Научная статья на тему 'МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КООПЕРАЦИЯ В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ'

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КООПЕРАЦИЯ В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / ИННОВАЦИОННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гатауллин Р. Ф., Чувашаева Э. Р.

Повышение конкурентоспособности промышленного производства во многом зависит от развития межрегиональной кооперации, что предполагает углубление специализации. Другая сторона кооперации - расширение межрегионального обмена. В современных условиях связи по кооперации и обмену распространяются не только на внутренний рынок, но и на внешний. Зависимость от внешних рынков для многих стран уже сегодня стала определяющей. Различные регионы России по-разному зависят от внешних рынков. Такие различия распространяются и на виды деятельности. В статье рассмотрено содержание и задачи реструктуризации связей по кооперации в промышленности Республики Башкортостан в условиях экономических санкций. В числе вновь возникающих проблем рассмотрено сужение рынков сбыта, разрывы технологических цепочек и связанное с ними снижение уровня инновационности и конкурентоспособности предприятий. Показан механизм восстановления целостности производственных цепочек, включая переориентацию обмена на дружественные страны, поиск и нахождение источников товаров и услуг внутри страны. Для этого предложена организация совместных производств комплектующих, а также расширение существующих производств, с привлечением возможностей потенциальных потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гатауллин Р. Ф., Чувашаева Э. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERREGIONAL COOPERATION IN THE DEVELOPMENT OF REGION INDUSTRY IN THE CONTEXT OF ECONOMIC SANCTIONS

Increasing the competitiveness of industrial production largely depends on the development of interregional cooperation, which implies a deepening of specialization. The other side of cooperation is the expansion of interregional exchange. In modern conditions, cooperation and exchange ties extend not only to the domestic market, but also to the external one. Dependence on foreign markets has already become decisive for many countries today. Different regions of Russia depend on foreign markets in different ways. These differences also apply to activities. The article discusses the content and tasks of restructuring ties for cooperation in the industry of the Republic of Bashkortostan in the context of economic sanctions. Among the emerging problems are the narrowing of sales markets, breaks in technological chains and the associated decrease in the level of innovation and competitiveness of enterprises. The mechanism for restoring the integrity of production chains is shown, including the reorientation of the exchange to friendly countries, the search for and finding sources of goods and services within the country, for which it is proposed to organize joint production of components and expand their existing production facilities, with the involvement of potential consumers.

Текст научной работы на тему «МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КООПЕРАЦИЯ В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ»

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

УДК 332.146.2 JEL L16, P 20 DOI 10.26425/1816-4277-2022-8-60-67

Межрегиональная кооперация в развитии промышленности региона в условиях экономических санкций

Гатауллин Ринат Фазлтдинович

Д-р экон. наук, зав. сектором экономики и управления развитием территорий ORCID: 0000-0002-7459-9728, e-mail: [email protected]

Чувашаева Эльвира Рифовна

Науч. сотр. сектора экономики и управления развитием территорий ORCID: 0000-0003-0250-1119, e-mail: [email protected]

Институт социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра

Российской академии наук, г. Уфа, Россия

Аннотация

Повышение конкурентоспособности промышленного производства во многом зависит от развития межрегиональной кооперации, что предполагает углубление специализации. Другая сторона кооперации — расширение межрегионального обмена. В современных условиях связи по кооперации и обмену распространяются не только на внутренний рынок, но и на внешний. Зависимость от внешних рынков для многих стран уже сегодня стала определяющей. Различные регионы России по разному зависят от внешних рынков. Такие различия распространяются и на виды деятельности. В статье рассмотрено содержание и задачи реструктуризации связей по кооперации в промышленности Республики Башкортостан в условиях экономических санкций. В числе вновь возникающих проблем рассмотрено сужение рынков сбыта, разрывы технологических цепочек и связанное с ними снижение уровня инновационности и конкурентоспособности предприятий. Показан механизм восстановления целостности призводственных цепочек, включая переориентацию обмена на дружественные страны, поиск и нахождение источников товаров и услуг внутри страны. Для этого предложена организация совместных производств комплектующих, а также расширение существующих производств, с привлечением возможностей потенциальных потребителей.

