ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ECONOMIC SECURITY
Экономические системы. 2024. Том 17, № 3 (66). С. 71-79. Economic Systems. 2024;17(3(66)):71-79.
Научная статья 5.2.3 - Региональная и отраслевая экономика
УДК 338.3
DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-3-71-79
Теневая экономика как институт пространственного развития
Ринат Фазлтдинович Гатауллин1, Эльвира Рифовна Чувашаева2^
1 2 Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Уфа, Россия
1 ORCID: 0000-0002-7459-9728, Scopus ID: 57190408330, Researcher ID: 0-4533-2015, [email protected]
2 ORCID: 0000-0003-0250-1119, Researcher ID: K-1829-2018, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются содержание и причины существования теневой экономики, а также ее региональные различия. Масштабы теневой экономики в различных регионах также являются важной составляющей среди институтов пространственного развития. Как отмечается, теневая экономика и ее масштабы влияют на привлекательность территории как объекта инвестиций, а также на качество функционирования учреждений социальной инфраструктуры. Более того, значительная часть мер по сокращению масштабов теневой экономики привязана к территории, где находится основная часть контактной зоны между бизнесом и органами власти, формируются доходы и происходит их использование.
В статье подчеркивается, что теневая экономика и ее масштабы в регионе являются признаками наличия деформации в пространственном развитии. Их сокращение предполагает создание особой подсистемы среди институтов пространственного развития, направленной на устранение факторов его деформации.
Ключевые слова: экономика, пространственное развитие, институты, коррекция их функционирования
Для цитирования: Гатауллин Р.Ф., Чувашаева Э.Р. Теневая экономика как институт пространственного развития // Экономические системы. 2024. Том 17, № 3 (66). С. 71-79. DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-3-71-79.
© Гатауллин Р.Ф., Чувашаева Э.Р., 2024
Благодарность: исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-00570-24-01 на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Original article
The shadow economy as an institution of spatial development
Rinat F. Gataullin1, Elvira R. Chuvashaeva2^
1 2 Institute for Social and Economic Research is a separate structural subdivision of the Federal State Budget Scientific Institution of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia
Abstract. The article examines the content and reasons for the existence of the shadow economy, as well as its regional differences. The scale of the shadow economy in a particular region is also an important component among the institutions of spatial development. As noted, the shadow economy and its scale affect the attractiveness of the territory as an investment object, as well as the quality of functioning of social infrastructure institutions.
Moreover, a significant part of the measures to reduce the scale of the shadow economy is tied to the territory where the main part of the contact zone between business and government is located, revenues are generated and their use takes place. The shadow economy and its scale in the region are signs of a deformation in spatial development. Their reduction implies the creation of a special subsystem among the institutions of spatial development aimed at eliminating the factors of its deformation.
Keywords: economy, spatial development, institutions, correction of their functioning
For citation: Gataullin R.F., Chuvashaeva E.R. The shadow economy as an institution of spatial development. Economic Systems. 2024;17(3(66)):71-79. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-20762024-17-3-71-79.
Acknowledgments: the study was carried out within the framework of the state assignment of the UIC RAS No. 075-00570-24-01 for 2024 and for the planning period of 2025 and 2026.
Введение
Актуальность темы определяется последствиями «теневизации» экономики, когда происходит деформация в функционировании институтов социально-экономического развития. При этом в экономической литературе не существует общепринятого определения категории «теневая экономика». Так, А. Портес
определяет теневую экономику как особый вид деятельности, который не охвачен официальным учетом и иногда носит противоречивый характер [1]. Марксисты (например, О. Осипенко] связывают содержание теневой экономики с развитием частнокапиталистического уклада [2, с. 130]. Т. Мюрдель, представитель институциональной теории, связывает происхождение теневой экономики с изъянами государственных институтов [3]. Неоинституционалисты выдвигали на передний план исследование обратных связей между теневой экономикой и функционированием общественных институтов [4]. Р. Нуреев связывает теневую экономику с особой подсистемой институтов, которые ее вызывают, и санкций [5].
А.К. Бекряшев сводит теневую экономику к нерегулируемой трудовой деятельности [6]. Стюарт Генри выделял регулярную (или формальную], неформальную и криминальную экономику [7]. Б.Т. Рябушкин и Э.Ю. Чурилова, уточняя структуру теневой экономики, выделяют в ее составе скрытое производство, деятельность, которая не учитывается статистикой или налоговыми органами, и запрещенную деятельность [8].
Мы считаем, что теневая экономика не может быть особым видом деятельности. Обычно каждый вид экономики характеризуется производством товаров и услуг, обладающих полезностью. Теневая экономика не обладает какой-либо общественной полезностью. Обслуживание теневой экономики связано с криминалитетом, который должен и может быть искоренен.
