Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РЕШЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ'

ТЕНДЕНЦИИ РЕШЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
488
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ / ДЕФИЦИТ КАДРОВ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВЫПЛАТЫ / СТРАХОВЫЕ ГАРАНТИИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лебедева И.С., Лебедев П.В.

С момента введения в России ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), государство на протяжении всего периода принимает необходимые меры поддержки граждан и бизнеса. Меры поддержки также были разработаны и для специалистов отрасли здравоохранения, работающих с COVID-19. Изменения коснулись системы медицинского образования и начала трудовой деятельности. Утратили силу ряд ранее действовавших нормативно-правовых актов. Принят новый приказ, касающийся аккредитации специалистов (№1081н). Однако остается актуальной проблема нехватки врачей и среднего медицинского персонала. Кадровый дефицит оказывает негативное воздействие на функционирование как отдельного учреждения, так и всей отрасли. Принятые меры по привлечению врачебных кадров в амбулаторно поликлиническое звено за счет изменения этапности подготовки специалистов и возможности работы участковым терапевтом при получении первичной аккредитации дали положительный результат - численность врачей терапевтического профиля в 2020 г. составила 24,6 % от численности врачей всех специальностей, однако дефицит терапевтов все еще остается. Ключевыми проблемами нехватки кадров являются: низкая оплата труда у молодых специалистов, длительный период обучения специалистов, слабая материально-техническая база лечебных учреждений и др. Для сохранения положительных тенденций вместе с увеличением числа подготавливаемых специалистов необходимо совершенствовать систему стимулирования трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение социально-психологических методов мотивации. Важно не только применять методы морального и материального стимулирования, но и учитывать мировой опыт и рекомендации ВОЗ по инвестициям в создание рабочих мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN SOLVING STAFF PROBLEMS IN HEALTH CARE

Since the introduction of restrictive measures in Russia related to the spread of a new coronavirus infection (COVID-19), the state has been taking the necessary measures to support citizens and businesses throughout the entire period. Support measures have also been developed for healthcare professionals working with COVID-19. The changes affected the system of medical education and the beginning of labor activity. A number of previously existing normative-legal acts have become invalid. A new order has been adopted regarding the accreditation of specialists (No. 1081n). However, the problem of shortage of doctors and paramedical personnel remains relevant. The shortage of personnel has a negative impact on the functioning of both an individual institution and the entire industry. The measures taken to attract medical personnel to the outpatient polyclinic link by changing the stages of training specialists and the possibility of working as a district therapist upon obtaining primary accreditation gave a positive result - the number of therapeutic doctors in 2020 amounted to 24.6 % of the number of doctors of all specialties, however, there is a shortage there are still therapists. The key problems of shortage of personnel are: low wages for young professionals, a long period of training for specialists, a weak material and technical base of medical institutions, etc. To maintain positive trends, along with an increase in the number of trained specialists, it is necessary to improve the system of stimulating labor activity. Under these conditions, the importance of socio-psychological methods of motivation increases. It is important not only to apply methods of moral and material incentives, but also to take into account world experience and WHO recommendations on investment in job creation.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РЕШЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

industry development // Economics: yesterday, today, tomorrow. - 2016. - No. 9. - S. 116-128.

4. Keilin, I.A. Electricity market in Russia: features of formation, current assessment and development prospects // Education and Law. 2021. №4. pp. 338-344.

5. Makarov, O. A. Analysis of the problems of the modern electric power industry and strategic ways of their solution in accordance with the concept of the Energy Strategy until 2035 / O. A. Makarov, E. A. Barbashina // Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies. - 2016. -No. 2 (68). - S. 366-373. - DOI 10.20914/2310-1202-2016-2-366-373.

6. Novikova, O. V. Evaluation of the effectiveness of state programs for the renewal of fixed assets in the energy sector / O. V. Novikova, Yu. V. Ortikova // National interests: priorities and security. -2021. - T. 17. - No. 3 (396). - S. 538-555. - DOI 10.24891/ni.17.3.538.

7. Tsypin, A. P. Statistical analysis of the consequences of reforms in the electric power industry of Russia / A. P. Tsypin, A. A. Saparova // Science Journal Internet Journal. - 2017. - T. 9. - No. 2. - P. 53.

8. Shentsev, I. O. Problems and prospects for the development of the electric power industry in Russia / I. O. Shentsev, D. O. Shentseva // Youth and the XXI century - 2015: materials of the V International Youth Scientific Conference: in 3 volumes, Kursk , February 26-27, 2015 / Managing editor: Gorokhov A.A.

9. Decree of the Government of the Russian Federation of February 22, 2008 No. 215-r - On the approval of the General Scheme for locating electric power facilities until 2020.

