Ezhov Dmitriy Aleksandrovich TRENDS OF TRANSFORMATION ..
political sciences
УДК 324
ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ЗАПАДНЫХ ДЕМОКРАТИЯХ
© 2018
Ежов Дмитрий Александрович, кандидат политических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра политологических исследований Департамента политологии Финансовый университет при Правительстве РФ (125993, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 49, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье обобщаются и анализируются современные тенденции трансформации электоральных предпочтений в западных демократиях. Опираясь в методологическом отношении на компаративный подход, автор обращается к американской и европейской электоральной практике, уделяя при этом отдельное внимание итогам голосования по вопросу выхода Великобритании из состава ЕС (Брекзит) и результатам выборов Президента США в 2016 году. Данные примеры выделяются и сопоставляются, исходя из таких факторов, как международно-политическая значимость и демонстрация кризиса традиционных электоральных ценностей. Выводы исследования основываются на гипотезе, построенной на предположении, что имеющая место быть содержательная трансформация электоральных предпочтений западного общества характеризуется смещением избирателями акцентов с традиционных ценностей на предлагаемую в электоральном дискурсе альтернативу, восходящую к идеям популизма и ев-роскептицизма. В статье особо подчеркивается стремление западного электората к пересмотру основ устоявшейся системы, выраженное в переформатировании структуры традиционных электоральных предпочтений, склонности к внесистемности и популизму при волеизъявлении. Согласно авторской концепции, его следует рассматривать в качестве реакции на совокупность внутренних проблем (экономические неурядицы, миграционный кризис, потенциальное понимание пути развития как тупикового и т.д.) и внешнего конфронтационного фона.
Ключевые слова: выборы, референдум, Брекзит, феномен Трампа, электоральные предпочтения, западные демократии, евроскептицизм, популизм, волеизъявление, компаративный подход, теория рационального выбора, кризис традиционных ценностей.
TRENDS OF TRANSFORMATION OF ELECTORAL PREFERENCES IN WESTERN DEMOCRACIES
© 2018
Ezhov Dmitriy Aleksandrovich, candidate of political sciences, associate professor, senior researcher of the Centre for Political Studies of the Political Science Department Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Russia, Moscow, Leningradsky ave, 49, e-mail: [email protected])
Abstract. The article summarizes and analyzes current trends in the transformation of electoral preferences in Western democracies. Based as the methodology on the comparative approach, the author refers to American and European electoral practice, paying particular attention to the results of the vote on the issue of Britain's exit from the EU (Brexit) and the results of the US presidential election in 2016. These examples are highlighted and compared, based on factors such as international political significance and the demonstration of the crisis of traditional electoral values. The conclusions of the study are based on a hypothesis based on the assumption that the substantial transformation of the electoral preferences of Western society should be characterized by the shift of the accents from traditional values to the electoral alternative proposed in the electoral discourse, which goes back to the ideas of populism and Euroscepticism. The article highlights the desire of the Western electorate to review the foundations of the established system, expressed in the reformatting of the structure of traditional electoral preferences, propensity to extra-systemic and populism at will. According to the author's concept, it should be viewed as a reaction to a set of internal problems (economic turmoil, migration crisis, potential understanding of the path of development as a deadlock, etc.) and an external confrontational background.
Keywords: elections, referendum, Brexit, The Donald Trump Phenomenon, electoral preferences, Western democracies, Euroscepticism, populism, will, comparative approach, the theory of rational choice, the crisis of traditional values.
Ход избирательных кампаний, а также непосредственные результаты выборов и референдумов, прошедших в течение 2016-2017 годов в США и государствах ЕС актуализируют проблему трансформации электоральных предпочтений западного общества. Сегодня демократические процедуры в современном мире становятся непосредственными индикаторами усталости избирателей от проводимого политического курса, очевидным запросом на качественные изменения. Целью настоящей статьи является выявление тенденций, характеризующих течение и результативность электоральных процессов в современных западных демократиях. Поставленная цель достигается посредством обобщения и анализа политических итогов выборов и референдумов в США и государствах ЕС. В методологическом отношении автор опирается на компаративный подход.
