Научная статья на тему 'Тенденции развития туристической отрасли в России'

Тенденции развития туристической отрасли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ФИРМЫ / TRAVEL COMPANY / ГРУППИРОВКА / GROUP / СРЕДНЕДУШЕВЫЕ ДОХОДЫ / PER CAPITA INCOME / ВЗАИМОСВЯЗЬ / RELATIONSHIP DYNAMICS / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутенко Инна Владимировна

В данной статье представлено исследование субъектов России по количеству действующих туристических фирм и размеру среднедушевого денежного дохода; выполнен анализ динамики туристических фирм и среднедушевых доходов; выявлена взаимосвязь между двумя исследуемыми показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бутенко Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY IN RUSSIA

This article presents a study of the Russian regions by the number of existing tourist firms and the size of average per capita money income; the analysis of the dynamics of tourist firms and per capita income; the interrelation between the two studied parameters.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития туристической отрасли в России»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ

УДК 379.83

Инна Владимировна Бутенко,

к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли» Тел.: 8 (903) 883-49-11 Эл. почта: inbu@yandex.ru

В данной статье представлено исследование субъектов России по количеству действующих туристических фирм и размеру среднедушевого денежного дохода; выполнен анализ динамики туристических фирм и среднедушевых доходов; выявлена взаимосвязь между двумя исследуемыми показателями.

Ключевые слова: туризм, туристические фирмы, группировка, среднедушевые доходы, взаимосвязь, динамика.

Inna V. Butenko,

candidate of economic Sciences, associate Professor of Department "Accounting, analysis and audit" Orel State Institute of Economics and trade" Tel.: 8 (903) 883-49-11 E-mail: inbu@yandex.ru

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY IN RUSSIA

This article presents a study of the Russian regions by the number of existing tourist firms and the size of average per capita money income; the analysis of the dynamics of tourist firms and per capita income; the interrelation between the two studied parameters.

Keywords: tourism, travel company, group, per capita income, the relationship dynamics.

Туризм является одной из наиболее развивающихся отраслей мировой экономики. Сегодня мы рассматриваем туризм как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое действительно пробирается во все сферы деятельности нашей жизни и изменяет окружающий мир. Туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся секторов экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты, оказывающим влияние на платежный баланс страны.

Развитие туризма является крупнейшим источником валового мирового продукта, способствует занятости населения. На туризм приходится почти десятая часть этих мировых показателей, причем объемы инвестиций в туризм, как и раньше, остаются достаточно значительными. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своей Родины и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, обычаями и традициями той или иной страны.

На сегодняшний день туризм по России может достойно конкурировать с многими знаменитыми заграничными турами. В первую очередь это возможно благодаря богатству русской культуры, которая считается в мире одной из самых многогранных и интересных. Кроме этого, в последние годы по всей стране активно развивается туристическая инфраструктура, сооружаются современные отели и рекреационные комплексы, начинается реконструкция давно существующих объектов. Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, событийный и гастрономический виды туризма. Известен также индивидуальный и детско-молодежный отдых. Таким образом, анализируя нынешнее состояние туристической отрасли России, следует отметить, что перспективы развития внутреннего туризма здесь достаточно неплохие [1].

В связи с этим, объектом исследования являются субъекты Российской Федерации; предметом исследования - численность туристических фирм Российской Федерации.

Вопросам статистического исследования проблем и перспектив развития туристической деятельности в России были посвящены работы Ермакова С.С., Арлановой Н. В., Биржакова М.Б., Биткуловой Л.И., Пановой Д.Н., Дехтярь Г.М. и других. Результаты научных исследований, изложенные в трудах указанных авторов, послужили теоретической базой для дальнейших разработок по проблемам анализа и прогнозирования рынка туризма, для выработки научных положений и практических рекомендаций применительно к современным условиям.

Научная необходимость статистического анализа рынка туризма в России требует проведения дополнительных исследований и представляет практический интерес с позиции выбора стратегии экономического развития страны.

К элементам научной новизны можно отнести разработку динамических группировок (группировок, в которых представлено разбиение исследуемой совокупности на однородные группы по конкретному признаку в динамике). Оригинальность авторского подхода заключается в разработке методики выявления благоприятных и неблагоприятных территорий с точки зрения развития турбизнеса в России.