10.Decree of the Government of the Russian Federation dated June 9, 2017 No. 1209-r - General layout of electric power facilities until 2035.

11.Decree of the Government of the Russian Federation of November 25, 2021 No. 3320-r - On Amendments to the Decree of the Government of the Russian Federation of June 9, 2017 N 1209-r.

12.System operator of the Unified Energy System - Reports on the functioning of the UES [electronic resource]. - Access mode: https://www.so-ups.ru/functioning/tech-disc/tech-disc-ups/ (date of visit: 02/07/2022).

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-151-159

И.С. Лебедева - к.э.н., доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины, ФГБОУ ВО КубГМУ, kinnas@mail.ru,

I.S. Lebedeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of public health, healthcare and history of medicine, Kuban State Medical University;

П.В. Лебедев - к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФПК и ППС, ФГБОУ ВО КубГМУ, pavel.lebedev@inbox.ru,

P.V. Lebedev - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of infectious diseases and epidemiology FAS and PTS, Kuban State Medical University.

ТЕНДЕНЦИИ РЕШЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ TRENDS IN SOLVING STAFF PROBLEMS IN HEALTH CARE

Аннотация. С момента введения в России ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), государство на протяжении всего периода принимает необходимые меры поддержки граждан и бизнеса. Меры поддержки также были разработаны и для специалистов отрасли здравоохранения, работающих с COVID-19. Изменения коснулись системы медицинского образования и начала трудовой деятельности. Утратили силу ряд ранее действовавших нормативно-правовых актов. Принят новый приказ, касающийся аккредитации специалистов (№1081н). Однако остается актуальной проблема нехватки врачей и среднего медицинского персонала. Кадровый дефицит оказывает негативное воздействие на функционирование как отдельного учреждения, так и всей отрасли. Принятые меры по привлечению врачебных кадров в амбулаторно поликлиническое звено за счет изменения этапности подготовки специалистов и возможности работы участковым терапевтом при получении первичной аккредитации дали положительный результат -численность врачей терапевтического профиля в 2020 г. составила 24,6 % от численности врачей всех специальностей, однако дефицит терапевтов все еще остается. Ключевыми проблемами нехватки кадров являются: низкая оплата труда у молодых специалистов, длительный период обучения специ-

алистов, слабая материально-техническая база лечебных учреждений и др. Для сохранения положительных тенденций вместе с увеличением числа подготавливаемых специалистов необходимо совершенствовать систему стимулирования трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение социально-психологических методов мотивации. Важно не только применять методы морального и материального стимулирования, но и учитывать мировой опыт и рекомендации ВОЗ по инвестициям в создание рабочих мест.

Abstract. Since the introduction of restrictive measures in Russia related to the spread of a new coronavirus infection (COVID-19), the state has been taking the necessary measures to support citizens and businesses throughout the entire period. Support measures have also been developed for healthcare professionals working with COVID-19. The changes affected the system of medical education and the beginning of labor activity. A number of previously existing normative-legal acts have become invalid. A new order has been adopted regarding the accreditation of specialists (No. 1081n). However, the problem of shortage of doctors and paramedical personnel remains relevant. The shortage of personnel has a negative impact on the functioning of both an individual institution and the entire industry. The measures taken to attract medical personnel to the outpatient polyclinic link by changing the stages of training specialists and the possibility of working as a district therapist upon obtaining primary accreditation gave a positive result - the number of therapeutic doctors in 2020 amounted to 24.6 % of the number of doctors of all specialties, however, there is a shortage there are still therapists. The key problems of shortage of personnel are: low wages for young professionals, a long period of training for specialists, a weak material and technical base of medical institutions, etc. To maintain positive trends, along with an increase in the number of trained specialists, it is necessary to improve the system of stimulating labor activity. Under these conditions, the importance of socio-psychological methods of motivation increases. It is important not only to apply methods of moral and material incentives, but also to take into account world experience and WHO recommendations on investment in job creation.

Ключевые слова: аккредитация специалистов, дефицит кадров, заработная плата, медицинские работники, стимулирующие выплаты, страховые гарантии, трудоустройство.

Keywords: accreditation of specialists, shortage of personnel, wages, medical workers, incentive payments, insurance guarantees, employment.

В организации и оказании медицинской помощи кадровые ресурсы здравоохранения играют главную роль. По инициативе Всемирной организации здравоохранения приняты ряд мер: в 2017 г. Европейский региональный комитет ВОЗ одобрил резолюцию EUR/RC67/R5, призывающую государства-члены активизировать усилия на пути к обеспечению устойчивых кадровых ресурсов для здравоохранения, в том числе за счет увеличения объемов инвестиций; утверждена «Глобальная стратегия для развития кадровых ресурсов здравоохранения: трудовые ресурсы 2030 г.»; учреждена Комиссия ООН высокого уровня по вопросам занятости в области здравоохранения и экономического роста [1, 2, 3, 4].

