Научная статья на тему 'Тенденции развития судостроения: зарубежный и Российский опыт'

Тенденции развития судостроения: зарубежный и Российский опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / СУДОСТРОЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожаринов А. В.

В статье проводятся оценка деятельности судостроения, группировка по округам, выделены основные финансовые показатели деятельности организаций, отражены основные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития судостроения: зарубежный и Российский опыт»

31 (169) - 2013

Финансы предприятия

УДК 330.332

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОЕНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

А. В. КОЖАРИНОВ,

кандидат экономических наук, доцент, проректор по социальной и воспитательной работе Е-mail: kozharinov. alexandr@yandex. ш Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье проводятся оценка деятельности судостроения, группировка по округам, выделены основные финансовые показатели деятельности организаций, отражены основные выводы.

Ключевые слова: финансы, обеспеченность, деятельность, организация, производство, судостроение.

Мировой рынок судостроения является динамично развивающимся. В настоящее время Южная Корея является крупнейшей в мире судостроительной страной, занимая 51,2 % мирового рынка в 2011 г. Она лидирует по производству крупнотоннажных судов, таких как круизные лайнеры, супертанкеры [9], а в III квартале 2011 г. выиграла все 18 заказов для перевозчиков сжиженного природного газа, три из пяти буровых судов и пять из семи крупных контейнерных судов.

Современное судостроение состоит из нескольких этапов и мероприятий (см. рисунок).

Расходы на строительство судов в области военно-морского флота США представлены в табл. 1.

Для развития судостроения в Европе созданы 25 кластеров (табл. 2). Регионом с самым высоким уровнем занятости в судостроительной промышленности является порт Констанца в Румынии.

Необходимо отметить, что уровень региональной концентрации занятости в судостроительной

промышленности достаточно неравномерен, в регионах южной части Балтийского моря имеет достаточно высокие значения.

Судостроительная промышленность Российской Федерации является крупнейшим машиностроительным сектором, имеющим высокий научный и технический потенциал и оказывающим прогрессивное влияние на развитие многих смежных видов деятельности [6].

В 2007 г. для сохранения и развития научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса, обеспечения безопасности и обороноспособности государства, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов при реализации проектов строительства кораблей и подводных лодок для Военно-морского флота, а также развития гражданского судостроения, освоения континентального шельфа и мирового рынка морских перевозок принято решение о создании ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» [5].

На государственном уровне принят ряд мер, направленных на развитие российского судостроения (табл. 3).

Следует отметить, что в планах до 2042 г. отражены закупки Военно-морским флотом авианосцев, подводных лодок, боевых кораблей, прибрежных боевых кораблей, десантных кораблей и кораблей обеспечения тыла.

Проектирование судна

Управление проектом

Конструкция корпуса

Системная платформа

Разработка этапов (предварительный, соглашение, основной и детализированный)

г

Управление проектом. Экспертный менеджмент (Institutional Review Board). Планирование и приобретение материалов. Планирование продукции и техники

Опытная разработка

Л

Корпус. Снаряжение и обустройство

г

Энергетическая и электрическая установка. Вспомогательные системы. Интегрированная система управления платформой

IPMS

V Производство

Основные функции

Постсопровождение

Командование наблюдением C4IS. Вооружение. Снаряжение оборудованием

Ремонт и обслуживание ISS. Поддержка и обучение клиентов

J

}

Послепродажное обслуживание

Этапы современного судостроения в мире

Таблица 1

Расходы на строительство судов в области военно-морского флота США в 2013-2042 гг., млрд долл.* [7]

Вид расходов 2013-2020 2023-2032 2033-2042 2013-2042

Строительство новых кораблей 15,1 19,5 15,9 16,8

Строительство новых кораблей и заправка атомных авианосцев 16,5 20,6 16,7 17,9

Строительство новых кораблей и заправка атомных авианосцев и прочие расходы 17,5 21,6 17,4 18,8

* Оценка ВМФ США.

Таблица 2

Региональные кластеры судостроительной промышленности Европы, % [8]

Страна Занятость Доля в Европе

Румыния, порт Констанца 25,113 7,21

Польша, Гданьск 22,718 6,53

Хорватия 14,167 4,07

Западная Норвегия 12,582 3,61

Польша, Западнопоморское 11,265 3,24

Норвегия, Agder og Rogaland 10,239 2,94

Греция, Аттики 9,818 2,82

Испания, Галиция 9,567 2,75

Франция, Pays de la Loire 8,790 2,52

Италия, Liguria 7,787 2,24

В 2012 г. принята Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», в качестве основных подпрограмм выделены:

- развитие судостроительной науки;

- развитие гражданской морской и речной техники;

- развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли;

- государственная поддержка;

- обеспечение реализации государственной программы.

