и
6. Кони А. Ф. Избранные произведения. М.: Гос. издат. юрид. лит., 1956. С. 41.
7. Строгович М. С. Проблемы судебной этики. М.: Наука, 1947. - С. 220.
8. Перлов И. Д. Судебная этика // Советское государство и право. 1970. № 12.
© Мухортов А. А.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
К 343 13 И. В. МАТВИЕНКО, старший преподава-
УДК ' тель кафедры уголовного процесса Уфим-
ского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
I. V. MATVIENKO, senior lecturer the Department of criminal process Ufa the law Institute of MIA of Russia candidate of legal Sciences (Ufa)
ТЕНДЕНЦИИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ TRENDS PROSECUTION
> >
а Аннотация. В статье анализируется правовой институт уголовного преследо-
| вания в контексте проводимых в Российской Федерации изменений в уголовном и уго-£ ловно-процессуальном законодательстве. Определяется характер и направления развития современного уголовного преследования. ^ Ключевые слова: уголовное преследование, предварительное расследование,
дознание.
Г
| Annotation. The article analyzes the legal institution of criminal prosecution in the
context held in the Russian Federation changes in the criminal and criminal-procedural legislation. Determines the nature and direction of development of modern criminal prosecution.
s a
0
1 Keywords: criminal prosecution, preliminary investigation, inquiry. u
Л Институт уголовного преследо-^ вания в Российской Федерации долгое | время был подвергнут забвению. ф Уголовно-процессуальный ко-^ декс Российской Федерации (далее -^ УПК РФ) восстановил понятие «уго-^ ловное преследование» и дал ему закона нодательную регламентацию в отдель-
ной третьей главе. Кроме того, в раз-¡^ личных разделах, главах и статьях УПК РФ часто встречается выражение «уголовное преследование». Многие положения уголовно-процессуального зако-
нодательства, регулирующие отношения по осуществлению уголовного преследования, постоянно обновляются и требуют новых разъяснений.
Уголовное преследование должно быть объектом повышенного внимания, поскольку оно составляет основу структуры уголовного судопроизводства, является его движущей силой. Исключительно через эту деятельность и посредством ее осуществления реализуется требование государства и потерпевшего о привлечении лиц, виновных в
совершении преступлении, к уголовной ответственности и их наказании.
В контексте назначений уголовного судопроизводства уголовному преследованию отводится ключевая роль, поскольку защита потерпевших от преступлений невозможна без выявления, установления, изобличения и привлечения к уголовной ответственности каждого, кто совершил преступление, а также возмещения ущерба и заглаживания вреда, причиненного преступлением.
В международном праве уголовное преследование признается эффективным способом защиты граждан от преступлений [1, с. 4].
Уголовное преследование - универсальный инструмент политической системы, использование которого позволяет в рамках уголовного судопроизводства эффективно защищать как публичные, так и частные интересы, добиваться восстановления прав, нарушенных в результате совершения преступления, либо использовать его как орудие для подавления политических противников либо вовсе отказаться от его использования, исходя из элитарной заинтересованности.
По своему концептуальному содержанию уголовное преследование многогранно и многоаспектно. В настоящее время идут научные поиски построения оптимальной модели уголовного преследования, отвечающей международным и конституционным нормам, баланса публичных и частных интересов. Обсуждаются вопросы по изменению роли прокурора, следователя, дознавателя в уголовном преследовании.
В уголовно-процессуальной науке уголовное преследование исследуется достаточно давно.
Вместе с тем в уголовно-процессуальном законодательстве уголовное преследование относится к прогрессивно развивающемуся институту. Почти каждое изменение и дополнение
в УПК РФ прямо или косвенно затрагивает регулирование отношений в сфере уголовного преследования. Как показывают тенденции развития уголовно-процессуального законодательства, правовые нормы, предусматривающие уголовное преследование, распространяются по УПК РФ в геометрической прогрессии.
Начиная с 2002 года Президентом Российской Федерации определен политический курс Российской Федерации на гуманизацию уголовного законодательства и совершенствование уголовного преследования. Главная цель курса - добиться неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости.
Исходя из принципа гуманизации осуществляется поэтапная модернизация законодательства, направленная на реформирование действующего уголовного и уголовно-процессуального права в сторону значительного снижения карательной политики и репрессивного характера уголовного преследования.