На сегодняшний день в отечественном здравоохранении остается актуальной проблема дефицита и дисбаланса медицинских кадров. По данным Росстата среднесписочная численность занятых в здравоохранении в 2020 г. составила 4396 тыс. чел. и сократилась за пять лет на 2,3 % (в 2015 г. 4496 тыс. чел.) [5].

Недостаточный приток молодых специалистов и низкая привлекательность работы, выявленная во многих исследованиях (в том числе ставших основой методических рекомендаций), сохраняются на протяжении более 10 лет. Многие выпускники медицинских вузов не хотят работать или собираются уходить из системы (11 %), высок риск текучести уже работающих кадров (только 15 % довольны своей работой и материально, и морально, 17 % планировали сменить место работы, 45 % не желают, чтобы их дети работали в медицине). [6, 7, 8, 9].

В этих условиях необходимо сделать работу в отрасли более привлекательной для молодых специалистов и показать перспективы уже работающим. Начало трудовой деятельности предполагает юридическое оформление трудовых отношений. Обязательной частью которого является определение круга обязанностей (составление и подписание должностной инструкции) и размера вознаграждения за труд [10].

Пандемия, вызванная новой коронавирусной инфекцией, привела к замедлению экономического роста во всем мире, в том числе и в России. Для системы здравоохранения меры, принимаемые в период пандемии COVID-19, касаются не только предотвращения рас-

пространения новой коронавирусной инфекции и совершенствования противоэпидемической службы, это также корректировки среднесрочных и долгосрочных планов и целей в здравоохранении и демографии, поддержка медицинских работников, уже вступивших в борьбу с ней, а также молодых специалистов, только готовящихся приступить к работе [11].

Так, в связи с ухудшением эпидемической ситуации по коронавирусу в России в декабре 2021 г. Минздрав продлил возможность трудоустройства без сертификатов специалиста до 1 июля (Приказ Минздрава России № 1179н от 23.12.2021). Приказ вступает в силу с 1 января и действует до 1 июля 2022 года. Указанная мера позволит действующим специалистам продолжить работу и подготовиться к прохождению процедуры периодической аккредитации, которая с 1 марта 2022 года будет осуществляться в соответствии с приказом №1081н от 22.11.2021. Устанавливаемый им механизм проведения аккредитации будет действовать до 1 марта 2023 года.

Сохранено требование о прежнем объеме часов образовательной активности для специалистов, участвующих в периодической аккредитации (144 часа), а сами документы можно подать в электронном виде. Согласно отчету Минздрава об итогах работы в 2020 году, в стране действует более 114 аккредитационно-симуляционных центров, создано свыше 200 аккредитационных комиссий, состоящих из более 5 тыс. членов.

Сегодня в системе Минздрава 57 медицинских и фармацевтических вузов, включая учреждения постдипломного образования и повышения квалификации, выпускают в год около 100 тыс. чел. с высшим и средним профессиональным образованием; ежегодно около 500 тыс. чел. проходят обучение в системе дополнительного профессионального образования. Все большее распространение получает контрактная система трудоустройства молодых специалистов [12].

Согласно Федеральному закону №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью могут лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Первичная аккредитация, которую проходит выпускник по окончанию вуза, даёт возможность работать участковым врачом. Благодаря чему по данным Росстата численность врачей терапевтического профиля в 2020 г. составила 24,6% от численности врачей всех специальностей. Однако дефицит врачей в поликлиниках сохраняется. По данным исследователей Высшей школы организации и управления здравоохранением он составил 90,1 тыс. чел. (нормативная численность врачей 394,9 тыс. чел. фактически работают 304,8 тыс. врачей) [5, 6, 13].

До 2016 г. в России после обучения по программам специалитетета выпускники проходили дальнейшее обучение в интернатуре, однако ординатура была лишена практикоори-ентированности и врачам не хватало широты знаний. Интернатура была отменена, а недостатки были учтены при формировании новой концепции обучения в ординатуре. Многие специалисты считают это решение ошибочным. Академик РАН А.Г. Румянцев считает, что пока существовали интернатура и субординатура, у молодого специалиста было фактически два года для отработки практических навыков, прежде чем он начнет работать. «Во всем мире терапевтов и педиатров готовят еще минимум три года после университета в резидентуре. Это международный стандарт, и мы должны ему соответствовать» [14].

