Научная статья на тему 'Тенденции в торговле машиностроительной продукцией между Россией и странами Восточной Азии'

Тенденции в торговле машиностроительной продукцией между Россией и странами Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международная торговля / Россия / машиностроение / Восточная Азия (ВА) / экономические санкции / international trade / Russia / engineering products / East Asia (EA) / economic sanctions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубкин Александр Викторович, Малютина Ольга Михайловна, Чернецкий Федор Михайлович

В настоящей работе определяются особенности и тенденции в торговле машиностроительной продукцией между Россией и странами Восточной Азии (ВА) на фоне современных геополитических изменений. Анализируются основные товарные группы в структуре торговли машиностроительной продукцией между Россией и странами региона, динамика торговли, влияние на неё экономических санкций. В ходе исследования удалось выявить, что Российский экспорт машиностроительной продукции в страны ВА кратно меньше импорта. В обеих составных товарооборота доминирует торговля с Китайской Народной Республикой (КНР), значимость которой усилилась в 2022 г. вследствие введённых против РФ экономических ограничений, в том числе на экспорт в страну части машиностроительной продукции. Небольшой в абсолютных и заметный в относительных значениях рост продемонстрировал и товарооборот с Монголией, часть которого — реэкспорт в или из КНР. Динамика торговли с Японией, Республикой Корея (РК) и Тайванем отрицательная, что в большей степени сказывается на высокотехнологичном сегменте российского машиностроительного импорта из стран региона, который в меньшей степени может быть замещён импортом из КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in trade in mechanical engineering products between Russia and East Asian countries

The present study aims to identify the characteristics and trends in the trade of mechanical engineering products between Russia and East Asian (EA) countries against the background of modern geopolitical changes. The analysis focuses on the main commodity groups in the structure of trade in mechanical engineering products between Russia and the region, as well as the dynamics of trade and the impact of economic sanctions on it. The study revealed that Russian exports of mechanical engineering products to East Asian countries are significantly lower than imports. Trade with China dominates both components of the trade turnover, the significance of which has increased in 2022 due to economic restrictions imposed against Russia, including the export of some mechanical engineering products to the country. A small absolute and noticeable relative growth has also been demonstrated in the trade turnover with Mongolia, part of which is reexported to or from China. The negative dynamics of trade with Japan, Republic of Korea (RoK), and Taiwan have a greater impact on the hightech segment of Russian mechanical engineering imports from the region, which is less likely to be replaced by imports from China.

Текст научной работы на тему «Тенденции в торговле машиностроительной продукцией между Россией и странами Восточной Азии»

Тенденции в торговле машиностроительном продукцией между Россией и странами Восточной Азии

Голубкин Александр Викторович

научный сотрудник Института экономики РАН, golubkinalexander@gmail.com

Малютина Ольга Михайловна

младший научный сотрудник Института экономики РАН, fedor.mche@gmail.com

Чернецкий Федор Михайлович

младший научный сотрудник Института экономики РАН, fedor.mche@gmail.com

В настоящей работе определяются особенности и тенденции в торговле машиностроительной продукцией между Россией и странами Восточной Азии (ВА) на фоне современных геополитических изменений. Анализируются основные товарные группы в структуре торговли машиностроительной продукцией между Россией и странами региона, динамика торговли, влияние на неё экономических санкций. В ходе исследования удалось выявить, что Российский экспорт машиностроительной продукции в страны ВА кратно меньше импорта. В обеих составных товарооборота доминирует торговля с Китайской Народной Республикой (КНР), значимость которой усилилась в 2022 г. вследствие введённых против РФ экономических ограничений, в том числе на экспорт в страну части машиностроительной продукции. Небольшой в абсолютных и заметный в относительных значениях рост продемонстрировал и товарооборот с Монголией, часть которого — реэкспорт в или из КНР. Динамика торговли с Японией, Республикой Корея (РК) и Тайванем отрицательная, что в большей степени сказывается на высокотехнологичном сегменте российского машиностроительного импорта из стран региона, который в меньшей степени может быть замещён импортом из КНР. Ключевые слова: международная торговля, Россия, машиностроение, Восточная Азия (ВА), экономические санкции

Введение

Настоящее исследование посвящено анализу торгового взаимодействия машиностроительной продукцией между Россией и странами Восточной Азии (ВА) в современных геополитических условиях. Разнообразие политических режимов, уровней экономического развития, наборов отраслей специализации и положений в международном разделении труда ВА определяют различия в позициях властей стран региона по отношению к санкцион-ному давлению на Россию. Машиностроение (в первую очередь транспортное машиностроение и электроника) — одна из ключевых отраслей специализации промышленности и экспорта государств региона. Для РФ все большее значение в 2022 г. приобретает импортный потенциал продукции данной отрасли из стран ВА, в связи с санкционными ограничениями на поставки в Россию в том числе машиностроительной продукции из стран Европы.

