Научная статья на тему 'Тенденции развития законодательства в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи'

Тенденции развития законодательства в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
790
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНЫ / КАЧЕСТВЕННАЯ МЕДИЦИНА / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ACCESSIBILITY OF MEDICINE / QUALITY MEDICINE / HEALTH PROTECTION / MEDICAL CARE / CONSTITUTIONAL LAW / HEALTHY LIFESTYLE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Феоктистов Александр Владимирович, Скворцова Елена Николаевна

В статье рассматриваются поправки к Конституции Российской Федерации, которые закрепили запрос населения страны на качественную и доступную медицину. Поправки должны систематизировать механизмы оказания медицинской помощи и предоставляемые государством гарантии в сфере охраны здоровья, а также разграничить полномочия всех уровней власти в данной области. В настоящее время развитие российского общества требует пересмотра состояния общественных отношений в сфере оказания медицинской помощи, и в первую очередь это касается конституционных норм. В этой связи закрепленное в Конституции Российской Федерации право на охрану здоровья и медицинскую помощь требует более точного отражения в главном законе страны, содержащего конкретное разграничение полномочий, области ответственности и основ финансирования субъектов оказания медицинской помощи. Президент России Владимир Владимирович Путин впервые анонсировал масштабные правки в Конституцию в послании Федеральному Собранию 20 января 2020 г. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» вносит изменения в три статьи Конституции Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере охраны здоровья и медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Феоктистов Александр Владимирович, Скворцова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION IN THE FIELD OF HEALTH PROTECTION AND MEDICAL CARE

The article discusses the amendments to the Constitution of the Russian Federation, which established the demand of the population for quality and affordable medicine. The amendments should systematize the mechanisms for providing medical care and guarantees provided by the state in the field of health protection, as well as delineate the powers of all levels of government in this area. Currently, the development of Russian society requires a review of the state of public relations in the field of medical care, and first, this concerns the constitutional norms. In this regard, the right to health protection and medical care enshrined in the Constitution of the Russian Federation requires reflection that is more precise in the main law of the country, which contains a specific division of powers, areas of responsibility and the basis for financing subjects of medical care. The President of Russia Vladimir Putin first announced major changes to the Constitution in the Federal Assembly on 20 January 2020 the Russian Federation Law on the amendment to the Constitution of the Russian Federation from 14.03.2020 №1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of organization and functioning of public authorities" amends three articles of the Constitution of the Russian Federation, regulating public relations in sphere of health protection and medical care.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития законодательства в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи»

УДК 342

DOI 10.21685/2307-9525-2020-8-3-12

А. В. Феоктистов, Е. Н. Скворцова

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ И ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация. В статье рассматриваются поправки к Конституции Российской Федерации, которые закрепили запрос населения страны на качественную и доступную медицину. Поправки должны систематизировать механизмы оказания медицинской помощи и предоставляемые государством гарантии в сфере охраны здоровья, а также разграничить полномочия всех уровней власти в данной области. В настоящее время развитие российского общества требует пересмотра состояния общественных отношений в сфере оказания медицинской помощи, и в первую очередь это касается конституционных норм. В этой связи закрепленное в Конституции Российской Федерации право на охрану здоровья и медицинскую помощь требует более точного отражения в главном законе страны, содержащего конкретное разграничение полномочий, области ответственности и основ финансирования субъектов оказания медицинской помощи. Президент России Владимир Владимирович Путин впервые анонсировал масштабные правки в Конституцию в послании Федеральному Собранию 20 января 2020 г. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» вносит изменения в три статьи Конституции Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере охраны здоровья и медицинской помощи.

Ключевые слова: доступность медицины, качественная медицина, охрана здоровья, оказание медицинской помощи, конституционное право, формирование здорового образа жизни.

A. V. Feoktistov, E. N. Skvortsova

Penza State University, Penza, the Russian Federation

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION IN THE FIELD OF HEALTH PROTECTION AND MEDICAL CARE

Abstract. The article discusses the amendments to the Constitution of the Russian Federation, which established the demand of the population for quality and affordable medicine. The amendments should systematize the mechanisms for providing medical care and guarantees provided by the state in the field of health protection, as well as delineate the powers of all levels of government in this area. Currently, the development of Russian society requires a review of the state of public relations in the field of medical care, and first, this concerns the constitutional norms. In this regard, the right to health protection and medical care enshrined in the Constitution of the Russian Federation requires reflection that is more precise in the main law of the country, which contains a specific division of powers, areas of responsibility and the basis for financing subjects of medical care. The President of Russia Vladimir Putin first announced major changes to the Constitution in the Federal Assembly on 20 January 2020 the Russian Federation Law on the amendment to the Constitution of the Russian Federation from 14.03.2020 №1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of organization and functioning of public authorities" amends three articles of the Constitution of the Russian Federation, regulating public relations in sphere of health protection and medical care.