Существуют виды деятельности, учет которых затруднен. Это прежде всего бытовые и транспортные услуги, строительство. Причем такая ситуация была более характерна для плановой экономики. В результате на закате социализма для обуздания теневых отношений в производстве этих услуг пытались использовать арендные отношения. С переходом на рыночные отношения в этих отраслях начали использовать такой механизм, как переход к упрощенной системе налогообложения.
На наш взгляд, трудности учета результатов экономической деятельности не могут быть признаны критерием выделения теневой экономики. В данном случае задача борьбы против теневой экономики сводится к разработке и применению новых методов учета деятельности. Здесь широко могут быть использованы числовые методы.
Запрещенная деятельность (торговля наркотиками, человеческими органами и т. д.] не может быть признана частью экономики, учитываться в виде потерь налоговых доходов или доходов населения. Экономика - это система отношений по поводу удовлетворения потребностей населения, связана с процессами формирования, распределения и потребления благ или полезностей [9]. Запрещенная, или криминальная, экономика требует для искоренения соответствующих методов, среды, которые экономически никак не превалируют.
Предметом нашего анализа является исследование теневой экономики как области экономических отношений особого рода, когда под действием каких-то факторов происходит их деформация и нарушаются принципы рыночной экономики.
При исследовании были использованы официальные данные Росстата и Баш-стата, а также информация от информационно-аналитических агентств и т. д. В работе использовались общенаучные и частнонаучные методы.
Основная часть
От понимания сущности теневой экономики зависят методы ее оценки, определение структуры и масштабов. Экономические институты - это сложившаяся в обществе система формальных и неформальных правил, регулирующих поведение участников соответствующих отношений [10]. К основным экономическим институтам относятся собственность, рынок, органы власти и организационно-экономические формы в производстве, правовые нормы, регулирующие экономические отношения.
Теневая экономика в этом плане представляет собой срез отношений, которые не дают возможности для нормального хозяйствования. Причин для этого может быть множество, но их можно сгруппировать следующим образом:
- изъяны в правовом обеспечении экономики;
- некомпетентность и низкий моральный уровень управленцев;
- исторические традиции и религиозные ценности.
Очень часто в системе правовых норм присутствуют противоречия. В этом случае любая деятельность может стать преступлением. В частности, муниципальные организации не вправе за счет собственных средств учреждать межмуниципальные предприятия [11]. В то же время такая форма межмуниципального сотрудничества в плане создания объектов социальной инфраструктуры является весьма продуктивной.
Некомпетентность и коррупция тесно взаимосвязаны. Коррумпированные чиновники чаще всего окружают себя некомпетентными, но послушными руководителями. При этом возникают своеобразные «лестницы» коррупции, которые объединяют чиновников различных уровней власти.
В укоренении коррупции важную роль играют национальные и религиозные традиции. На наш взгляд, относительно низкий уровень коррупции в протестантских странах объясняется прежде всего религиозными традициями.
Коррупция как таковая не является разновидностью экономической деятельности. Она выступает как способ деформации экономических отношений, когда равноправие их сторон нарушено, из-за чего нарушается эквивалентность обмена, что и порождает теневую экономику.
Суть рыночных отношений состоит в обеспечении справедливого обмена, когда стороны без всякого принуждения обмениваются товарами. Исходя из этого мы отрицаем наличие эксплуатации человека человеком в условиях рыночной экономики, так как в данном случае люди совершенно свободно нанимаются на работу, фиксируя условия оплаты труда. Альтернативным вариантом являются рабские отношения, когда человек работает по принуждению.
Коррупционный доход формируется в конечном счете за счет ущемления интересов государства, хотя формально он может выглядеть как дополнительные
затраты. Известно, что взяткодатель свои расходы перекладывает на плечи населения.
Мы считаем, что коррупция выступает как рычаг теневой экономики, а не в качестве ее составляющей. Все отношения, осуществляемые под прессом коррупционного налога, являются частью теневой экономики, т. е. в данном случае необходимо учитывать весь оборот таких отношений.
Рис. 1. Функционирование теневой экономики Источник: составлено авторами.
На рис. 1 схематично показано функционирование теневой экономики (факторы ее формирования, структура и масштабы, а также механизм борьбы с данным явлением].
Как уже отмечалось, деформация рыночных отношений является результатом несовершенного правового механизма, отсутствия необходимых кадров управления и ментальных издержек, вызванных действиями религиозных и исторических факторов.