Анализ динамики торговых связей России со странами ВА (Япония, Республика Корея, Тайвань, Монголия и Китай) в области машиностроения в данной работе проводится на основе статистических данных интернет-ресурса Trade Map за период 2013-2022 гг.

Динамика торговли машиностроительной продукцией между Россией и странами Восточной Азии

Восточноазиатские страны, в отличие от большинства стран Европы или G7, не объединены общей внешней и экономической политикой, поэтому действия их правительств в новых геополитических условиях 2022-2023 гг. не сводятся к одному набору мер и политик. Некоторые страны, например Япония и Китайская Республика (Тайвань), ещё в феврале 2022 г. заняли жёсткую позицию, присоединившись к санкциям против РФ[2]. Республика Корея (РК) декларативно тоже относится к этой группе, однако как либеральная администрация президента Мун Джэина, так и сменившая её консервативная администрация Юн Согёля до апреля 2023 г. старались воздерживаться от расширения экономических ограничений[3]. Китай (КНР) и Монголия заняли осторожную позицию, опасаясь вторичных санкций со стороны других стран, но не присоединились к санкциям и не свернули деятельность своих компаний в России[7]. Однако руководство ЕС прорабатывает введение санкций в отношении китайских компаний, которые продолжают сотрудничество с российскими предприятиями, в том числе, в сфере ВПК[4]. КНДР, находясь под международными санкциями, поддержала действия РФ, осудив экономическое и политическое давление со стороны ЕС, США, Канады, Японии и других стран.

О *

О X

о

3

S *

и

с т ■и о s т о а г

о т

09 8)

сч

0 сч

да

01

Экспортные ограничения Японии и Тайваня коснулись в том числе поставок полупроводников и оборудования для их производства, телекоммуникационного оборудования, средств связи, продукции военного назначения, программного обеспечения, энергетического оборудования, аэрокосмических изделий и дорогих автомобилей. В течение 2022 г. и начале 202Э г. этот список расширялся до сотен наименований, включая всё больше позиций, в том числе машиностроительного экспорта. Некоторые предприятия, например японская Mazda Motor Corp. или тайваньская Asustek Computer Inc., объявили об уходе с российского рынка. При этом если для той же компании Asustek Computer на долю РФ приходилось менее 5% потребления её продукции, то для российского рынка компьютеров уход столь значимого поставщика — серьёзная проблема[2]. TSMC — другая крупная тайваньская компания, производившая российские процессоры «Байкал» и «Эльбрус», также остановила поставки и производство^].

Южнокорейские компании, многие из которых не стремились покинуть российский рынок, всё же столкнулись с уже введёнными ограничениями на поставки в РФ комплектующих. Например, Hyundai Motorsl владеющая двумя автомобильными заводами в Санкт-Петербурге, была вынуждена приостановить производство из-за нехватки необходимых комплектующих, поставлявшихся непосредственно из РК. Потеря российского рынка для этой компании может быть гораздо болезненнее, чем для других, так как на одном из её заводов совсем недавно была завершена масштабная модернизация производственных линий, обошедшаяся почти в 400 млн долл. США[12]. Другие компании столкнулись с невозможностью оплаты (следствие закрытие доступа российским банкам к системе SWIFT) их продукции и заказов с российской стороны. Например, т. н. «Большая тройка» южнокорейских судостроителей — Korea Shipbuilding & Offshore Engineering, Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering и Samsung Heavy Industries — имеют совокупный объем невыполненных заказов на сумму более 8 млрд долл. США от российских компаний. Последняя была вынуждена отложить поставку двух ледокольных нефтеналивных судов типа Aframax для «Совком-флота»[7].

При этом некоторые южнокорейские предприятия, например Orion и Korea Tobacco & Ginseng, наоборот, наращивают и поставки в РФ, и производство внутри страны на своих заводах в Твери, Новосибирске и Ворсино (Калужская область). Однако эти компании специализируются в пищевой, а не машиностроительной отрасли. В свою очередь некоторые японские компании, в отличие от британско-нидерландской Shell, не стали выходить из СПГ-про-екта «Сахалин-2»[1].

В исследуемом регионе наблюдается почти полный спектр различных санкционных режимов по отношению к РФ. Отметим, что даже те страны и предприятия, которые официально не присоединились к санкциям, введённым правительствами и компани-

ями из других стран, сталкиваются с такими ограничениями, как отключение российских банков от системы SWIFT, отказ многих компаний страховать грузы, направляющиеся в или из российских портов, отмена рядом авиакомпаний рейсов в РФ и в пределах её воздушного пространства, угроза вторичных санкций.

Одна из ключевых отраслей, затронутых экономическими ограничениями, — машиностроение, которое занимает значительную долю российского импорта. В табл. 1 приведены данные об объёмах торговли машиностроительной продукцией между Россией и странами Восточной Азии в 2013-2022 гг., а также доля машиностроительной продукции в структуре этой торговли. Данные по КНДР не приводятся вследствие их неточности и крайне малых объёмов товарооборота между РФ и этой страной.

Таблица 1.

