Научная статья на тему 'Тенденция современного развития большегрузного автотранспорта на карьерах Севера'

Тенденция современного развития большегрузного автотранспорта на карьерах Севера Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
103
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / РЕМОНТ / РИСК ДЕФИЦИТА ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ / ЗАТРАТЫ НА РЕМОНТ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / УСЛОВИЯ РАБОТЫ / SPARE PARTS / REPAIR / SPARE PART DEFICIT RISK / REPAIR COSTS / OPERATION / WORKING CONDITIONS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гамбаль Максим Юлианович

Рассмотрены условия эксплуатации карьерных автосамосвалов, а также проблема снабжения запасными частями ремонтных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Гамбаль Максим Юлианович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of modern development of heavy-load transport in opencast mines of the North

The author examines both the operation conditions of open cast dump trucks and a problem of supply repair plants with spare parts

Текст научной работы на тему «Тенденция современного развития большегрузного автотранспорта на карьерах Севера»

УДК 621

ТЕНДЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ БОЛЬШЕГРУЗНОГО АВТОТРАНСПОРТА НА КАРЬЕРАХ СЕВЕРА

М.Ю.Гамбаль1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83

Рассмотрены условия эксплуатации карьерных автосамосвалов, а также проблема снабжения запасными частями ремонтных предприятий. Ключевые слова: запасные части, ремонт, риск дефицита запасных частей, затраты на ремонт, эксплуатация, условия работы. Библиогр. 6 назв.

TENDENCIES OF MODERN DEVELOPMENT OF HEAVY-LOAD TRANSPORT IN OPENCAST MINES OF THE NORTH

M.Y. Gambal

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The author examines both the operation conditions of open cast dump trucks and a problem of supply repair plants with spare parts. Key words: spare parts, repair, spare part deficit risk, repair costs, operation, working conditions. 6 sources.

Горнодобывающая промышленность является сырьевой базой для развития основных отраслей промышленности - металлургии, машиностроения, энергетики, химической промышленности, строительных материалов. Основные месторождения полезных ископаемых природно-сырьевой базы России расположены в районах Севера, характеризующихся жёстким климатом. Увеличение объёма горных работ неизбежно будет связано с освоением новых районов Сибири и Севера России, с суровыми природно-климатическими условиями.

Стоимость эксплуатации техники в регионах Севера в 2-6 раз превышает уровень аналогичных затрат в средних широтах страны [5]. Ежегодный ущерб от использования техники в несоответствующих условиях эксплуатации составляет 57-60 млрд. рублей (на 2003 год). Простои в ремонтах машин достигают 30 % календарного времени. В зимнее время года поддержание оборудования в работоспособном состоянии обходится дороже на 20-50%. Стоимость трудовых ресурсов на Севере в 3- 6 раз выше, чем в средней полосе.

В настоящее время основным видом технологического транспорта при добыче полезных ископаемых открытым способом является автомобильный, который во всём мире используется для перевозки =75% всей горной массы, причём в ближайшей перспективе удельный вес карьерного автотранспорта увеличится. Доминирую-

щее положение карьерного автотранспорта объясняется такими неоспоримыми достоинствами, как мобильность, гибкость, автономность, возможность обеспечения высокой интенсивности горных работ. Система карьерного автотранспорта - одна из наиболее сложных систем горного производства. От работы автотранспорта зависит работа всех смежных производств. На ближайшие 20-30 лет автотранспорт будет оставаться одним из самых перспективных.

Эксплуатация автомобильного транспорта в глубоких карьерах имеет существенные особенности, которые определяют его эффективность:

- непрерывный режим работы автосамосвалов;

- сложный профиль автодорог (уклоны, наличие серпантинов и т.д.);

- преобладающее движение с грузом на подъём;

- большое количество временных дорог, низкое качество дорожного полотна;

- жёсткие климатические условия в районах Севера;

- работа самосвалов в комплексе с мощными экскаваторами с ковшом вместимостью до 20-25 м3, что приводит к многоцикловым динамическим нагрузкам на узлы автосамосвалов в процессе погрузки. Например, при сроке службы 450-500 тыс.км. и расстоянии транспортирования около 5 км в автосамосвале г/п 110-140 т за весь период эксплуатации экскаватором ЭКГ-

1 Гамбаль Максим Юлианович, аспирант, тел.: 8 (3952) 40-50-85, e-mail:gambalmax lakra@mail.ru

Gambal Maxim Yulianovich, a post graduate. Tel. 8 (3952) 40-50-85, e-mail:gambalmax lakra@mail.ru

12,5 загружается 150-180 тыс. ковшей;

- Большие габаритные размеры машин (до 11,6*5,5 м), что усложняет организацию ТО и

Р [2].