Key words: accessibility of medicine, quality medicine, health protection, medical care, constitutional law, healthy lifestyle formation.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием. Документ вступил в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 г., и корректировки вносились только в ст. 65 (о составе субъектов РФ). Вопросы внесения поправок неоднократно обсуждались как среди ученых, так среди практиков. Причем существовали различные точки зрения [1; 2]. После избрания главой государства В. В. Путина в 2000 г. эта же статья изменялась девять раз - из-за переименования субъектов Федерации и процессов объединения российских регионов. В 2008 г. занимавший пост Президента Д. А. Медведев предложил внести изменения в Конституцию об увеличении сроков полномочий Президента РФ (с 4 до 6 лет) и Государственной Думы ФС РФ (с 4 до 5 лет), а также усилении контрольных полномочий Госдумы в отношении Правительства. Принятые в декабре 2008 г. эти изменения стали первыми существенными поправками к действующей российской Конституции за 15 лет.

Современный уровень развития общества и технологий требует пересмотра состояния общественных отношений в сфере оказания медицинской помощи, и в первую очередь это касается конституционных норм. Особую актуальность данная тема приобретает в контексте российской государственности, гарантирующей и обеспечивающей всеобъемлющую систему здравоохранения в советский период и неудачное реформирование системы здравоохранения в последние годы [3]. В этой связи закрепленное в Конституции РФ право на охрану здоровья и медицинскую помощь требует более точного отражения в главном законе страны, содержащего конкретное разграничение полномочий, области ответственности и основ финансирования субъектов оказания медицинской помощи1. Более того, на фоне резкого ухудшения эпидемиологической ситуации в мире актуальность данного вопроса приобрела более яркое выражение.

Президент России В. В. Путин впервые анонсировал масштабные правки в Конституцию в послании Федеральному Собранию 20 января 2020 г2. В тот же день он внес на рассмотрение Государственной Думы законопроект о поправках. Спустя три дня Государственная Дума поддержала в первом чтении президентский законопроект о поправках к Конституции. Предлагались изменения в положения 22 статей гл. 3-8 Конституции (о федеративном устройстве государства и устройстве государственной власти). Документ не затрагивает фундаментальных основ и не предусматривает изменения глав 1 (по основам конституционного строя), 2 (о правах и свободах человека) и 9 (конституционные поправки и пересмотр Конституции). Первоначально общенациональное голосование по поправкам было назначено на 22 апреля, однако из-за пандемии коронавируса его пришлось отложить, и новой датой волеизъявления граждан стало 1 июля. Поправки к Конституции России поддержали 77,92 % граждан, принявших участие в общероссийском голосовании, при явке 67,97 %3. Следует согласиться с Л. М. Рошалем, что «Конституция - важнейший документ, документ, который должен работать. В этом документе должны были определить основополагающие вещи, основы, прежде всего, здравоохранения. Эти поправки выстраивают структуру здравоохранения, они говорят, прежде всего, о том, что помощь должна быть доступной и качественной в любой точке страны, где человек находится. Надо ставить перед

1 Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.07.2020).

2 Послание Президента Федеральному Собранию // Президент России: официальный сайт. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 04.07.2020).

3 Элла Памфилова: «Изменения в Конституцию Российской Федерации считаются одобренными» // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: официальный сайт. — URL: http://www.cikrf.ru/news/ cec/46749/ (дата обращения: 04.07.2020).

государством серьезные вопросы, что надо сделать, для того, чтобы российский народ был доволен здравоохранением»4.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» вносит изменения в три статьи Конституции Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере охраны здоровья и медицинской помощи5.

