УДК 338.1 © О. Б. Иваненко, А. О. Степанова, А. И. Ковалев Б01: 10.24412/2225-8264-2021-2-60-66
О. Б. Иваненко, А. О. Степанова, А. И. Ковалев ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
В статье рассматривается и оценивается влияние цифровизации на современную экономику. Актуальность исследования продиктована «оцифровкой» всех сфер общественной жизни, а также многогранностью возможностей, которые предоставляет развитие цифровой среды. Целью работы является изучение основных тенденций развития цифровизации и цифровой экономики, выявление особенностей протекания процесса цифровизации в России, оценка его эффективности, а также поиск проблем в данной области и способов их решения. К используемым методам относятся анализ источников литературы в сфере цифровой экономики и цифровых технологий, обобщение и систематизация полученной информации, а также исследование развития цифровой среды России на практике. Результатом разработанной методики является выявление препятствий для развития цифровизации, а также разработка рекомендаций по их преодолению. Полученные результаты могут быть применены организациями, специалистами в области цифровых технологий, а также государственными органами власти и другими заинтересованными во внедрении инноваций экономическими субъектами с целью оптимизации существующих условий ведения бизнеса, повышения конкурентоспособности страны на международной арене и пр. Авторы статьи пришли к выводу о том, что цифровизация играет ключевую роль в развитии экономик стран мира, в том числе и в России. Ввиду новизны данного направления существует большой потенциал для совершенствования технологий и их грамотного внедрения в различные процессы, протекающие в обществе. Кроме того, цифровизация способствует уменьшению цифрового разрыва между государствами, тем самым, укрепляя их взаимодействие и взаимозависимость.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, Глобальный инновационный индекс, Глобальный индекс кибербезопасности, С0УГО-19, ВВП, деловая активность.
ифровая революция резко изменила
Ц жизнь общества, предоставив многогранные возможности, с одной стороны, и сложные задачи, с другой. На данный момент цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизнедеятельности людей. Более того, темпы цифровизации увеличиваются с каждым годом, что говорит о повышении значимости изучения и исследования данного процесса, а также о возрастающем влиянии технологий на экономическую и социальную сферы общества.
Сегодня мы находимся на этапе четвертой промышленной революции, которую также называют «Индустрия 4.0». Она опирается на цифровую революцию и характеризуется повсеместным распространением высокоскоростного мобильного интернета, развитием искусственного интеллекта, применением киберфизических систем и взаимодействием машин между собой.
Существует множество подходов к определению цифровой экономики. Зачастую акцент делается на использовании технологий и их применении при взаимодействии экономических агентов, что выводит существующие ранее экономические отношения на качественно новый уровень. Наиболее обобщенным определением цифровизации является замещение реальных оценок происходящих событий - виртуальными, сводящимися к числовым значениям различных сфер общественной жизни. Основным элементом в данной области являются финансовые технологии, которые также иногда называют «сквозными». Углубляясь в их содержание, можно отметить, что они
используются для работы с данными и их последующей обработкой в электронном виде.
Согласно Указу Президента РФ от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», цифровая экономика является одним из наиболее приоритетных ориентиров будущего. Как правило, для эффективного проведения процесса цифровизации в экономике страны основной акцент делается на развитии инфраструктуры.
Цифровая инфраструктура в России включает
в себя:
- удаленную идентификацию, основанную на биометрии, т. е. систему распознавания людей по определенному набору физических характеристик;
- технологии распределенных реестров, включающих цифровые закладные, аккредитивы и банковские гарантии, которые в совокупности позволяют оперативно проанализировать и подтвердить актуальность и правильность данных о клиенте или сделке;
- цифровой профиль, содержащий совокупность сведений о физических и юридических лицах;
- финансовый маркетплейс и регистратор финансовых транзакций - система электронного и дистанционного продвижения финансовых продуктов и услуг, а также цифровая регистрация финансовых сделок;
- систему быстрых платежей, основная задача которой - обеспечение проведения моментальных переводов [6].
Однако развитие и совершенствование инфраструктуры не является единственным фактором. Немаловажно сформировать достаточную
степень «цифровых компетенций» у интернет-пользователей.
