Научная статья на тему 'Тенденции развития транспортно-логистического кластера Санкт-Петербурга'

Тенденции развития транспортно-логистического кластера Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1021
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / МЕГАПОЛИС / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕКИЙ КЛАСТЕР / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / ST. PETERSBURG / MEGALOPOLIS / TRANSPORTATION AND LOGISTICS CLUSTER / TENDENCIES OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Вячеслав Александрович

В статье рассматриваются тенденции развития транспортно-логистического кластера Санкт-Петербурга, связанные с процессом развития экономики мегаполиса и определяющие спрос на его услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies in development of the transportation and logistics cluster in St. Petersburg

The article discusses the major tendencies in the transportation and logistics cluster in St. Petersburg related to the general economic development of the megalopolis and the demand for transportation services.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития транспортно-логистического кластера Санкт-Петербурга»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В.А. Попов,

аспирант кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Drozdov_gd@mail.ru

В статье рассматриваются тенденции развития транспортно-логистического кластера Санкт-Петербурга, связанные с процессом развития экономики мегаполиса и определяющие спрос на его услуги.

Ключевые слова: Санкт-Петербург, мегаполис, транспортно-логистичекий кластер, тенденции развития экономики

УДК 001.895 ББК 65.05

Правительством Санкт-Петербурга разработана стратегия развития транспортно-логистического комплекса с целью формирования его научно-обоснованной политики по модернизации, развитию, повышению конкурентоспособности и эффективности функционирования транспортно-логистического кластера (ТЛК) города [1].

Основные положения Стратегии определяют цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере развития ТЛК Санкт-Петербурга. Она содержит приоритетные направления и конкретные мероприятия, предусматривающие согласованное развитие всех видов транспорта общего пользования и сопутствующих услуг как составных частей единого транспортно-логистического кластера Санкт-Петербурга.

Стратегия содержит единую систему приоритетов развития ТЛК Санкт-Петербурга и направления их реализации на отдельных видах транспорта, в сфере транспортных, логистических, терминально-складских и дистрибутивных услуг с учетом их специфики и план мероприятий Правительства Санкт-Петербурга по ее реализации.

Стратегия развития транспортно-логистического кластера Санкт-Петербурга решает следующие задачи:

1. Дает оценку существующего уровня развития ТЛК Санкт-Петербурга, основных проблем его функционирования, особенно на стыках работы различных видов транспорта и в сфере сопутствующих логистических и терминально-складских услуг.

2. Содержит прогноз различных вариантов развития ТЛК Санкт-Петербурга и определение влияния результатов их реализации на социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга.

3. Содержит систему долгосрочных стратегических приоритетов развития ТЛК Санкт-Петербурга.

4. Определяет задачи, стоящие перед различными видами транспорта, в сфере логистических, складских и дистрибутивных услуг.

5. Содержит механизм реализации Стратегии.

6. Определяет этапы и ожидаемые результаты реализации Стратегии.

В основу Стратегии развития транспортно-логистического кластера Санкт-Петербурга положены следующие принципы:

1. Целевые установки стратегии должны быть разработаны исходя из приоритетов социально-экономического и градостроительного развития Санкт-Петербурга.

2. Стратегия должна быть ориентирована на решение задач ускорения товародвижения, снижения транспортных издержек в экономике, улучшения транспортной доступности, создания добавленной стоимости, повышения надежности и эффективности работы ТЛК Санкт-Петербурга.

3. В стратегии должны быть максимально реализованы преимущества географического положения Санкт-Петербурга для формирования конкурентоспособного транспортно-логистического и дистрибутивного центра на Северо-Западе Российской Федерации.

4. Обеспечение эффективного взаимодействия различных видов транспорта, транспортной и терминально-логистической инфраструктуры при осуществлении мультимодальных перевозок.

5. Стимулирование внедрения новых технологий для роста производительности ТЛК Санкт-Петербурга, повышения эф-

фективности использования ресурсов и снижения нагрузки на окружающую среду.

6. Реализация мероприятий стратегии за счет согласования интересов, координации действий и объединения усилий и ресурсов населения, государства и бизнеса, концентрации их на приоритетных инвестиционных проектах города.

7. Ориентация на кумулятивный эффект от реализации мероприятий Стратегии как для потребителей услуг ТЛК Санкт-Петербурга, так и в целом для социально-экономического развития города.

8. Постоянный мониторинг реализации стратегии, при необходимости внесение изменений в План мероприятий, включая изменение сроков их выполнения, источников и объемов финансирования.