Динамика торговли машиностроительной продукцией между

|2013|2014|2015|201612017| 2018 |20191202012021| 2022

Объем торговли машиностроительной про дукцией, млрд д олл.

Экспорт РФ 0,48 0,72 0,86 1,0 0,92 0,8Э 0,8Э 0,86 0,97 0,95

Импорт РФ Э7,5 Э5,6 20,4 2Э,7 29,4 ЭЭ,9 Э4,7 Э5,2 49,7 47,4

Доля машиностроительной продукции в отраслевой структуре торговли, %

Экспорт РФ 0,6 0,8 1,Э 1,8 1,Э 0,8 0,9 1,0 0,8 0,6

Импорт РФ 51,2 47,9 44,7 49,1 51,5 5Э,2 52,7 54,7 57,Э 5Э,9

Доля ВА в структуре российской продукт торговли машиностроительной ией, %

Экспорт РФ 1,5 Э,Э 5,2 6,Э 4,7 4,0 Э,9 4,7 Э,9 17,1

Импорт РФ 24,4 26,1 26,9 29,5 28,6 Э1,9 Э2,4 Э4,Э Э7,4 61,6

Объем российского импорта машиностроительной продукцией, млрд долл.

Япония 9,2 7,6 4,0 4,1 4,9 6,0 5,9 4,8 6,4 Э,8

РК 8,5 7,6 Э,1 Э,1 4,7 5,0 5,4 4,7 6,6 Э,4

Тайвань 0,92 0,79 0,65 0,54 0,70 0,72 0,75 0,71 0,88 0,5Э

Монголия 0,00 2 0,00 0 0,00 5 0,00 0 0,00 1 0,00 Э 0,00 2 0,00 0 0,00 2 0,0Э7

КНР 18,9 19,6 12,6 16,0 19,2 22,2 22,7 25,1 Э5,8 Э9,6

Объем российского экспорта ма млн д шиностроительной продукцией, олл.

Япония 16,7 10,7 10,Э 11,9 9,8 11,8 20,9 51,7 6Э,7 26,5

РК 76,1 87,1 76,5 56,0 57,8 75,1 57,2 116, 6 10Э, Э 92,4

Тайвань 18,6 15,Э 12,4 15,0 17,0 15,1 18,9 1Э,7 41 ,Э 1Э,0

Монголия 91,7 1Э7, 0 75,5 48,4 75,6 126, 9 160, 4 157, 4 172, 5 20Э,7

КНР 282, 1 47Э, 9 684, Э 88Э, 1 765, 6 60Э, 2 572, 9 518, 2 590, 8 616,6

Источник: данные Trade Map. www.trademap.org/Index.aspx (дата обращения: 30.08.2023).

Отметим кратное преобладание объёмов импорта машиностроительной продукции в РФ, в сравнении с её экспортом из РФ в страны ВА в структуре их товарооборота. Если первый не превышал 1 млрд долл. США, то второй составлял в разные годы 30-50 млрд долл. США. При этом в структуре российского экспорта в страны региона на машиностроение приходится лишь около 0,6%, тогда как в структуре импорта — более 50%. Экспорт из РФ в страны ВА, как и в страны Европы, всё ещё в большей степени сводится к вывозу минерального сырья (в первую очередь углеводородов).

Ситуация несколько изменилась в 2022 г. вследствие введения санкций против российского экспорта и наложения ограничений на экспорт в РФ ряда товаров. В стоимостном выражении объем торговли машиностроительной продукцией как в импорте, так и в экспорте в 2022 г. практически равен уровню 2021 г. Однако из-за сокращения объёмов торговли между РФ и странами Европы доля ВА в российском машиностроительном экспорте выросла с 4% до 17%, а в импорте — с 1/3 до почти 2/3.

При этом по странам динамика рознится. Группа стран, присоединившихся к санкциям (Япония, Тайвань, РК), демонстрирует значительное снижение объёмов торговли с РФ (почти в два раза). Тогда как российский импорт из КНР вырос на 4 млрд долл. США, а из Монголии — в 18 раз, что, можно объяснить скорее эффектом низкой базы и реэкспортом китайской продукции. Аналогичная динамика наблюдается и в экспорте российской машиностроительной продукции в страны ВА.

Доля машиностроительной продукции в российском импорте из региона ВА в последние годы составляла 52-57%, в 2022 г. она сократилась с уровня 2021 г. лишь на три процентных пункта до 54%. Максимальные значения всегда фиксировались в торговле с Японией, где они стабильно (и в 2022 г.) составляют 82%. В случае Тайваня и РК этот показатель в последние годы снижался с 70% в 2019 г. до 55-60% в 2022 г. В импорте из КНР доля машиностроительной продукции, наоборот, выросла с 45% до 52%, а в случае с Монголией и вовсе с 2% до 33% в 2022 г.

Доля машиностроительной продукции в российском экспорте в страны региона в исследуемый период редко превышала 1%, а в 2022 г. сократилась до 0,6%. Лишь в небольшом по объёмам экспорте из РФ в Монголию этот показатель составлял в последние годы 8-11%.

