УДК 338.48(470+571) ББК 65.433(2Рос)
М 35
В.М. Матюнин
Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Сибирского
института управления (филиала Российской академии народного хозяйства и
государственной службы при Президенте РФ), г. Новосибирск. Тел: (913) 93 77 304,
е-mail: [email protected].
Тенденции развития туристической сферы в России: проблемы и перспективы
(Рецензирована)
Аннотация. В работе проанализированы основные тенденции, существующие в туристической сфере. Дана оценка основных проблем в области транспорта, гостиничного хозяйства, информационной и рекламной политики; с помощью статистических данных определены ключевые направления, по которым необходимо развивать туристическую сферу; сделан вывод о том, что при наличии значительного потенциала в туристической сфере России он используется минимально.
Ключевые слова: туризм, экономика туризма, транспорт, гостиничное хозяйство, информационная политика
V.M. Matyunin
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Management Department, the Siberian Institute of Management (Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration), Novosibirsk. Ph. (913) 93 77 304, e-mail: [email protected].
Trends in the development of tourist industry in Russia: problems and prospects
Abstract. This paper discusses some aspects of tourism development. An analysis is made of the key trends that exist in the tourist sector. The major challenges in the field of transport, hotel industry, information and advertising policy are estimated. Statistical data are used to identify the key areas in which it is necessary to develop the tourist sector. It is inferred that despite available significant potential in the tourist sector of Russia, it is used minimally.
Keywords: tourism, tourism economy, transport, hotel industry, information policy.
В последние годы туризм является наиболее динамично развивающейся сферой экономической деятельности. Этот общемировой тренд характерен для многих стран и континентов, что заставляет многие государства и регионы пересматривать концепции развития экономики, менять приоритеты социально-экономического развития. За кажущейся на первый взгляд простотой этого вопроса кроется большой клубок проблем и противоречий, с которыми приходиться сталкиваться в процессе организации и развития туристической сферы в стране и регионах. В настоящее время следует отметить, что многие регионы России заинтересованы в развитии этой сферы экономических отношений, притом что в некоторых регионах существует мощнейший туристический потенциал, который используется фрагментарно, частично и не в полном объеме на уровне 10-15 %, а в некоторых случаях не рассматривается органами власти регионов в качестве возможной сферы специализации территории. В таком случае это необходимо рассматривать как существенные экономические
потери от неиспользования туристического потенциала.
Путешествие и туризм прямо или косвенно обеспечивают приблизительно 3-5% мирового ВВП, а также мирового экспорта услуг. Согласно оценкам экспертов, общий вклад индустрии туризма и путешествий в обеспечение занятости, включая косвенно поддерживаемые рабочие места, составляет 7-8 %. Это значит, что индустрия туризма является очень важным участником глобальной программы развития и играет уникальную роль в формировании динамичного, устойчивого и сбалансированного глобального роста [1].
Доходы от туристической деятельности в мировом масштабе сопоставимы с самыми прибыльными видами бизнеса. В такой ситуации Россия находится на периферии этого основного тренда. Объем капитальных вложений, количество занятого населения, развитие малого и среднего предпринимательства, улучшение транспортной и гостиничной инфраструктуры - все это и многое другое является следствием развития туристической деятельности и формировании туристического продукта в стране и регионах.
Развитие туристического продукта невозможно без следующих составляющих: туристические достопримечательности разного происхождения, туристическая инфраструктура и транспортная доступность. Вместе с тем, следует понимать, что это сложное социально-экономическое явление, и это осознание необходимо для того, чтобы лучше понимать его природу происхождения и основные тенденции его развития, как в рамках страны, так и в мировом масштабе.
Согласно данным Всемирной туристической организации (UNWTO), число международных туристических визитов составило 1 миллиард в 2012 году, а доходы от международного туризма превышают 1 триллион долларов [2]. При этом следует отметить, что ряд обстоятельств - мировой финансовый кризис и политическая нестабильность в ряде регионов и стран - не позволили достичь этих значений несколькими годами ранее. По данным UNWTO 1 из 12 человек работают в туристической отрасли в странах с растущей или развитой экономикой и тенденция роста занятости в прогнозах сохраняется.