Совокупность событий, представляющая для нас исследовательский интерес, непосредственно включает в себя референдум в Великобритании по вопросу выхода из Евросоюза (Вгехй) и победу Дональда Трампа на выборах Президента США. Учитывая сопоставимую международно-политическую значимость указанных событий с точки зрения их существенного влияния на политическую картину мира, мы склонны согласиться с имеющейся в новейшей научной литературе позицией, подразумевающей условную идентификацию данных
событий как «Брекзит-1» и «Брекзит-2» [1]. В действительности, и результаты референдума о выходе из состава ЕС в Великобритании, и победа Д. Трампа на выборах в США стали в определенном смысле «внесистемными» решениями, продемонстрировавшими кризис традиционных электоральных ценностей. И в том, и в другом случаях нашел отражение запрос на содержательные изменения политического курса, прозвучавший от лица рядовых избирателей. Основываясь на выдвинутом предположении, мы склонны рассматривать основополагающее значение совокупности в виде «Брекзит-1» и «Брекзит-2» в качестве отправной точки, послужившей для географического распространения трансформации электоральных предпочтений западного общества, характеризующейся смещением избирателями акцентов с традиционных ценностей на предлагаемую в электоральном дискурсе альтернативу, восходящую преимущественно к популизму, а также идеям евроскептициз-ма.
Экспансия трансформации электоральных предпочтений по территории коллективного Запада может рассматриваться в качестве устойчивой тенденции. В рамках актуализации рассматриваемого тренда приоритетное значение имеет не столько победа на выборах того или иного кандидата либо партии, сколько факт существенного изменения соотношения электоральных пред-
308
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)
политические науки
Ежов Дмитрий Александрович ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ...
почтении граждан того или иного государства, вызванный коренным изменением ценностных ориентиров, ставшим следствием запроса на изменения принципиального характера во внутренней политике и внешнеполитической деятельности западных демократий. По этой причине мы склонны также рассматривать в данном контексте выборы в ряде европейских государств. Так, характерными примерами являются победы сторонников евроскептицизма на выборах глав Болгарии и Молдавии в ноябре 2016 года; направление внутриполитической борьбы накануне президентских выборов во Франции, состоявшихся в апреле 2017 года. Последнее характеризуется выдвижением на главенствующие роли политических деятелей, видящих в основе своих предвыборных стратегий курс, ориентированный на конструирование прагматичной модели международной политики, содержательно построенной на идее отказа от тотальной европеизации западной части мира, географически тяготеющей к соответствующему континенту.
Таким образом, происходящие в западных демократиях политические изменения являются фактическим отражением законного волеизъявления граждан. Ниже представляется обоснованным обратиться к анализу соответствующих событий в контексте заявленных цели и задач.
Референдум в Великобритании о членстве в ЕС прошел 23 июня 2016 года и завершился победой евроскеп-тиков. Особенность Вгехк как референдума в том, что в данном случае пришедшие на него граждане выбирали не только свою судьбу и судьбу своей страны, а без преувеличения - будущее миропорядка. Результат в 51,9% голосов - за выход Великобритании из ЕС в противовес 48,1% голосов - против - при явке в 72% от общего зарегистрированного числа избирателей продемонстрировал фактический раскол британского общества на два лагеря. Был ли ожидаемым получившийся результат? Несмотря на оптимистические ожидания сторонников интеграции, был, и вполне очевидным. Референдум, как и выборы, предполагает альтернативу, а реальные обстоятельства в виде усиления негативных настроений части потенциального электората в связи нарастающим миграционным кризисом, иными факторами, в том числе, экономического характера, на фоне актуализации системных дефектов, заложенных в основу функционирования ЕС, привели к поляризации предпочтений избирателей.
Первостепенное значение в формировании электоральных предпочтений, доминирование которых привело к восторжествованию идеи евроскептицизма, большинство ученых склонно видеть концентрацию экономических катаклизмов на европейском пространстве, крупнейшие из которых - мировой финансовый кризис (2008-2009 гг.) и долговой кризис в еврозоне (20112013 гг.) [2, с. 162]. На этом фоне невольно вспоминается экономическая теория демократии Э. Даунса [3]: Великобритания, являясь, мягко говоря, не самой бедной страной в ЕС, фактически, в ущерб национальным интересам субсидировала посредством финансирования ЕС европейские государства со сравнительно более низким уровнем экономического благополучия. Очевидно, что отчасти этим постулатом и руководствовались сторонники выхода Великобритании из ЕС на референдуме, принимая решение рационально, и рассчитывая улучшить свое положение в экономическом смысле и, что самое главное, заявить на уровне референдума как демократической процедуры путем реализации права голоса о том, что в обществе созрел запрос на изменения.