Отметим, что большая часть товарооборота РФ со странами ВА приходится на КНР. Если в предыдущие годы на эту страну приходилось 60-70% стоимости российского импорта, то в 2022 г. — 84%. Доля КНР и Монголии в российском экспорте в регион увеличилась с 78% в 2021 г. до 86% в 2022 г. Товарооборот Китая и России в 2022 г. увеличился на 29% к предыдущему году и достиг рекордных 190 млрд долл. США. Китайский экспорт товаров в Россию вырос на 13%, до 76 млрд долл. США, а импорт из России — на 43%, до 114 млрд долл. США. Прошлогодний рост двустороннего товарооборота — самый значительный среди всех основных торговых партнеров КНР. Для сравнения, товарооборот КНР с Сингапуром вырос на 23%, а с Канадой — на 17%. Однако по итогам 2022 г. на долю России приходится лишь 3% всего товарооборота КНР с другими странами[5].

Из приведённых выше данных можно сделать вывод, что в большей степени сократился и так не самый значимый в стоимостном выражении товарообмен с Японией, РК и Тайванем, однако важно учитывать различия между структурной российского

машиностроительного импорта из, например, КНР и Республики Корея.

Отраслевая структура торговли машиностроительной продукцией

В отраслевой структуре товарооборота между Россией и странами ВА стабильно выделяются три основные категории товаров: продукция автомобилестроения, электроника и электротехника, машины и оборудование (табл. 2). В российском импорте из стран региона на них в последние годы приходилось 25%, 21% и 36% стоимости соответственно. В рассматриваемый период наблюдалось снижение доли продукции автомобилестроения с 40% и рост долей каждой из двух других категорий почти на 10 процентных пунктов.

Таблица 2.

Динамика экспорта машиностроительной продукции из стран

201 201 201 201 201 201 201 202 202 202

3 4 5 6 7 8 9 0 1 2

Всего машино- 37,5 35,6 20,4 23,7 29,4 33,9 34,7 35,2 49,7 47,4

строение

Машины и обо- 11,6 10,8 7,0 9,6 11,2 11,5 12,0 12,6 18,2 19,2

рудование

Электроника и 8,7 9,6 6,0 6,4 8,5 10,6 10,8 12,0 15,4 13,9

электротехника

Железнодо- 0,1 0,1 0,0 0,0 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,6

рожная техника

Продукция ав- 15,1 12,3 5,8 5,9 7,6 9,1 9,6 7,9 12,6 10,5

томобилестро-

ения

Авиаракетно- 0,2 0,2 0,0 0,0 0,0 0,1 0,0 0,0 0,1 0,1

космическая

продукция

Продукция су- 0,1 0,9 0,3 0,6 0,6 0,8 0,5 0,5 0,6 0,6

достроения

Точное маши- 1,7 1,6 1,1 1,1 1,4 1,7 1,6 2,0 2,5 2,4

ностроение

Прочее маши- 0,1 0,1 0,1 0,0 0,0 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

ностроение

Источник: данные Trade Map. www.trademap.org/Index.aspx (дата обращения: 30.08.2023).

В 2022 г. соотношение между отраслями машиностроения в структуре российского импорта не изменилось, однако изменилась структура поставок по странам. Рост стоимости импорта из КНР и его доля в общей структуре произошёл в основном за счёт роста поставок продукции автомобилестроения из этой страны (табл. 1). Если в 2021 г. на КНР приходилось 34% импорта из стран ВА, то в 2022 г. — 60%, тогда как доля РК упала с 32% до 18%.

Однако следует отметить специфику в сфере автомобильной торговли КНР и РФ. В отличии от ушедших западных производителей автомобилей, на заводах которых локализация была высокой и многие узлы и агрегаты производились в России, для китайских компаний характерна модель ввоза уже готовой продукции, а на российских заводах лишь русифицируется программное обеспечение электроники и устанавливаются мелкие предметы фурнитуры. Так, например, работают заводы «Москвич» в российской столице и «Моторинвест» в Липецкой области с электромобилями Evolute I-Pro — локализация китайского электрокара Dongfeng

О *

О X

о

S

S *

8)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с т

"U О S

т

ф

а г

о т

09 8)

сч

0 сч

да

01

Aeolus E70. Цикл липецкого предприятия включает лишь окраску и мелкую сборку[6].

Отметим, что, как и в случае с динамикой товарооборота между РФ и странами ВА в последние годы, общие значения складываются из значительно различающихся структур торговли РФ с каждой из стран региона. В японском экспорте в Россию около 2/3 его стоимости приходится на продукцию автомобилестроения и ещё 25% — на машины и оборудование. В случае с РК доля транспортного машиностроения чуть ниже, а ещё 10% занимает экспорт электроники и электротехники, тогда как в структуре экспорта из КНР и Тайваня на машины и оборудование, электронику и электротехнику суммарно приходилось почти 90% стоимости. Лишь в 2022 г. в экспорте КНР в РФ их доля снизилась до 75%, а доля продукции автомобилестроения выросла до 16%. В экспорте из Монголии из-за его малых объёмов высоко влияние отдельных крупных поставок, поэтому в разные годы преобладали разные категории товаров.