По результатам исследования ВЦИОМ в 2012 году доля туристов в России составила 20%, а расходы на летние путешествия составили 24 481 руб. на одного члена семьи, что на 15% больше, чем в предыдущем 2011 году [3]. Вместе с тем, все еще большой процент населения проводит отпуск дома (52%) или на даче (24%). Эти данные говорят о значительном скрытом потенциале экономического роста туристической сферы и развития туристического продукта за счет стимулирования внутреннего спроса, который может быть кратно выше существующих показателей. Стоит отметить, что ряд показателей все же имеет положительную тенденцию. Так, если сравнивать процент населения, которое проводит свой отпуск дома, то по сравнению 2012 года с 2005 годом этот показатель сократился с 68% до 54% ,т.е. наблюдается положительная динамика, но все же недостаточная для исправления ситуации в туристической деятельности в целом. Стоит также отметить, что отдых на Черном море и других городах и селах страны фактически является неизменной величиной и изменяется в пределах одного процента (табл. 1) [3].
Таблица 1
Летний отдых граждан России
Вспомните, пожалуйста, где вы отдыхали этим летом? (закрытый вопрос, любое число ответов)
2012 г. 2011 г. 2010 г. 2009 г. 2008 г. 2007 г. 2006 г. 2005 г.
Оставался дома, занимался своими делами 54 52 62 64 62 65 63 68
На даче, садовом 24 21 17 15 14 15 17 16
участке
В другом городе, селе России 9 8 8 9 10 7 9 8
На Черном море (Россия) 8 7 7 7 7 7 7 7
Во всех сферах туристической деятельности, как на федеральном уровне, так и на региональном, осуществляется поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации, идет создание новых туристических продуктов.
Существующая тенденция роста туристического потока и увеличение расходов на одного человека с 2007года по 2012 год на 36,3 % по данным ВЦИОМ является позитивным сдвигом в развитии всей туристической отрасли, но все же существуют серьезные проблемы, сдерживающие развитие этого вида экономической деятельности (табл. 2) [3].
Таблица 2
Средние расходы на человека на летний отдых
Оцените, пожалуйста, сколько денег в среднем на человека было потрачено Вами на летний отдых? (открытый вопрос, один ответ, приведена средняя сумма в рублях)
2012 г. 2011 г. 2010 г. 2009 г. 2008 г. 2007 г.
Средняя сумма, в руб. 19415 16759 15338 14498 15046 14244
Прирост по отношению к предыдущему году, в % 15,8% 9,2% 5,7% -3,7% 5,6% -
К основным проблемам развития туристической деятельности и туристического продукта в России и регионах с туристическим потенциалом можно отнести следующие:
- отсутствие реальной государственной поддержки; слабая информационная политика и ее реализация;
проблемы рекламного и маркетингового продвижения туристического продукта; слабая дифференцированность предложения и дороговизна гостиничных услуг; неудовлетворительное состояние системы общественного питания; низкий уровень развития специализированных видов туризма; транспортная доступность территории и региона и качество транспортных услуг; низкий культурный уровень и нетерпимость к туристам;
необоснованно высокая стоимость всех видов услуг, входящих в туристический продукт;
- значительные сезонные колебания и загрузка объектов в мертвый сезон; статистический учет и достоверность цифр по туристическому потоку. настоящее время одной из основных проблем в развитии туризма является
проводимая информационная политика. Большинство СМИ зачастую популяризируют зарубежный отдых вместо отечественного продукта, а количество сюжет об отдыхе за рубежом кратно превышает количество сюжетов о российском турпродукте. При этом необходимо отметить, что страны, привлекающие туристов, тратят на рекламноинформационное продвижение от 30 до 100 млн. евро в год, в то время как в России это значение кратно меньше, да и эффективность расходов до сих пор остается на низком уровне [4]. В связи с этим до настоящего времени не сложилось единой информационной концепции в данной области. Порой отечественные потребители лучше осведомлены о местах и достопримечательностях в других странах, при этом плохо зная географию, историю и туристические места у себя на родине.
В
Продвижение туристического продукта необходимо также дифференцировать с точки зрения отечественного и зарубежного туриста из-за разницы в восприятии, культурноисторического опыта, и универсальность здесь неприемлема.
Одним из сдерживающих факторов развития туризма в стране и регионах является гостиничное хозяйство. Данные статистики свидетельствуют о значительном росте числа гостиниц с 2000 по 2011 год - в два раза, росте номерного фонда, единовременной вместимости гостиниц и предоставленных ночевок (см. таблицу). В тоже время коэффициент использования гостиничного фонда имеет тенденцию к снижению с 0,37 до 0,32. Это говорит о недозагруженности объектов размещения, определенном потенциале роста и необходимости пересмотра принципов ведения бизнеса. Для сравнения - в странах Европы этот показатель может доходить до 0,6-0,8 в результате реализации стратегии развития гостиничных комплексов и сглаживания сезонных колебаний спроса в мертвый сезон за счет корректировки цены. При всех существующих положительных тенденциях стоит отметить высокую стоимость оказания гостиничных услуг в регионах страны и слабую дифференциацию предложения, отсутствием в должной степени сегмента хостелов, который есть во всем мире. В среднем в гостиницах уровня 2-3 звезды стоимость койко-места может составлять от 25-40 евро в день в странах Европы и 50-60 евро за аналогичные услуги в регионах России. Во многом именно этим объясняется слабая загруженность номерного фонда средств размещения (табл. 3) [1].