Структуру теневой экономики можно определить по видам деятельности и в территориальном разрезе. Что касается механизма борьбы с теневой экономикой, подробно об этом - далее.
Несколько слов о доле теневой экономики в разных странах. По данным Института изучения рынка (Бонн], доля теневой экономики в разных странах следующая: США - 8,4%; КНР - 15,6%; Германия - 16,8%; Италия - 25,7%; Россия -48,7%; Белоруссия - 50,4%; Украина - 54,7%; Грузия - 68,0% [12]. Как видно, страны с переходной экономикой характеризуются более высоким уровнем теневой экономики.
Внутри России также существуют большие различия в масштабах теневой экономики. Так, в Приволжском федеральном округе доля теневой экономики
колеблется от 39,5 до 76,0% ВРП, в республиках: Башкортостан - 60,1%, Марий Эл - 49,4%, Мордовия - 54,8%, Татарстан - 65%, Удмуртия - 60,9%, Чувашия -54,8%, в Пермском крае - 66,3%, по областям: Кировской - 39,5%, Нижегородской - 55,1%, Пензенской - 40,7%, Самарской - 59,6%, Саратовской - 57,5%, Ульяновской - 55,8% [13].
Что касается выявленной части теневой экономики в Республике Башкортостан, в ее составе преобладают такие формы, как незаконное предпринимательство и уклонение от налогов. По сумме ущерба на первом месте находится мошенничество (табл. 1).
Таблица 1
Экономические преступления и их раскрываемость в Республике Башкортостан за 2021-2023 гг.
Вид экономических преступлений Количество преступлений Количество раскрытых преступлений Раскрываемость преступлений, % Размер ущерба
2023 г. в % к 2021 г. В % к итогу
Мошенничество 175 132 75 120,00 27,91
Коррупция 420 252 60 130,00 20,16
Незаконное предпринимательство 795 398 50 125,00 15,50
Уклонение от уплаты налогов 439 308 70 116,67 21,71
Лжесообщение о доходах 143 79 55 105,56 14,73
Итого 1972 1169 60 100
Источник: составлено авторами.
SWOT-анализ (табл. 2) показал, что в Республике Башкортостан слабые стороны проявляются в законодательном обеспечении, в практической реализации мер по борьбе с экономическими преступлениями, также на низком уровне находится подготовка кадров, происходит недофинансирование мероприятий по выявлению деятельности в теневой экономике. Все это представляет угрозы в борьбе с преступлениями экономического характера.
Соответственно, предложения по противодействию теневой экономике заключаются в следующем:
- совершенствование законодательства в области противодействия теневой экономике;
- усиление контроля за финансовыми операциями, снятия существующих противоречий в правовых нормах;
Таблица 2
SWOT- анализ системы выявления экономических преступлений в Республике Башкортостан
Сильные стороны Слабые стороны
Повышение количества выявленных преступлений экономической направленности Рост количества рецидивных преступлений
Сокращение времени раскрытия преступления Сохранение высокого уровня коррупционных преступлений
Увеличение количества выявленных преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере Недостаточные информационная прозрачность и сотрудничество с общественностью
Повышение доступа к современным технологиям и инструментам, а также внедрение цифровых технологий для выявления и расследования экономических преступлений Дефицит ресурсов для проведения эффективных мероприятий по предотвращению и пресечению экономической преступности
Возможности Угрозы
Улучшение сотрудничества с другими регионами для обмена опытом и стратегиями Отсутствие тенденции к сокращению экономической преступности. Недостаточные законодательное обеспечение и практическая реализация мер по борьбе с экономической преступностью
Использование эффективных мер по предотвращению экономических преступлений с помощью новых информационных технологий и программ Недостаточное финансирование мер по борьбе с экономической преступностью
Повышение качества подготовки кадров Трудности в выявлении и пресечении коррупционных преступлений. Недостаточно высокий уровень подготовки кадров
Источник: составлено авторами.
- расширение международного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью;
- совершенствование системы предотвращения коррупции;
- обучение и повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов;
- развитие электронного правительства и цифровых технологий.
Заключение
Разработано достаточно методов борьбы с теневой экономикой, поскольку эта проблема в настоящее время чрезвычайно актуальна. Однако все эти меры будут эффективны лишь тогда, когда в них будут заинтересованы сами участники экономических отношений. К сожалению, на данный момент наше общество не избавилось от господствующего экономического менталитета - жажды наживы и личной выгоды, - и решить эту проблему с помощью политико-экономических инструментов достаточно сложно. Поэтому в первую очередь государство должно разработать систему мер, обеспечивающих полноценное функционирование рыночной экономики, не допуская проявления нарушения его основополагающих принципов.