Несмотря на то, что большая часть российского импорта из региона приходится на КНР, импорт из Японии и РК не менее важен. Экономики этих стран более технологичны и разнообразны, в более наукоёмких подотраслях электроники или судостроения продукция их производителей не может быть просто заменена поставками из КНР. Например, южнокорейские производители полупроводников доминируют (вместе с американской Micron) на рынке чипов памяти (DRAM и NAND), а судостроители всё больше специализируются на производстве судов с высокой добавленной стоимостью (исследовательские суда, СПГ-танкеры, ледоколы, буровые установки), тогда как их китайские конкуренты — на судах с низкой и средней добавленной стоимостью (балкеры, контейнеровозы, нефтеналивные танкеры). Япония занимает лидирующие позиции на рынке полупроводниковых материалов и части полупроводникового оборудования (вместе с Тайванем и РК). Аналогичная ситуация характерна и для некоторых других высокотехнологичных подотраслей машиностроения[7].

Как уже отмечалось в первом разделе статьи, объём российского машиностроительного экспорта в страны региона невелик и кратно меньше импорта, а основа российского экспорта — поставки минерального топлива. Однако за последние 10 лет стоимость машиностроительного экспорта выросла в два раза - с 485 до 952 млн долл. США (табл. 3).

Почти половина этого экспорта приходится на машины и оборудование, электронику и электротехнику, однако их доля снизилась в 2022 г., тогда как заметно выросли объёмы экспорта железнодорожной техники (в Монголию), продукции автомобилестроения (в РК) и АРКП (в Монголию и КНР). При этом здесь не наблюдается того же процесса, что и в российском импорте из стран региона, в рамках которого происходит сокращение в основном в торговле с Японией, РК и Тайванем, которое частично компенсируется ростом торговли с КНР. Замещение поставок из Китая за счёт сокращения поставок из

других стран наблюдается лишь в общем машиностроении, тогда как динамика в торговле другими категориями товаров машиностроения либо отрицательная, либо представляет собой скорее разовые аномалии 2022 г, как, например, рост экспорта из РФ в Монголию продукции АРКП с 0,07 до 22 млн долл. США или продукции автомобилестроения в РК с 1,4 до 35 млн долл. США.

Таблица 3.

Динамика экспорта машиностроительной продукции из Рос-

201 201 201 201 201 201 201 202 202 202

3 4 5 6 7 8 9 0 1 2

Всего машино- 485 723 859 101 925 832 830 857 971 952

строение 4

Машины и обо- 142 279 450 461 412 295 267 235 276 244

рудование

Электроника и 127 112 110 159 136 145 150 174 240 208

электротехника

Железнодорож- 10,4 38,4 6,0 5,9 20,8 25,7 6,6 66,0 65,6 99,1

ная техника

Продукция авто- 26,8 22,5 31,6 9,3 18,6 44,6 32,2 15,9 24,7 58,6

мобилестрое-

ния

Авиаракетно- 55,3 129 111 156 142 123 153 127 141 190

космическая

продукция

Продукция су- 19,1 12,1 1,9 10,0 3,4 11,0 1,3 59,2 26,9 6,7

достроения

Точное машино- 103 127 146 211 190 185 216 177 195 144

строение

Прочее маши- 0,8 1,5 0,9 0,7 1,2 1,0 2,1 0,8 0,8 0,8

ностроение

Источник: данные Trade Map. www.trademap.org/Index.aspx (дата обращения: 30.08.2023).

Перспективы и потенциал развития взаимодействия в машиностроительном секторе

В условиях потери европейского рынка и в качестве поставщика машиностроительной продукции в Россию, и в качестве потребителя части продукции её производителей азиатский рынок выглядит как основная альтернатива. В том числе такой альтернативой выступает и регион ВА, который, внутреннее неоднороден.

Председатель Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) В. Манкевич указывает, что создание совместных российско-китайских предприятий — единственно правильное развитие торгово-экономических отношений между странами. Строить же их исключительно на купле-продаже сырья и товаров — путь тупиковый, иначе Россия рискует стать «сырьевым придатком» Китая. При этом деловые круги в Китае осторожно оценивают перспективу развития торгово-экономических отношений с Россией, не будучи уверенными в их долгосрочности[8]. При этом в сфере промышленной продукции, вероятно, будет усиливаться зависимость РФ от импорта китайских товаров и технологий взамен введших санкции западных производителей.