В сложившихся условиях экономического спада, инфляции, роста цен, снижения доходов и курса российской валюты, ухудшение уровня жизни растет беспокойство населения по поводу направлений денежных расходов и целесообразности вложения их в путешествия. В связи с этим встает необходимость более детального изучения динамики и структуры российского

туристического рынка на современном этапе.

Группировка турфирм субъектов РФ за период с 2008 по 2013 гг. представлена в таблице 1 [2].

Результаты группировки позволили сформулировать вывод о том, что:

- в 2008 году наименьшее количество турфирм субъектов РФ наблюдается в следующих субъектах: Воронежской области, республиках Коми, Адыгее, Калмыкии, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Марий Эл, Мордовии, Чувашской, Ямало-Не-

нецком автономном округе, Курганской области; наибольшее количество турфирм субъектов РФ в Астраханской, Ростовской областях, Приморском, Хабаровском краях и г. Москве;

- в 2013 году наименьшее количество турфирм субъектов РФ наблюдается в следующих субъектах: Брянской, Ивановской, Курской, Липецкой, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Псковской, Ульяновской, Челябинской, Омской, Томской, Курганской областях, республиках Тыве, Коми, Адыгее, Калмыкии, Дагестане, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской,

Северной Осетии, Чеченской, Марий Эл, Мордовии, Удмуртской, Чувашской, Ставропольском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, Алтайском крае, а самые высокие г. Москва и в Астраханской области.

Сравнивая результаты двух группировок, можно выделить субъекты РФ с устойчиво низкими и устойчиво высокими значениями исследуемого показателя. Устойчиво низкое количество турфирм наблюдается в республиках Коми, Адыгее, Калмыкии, Дагестане, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Марий Эл, Мордовии, Чувашской,

Таблица 1

Группировка субъектов РФ по количеству турфирм в 2008 и в 2013 гг.

Группировка субъектов РФ по количеству турфирм, ед. Субъекты РФ

2008 г. 2013 г

менее 1 Воронежская обл, Респ. Коми, Респ. Адыгея, Респ. Калмыкия, Респ. Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Респ., Респ. Марий Эл, Респ. Мордовия, Чувашская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ, Курганская обл. Брянская обл, Ивановская обл, Курская обл, Липецкая обл, Рязанская обл, Смоленская обл, Тамбовская обл, Тверская обл, Респ. Коми, Псковская обл, Респ. Адыгея, Респ. Калмыкия, Респ. Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Респ. Северная Осетия, Чеченская Респ., Ставропольский край, Респ. Марий Эл, Респ. Мордовия, Удмуртская Респ, Чувашская Республика, Ульяновская обл, Ямало-Ненецкий автономный округ, Челябинская обл, Респ. Тыва, Алтайский край, Омская обл, Томская обл, Курганская обл.

1-8,43 Белгородская обл, Брянская обл, Костромская обл,Курская обл, Липецкая обл, Орловская обл, Рязанская обл, Смоленская обл, Тамбовская обл, Тверская обл, Тульская обл, Архангельская обл, Ленинградская обл, Мурманская обл, Новгородская обл, Волгоградская обл,Респ. Северная Осетия, Респ. Башкортостан,Удмуртская Респ, Кировская обл, Оренбургская обл, Пензенская обл, Самарская обл, Пермский край, Саратовская обл, Ульяновская обл,Респ. Югра, Респ. Алтай, Респ. Тыва, Респ. Хакасия, Томская обл, Кемеровская обл, Омская обл, Респ.Саха, Магаданская обл, Еврейская автономная область Белгородская обл, Воронежская обл, Калужская обл, Костромская обл, Орловская обл, Тульская обл, Ярославская обл, Архангельская обл, , Вологодская обл, Калиниградс-кая обл, Ленинградская обл, Мурманская обл, Новгородская обл, Вологодская обл, Респ. Башкортостан,Кировская обл, Нижегородская обл, Оренбургская обл, Пензенская обл, Самарская обл, Саратовская обл, Свердловская обл, Тюменская обл, Респ. Югра, Респ.Бурятия, Респ. Хакасия, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская обл, Кемеровская обл, Новосибирская обл, Респ.Саха, Амурская обл, Магаданская обл, Сахалинская обл. Еврейская автономная область

8,43-15,86 Ивановская обл, Псковская обл, Ставропольский край, Респ.Татарстан, Нижегородская обл, Тюменская обл, Челябинская обл, Респ.Бурятия, Забайкальский край, Красноярский край, Свердловская обл, Амурская обл, Сахалинская обл. Владимирская обл, Московская обл, Ростовская обл, Респ.Татарстан, Пермский край, Приморский край, Хабаровский край

15,86-23,29 Калужская обл, Ярославская обл, Респ. Карелия, Алтайский край, Новосибирская обл, Иркутская обл, Камчатский край Респ. Карелия, Красноярский край, Респ. Алтай, Камчатский край

23,29-30,72 Владимирская обл, Вологодская обл, Калиниград-ская обл,.

