Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
365
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / всемирные выставки / павильон / выставочный стенд.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алтаева Алика Дамировна, Нуркушева Ляззат Тулеувна

в данной статье рассмотрены основные предпосылки и этапы развития всемирной выставочной деятельности с конца XVI века по настоящее время, основные методы и средства формирования коммуникационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алтаева А.Д.1, Нуркушева Л.Т.2

1Алтаева Алика Дамировна - бакалавр искусств, магистрант;

2Нуркушева Ляззат Тулеувна - доктор архитектуры, академический профессор,

факультет дизайна, Международная образовательная корпорация Казахская головная архитектурно-строительная академия г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные предпосылки и этапы развития всемирной выставочной деятельности с конца XVI века по настоящее время, основные методы и средства формирования коммуникационной среды.

Ключевые слова: история, всемирные выставки, павильон, выставочный стенд.

Динамика становления среды коммуникаций идет по пути развития от эклектизма и репликации значимых стилей, всевозможных концептов и применяемого экспозиционного пространства к развитию автономного концепта оформленного намерения, который задаёт направление композиции выставки и форму подачи экспозиций.

С прогрессом товарного производства начался период развития промышленных выставок, первые из которых проводились в Париже и имели показательно-демонстрационные цели. Развитие промышленной революции и потребность в реорганизации сферы сбыта, начало развития капитализма и капиталистических отношений требовали демонстрационной платформы уже мирового уровня. Стали образовываться капиталистические общенациональные рынки, послужившие главным фактором роста роли выставок. Наряду с выполнением традиционных коммерческих задач, выставки стали центром обмена информацией и достижений в технической, экономической, научной и культурной сферах. Начали появляться большие торгово-промышленные выставки, самые первые - Лондон - 1761 г., 1767 г., Мюнхен - 1788 г., Санкт-Петербург - 1829 г. Некоторые из них организовывались целыми торговыми центрами, с демонстрационными залами [1].

Первая всемирная выставка в Лондоне в 1851 положила начало исследованию выставочной деятельности, была поставлена задача организации экспозиций с эстетико-художественной стороны, что побудило к проектированию обширных пространств из железа и стекла.

Под влиянием проектного решения Хрустального дворца возникли большие читальные залы: круглый - в Британском Музее, Лондон; четырехугольный с железными колоннами, Париж.

Выставки влияли не только на социально-экономические факторы, но и оказывали огромное влияние на капитализм и его развитие, вместе с тем на общественный прогресс. Современники считают, что выставка, прошедшая в 1851 году, поспособствовала интернационализации Англии и положила конец английской замкнутости, вызванной территориальными особенностями. Выставка, характеризующаяся очевидцами "великой", длилась пять с половиной месяцев, в ней участвовали тридцать две страны. Экспозиция выставки была разделена на части: машины, сырье, прикладное искусство и готовые товары [2, 3].

Выставка благоприятно повлияла на развитие торговли в Англии. Английские товары получали главные премии, что послужило для страны рекламой. В последствии заключилось множество контрактов на экспорт продукции британской промышленности.

Экспозиционные пространства выставок второй половин XIX века характеризуются проявлением эклектизма. Экспонаты промышленных выставок имели различные архитектурные формы, отражающие разные стили: готика, барокко. Прототипами современных выставочных оборудований и витрин служили, так называемая, мебель для экспозитов: шкафы и комоды, спальные элементы парадного интерьера. Актуальными экспонатами того времени были гипертрофированные скульптуры и архитектурные декорации больших размеров.

Деление экспозиционного пространства происходило по фирмам, представляющим товары своего производства, которые не всегда были приурочены к единой тематике. В выставках отсутствовал принцип деления по специализации, не продумывались общая концепция и композиционная идея [4, 5].

Постепенно формировались основные требования к оформлению выставочных павильонов, к демонстрации товаров и изделий, принципам выставочной экспозиции. Прослеживалось развитие от простых демонстраций до разработки детализированной системы, где конфигурировали принципы оформительного искусства и средства архитектуры, использовалось специальное оборудование.