Кроме того, в рамках данного вопроса необходимо внедрить процесс цифровизации в социально-значимые сферы, такие как образование, здравоохранение, а также модернизировать в этом направлении систему государственного управления. Более того, необходимо увеличить до 95% долю услуг в электронном виде, до 97% - широкополосный доступ в интернет домохозяйствами и повысить в 4 раза финансирование в 1Т сферу [1]. На данный момент для достижения всех описанных целей на практике акцент делается на развитие Финтеха (финансовых технологий). Он представляет собой изменение действующей системы производства товаров и услуг с упором на их переориентацию на использование инновационных технологий.
В рамках программы «Цифровая экономика РФ» для оценки эффективности и выявления определенных закономерностей был установлен ключевой измеритель - рост внутренних затрат на развитие цифровой экономики в процентах к ВВП. Внутренние затраты складываются из суммы внутренних затрат организаций и домашних хозяйств
на разработку, внедрение и применение цифровых технологий и затрат тех же экономических субъектов на потребление продуктов финтеха.
Исходя из данных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ внутренние затраты на развитие цифровых технологий поступательно увеличиваются (3324 млрд. руб. в 2017 г., 3795 млрд. руб. в 2018 г., 4094 млрд. руб. в 2019 г.), что можно рассматривать как благоприятный фактор [7, с. 1 - 2]. Можно отметить, что общие валовые внутренние затраты в структуре ВВП в 2019 году достигли 3,7% (рисунок 1), при этом интересно отдельно проанализировать долю затрат домашних хозяйств и организаций. Между данными экономическими субъектами существует прямая связь: население мотивирует производителей применять новые цифровые технологии в своей деятельности, в частности, использовать безналичный расчет, осваивать новые способы продвижения и продажи продуктов и т.д. Данный эффект усиливает конкуренция на рынке товаров и услуг. Можно заметить, что к 2019 году оба компонента внутренних затрат увеличились, обеспечив
самоподдерживающуюся связь [7, с. 1 - 2].
1,9 1,9 2.2 ---
1.3 1,3 1,5
2017
2018
2019
Общие валовые внутренние затраты
Валовые внутренние затраты домохозяйств
Валовые внутренние затраты организаций
Рис. 1. Валовые внутренние затраты в процентах к ВВП
Таким образом, можно заключить, что в России активно протекает процесс цифровизации, который поддерживается затратами экономических субъектов.
Также можно проанализировать удельный вес организаций, которые используют технологии в своей деятельности, в динамике с 2010 по 2019 год (рисунок 2) [5]. К таким технологиям относятся персональные компьютеры, серверы,
вычислительные сети, электронная почта, веб-сайты и т.д. Динамика использования персональных компьютеров и глобальных информационных сетей за 9 лет практически не изменилась, и на отчетную
100 80 60 40 20 0
дату показатели составили 93,5% и 92%, соответственно. Интересен тот факт, что процент использования веб-сайтов поступательно
увеличивается с 28,5% до 51,9%, т.е. значение увеличилось на 23,4%. Можно предположить, что создание сайтов для компаний стало одной из важнейших частей системы продвижения товаров и услуг, т.е. маркетинга. Также остается большой потенциал для роста этого показателя, поскольку процент населения, использующий интернет-технологии для приобретения продукции, с каждым годом значительно увеличивается.
Организации, использовавшие: персональные компьютеры
—серверы
локальные вычислительные сети
• электронную почту
—•- глобальные информационные сети
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Рис. 2. Удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии
Стоит обратить внимание на то, что использование локальных вычислительных сетей заметно уменьшается. Организации отказываются от их использования, поскольку они имеют ряд недостатков, наиболее существенный из которых -ограничение работы всей системы скоростью модема, устройства для отправки и получения данных через сеть.
Любопытно также, что процент использования серверов (специализированное устройство, предназначенное для хранения информации, координации подключенных к нему других компьютеров, а также решения специфических задач) резко увеличился с 2013 по 2015 на 28%.
Помимо организаций и домохозяйств, безусловно, важно учитывать и затраты государства. Согласно докладу Счетной палаты об исполнении федерального бюджета за 2020 год, уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2020 году был равен 97,0%. Финансирование составило 4 040,5 млрд. руб. Одними из важнейших результатов стали следующие: к сети Интернет было подключено 25 620 социально-значимых объектов, введено более 40 новых электронных услуг на Едином портале государственных услуг, созданы 5 центров для ускоренной и профессиональной подготовки специалистов в 1Т сфере и т.д. [4].
Таким образом, увеличение затрат на развитие цифровых технологий расширяет возможности использования различных программных ресурсов, а
Таким образом, Россия занимает достаточно устойчивое положение в рейтинге GП, однако для его улучшения необходимо продолжать развивать инновационную сферу разработок и акцентировать внимание на внедрении их результатов во все сферы общественной жизни.