В частности, в пункте «е» ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации добавлена следующая формулировка: «установление единых правовых основ системы здравоохранения». Если раньше было гарантировано оказание бесплатной медицинской помощи, то сегодня этого уже недостаточно, и в федеральных правовых актах появляются такие дефиниции, как доступность и качество6. Таким образом, Конституция РФ в новой редакции закрепляет право человека на получение доступной и качественной медицинской помощи независимо от места проживания. Если органы власти всех уровней не обеспечат людям достойное лечение, это будет восприниматься как нарушение Конституции РФ.

Поправка к Конституции РФ закрепляет также обязанность федеральных органов государственной власти создать условия для получения качественных медицинских услуг, согласно порядкам оказания медицинской помощи, на всей территории страны. Данный фактор крайне необходим для удаленных маленьких населенных пунктов, где гарантии бесплатности оказания медицинской помощи сохраняются, но ряд медицинских услуг остаются недоступными для населения.

Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи7.

По способу финансирования в здравоохранении Российской Федерации сложилась смешанная модель, в которой участвуют и средства населения (частные), и государственные (или общественные) средства. Государственное финансирование формируется из следующих источников: федеральных и региональных налогов, которые собираются в федеральном бюджете, и в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации, а также взносов в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Это взносы за работающее население (5,1 % Фонда оплаты труда), которые уплачивают работодатели, и взносы регионов на неработающее население. Все средства ОМС аккумулируются в Федеральном фонде ОМС (ФОМС) [4]. За счет государственных средств оплачиваются Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ), инвестиционные расходы, содержание медицинских учреждений, в

4 Рошаль: поправки в конституцию должны закрепить право россиян на качественную медпомощь // Информационное агентство ТАСС: сайт.— URL: https://tass.ru/obschestvo/8067807 (дата обращения: 30.06.2020).

5 О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. №1-ФКЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019/ (дата обращения: 30.06.2020).

6 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федер. закон от 21 ноября 2011 №323-ФЗ // // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895/ (дата обращения: 30.06.2020).

7 Там же.

том числе образовательных организаций, санитарно-эпидемиологическая служба и другие [5; 6].

Расходы бюджета ФОМС (с учетом расходов на ВМП) в 2018 г. составили 1 988,5 млрд руб. С 2012 по 2018 гг. в текущих ценах они возросли в 2,1 раза8.

В 2019 г. выделено 237,5 млрд руб. на улучшение работы фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), поликлиник, районных и городских больниц9. На тот момент дефицит врачей составлял больше 25 тыс. специалистов10. По данным Минздрава на начало 2020 г., дефицит уменьшился, но незначительно - до 24 тыс. В 2020-2024 гг. регионы получат на развитие медицины 550 млрд руб.11. В складывающихся условиях необходимо закрепление обязанности установления единых правовых основ системы здравоохранения за Российской Федерацией.

При реформировании системы финансирования здравоохранения Российской Федерации были определены новые пропорции источников финансового обеспечения этой ключевой сферы, от которой зависит уровень здоровья населения, оказывающий влияние на социально-экономические показатели развития государства. Особую роль играет региональный бюджет как источник финансирования здравоохранения [7].

Формирование единой централизованной системы оказания медицинской помощи, а также правовое разделение зон ответственности за доступную медицину между всеми уровнями власти - федеральным, региональным и муниципальным - являются ключевыми факторами в реализации государственной политики в сфере здравоохранения [8]. Данная вертикаль может способствовать решению проблем в финансировании сферы здравоохранения [9; 10].

Предлагается распределить эти дополнительные средства по приоритетным направлениям следующим образом (все расчеты сделаны в ценах 2018 г. в среднем за год, хотя подразумевается поэтапный рост по каждой из статей):

1) Обеспечение системы здравоохранения квалифицированными кадрами. Эти расходы должны пойти:

- на увеличение численности и индексации оплаты труда медицинских работников, занятых в амбулаторных условиях (дополнительно потребуется не менее 52,6 тыс. врачей и 79 тыс. средних медицинских работников, коэффициент индексации должен составить не менее 1,5 к базовому окладу);

- ликвидацию дефицита медицинских кадров по ряду специальностей (анестезиологи-реаниматологи, врачи-патологоанатомы и др.);

- ликвидацию различий в оплате труда медицинских работников путем установления на федеральном уровне базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;

- индексацию оплаты труда медицинских работников, работающих в сельской и приравненной к ней местности (коэффициент 1,3 к базовому окладу);

- средства на предоставление льготного ипотечного кредитования для медицинских работников.