Для цитирования: Гатауллин Р.Ф., Чувашаева Э.Р. Межрегиональная кооперация в развитии промышленности региона в условиях экономических санкций//Вестник университета. 2022. № 8. С. 60—67.

Ключевые слова

Межрегиональная кооперация, промышленность, экономические санкции, конкурентоспособность предприятий, инно-вационность

Благодарности. Исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-03-2022-001 от 14.01.2022.

© Гатауллин Р.Ф., Чувашаева Э.Р., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

DEVELOPMENT OF INDUSTRY AND REGIONAL MANAGEMENT

Interregional cooperation in the development of region industry in the context of economic sanctions

Rinat F. Gataullin

Dr. Sci. (Econ.), Head of the economics and territorial development management sector ORCID: 0000-0002-7459-9728, e-mail: [email protected]

Elvira R. Chuvashaeva

Researcher of the economics and territorial development management sector ORCID: 0000-0003-0250-1119, e-mail: [email protected]

Institute of Social and Economic Researches of the Ufa Federal Research centre of Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia

Abstract

Increasing the competitiveness of industrial production largely depends on the development of interregional cooperation, which implies a deepening of specialization. The other side of cooperation is the expansion of interregional exchange. In modern conditions, cooperation and exchange ties extend not only to the domestic market, but also to the external one. Dependence on foreign markets has already become decisive for many countries today. Different regions of Russia depend on foreign markets in different ways. These differences also apply to activities. The article discusses the content and tasks of restructuring ties for cooperation in the industry of the Republic of Bashkortostan in the context of economic sanctions. Among the emerging problems are the narrowing of sales markets, breaks in technological chains and the associated decrease in the level of innovation and competitiveness of enterprises. The mechanism for restoring the integrity of production chains is shown, including the reorientation of the exchange to friendly countries, the search for and finding sources of goods and services within the country, for which it is proposed to organize joint production of components and expand their existing production facilities, with the involvement of potential consumers.

Keywords

Interregional cooperation, industry, economic sanctions, competitiveness of enterprises, innovativeness

Acknowledgements. The research was carried out within the framework of the state order of the Ural Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences No. 075-03-2022-001 dated 14 January 2022.

For citation: Gataullin R.F., Chuvashaeva E.R. (2022) Interregional cooperation in the development of region industry in the context of economic sanctions. Vestnik universiteta, no. 8, pp. 60—67.

© Gataullin R.F., Chuvashaeva E.R., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

В ходе экономических реформ существующие экономические связи между регионами России практически полностью разрушились. В 1990—1994 гг. доля межрегионального оборота в валовом внутреннем продукте сократилась с 25 % до 16 % [1]. Экономические санкции со стороны ряда развитых стран могут обернутся еще большим разрушением связей по кооперации и, как следствие, сокращением объемов производства, снижением занятости и уровня оплаты труда. Это в большей степени касается промышленности. Отсюда актуальность проблемы.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Вопросы территориального разделения труда, развития кооперации между странами и регионами нашли отражение в работах А. Смита [2] и Д. Рикардо [3]. Свой вклад в формирование теории межрегионального взаимодействия внесли классические теории размещения — локализации И.Г. Тюнена, центральных мест В. Кристаллера, промышленного штандорта А. Лаундхардта, конкурентных премуществ М. Портера [4].

В новое время проблемами межрегионального экономического сотрудничества занимались М.П. Буров [5], А.Г. Гранберг [6], П.А. Минакир [7], Д.А. Гайнанов [8], Толстогузов О.В. [9] и другие исследователи.