О необходимости возвращать интернатуру, особенно для выпускников профильных факультетов классических университетов (их уже больше 40) говорит и профессор, академик РАН В.И. Стародубов. На его взгляд, проблемы с подготовкой специалистов в таких вузах (примерно 78 тыс. студентов) кроются в отсутствии клинических баз и качестве преподавания.

В прошлом году группа ректоров крупных медицинских вузов России предлагала запретить доступ на рынок медобразования и курсов повышения квалификации организациям, в которых нет ординатуры. Очевидно, что система медицинского образования еще будет претерпевать изменения [14].

Министр здравоохранения М.А. Мурашко, выступая на расширенном совещании по здравоохранению в Госдуме в марте 2021 г. отметил, что сегодня особенно высока потребность в среднем медицинском персонале. Согласно данным Росстата численность среднего медицинского персонала на 10000 населения на конец 2020 г. составила 102,0 и сократилась за пять лет на 3,8 (в 2015 г. 105,8). В 2020 г. был увеличен на 10 % набор в региональные медицинские колледжи, однако это не решило проблему [5].

Во время круглого стола по реализации нацпроекта «Здравоохранение» 26 февраля 2021 г. экспертами было озвучено о 120-тысячном дефиците среднего медицинского персонала (в отрасли работает 1,3 млн. чел.). Объем притока в отрасль в этом году - 66 тыс. чел., в следующем году - около 72 тыс. чел., а максимальный выпуск 2022 года составит 77 тыс. специалистов. Среднестатистический отток и внутренняя миграция в пределах 6-8 %. Мощность подготовки специалистов необходимо увеличить минимум в два раза, в том числе за счет сокращения нормативных сроков обучения от исходных на 8 месяцев (предполагает ФГОС нового поколения для подготовки среднего медицинского персонала) [15, 16].

В докладе ВОЗ «Состояние сестринского дела в мире, 2020 г.» говорится о том, что медсестры составляют более половины всех медицинских работников в мире и сегодня, в период пандемии COVID-19, их ценность очевидна как никогда. С 2013 по 2018 г. их численность выросла на 4,7 млн. Однако дефицит сестринского персонала во всем мире сохраняется и составляет 5,9 млн. Эффективность инвестиций в создание рабочих мест для них подтверждается «тройными дивидендами» - для здоровья, гендерного равенства и общего развития. Основная рекомендация странам заключается в необходимости корректировок размеров оплаты труда медсестер [17].

В марте 2021 г. Минздрав расширил допуск работников среднего звена к амбулаторной помощи больным COVID-19. Поправки в приказ №198н опубликованы на официальном портале (приказ № 232н от 23.03.2021). К помощи пациентам с коронавирусом или подозрением на него (после дополнительного обучения) в медорганизациях первичного звена допущены и трудоустроены на должности среднего медицинского персонала студенты выпускных курсов медучилищ, которые учатся по программе «Сестринское дело». Ранее это были обучающиеся по одной из специальностей укрупненной группы «Клиническая медицина» и лица со средним медицинским образованием по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации.

Все они по-прежнему должны работать под контролем специалиста со средним медицинским образованием, имеющего сертификат и соответствующего квалификационным требованиям.

Проблему привлечения специалистов в регионы не удается решить только за счет внутренней миграции. Наименее популярны среди внутренних трудовых мигрантов именно образовательные и медицинские учреждения. В качестве попытки ликвидации кадрового дефицита эксперты еще в 2019 г. предлагали рассмотреть возможность привлечения иностранных специалистов из числа бывших соотечественников, имеющих соответствующую квалификацию. По инициативе региональных властей перечень профессий, обладателям которых предоставятся упрощенный порядок получения российского гражданства (проект приказа выставлен на общественное обсуждение Министерством труда и социальной защиты РФ) был дополнен врачами и фельдшерами скорой помощи [13, 18].

Росздравнадзор разработал новый порядок направления иностранных граждан с медицинским или фармацевтическим образованием на сдачу специального экзамена для допуска к работе в России. Иностранный гражданин, который намерен работать как медицинский специалист на территории РФ (кроме лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование в бывшем СССР, и граждан, получивших послевузовское профессиональное образование в российских образовательных организациях) помимо разрешения на работу или патента должен подать пакет документов в Росздравнадзор и, получив допуск, сдать профессиональный экзамен (в соответствии с приложением к постановлению № 440) [19].

В 2017 г. с заявлением о выдаче таких разрешений обратились 5,3 тыс. врачей, учившихся за рубежом, из них 2,9 тыс. иностранцев Отказ по причине несоответствия заявленного уровня подготовки квалификационным требованиям получили 1588 заявителей (29,7%). На сдачу специального экзамена было направлено 3,3 тыс. соискателей, всего выдано 1649 сертификатов специалиста. В 2018 г. на сдачу специального экзамена направлено 2,8 тыс. соискателей. Большинство иностранцев, претендующих на работу в здравоохранении, граждане стран ближнего зарубежья.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2021 №2284 срок действия приложения № 9 к постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 №440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в

2020 и 2021 годах» продлен на 2022 год.