С ним не могут в полной мере конкурировать другие виды транспорта.

Производством карьерных самосвалов в США, Японии занимаются 10 ведущих машиностроительных компаний, выпускающих десятки моделей самосвалов. Но наиболее крупным производителем большегрузных карьерных самосвалов является ПО «БелАЗ», на долю которого приходится 33% мирового рынка самосвалов. За последние годы производители карьерных самосвалов накопили большой опыт в данной области (повышения качества и надёжности), которые требуют осмысления и обобщения. Этому способствуют ежегодные научно-практические конференции потребителей, проводимые в ПО «БелАЗ».

Но возможности автомобильного транспорта не беспредельны, особенно в сверхглубоких карьерах. При больших глубинах карьеров 300500 м производительность автотранспорта снижается в несколько раз, энергоёмкость транспортного процесса увеличивается, резко ухудшается экологическая ситуация в карьере; из-за загазованности карьерного пространства отработавшими газами иногда наблюдается полная остановка всех работ, а простои оборудования достигают 1500 часов в год (алмазодобывающие карьеры), снижается ресурс до списания самосвалов из-за повышенных нагрузок на все их системы, растёт потребность в запасных частях, что всё вместе приводит к увеличению доли затрат на автотранспорт до 55-60% в общей себестоимости добычи алмазов [3].

Существовавшая ранее централизованная система технического обслуживания, ремонта, снабжения запасными частями заменяется новой, базирующейся на рыночных отношениях. В результате уменьшения доли отечественных и увеличения доли зарубежных автосамосвалов обостряется актуальность, наукоёмкость и практическая значимость организации эффективной системы технического сервиса, одной из главных задач которой является решение проблемы повышения экономической эффективности иностранной техники путём минимизации затрат и возможных материальных потерь от отказов автосамосвалов. Решение этой задачи неразрывно связано с совершенствованием и оптимизацией существующей системы снабжения техники запасными частями.

Проблема запасов весьма актуальна для предприятий, поскольку излишки запасов вызывают дефицит денежных средств и ограничивают условия финансовой активности. При финансировании запасов за счёт кредитов банков при сегодняшнем размере процентных ставок ведёт к снижению прибыли предприятий. Также стоит отметить, что избыточное инвестирование обо-

ротного капитала предприятия в запасы материально-технических ресурсов (МТР) создаёт дополнительный экономический риск, т.к. оборотные средства, которые могли бы быть направлены на развитие предприятия, «замораживаются» в запасах МТР [1,4,5].

Развитие разработки полезных ископаемых в районах Сибири и Крайнего Севера (в районах АК АЛРОСА) ставит задачу дальнейшего повышения надёжности и качества эксплуатации карьерного оборудования. Условия эксплуатации предъявляют особые требования к конструкциям машин, которые должны изготовляться и эксплуатироваться с учётом дополнительных нагрузок, возникающих в результате смерзаемо-сти грунта и значительного ухудшения свойств стали при низких температурах.

Несмотря на постоянное совершенствование конструкции машин, низкие отрицательные температуры воздуха негативно сказываются на уровне надёжности узлов автосамосвалов. В металлоконструкциях появляются трещины. Действенным путём повышения эффективности эксплуатации автосамосвалов является замена на автосамосвалах БелАЗ отечественных узлов и систем, имеющих низкую надёжность, зарубежными аналогами. Результаты испытаний автосамосвалов с импортной силовой установкой в условиях карьера «Юбилейный» Айхальского ГОКа показали, что выработка БелАЗ 75125 за первые два года эксплуатации была на 11-13% больше, чем у БелАЗ 7512, расход топлива ниже, а коэффициент технической готовности (Ктг) на 20% выше. Подобные проекты реализуются в настоящее время в акционерных обществах «Якутуголь», Кемеровоуголь», «Кузбассразрез-уголь» [2].

Тяжёлые условия работы транспорта, ударные нагрузки, наличие вибрации, высокая влажность, запылённость, колебания температур приводят к снижению производительности работ по техническому обслуживанию и ремонту горнотранспортного оборудования. Фактические простои в ремонте более чем в три раза превышают нормативные, что объясняется недостаточным уровнем надёжности автосамосвала и низкой эффективностью системы технического обслуживания и ремонта машин.

