Научная статья на тему 'Тенденции внешней политики Уганды'

Тенденции внешней политики Уганды Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя политика / дипломатические связи / экономические связи / торговля / интеграция / Уганда / Китай / Индия / Россия / foreign policy / diplomatic relations / economic policy / trade / regional integration / Uganda / China / Russian Federation / refugees

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Позднякова Ариадна Петровна

В статье автор исследует тенденции развития внешней политики Республики Уганда после обретения независимости в 1962 г. Особое внимание уделено современному периоду, который начался с приходом к власти Й.К. Мусевени в 1986 г., и в результате которого страна стала активным игроком в мировой и региональной политике. В последние десятилетия страна оказалась под влиянием «мягкой силы» внешней политики Китая, а также Индии, которые заняли довольно заметные позиции в экономике Уганды. Элита страны считает это сотрудничество более приемлемым, чем кооперация с западными странами, так как ни Китай, ни Индия не выдвигают требований политического и правового характера. В статье, кроме того, автор прослеживает историю советско-угандийского сотрудничества и характеризует развитие российско-угандийских связей на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Uganda Foreign Policy Trends

The article explores the tendencies of foreign policy trends of Uganda after declaration of independence in 1962. Special attention is paid to the contemporary period that has begun since Y.K. Museveni came to power in 1986: the country has become a more active agent in the world and regional politics. Lately, Uganda has been under influence of “soft power” of the Chinese foreign policy as well as of the Indian one. Nowadays, those countries have quite noticeable positions in the Ugandan economy. The country’s elite considers that cooperation with them is more acceptable for Uganda than that with the Western countries since neither China nor India put any pre-conditions in regard to political or legal norms. Besides that, the article exposes the history of Ugandan-Soviet relations and characterizes the development of Ugandan-Russian links at present.

Текст научной работы на тему «Тенденции внешней политики Уганды»

Политика

ТЕНДЕНЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УГАНДЫ

© 2018 А.П. Позднякова

ПОЗДНЯКОВА Ариадна Петровна, старший научный сотрудник Центра изучения развития стран Тропической Африки Института Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1, e-mail: 3443774@rambler.ru

Аннотация. В статье автор исследует тенденции развития внешней политики Республики Уганда после обретения независимости в 1962 г. Особое внимание уделено современному периоду, который начался с приходом к власти Й.К. Мусевени в 1986 г., и в результате которого страна стала активным игроком в мировой и региональной политике. В последние десятилетия страна оказалась под влиянием «мягкой силы» внешней политики Китая, а также Индии, которые заняли довольно заметные позиции в экономике Уганды. Элита страны считает это сотрудничество более приемлемым, чем кооперация с западными странами, так как ни Китай, ни Индия не выдвигают требований политического и правового характера. В статье, кроме того, автор прослеживает историю советско-угандийского сотрудничества и характеризует развитие российско-угандийских связей на современном этапе.

Ключевые слова: внешняя политика, дипломатические связи, экономические связи, торговля, интеграция, Уганда. Китай, Индия, Россия

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-44-3-42-53

Основополагающие принципы внешнеполитического курса Республики Уганды со времени обретения независимости в 1962 г. - нейтралитет, равноправие, взаимовыгодное международное сотрудничество. Страна является членом многих международных организаций. В 1962 г. она была принята в ООН, входит в ее специализированные организации - Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Организацию по промышленному развитию (ЮНИДО), Организацию по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Международную организацию труда (МОТ), Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ), Организацию по вопросам образования, науки и культуры (ЮНИСЕФ) и другие [1]. Республика Уганда трижды избиралась непостоянным членом Совета Безопасности ООН: первый раз - в 1960-е годы, второй - на 1981-1982 гг. и третий - на 2009-2010 гг. [2, с. 5] В Уганде работает 11 учреждений миссии ООН, а также 15 неправительственных организаций ООН, оказывающих помощь жителям страны в различных общественных сферах [1]. В Энтеббе находится специализированный центр ООН по наблюдению за деятельностью миротворческих сил в Сомали [3]. Уганда является сторонницей многополярного мира. Она поддерживает принципы многосторонности, демократии и представительности формирующегося международного политического и экономического порядка при центральной роли ООН, на основе принципов

ООН, включая суверенное равенство и невмешательство во внутренние дела других стран.

Страна - член Движения неприсоединения (год образования - 1961), Группы 77 (1973), Британского содружества наций, Организации «Исламская конференция» (ОИК), Межправительственной организации по развитию (The Intergovernmental Authority on Development, IGAD) и др. Она является ассоциированным членом Европейского Союза (ЕС). В целом Уганда на нынешнем этапе (на 2018 г.) является членом 52 международных организаций [3]. Уганда как авторитетный член мирового сообщества и активный участник ряда региональных объединений и организаций играет заметную роль в интеграционном процессе стран Восточной Африки, процессах миротворчества и урегулирования в «горячих точках» Африканского континента. Угандийский военный контингент участвует в миротворческой миссии в Сомали (в 2017 г. - 6 тыс. человек) [2, с. 4].

В свое время страна оказывала поддержку национально-освободительному движению: решительно осуждала расистский режим в ЮАР, поддерживала СВАПО как единственного законного представителя народа Намибии, осуждала политику попустительства правительств США и Великобритании расистским режимам Юга Африки, приветствовала приход к власти правительства африканского большинства в ЮАР и сразу же установила с новой Южной Африкой дипломатические отношения [2, с. 1], разоблачала деятельность империалистических держав в поддержку португальских колонизаторов.