В 2021 году можно выделить следующие угрозы на пути цифровизации России, расположенные в порядке убывания их влияния:
также способствует повышению эффективности производства и продажи товаров.
Рассматривая положение России в системе цифровых технологий в мировом масштабе, следует отметить, что по наиболее востребованному индексу The Global Innovation Index (GII) (Глобальный инновационный индекс) в 2020 году Россия заняла 47 место из 131 страны и продемонстрировала более высокие показатели по вложениям в инновации. Индекс GII ранжирует мировые экономики в соответствии с их инновационными возможностями и измеряет инновации на основе 7 критериев, включающих институты (политическая среда, нормативно-правовая база, бизнес среда), человеческий капитал и исследования (образование, исследования и разработки (НИОКР)), инфраструктуру, рынок (инвестиции, кредит, торговля), разработки, знания и творческие результаты (нематериальные активы, креативные товары и услуги, интернет-творчество). GII имеет два субиндекса: субиндекс затрат инноваций и субиндекс результатов инноваций. РФ занимает 42-е место по вкладу в инновации, по результатам инновационной деятельности РФ занимает 58-е место. Стоит отметить, что финансирование инновационных процессов является очень важным этапом в процессе развития цифровой экономики. Россия входит во вторую категорию с размером финансирования более 15 000$. На основе анализа индекса GII можно выделить сильные и слабые стороны России (таблица 1).
Таблица 1.
1. С0УГО-19. Наиболее масштабной и глобальной угрозой для цифровой экономики стала ко-ронавирусная инфекция. На данный момент ограничительные меры только начали ослабляться, при этом опасения по поводу последующих волн нарастания пандемии остаются высокими. Коронакризис поразил инновационную среду в то время, когда инновации только начали процветать, а финансирование цифровых технологий заняло серьезную позицию в расхо-
Сильные и слабые стороны России по индексу GII [9]
Сильные стороны: Слабые стороны
Человеческий капитал и исследования (30 место): страна демонстрирует сильные стороны в подкомпоненте высшего образования (17 место), в частности за счет большого количество учащихся в высших учебных заведениях и выпускников факультетов естественных и технических наук. Институты (71 место). Слабые места обнаруживаются в показателях контроля и разработки нормативно-правовых актов
Рынок (55 место): РФ демонстрирует сильные стороны в подкомпоненте торговля, конкуренция и масштаб рынка (18 место). Масштаб рынка соотносится с ВВП, а также учитывает способность экономики страны внедрять и тестировать инновации на рынке Инфраструктура (60 место). Выявлены слабые места в отношении экологической составляющей инновационного процесса, безопасности технологий для окружающей среды
Бизнес-процессы (42 место): страна показывает сильные стороны по индикатору наукоемкая занятость (18 место) Рынок (55 место). Индикатор показывает слабые места в подразделе «Инвестиции»
Результаты в области знаний и технологий (50 место). Этот компонент охватывает результаты изобретений и/или инноваций в технологической сфере Творческие результаты (60 место). Слабые места в показателях «национальные художественные фильмы», а также «печать» и другие СМИ
дах бюджета государства. В то же время пандемия в очередной раз стала свидетельством необходимости цифровизации экономики, поскольку в условиях самоизоляции увеличилась степень использования цифровых технологий. Например, повысился спрос на использование сервисов для организации удаленной работы, значительно выросло количество скачи-ваний таких программ, как Skype, Zoom, Microsoft Teams и т.д. Повысился интерес к деятельности самих компаний, а не только к их продуктам, об этом свидетельствует возросшая активность покупки акций на бирже. Также увеличились объемы электронных продаж. Например, онлайн-ритейлер Amazon нанял дополнительно 75 тыс. работников ввиду значительного увеличения заказов [8, с. 3 - 4].
Для смягчения возможных негативных тенденций, правительства стран создают пакеты экстренной помощи, направленные на предотвращение краткосрочного и среднесрочного ущерба. Непосредственное внимание уделяется поддержке бизнеса посредством установления более лояльных условий для кредита, налоговых каникул и т.д. Также была выделена крупная сумма на финансирование вакцины. Естественно, что государства в первую очередь заботятся о благополучии граждан и уделяют особое внимание их здоровью. Проблема заключается в том, что меры по оказанию чрезвычайной помощи не направлены на финансирование инноваций. Можно заключить, что пандемия ускорила цифровизацию экономики, но в то же время замедлила финансирование новых инновационных проектов. Поэтому дать однозначную оценку этому фактору не представляется возможным.