На ремонт оборудования, являющегося самым трудоёмким вспомогательным процессом, расходуется до 33-35% всех затрат на добычу полезных ископаемых. Ремонтом занято 18-30% списочного состава рабочих. Уровень механизации ремонтных работ очень низок, до 76% затрат труда приходится на операции, выполняемые вручную [6].

Многолетний опыт эксплуатации автосамосвалов в суровых климатических условиях показывает, что в зимние месяцы резко повышается количество отказов из-за разрушения металлоконструкций.

Основными направлениями решения этих проблем являются: эффективное использование оборудования по назначению, повышение качества ремонта, квалификации водителей, ремонтников, а также совершенствование системы технического обслуживания и ремонта. И самая главная проблема - это обеспечение высокой технологичности транспортного оборудования при ремонте.

Библиографический список

1. ГОСТ 16350-80 Надёжность в технике. Система сбора и обработки информации. Основные положения.

2. Зырянов И.В. дис. канд. техн. наук / И.В. Зырянов. - 2006. -С. 6-13.

3. Зырянов И.В. Карьерный автотранспорт / И.В.Зырянов, П.А.Мариев, А.А.Кулешов, А.Н.Егоров. -СПб., Наука, 2003. - С 247, 337.

4. Квагинидзе В.С. Эксплуатация карьерного горного и транспортного оборудования в условиях Севера. / В.С. Квагинидзе. - М.: 2002. - С. 9-40, 196.

5. Кох П.И. Климат и надёжность машин. / П.И.Кох. - М: Машиностроение, 1981. - С. 3., 69-83.

6. Щадов М.И. Справочник механика открытых горных работ / М.И.Щадов - М: Недра, 1987. - С. 203206.

УКД 621

ПРИНЦИПЫ РЕГИ ОНАЛЬНОГО УПРА ВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ В.Г. Живоглядов1, М.С. Нехорошкин2

Северо-кавказский институт бизнеса, инженерных и инновационных технологий 352900, г.Краснодар, ул. Дзержинского, 62

Проведен анализ эффективности управления дорожным движением. Предложен региональный, системно-комплексный подход к управлению дорожным движением. Рассмотрена возможность поиска и оптимизации процессов организации и управления дорожным движением. Ключевые слова: региональное управление, сетевое управление, светофорное регулирование. Ил. 5. Библиогр. 8 назв.

THE PRINCIPLES OF ROAD TRAFFIC REGIONAL CONTROL Zhivoglyadov V.G. Nehoroshkin M.S.

North-Caucasian Institute of Business, engineering and innovation technologies. 3529000, 62 Dzerzhinsky St., Armavir.

The authors carried out the analysis of the efficiency of the road traffic regional control. They offer regional systematic and complex approach to the road traffic regional control. The authors consider the possibility to search and optimize the processes of organization and control of road traffic. Key words: regional control, network management, signal control. 5 figures. 8 sources.

Управление дорожным движением, построенное лишь на пропуске транспортных и пешеходных потоков, на ограниченных массивах (перекресток, магистраль, ряд магистралей) без учета дорожной, правоохранительной (своевременного выезда на места ДТП и стихийных бедствий), сервисной и прочей атрибутики исчерпало свой потенциал [1]. Необходим совершенно другой - региональный системно-комплексный подход, учитывающий все параметры и факторы, прямо и косвенно причастные к дорожному движению, включая качественное предоставление дорожных, транспортных, социально-бытовых (гостиница, пищеблок, банкомат, травмпункт, СТО, универсальный магазин, связь, и т.п.) и прочих услуг [6,7].

Некоторые зарубежные специалисты, такие как Х.Иносэ, Т.Хамада [2] полагают неприемлемой систему регионального управления дорожным движением по причине сложности учета реализации всех параметров в этой системе в режиме реального времени.

Следует отметить что, результаты анализа существующей практики такого подхода к управлению дорожным движением дают основание сделать вывод, что как отечественный [3,4], так и зару-

1 Живоглядов Владимир Георгиевич, кандидат технических наук, зав. Проблемной лабораторией организации и безопасности движения, зав. кафедрой организации и безопасности движения.

2 Нехорошкин Максим Сергеевич - инженер.

Zhivoglyadov Vladimir Georgievich - a candidate of technical sciences, the Head of the problem laboratory of organization and traffic safety, the head of the Chair of Organization and traffic safety. Nehoroshkin Maksim Sergeevich, an engineer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.