В 1960-е годы внешнеполитическая деятельность Уганды была направлена на укрепление государственного суверенитета, установление равноправных отношений с бывшей метрополией Великобританией и другими государствами Запада, от которых она зависела в экономическом и финансовом отношении. Одновременно большое внимание уделялось африканскому континенту. Уганда была в числе стран-основательниц Организации африканского единства (ОАЕ) в 1963 г. и принимала активное участие в ее деятельности. В 1967 г. была сформирована региональная организация Восточной Африки - Восточноафриканское сообщество (ВАС, The East African Community, EAC) [2, с. 7]. С социалистическими странами Уганда установила дружественные отношения, с ними успешно развивались политические и экономические связи.

В 1970-е годы, когда у власти находился диктатор И. Амин, внешняя политика Уганды не только не была столь последовательной, как в 1960-е годы, но стала непредсказуемой, можно даже сказать авантюристической, что нанесло большой урон престижу страны на международной арене. В 1972 г. из страны были изгнаны 60 тыс. членов индо-пакистанской общины. Принадлежавшее им имущество и предприятия перешли в руки угандийцев, в основном военных. В конце 1972 г. были национализированы или закрыты около 40 крупных и 500 мелких и средних компаний общины [18]. В ответ западные страны - Великобритания, США, Япония, Канада, Дания, Норвегия - прекратили предоставление займов и отозвали из Уганды своих технических специалистов. Территориальные претензии И. Амина к соседним странам - Судану, Кении, Танзании - в конечном итоге привели к разрыву политических и экономических связей Уганды со странами Восточной Африки. В основном из-за непоследовательной экономической политики этого правителя пришло в упадок ранее динамично развивавшееся экономическое сотрудничество трех стран (Кении, Танзании, Уганды) в рамках ВАС, которое в 1977 г. было официально распущено [2, с. 1].

В 1971-1972 гг. на угандийско-танзанийской границе имели место военные столкновения. В 1978 г. угандийские войска вторглись на территорию Танзании. Отразив агрессию на своей земле, в начале 1979 г. танзанийская армия совместно с отрядами Фронта национального освобождения Уганды (ФНОУ, Uganda National Liberation Front, UNLF), созданного незадолго до этого на территории Танзании, перенесла воен-

ные действия на территорию Уганды. Войска угандийского диктатора И. Амина были разбиты, сам он бежал из страны [4, с. 18].

Новый период в деятельности Уганды на международной арене наступил с приходом к власти Й.К. Мусевени в 1986 г. Еще в период партизанской войны (19811985 гг.) с режимами М. Оботе и Т. Окелло была сформирована политическая организация - Движение национального сопротивления (National Resistance Movement, NRM). Ею был разработан стратегический документ политики в стране в случае прихода к власти. Это была «Программа из 10-ти пунктов», в которой определены направления политического и социально-экономического развития, в том числе и внешнеполитического. Пункт 9 программы, озаглавленный «Региональное сотрудничество и права человека», предусматривал развитие интегрированного сотрудничества Уганды с африканскими странами и другими государствами мира [2, с. 1].

В дальнейшем были сформулированы основные принципы внешней политики Уганды, которые нашли отражение в новой Конституции страны, принятой в 1995 г. (раздел XXVIII). К ним относятся: содействие национальным интересам страны, уважение международного права и соблюдение договорных обязательств; мирное сосуществование и приверженность принципу неприсоединения; решение международных конфликтов мирными средствами; противодействие всем формам подавления и эксплуатации. Отмечается также, что Уганда «активно участвует в международных и региональных организациях, выступающих за мир, благосостояние и прогресс человечества», а также «содействует сотрудничеству и интеграции в области экономики, культуры на региональном и всеафриканском уровне» [5].

Основные направления современной внешней политики Уганды - содействие обеспечению мира и безопасности на глобальном уровне; активизация межафриканских связей, в том числе развитие политического и экономического сотрудничества в регионе Восточной Африки. Первое направление выполняется через участие Уганды в международных организациях и осуществление дипломатических связей с отдельными странами мира. Уганда установила дипломатические отношения с 73 странами, в столице Кампале - 30 посольств (в т. ч. представительство Евросоюза), 17 консульств (в основном почетные) [6].

На межафриканском уровне политические и иные отношения осуществляются через дипломатические миссии в отдельных странах и Африканский Союз (до 2002 г. Организация африканского единства, ОАЕ). В 1990 г. президент Уганды Й. Мусевени был избран председателем ОАЕ. Во внешнеэкономических (в том числе торговых) связях Уганда всегда ориентировалась главным образом на рынки западных стран в связи с исторически сложившейся и возраставшей экономической, технологической и финансовой зависимостью от них. Одновременно достаточно активно развивались ее экономические отношения с другими странами, такими как Куба, Китайская Народная Республика (КНР), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), а также с Индией, Турцией, Малайзией, Ираном и другими восточными странами. В XXI в. дипломатические и торгово-экономические связи со странами Азии все более расширяются и углубляются, начинается переориентация Уганды на восточное направление, главным образом на Китай и Индию. Постепенно расширяются связи со странами Латинской Америки, такими как Бразилия, Аргентина, Колумбия и др. Самыми важными западными партнерами Уганды являются Великобритания, страны ЕС и США, оказывающие экономическую, финансовую и техническую помощь развитию страны со времени обретения ею независимости в 1962 г.