Власти Японии, РК и Тайваня в целом солидаризируются с другими странами, вводящими против России экономические санкции, включая ограничения на экспорт. Если Япония и Тайвань заняли жёсткую позицию ещё весной 2022 г., то правительство Республики Корея лишь в апреле 2023 г. расширило

перечень товаров, запрещенных для экспорта в Россию, с 57 позиций, обозначенных ещё почти 10 лет назад, до 798 позиций, к которым теперь относится промышленное оборудование и материалы, оборудование для добычи нефти и газа, прочее энергетическое оборудование, часть продукции автомобилестроения, химической промышленности и металлургии, полупроводники, оборудование для их производств^].

К тому же южнокорейские производители, зависевшие от поставок из РФ или Украины, например SK Hynix, которой для производства полупроводников необходимы поставки некоторых специфических газов, смогли переориентироваться на местных поставщиков (например TEMC и POSCO)[17]. Другие же занимают ниши, освободившиеся вследствие ухода России с некоторых рынков. Например, РФ была крупнейшим поставщиком вооружений в страны Юго-Восточной Азии (около 11 млрд долл. США), опережая конкурентов в лице США и Франции. В 2022 г. её место заняли южнокорейские оборонные компании (Hyundai Rotem, KAI и Hanwha Defense)[16]. Они же наращивают поставки в соседние с Украиной страны (Польша, Румыния), что превращает РК в одного из ведущих мировых экспортёров вооружений[11]. Также РК становится одним из основных поставщиков технологий для атомных электростанций в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.

При этом в самой России и японские и южнокорейские машиностроительные компании вынуждены сворачивать производство. Например, Hyundai Motors объявила о продаже своих автомобильных заводов в Санкт-Петербурге[9]. Однако другие компании, например производители бытовой техники Samsung Electronics и Dong-A Hwasung в Ворсино (Калужская область) и LG Electronics в Рузе (Московская область) пока остаются на российском рынке.

Есть подтверждения использования некоторыми производителями из стран ВА поставок через третьи страны. Например, в 2022 г. при сокращении поставок в Россию они резко нарастили экспорт в страны Центральной Азии и Южного Кавказа, откуда продукция позже реэкспортируется в РФ[15]. Однако руководство данных стран, как и местные компании-посредники, опасаются вторичных санкций, поэтому вынуждены ограничивать объёмы поставок в Россию[13].

Китайские компании могут стать альтернативой европейских, южнокорейских, японских и тайваньских поставщиков машиностроительной продукции в РФ по большому ряду товарных позиций. Однако экспорт из КНР пока не сможет полностью заменить экспорт из большинства развитых стран многих высокотехнологичных продуктов. Усиливающаяся конкуренция между США и КНР некоторых отраслях может замедлить этих отраслей в последнем. Китайские фирмы, например в полупроводниковой отрасли, всё ещё остаются зависимыми от импорта технологий из РК, Японии, США, Нидерландов и других стран, поэтому экспорт или реэкспорт части

высокотехнологичной продукции из КНР в ближайшие годы вряд ли станет полноценной альтернативной для РФ. Южнокорейские и японские компании, наоборот, отчасти получают дополнительные преимущества на китайском рынке из-за снижения конкуренции со стороны американских компаний и в меньшей степени заинтересованы в российском рынке[10].

Заключение

Замещение поставками из стран ВА импорта машиностроительной продукции из Европы и других регионов происходит в основном за счёт КНР и реэкспорта через Монголию. Динамика торговли с Японией, РК и Тайванем аналогична динамике торговли со странами Европы, то есть характеризуется сокращением объёмов в 2022 г. Из-за продолжающегося процесса введения экономических санкций, в том числе на экспорт в РФ некоторой продукции, особенно со стороны РК, в 2022 г. не вводившей собственных дополнительных ограничений, снижение товарооборота с данными странами продолжается. Китайские предприятия, которые были основными поставщиками машиностроительной продукции в РФ, ещё больше усилили своё влияние.

Некоторые машиностроительные компании, которые в 2022 г. не ушли с российского рынка, в 2023 г. всё же вынуждены закрывать или продать свои производственные мощности в РФ. В первую очередь это касается южнокорейской Hyundai Motors и зависящих от неё поставщиков автомобильных комплектующих.

Доля российского машиностроительной продукции в отраслевой структуре экспорта в регион стабильна и составляет всего 0,6%. Данная продукция на локальном рынке практически не востребована и может быть заменена другими поставщиками, тогда как основу российского экспорта в страны ВА составляют углеводороды.

Литература

1. Белов А.В. Энергетика Японии, санкции и сахалинские проекты: вопросы взаимосвязи // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 6. С. 88-99.

2. Головачёв В.Ц., Перминова В.А. Реакция Тайваня на специальную военную операцию РФ на Украине (краткий обзор) // Восточная аналитика. 2022. Т. 13, вып. 2. С. 22-31.

3. Как Южная Корея ищет баланс между Китаем, Россией и США // Forbes, 05.05.2023. https://www.forbes.ru/biznes/488846-kak-uznaa-korea-iset-balans-mezdu-kitaem-rossiej-i-ssa?fbdid=IwAR1IGiiro74samRTrylmuht-AcqglUblzsr4ADiwMwovSWLVr4xR88RKLXg (дата обращения: 10.08.2023).