Реализация указанных принципов формирования стратегии направлена на скоординированное развитие ТЛК Санкт-Петербурга, повышение эффективности использования городских территорий, стимулирование инвестиционной активности, повышение окупаемости инвестиционных проектов и снижение рисков, максимизацию социально-экономических и экологических эффектов за счет создания добавленной стоимости и получения синергетического эффекта [1].

В свете реализации стратегии рассмотрим прогнозные тенденции развития экономики, определяющие спрос на услуги транспортно-логистического кластера в современных социально-экономических условиях.

В перспективе спрос на услуги ТЛК Санкт-Петербурга будет зависеть от целого ряда внешних и внутренних факторов, определяющих развитие мировых рынков и направления социальноэкономического развития Российской Федерации.

Среди внешних факторов в наибольшей степени на рост спроса на услуги транспортно-логистического кластера Санкт-Петербурга будут оказывать влияние следующие тенденции мирового развития:

1. Глобализация международной торговли ведет к увеличению товарообмена между странами и росту межконтинентальных перевозок. Среднегодовые темпы роста международной торговли опережают темпы мирового общеэкономического развития примерно в 1,5 раза. Например, при росте мирового валового продукта на 3-4% в год спрос на транспортные услуги увеличивается на 6-8% ежегодно.

2. В связи с быстрым ростом экономики Китая, Индии, других развивающихся государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) произошло изменение направлений основных грузоперевозок в международном товарообмене. Это вызовет значительное увеличение интенсивности грузоперевозок между Европой, странами АТР и Россией.

3. Развитие логистических принципов организации производства и распределения, с расширением глобальных дистрибутивных сетей, оптимизацией сетевых систем регулярной доставки товаров небольшими партиями ведет к существенному изменению структуры грузоперевозок. Как следствие, постоянно повышается доля контейнерных перевозок грузов. Например, в настоящее время уровень контейнеризации, определяемый отношением объема грузов, перевозимых в контейнерах, к объему контейнеропригодных грузов в развитых странах достиг 55%. Уровень контейнеризации грузов в Российской Федерации пока ниже этого уровня. Так при импорте грузов уровень контейнеризации составляет 31%, при экспорте — около 6%, а

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

на внутренних перевозках — 4%. С учетом интенсивно идущего процесс интеграции России в мировую экономику и торговлю появляется тенденция роста контейнеризации грузов более высокими темпами [1].

Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) постепенно окажет сильное влияние на развитие международной торговли и на изменение объемов и структуры производства. Формальное снятие преград на пути российских товаров на мировые рынки с одновременным встречным окончательным открытием внутреннего рынка для иностранных товаропроизводителей приведет к увеличению объемов международной торговли, потребует повышения пропускной способности и производительности транспортно-логической инфраструктуры инфраструктуры по направлениям концентрации основных грузопотоков. В первую очередь, это коснется ключевых транспортно-логистических центров, к которым относится Санкт-Петербург.

В настоящее время в Российской Федерации практически исчерпан потенциал экспортно-сырьевой модели экономического роста. По большинству видов ресурсов, в т.ч. по нефти и газу, на перспективу не прогнозируется существенного увеличения объемов их добычи и экспорта. Начало реализации национальных проектов приводят к росту внутреннего потребления сырьевых ресурсов. Ориентация Большого порта Санкт-Петербург на перевалку преимущественно сырьевых экспортных грузов может стать серьезным ограничением, препятствующим росту его конкурентоспособности в будущем. В настоящее время он является экспортно-ориентированным, доля экспортных грузов составляет 78%, а импортных грузов — 22% в общем грузообороте порта [1].

Проведенные исследования выявили следующие факторы, влияющие на снижение темпов роста экспортных грузов:

1. Изменение географии потребления российских сырьевых ресурсов.

2. Рост конкуренции за аналогичные виды грузов со стороны портов Ленинградской области (Усть-Луга, Приморск), порта Мурманск и портов стран Балтии и Финляндии.

3. Снижение темпов роста экспорта природно-сырьевых ресурсов.

4. Постепенная переориентация российских производителей на вывоз продуктов переработки сырья.

Структурный сдвиг в сторону обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг требует ориентации на грузоперевозки, обеспечивающие надежность, высокую скорость и точность графика товародвижения по логистическим цепочкам.

Для импортных грузов, переваливаемых в Большом порту Санкт-Петербурга, прогнозируется тенденция их роста, что связано со следующими факторами:

1. Увеличение спроса на импортную технику и оборудование по мере улучшения финансового положения российских предприятий.

2. Увеличение спроса на импортные товары. В настоящее время на потребительском рынке России импортные товары составляют свыше 50% среди продовольственных групп и 80% — среди промтоварных групп.

3. Глобализация мировой экономики приведет к большей специализации стран и увеличению товарообмена между ними, в частности, к возрастанию импорта.