Финансы предприятия

31 (169) - 2013

Таблица 3

Мероприятия по поддержке российского судостроения

Мероприятие Решение Год

Федеральный уровень

Налоговые льготы для сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения Строительство и ремонт судов внутреннего водного транспорта в районах с ограниченными сроками навигации 1999

Обновление парка морских, речных и воздушных судов, увеличение их производства на российских предприятиях судостроительной и авиастроительной промышленности [3] Возмещение за счет средств федерального бюджета части затрат организаций морского, речного и воздушного транспорта на уплату процентов по кредитам, полученным ими в российских кредитных организациях на срок до 6 лет для финансирования расходов, связанных с приобретением морских, речных и воздушных судов, строящихся на российских предприятиях 2001

Строительство лоцмейстерского судна ледового класса ЛУ3 (общий объем финансирования составляет 672,6 млн руб. за счет средств федерального бюджета) Обеспечение безопасности мореплавания танкеров и судов в установленных поисково-спасательных районах Российской Федерации на подходах к портам и в акваториях портов 2001

Стратегия развития судостроительной промышленности Динамичное развитие судостроительной промышленности России за счет совершенствования законодательного и нормативно-правового обеспечения развития судостроения, а также развития научного потенциала, комплексной модернизации, технического перевооружения и оптимизации структуры отрасли 2007

Создание новой конкурентоспособной судостроительной промышленности Создание конкурентоспособной специализированной морской техники, в том числе судов и плавательных средств для освоения континентального шельфа и Северного морского пути, создание высокотехнологических среднетоннажных (водоизмещением до 45 тыс. т) транспортных судов и судов обеспечения, высокотехнологических рыбопромысловых судов и морских и речных научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов. Проведение институциональных преобразований в отрасли, создание объединенной судостроительной корпорации, интегрированных структур по выпуску судового оборудования, развитие лизинга морской и речной техники. Развертывание программ содействия технологической модернизации и продвижению продукции на рынки 2008

Реализация ряда мероприятий по повышению научно-технологического потенциала данного сектора машиностроения и конкурентоспособности российской продукции Увеличение объемов государственного оборонного заказа; расширение объемов военно-технического сотрудничества; реализация проектов в области гражданского судостроения, реализация мероприятий по стимулированию развития научно-технического и производственно-технологического потенциала судостроительной промышленности 2012

Региональный уровень

Развитие судостроительной отрасли Приволжского федерального округа Создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения; увеличение разработанных технологий, патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений; повышение производительности труда и уровня заработной платы 2011

В России планируется направить на развитие судостроения в 2013-2030 гг. 337 944 млн руб. бюджетных ассигнований, из которых на долю развития судостроительной науки приходится 36,40 %, а на развитие производства - 34,85 %, что значительно меньше сложившихся затрат в мире.

Планировалось, что объем производства продукции судостроительной промышленности увеличится в 2010 г. в 1,36 раза по сравнению с 2007 г., в 2015 году -в 2 раза и в 2020 г. - в 3,6 раза, производительность труда повысится в 4-5 раз. Россия вновь займет место среди государств - лидеров по производству

гражданской судостроительной продукции. В сфере экспорта вооружения и военной техники будет обеспечено сохранение второго места (не менее 20 % мирового экспорта, увеличение экспортных поставок в 1,5-2 раза), объем экспортных поставок гражданской продукции увеличится более чем в 5 раз [2].

Анализ занятости в сфере судостроения представлен в табл. 4.

Изменились положительно ранги Иркутской области (8 пунктов), Самарской области (6 пунктов), Хабаровского края (3 пункта). В сравнении со странами Европы регионы РФ имеют значительный потенциал роста. Так, на первые десять регионов в 2011 г. приходится около 50 % концентрации занятых в данном секторе.