Великобритания является одним из крупнейших партнеров Уганды, она занимала до последнего времени первое место по объему предоставляемой помощи, однако в ее структуре в отличие, например, от помощи США, удельный вес безвозмездной со-

ставляющей был заметно ниже. С 1986 г. она предоставила стране более 800 млн фунтов стерлингов через Фонд международного развития Великобритании (The Department for International Development - DFID). В 2007 г. было начато выполнение государственной программы 10-летнего партнерства, в соответствии с которой Уганде предусматривалось выделить 700 млн фунтов стерлингов, примерно по 70 млн в год. Эти средства направляются на восстановление железнодорожной и автомобильной сети, на программы капитальных вложений в сельское хозяйство, на поддержку платежного баланса. Фонд, в свою очередь, предполагает осуществить финансирование 5-летней программы развития северных районов Уганды, главным образом района Карамоджи. Ежегодно сотни угандийских граждан получают образование в британских высших и средних специальных учебных заведениях, расходы на их обучение Британия берет на себя. Закрывшиеся в 1970-е годы британские частные компании вновь функционируют в стране [7].

Дипломатические отношения с Соединенными Штатами Америки были установлены в 1962 г., однако в 1970-е годы посольство США было отозвано из страны. После изгнания из Уганды И. Амина США вновь восстановили свою миссию в Кампале (столица Уганды). С приходом к власти Й. Мусевени начали развиваться не только дипломатические, но и политические, экономические и военные связи. США приветствовали усилия президента Уганды по борьбе с нарушениями прав человека и его деятельность по реформированию экономики страны в соответствии со стабилизационными программами МВФ. США занимает одно из первых мест среди государств, предоставляющих помощь Уганде на двусторонней основе. США ежегодно предоставляют Уганде помощь, в том числе и на сбалансирование бюджета, на сумму $970 млн [8]. С 1988 г. после десятилетнего перерыва США возобновили гарантирование среднесрочных кредитов Уганде. Экспортно-импортный банк США является гарантом американских экспортеров, поставляющих товары Уганде. Согласно принятому Конгрессом США в 2000 г. «Закону об экономическом росте и возможностях Африки» (African Growth and Opportunity Act - AGOA) Уганда включена в список африканских стран, которым предоставляется свободный доступ товаров на американский рынок. Закон призван стимулировать американо-африканскую торговлю посредством предоставления преференций и финансовой помощи. Торговый оборот двух стран в 2016 г. составил $120 млн, в том числе экспорт - $69 млн, импорт - $51 млн [9]. Уганда экспортирует в США кофе, чай, зерновые, рыбную продукцию, овощи и фрукты, специи. США в Уганде финансируют программы развития в области здравоохранения, образования и в аграрной сфере. Уганда получает средства через Агентство США по международному развитию (United States Agency for International Development - USAID) [8].

Крупным донором Уганды является Евросоюз. Он предоставляет средства на финансирование национального бюджета страны, укрепление демократии, снижение полового неравенства, неравномерного регионального развития, соблюдение основных прав человека. В экономическом плане средства направляются на развитие транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства, на поддержание макроэкономической сбалансированности. Большая часть финансовых средств идет через Европейский фонд развития (European Development Fund - EDF). На выполнение разных программ развития на период с 2008 по 2013 гг. было выделено 479 млн евро. Сейчас осуществляется их финансирование за счет средств, выделенных Евросоюзом на сумму 578 млн евро (период с 2014 по 2020 гг.) [10]. Торговые отношения Уганды со странами Евросоюза продолжают развиваться, но вскоре, по-видимому, будут постепенно переориентированы на африканские и восточные страны.

С Китаем у Уганды дипломатические отношения установлены в 1962 г., но тесные связи между двумя государствами начали быстро развиваться приблизительно с 2005 г.

после того, как Китай начал интенсивно инвестировать в отельный и ресторанный бизнес африканской страны. К 2010 г. инвестиции выросли настолько, что по их объему Китай занял второе место после Великобритании. Торговый оборот между странами в 2011 г. составил более $400 млн. На конец 2011 г. более 260 китайских бизнесменов основали свои компании в Уганде на общую стоимость $596 млн, создав 28 тыс. рабочих мест в различных сферах экономики [12]. По данным на 2017 г. китайскими компаниями создано в Уганде 40 тыс. рабочих мест [13]. Одной из этих компаний стала государственная нефтяная компания Китая China National Offshore Oil Corporation - CNOOC, которая в начале 2012 г. приобрела третью часть нефтяного бизнеса страны. Китайцев в стране насчитывается до 7000 человек, они трудятся на строительстве зданий и дорог. Проекты, на которые выделены государственные средства Китая, включают больницу в Кампале, сельскохозяйственный выставочный центр и блок правительственных зданий. Китайские инвесторы в 2009 г. основали Торговую палату китайских предприятий (China Enterprises Chamber of Commerce), в которую входят более 30 компаний [14]. На состоявшемся в мае 2017 г. форуме торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Китай-Уганда в Кампале, организованном Торговой палатой китайских предприятий в Уганде и Угандийским управлением по инвестициям (Uganda Investment Authority), обсуждались такие вопросы, как развитие инфраструктуры и индустриализация в Африке, в том числе и в Уганде. По окончании форума обе организации подписали меморандум об укреплении сотрудничества [13].