06.11.2021 вступил в силу Порядок сдачи специального экзамена лицами, получившими медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, утвержденный приказом Росздравнадзора от 22.10.2021 № 10084 (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2021, рег. № 65575).

Росздравнадзор, получив заявление на сдачу специального экзамена и комплект документов в соответствии с установленным перечнем (документ об образовании, полученном в иностранном государстве, подтверждение его эквивалентности, согласие на обработку персональных данных) в срок, не превышающий 25 рабочих дней, рассматривает представленные документы и решает вопрос о направлении заявителя на сдачу специального экзамена в расположенную на территории РФ образовательную организацию. Результат сдачи специального экзамена оформляется образовательной организацией протоколом специального экзамена по рекомендованной форме [19].

Предпринята попытка решения проблемы дефицита кадров в сельской местности за счет внутренней миграции. Наибольший дефицит врачей в сельской местности (314 вакантных должностей) отмечен в крупнейшем по сельскому населению регионе страны Краснодарском крае (2,5 млн чел., 44,6 % населения края). В регионе для обеспечения сельских территорий специалистами на период 2009-2020 гг. была утверждена краевая целевая программа «Врачебные кадры для сельского здравоохранения». Ее общий объем финансирования составил 332972,1 тыс. руб. Несмотря на позитивную динамику (рост на 6 % - с 48,8 тыс. в 2012 г. до 51,9 тыс. в 2020 г.), в последние годы численность специалистов, работающих в сельской местности вновь начала сокращаться (падение на 6,9 %: с 55,8 тыс. в 2017 г. до 51,9 тыс. в 2020 г.). В

2021 году дефицит в российских сельских медучреждениях составил 6,5 тыс. чел. [5, 13, 15].

С точки зрения менеджмента, наиболее действенным способом удержания работающих специалистов и привлечения новых сотрудников является организация мотивирующих условий труда. С целью улучшения материальной обеспеченности специалистов и восполнения дефицита кадров в сельской местности с 2012 г. действует специализированные федеральные программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Врачи, которые переезжают работать в деревни, получают подъемные в размере 1 млн рублей. Выделяемые средства, в частности, можно использовать для приобретения жилья. Меры поддержки для сельских фельдшеров и акушеров распространяются и на 2021 г. [13].

Первоначальным желаемым результатом трудовой деятельности является денежное вознаграждение в виде заработной платы. И если он не достигается, то мотивация снижается. Соотношение полученного вознаграждения и собственных затраченных усилий в сравнении с вознаграждением коллег за аналогичную работу приводит к психологическому и даже физиологическому дискомфорту. Отсюда и стремление уходить в частные клиники. Если у работника заработной платы будет хватать только для обеспечения себя и членов своей семьи необходимыми продуктами питания и минимальными социально-бытовыми условиями, то вряд ли он будет заинтересован в удовлетворении социальных потребностей (врач, получающий заработную плату на уровне средней по стране). Однако если мы будем рассматривать повышение квалификации, компетентности, репутации не просто как удовлетворение высших потребностей, а как способ улучшить свое материальное положение, то получим обрат-

ную связь: чем выше квалификация, тем больше доход, тем больше возможностей для самореализации, самосовершенствования и т.д.

По данным аналитиков, сейчас отмечаются существенные различия в заработной плате медицинских работников, выполняющих одинаковые функции, не только по регионам, но и по медицинским учреждениям одного субъекта в виду того, что полномочия по установлению систем оплаты труда были переданы в регионы, а затем почти в 40 из них руководителям учреждений. После анализа данных о заработке более 2 млн специалистов и выявлении регионов с наибольшими разбросами Правительством РФ было принято решение о модернизации системы оплаты труда в отрасли.

С 1 июня 2021 года действует Постановление Правительства РФ №847 «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения». После проведения проекта в 7 субъектах: Республике Саха (Якутия), Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской областях и городе Севастополе (в 440 государственных медицинских организациях), наиболее успешную практику планируется распространить на все регионы страны. Формирование оклада будет включать три компонента: расчетную величину (13617 руб.), коэффициент сложности выполняемой работы по должностям и коэффициент региональной экономической дифференциации. Эта мера обеспечит достойный уровень заработной платы при нормальной нагрузке на медицинских работников.

С ноября 2020 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1762 осуществляется поддержка медицинских работников, занятых в диагностике и лечении COVГО-19. Размер специальных ежемесячных социальных выплат определяется в зависимости от должности и характера работы в одну нормативную смену - 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работника (таблица 1).

