Научная статья на тему 'Тенденции развития журналистики в XXI веке'

Тенденции развития журналистики в XXI веке Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
174
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
журналистика / СМИ / цифровые медиа / Интернет / интерактипвность / конвергентность / journalism / mass media / digital media / Internet / interactivity / convergence

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ли Чжэюй

Данная статья посвящена особенностям развития журналистики в современную эпоху. Журналистика – сложный и многогранный феномен, который нельзя рассматривать как синоним средств массовой информации, что можно доказать, проследив путь развития журналистики за последние двадцать лет. Автор статьи касается таких проблем журналистики двадцатого столетия, как деятельность журналиста в современных условиях, мультимедийность и конвергентность современной журналистики, особенности создания контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of journalism development in the XXI century

This article is devoted to the peculiarities of journalism development in the modern epoch. Journalism is a complex and multifaceted phenomenon that cannot be considered as synonym to the mass media/ It can be proved looking at the path of journalism development for the past twenty years. The author of the article deals with such problems of journalism of the twentieth century as journalist’s activity in modern conditions, multimedia and convergence of modern journalism, peculiarities of content creation.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития журналистики в XXI веке»

Ли Чжэюй

Магистр, Факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Тенденции развития журналистики в XXI веке

Когда-то социолог Никлас Луманн произнес довольно простую, но своевременную фразу: «Всё, что мы знаем о мире и об обществе, в котором мы живем, нам известно, благодаря журналистике» [3, с. 9]. Однако, что же такое журналистика? На этот вопрос, как ни странно, нет однозначного ответа.

С.Г. Корконосенко отмечает, что в российской традиции журналистика зачастую сводится к массово-информационной деятельности и включается в состав средств массовой информации на правах структурного элемента. На взгляд данного исследователя, это связано с тем, что почти весь ХХ век газеты, журналы, радио, а во второй половине столетия и телевидение рассматривались только как источники информирования населения, в связи с чем за ними прочно как в профессиональном, так и в бытовом лексиконе закрепилась аббревиатура СМИ [2, с. 538]. Повлиял на прочное закрепление данной аббревиатуры как синонима журналистики и пришедший на российскую почву американский термин mass communication, т.е. средства коммуникации, хотя в США данный термин имеет широкое применение, он соотносится не только с деятельностью СМИ. Последние, к слову сказать, в западной информационной культуре обозначаются термином mass media, который получил распространение в России только в XXI веке.

По мнению современных исследователей, журналистику как направление в теории коммуникации нельзя соотносится только со СМИ, изучение которых шло на протяжении всего ХХ столетия, Журналистика - сложное, трудно объяснимое понятие, смысл которого не всегда можно передать определенной дефиницией. К слову сказать, некоторые из этих дефиниций не совсем верно отражают суть понятия «журналистика».

Согласно одному из определений, журналистика - это профессиональная деятельность, отражающая событийную картину мира в контексте политических, экономических, социальных и других проблем с целью

их разрешения [5, с. 15]. Однако, как показывает практика, факты, события и сопряженные с ними проблемы, которые создает действительность и которые нуждаются в определенной корректировке, не всегда можно разрешить. По крайней мере, большинство из них. Таким образом, налицо несоответствие дефиниции и того, что происходит в реальности.

Согласно определению, данному выше, журналистика рассматривается как профессиональная деятельность. Действительно, специфическую редакционную работу в СМИ выполняют журналисты. В России, где на законодательном уровне закрепилось понятие средств массовой информации, в структуру которых входят редакции, журналистом признается лицо, работающее для юридически зарегистрированных СМИ. Но в других странах под понятие «журналист» попадают и другие субъекты этой деятельности, к чему располагает термин media, заменивший понятие «журналистика». Если развитие журналистики в XX веке зарубежные исследователи описывали как процесс профессионализации, то в современной журналистике, по их мнению, идет тенденция к депрофессионализации, т.к. в условиях цифровизации информационного общества журналисты стали «полупрофессиональной» группой [8]. В странах Евросоюза и в США журналистом признается любой блоггер, любой модератор социальных сетей, т.е. любой пользователь Интернета, не имеющий профессионального образования, но связанный с любительскими каналами коммуникации и публиковавший на различного рода Интернет-платформах авторские материалы.

Таким образом, как считает голландский профессор М. Дэйз, журналистика XXI века - довольно расплывчатое понятие. Формируя богатую палитру деятельности, современная журналистика включает в себя большое разнообразие действующих лиц - от военных корреспондентов до авторитетных блогеров, которые, являясь частью общественной жизни, собирают, обрабатывают и распространяют большие объемы сложной информации, понимают внутреннее устройство общества (его политическую и экономическую систему, особенности социальной и культурной сферы. Но тем не менее, по мысли М. Дэйза, противостояние между опытными, всесторонне подготовленными и информированными журналистами всегда будет сохраняться [7].

Современную журналистику М. Дэйз называет мультимедийной и конвергентной. Мультимедийность предполагает использование информационных материалов в двух и более форматах: письменное слово, видеоматериалы, видеоролики, видеосюжеты, музыка, движущиеся и непод-

вижные изображения, графическая анимация, включая интерактивные и гипертекстовые элементы [7, с. 140]. Конвергентность (от лат. convergo -«сходиться в одну точку, сливаться») цифровых медиа обусловлена объединением традиционных СМИ в одну систему, в результате чего образуются новые, модифицированные, медиа, имеющие свойства печатной прессы, телевидения, радио в цифровом формате. Такие медиа в научной литературе называют кроссмедийными [6, с. 8].