Направлены на дальнейшую либерализацию Федеральные законы от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» и от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В части, касающейся уголовного преследования, этими законами внесены изменения в категории преступлений, предусмотрено освобождение от уголовной ответственности и прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности, декриминализированы отдельные общественно опасные деяния, уточнены редакции некоторых статей УПК РФ.
Приняты и вступили в силу поправки в УПК РФ о запрете заключать под стражу по ряду экономических преступлений. В связи с уголовным делом Магнитского и других подозреваемых и
> >
<ч а а
и и
и «
а
о
^
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
и
обвиняемых, умерших от заболеваний в следственных изоляторах, озвучена новая президентская инициатива, воплощенная в УПК РФ, - освобождать из-под стражи тяжело больных лиц. А совсем недавно введен запрет на применение заключения под стражу за преступления, санкции которых не превышают трех лет лишения свободы.
Введение в УПК РФ института досудебного соглашения о сотрудничестве - еще один результат политики смягчения уголовной репрессии.
Следует отметить, чрезмерная мягкость неуместна в борьбе с преступностью, поэтому либерализация и гуманизация происходят избирательно. Реа-^ лии показывают смешанный сценарий ^ развития уголовного и уголовно-2 процессуального законодательства, в ^ котором либерализм и гуманизм соче-| таются с карательной реакцией государ-^ ства к лицам, совершившим тяжкие и ^ особо тяжкие насильственные преступ-^ ления против личности, общественной
§ безопасности и общественного порядка, §
Ц> преступления экстремистской направ-| ленности, террористические акты. ^ Так, с 2010 по 2013 год произош-® ло усиление уголовной ответственности ^ за совершение определенных преступ-^ лений. В частности, путем установления Л нового отягчающего обстоятельства (п. « «о» ч. 1 ст. 63 УК РФ) усилилось ре-^ прессивное уголовно-правовое воздей-^ ствие на сотрудников органов внутрен-| них дел. Повысилась уголовная ответа ственность за преступления против де-^ тей, совершение ДТП в состоянии алко-а гольного опьянения, криминализирова-
¡5 но посредничество во взяточничестве. и „
^ Существенно усилились меры уголовной ответственности за коррупцию, за невыплату заработной платы, за нарушение антимонопольного законодательства. Криминализирована ответственность за клевету. Вносятся предложения по усилению уголовной ответственности за мошенничество, повлекшее утрату гражданином жилого помещения, за
некоторые виды экологических преступлений, преступлений против правосудия. Член комитета по транспорту Государственной Думы Российской Федерации Олег Нилов (фракция «Справедливая Россия») предложил пожизненно лишать прав водителей, которые в нетрезвом состоянии стали виновниками дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом [2, с. 1].
С каждым годом законодатель совершенствует регулирование уголовного преследования. Происходит расширение частных начал для осуществления уголовного преследования. Активизируется роль потерпевшего в уголовном преследовании. Расширен круг уголовных дел частно-публичного обвинения, у законных представителей появилась возможность возбуждения уголовного дела частного и частно-публичного обвинения. В Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года Президент РФ отметил, что в скором будущем будет установлен запрет на возбуждение уголовных дел без заявления пострадавшего по целому ряду экономических составов преступлений. Предложения о необходимости расширения круга дел частного обвинения выдвигаются в течение многих десятилетий [3, с. 13].
За последние два года наблюдается дифференциация уголовного преследования, его упрощение и прагматизм. Подтверждением тому является Федеральный закон от 4 марта 2013 года № 23-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ», которым установлено упрощенное уголовное преследование при производстве дознания в сокращенной форме, расширены возможности уголовного преследования в стадии возбуждения уголовного дела, упразднено участие понятых при производстве следственных действий, серьезно повышена ответственность сотрудников правоохранительных органов за
фальсификацию доказательств.
Большое влияние на развитие уголовного преследования оказывают решения Конституционного Суда России, в которых выражены правовые позиции по ключевым положениям уголовного преследования.
Постепенно актуализируются и набирают обороты регулирования уголовного преследования в соответствии с прецедентами Европейского Суда по правам человека.