Согласно прогнозам, высокие темпы роста импорта сохранятся и на перспективу. Если в 2005 г. Россия существенно отставала от экономически развитых стран по показателю стоимости импорта, приходящегося на одного жителя (687 долл. США на душу населения), то к 2020 г. Российская Федерация по рассматриваемому показателю сможет достигнуть сегодняшнего уровня экономически развитых стран, таких как Франция, Германия, Швеция, Канада и др. (5.000-7.000 долл. США на человека). Таким образом, объем импорта в стоимостном выражении увеличится в 7-10 раз [1].

В связи с вступлением Российской Федерации в ВТО прогнозируются высокие темпы роста торговых потоков и грузоперевозок между ней, странами ЕС, Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Америки. По прогнозу общий объем международных перевозок, следующих через Санкт-Петербург, к 2020 г. удвоится. Прогнозные исследования показывают, что наиболее динамично будут расти перевозки из стран АТР, в первую очередь, из Китая, на российский рынок, по маршрутам

межконтинентальных контейнерных морских перевозок до основных портов-хабов в Европе и далее до российских портов, расположенных на побережье Балтийского моря.

Перспективы развития транспортно-логистистического кластера Санкт-Петербурга в значительной степени зависят от динамики международных контейнерных перевозок и возможностей обслуживания контейнерного потока, включая осуществление мультимодальных перевозок, предоставление складских и логистических услуг.

На 20-летнюю перспективу прогнозируется увеличение контейнерного грузопотока Большого порта Санкт-Петербург в 4 раза до 4,8 млн ТЕи. Существенно увеличатся как объемы проектных грузов, связанных с модернизацией производства российских предприятий, так и потребительские грузопотоки, которые будут расти по мере повышения доходов населения. Повышается спрос на Ро-Ро перевозки, которые активно развиваются между портами Балтийского моря [1].

Очевидно, что если портовые мощности Санкт-Петербурга не позволят переработать прогнозируемые грузопотоки, то эти грузы переориентируются на порты других регионов России или Европы, которые возьмут на себя функции центров логистики и дистрибуции для российских грузопотоков. Как следствие этого, ТЛК Санкт-Петербурга потеряет потенциальные доходы и снизит конкурентоспособность на международном и внутрироссийском рынках транспортно-логистических услуг.

Проведенные исследования показали, что для удовлетворения прогнозируемого спроса на перегрузку контейнеров в Большом порту Санкт-Петербург потребуются следующие мероприятия:

1. Внедрение электронного документооборот, современных технологий и технических средств досмотра контейнерных грузов.

2. Сокращение времени пребывания грузов в порту до 1-3 дней.

3. Повышение пропускной способности морских каналов, железнодорожных и автодорожных подходов.

4. Увеличение портовых мощностей по перевалке контейнерных грузов.

5. Увеличение объемов железнодорожных перевозок контейнерных грузов.

6. Ввод режима работы «24 часа в сутки / 7 дней в неделю / 365 дней в году» для всех организаций, обеспечивающих работу порта и ввоз/вывоз грузов с его территории.

6. Создание тыловых терминалов для обработки контейнерных грузов («сухие порты»).

Учитывая исчерпание пропускной способности уличнодорожной сети и ограниченные территории Большого порта в центральной части Санкт-Петербурга, создание новых портовых мощностей и увеличение пропускной способности существующих портовых мощностей по перевалке контейнерных грузов возможно только за счет освоения новых территорий. Поэтому требуется строительство тыловых терминально-логистических комплексов (так называемых «сухих портов»), куда после перегрузки будут доставляться контейнеры для их дальнейшей обработки. Одновременно необходимо форсированное развитие периферийных портовых терминалов вне исторической городской застройки (создание новых мощностей в районе Бронка-Ломоносов, Кронштадте, Горской), за счет развития которых возможно обеспечить основной прирост объемов контейнерных, рефрежираторных и Ро-Ро грузов, переваливаемых в Большом порту Санкт-Петербург [1].

С учетом сложившихся условий и перспективных экономических тенденций возможны два основных варианта дальнейшего развития транспортно-логистического кластера Санкт-Петербурга:

1. Инерционный, при котором сохраняется сложившаяся специализация города как перевалочного центра внешнеэкономических, в первую очередь, экспортных грузов.

2. Инновационный, предусматривающий развитие транспортно-логистического и дистрибутивного центра Европейской части Российской Федерации, специализирующего на обработке высокотехнологичных грузов и создании дополнительной добавленной стоимости за счет предоставления сопутствующих услуг.