В их работах рассматриваются основные направления межрегиональной интеграции в условиях переходной экономики. Приращением знаний по данной тематике в нашей работе является рассмотрение развития межрегиональной кооперации в условиях экономических санкций, способных нарушить установленные связи с зарубежными странами, тем самым разрушить технологическую целостность многих производственных цепочек.

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ

Цель работы — научное обобщение проблем развития межрегиональной кооперации в промышленности региона как фактора преодоления негативных последствий экономических санкций.

Методологической базой исследования являются: теория пространственного развития, труды отечественных ученых, в которых рассматриваются ограничения мобильности большей части факторов производства, возможность восстановления прерванных технологических связей по инциативе самих предприятий. По некоторым данным, кооперация позволяет сократить время наладки производства на 14—20 месяцев, стоимость освоения производства — на 50—70 % [10]. Исследование этой возможности позволит восстановить прерванные санкциями целостности технологических циклов в кратчайшее время.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Республика Башкортостан является одним из наиболее промышленно развитых регионов России (доля 2,4 %). Она занимает первое место в стране по выпуску кальцинированной соды (58 %), изобути-ловых и бутиловых спиртов (53 %), каустической соды (19 %), а также является единственным в России производителем белой и пищевой соды.

Кроме того, Республика Башкортостан в стране занимает видное место по производству листового стекла, проволоки холоднонатянутой, электрических светильников, автомобильного бензина, древесностружечных плит, каучуков, автобетоновозов, автобусов, пластмасс, геофизических и новигационных приборов, химических катализаторов.

Согласно действующему распоряжению Правительства Республики Башкортостан № 627 «О внесении изменений в перечень системообразующих организаций Республики Башкортостан, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26 января 2015 г. № 68-р «Об обеспечении информационного взаимодействия с крупными и средними предприятиями и организациями Республики Башкортостан, входящими в перечень крупных и средних предприятий» в региональный перечень системообразующих предприятий входят 444 организации [11].

В федеральный список системообразующих предприятий в республике вошли 19 предприятий, в частности АО «Башнефтегеофизика», ПАО «ИК Роснефть» (материнская компания «Башнеф-ти»), ПАО Мечел (владелец АО «Белорецкий металлургический комбинат»), ООО «Эко Нива Агро»,

ПАО «ОДК-УМПО», ООО «Башкирские распределительные энергетические сети», ОАО «УГМК» (Уча-линский и Бурибаевский ГОК, «Башкирская медь»), ПАО «Нефаз», ПАО «Сибур Холдинг» (Благовещенский «Полиэф», ФГП «ИПО Микрон «Имунопрепарат»), АО «Салаватстекло», АО «Башкирия содовая компания» [12].

Больше вопросов по республиканскому списку. В их составе предприятия всех видов деятельности, включая промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальные хозяйства, торговлю, транспорт, строительство, цифровые технологии, туризм, телевидение, издательство, экологию, образование и науку.

В качестве критериев выделения системообразующих предприятий указаны: наличие уникальных технологий, влияние на социальную стабильность, значимость для сохранения производственных издержек, участие в реализации перспективных инвестиционных проектов, выполнение международных обязательств и размеры предприятий.

В этом случае нам непонятно, как в список системообразующих предприятий Республики Башкортостан вошли предприятия по производству изделий народных художественных промыслов: ГУП БХП «Агидель» РБ, ООО УПП НХП «Артель» или по обработке леса, как ООО Лесопромышленная компания «Селена», ООО «Белпромресурс», ООО «Уфамебель», по производству продуктов питания, как ООО «Башкирское мороженное» и даже предприятия иностранной формы собственности, как ООО «Ласселсбергер», ООО «Метро Кэш энд Керри», ОБП ООО «О'кей» и т.д. [12].

Как видно, данный перечень не подходит для использования в качестве инструмента обеспечения целостности критически важных технологических цепочек в регионе. Это распространяется и на федеральный список, так как он явно не обеспечивает целостность существующих технологических цепочек, включая необходимости восстановления выпадающих их звеньев в условиях экономических санкций.