Таблица 1 - Специальные социальные выплаты за нормативную смену

Должность и характер работы Размер выплаты, руб.

Персонал скорой помощи:

врач 2430

средний медперсонал 1215

младший медперсонал 950

фельдшер по приему вызовов скорой помощи 600

водитель машин выездных бригад, член летного экипажа 1215

Персонал стационаров

врач 3880

средний медперсонал 2430

младший медперсонал 1215

Персонал амбулаторных учреждений

врач 2430

средний медперсонал 1215

младший медперсонал 600

Персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования

врач 3880

средний медперсонал 2430

младший медперсонал 1215

По итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ было принято решение о стимулирующих выплатах студентам-медикам, помогающим в лечении от ко-ронавируса, поскольку свободных кадров среди медиков не осталось.

Председатель Правительства М.В. Мишустин поручил Минздраву России обеспечить осуществление стимулирующих выплат студентам 4 и 5 курсов медицинских вузов, прохо-

дящим на возмездной основе практику в медицинских учреждениях и принимающим участие в работе по оказанию специализированной медицинской помощи лицам с новой коронави-русной инфекцией с легкой формой течения заболевания. На эти выплаты из резервного фонда правительства выделено почти 1,2 млрд рублей. [20]

После разрешения министерства здравоохранения к оказанию медицинской помощи были привлечены почти 55 тысяч студентов медицинских колледжей и вузов (старше 3 курса) и клинических ординаторов к забору анализов на COVID-19 у пациентов с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, а также включены в состав выездных бригад «скорой помощи» для выезда на дом к больным коронавирусом (при условии их обязательного трудоустройства на должности специалистов со средним медицинским образованием под контролем врача (фельдшера) и с выплатой зарплаты). В сентябре 2020 года эти студенты получили преференции при поступлении в ординатуру, что явилось хорошим мотивирующим фактором для студентов в следующем 2021 году.

Мотивация предполагает не только наличие материальных, но и моральных стимулов. Сегодня врачи не чувствуют себя полностью в безопасности на рабочем месте. Нередки случаи нападения на медицинский персонал, выдвигаются не всегда обоснованные жалобы от пациентов. Одним из путей решения этого вопроса является внедрение системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников, которая уже давно применяется во многих странах.

Председатель Комитета по здравоохранению и медицинской индустрии О.В. Руко-дайный выступая на круглом столе «Страхование ответственности врачей» отметил, что нередки ситуации, когда врачи, допустившие в своей работе ошибку, рассчитывали на поддержку работодателя. Однако не каждая частная клиника выдержит нагрузку судебных тяжб. Сегодня многие страховые компании уже предлагают врачам персональные планы страхования и такой вид страховки становится все популярнее. При этом важно понимать, что необходима не только страховка профессиональных ошибок, но и страховка риска несчастных случаев, связанных с исполнением служебных обязанностей [21].

Шагом на этом пути стало принятие мер по предоставлению страховых гарантий в виде единовременной страховой выплаты, заболевшим и переболевшим COVID-19 врачам, среднему и младшему медперсоналу, водителям автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие (или есть подозрение) COVID-19 в соответствии с Указом Президента РФ № 313.

«Мало построить учреждения здравоохранения, надо, чтобы они были укомплектованы медработниками. Надо рассмотреть кадровые вопросы с двух граней: первое - что делать для преодоления нехватки медработников, второе - вопросы непрерывного образования и повышения квалификации», - отметил президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.

Ликвидация дефицита медицинских кадров, повышение оплаты их труда и выравнивание ее по регионам - это первоочередные задачи, требующие скорейшего решения. В сельской местности, где отмечается наибольшая потребность в специалистах, заработная плата должна расти опережающим темпом, что будет являться основным мотивирующим фактором.

Вопросы кадровой политики сегодня являются приоритетными, и пути их решения должны опираться не только на статистическую аналитику, а учитывать теории и практики управления персоналом. Для сохранения благоприятных тенденций и полного устранения кадрового дефицита необходимо принимать во внимание социально-психологические методы мотивации. Особое место занимает материальное стимулирование и страхование медицинских работников, носящее не только экономический, но и социально-психологический характер.

Источники:

1. Global strategy on human resources for health: workforce 2030 / WHO, 2019. - 64 p.

2. Сахаров А.Г., Колмар О.И. Перспективы реализации Целей устойчивого развития ООН в России // Вестник международных организаций. - 2019. - Т. 14, № 1. - С. 189-206. -DOI:

10.17323/1996-7845-2019-01-11.