Первый вариант предполагает фиксацию для Санкт-Петербурга роли сортировочного узла для транзитных низкодоходных

грузопотоков. В случае развития ТЛК города по инерционному варианту, доля транзитных грузов будет постоянно увеличиваться, и к 2015г. составит около 60% от всей грузовой базы Санкт-Петербургского транспортного узла. При этом основные мощности транспортной инфраструктуры будут задействованы на обслуживании транзитных грузов.

Проведенные исследования показали, что существующая железнодорожная инфраструктура не сможет обслуживать возрастающие объемы транзитных грузопотоков из-за исчерпания пропускной способности, поэтому приоритетной является задача вывода транзитного грузового движения за пределы Санкт-Петербурга. Развитие рынка логистических услуг по инерционному варианту предполагает рост его объема к 2025 г. до 370 млрд руб. [1].

Реализация инновационного варианта развития ТЛК Санкт-Петербурга позволит получать доходы и налоговые платежи не только за счет предоставления услуг по перевалке грузов, но и за счет совершения на территории города большого количества логистических и терминально-складских операций с грузами, доставленными в Санкт-Петербург. Необходимые для создания добавленной стоимости транзитные грузопотоки, нуждающиеся в последующих логистических и теминально-складских операциях, представлены в Санкт-Петербурге контейнерными, реф-режираторными и накатными грузами (перевозимыми судами типа Ро-Ро и паромами). Поэтому для создания добавленной стоимости необходимо изменить структуру грузопотоков, проходящих через Санкт-Петербург, в сторону увеличения доли высокодоходных, наиболее технологичных и экологически «чистых» грузов. Для этого нужно переориентировать деятельность транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, в первую очередь, Большого порта, с работой которого связано 43% грузовой работы наземных видов транспорта в городе, на потребности в транспортировке и логистике высокотехнологичных грузов для постиндустриальной экономики России. Кроме этого, для создания добавленной стоимости необходимо обеспечить развитие на территории Санкт-Петербурга современной терминально-складской инфраструктуры.

Проведенные исследования показали, что в случае формирования на базе города национального транспортно-ло-

гистического и дистрибутивного центра Европейской части России объем рынка транспортно-логистических услуг города будет ежегодно расти более высокими темпами по сравнению с инерционным вариантом, что позволит достичь оборота в 460 млрд руб. к 2025 г. Это на 24% больше, чем при инерционном варианте. При этом произойдут изменения в структуре доходов: снизится доля доходов от транспортной деятельности, налоги от которых в меньшей степени ориентированы на бюджет Санкт-Петербурга, так как многие перевозчики зарегистрированы в других странах или субъектах Российской Федерации. В то же время увеличатся доходы от логистической и терминальноскладской деятельности, поступающие преимущественно в бюджет Санкт-Петербурга.

По прогнозу, в случае развития ТЛК Санкт-Петербурга как национального транспортно-логистического и дистрибутивного центра, доля услуг добавленной стоимости достигнет к 2025 г. 40 млрд руб., что составит 8-9% от всех доходов транспортнологистического рынка Санкт-Петербурга. Несмотря на большие капитальные вложения по сравнению с первым вариантом, при реализации инновационного варианта, предусматривающего формирование в Санкт-Петербурге национального транспортно-логистического и дистрибутивного центра, возрастет объем услуг добавленной стоимости, будут привлечены дополнительные частные инвестиции, создано около 80 тыс. новых рабочих мест [1].

Таким образом, проведенный сравнительный анализ экономической эффективности показал, что оптимальным является инновационный вариант, предусматривающий превращение Санкт-Петербурга из перевалочного центра внешнеэкономических грузов в крупнейший транспортно-логистический и дистрибутивный центр Европейской части Российской Федерации. Реализация данного варианта потребует внедрения инновационных методов управления ТЛК Санкт-Петербурга, включающих создание современных терминально-логистических комплексов, развитие услуг добавленной стоимости, внедрение электронных систем управления движением транспортных потоков, применение новых технологий и механизмов, позволяющих повысить производительность и качество услуг для всех потребителей.

Литература

1. Стратегия развития транспортно-логистического комплекса в Санкт-Петербурге / http://gov.spb.ru/gov/otrasl/tran_tranzit/strat (Дата обращения 10.10.2012).

2. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт /Авт.-сост. С.Ф. Пятинкин, Т.П. Быкова. — Минск: Те-сей, 2008.

3. Егоров О.И., Чигаркина О.А. Зарубежный опыт региональной науки, региональной политики и территориального развития // Регион: экономика и социология. — 2006. — № 1.

4. Гусев Ю. О принципах кластеризации экономики в России // Экономические стратегии. — № 3. — 2007. — С. 50-55.

5. Максимов В.В. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре. — М.: Алпина. — 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.