Зависимость от экономических санкций также различается в зависимости от видов производства и технологий. В Республике Башкортостан в промышленности превалируют производство нефтепродуктов, добыча нефти и газа, других полезных ископаемых (рис. 1). Эти виды деятельности больше зависят от внешних рынков сбыта. В технологическом отношении в них самодостаточность страны очень высокая. На внешние рынки в значительной степени работает также химическое производство, которое в экономике республики занимает важное место.

2 %

6 %-

7 %

11 %

34 %

Производство нефтепродуктов (1) Добыча нефти и газа (2) Добыча других полезных ископаемых (3) Производство пищевых продуктов (4) Электроэнергетика (5) Машиносторение (6) Металлургия (7)

Производство стройматериалов (8) Химическое производство (9) Другие виды деятельности (10)

11 %

Источник:: [13]

Рис. 1. Структура промышленного производства в Республике Башкортостан в 2021 г.

Электроэнергетика, производство стройматериалов, металлургия, производство пищевых продуктов в основном работают на внутренний рынок. Их технологическая зависимость от внешних рынков незначительна.

Особое место в промышленности занимает машиностроение, которое в технологическом отношении достаточно сильно зависит от внешних рынков.

За 2021 г. внешнеторговый оборот Республики Башкортостан составил 4 617,3 млрд долл. США и по сравнению с 2020 г. увеличился на 537,8 млн долл. США (+13,2 %). При этом экспорт увеличился на 17,9 % и составил 3 716 млрд долл. США, а импорт уменьшился на 2,8 % и был равен 901,5 млн долл. США [14].

Доля внешнеторгового оборота Республики Башкортостан во внешней торговле Приволжского федерального округа составила 7,51 %.

Сальдо торгового баланса Республики Башкортостан сложилось как положительное и составило 2,8 млрд долл. США.

Это означает, что сокращение внешней торговли в экономическом положении республики в обозримом будущем не может вызвать технологического шока, но отдельные производственные цепочки при этом могут быть нарушены.

Положительное сальдо в обмене со странами СНГ может служить важным фактором обеспечения устойчивости экономики республики от санкций, так как эти страны в большинстве своем не присоединились к ним. Импорт из стран дальнего зарубежья в значительной степени может компенсироваться за счет импорта из стан СНГ (табл. 1).

Таблица 1

Внешняя торговля Республики Башкортостан в 2021 г.

Показатели Страны дальнего зарубежья Страны СНГ

Товарооборот, млрд долл. США В том числе: 3,6 1,0

Экспорт, млрд долл. США 2,9 0,8

Импорт, млрд долл. США 0,7 0,2

Сальдо торгового баланса, млрд долл. США 2,2 0,6

Источник: [14]

В экспорте Республики Башкортостан в страны дальнего зарубежья преобладали следующие товары: нефть и продукты ее переработки, битум — 36,5 %, оборудование, механические устройства и их части — 27,2 %, органические химические соединения — 10,3 %, жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты — 6,7 %, каучук, резина и изделия из них — 3,5 %, удобрения — 3 % [14].

Импорт составляют: оборудование и механические усройства — 31,9 %, алкогольные и безалкогольные напитки, уксус — 7,9 %, пластмассы и изделия из них — 6,2 %, прочие химические продукты — 5,2 %, электрические машины и оборудование, их части и звукозаписывающая аппаратура — 5,0 %, фармацевтическая продукция — 4,7 % и др. [14].

Структура экспорта в страны СНГ в целом соответствует показателям по группе страны дальнего зарубежья. В данном случае экспорту нефти и нефтепродуктов (16,2 %) добавляется вывоз древесины — 15,5%, сахара и кондитерских изделий — 1,8%.