В августе 2016 г. на встрече с представителями СМИ министр иностранных дел Уганды С. Кутеса отметил, что сотрудничество Китая с Африкой существенно отличается от сотрудничества с западными странами, Китай помогает Африке найти собственный путь решения проблем, в то время как некоторые западные страны навязывают Африке готовые рецепты. Китай полагает, что искоренение бедности - ключ к предотвращению конфликтов и кризисов, поэтому Китай в Африке направляет усилия на укрепление дружественных контактов, оказывает помощь Африке в реализации целей устойчивого развития [15].

По сообщению агенства Синьхуа, присутствовавший на приеме, устроенном посольством КНР по случаю 68-й годовщины образования КНР в сентябре 2017 г., президент Уганды Й. Мусевени высоко оценил китайскую внешнюю политику в отношении Уганды, а также Африки в целом. Он отметил, что Китай, в отличие от стран Запада, не вмешивается во внутренние дела суверенных государств, и поэтому африканские страны поддерживают его как в дипломатии, так и в торговле [16]. Оценки китайской экономической помощи президентом страны Й. Мусевени и руководителем внешнего ведомства С. Кутесой позволяют понять причины быстрого наращивания связей Уганды с энергично развивающимся гигантом азиатского континента - Китайской Народной Республикой.

На тех же основаниях строятся экономические отношения с другим бурно развивающимся азиатским гигантом - Индией. С этой страной Уганда имеет давние связи, а точнее - с колониальных времен. Еще в XIX в. более 30 тыс. индусов были привезены для участия в строительстве железной дороги; часть из них обосновалась в Уганде. Дипломатические отношения между Индией и Угандой были установлены в 1963 г., т.е. год спустя после обретения страной независимости [17]. С тех пор отношения между двумя странами складывались вполне доброжелательно, за исключением периода правления И. Амина, отмеченного массовым изгнанием лиц индийского происхождения. С середины 1980-х годов после прихода к власти Й. Мусевени эти люди по приглашению правительства стали возвращаться в Уганду. Прибывшим возвращали их конфискованную собственность, и сейчас индийская община страны насчитывает более 26 тыс. человек [18]. Ее члены занимают доминирующие позиции в обрабатывающей промыш-

ленности, торговле, сфере услуг, создают рабочие места местному населению и являются самыми крупными налогоплательщиками в государственную казну.

Результатом восстановления прав угандийских индийцев стала нормализация отношений между Индией и Угандой. В последнее время Индия превратилась в одного из самых крупных инвесторов и торговых партнеров страны. В 2011 г. она заняла второе место по прямым иностранным инвестициям в экономику республики. В 2016 г. Управление по инвестициям Уганды назвало Верховный комиссариат Индии лучшей дипломатической миссией в стране за содействие привлечению инвестиций в экономику Уганды. За период с 1999 по 2015 гг. в Уганде было зарегистрировано самое большое число индийских лицензионных проектов. Многочисленные сделки в рамках частных секторов Индии и Уганды углубляют вовлеченность компаний индийского частного сектора в экономику Уганды.

В 2010-2011 гг. торговый оборот двух стран составил $720 млн. Правда, торговый баланс в основном был в пользу Индии, так как экспорт Уганды в Индию составил всего $16,7 млн [17]. Уганда импортирует из Индии 30% лекарственных препаратов, средства передвижения, пластмассовые изделия, бумагу и картон, химикаты. Экспортирует она туда овощи и некоторые корнеплоды, кофе, чай, специи, древесину и изделия из нее. В 2016 г стоимость экспорта страны увеличилась до $68,22 млн , стоимость же импорта составила $524,02 млн [18]. Дисбаланс в торговом обороте огромный, но индийские власти стараются содействовать увеличению угандийского экспорта. В феврале 2017 г. президент Уганды Й. Мусевени и вице-президент Индии Х. Ансари на совместной пресс-конференции объявили о договоренности о сотрудничестве в космической программе, подготовке квалифицированных кадров и мирном использовании атомной энергии, а также подтвердили свою приверженность работать вместе по развитию торговых связей, расширению инвестирования в экономику Уганды, в том числе в ее аграрный сектор, а также в сферу обороны страны и развитие электронных средств связи [19].

Развитие региональных связей Уганды, как экономических, так и политических, идет по линии Общего рынка Восточной и Южной Африки (Common Market for Eastern and Southern Africa - COMESA), Восточно-Африканского сообщества и др. организаций региона. Проводя курс на развитие добрососедских отношений, декларированный в «Программе из 10 пунктов», правительство Уганды активизирует связи с пограничными странами, способствует расширению внутриафриканского и регионального сотрудничества [2, с. 7]. Проявляя конструктивный прагматизм, угандийское руководство пытается сглаживать иногда возникающие трения с Кенией, Демократической Республикой Конго, Суданом, Руандой, решать конфликтные ситуации политическими средствами, добиваться повышения гарантий безопасности путем развития добрососедских отношений на основе соответствующих договоренностей. Из состоявшихся в 2016 г. бесед российского посла А. Д. Полякова с главами дипломатических миссий в Кампале был сделан обобщающий вывод о роли Уганды и ее президента в восточноафриканском регионе. Он сводится к тому, что «все партнеры без исключения отметили ключевое значение Уганды в поддержании стабильности в восточноафриканском макрорегионе (включающем в понимании большинства из них пять стран собственно Восточной Африки, а также прилегающие и частично перекрывающие ее районы Великих африканских озер, Африканского рога и бассейна Нила), причем как в позитивном (незаменимая роль Кампалы в сомалийском миротворчестве, южносуданском, бурундийском и конголезском урегулировании), так и в негативном плане (случись здесь что - и последствия скажутся далеко за пределами страны)» [20, с. 1].