4. О планах введения санкций против китайских компаний // Forbes, 05.05.2023. https://www.forbes.ru/biznes/488991-ft-uznala-ob-idee-es-vpervye-vvesti-sankcii-protiv-kompanij-kitaa-za-svazi-s-rossiej (дата обращения: 23.08.2023).

5. О товарообороте РФ и КНР // РБК, 13.01.2023. https://www.rbc.ru/economics/13/01/2023/63c0ffb79a7 9474aaf45862d (дата обращения: 23.08.2023).

О *

О X

о

S

S *

8)

с т ■и о s т о а г

о т

09 8)

сч о сч

да

6. Первый электромобиль российской сборки Evolute начали производить на заводе в Липецке // vc.ru, 28.09.2022. https://vc.ru/transport/509955-pervyy-elektromobil-rossiyskoy-sborki-evolute-nachali-proizvodit-na-zavode-v-lipecke (дата обращения: 23.08.2023).

7. Российский «пояс соседства» в условиях санк-ционной войны: Научный доклад / Под ред. Л.Б. Вар-домского (отв. ред.), И.А. Коргун, Н.В. Куликовой, А.Г. Пылина. М.: Институт экономики РАН, 2022. 118 c.

8. Эксперт оценил роль совместных предприятий в отношениях России и КНР // РИА, 24.01.2023. https://ria.ru/20230124/kitay-1846970919.html (дата обращения: 23.08.2023).

9. Another war in Russia: Hyundai, Kia versus Chinese carmakers // The Korea Economic Daily, 21.04.2023. https://www.kedglobal.com/automobiles/newsView/ked20 2304210006 (дата обращения: 21.08.2023).

10. Asian businesses are being dragged into the chip war // The Economist, 25.05.2023. https://www.economist.com/business/2023/05/25/asian -businesses-are-being-dragged-into-the-chip-war (дата обращения: 25.08.2023).

11. Hyundai Rotem delivers first batch of K2 tanks to Poland in $3.4 bn deal // The Korea Economic Daily, 07.12.2022. https://www.kedglobal.com/aerospace-defense/newsView/ked202212070017 (дата обращения: 18.08.2023).

12. Hyundai shuts Russia car plant for 1 wk on parts shortages // The Korea Economic Daily, 04.03.2022. https://www.kedglobal.com/war-in-ukraine/newsView/ked202203040008 (дата обращения: 28.08.2023).

13. Kazakhstan Moves to Curtail Parallel Trade to Russia // Reuters, 10.05.2023. https://thediplomat.com/2023/05/kazakhstan-moves-to-curtail-parallel-trade-to-russia/ (дата обращения: 17.08.2023).

14. Korean shipbuilders see material impact from sanctions on Russia // The Korea Economic Daily, 13.03.2022. https://www.kedglobal.com/war-in-ukraine/newsView/ked202203130002 (дата обращения: 15.08.2022).

15. K-Statistics // Korea International Trade Association (KITA). http://www.kita.org/kStat/byCount_AllCount.do (дата обращения: 30.08.2023).

16. Russian arms have fewer takers in South-East Asia // The Economist, 23.03.2023. https://www.economist.com/asia/2023/03/23/russian-arms-have-fewer-takers-in-south-east-asia (дата обращения: 25.08.2023).

17. SK Hynix hikes use of locally produced neon gas for chip manufacture // The Korea Economic Daily, 05.10.2022. https://www.kedglobal.com/korean-chipmakers/newsView/ked202210050015 (дата обращения: 19.08.2023).

18. Taiwan to join «democratic countries» in sanctions on Russia // Reuters, 25.05.2022. https://www.reuters.com/world/asia-pacific/taiwan-join-democratic-countries-sanctions-russia-2022-02-25/ (дата обращения: 03.08.2023).

19. Taiwan's TSMC says to comply with export control rules on Russia // Reuters, 25.02.2022.

https://www.reuters.com/technology/taiwans-tsmc-says-comply-with-export-control-rules-russia-2022-02-25/ (дата обращения: 28.08.2023).

Trends in trade in mechanical engineering products between Russia and

East Asian countries Golubkin A.V., Chernetsky F.M., Malyutina O.M.

Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences The present study aims to identify the characteristics and trends in the trade of mechanical engineering products between Russia and East Asian (EA) countries against the background of modern geopolitical changes. The analysis focuses on the main commodity groups in the structure of trade in mechanical engineering products between Russia and the region, as well as the dynamics of trade and the impact of economic sanctions on it. The study revealed that Russian exports of mechanical engineering products to East Asian countries are significantly lower than imports. Trade with China dominates both components of the trade turnover, the significance of which has increased in 2022 due to economic restrictions imposed against Russia, including the export of some mechanical engineering products to the country. A small absolute and noticeable relative growth has also been demonstrated in the trade turnover with Mongolia, part of which is reexported to or from China. The negative dynamics of trade with Japan, Republic of Korea (RoK), and Taiwan have a greater impact on the hightech segment of Russian mechanical engineering imports from the region, which is less likely to be replaced by imports from China. Keywords: international trade, Russia, engineering products, East Asia (EA),

economic sanctions References

1. Belov A.V. Power engineering of Japan, sanctions and Sakhalin projects:

issues of interconnection // Problems of the Far East. 2022. No. 6. pp. 8899.