30,72-38,15 Московская обл, Санкт-Петербург, Краснодарский край.

38,15-45,58 - Санкт-Петербург

Свыше 45,58 г. Москва Астраханская обл, Ростовская обл, Приморский край, Хабаровский край г. Москва, Астраханская обл.

Итого 80 80

Таблица 2

Группировка субъектов РФ по размеру денежных доходов населения в 2008 и в 2013 гг.

Субъекты РФ

Группы по доходам, тыс. руб. 2008 г. Группы по доходам, тыс. руб. 2013 г.

До 6 Республика Калмыкия До 12 Республика Калмыкия, Еврейская авт. область

6-9,5 Владимирская обл., Ивановская обл., Респ. Адыгея, Кабардино-Балкарская Респ., Карачаево-Черкесская Респ., Чеченская Респ., Респ. Марий Эл, Респ. Мордовия, Чувашская Респ., Саратовская обл., Респ. Тыва 12-17 Кабардино-Балкарская Респ., Карачаево-Черкесская Респ., Респ. Марий Эл, Респ. Мордовия, Чувашская Респ., Саратовская обл., Респ. Алтай, Респ. Тыва, Алтайский край

9,5-13 Белгородская обл., Брянская обл., Воронежская обл., Калужская обл., Костромская обл., Курская обл., Липецкая обл., Орловская обл., Рязанская обл., Смоленская обл., Тамбовская обл., Тверская обл., Тульская обл., Ярославская обл., Респ. Карелия, Вологодская обл., Калининградская обл., Ленинградская обл., Новгородская обл., Псковская обл., Краснодарский край, Астраханская обл., Волгоградская обл., Ростовская обл., Респ. Дагестан, Респ. Северная Осетия - Алания, Ставропольский край, Удмуртская Респ., Кировская обл., Оренбургская обл., Пензенская обл., Ульяновская обл., Курганская обл., Респ. Алтай, Респ. Бурятия, Респ. Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Приморский край, Амурская область, Еврейская авт. обл. 17-22 Брянская обл., Владимирская обл., Ивановская обл., Костромская обл., Курская обл., Орловская обл., Рязанская обл., Смоленская обл., Тамбовская обл., Тверская обл., Тульская обл., Ярославская обл., Респ. Карелия, Вологодская обл., Калининградская обл., Ленинградская обл., Новгородская обл., Псковская обл., г. Санкт-Петербург, Респ. Адыгея, Астраханская обл., Волгоградская обл., Ростовская обл., Респ. Дагестан, Респ. Северная Осетия - Алания, Чеченская Респ., Ставропольский край, Удмуртская Респ., Кировская обл., Оренбургская обл., Пензенская обл., Ульяновская обл., Курганская обл., Челябинская обл., Респ. Бурятия, Респ. Хакасия, Забайкальский край, Иркутская обл., Кемеровская обл., Омская обл, Томская обл.

13-16,5 Архангельская обл., Респ. Башкортостан, Респ. Татарстан, Пермский край, Нижегородская обл., Самарская обл., Челябинская обл., Красноярский край, Иркутская обл., Кемеровская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Томская обл., Хабаровский край 22-27 Белгородская обл., Воронежская обл., Калужская обл., Липецкая обл., Архангельская обл., Краснодарский край, Респ. Башкортостан, Респ. Татарстан, Пермский край, Нижегородская обл., Самарская обл., Красноярский край, Новосибирская обл., Приморский край, Амурская обл.

16,5-20 Московская обл., Респ. Коми, Мурманская обл., г. Санкт-Петербург, Свердловская обл., Респ. Саха, Магаданская обл. 27-32 Респ. Коми, Свердловская обл., Респ. Саха, Хабаровский край

20-23,5 Камчатский край 32-37 Московская обл., Мурманская обл., Тюменская обл., Камчатский край

23,5-27 Сахалинская обл. 37-42 Ханты-Мансийский авт.округ, Сахалинская обл.