3. World Health Assembly, 71. (2018). Thirteenth General Programme of Work, 2019-2023 / World Health Organization. - 1p. [Электронный ресурс]. URL: https://extranet.who.int/iris/restricted/ handle/10665/279451 (дата обращения 12.02.2022).

4. Towards a sustainable health workforce in the WHO European Region: framework for action / Regional Committee for Europe. - Resolution EUR/RC67/R5. - Budapest, Hungary, 11-14 September 2017. - 4 p.

5. Здравоохранение в России. 2021: Стат.сб./Росстат. - М., 2021. - 171 с.

6. Здравоохранение России. Что надо делать. Состояние и предложения: 2019-2024 гг. / Г. Э. Улумбекова. - 3-е изд. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 416 с.: ил. - DOI: 10.33029/97045417-6-3 -HR-2019-1-416.

7. Маев И. В., Купеева И. А., Сон И. М., Леонов С. А., Гажева А. В. Потребность Российской Федерации во врачебных кадрах // Менеджер здравоохранения. 2013. №10. С. 6-11.

8. Сон И.М., Шестаков М.Г. Кадровое обеспечение учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях в Российской Федерации // Социальные аспекты здоровья населения. 2010. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mednet.ru (дата обращения 12.02.2022).

9. Методические рекомендации по сохранению медицинских кадров в системе здравоохранения // Министерство здравоохранения Российской Федерации. Письмо от 9 апреля 2013 года №165/10/2-2540. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/499061181 (дата обращения 12.02.2022).

10.Белашова В.В., Рощектаев С.А. Моральные и материальные виды стимулирования персонала // Инновационная наука. - 2017. - №4-2. - С. 179-181.

11.Avxentyev N.A., Nazarov V.S., Sisigina N.N. How could we improve the national projects in health and demography after coronavirus pandemic? Voprosy Ekonomiki. 2020;(6):22-36. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-6-22-36 ISSN 0042-8736 (Print).

12.Chernenko E., Lebedeva I., Klimovskikh N, Gorlova E. Improvement of the Efficiency of the Recruitment Policy of the Medical Care as a Factor in the Reduction of the Staff Shortage of the Industry // Advances in Economics, Business and Management Research Proceedings of the "New Silk Road: Business Cooperation and Prospective of Economic Development" (NSRBCPED 2019). -Vol. 131. - Atlantis Press, 2020. - Р. 598-603. - D0I:10.2991/aebmr.k.200324.112.

13. Калашников И. Кадры решают все // «Медвестник», специализированный портал для медицинских специалистов и организаторов здравоохранения, 27.12.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://medvestnik.ru/content/articles/Kadry-reshaut-vse.html (дата обращения 12.02.2022).

14.Бескаравайная Т. В Нацмедпалате заявили о необходимости вернуть интернатуру // «Медвестник», специализированный портал для медицинских специалистов и организаторов здравоохранения, 26.01.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://medvestnik.ru/content/news/V-Nacmedpalate-zayavili-o-neobhodimosti-vernut-internaturu.html (дата обращения 01.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15.Chernenko E., Lebedeva I. Personnel imbalance and ways to overcome it in the healthcare sector // SHS Web Conf. 101 02025 (2021). - D0I:10.1051/shsconf/202110102025.

16. В Минздраве заявили о дефиците среднего медицинского персонала // МИА «Россия сегодня», Сетевое издание РИА Новости, 26.02.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20200226/1565222621.html. (дата обращения 08.02.2022).

17.Состояние сестринского дела в мире, 2020 г.: вложение средств в образование, рабочие места и воспитание лидеров [State of the world's nursing 2020: investing in education, jobs and leadership] ISBN 978-92-4-000492-4. 118 с.

18. Сидоренко Е. Не местный анамнез: мигранты помогут решить кадровый вопрос в медицине // Газета Известия, 10 октября 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/928434/elena-sidorenko/ne-mestnyi-anamnez-migranty-pomogut-reshit-kadrovyi-vopros-v-meditcine (дата обращения 10.02.2022).

19.Выдача иностранным специалистам направления на сдачу специального экзамена // Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: https://roszdravnadzor.gov.ru/spec/medactivities/specialist (дата обращения 09.02.2022).

20. О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации // Правительство Российской Федерации, 25.04.2020 [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/orders/selection/401/39576/ (дата обращения 01.02.2022).

21. Страхование ответственности врачей: проблемы и решения // Московская торгово-промышленная палата, 25 сентября 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://mostpp.ru/news/ deyatelnost-mtpp/strakhovanie-otvetstvennosti-vrachey-problemy-i-resheniya/ (дата обращения 08.02.2022). References:

1. Global strategy on human resources for health: workforce 2030 / WHO, 2019. - 64 p.

2. Sakharov Andrei, Kolmar Olga Centre for International Institutions Research, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration // International Organisations Research Journal - 2019. - Vol. 14, № 1. - P. 189-206/ - DOI: 10.17323/1996-7845-2019-01-11.