2. Golovachev V.Ch., Perminova V.A. Taiwan's reaction to the special military

operation of the Russian Federation in Ukraine (a brief overview) // Eastern Analytics. 2022. Vol. 13, vol. 2. pp. 22-31.

3. How South Korea is looking for a balance between China, Russia and the

USA // Forbes, 05.05.2023. https://www.forbes.ru/biznes/488846-kak-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

uznaa-korea-iset-balans-mezdu-kitaem-rossiej-i-

ssa?fbclid=IwAR1IGiiro74samRTrylmuht-

AcqglUblzsr4ADiwMwovSWLVr4xR88RKLXg (accessed: 10.08.2023).

4. About plans to impose sanctions against Chinese companies // Forbes,

05.05.2023. https://www.forbes.ru/biznes/488991-ft-uznala-ob-idee-es-vpervye-vvesti-sankcii-protiv-kompanij-kitaa-za-svazi-s-rossiej (accessed: 08/23/2023).

5. About the trade turnover of the Russian Federation and China // RBC,

13.01.2023.

https://www.rbc.ru/economics/13/01/2023/63c0ffb79a79474aaf45862d (accessed: 08/23/2023).

6. The first electric car of the Russian assembly Evolute began to be produced

at the factory in Lipetsk // vc.ru, 28.09.2022. https://vc.ru/transport/509955-pervyy-elektromobil-rossiyskoy-sborki-evolute-nachali-proizvodit-na-zavode-v-lipecke (accessed: 08/23/2023).

7. Russian "Neighborhood Belt" in the context of the sanctions war: Scientific

Report / Edited by L.B. Vardomsky (ed.), I.A. Korgun, N.V. Kulikova, A.G. Pylina. M.: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2022. 118 p.

8. The expert assessed the role of joint ventures in relations between Russia

and China // RIA, 24.01.2023. https://ria.ru/20230124/kitay-1846970919.html (accessed: 08/23/2023).

9. Another war in Russia: Hyundai, Kia versus Chinese carmakers // The Korea

Economic Daily, 21.04.2023.

https://www.kedglobal.com/automobiles/newsView/ked202304210006 (дата обращения: 21.08.2023).

10. Asian businesses are being dragged into the chip war // The Economist, 25.05.2023. https://www.economist.com/business/2023/05/25/asian-businesses-are-being-dragged-into-the-chip-war (дата обращения: 25.08.2023).

11. Hyundai Rotem delivers first batch of K2 tanks to Poland in $3.4 bn deal // The Korea Economic Daily, 07.12.2022. https://www.kedglobal.com/aerospace-

defense/newsView/ked202212070017 (дата обращения: 18.08.2023).

12. Hyundai shuts Russia car plant for 1 wk on parts shortages // The Korea Economic Daily, 04.03.2022. https://www.kedglobal.com/war-in-ukraine/newsView/ked202203040008 (дата обращения: 28.08.2023).

13. Kazakhstan Moves to Curtail Parallel Trade to Russia // Reuters, 10.05.2023. https://thediplomat.com/2023/05/kazakhstan-moves-to-curtail-parallel-trade-to-russia/ (дата обращения: 17.08.2023).

14. Korean shipbuilders see material impact from sanctions on Russia // The Korea Economic Daily, 13.03.2022. https://www.kedglobal.com/war-in-ukraine/newsView/ked202203130002 (дата обращения: 15.08.2022).

15. K-Statistics // Korea International Trade Association (KITA). http://www.kita.org/kStat/byCount_AllCount.do (дата обращения: 30.08.2023).

16. Russian arms have fewer takers in South-East Asia // The Economist, 23.03.2023. https://www.economist.com/asia/2023/03/23/russian-arms-have-fewer-takers-in-south-east-asia (дата обращения: 25.08.2023).

17. SK Hynix hikes use of locally produced neon gas for chip manufacture // The

Korea Economic Daily, 05.10.2022. https://www.kedglobal.com/korean-chipmakers/newsView/ked202210050015 (дата обращения: 19.08.2023).

18. Taiwan to join «democratic countries» in sanctions on Russia // Reuters, 25.05.2022. https://www.reuters.com/world/asia-pacific/taiwan-join-democratic-countries-sanctions-russia-2022-02-25/ (дата обращения: 03.08.2023).

19. Taiwan's TSMC says to comply with export control rules on Russia // Reuters, 25.02.2022. https://www.reuters.com/technology/taiwans-tsmc-says-comply-with-export-control-rules-russia-2022-02-25/ (дата обращения: 28.08.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.