В прикладной деятельности уголовное преследование является доминирующей функцией органов дознания, следствия и прокуратуры, а также косвенным показателем раскрываемости преступлений. На долю сотрудников органов внутренних дел приходится почти 80 % от общего количества всех предварительно расследованных преступлений, по которым выявляются около 1,1 млн лиц, совершивших преступления [4, с. 38]. Следователи и дознаватели органов внутренних дел расследуют 89 % всех уголовных дел, находящихся в производстве правоохранительных органов.
Результаты работы органов внутренних дел по осуществлению уголовного преследования в досудебном уголовном судопроизводстве оцениваются по показателям:
- эффективности расследования преступлений;
- эффективности предупреждения и пресечения преступлений;
- качества расследования уголовных дел;
- эффективность возмещения ущерба [5, с. 6].
С учетом характера криминогенной обстановки в России и результатов деятельности органов внутренних дел по раскрытию и расследованию престу-
плений Президент Российской Федерации на коллегии МВД России, состоявшейся 21 марта 2014 года, потребовал активизировать уголовное преследование и повысить уровень раскрываемости преступлений. В целом по России доля нераскрытых преступлений - почти 44 %. За ней и серьезные криминогенные риски, и ущерб для авторитета ведомства, всей системы власти, неверие людей в справедливость, в силу закона, в неотвратимость наказания для преступников.
В содержании приоритетных направлений деятельности системы МВД в 2014 году уголовное преследование сосредоточено на:
- изобличении криминальных авторитетов;
- предупреждении и пресечении преступлений в сфере ЖКХ;
- выявлении лиц, виновных в совершении преступлений прошлых лет;
- сокращении неоконченных производством и прекращенных уголовных дел по реабилитирующим основаниям;
- своевременном возбуждении уголовных дел по заявлениям и сообщениям о совершенных преступлениях;
- отказе от обвинительного уклона на предварительном следствии и дознании;
- недопущении фактов незаконного отказа в уголовном преследовании и ограничения прав лиц, пострадавших от преступлений.
Несмотря на некоторые недостатки, современное уголовное преследование в целом позволяет решать поставленные перед правоохранительными органами задачи и сохранять контроль криминальной обстановки в стране.
> >
<ч а а
и и
ч
и «
а
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1 £
а «
и
ЛИТЕРАТУРА
1. Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование. Приняты 8-м Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правона-
:: :: ::
> >
<N
а а и и .о
рушителями в Гаване в сентябре 1990 года //
http//www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_39195.html.
2. Кочегаров П. За смертельные ДТП хотят пожизненно лишать прав и машины // Из-вестия.1 декабря 2014 г.
3. Хатуаева В. В. Сущность и юридическая природа диспозитивности в уголовном процессе // Российский следователь. 2005. № 4.
4. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2013 года. - М.: ГИАЦ МВД России, 2014.
5. Приказ МВД России от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».
© Матвиенко И. В.
УДК 343 985 7 343 712 3 М. Г. ЛАТЫПОВА, старший преподава-..... тель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
M. G. LATYPOVA, senior Lecturer Chair of training Ufa Law Institute Russian Interior Ministry (Ufa)
ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОТЕРПЕВШЕГО ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
£ СВЯЗАННЫХ С ПОХИЩЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА
Ч
§ FEATURES OF SUPPORT
I AND LEGITIMATE INTERESTS VICTIM
| THE IN INVESTIGATION OF CRIMES,
g RELATED KIDNAPPING
§
«
® Аннотация. Анализ статистики, судебной практики показал недостатки в
^ расследовании преступлений, связанных с незаконным ограничением свободы. Акту-
а алгоритма действий, мероприятий направленных на обеспечение важного блага и уса
I
о
альность работы заключается в практической значимости предложенного автором
ловия развития личности человека как его свобода, регламентированная в российском и международном законодательстве. § Ключевые слова: обеспечение, права человека, личная свобода, похищение чело-
^ века, противодействие раскрытию и расследованию преступления, ошибки в расследо-3 вании, алгоритм действий, обеспечение безопасности потерпевших.
S"
s Annotation. Analysis of statistics, judicial practice has shown weaknesses in the in-
S vestigation of crimes related to illegal restriction of freedom and countering, relevance of the ^ work lies in the practical relevance of the proposed algorithm, the author of the actions, activities aimed at providing important benefits and conditions of development of the human personality as his freedom, regulated in Russian and international legislation.
Keywords: security, human rights, personal freedom, kidnapping, resistance and investigation of crimes, errors in the investigation, the algorithm of actions to ensure the safety of victims.