3. World Health Assembly, 71. (2018). Thirteenth General Programme of Work, 2019-2023 / World Health Organization. - 1p. URL: https://extranet.who.int/iris/restricted/handle/10665/279451.

4. Towards a sustainable health workforce in the WHO European Region: framework for action / Regional Committee for Europe. - Resolution EUR/RC67/R5. - Budapest, Hungary, 11-14 September 2017. - 4 p.

5. Healthcare in Russia. 2021: Statistical comp./Rosstat. - М., 2021. - 171 p.

6. Healthcare in Russia. What to do. Status and Offers: 2019-2024 гг. / G.E. Ulumbekova. - 3rd ed. -М: GEOTAR-Media, 2019. - 416 p.- DOI: 10.33029/9704-5417-6-3-HR-2019-1-416.

7. Maev I. V., Kupeeva I. A., Son I. M., Leonov S. A., Gazheva A. V. The need of the Russian Federation for medical personnel // Health Manager. 2013. №10. P. 6-11.

8. Son I.M., Shestakov M.G. Staffing of healthcare institutions providing medical care for socially significant diseases in the Russian Federation // Social aspects of public health. 2010. №1. URL: http://vestnik.mednet.ru.

9. Methodological recommendations for the retention of medical personnel in the health care system // Ministry of Health of the Russian Federation. Letter dated April 9, 2013 №16-5/10/2-2540. URL: http://docs.cntd.ru/document/499061181.

10.Belashova V.V., Roshchektaev S.A. Moral and material types of staff incentives // Innovative science. - 2017. - №4-2. - P. 179-181.

11.Avxentyev N.A., Nazarov V.S., Sisigina N.N. How could we improve the national projects in health and demography after coronavirus pandemic? Voprosy Ekonomiki. 2020;(6):22-36. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-6-22-36 ISSN 0042-8736 (Print).

12.Chernenko E., Lebedeva I., Klimovskikh N, Gorlova E. Improvement of the Efficiency of the Recruitment Policy of the Medical Care as a Factor in the Reduction of the Staff Shortage of the Industry // Advances in Economics, Business and Management Research Proceedings of the "New Silk Road: Business Cooperation and Prospective of Economic Development" (NSRBCPED 2019). -Vol. 131. - Atlantis Press, 2020. - Р. 598-603. - DOI:10.2991/aebmr.k.200324.112.

13.Kalashnikov I. Cadres decide everything // «Medvestnik», a specialized portal for medical professionals and healthcare organizers, 27.12.2021. URL: https://medvestnik.ru/content/articles/Kadry-reshaut-vse.html.

14. Beskaravajnaya T. The National Medical Department announced the need to return the internship // «Medvestnik», a specialized portal for medical professionals and healthcare organizers, 26.01.2022. URL: https://medvestnik.ru/content/news/V-Nacmedpalate-zayavili-o-neobhodimosti-vernut-internaturu. html.

15.Chernenko E., Lebedeva I. Personnel imbalance and ways to overcome it in the healthcare sector // SHS Web Conf. 101 02025 (2021). - DOI:10.1051/shsconf/202110102025.

16.The Ministry of Health announced a shortage of paramedical personnel // International ROSSIYA SEGODNYA, Ria.ru, 26.02.2020. URL: https://ria.ru/20200226/1565222621.html.

17.State of the world's nursing 2020: investing in education, jobs and leadership ISBN 978-92-4000492-4. 118 p.

18.Sidorenko E. Non-local history: migrants will help solve the personnel issue in medicine // newspaper «Izvestia», October 10, 2019. URL: https://iz.ru/928434/elena-sidorenko/ne-mestnyi-anamnez-migranty-pomogut-reshit-kadrovyi-vopros-v-meditcine.

19.Issuance of referrals to foreign specialists for passing a special exam // Roszdravnadzor. URL: https://roszdravnadzor.gov.ru/spec/medactivities/specialist.

20.O resheniyah po itogam zasedaniya prezidiuma Koordinacionnogo soveta pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii po bor'be s rasprostraneniem novoj koronavirusnoj infekcii na territorii Rossijskoj Feder-acii // Government of the Russian Federation, 25.04.2020. URL: http://government.ru/orders /selection/401/39576/.

21. Physician Liability Insurance: Problems and Solutions // Moscow Chamber of Commerce and Industry, September 25, 2019. URL: https://mostpp.ru/news/deyatelnost-mtpp/strakhovanie-otvetstvennosti-vrachey-problemy-i-resheniya/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.