2) Масштабное повышение квалификации медицинских кадров:

8 Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов // Федеральное казначейство: официальный сайт. — URL: https://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/ konsolidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения: 22.06.2020).

9 О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: Федер. закон от 29 ноября 2018 г. №459-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_312362/ (дата обращения: 30.06.2020).

10 Перечень поручений по итогам совещания по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения // Президент России: официальный сайт. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/61434 (дата обращения: 30.06.2020).

11 Краткая информация об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов // Министерство финансов Российской Федерации: официальный сайт. — URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/outbud/execute/ (дата обращения: 30.06.2020).

- увеличение оплаты труда профессорско-преподавательского состава медицинских вузов (не менее 300 % к оплате труда в среднем по экономике);

- средства на повышение квалификации медицинских кадров (в структуре тарифа на оказание медицинской помощи не менее 2 % ФОТ в год).

- приведение тарифов по оплате медицинских услуг в соответствие с современными методами лечения, которые предусмотрены в клинических рекомендациях.

Реализация программ, направленных на формирование у населения здорового образа жизни.

С 2019 по 2021 г. рост расходов на здравоохранение запланирован за счет реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография».

Цель проекта «Здравоохранение» - сделать медпомощь более доступной для граждан России и повысить качество медицинской помощи12. К 2024 г. планируется, что смертность трудоспособного населения будет снижена до 350 случаев на 100 тыс. человек. Показатель младенческой смертности составит 4,5 случая на 1 тыс. родившихся живыми детей. Кроме того, будут внесены изменения в законодательство об открытии в каждом регионе офисов по защите прав застрахованных лиц на получение бесплатной медпомощи. Ожидается, что не менее 70% россиян станут ежегодно проходить профилактические осмотры и диспансеризацию. Экспорт российских медицинских услуг достигнет $1 млрд.

В пункте «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации добавлена следующая формулировка: «координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью...». Эта необходимость вызвана неспособностью органов власти субъектов Российской Федерации осуществить модернизацию и реорганизацию первичного звена здравоохранения исключительно в рамках собственных полномочий [11; 12].

Требуется разделить между федеральным и региональным уровнями власти обязанность выплачивать социальный пакет и льготы сельским врачам и акушерам для создания равных условий работы и аналогичных возможностей у медицинских специалистов в городах и в малонаселенных местностях.

В рамках планируемого к принятию в соответствии с поправкой к Конституции Российской Федерации комплекса правовых норм регионы будут обязаны находить жилье для врачей и фельдшеров в небольших населенных пунктах. Вместе с этим увеличат количество бюджетных мест в вузах (в первую очередь, в регионах, где не хватает врачей), изменится порядок приема в высшие учебные заведения: 70-75 % бюджетных мест по специальности «лечебное дело» и по направлению «педиатрия» станут целевыми. Правительство выделит дополнительно 550 млрд руб. на нужды первичного звена здравоохранения. Об этом заявил Президент РФ В.В. Путин в ходе пресс-конференции 19 декабря 2019 г.13.

Важное понятие, которое законодательно закреплено - это формирование здорового образа жизни. Все усилия врачей нивелируются только из-за того, что пациент не следит за своим здоровьем. Поэтому нужно привить здоровый образ жизни закладыванием конституционных основ. В последующем поправка к Конституции Российской Федерации станет основой для принятия ряда федеральных законов, которые вовлекут пациента в процесс, обязывая его внимательнее

12 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (утв. Минфином России) // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308390/ (дата обращения: 30.06.2020).

13 Большая пресс-конференция Владимира Путина // Президент России: официальный сайт. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/press_conferences/62366 (дата обращения: 04.07.2020).

относиться к своему здоровью. Таким образом, будет выстроена связь между физической культурой, здоровым образом жизни и необходимостью оказания медпомощи.

На реализацию программ, направленных на формирование у населения здорового образа жизни, планируется потратить в 2020 г. 10 млрд руб. По всем программам в 2019 г. необходимо будет сделать более точные расчеты и предусмотреть названные средства с 2020 по 2024 г. Далее база финансирования здравоохранения должна сохраняться на уровне не ниже 2024 г., или 5 % ВВП.