2. Рост масштабов преступности и мошенничества. Чем шире становятся границы использования новых технологий, тем больше злоумышленников пытается похитить конфиденциальные данные, установить вредоносное ПО, осуществить финансовые махинации и многое другое. Коронавирусная инфекция только расширила возможности мошенников. В частности, в марте 2020 года Интерпол координировал глобальную операцию, нацеленную на отслеживание онлайн-продаж фальсифицированных лекарств и медицинских товаров. Как следствие, было изъято более 34 000 подобных продуктов [10]. В России на долю мошенничества в структуре преступности в 2020 году приходилось 16,4%. Интересен факт, согласно которому массив преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий с 2015 по 2019 год увеличился в 6 раз, с 43,8 тыс. до 294,4 тыс., соответственно. Более того, их число продолжает возрастать с каждым годом по мере развития технологий. За 2020 год количество рассматриваемых финансовых преступлений увеличилось на 73,4% (510,4 тыс. преступлений), в т.ч. за счет роста мошенничества с помощью сети «Интернет» -на 91,3% (300,3 тыс.) и мобильной связи - на 88,3% (218,7 тыс.). При этом мошенничество в сфере банковских услуг, а именно с использованием пластиковых карт, увеличилось на рекордное значение -453,1% и составило 190,2 тыс. [3].
Таким образом, активизация преступности препятствует развитию новых технологий. Тем не
менее, правительства и разработчики программ стараются направить все силы, чтобы остановить развитие киберпреступлений.
3. Проблема обеспечения доверия граждан к цифровой среде. Для освоения новых технологий недостаточно проработать лишь их теоретическую составляющую. Гораздо более сложным в этом направлении видом деятельности является внедрение новых технологий в жизнь общества. Из-за мошенничества и преступности население относится скептически к новым технологиям, что достаточно сильно препятствует процессу цифровизации.
4. Отставание в развитии конкурентоспособных цифровых технологий, а также недостаточность высококвалифицированных кадров для обеспечения развития технологий, в т. ч. обеспечения информационной безопасности пользователей.
Так по Глобальному индексу кибербезопасно-сти (вС1) - измеряет рейтинг стран по уровню подверженности киберугрозам - Россия в 2020 году заняла 44 позицию со значением индекса - 0,528. Для сравнения первые позиции заняли: Финляндия (вС1 -0,110), Дания (вС1 - 0,117) и Люксембург (вС1 -0,124). Это свидетельствует о том, что существует потенциал для роста данного показателя [2].
5. Идентификация. Данное препятствие связано со сложностью разработки точных программ, позволяющих идентифицировать пользователя. Такая разработка подлежит дальнейшему изучению и совершенствованию, поскольку это напрямую влияет на безопасность осуществления финансовых переводов и совершения сделок в режиме онлайн.
В связи с наличием достаточного количества препятствий для цифровизации сфер общественной жизни, можно выдвинуть следующие рекомендации для их решения:
1. Как только ситуация с пандемией стабилизируется и будет подконтрольна государству, крайне важно, чтобы поддержка инноваций вышла за рамки сектора здравоохранения, так, государственные расходы на инновации должны компенсировать любое сокращение финансирования инноваций частным сектором. Необходимо также следить за воздействием СОУГО-19 на научные и инновационные системы. При этом одним из положительных моментов в данном вопросе является международное сотрудничество в науке для изобретения вакцины.
2. Необходимо проводить различные мероприятия по повышению цифровой грамотности населения. Это могут быть телевизионные передачи, конференции, курсы по обучению новым технологиям. В школах и университетах можно ввести специальный предмет по изучению нововведений, полученных в процессе цифровизации.
3. Совершенствование законодательной базы. В связи с этим важен многоаспектный анализ существующих тенденций. Поскольку масштабы цифровых технологий разрастаются стремительно, можно предположить, что в скором времени они заменят многие привычные процессы. Так, предлагается разработать законы, касающиеся
идентификации граждан для обеспечения безопасности проведения финансовых операций. Также можно полностью заменить все виды документов на электронные, что значительно сократит издержки на выплату заработной платы, осуществляющих выдачу документов, а также на ресурсы, необходимые для их изготовления. Необходимо усилить контроль над объектами интеллектуальной собственности и сохранности конфиденциальной информации для пользователей сети. В связи с этим, должны быть разработаны меры ответственности за кибератаки в сетях, но прежде важно усовершенствовать систему виртуального поиска злоумышленников, поскольку методики расследования инновационных преступлений не разработаны в должном объеме. Особое внимание стоит уделить онлайн-продажам, т.к. существует множество способов для обмана клиентов в этой области.