Стабильно дружественными остаются отношения Уганды с Танзанией. Они включают встречи на высшем уровне, обмены по партийной линии, военное сотрудничест-

во. Торговые отношения вполне паритетные, например в 2013 г. Танзания экспортировала товары в Уганду на сумму $62,2 млн, главным образом промышленное оборудование, сельскохозяйственную продукцию, фармацевтику. Уганда же в свою очередь в 2013 г. экспортировала свои товары в Танзанию (кукурузу и телекоммуникационное оборудование) на сумму почти равную - $62,6 млн [21]. Сейчас в стадии реализации находится строительство нефтепровода из района нефтедобычи Хойма (Уганда) до нефтеналивного порта Танга на Индийском океане (Танзания) протяженностью 1443 км и общей стоимостью $3,55 млрд. Планируется перекачивать по нему 200 тыс. т сырой нефти в день [22].

Дружественные взаимоотношения с Руандой, сохранявшиеся до осени 1990 г., были нарушены из-за активизации оппозиционного тогдашнему правительству Руанды Патриотического фронта Руанды. После неудачи в Руанде бойцы фронта отступили на территорию Уганды. С середины 1990-х годов в связи с изменением ситуации в Руанде отношения с ней вновь стали стабильно дружественными.

В течение длительного времени сохранялась напряженность в угандийско-суданских отношениях. На состоявшейся в апреле 1990 г. встрече на высшем уровне стороны подписали договор о взаимном сотрудничестве и безопасности. Но подозрительность и недоверие между ними полностью не были преодолены, поскольку Судан обвинял Уганду в помощи сепаратистскому движению Дж. Гаранга на юге Судана. Уганда же, в свою очередь, предъявляла претензии Судану из-за того, что на его территории базируется угандийская оппозиционная военная группировка Дж. Кони, лидера так называемой Армии сопротивления Господа (Lord's Army Resistance), отряды которой бесчинствовали на севере Уганды и после атак на мирные деревни скрывались на территории Судана. Руководство Судана, ощущая ведущую роль Уганды в формировании сотрудничества стран Восточной Африки, восстанавливает контакты с ее руководством. В 2016 г. президент Республики Судан Омар аль-Башир присутствовал на инаугурации президента Уганды. Появление в 2011 г. независимого государства Южный Судан создало предпосылки для установления дружественных отношений Уганды с этой пограничной страной [23].

Наиважнейшее значение для Уганды всегда имели связи с Кенией, через территорию которой осуществляется транспортировка большей части угандийских грузов. В течение ряда лет отношения с этой страной спорадически обострялись. Однако благодаря усилиям президента Й. Мусевени, занимавшегося лично почти каждым конфликтом, сотрудничество нормализовалось и ныне носит довольно ровный характер. В течение длительного периода (до 2014 г.) Уганда была одним из основных партнеров Кении (после ЕС) по импорту кенийских товаров. Многие кенийские фирмы работают в Уганде. Примером могут служить Kenya Commercial Bank, Equity Bank и Nakumatt. С декабря 2014 г. строится стандартная железнодорожная сеть, которая свяжет Момбасу, Найроби, Кампалу и Кигали, и по которой будут перевозиться грузы из стран, не имеющих выхода к морю (Уганда и Руанда) [24]. С 1990-х годов отношения с Кенией и Танзанией успешно развиваются в рамках Восточноафриканского сообщества (ВАС), которое ныне восстановлено и привлекло в свои члены соседние государства - Руанду, Бурунди и Южный Судан.

Следует также отметить, что Уганда постоянно принимает беженцев из районов, в которых происходят конфликты, главным образом из африканских стран, таких как Руанда (уже более 30 лет), Бурунди, Судан, Ливия и многих других. В своем выступлении на форуме по беженцам в Нью Йорке в 2016 г. президент Уганды сообщил, что по официальным данным в его стране на середину года число беженцев составляло 750 тыс., а к концу 2016 г. ожидалось до 850 тыс. Однако в 2017 г. усилился приток беженцев из Южного Судана. Люди, спасаясь от военных действий, прибывают на территорию Северной

Уганды пешком, на велосипедах, редко кто на машинах. Сейчас только из Южного Судана беженцев насчитывается более 1 млн человек. Это создает дополнительные трудности для Уганды, как в экономическом, так и в социальном и политическом плане [25].