Сценарные условия достижения общей продолжительности жизни в 78 лет и необходимые объемы финансирования здравоохранения. В работах ряда ученых [13-17] обоснованы ключевые факторы, определяющие здоровье населения Российской Федерации (а именно показатель ожидаемой продолжительности жизни, ОПЖ, суррогатное материнство), и дана количественная оценка степени их влияния. Только при таких условиях возможно увеличение ОПЖ до 77 лет к 2024 г., повышение удовлетворенности медицинских работников, а значит, и снижение напряженности в обществе. Видно, что для достижения ОПЖ 78 лет к 2024 г. потребуется ежегодное увеличение государственного финансирования здравоохранения на 15 %. При этом, на наш взгляд, обязательно необходимо учитывать зарубежный опыт формирования и финансирования медицины [18].

Согласно поправкам федеральные власти вместе с субъектами Российской Федерации предпринимают необходимые меры для создания условий для доступности и качества оказания медицинской помощи, а муниципальный уровень обязан их обеспечить. Так, изменения коснулись ч. 1 ст. 132 Конституции РФ: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи». Важным является правильно и в полном объеме распределить и организовать муниципальные финансы [19].

На наш взгляд, для обеспечения доступной медицины врачу и его семье необходимо гарантировать нормальное жилье в сельской местности, выплату пособий и льгот. Поправки к Конституции Российской Федерации должны обеспечить реализацию конкретного комплекса мер органов местного самоуправления как конечного звена исполнительной власти, которые ликвидируют дефицит врачей узких специальностей и обеспечат приток высококвалифицированных медиков в государственные и региональные медицинские учреждения. Главное, закрепляется четкая система организации оказания медицинской помощи в стране сверху вниз по вертикали. Между органами власти разных уровней разделяются полномочия и ответственность за организацию доступности и качества медицинской помощи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Прудников М. Н. К вопросу о необходимости внесения поправок в конституцию Российской Федерации / М. Н. Прудников / / Конституционно-правовые механизмы защиты прав человека и гражданина в России и мире: сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. — Москва : Российский новый университет. — 2019. — С. 97-105.

2. Плотникова И. Н. Институт народной законодательной инициативы: необходимы ли поправки в конституцию РФ? / И. Н. Плотникова / / Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2019. — № 5 (130). — С. 30-36.

3. Стратегия - 2020: новая модель роста - новая социальная политика : монография / Б. В. Грозовский [ и др.]; под науч. ред. В. А. Мау, Я. И. Кузьминова. — Москва: Дело. — 2013. — 427 с.

4. Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. — Москва : Юрайт, 2019. — 381 с.

5. Мартынова А. А. Современные модели финансирования здравоохранения в России / А. А. Мартынова // Государственная власть и местное самоуправление. — 2019. — № 6. — С. 42-45.

6. Данилова О. И. Финансирование системы здравоохранения в Российской Федерации / О. И. Данилова, М. В. Тагунова // Дневник науки: электронный научный журнал. — 2019. — № 6 (30). — С. 43. — URL: http://dnevniknauki.ru/index.php/number6-2019/ economy-6-2019. — Дата публикации: 30.06.2019.

7. Щукина Т. В. Совершенствование финансирования здравоохранения в регионе / Т. В. Щукина, С. Н. Плюта // Вестник университета. — 2019. — № 5. — С. 48-55.

8. Малков Г. Э. Перспективы развития государственного контроля и надзора в сфере охраны здоровья населения / Г. Э. Малков, И. Д. Колмакова // Общество. Экономика. Управление. — 2020. — Т.5, № 1. — С. 18-23.

9. Максутова И. С. Проблемы финансирования сферы здравоохранения в России и пути их решения / И. С. Максутова, И. С. Рыбальченко / / Ростовский научный журнал. — 2019. — № 4. — С. 121-129.

10. Дукмасова А. Ю. Проблемы финансирования сферы здравоохранения в Российской Федерации / А. Ю. Дукмасова, В. А. Юнусова // Ростовский научный журнал. — 2019. — № 5. — С. 59-66.

11. Бессокирная Г. П. Повседневная деятельность городских жителей в годы реформ: бюджет времени, ценности, тенденции (1986-2008) : коллективная монография / Г. П. Бессокирная, О. А. Большакова, Т. М. Караханова. — Москва : Ин-т социологии РАН, 2010. — 343 c.

12. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества / И. В. Журавлева. — Москва : Наука. 2006. — 238 с.