Список источников
1. The informal economy studies in advanced and less developed countries / A. Portes [et al.]. Baltimore. 1989. LD USA.
2. Осипенко О. Экономическая криминология: проблемы старта // Вопросы экономики. 1990. № 3.
3. Myrdal G. Asian drama. Allen and Unwin. London, 1968.
4. Guttmann P.M. The Subterranean Economy // Financial Analysts Journal. 1977. No. 33. Р. 26-34.
5. Нуреев P.M., Ахмадеев Д.Р. Неформальная занятость: истоки, современное состояние и перспективы развития (опыт институционального анализа) : монография. М. : Кнорус, 2019. 248 с.
6. Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность. Омск : Омский государственный университет, 2000. 459 c.
7. Stuart Henry Can the Hidden Economy Be Revolutionary? Toward a Dialectical Analysis of the Relations Between Formal and Informal Economies // Social Justice. 1988. Vol. 15. No. 3-4. P. 29-60.
8. Рябушкин Б.Т., Чурилова Э.Ю. Методы оценки теневого и неформального сектора экономики. М. : Финансы и статистика, 2003. 142 с.
9. Экономическая теория (политэкономия) : учебник / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М. : ИНФРА-М, 2008. 638 с.
10. Мелихов В.Ю. Экономические институты: сущность, содержание, понятие // Экономика и бизнес. 2011. № 9. С. 118-122.
11. Системообразующие проекты трансформации социально-экономического пространства / Р.Ф. Гатауллин [и др.]. Уфа : ИСЭИ УФИЦ РАН, 2021. 294 с.
12. Теневая экономика стран мира. URL: http://fincan.ru/articles/95_tenevaja-ekonomika-stran-mira (дата обращения 04.06.2024).
13. Долганова Я.А. Особенности оценки теневой экономики в системе индикаторов экономической безопасности региона // Теневая экономика. 2023. Т. 7, № 4. С. 347-368.
References
1. The informal economy studies in advanced and less developed countries / A. Portes [et al.]. Baltimore. 1989. LD USA.
2. Osipenko O. Economic criminology: problems of the start. Voprosy ekonomiki = Questions of economics. 1990;(3). (In Russ.).
3. Myrdal G. Asian drama. Allen and Unwin. London, 1968.
4. Guttmann P.M. The Subterranean Economy. Financial Analysts Journal. 1977;(33):26-34.
5. Nureyev P.M., Akhmadeev D.R. Informal employment: origins, current state and prospects of development (experience of institutional analysis) : monograph. Moscow : Knorus, 2019. 248 p. (In Russ.).
6. Bekryashev A.K., Belozerov I.P. Shadow economy and economic crime. Omsk : Omsk State University, 2000. 459 p. (In Russ.).
7. Stuart Henry Can the Hidden Economy Be Revolutionary? Toward a Dialectical Analysis of the Relations Between Formal and Informal Economies. Social Justice. 1988;(15(3-4)):29-60.
8. Ryabushkin B.T., Churilova E.Yu. Methods of assessing the shadow and informal sector of the economy. Moscow : Finance and Statistics, 2003. 142 p. (In Russ.).
9. Economic theory (political economy) : textbook / ed. by V.I. Vidyapin, G.P. Zhuravleva. Moscow : INFRA-M, 2008. 638 p. (In Russ.).
10. Melikhov V.Yu. Economic institutions: essence, content, concept. Ekonomika i biznes = Economics and business. 2011;(9):118-122. (In Russ.).
11. System-forming projects of transformation of the socio-economic space / R.F. Gataullin [et al.]. Ufa : ISEI UFIC RAS, 2021. 294 p. (In Russ.).
12. The shadow economy of the countries of the world. URL: http://fincan.ru/articles/95_ tenevaja-ekonomika-stran-mira. (In Russ.).
13. Dolganova Ya.A. Features of the assessment of the shadow economy in the system of indicators of economic security of the region. Tenevaya ekonomika = The shadow economy. 2023;7(4):347-368. (In Russ.).
Информация об авторах / Information about the authors
Р.Ф. Гатауллин - доктор экономических наук, профессор, заведующий сектором экономики и управления развитием территорий;
Э.Р. Чувашаева - научный сотрудник.
R.F. Gataullin - doctor of economic sciences, professor, head of the sector the economics and territorial development management;
E.R. Chuvashaeva - researcher.
Статья поступила в редакцию 15.08.2024; одобрена после рецензирования 29.08.2024; принята к публикации 05.09.2024.
The article was submitted 15.08.2024; approved after reviewing 29.08.2024; accepted for publication 05.09.2024.