Конвергентность, благодаря информационным технологиям и системам коммуникаций, интегрирует все виды медиаконтента в единую систему, за счет чего создаются новые типы медиа и платформы (веб-издания, блоги, расширения для браузеров, социальные сети, цифровое видео, интерактивное телевидение, мобильная телефония и т.д.). Конвергентность в масс медиа предстамвлена и на уровне процесса слияния технологий, и на уровне социальной коммуникации, и на уровне производства медийного продукта [6, с. 9].

Цифровые медиа обеспечивают интерактивную взаимодействие пользователя и производителя информации. Если раньше ключевой функцией СМИ было донесение информации до широкой общественности, что предполагало привлечение внимания потребителей (иными словами, СМИ сами искали себе аудиторию, подстраиваясь под читателей/зрителей/слушателей), то в настоящее время источники получения информации, благодаря Интернету, доступны для каждого человека [4, с. 522]. Более того, пользователь мгновенно реагирует на медиаконтент, который получает в режиме реального времени. Он может предложить собственную тему или предложить освещение события в определенном контексте, чем помогает производителям контента - журналистам, фотокорреспондентам, редакторам, блогерам. Но с другой стороны, такое соучастие повышает требования к современной журналистике, в основе которой лежит уникальный подход к творческому процессу создания контента и своеобразное управление коммуникационным процессом, выражающееся в том, что и журналисты (профессиональные и непрро-фессиональные), и пользователи участвуют в глобальном распространении информации, сообща координируя действия как на массовом, так и на индивидуальном уровне.

Таким образом, перемещение журналистики в Интернет-пространство - это идеальная возможность для развития журналистики и расширения деятельности тех, кто имеет к ней отношение. Существует мнение, что интернет использует журналистику в своих целях. Но, с точки зрения

0. Гарматий, именно журналистика «подстроила под себя интернет: интернет-медиа уверенно заняли свою нишу в системе средств массовой информации, и во всем мире сейчас наблюдается тенденция к увеличению численности интернет-изданий и рост количества их пользователей» [1, с. 51].

Список литературы:

1. Гарматий О. Современное состояние и тенденции развития жанров международной онлайн-журналистики // Международная журналистика-2018: глобальные вызовы, региональное партнерство и медиа : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.Н. Дасаевой. - Минск: Изд. центр БГУ, 2018. С. 51-57.

2. Корконосенко С.Г.Теория журналистики: от схематизма к реализму // Вопросы теории и практики журналистики. 2016.

Том 5. № 4. С. 536-545.

3. Луманн Н. Социальные системы. Очерк общей теории. - СПб.: Наука, 2007. 648 с.

4. Попкова Е.Г, Нацубидзе А.С. Эволюция и новые очертания теории средств массовой информации в XXI веке // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 3. С. 521-528.

5. Теория журналистики в России / под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб.: Алетейя, 2018. 254 с.

5. Шевченко В.Э. Конвергентность как основной признак современных медиа // Кроссмедиа: контент, технологии, перспективы: коллективная монография / под ред. В.Э. Шевченко. - Киев: Кафедра мультимедийных технологий и медиадизайна Института журналистики Киевского национального университета, 2017. С. 8-17.

7. Deuze M. What is Multimedia Journalism? // Journalism Studies. 2004. Vol. 5. № 11. Р. 139-152.

8. Witschge T., Nygren G. Journalism: A profession under pressure? // Journal of Media Business Studies. 2009. № 6 (1). P. 54-55.

Bibliography

1. Garmatiy O. Current state and trends in the development of international online journalism genres // International Journal-ism-2018: global challenges, regional partnership and media: the 7th International Scientific and Practical Conference materials / edited by T.N. Dasaeva. - Minsk: Belarus State Univercity Publishing House, 2018. P. 51-57.

2. Korkonosenko S.G. Journalism Theory: from schematics to realism // Theoretical and Practical Issues of Journalism. 2016. Vol. 5. № 4. P. 536-545.

3. Luhmann N. Social Systems. Sketch of the general theory. - Saint-Petersburg: Nauka, 2007. 648 p.

4. Popkova E.G., Natsubidze A.S. Evolution and the new outlines of the theory of mass media in the XXI century // Theoretical and Practical Issues of Journalism. 2016. Vol. 5. № 3. P. 521-528.

5. Theory of Journalism in Russia / ed. by S.G. Korkonosenko. - Saint-Petersburg: Aleteya, 2018. 254 p.

6. Shevchenko V.E. Convergence as the main feature of modern media // Crossmedia: content, technologies, prospects: collective monograph / edited by V.E. Shevchenko. - Kyiv: Department of Multimedia Technologies and Media Design of the Institute of Journalism of Kyiv National University, 2017. P. 8-17.

7. Deuze M. What is Multimedia Journalism? // Journalism Studies. 2004. Vol. 5. № 11. Р. 139-152.

8. Witschge T., Nygren G. Journalism: A profession under pressure? // Journal of Media Business Studies. 2009. № 6 (1). P. 54-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.