Сотрудничество Уганды с Советским Союзом развивалось с момента установления дипломатических отношений в октябре 1962 г. В мае 1964 г. было подписано торговое соглашение, в ноябре того же года - соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве, оно предусматривало поставки различного оборудования и материалов, оказание технических услуг в процессе строительства ряда объектов. СССР финансировал и оказывал техническую помощь при сооружении хлопкопрядильной фабрики в г. Лире, на которой перерабатывалось около 80% хлопка. Ввод в строй фабрики позволил стране увеличить переработку хлопчатника до 5 тыс. т и поставлять на мировой рынок до 3,6 тыс. т пряжи высокого качества в год. Другим направлением сотрудничества двух стран стала помощь в области подготовки национальных кадров. В 1971 г. было завершено строительство учебного центра по подготовке специалистов для сельского хозяйства в Бузитеме (ныне - университет). Обучение угандийцев осуществляли советские преподаватели. В 1973 г. был подписан протокол, который предусматривал обмен научной и технической информацией, дальнейшее развитие контактов в области геологии, медицины и в других отраслях, а также подготовку национальных кадров. Видное место в отношениях двух стран занимали культурные связи. Правовой их основой стали соглашения о культурном сотрудничестве, подписанные в 1965 и 1969 гг. В дальнейшем был подписан ряд соглашений, в соответствии с которыми осуществлялся обмен информацией в области телевидения, радиовещания, геологической разведки полезных ископаемых, воздушной связи между странами.

Вплоть до распада в 1991 г. Советского Союза советско-угандийские отношения развивались довольно динамично. В Кампале успешно работали курсы русского языка, организованные при обществе дружбы «Уганда - СССР». При содействии общественности в Уганде проводились фотовыставки, по телевидению демонстрировались советские фильмы. До сих пор взрослые и дети с удовольствием смотрят серии мультфильма «Ну, погоди». В больницах Кампалы, Гулу, Мбале, Мбарары работали советские врачи разных специальностей. В Университете Макерере на гуманитарном факультете существовали группы изучения русского языка, преподавание которого вели советские специалисты.

Уганда закупала советское вооружение, советские военные специалисты оказывали техническую помощь, угандийцы обучались в советских учебных заведениях, в том числе военных. Более 700 угандийских граждан получили высшее образование в военных и гражданских учебных заведениях нашей страны [26, с. 84-85].

В начале 1990 годов разносторонние связи между двумя странами резко сократились, но не прекратились совсем. В 2000-е годы началось постепенное их восстановление. В 2004 г. президент Й.К. Мусевени имел беседу с президентом В.В. Путиным и, по всей вероятности, была достигнута договоренность о расширении сотрудничества между странами. В 2008 г. первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации А. И. Денисов посетил Кампалу, был подписан меморандум о консультациях между министерствами иностранных дел России и Уганды. Более активные двусторонние отношения начали развиваться в последующие годы. В 2009 г. угандийский президент был с неофициальным визитом в Москве. Здесь он встретился с министром иностранных дел С.М. Лавровым и президентом Торгово-промышленной палаты Е.М. Примаковым, посетил международный авиасалон MAKS-2009 в Жуковском, танковый музей в Кубинке, компанию FSPC device, производящую оборудование для пищевой промышленности [27].

После государственного визита в 2012 г. в Российскую Федерацию президента Й.К. Мусевени наметилась активизация контактов между двумя странами. В последние го-

ды проходили встречи государственных деятелей РФ и Уганды, в результате которых определились основные направления сотрудничества в области экономики. Предполагается, что российские компании и экономические ведомства будут развивать сотрудничество в сфере информационных технологий, энергетики, строительства, развития инфраструктуры, в сельском хозяйстве, рыболовстве. Успешно реализуются или готовятся к запуску ряд совместных проектов. Среди них - переработка хлопка, городское жилищное строительство, поставка в Уганду товаров широкого потребления российского производства. Продолжается содействие угандийской стороне в подготовке в российских учебных заведениях национальных кадров. Осуществляется военно-техническое сотрудничество.

Создана Межправительственная Российско-Угандийская комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, в рамках которой проводятся встречи с представителями заинтересованных сторон, состоялся ряд бизнес-форумов с целью определения сфер сотрудничества [28]. Исследователь-африканист С.В. Мезенцев в статье «О некоторых аспектах экономического развития Уганды и потенциальных возможностях развития сотрудничества с Россией» отмечает: «...в Уганде российскими частными компаниями уже предпринимаются успешные попытки реализации проектов в сельском хозяйстве (выращивание и первичная обработка хлопка), в геологоразведке (некоторые российские компании получили лицензии на разведку полезных ископаемых), в инфраструктурных проектах (три российские компании участвуют в международных тендерах на бурение, поставку труб для нефтепровода, обеспечение управления трубопроводом) и туризме (одна компания выступает в качестве оператора, другая развивает отельный бизнес). Однако эти примеры, к сожалению, пока носят единичный характер, находятся на самых ранних стадиях и не дают возможности сделать вывод, что российско-угандийские экономические отношения имеют устойчивую тенденцию к развитию» [29]. Нельзя не согласиться с данным исследователем, когда он утверждает, что «. для преодоления негативных моментов и активизации экономического сотрудничества с Угандой главным фактором будет являться поддержка российского бизнеса, в том числе среднего и малого, со стороны государства. Это определяющее условие. Так, например, успех китайских и американских компаний в Африке в решающей степени был определен непосредственными усилиями правительств этих стран по страховке рисков национальных предпринимательских структур, инвестирующих в африканские проекты» [29].

Угандийской стороной было предложено сотрудничество в области нефтедобычи российской компании «Лукойл». В 2015 г. российская компания RT Globa IResours, дочерняя компания государственной корпорации РОСТЭК, выиграла тендер на строительство нефтеперегонного завода, однако позднее она отказалась от проекта, посчитав условия его исполнения невыгодными для себя [30].

