организациями правительских постановлений, что влечет за собой увеличение спроса со стороны государства на услуги банков и тем самым преумножая их прибыль.

Помимо вышеуказанных признаков специфической особенностью теневого банкинга в Российской Федерации стала его значительная степень кооперации с банковской системой РФ в целом. В дополнении к этому, уникальным остается основательное влияние госструктур на данный сегмент [1].

Достижимость обретения нелегальных доходов осуществляется на всех уровнях банковской системы. Кроме того, главной причиной экономических потерь стали недобросовестность и некомпетентность сотрудников коммерческих учреждений. Наиболее «доходными» центрами являются служба реализации банковской продукции и отдел по возврату просроченной задолженности. Именно в данных подразделениях применяются ключевые схемы взяток и других коррупционных операций.

В подтверждение к вышесказанному, в 2018 году российская теневая экономика набрала обороты до 20,7 трлн рублей, что в преимуществе больше всех расходов федерального бюджета РФ. По оценке Росфинмониторинга сейчас на теневой сектор в национальной экономике приходится около 20% от всего ВВП страны. [б]Кроме того, данная оценка находит свою актуальность в анализе соизмеримости уровня Российской Федерации с рекомендациями Международной Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (далее —ФАТФ). [2]

В цифровых значениях масштабы воровства исключительно в бюджетной системе РФ уже приближаются к 4-5 трлн рублей в год. Общий же охват теневого сектора экономики России в 2018 году по официальным

данным Росстата превышает уровень в 15% ВВП, что в денежном эквиваленте приравнивается 6-9 трлн рублей. Более того, от 50-60% всех зарегистрированных юридических лиц стабильно пренебрегают действующим законодательством РФ, в частности налоговым, таможенным, и валютным. [3]

По факту без посредничества в данных структурах не исключаются ни отмывание незаконных активов, ни легализация криминальных доходов, а также их схематичное обналичивание и вывоз за рубеж вопреки действующего законодательства. В связи с ситуацией экономической глобализации, прогрессирующего развития услуг в сфере финансов, всеохватывающей информатизации общества и систематически возрастающей значимости безналичных расчетов банковские учреждения становятся ядром всей коррупционной вертикали и теневой экономики в глобальном смысле. Несмотря на то, ведущие СМИ стараются обойти данную проблему, отождествляя банкиров с добропорядочными респектабельными бизнесменами, которые не по своей вине стали попали в ловушку криминальных структур и коррупции. При этом банки уже с давних времен и в преобладающем большинстве находят источник своих доходов в незаконных операциях на финансовом рынке, а также в процессе, связанным с обслуживанием теневой экономики.

На данный момент в нашем государстве не существует комплексного подхода к решению проблемы теневого сектора и противодействия коррупции в целом. Сопротивление ведется лишь в ее частных проявлениях, а проведение соответствующих мероприятий проводится без учета особенностей страны и ее регионов. Поэтому становится прозрачным для понимания тот факт, что искоренить теневой оборот с лица государства лишь посредством оглашения очередного указа практически невозможно.

Несмотря на это, одним из фундаментальных рычагов для модернизации и объективации регулирования теневой деятельности в банковском секторе представляется необходимостью закрепления данного понятия в нормативно правовых актах. Помимо того следует сформировать более ужесточенную и актуальную систему лицензирования деятельности банковских учреждений. С преимуществом предпринятых мер появится возможность адаптации и совершенствования надзорных систем, а также процедур, направленных на противодействие коррупции в сфере теневого банкинга. [7] Поскольку большинство способов реализации незаконной банковской деятельности связаны со спекуляциями на рынке ценных бумаг, осуществление надзора ЦБ России за фондовым рынком позволит значительно плодотворнее устранять нарушения и кризисы в данной системе.

Для достижения цели, направленной на борьбу с банковской коррупцией и сокращение доли теневого банкинга в России, уполномоченным на то органам прежде всего необходимо выполнить следующие задачи:

1. Объединить мелкие функционально-отраслевых кредитные организаций в крупные банки, что поспособствует их сокращению и частичной монополизации.

2. Разграничить безналичную и наличную форму денежного обращения, а также ввести запретили ввести ограничение на перевод денежных сумм между данными формами.

3. Табулировать банкам осуществление спекуляций на валютных и фондовых рынках, как в России, так и за рубежом.

4. Сформировать из ЦБ устойчивый институт, ответственный за осуществление кредитования реального сектора отечественной экономики.

5. Составить прозрачное досье на банкиров и других ответственных лиц банковских учреждений.

6. Урегулировать отношения с аудиторскими компаниями, которые участвовали в схемах обналичивания денежных средств;

7. Сузить политические отношения с государствами, укрывающих банковских аферистов и предоставляя данным лицам «убежище», до минимума. [8]

Помимо представленных задач ключевой станет осуществление государственной политикой процедуры возврата похищенных из оборота средств и введение в эксплуатацию все имеющиеся в распоряжении страны инструменты. При этом реализация данной политики должна происходить при содействии межведомственной комиссии, начиная с проведения ревизии обанкроченных банков и заканчивая возобновлением возбуждения «спящих» в этой сфере уголовных дел.