Таблица 3
Основные показатели деятельности гостиниц
2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011
Число гостиниц 4182 4812 5917 6774 7410 7866 8406
Номерной фонд гостиниц тыс. номеров 183 201 219 247 249 263 284
Единовременная вместимость гостиниц, тыс. мест 346,1 404,4 447,1 498,4 501,2 537,3 585,4
Предоставлено ночевок за год тыс. 46559 51922 58377 6397 7 53427 60425 67560
Коэффициент исполь-зования гостиничного фонда (наличных мест) 0,37 0,35 0,36 0,35 0,29 0,31 0,32
Особо следует остановиться на транспортной доступности и качестве транспортных услуг. Высокая доступность характерна для центральных и южных регионов, средняя для Урала и некоторых регионов Сибири, в других российских регионах доступность оценивается как низкая, а в некоторых случаях как очень низкая [5]. Это связано и с территориальным распределением населения и с государственной политикой в данной области. Развитие всех видов транспорта, строительство дорог, вокзальных комплексов, обновление подвижного состава, все это и многое другое требует огромных капитальных вложений, однако без этой деятельности о развитии туризма не может быть и речи. В настоящее время можно констатировать факт того, что по сравнению с бывшим СССР речные туристические перевозки и региональные авиаперевозки сократились кратно (табл. 4) [6].
Таблица 4
Динамика развития гражданской авиации в России
Показатели 1991 1995 2000 2005 2010 2011 2012
1 Объем перевозок российскими А/К
млн.пасс. 88,2 31 21,8 35,1 56,9 64,1 74
тыс.тонн 1091 442 547 629 926 982 963
2 Объем обслуженных пассажиров в аэропортах, млн.пасс. 98,0 35,5 57,7 94,0 112,0 92,0
3 Количество А/компаний 387 296 182 159 127 125
4 Количество аэропортов 1450 876 533 393 332 315 304
5 Государственные вложения на развитие аэропортов, млрд.руб. 0,02 7,1 24 33 42
Если сравнивать инфраструктуру аэропортов, то здесь отставание колоссально. Из таблицы видно, что из работавших в советское время 1450 аэропортов на данный момент осталось только 304. Основной ущерб в такой ситуации понесла малая авиация, которая обслуживала до 60 % территории страны. Похожая ситуация характерна и для речных пассажирских перевозок. Даже в последнее время, согласно данным статистики, происходит падание пассажиропотока по всем видам транспорта, за исключением воздушного (табл. 5) [1].
Таблица 5
Перевозки пассажиров транспортом общего пользования по отдельным видам сообщения (млн. человек)
2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011
Междугородное сообщение - всего в том числе 329 320 326 315 273 269 261
Железнодорожное 138 134 137 136 117 115 115
Автобусное 175 164 161 150 130 122,2 110,8
Внутреннее водное 1,4 1,3 1,6 1,0 0,9 0,9 0,8
Воздушное (внутреннее, включая местное) 14,6 20,7 25,9 27,9 25,3 30,8 34,6
В такой ситуации важным фактором в развитии транспортной системы для нужд туристической сферы должна выступать соответствующая политика и система эффективного менеджмента на всех уровнях. Следует отдельно обратиться к зарубежному опыту, особенно в части развития системы авиакомпаний-дискаунтеров, которые развиваются во многих странах за исключением России. Многие зарубежные компании- дискаунтеры готовы выйти на российский рынок, однако они сталкиваются с множеством проблем и барьеров. Одной из них состоит в том, что большинство аэропортов и инфраструктуры предназначено в основном для национальных перевозчиков. Система обслуживания бортов, работа с багажом и пассажиропотоком зачастую не отвечает международным стандартам. Все это привело к тому, что с рынка ушли отечественные лоу кост компании, такие как Авианова и Sky Express, которые занимали неплохие позиции по пассажиропревозкам. Все это является следствием неэффективного менеджмента, что влияет на доступность и развитость всех видов авиаперевозок в стране.