К концу XIX века в организации выставок стал прослеживаться рационализм, пришедший на смену эклектики. Этому послужил приход стиля модерн, оказавшего влияние на многие сферы жизни, в том числе и на выставочную деятельность. Вследствие этих изменений, выставка в Париже 1900 года была разделена не только по странам и фирмам, но и по отделам и отраслям. Развивались сложившиеся с

первых выставок методы демонстрации - диорамы и панорамы. На смену изображениям заводов-участников на картинах и гравюрах приходили макеты. При проектировании начали использовать чертежи, диаграммы, таблицы и фотографии. Проблема передвижения людей на выставках решилась с появлением первого выставочного транспорта, проблема утомляемости посетителей - с организацией зон отдыха. Прогресс не стоял на месте, в выставочную деятельность внедрялись такие новинки технической мысли как электричество и кинематограф [4].

XX век начался с появления специализированных выставок, проходивших наряду с многоотраслевыми, стали открываться выставки ремесел, архитектуры, конструкций, строительных материалов. Знаменитые архитекторы и строители этого периода воплощали на выставках свои смелые идеи, проектируя эффектные выставочные павильоны с применением новейших технологий, некоторые из которых стали образцом лучшей новаторской архитектуры [2].

В организации первых выставок использовались определенные методы и средства формирования коммуникационной среды:

1. Девиз, отражающий концепт выставки;

2. Формообразование сооружения;

3. В ысотная доминанта;

4. Архитектурный облик павильона, имеющий символическую составляющую.

Анализ каждого из перечисленных средств поможет выявить специфику организации выставочного пространства.

Девиз, отражающий концепт выставки. Первая всемирная выставка в Лондоне прошла под девизом «Пусть все народы работают совместно над великим делом - совершенствованием человечества». В последующем эта традиция сохранилась, девиз определял основную тему выставки, которую каждая страна-участница раскрывала исходя из своего понимания и возможностей.

Формообразование сооружения. Первые выставки проводились в крупных архитектурных сооружениях с большим пространством или наличием одного большого хорошо освещенного зала. К сооружениям пристраивались временные дополнительные помещения, чтобы адаптировать существующее пространство под демонстрацию выставочных экспонатов.

С появлением и развитием международных выставок началось строительство специальных выставочных павильонов с большими площадями, легко обозреваемыми и освещенными пространствами. Специально построенное под выставку сооружения явились демонстрацией успешного развития строительной техники, играя тем самым и роль экспоната:

1. Хрустальный дворец в Лондоне.

Рис. 1. Хрустальный дворец на выставке в Лондоне (1851 г.)

Хрустальный дворец является самым первым в мире крупным металлокаркасным зданием, и первым зданием, стены которого сделаны из стекла. Конструкция дворца была построена на новой системе портальных связей, которая позволяла компенсировать боковые усилия, возникающие при ветре. Еще одна важная особенность данного сооружения заключается в том, что эта крупнейшая конструкция была собрана из готовых модулей [7].

2. «Галерея машин» в Париже.

Рис. 2. Павильон «Галерея машин» (Париж) 1889 г.

Материалами для галереи послужили металл, стекло, железобетон, металлические каркасы, которые позволили увеличить пролет перекрытий; возводились фасады дворцового типа, и часто покрывались пышным декором в стиле - эклектика.

Позднее павильоны стали частью выставочных комплексов, которые включали в себя открытые площадки и пространства, с зеленью и водоемами:

1. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. 1923 г., Москва. Архитектор - А.В. Щусев.

2. Всемирные выставки в Брюсселе 1958г, Париже 1937 г., Осаке 1970 г., Монреале 1967г.

Временные павильоны сошли на нет и заменились специально возведенными отдельными

постоянными зданиями для выставок. Эти централизованные помещения делятся на типы:

- одноэтажные;

- зального типа с неразделенным пространством внутри, без опор, больше служившие для показа промышленных оборудований;

- зального типа с наружным единым объемом, но с промежуточными опорами;

- зального типа с пространством, разделенным вертикальными и горизонтальными уровнями.

Высотная доминанта. После представления Эйфелевой башни на всемирной выставке в Париже

1889года, закрепилась традиция проектирования сооружений, отражающих девиз выставки. Проект инженера А.Г. Эйфеля стал символом достижений строительной техники во Франции и сформировал характер ансамблеобразования выставки, сделав Эйфелеву башню высотной доминантой [8].