Если же посмотреть на поднятую проблему более широко, мы увидим, что результат Вгехй - это всего лишь начало. Собственно, Вгехй спровоцировал рост динамики центробежных настроений в ареале стран ЕС, создав определенный прецедент, ставший перспективным ориентиром для других государств. Примечательно, что до этого в пределах объединенной Европы наблюда-
лись прямо противоположные тренды - центростремительные [4, с. 74]. Важным в этой связи является осознание роли ЕС в современном мире, которую сложно преуменьшить в процессе складывания нового мирового порядка. Вопрос в том, будет ли одним из полюсов формирующегося мирового порядка Единая Европа, или отдельные, наиболее сильные европейские государства. Несмотря на появляющиеся сценарии реконструкции ЕС [5], такой сценарий развития событий представляется мало реалистичным, по крайней мере, в обозримой перспективе.
Фактически через 4,5 месяца после Вгехй мир настигло новое электоральное потрясение - на выборах Президента США победил Д. Трамп. Победа Д. Трампа на президентских выборах является порождением и, в то же время, следствием известного парадокса двухступенчатой американской избирательной системы, предполагающей не только всенародное голосование, но и голосование коллегии выборщиков. Примечательно, что в истории США Д. Трамп стал пятым президентом, набравшим меньшее количество голосов избирателей, но при этом победившим в результате голосования коллегии выборщиков (Ранее подобные случаи были зафиксированы в 1824, 1876, 1888, 2000 гг.). Примечательно, что и в случае Вгехй, и в случае с избранием Д. Трампа, избиратели своими голосами продемонстрировали трансформацию ценностных ориентиров, масштаб которой трудно переоценить, поскольку она формирует условия для изменений мирового масштаба, так как в первом случае речь идет о судьбе Единой Европы, а в другом
- о пути одного из крупнейших государств мира, претендующего на роль глобального лидера. И в случае Д. Трампа не так важно, что общее количество голосов, отданных за него в рамках всенародного голосования, меньше, чем за его оппонента - Х. Клинтон. Д. Трамп
- кандидат несистемный, и в течение практически всей избирательной кампании сталкивался с явным противодействием американского истеблишмента. Не исключено, что в случае если бы этого противодействия не было, или оно было бы минимизировано, результат кандидата в Президенты США Д. Трампа на выборах мог бы быть еще более уверенным, чем есть по факту.
Д. Трамп оказался интересен избирателям в условиях усталости от относительной предсказуемости его предшественника на посту Б. Обамы. На фоне Х. Клинтон он выглядел более простым и понятным, именно тем лицом, которое соответствует потребностям и ожиданиям рядового избирателя [6], или другими словами, отвечает сложившемуся архетипу. По большому счету, «феномена Трампа», о котором активно пытаются рассуждать в экспертном сообществе, как такового не существует, потому что нет ничего феноменального в том, что главой государства становится человек, транслирующий во время предвыборной кампании то, что хотят услышать избиратели. Выбрав Трампа, рядовые американцы реализовали созревший у них запрос на изменения. Трамп, в отличие от своего оппонента, апеллировал преимущественно к внутриполитической повестке дня (для примера можно привести нашумевший проект ликвидации программы ОЬатасаге или идею уменьшения налогов для представителей среднего класса и бизнеса путем снижения максимальной ставки подоходного налога с 39% до 33%); делал в своих программных заявлениях акцент на приоритете обеспечения национального суверенитета США (для примера приведем идею строительства стены на границе с Мексикой). Внешнеполитическая повестка при этом была хотя и второстепенной, но выглядела контрастной по сравнению с позицией основного оппонента в лице Х. Клинтон (налаживание отношений с Россией).
Другой вопрос в том, что, как именно реализовать все сделанные во время предвыборной кампании обещания, (ставший впоследствии президентом) кандидат Д. Трамп не знал, и, по всей вероятности, не представляет этого до конца и во время нахождения у власти.