За последние несколько лет железнодорожные пассажирские перевозки характеризуются отрицательной динамикой. Это происходит по причине постоянного роста
стоимости оказываемых услуг и незначительным ростом сервиса, а также моральной и физической изношенностью подвижного состава. Программа обновления подвижного состава в настоящее время реализуются, но темпы ее значительно отстают от существующих потребностей, поэтому потребителям приходится выбирать другие виды транспорта, там где это возможно.
Все перечисленные проблемы в сфере транспорта значительно сдерживает мобильность населения по стране, и это в значительной степени влияет на развитие всей туристической отрасли.
Стоимость туристического продукта является еще одним проблемным вопросом в данной области. Дороговизна отечественного туризма мотивирует потребителя выбирать иностранный продукт, и по соотношению цена-качество наш продукт проигрывает в конкурентной борьбе. Здесь же нужно отметить и тот факт, что многие туристические организации в высокий сезон готовы получать ренту, в то время как в мертвый идет значительный простой и незагруженость туристических объектов и инфраструктуры. К таким последствиям приводят негибкость системы, отрицание международного опыта, неэффективность менеджмента. Доступность зарубежного туристического продукта выше, несмотря на то, что место назначения находится кратно дальше по сравнению с возможными вариантами отдыха в соседних регионах.
Вместе с тем, в туристической отрасли наблюдается ряд позитивных изменений. За последние несколько лет, согласно данным статистики, инвестиции в основной капитал в деятельность гостиниц выросли почти в 7 раз, деятельность прочих мест для временного проживания на такую же величину, а инвестиции в деятельность туристических агентств увеличились в 3 раза (табл. 6) [1].
Таблица 6
Инвестиции в основной капитал в отдельные виды деятельности сферы туризма
(млн. рублей)
2005 2008 2009 2010 2011
Деятельность гостиниц 4327,8 13741,5 12951,7 13354,6 27238,3
Деятельность прочих мест для временного проживания 2505,8 6188,7 4952,8 7314,1 14268,8
Деятельность туристических агентств 502,3 207,6 178,0 235,4 1589,1
Это обусловлено прежде всего тем, что в страну и ряд регионов приходят мировые гостиничные сети, а дополнительным стимулом для развития туризма служит создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа.
В соответствии с ФЗ №116 от 22 июля 2005 г. ряд регионов пытается развивать туристическую деятельность в рамках вновь созданных особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа [7]. Как правило, основным элементом привлечения резидентов являются льготы по имущественному, земельному, транспортному налогу и налогу на прибыль. Несмотря на то, что работы по развитию туризма в семи зонах начались в 2007-2008 г. деятельность в них ведется в усеченном виде, часть зон не запущены вообще в виду различных организационных и юридических проблем и отстают от ранее обозначенных сроков ввода в эксплуатацию. В некоторых ОЭЗ все еще продолжаются строительные работы и благоустройство территории. Алтайская долина, Байкальская гавань, Бирюзовая Катунь и ряд других ОЭЗ являются пионерными проектами в развитии туристической деятельности. В настоящее время трудно сделать оценку экономической эффективности работы созданных особых зон, так как прошло довольно мало времени с момента их создания и инвестиционный процесс еще продолжается. В некоторых зонах актуальным вопросом остается привлечение резидентов на территорию и формирование стабильно растущего туристического потока, что даст импульс увеличению веса туристических услуг в общем
объеме платных услуг населению.
Вместе с тем, стоит отметить, что удельный вес туристических услуг в общем объеме платных услуг населению составляет всего 1,8-2,0 %, в то время как услуги гостиниц и средств размещения 2,3-2,7 % в зависимости от года [1]. Это обусловлено тем, что значительная доля расходов в сфере услуг формируется в сфере транспорта, ЖКХ, связи, бытовых, банковских и ряде других, что тоже является поводом для того чтобы пересмотреть структуру потребления услуг населением и увеличить эту долю в ближайшей перспективе хотя бы в 2-3 раза.
По итогам 2012 года, согласно данным UNWTO, Россия занимает 5 место (в 2005 году
9 место) по международным расходам на туризм (42,8 миллиарда долларов), уступая лишь Китаю, США, Германии и Великобритании. Совокупная доля рынка этих пяти стран составляет 34 %. В такой ситуации происходит постепенная смена стран лидеров по расходам на туризм (табл. 7) [8].