Среди крупнейших торговых партнеров в экспорте: Китай (22 %), Казахстан (9,7 %), Турция (5,1 %), Нидерланды (4,8 %), Беларусь (4,7 %), Финляндия (4,6 %), Республика Корея (4,5 %), США (3,3 %). На страны, которые участвуют в санкциях против страны приходится около 24 % всего экспорта [14].

На их долю в импорте уже приходится 42,6 %. Среди стран экспортеров в Республику Башкортостан преобладают Китай (18,7 %), Германия (14,7 %), Беларусь (13,2 %), Казахстан (6,8 %), Италия (5,8%), Канада (3,4 %) [14].

В ближайшее время мы должны переориентировать импорт на дружественные страны. Многие предприятия могут начать выпуск продукции, которую мы ранее закупали из-за рубежа. Уже сегодня «Сода» начинает восстанавливать производство моющих средств.

В дореформенный период в республике было достаточно развито производство тканей, одежды, обуви и других товаров легкой промышленности. Анализ причин развала этих производств в начале

90-х гг. прошлого века может выявить целенаправленный характер действий их тогдашних руководителей. Они действовали исходя из интересов приватизации.

Мы считаем, что воссоздание целостных производственных цепочек в кратчайшие сроки может быть осуществлено на следующих принципах:

1) инициатива предприятий. При этом руководители и собственники предприятий должны нести ответственность за свое бездействие вплоть до их национализации;

2) соответствие с программами стабилизации социально-экономической сферы регионов, в которых должны быть отражены условия помощи предприятиям в части воссоздания производственных цепочек;

3) координация и управление реализацией соответствующих программ по системообразующим предприятиям Российской Федерации.

Эта работа должна включать такие работы, как создание реестра технологических цепочек по предприятиям, которым угрожают разрывы, и разработка новых технологий, привлечение отечественной науки (рис. 2).

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 2. Нивелирование последствий экономических санкций

Поиск новых рынков сбыта также является условием достижения целостности существующих производственных цепочек, так как в каждом звене важно обеспечение безубыточности, что связано с сохранением соответствующих объемов продукции.

Угрозой для сохранения целостности производственных цепочек является сокращение рынков сбыта и рост конкуренции внутри страны по отдельным группам товаров, таким как черные металлы, строительные материалы, нефть и продукты ее переработки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выход из кризисной ситуации в условиях экономических санкций требует принятия системы мер по реструктуризации производственных цепочек, используя потенциал сотрудничества с другими регионами страны и государств СНГ. Сохранению существующих производственных цепочек будет способствовать поиск новых рынков сбыта, разработка новых технологий и активизация научных исследований.

Республика Башкортостан в силу специализации экономики находится в зоне удара экономических санкций. В то же время диверсификация ее экономических связей, достигнутый уровень развития позволяет ожидать, что шока хозяйство республики не испытает. Это касается и промышленности.

Библиографический список

1. Лукин Е.В., Ускова Т.В. Межрегиональное сотрудничество: состояние, проблемы, перспективы: монография. Вологда: Вологодский научный центр Российской академии наук; 2016. 148 с.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо; 2016. 160 с.

3. Рикардо Д. Сочинения. М.: Госполитиздат; 1955. 262 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Блауг М. Экономическая мысль вретроперспективе. М.: Дело ЛТД; 1994. 687 с.

5. Буров М.П. Регулирование процессов экономической интеграции субъектов Российской Федерации:роль и место межрегиональных органов. Роль и место межрегиональных органов власти и общественных структур. М.: Экономика; 2006. 221 с.

6. Гранберг А.Г. Проблемы межрегиональных экономических отношений. Экономика и математические методы. 1990;1(26):93.

7. Минакир П.А. В поисках пространственной гармонизации. Пространственная экономика. 2017;(2):7—15. https://doi.Org/10.14530/se.2017.2.007-015

8. Гайнанов Д.А., Тажитдинов И.А., Атаева А.Г. Межмуниципальное сотрудничество в Российской Федерации: теоретические и практические аспекты. Экономика и предпринимательство. 2017;(8-2):295—300.