4. Необходимо стимулировать конкуренцию в области разработки инновационных технологий для получения максимального эффекта от их деятельности. Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что за развитием цифровой экономики стоит не только будущее России, но и всего мира. Цифровизация дает беспрецедентные возможности и в то же время несет определенные риски и препятствия, которые необходимо преодолеть для повышения конкурентоспособности страны на международной арене. Измерение
цифровой экономики имеет ряд трудностей. Во-первых, нет общепринятого определения цифровой экономики, следовательно, в результате варьирования трактовок данного явления могут меняться и методы расчета. Во-вторых, как таковая достоверная статистика отсутствует. Тем не менее, ввиду возрастания значимости и масштабов применения цифровых технологий, деятельность по разработке таких показателей активизировалась. Также стоит отметить, что каждый кризис приносит не только негативные моменты, но и возможности для нововведений. Одним из побочных эффектов текущего кризиса было стимулирование инновационных решений для поддержания здоровья граждан, а также возрастание роли таких областей, как удаленная работа, дистанционное обучение, электронная коммерция и др. Вероятно, это послужит толчком для дальнейшей работы над разработкой и внедрением цифровых технологий.
Таким образом, цифровые технологии - это качественно новый уровень развития общества, предсказать влияние которого на данный момент достаточно сложно. Тем не менее, оценивая масштабы мировой экономики, можно заключить, что страны должны стремиться к сокращению цифрового разрыва, укреплению взаимодействия между собой для комплексного изучения новой тенденции и ее эффективного внедрения в экономическую и социальную сферы жизнедеятельности общества
Библиографический список
1. Российская Федерация. Президент (В. В. Путин). О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. №474 I Российская Федерация. Президент (В. В. Путин). - Текст : электронный. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения 15.04.2021)
2. Глобальный индекс кибербезопасности. - Текст : электронный II Международный союз электросвязи (ITU) : сайт. - 2021. - URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Cybersecurity/Pages/global-cybersecurity-index.aspx (дата обращения 15.04.2021).
3. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2020 года. - Текст : электронный II МВД России : официальный сайт. - 2021. - URL: https:IIмвд.рфIreports/item/22678184/ (дата обращения 15.04.2021).
4. Правительство Российской Федерации : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http:IIgovernment.ru (дата обращения: 15.04.2021). - Текст : электронный.
5. Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 15.04.2021). - Текст : электронный.
6. Центральный Банк Российской Федерации : официальный сайт. - Москва. - URL: https://cbr.ru/ (дата обращения 15.04.2021). - Текст : электронный.
7. Цифровая экономика: 2020 : краткий статистический сборник I Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 112 с. - Текст : электронный. - URL: https:IIissek.hse.ru/mirrorIpubsIshareI323871553 (дата обращения 15.04.2021)
8. Цифровые технологии и кибербезопасность в контексте распространения COVID-19 : дайджест I Департамент международного и регионального сотрудничества СП РФ, 2020. - Текст : электронный. - URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-digital.pdf (дата обращения 15.04.2021).
9. Global Innovation Index : сайт / Global Innovation Index. - URL: https://www.globalinnovationindex.org/home (дата обращения 15.04.2021). - Режим доступа: свободный. - Текст : электронный.
10. Fake medicines can be counterfeit, contaminated or mislabelled. Don't take the chance. - Text: electronic // Interpol : official site. - 2021. - URL: https://www.interpol.int/en/Crimes/Illicit-goods/Shop-safely/Fake-medicines (дата обращения 15.04.2021).
References
1. Rossijskaja Federacija. Prezident (V. V. Putin). O nacional'nyh celjah razvitija Rossijskoj Federacii naperiod do 2030 goda [On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030]: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020g. №474 / Rossijskaja Federacija. Prezident (V.V. Putin). - Tekst: jelektronnyj. -URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (data obrashhenija 15.04.2021).