Таблица 7
Международные расходы на туризм по странам мира (млрд. долларов)
2005 2010 2011 2012 Доля рынка в 2010
Китай 21,8 54,9 72,6 102,0 9,5
Германия 74,4 78,1 85,9 8З,8 7,8
США 69,9 75,5 78,7 8З,7 7,8
Великобритания 59,6 50,0 51,0 52,З 4,9
Россия 17,З 26,6 З2,5 42,8 4,0
Существующие тенденции как внутри страны, так и в международном масштабе свидетельствует о значительном потенциале роста туристической сферы. Несмотря на общемировые предпосылки, туризм в России развивается фрагментарно, отсутствует единая государственная стратегия развития этой сферы. Активность малого и среднего бизнеса в этой сфере должна поддерживаться государством, в том числе и через развитие инфраструктурных проектов. Необходимо также понимать, что инвестиции в туристическую сферу являются перспективным направлением деятельности со сроками окупаемости от 5до
10 лет, при этом первоначально ориентация должна происходить в среднесрочной перспективе на внутренний туристический поток до тех пор, пока туристическая деятельность не будет соответствовать международным стандартам. До настоящего времени Россия является поставщиком туристов и формирует международный туристический поток, как следствие происходит увеличение расходов. Для некоторых регионов туристическая деятельность может стать приоритетным направлением для развития и смены существующей специализации в среднесрочной перспективе.
Примечания:
1. Туризм в цифрах. 2012: стат. сб. / ИИЦ «Статистика России», Федеральное агентство по туризму. М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. 39 с.
2. Risi M. International tourism hits one billion // World Tourism Organization UNWTO.
2012. URL: http://media.unwto.org/en/press-release/2012-12-12/international-tourism-hits-one-
billion (дата обращения 20.01.2013).
3. Итоги летнего туристического сезона // ВЦИОМ. Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2013. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113104 (дата обращения 10.03.2013).
4. Интервью Заместителя руководителя Ростуризма Евгения Писаревского информационному агентству "Гарант" о реализации Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (2009 г.) // Федеральное агентство по туризму (РОСТУРИЗМ). - 2009. URL: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140427/ (дата обращения 10.04.2013).
5. Индекс транспортной доступности территории // Информационные ресурсы национальной стратегии и плана действий по сохранению биоразнообразия России. 2013. URL: http://www.sci.aha.ru/biodiv/npd/5_14.htm (дата обращения 20.03.2013).
6. Динамика развития гражданской авиации в России // Ассоциация Аэропорт. 2013. URL: http://www.airport.org.ru/08_02_news.html (дата обращения 15.03.2013.).
7. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ: [ред. от 04.03.2013 № 21-ФЗ] // СЗ РФ. 2005. № 30 (Ч II). Ст. 3127.
8. World's Top Tourism Spenders // World Tourism Organization UNWTO. 2013. URL: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront.net/sites/all/files/pdf/tsen_0.pdf (дата обращения 20.03.2013.).
References:
1. Tourism in figures. 2012: stat. coll. / IITs "Statistics of Russia", Federal Tourism Agency. M.: IITs "Statistics of Russia", 2012. 39 pp.
2. Risi M. International tourism hits one billion // World Tourism Organization UNWTO.
2012. URL: http://media.unwto.org/en/press-release/2012-12-12/international-tourism-hits-one-
billion (date of the address 20.01.2013).
3. Results of a summer tourist season //VTsIOM. Russian Public Opinion Research Center.
2013. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113104 (date of the address 10.03.2013).
4. Interview of the Deputy Head of Rostourism Evgeniy Pisarevsky to Garant News Agency
about implementation of the Federal law "About bases of tourist activity in the Russian Federation" (2009) // Federal Tourism Agency (ROSTOURISM). - 2009. URL:
http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140427/ (date of the address 10.04.2013).
5. Index of transport availability of the territory // Information resources of national strategy and plan of action on preservation of a biodiversity of Russia. 2013. URL: http://www.sci.aha.ru/biodiv/npd/5_14.htm (date of the address 20.03.2013).
6. Dynamics of development of civil aviation in Russia // the Airport Association. 2013. URL: http://www.airport.org.ru/08_02_news.html (date of the address 15.03.2013).
7. About special economic zones in the Russian Federation: The federal law of July 22, 2005, No. 116-FZ: [edition of 04.03.2013 No. 21-FZ] // SZ Russian Federation. 2005. No. 30 (Part 2). Art. 3127.
8. World's Top Tourism Spenders//World Tourism Organization UNWTO. 2013. URL: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront.net/sites/all/files/pdf/tsen_0.pdf (date of the address 20.03.2013).