9. Толстогузов О.В. Гармонизация процедур планирования территориального развития. В кн.: Жихаревич Б.С. (ред.) Территориальное стратегическое планирование на новом витке реформ: доклады участников Третьего общероссийского форума лидеров стратегического планирования, 20—21 октября 2004 г. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр»; 2005.

10. Сайт Европейской экономической комиссии ООН. https://www.un.org (дата обращения: 12.06.2022).

11. Экономика и промышленность Башкирии — обзор секторов. https://manufacturers.ru/artide/ekonomika-bashkirii (дата обращения: 12.06.2022).

12. Башинформ. Ряд башкирских предприятий включен в список системообразующих, им окажут господдержку. https://wwwbashinform.ru/news/economy/2020-04-04/ryad-bashkirskih-predpriyatiy-vklyuchen-v-spisok-sistemoobrazuyuschih-im-okazhut-gospodderzhku-2095769 (дата обращения: 12.06.2022).

13. Росстат. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан. https://www.gks.ra/region/dod1180/Main.htm (дата обращения: 12.06.2022).

14. Приволжское таможенное управление. Статистика внешней торговли. https://ptu.customs.gov.ru/folder/270635 (дата обращения: 12.06.2022).

References

1. Lukin E.V, Uskova T.V Interregional cooperation: state, problems, prospects: monograph. Vologda: Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences; 2016. (In Russian).

2. Smith A. Research on the nature and causes of the wealth of nations. Moscow: Eksmo; 2016. (In Russian).

3. Ricardo D. Works. Moscow: Gospolitizdat; 1955. (In Russian).

4. Blaug M. Economic thought in retrospect. Moscow: Delo LTD; 1994. (In Russian).

5. Burov M.P. Regulation of the processes of economic integration of subjects of the Russian Federation: the role and place of interregional bodies. The role andplace of interregional authorities andpublic structures. Moscow: Economics; 2006. (In Russian).

6. Granberg A.G. Problems of interregional economic relations. Economics and Mathematical Methods. 1990;1(26):93.

7. Minakir P.A. In Search of Spatial Harmonization. Spatial Economics. 2017;(2):7-15. https://doi.org/10.14530/se.2017.2.007-015.

8. Gainanov D.A., Tazhitdinov I.A., Ataeva A.G. Intermunicipal cooperation in the Russian Federation: theoretical and practical aspects. Economics andEntrepreneurship. 2017;(8-2):295-300.

9. Tolstoguzov O.V. Harmonization of territorial development planning procedures. In: Zhikharevich B.S. (ed.) Territorial Strategic Planning at the New Turn of Reforms: Reports of Participants of the Third All-Russian Forum of Strategic Planning Leaders, October 20-21, 2004. St. Petersburg: International Centre for Social and Economic Research Leontief Centre; 2005.

10. Website of the United Nations Economic Commission for Europe. https://www.un.org (accessed 12.06.2022).

11. Economy and industry of Bashkiria — overview of sectors. https://manufacturers.ru/article/ekonomika-bashkirii (accessed 12.06.2022).

12. A number of Bashkir enterprises are included in the list of backbone enterprises; they will be provided with state support. https://www.bash-inform.ru/news/economy/2020-04-04/ryad-bashkirskih-predpriyatiy-vklyuchen-v-spisok-sistemoobrazuyuschih-im-oka-zhut-gospodderzhku-2095769 (accessed 21.06.2022).

13. Federal State Statistics Service of the Russian Federation. Socio-economic situation of the Republic of Bashkortostan. https://www.gks.ru/region/docl1180/Main.htm (accessed 12.06.2022).

14. Volga Customs Administration. Foreign trade statistics. https://ptu.customs.gov.ru/folder/270635 (accessed 12.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.