2. Global'nyj indeks kiberbezopasnosti [Global Cybersecurity Index]. - Tekst : elektronnyj // Mezhdunarodnyj soyuz elektrosvyazi (ITU) : sajt. - 2021. - URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Cybersecurity/Pages/global-cybersecurity-index.aspx (data obrashhenija 15.04.2021)
3. Kratkaya harakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federacii za yanvar' - dekabr' 2020 goda. -Tekst : elektronnyj // MVD Rossii : oficial'nyj sajt. - 2021. - URL: https://MBg.p$/reports/item/22678184/ (data obrashhenija 15.04.2021)
4. Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii : oficial'nyj sajt. - Moskva. - Obnovlyaetsya v techenie sutok. - URL: http://government.ru (data obrashhenija 15.04.2021). - Tekst : elektronnyj.
5. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki : oficial'nyj sajt. - Moskva. - Obnovlyaetsya v techenie sutok. - URL: https://rosstat.gov.ru/ (data obrashhenija 15.04.2021). - Tekst : elektronnyj.
6. Central'nyj Bank Rossijskoj Federacii : oficial'nyj sajt. - Moskva. - URL: https://cbr.ru/ (data obrashhenija 15.04.2021). - Tekst : elektronnyj.
7. Cifrovaya ekonomika: 2020 : kratkij statisticheskij sbornik [Digital economy: 2020] / G. I. Abdrahmanova, K. O. Vishnevskij, L. M. Gohberg i dr.; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - M.: NIU VSHE, 2020. - 112 s. - Tekst : elektronnyj. - (data obrashhenija 15.04.2021).
8. Cifrovye tekhnologii i kiberbezopasnost' v kontekste rasprostraneniya COVID-19 : dajdzhest [Digital technologies and cybersecurity in the context of the spread of COVID-19] / Departament mezhdunarodnogo i regional'nogo sotrudnichestva SP RF, 2020. - Tekst : elektronnyj. - URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-digital.pdf (data obrashhenija 15.04.2021).
9. Global Innovation Index : site / Global Innovation Index. - URL: https://www.globalinnovationindex.org/home (data obrashcheniya 15.04.2021). - Rezhim dostupa: svobodnyj. - Tekst : elektronnyj.
10. Fake medicines can be counterfeit, contaminated or mislabelled. Don't take the chance. - Text: electronic // Interpol : official site. - 2021. - URL: https://www.interpol.int/en/Crimes/Illicit-goods/Shop-safely/Fake-medicines (data obrashcheniya 15.04.2021).
DIGITALIZATION TRENDS OF RUSSIAN ECONOMY Olesya B. Ivanenko
Doctor of Philosophy (Economics), Associate professor, Financial University under the Government of the
Russian Federation, Omsk Branch
Alena O. Stepanova
student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Omsk Branch
Alexandr I. Kovalev,
Leading Researcher, Financial University under the Government of the Russian Federation, Omsk Branch
Abstract. The article examines and evaluates the impact of digitalization on the modern economy. The relevance of the study is dictated by the "digitization" of all spheres of public life, as well as the versatility of the opportunities that the development of the digital environment provides. The aim of the work is to study the main trends in the development of digitalization and the digital economy, identify the features of the digitalization process in Russia, assess its effectiveness, as well as search for problems in this area and ways to solve them. The methods used include the analysis of literature sources in the field of the digital economy and digital technologies, generalization and systematization of the information received, as well as the study of the development of the digital environment in Russia in practice. The result of the developed methodology is the identification of obstacles to the development of digitalization, as well as the development of recommendations for overcoming them. The results obtained can be applied by organizations, specialists in the field of digital technologies, as well as by government authorities and other economic entities interested in the introduction of innovations in order to optimize the existing conditions for doing business, increase the country's competitiveness in the international arena, etc. that digitalization plays a key role in the development of the economies of the countries of the world, including in Russia. In view of the novelty of this direction, there is great potential for improving technologies and their competent implementation in various processes taking place in society. In addition, digitalization helps to reduce the digital divide between states, thereby strengthening their interaction and interdependence.
Keywords: digitalization, digital economy, Global Innovation Index, Global Cybersecurity Index, COVID-19, GDP, business activity.
Сведения об авторах:
Иваненко Олеся Борисовна - кандидат экономических наук, доцент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Омский филиал) (644099, Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская, д.6, e-mail: [email protected]).
Степанова Алёна Олеговна - студентка ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Омский филиал) (644099, Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская, д.6, email: [email protected]).
Ковалев Александр Иванович - доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Омский филиал) (644099, Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская, д.6, e-mail: [email protected]).
Статья поступила в редакцию 19.04.2021г.