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1(22)
309
Ezhov Dmitriy Aleksandrovich political
TRENDS OF TRANSFORMATION ... sciences
Подобное явление называется популизмом, и свидетелями его актуального варианта, лежащего в основе так называемого условного «феномена Трампа», сегодня становится весь мир. При этом пример Д. Трампа среди представителей власти не исключителен. Так, в результате прихода к власти в Великобритании консервативного кабинета Т. Мэй вследствие парламентских выборов в июне 2016 года, пост Министра иностранных дел занял Б. Джонсон, отличавшийся (и до сих пор отличающийся) довольно неоднозначными заявлениями.
Дальнейшие шаги Д. Трампа на посту Президента США представляются мало прогнозируемыми, равно как и тактика поведения членов Правительства Великобритании после Вгехй. Очевидным остается факт, что в обоих случаях избирателями сделана заявка на пересмотр устоев, цементировавших стабильность в эволюции современных западных демократий. В оценке итогов преобразований в Европе и США мы склонны разделить точку зрения А. Громыко, говорящего о «разновидности нового популизма, отражающего во многом настроения опорного электората общества благосостояния, сложившегося во второй половине XX века в развитых индустриальных, а затем и постиндустриальных государствах». На фоне определения популизма в качестве «новой нормальности в развитии партийно-политических систем», он подчеркивает, что «прогрессировавшая все последние годы дифференциация в доходах западного среднего класса, расслоение, обеднение его нижних слоев находит теперь выражение в грозных для традиционных моделей развития феноменов брекзита, трампизма, в разрушении «заливочных форм» политического процесса в европейских странах и США» [7, а 9].
Таким образом, получается, что европейский и американский электорат, вследствие ожидания лучшего (в качестве рефлексии теории рационального выбора) и, ориентируясь на красивые предвыборные речи, выбирает неизвестность, демонстрируя тем самым явную трансформацию традиционных электоральных предпочтений. В то же время, мотивом к поиску альтернатив является объективно существующий запрос на изменения, воплощаемый вследствие свободного волеизъявления на выборах и референдумах. Симптоматичными в этом смысле являются результаты выборов в ряде европейских государств. Так, например, в 2016 году в первом туре выборов Президента Австрии одержал победу представитель Австрийской партии свободы Н. Хофер; в 2017 году на выборах Президента Франции при подсчете голосов избирателей практически вплотную к лидеру гонки Э. Макрону подошла лидер Национального фронта М. Ле Пен. Особенно символичным является прохождение в Бундестаг Германии ультраправой партии «Альтернатива для Германии» в результате парламентских выборов 2017 года. Таким образом, можно уверенно говорить об увеличении в европейских государствах электорального потенциала политических сил, являющихся проводниками национализма и евроскептицизма. Зачастую представители этих сил делают популистские заявления, абсолютизируя популистскую риторику.
В заключении можно сделать вывод, что стремление западного электората к пересмотру основ устоявшейся системы, выраженное в переформатировании структуры традиционных электоральных предпочтений, склонности к внесистемности и популизму при волеизъявлении, следует рассматривать в качестве реакции на совокупность внутренних проблем (экономические неурядицы, миграционный кризис, потенциальное понимание пути развития как тупикового и т.д.) и внешнего конфрон-тационного фона. Само наличие подобных тенденций с учетом перспективы дальнейшей территориальной экспансии является сигналом для традиционных политических сил западных демократий, указывающим на очевидную необходимость смены тактики действий в приближенном к объективной международной реальности конструктивном русле. 310
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ананьева Е.В., Каневский П.С. Брекзит-1 и Брек-зит-2: Британия и США меняют парадигму? М., 2016. 72 с.
2. Морозова Е.Г., Фалина А.С. Брексит как новая реальность Европы: мнения и оценки экспертов // Власть. 2017. №4. С. 160-170.
3. Downs A. An Economic Theory of Democracy. New York, 1957. 310 p.
4. Дронова С.Ю. Центробежные тенденции в Великобритании и Испании в контексте Brexit // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. №1. С. 73-79.
5. Blockmans S., Emerson M. The Impact of Brexit on the UK and the EU // Europian neighborhood watch. 2016. №126. Р. 1-2.
6. Гасанов И.Б. О победе Дональда Трампа, или Почему «город» и «деревня» голосуют по-разному // Гражданин. Выборы. Власть. 2016. C. 191-198.
7. Громыко А.А. «Новый популизм» и становление постбиполярного мирового порядка // Современная Европа. 2016. №6(72). С.5-10.
Статья поступила в редакцию 01.02.2018
Статья принята к публикации 24.03.2018
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)