Следует отметить, что по ключевым вопросам мировой политики, подходы к путям формирования системы международных отношений, укрепления центральной роли ООН в международных делах при сохранении ведущей роли ее Совета Безопасности у Москвы и Кампалы близки или совпадают. Уганда поддерживает российские проекты резолюций, в том числе резолюцию, по которой Уганда традиционно становится соавтором, о недопустимости современных форм расизма, ксенофобии, нетерпимости.

Источники

1. UN in Uganda. https://twitter.com/uninuganda (дата обращения 27.06.2018)

2. Tabaire B., Okao J. A Reflection on Uganda's Foreign Policy and Role at the UN Security Council. Synthesis Report of the Proceedings of the 5th State of the Nation Platform. 5.02.2010. Kampala. Uganda, 15 p.

3. Foreign Relations of Uganda. https://en/wikipedia.org/wiki/outline_of_Uganda#External_ links (дата обращения 01.05. 2018)

4. Позднякова А.П. УГАНДА: преодоление социально-экономического кризиса. М. Институт Африки РАН. 2007. 132 с. ISBN 978-5-91298-004-6

5. The Constitution of the Republic of Uganda, 1995. www.track.undoc.org/Uganda%20 Constitution%20( 1995).pdf (дата обращения 28.06.2018)

6. Внешняя политика Уганды. https://ru.wikipedia.org(wiki) (дата обращения 28.06.2018)

7. Uganda's Relations with the UK. https://london.mofa.go.ug/data/mmenu/3/Bilateral-Relations.html (дата обращения 29.06.2018)

8. U.S. Relations with Uganda. https://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/2963.htm (дата обращения 29.06.2018)

9. Uganda/United States Trade Representative. https://ustr.gov/countries-regionsafrica/east-africa/uganda (дата обращения 29.06.2018)

10. Uganda-European Commission. https://ec.europa.eu/europtaid/countries/uganda_en (дата обращения 30.06.2018)

11. European Union, Trade with Uganda. trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2011/January/tradoc_ 147417.pdf (дата обращения 30.06.2018)

12. China-Uganda relations. https://en.wikipedia.org/wiki/China-Uganda_relations (дата обращения 11.05.2018)

13. Китай. Уганда. Внешнеэкономические связи, политика. https://polpred.com/?ns= 1&ns_id=2166719 (дата обращения 13.05.2018)

14. Chinese people in Uganda. https://en.wikipedia.org/wiki/Chinese_people_in_Uganda (дата обращения 11.05.2018)

15. Китай. Уганда. Внешэкономсвязи, политика. http://polpred.com/?ns=1&ns_id=1859290 (дата обращения 13.05.2018)

16. Президент Уганды положительно оценил политику Китая в отношении его страны. https://news.rambler.ru/asia/37997609-prezident-ugandy-polozhitelno-otsenil-politiku-kitaya-v-otnoshenii-hiz-kantry (дата обращения 23.03.2018)

17. India-Uganda Relanions. https://en.wikipedia.org/wiki/India-Uganda_relations (дата обращения 28.04.2018)

18. India-Uganda Relations. https://hci.gov.in/kampala/?0889?000 (дата обращения 13.05.2018)

19. India, Uganda to expand cooperation. https://www.jagranjosh.com/current-affairs/india-uganda-agreed-to-cooperate-in-space-programme (дата обращения 13.05.2018)

20. Обзор бесед с главами дипломатических представительств иностранных государств в Уганде. Посольство России в Уганде. Кампала. № 40. 24.01.2017.

21. Tanzania-Uganda relations.https://en.wikipedia.org/wiki/Tanzania-Uganda_relations (дата обращения 14.05.2018)

22. Uganda-TanzaniaInvest. https://www.tanzaniainvest.com/uganda (дата обращения 14.05.2018)

23. Sudan, Uganda: The End of a rivalry? https://worldview.stratfor.com/article/sudan-uganda-end-rivalry (дата обращения 30.06.2018)

24. Kenya-Uganda relations. https://en.wikipedia.org/wiki/Kenya-Uganda_relations (дата обращения 28.04.2018)

25. UNHCR Uganda Fact Sheet, March 2018/ https://reliefweb.int/report/uganda-fact-sheet-march-2018 (дата обращения 07.07.2018)

26. Позднякова А.П. Республика Уганда. М. Институт Африки РАН. 2012, 218 с. ISBN 9785-91298-116-6

27. Russia-Uganda relations. https://en.wikipedia.org/wiki/Russia-Uganda_relations (дата обращения 28.04.2018)

28. Состоялось второе заседание Межправительственной Российско-угандийской комиссии. http://minsvyaz.ru/ru/events/38254/ (дата обращения 07.06.2018)

29. Мезенцев С.В. О некоторых аспектах экономического развития Уганды и потенциальных возможностях развития сотрудничества с Россией. http://www.inafran.ru/ node/1507 (дата обращения 15.05.2018)

30. Переговоры о строительстве НПЗ в Уганде прекращены. https://www.rbc.ru/newspaper/ 2016/07/04/5776a8509a794711c8eb2cfb (дата обращения 15.05.2018)

UGANDA FOREIGN POLICY TRENDS

© 2018 Ariadna Pozdnyakova

POZDNYAKOVA Ariadna P., Seniour Resercher of the Centre for Tropical Africa Studies of the Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciense. Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka str., 30/1, e-mail: 3443774@rambler.ru

Abstract: The article explores the tendencies of foreign policy trends of Uganda after declaration of independence in 1962. Special attention is paid to the contemporary period that has begun since Y.K. Museveni came to power in 1986: the country has become a more active agent in the world and regional politics. Lately, Uganda has been under influence of "soft power" of the Chinese foreign policy as well as of the Indian one. Nowadays, those countries have quite noticeable positions in the Ugandan economy. The country's elite considers that cooperation with them is more acceptable for Uganda than that with the Western countries since neither China nor India put any pre-conditions in regard to political or legal norms. Besides that, the article exposes the history of Ugandan-Soviet relations and characterizes the development of Ugandan-Russian links at present.