Архитектурный облик павильона, имеющий символическую составляющую. Тенденции в архитектуре выставок и искусстве экспозиций того времени - это отражение идей функционализма и конструктивизма. Многие экспонаты выставок размещались в национальных павильонах, архитектура их стала средством, раскрывающим содержание идей национальных экспозиций. Участие СССР во всемирной выставке привело к тому, что усилились идеологические роли архитектуры. Величественные павильоны СССР явились прекрасным образцом соединения скульптуры и архитектуры, и стали символом побед советского народа в строительстве, и примером активной пропаганды социальных идей. Главной темой всемирных выставок стал научный технический прогресс, поэтому в архитектуре многих павильонов были реализованы проекты довольно экспериментальные, с новыми идеями в инженерии. Были использованы конструктивные и пространственные решения, применялись современные строительные материалы и архитектонические принципы. Павильон СССР был выполнен в виде развернутого красного знамени, который символизировал торжество идей ленинизма в мире, павильон Японии был воплощением пяти цилиндрических объемов, образовывающие национальный японский символ - цветок вишни с пятью лепестками. Приемы экспозиции стали сложнее, и план-сценарий тоже усложнился.

Рис. 3. Павильон СССР на выставке (Осака, 1970 г.)

Перечисленные ранее методы и средства организации коммуникационной среды сохраняются и в настоящее время. Последняя всемирная выставка ЭКСПО прошла в Астане в 2017году под девизом: «Энергия будущего». Был сооружен павильон в виде шара диаметром 80 метров, здание стало самым большим в мире объектом сферической формы. 8 этажей здания стали отражением идей энергии будущего. За счет формы сооружения и энергосберегающих материалов, из которых оно сделано, проект является энергоэффективным.

Рис. 4. Сфера Нур Алем (Астана, 2017 г.)

Современные выставки организуются по тем же сложившимся принципам, однако в них привносятся новейшие концепции и идеи, применяются передовые технологии. При проектировании экспозиции закладывается «выставочный сценарий», который подразумевает театрализацию пространства и сюжетное действие [9]. Формообразование и предметное наполнение ориентируются на основные тенденции и критерии потребностей общества в способности восприятия возрастающего информационного потока [10]. В коммуникационную среду выставок широко внедряются интерактивные компоненты [11]. Проведение всемирных выставок всегда было связано с важными событиями, являясь форумом новейших достижений человечества. Их проведение способствует развитию тенденций всестороннего межрегионального сотрудничества государств. В современное время выставки остаются актуальными и интерес к ним только повышается. С развитием экономики и объемов производства, возникает потребность в организации выставочного пространства с внедрением мобильных и вариативных возможностей в арт-дизайн выставок. Вследствие этого, главным объектом выставки становится уже не архитектурная форма, а выставочный стенд.

Список литературы

1. Иванова Н. С. Конкурентная стратегия компании // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 2 (42). С. 99-101.

2. Комаров И. Первые всемирные выставки // Декоративное искусство СССР, 1970. № 9. С. 22-26.

3. Amandykova D.A., Imanbayeva Z.A., Assylbekova A.M., Nurkusheva L.T., Ostapenko I.I. Astra Salvensis. On the history of studying muséum complexes, 2018. Т. 11. С. 311.

4. Зайцев В.П. Первые всемирные промышленные выставки в Лондоне // Новая и новейшая история, 2001. № 4. С. 188-193.

5. Нуркушева Л.Т., Иманбаева Ж.А. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА, 2014. № 2. С. 36-41.

6. Софронов В. Первые всемирные промышленные выставки конца XIX - начала XX вв. // Наука и техника, 1998. 265 с.

7. Фолке Т. Хрустальный дворец / Т. Фолке. Кихлштедт, 1976.

8. Орлов М.А. Всемирная парижская выставка 1900 в иллюстрациях и описаниях / СПБ, 1900. 274 с.

9. Джордж Э. Справочник куратора. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 352 с

10. Иванов А.В. Выставка в красном - цифровые технологии DRUPA-2004 // Университетская книга, 2004. № 7. С. 11-13.

11. Платонова Т.Л. Чудеса архитектуры. М.: Эксмо, 2014. 208 с.

12. Хрустальный дворец. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://v.900igr.net:10/fotografii/istorija/Viktorianskaja-epokha/011-Crystal-Palace-KHrustalnyj-dvorets.html/ (дата обращения: 21.03.2022).

13. Павильон «Галерея машин» (Париж) 1889 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://archi.ru/russia/image_large.html?id=203787/ (дата обращения: 21.03.2022).

14. Павильон СССР на выставке (Осака, 1970 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.penccil.com/museum.php?show=9895&p=/ (дата обращения: 21.03.2022).

15. Сфера Нур Алем (Астана, 2017 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.lightinglab1.com/portfolio/astana-expo-2017-daylight-analysis/ (дата обращения: 21.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.