13. Демина И. А. Правовые проблемы суррогатного материнства / И. А. Демина // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2020. — Т. 8, № 2 (30). — С. 152-161. — URL: https://esj.pnzgu.ru/page/46427. — Дата публикации: 30.06.2020. — DOI 10.21685/2307-9525-2020-8-2-17.

14. Улумбекова Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать / Г. Э. Улумбекова. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 699 с.

15. Улумбекова Г. Э. Здравоохранение РФ. Что надо делать. Состояние и предложения: 2019-2024 гг. / Г. Э. Улумбекова. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 416 с.

16. Улумбекова Г. Э., Гиноян А. Б., Чабан Е. А. Количественный анализ факторов, влияюшдх на состояние здоровья населения в Российской Федерации // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2016. — № 2 (24). — С. 107-120.с.

17. Улумбекова Г. Э. Системный подход к достижению общенациональной цели по увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году / Г. Э. Улумбекова, Н. Ф. Прохоренко, А. Б. Гиноян, А. В. Калашникова // Экономика. Налоги. Право. — 2019. — Т. 12, № 2. — С. 19-30. —DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-2-19-30.

18. Соколов Е. В. Анализ систем финансирования медицинского обслуживания населения в России и за рубежом / Е. В. Соколов, А. Р. Куранов / / Экономика и управление: проблемы, решения. — 2016. — № 4. — С. 95-106.

19. Морунова Г. В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике : монография / Г. В. Морунова. — Санкт-Петербург : СПбГЭУ, 2016. — 153 с.

REFERENCES

1. Prudnikov M. N. K voprosu o neobkhodimosti vneseniia popravok v konstitutsiiu Rossi-iskoi Federatsii [On the Need to Amend the Constitution of the Russian Federation]. Konstitut-sionno-pravovye mekhanizmy zashchity prav cheloveka i grazhdanina v Rossii i mire: sb. tr. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Constitutional and Legal Mechanisms for the Protection of Human and Civil Rights in Russia and the World: a Collection of Works of an International Scientific and Practical Conference]. Moscow, Rossiiskii novyi universitet Publ., 2019, pp. 97-105.

2. Plotnikova I. N. Institute of People's Legislative Initiative: Are Amendments to the Costitution of the Russian Federation Necessary? Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi iu-ridicheskoi akademii = Bulletin of the Saratov State Law Academy, 2019, no. 5 (130), pp. 30-36 (in Russian).

3. Grozovskii B. V. and others; Mau V. A., Kuz'minov Ia. I. (ed.) Strategiia - 2020: novaia model' rosta - novaia sotsial'naia politika : monografiia [Strategy 2020: New Growth Model - New Social Policy: Monograph]. Moscow, Delo Publ., 2013, 427 p.

4. Ivanova N. G., Kankulova M. I. (ed.) Biudzhetnaia sistema Rossiiskoi Federatsii: ucheb-nik i praktikum dlia akademiche-skogo bakalavriata [Budget System of the Russian Federation: Textbook and Workshop for Academic Undergraduate Studies]. Moscow, Iurait Publ., 2019, 381 p.

5. Martynova A. A. Modern Healthcare Financing Models in Russia. Gosudarstvennaia vlast' i mestnoe samoupravlenie = State Power and Local Self-government, 2019, no. 6, pp. 42-45 (in Russian).

6. Danilova O. I., Tagunova M. V. The Financing of the Health System in the Russian Federation. Dnevnik nauki: elektronnyi nauchnyi zhurnal = Journal of Science: electronic scientific journal, 2019, no. 6 (30), pp. 43 (in Russian). Available at: http://dnevniknauki.ru/ index. php /number6 -2019/economy-6-2 019.

7. Shchukina T. V., Pliuta S. N. Improvement of Health Care Financing in the Region. Vestnik universiteta = University Bulletin, 2019, no. 5, pp. 48-55 (in Russian).

8. Malkov G. E., Kolmakova I. D. Prospects for the Development of State Control and Supervision in the Field of Public Health Protection. Obshchestvo. Ekonomika. Upravlenie = Society. Economy. Management, 2020, vol.5, no. 1, pp. 18-23 (in Russian).

9. Maksutova I. S., Rybal'chenko I. S. Problems of Financing the Healthcare Sector in Russia and Ways to Solve Them. Rostovskii nauchnyi zhurnal = Rostov Scientific Journal, 2019, no. 4, pp. 121-129 (in Russian).