Keywords: foreign policy, diplomatic relations, economic policy, trade, regional integration. Uganda, China, Russian Federation, refugees.

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-44-3-42-53

References

Constitution of the Republic of Uganda,1995. www.track.undoc.org/Uganda%20Constitution% 20(1995).pdf (accessed 28.06.2018)

China-India relations. https://tn.wikipedia.org/wiki/China-India_relations (accessed 11.05.2018) Chinese people in Uganda. https://en.wikipedia.org/wiki/Chinese_ people_ in_ Uganda (accessed 11.05.2018)

European Union, Trade with Uganda. trade.ec.europaeu/doclib/docs/2011/January/tradoc_ 147417.pdf (accessed 30.06.2018)

Foreign Relations of Uganda. https://en.wikipedia.org/wiki/outline_of_Uganda#External_lincs (accessed 01.05.2018)

India-Uganda_relations. https://en.wikipedia.org/wiki/India-Uganda_relations (accessed 28.04.2018)

India-Uganda Relations. https://hci.gov.in/kampala/708897000 (accessed 13.05.2018) India, Uganda to expand cooperation. https://jagranjosh.com/current-affairs/india-uganda-agreed-to-cooperate-in-space-programme (accessed 13.05.2018)

Kenya-Uganda relations. https://en.wikipedia.org/wiki/Kenya-Uganda_relations (accessed 28.04.2018)

Kitay.Uganda. Vneshneehconomicheskie svyazi. Politica (China.Uganda. Foreign Economic Relations. Politics) https://polpred.com/7ns=1&ns_id=2166719 (accessed 13.05.2018)

Kitay.Uganda. Vnesheconomsvyazi, politics (China.Uganda.Foreign Economic Relations) https://polpred.com/?ns=_id=1859290

Mezencev S. V. O nekotorih aspectah ehonomicheskogo razvitiya Ugandy i potencial'nyh vosmoznoctyah razvitiya sotrudnichestva s Rossiey (About some aspects of Uganda economic development and Potentials for the Cooperation with Russia) https://inafran.ru/node/1507 (accessed 15.05.2018)

Obzor besed s glavami diplomaticheskih predstavitel'stv inostrannih gosudarstv v Ugande. Posol'stvo Possii v Ugande (Review of the Talks of the Heads of Diplomatic Representitives of Foreign States in Uganda in the Russian Embassy). № 40. Kampala. 24.01.2018.

Peregovory o stpoitel'stve NPZ v ugande precrashcheny (The Negotiations about NPZ Constraction were Stopped) https://rbc.runewspaper/2016/07/04/5776a8509a794711c8eb2cfb (accessed 15.052018)

Pozdnyakova A.P. Uganda: preodolenie social'no-ehkonomicheskogo krizisa (Overcoming of the Social and Economic Crisis in Uganda). Moscow. Institut Afriki RAN. 2007, 132 p. ISBN 9785911298-004-6.

Pozdnyakova A.P. Respublika Uganda (The Republic of Uganda). Moscow. Institut Afriki RAN. 2012, 218 p. ISBN 978-5-91298.

President ugandy polozhitel'no otsenil politiku Kitaya v otnoshenii evo strany (Uganda's President Assessed Positevly the China Policy towards his Country) https://news.rambler.ru/asia/ 37997609-president-ugandy-polozhitel'no-otsenil-politiku-kitaya-v-otnoshenii-hiz-kontry (accessed 23.03.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russia-Uganda relations. https://en.wikipedia.org/wiki/Russia-Uganda_relations (accessed 28.04.2018)

Sudan,Uganda: The End of a rivalry? https://worldview.stratfor.com/article/sudan-uganda-end-rivalry (accessed 28.04.20180)

Sostoyalos' vtoroe zasedanie mezhpravitel'stvennoy Rossiysko-Ugandiyskoy komissii (The Second Meetning of the Intergovernmatary Commission was held) http://minsvyaz.ru/ru/events/38254 (accessed 07.06.2018)

Tanzania-Uganda relations. https://en.wikipedia.org/wiki/Tanzania-Uganda_relations (accessed 14.05.2018)

Uganda-European Commission. https://ec.turopa.eu/europtaid/countries/uganda_en (accessed 30.06.2018)

Uganda's Relations with the UK. https://london.mofa.go.ug/data/mmenu/3/Bilateral-Relations.html (accessed 29.06.2018)

UNHCR Uganda Fact Sheet, March 2018 https://relief.int/report/uganda-fact-sheet-march-2018 (accessed 05.06.2018)

UN in Uganda. https://twitter.com/uninuganda (accessed 27.06.2018)

U.S. Relations with Uganda. https://www.state/gov/r/pa/ei/bgn/2963.htm (accessed 29.06.2018)

Uganda/United States Trade Representative.https://ustr.gov/countries-regionsafrica/east-africa/Uganda (accessed 29.06.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.