Существенным методом в сфере сокращения коррупционных явлений всегда был закон. Так, например, в статье 72.1 закона о Банке России перечисляются полномочия ЦБ в сфере отзыва лицензий у кредитных учреждений, если последние нарушают методологию в управлении рисками. В соответствии с законом Центральный Банк имеет право отклонить государственную регистрацию кандидатов на высшие посты кредитных организаций в связи с их должностным несоответствием. [9]

Для противодействия в области «отмывания» денег подразделения Росфинмониторинга осуществляют свою деятельность через выявление подозрительных финансовых операций и их своевременное пресечение, что регламентировано Федеральным Законом №115-ФЗ. [10]

Крайняя ответственность за преступления в банковском секторе предусмотрена в Уголовном Кодексе Российской Федерации. Так, в статьях 174 и 174.1 устанавливаются меры наказания за отмывание и легализацию доходов. [11] Ссылаясь на рекомендации ФАТФ, ответственность за нарушения в данной сфере также применима и к юридическим лицам. Кроме того, статья 174.1 УК РФ устанавливает за осуществление теневой банковской деятельности максимальную ответственность до четырех лет лишения свободы со штрафом в размере 80000 рублей, [12] что во всех случаях далеко не соизмеримо с количеством похищенного.

В качестве подтверждения этого факта можно рассмотреть конкретные случаи теневого банкинга. Так, например, «Бризбанку» была установлена уголовная ответственность за «отмывание» клиентских денег на сумму 6 млн. долларов, кредитной организации «Первый универсальный банк» — за хищение в виде ранее уплаченных налогов в размере 15 млн. рублей, «Банку Москвы» и «Межпромбанку» — за те же клиентские средства в масштабах до 300 млрд. рублей. [13] К сожалению, данный ряд случаев можно перечислять бесконечно.

Распознать сам факт существования банковской коррупции довольно проблематично прежде всего из-за того, что преступлениям в данной сфере трудно дать юридическую оценку, а именно все затруднительней становится прояснить сам факт махинаций спекулятивных сделок.

В России уже после экономического кризиса 2007-2009 гг. вошла в резкую динамику тенденция процветания теневого банкинга и затмением своими масштабами учреждений на легальной основе. Сразу же после кризиса банковский надзор осуществлялся уже с двойной силой. По этой причине облагаются колоссальными штрафами крупнейшие банки Российской Федерации, в то время как за их «широкими спинами» скрывается теневая сторона банковского бизнеса.

Несмотря на то, что теневой банкинг уже перешел черту за 50% от общего числа банковских учреждений (как официальных, так и неофициальных), меры по урегулированию разросшегося сектора нелегальных банковских услуг не торопятся быть реализованными уполномоченными на то органами. В это же время несведущий потребитель данного рода услуг продолжает принимать все более выгодные предложения, которые предложит очередной новоиспеченный инвестиционный фонд.

В заключение следует сказать, что, если в оппозицию теневого банкинга и противодействию коррупции в данных системах не будут приняты комплексные меры, а со стороны законодательных органов не примутся конкретные регламенты, то угроза поглощения классического банковского сектора теневым не только останется нерешенной, но и в конечном итоге полостью неразрешимой.

Использованные источники:

1. Бутрин Дмитрий, Газета «Коммерсантъ» №183 от 09.10.2014.

2. Статья «Теневая экономика в России составила 20% ВВП страны» / Редакция Forbes от 22.02.2019 [Электронный ресурс] // FRED: сайт. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/372659-tenevaya-ekonomika-v-rossii-sostavila-20-vvp-stranv(дата обращения: 08.12.2019).

3. О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) за 2018 год [Электронный ресурс] // FRED: сайт. - Режим доступа: https://www.gks.ru/(дата обращения: 08.12.2019).

4. Статья «О массовом отзыве лицензий Центробанком: борьба с банковской коррупцией или внутренние разборки?» / Редакция Однако [Электронный ресурс] // FRED: сайт. - Режим доступа:

http://www.odnako.org/blogs/o-massovom-otzive-licenziy-centrobankom-borba-s-bankovskoy-korrupciey-ili-vnutrennie-razborki/faaTa обращения: 08.12.2019).

5. Shadow Banking: Strengthening Oversight and Regulation [Электронный ресурс] // FRED: сайт. - Режим доступа: https://www.fsb.org/^aTa обращения: 08.12.2019).

6. Статья «Финансовая разведка оценила в Р20 трлн объем теневой экономики в России» / Редакция РБК [Электронный ресурс] // FRED: сайт. -Режим доступа: https://www.rbc.ru/(дата обращения: 08.12.2019).

7. Исмаилов И.Ш. Перспективы мегарегулятора финансового рынка в Российской Федерации // Материалы межвузовской научной конференции "Весенние дни науки 2014". 2014. С. 55 - 61.

8. Ларионова И.В., Панова Г.С. О модернизации банковского регулирования и надзора // Банковское дело. 2010. N 10

9. Статья 72.1 Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019).

10. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция).

11. УК РФ Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем // "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 04.11.2019).

12. УК РФ Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления // "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 04.11.2019).

13. Полный список банков, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации или отзыва лицензии Банком России в период с 1991 по 2019 гг. // FRED: сайт. - Режим доступа: https://www.banki.ru/ (дата обращения: 08.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.