27-30,5 Тюменская обл. 42-47 Магаданская обл

30,5-34 Ханты-Мансийский авт. округ, г. Москва 47-52 -

Свыше 34 Ямало-Ненецкий авт. округ Свыше 52 г. Москва, Ямало-Ненецкий авт. округ

Итого 80 80

Ямало-Ненецком автономном округе, Курганской области; устойчиво высокое количество турфирм наблюдается в Москве и Астраханской области.

Выполним исследование зависимости количества турфирм от величины денежных доходов населения [3]; для этого построим группировки субъектов РФ по величине денежных доходов; результаты представим в таблице 2.

Таким образом, в 2008 году самые низкие денежные доходы населения субъектов РФ зарегистрированы в республике Калмыкия, а самые

высокие в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах и г. Москва. В 2013 году самые низкие денежные доходы населения субъектов РФ зарегистрированы в республике Калмыкии и Еврейской автономной области, а самые высокие в г. Москве и Ямало-Ненецком автономном округе.

Сравнивая результаты двух группировок, можно выделить субъекты РФ с устойчиво низкими и устойчиво высокими значениями исследуемого показателя. Устойчиво низкие денежные доходы населения в субъектах РФ наблюдаются в республике

Калмыкии; устойчиво высокие денежные доходы населения наблюдаются в г. Москва и Ямало-Ненецком автономном округе.

На основании сопоставления двух группировок субъектов РФ по количеству турфирм и по величине доходов можно сформулировать следующие основные выводы:

- в 2008 году наименьшее количество турфирм и самые низкие денежные доходы в субъектах РФ наблюдаются в республиках Адыгея, Калмыкия, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Марий Эл, Мордовии, и Чувашской республике, а наиболь-

Рис. 1. Динамика количества турфирм в России за период с 2008 по 2013 годы и прогнозированием показателей до 2015 года

шее количество турфирм и самые высокие денежные доходы наблюдаются в Хабаровском крае и г Москва;

- в 2013 году наименьшее количество турфирм и самые низкие денежные доходы в субъектах РФ наблюдаются в республиках Тыва, Калмыкия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Марий Эл, Мордовии, Чувашской республике, Алтайском крае, а наибольшее количество турфирм и самые высокие денежные доходы наблюдаются в г. Санкт-Петербург, Астраханской области и г. Москва;

- устойчиво низкое количество турфирм и низкая величина денежных доходов наблюдаются в следующих субъектах: республиках Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Марий Эл, Мордовия, Чувашия;

- устойчиво высокое количество турфирм и величина денежных доходов наблюдаются в г. Москва.

Динамику количества турфирм в России за период с 2008 по 2013

годы и прогнозированием показателей до 2015 года (рассчитано автором), представлено на рис. 1.

Диаграмма свидетельствует о том, что за период с 2008 по 2013 годы на рынке туризма наблюдаются следующие тенденции:

- устойчивое снижение количества турфирм как по России в целом, так и по ЦФО и городу Москва;

- прогноз, построенный на основании среднегодовых показателей динамики, позволил предположить, что в 2015 году количество турфирм в России составит 298, в ЦФО - 91, в Москве - 81.

Таким образом, результаты выполненной работы позволили выделить субъекты РФ с устойчиво высоким и устойчиво низким количеством действующих туристических фирм; также выделить субъекты с устойчиво высоким и устойчиво низким уровнем среднедушевых денежных доходов населения.

Результаты данного исследования можно рекомендовать использовать в целях оптимизации туристического бизнеса для формирования имиджа регионов России на внутреннем и мировом рынке туризма.

Литература

1. Электронная библиотека Биб-лиофонд: Тенденция и перспективы развития туристских услуг [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view. aspx?id=669131

2. Единый федеральный реестр туроператоров - Численность работников турфирм в регионах ЦФО [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://reestr.russiatourism.ru/

3. Федеральная служба государственной статистики - Среднедушевые денежные доходы по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// www.gks.ru/

References

1. Electronic library core collection: Trend and prospects of development of tourist services [Electronic resource] - of access PA: http://www. bibliofond.ru/view.aspx?id=669131

2. The unified Federal register of tour operators Number RA-employed travel agencies in the Central Federal district regions [Electronic resource] / Mode of access PA: http://reestr.rus-siatourism.ru/

3. Federal service of state statistics, the Average income of the subjects of the Russian Federation [Electronic resource] / access Mode: http://www. gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.