10. Dukmasova A. Iu., Iunusova V. A. Problems of Financing the Healthcare Sector in the Russian Federation. Rostovskii nauchnyi zhurnal = Rostov Scientific Journal, 2019, no. 5, pp. 59-66 (in Russian).

11. Bessokirnaia G. P., Bol'shakova O. A., Karakhanova T. M. Povsedn.evn.aia deiatel'nost' gorodskikh zhitelei v gody reform: biudzhet vremeni, tsennosti, tendentsii (19862008) : kollektivnaia monografiia [Daily Activities of Urban Residents During the Reform Years: Time Budget, Values, Trends (1986-2008): Collective Monograph]. Moscow, In-t sotsiologii RAN Publ., 2010, 343 p.

12. Zhuravleva I. V. Otnoshenie k zdorov'iu individa i obshchestva [Attitudes towards the Health of the Individual and Society]. Moscow, Nauka Publ., 2006, 238 p.

13. Demina I. A. Legal Problems of Surrogate Motherhood. Elektronnyi nauchnyi zhur-nal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» = Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2020, vol. 8, no. 2 (30), pp. 152-161 (in Russian). Available at: https://esj.pnzgu.ru/page/ 46427. DOI 10.21685/2307-9525-2020-8-2-17.

14. Ulumbekova G. E. Zdravookhranenie Rossii. Chto nado delat' [Healthcare of Russia. What to do]. Moscow, GEOTAR-Media Publ., 2015, 699 p.

15. Ulumbekova G. E. Zdravookhranenie RF. Chto nado delat'. Sostoianie i predlozhe-niia: 2019-2024 gg. [Healthcare of the Russian Federation. What to do. Status and suggestions: 2019-2024]. Moscow, GEOTAR-Media Publ., 2019. 416 p.

16. Ulumbekova G. E., Ginoian A. B., Chaban E. A. Quantitative analysis of the Factors Influencing the State of Health of the Population in the Russian Federation. Meditsinskoe obra-zovanie i professional'noe razvitie = Medical Education and Professional Development, 2016, no. 2 (24), pp. 107-120 (in Russian).

17. Ulumbekova G. E., Prokhorenko N. F., Ginoian A. B., Kalashnikova A. V. A System Approach to Achieving the National Goal of Increasing Life Expectancy to 78 Years by 2024. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Right, 2019, vol. 12, no. 2, pp. 19-30 (in Russian). DOI: 10.26794/ 1999-849X-2019-12-2-19-30.

18. Sokolov E. V., Kuranov A. R. Analysis of Financing Systems of Health Services in Russia and Abroad. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniia = Economics and management: problems, solutions, 2016, no. 4, pp. 95-106 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Morunova G. V. Teoriia, zakonodatel'stvo i praktika organizatsii munitsipal'-nykh_fi-nansov v transformatsionnoi ekonomike : monografiia [Theory, Legislation and Practice of Organizing Municipal Finance in the Transformational Economy: Monograph]. Saint Petersburg, SPbGEU Publ., 2016, 153 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Феоктистов ¿Александр Владимирович — доцент кафедры частного и публичного права юридического института Пензенского государственного университета, кандидат юридических наук, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: f_117@mail.ru.

Скворцова Елена Николаевна — ассистент кафедры стоматологии медицинского института Пензенского государственного университета, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: len.skvortzova2014@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Feoktistov Aleksandr V. — Associate Professor, Department of Private and Public Law, Institute of Law, Penza State University, Candidate of Law, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: f_117@mail.ru.

Skvortsova Elena N. — Assistant, Department of Department of Dentistry, Medical Institute, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: len. skvortzova2014@yandex.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Феоктистов А. В. Тенденции развития законодательства в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи / А. В. Феоктистов, Е. Н. Скворцова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2020. — Т. 8, № 3. — С. 99-107. — URL: http://esj.pnzgu.ru. — DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-3-12.

FOR CITATION

Feoktistov A. V., Skvortsova E. N. Trends in the Development of Legislation in the Field of Health Protection and Medical Care. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2020, vol. 8, no. 3, pp. 99-107, available at: http://esj.pnzgu.ru. DOI: 10.21685/2307-95252020-8-3-12. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.