С учетом отраслевой специфики регионов России выделяют основной тип функционирующих кластеров для судостроения - это дискретные кластеры, которые включают предприятия, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов, включая предприятия автомобилестроения, авиационной промышленности, судостроения, двигателестроения, иных отраслей машиностроительного комплекса, а также организации строительного сектора и производства строительных материалов. Как правило, данные

Таблица 4

Показатели занятости в судостроении регионов

РФ в 2007 и 2001 гг., %

Регион 2007 2011

Ранг Доля в РФ Ранг Доля в РФ

Москва 1 9,26 1 7,25

Архангельская область 2 5,59 2 5,77

Московская область 3 5,50 3 5,37

Самарская область 10 3,50 4 4,89

Свердловская область 6 4,11 5 4,51

Санкт-Петербург 4 4,43 6 4,32

Ростовская область 9 3,94 7 3,94

Республика Башкортостан 5 4,25 8 3,74

Нижегородская область 7 3,97 9 3,66

Приморский край 13 2,95 10 3,13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хабаровский край 8 3,95 11 3,09

Иркутская область 20 1,87 12 2,95

Пермский край 12 3,06 13 2,95

Челябинская область 16 2,28 14 2,84

Воронежская область 11 3,13 15 2,69

Республика Татарстан 15 2,44 16 2,50

Ярославская область 14 2,54 17 2,19

Тверская область 18 2,15 18 2,19

Новосибирская область 17 2,24 19 2,13

Республика Бурятия 19 1,96 20 2,06

Источник: рассчитано по данным СПАРК-Интерфакс.

кластеры состоят из малых и средних компаний-поставщиков, развивающихся вокруг сборочных предприятий и строительных организаций [1].

В настоящее время в России региональные кластерные системы формируются во многих субъектах Федерации. Так, например, в Санкт-Петербурге -судостроительный кластер и кластер в области электроники и химии. В Самарской области - авиакосмический кластер, в Кировской области - биотехнологический кластер и т. д. Для указанных кластеров в настоящее время характерна стадия становления и утверждения в этом качестве в соответствии с действующими в мировой экономике критериями.

Развитие производственных мощностей гражданского судостроения, в том числе поддержка реализации кластерной политики, предусмотрено на участниках инновационного территориального кластера авиа- и судостроения:

- Хабаровский край: ОАО «Амурский судостроительный завод», ОАО «Хабаровский судостроительный завод», ОАО «Хабсудмаш», ОАО «Амурская ЭРА»;

- Архангельская область: ОАО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», ОАО «Северное производственное объединение «Арктика», ОАО «Северный рейд», ОАО «Научно-исследовательское про-ектно-технологическое бюро «Онега»; ОАО «Конструкторское бюро «Рубин - Север». Основные финансовые показатели предприятий

в сфере строительства и ремонта судов приведены в табл. 5.

Важными индикаторами развития судостроения должны стать рост фондоотдачи, фондовооруженности, производительности труда, повышение доли обновленных основных средств. В зарубежной практике широко используются следующие меры поддержки национального судостроения [4]:

- дотации на строительство судов;

- помощь в модернизации и реструктуризации верфей;

- принятие программ финансирования верфей;

- помощь при строительстве судов на экспорт;

- помощь национальным предприятиям;

- налоговое облегчение;

- снижение таможенных тарифов;

- национализация верфей, правительственное участие;

- помощь в проведении научных исследований.

Финансы предприятия

31 (169) - 2013

Таблица 5

Финансовые показатели основных предприятий судостроения России

в 2009 и 2012 гг., млн руб.

Предприятие Выручка Основные средства Активы

2009 2012 2009 2012 2009 2012

ОАО «Адмиралтейские верфи» 6 478 18 166 4 428 18 348 55 797 39 227

ОАО «Амурский судостроительный завод» 1 078 4 112 4 286 16 715 35 654 58 741

ОАО «Балтийский завод»* 3 579 5 478 2 180 2 055 8 563 6 798

ОАО «Выборгский судостроительный завод» 25 776 872 512 803 48 586 5 337

ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» 1 849 7 699 2 098 3 776 7 829 28 696

ОАО Завод «Красное Сормово» 4 310 7 596 437 3 395 4 911 7 325

ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» 104 188 7 20 136 277 186 134

ОАО «Производственное объединение «Северное 3 064 45 077 8 617 10 183 165 856 266 343

машиностроительное предприятие»

ОАО «Прибалтийский судостроительный завод 5 684 10 363 782 1 637 18 825 51 505

«Янтарь»

ОАО «Судостроительный завод «Северная Верфь» 10 720 12 850 503 6 700 41 735 64 749

ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» 1 652 2 163 692 1 821 8 039 6 580

ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» 7 508 25 146 6 249 8 286 42 886 72 008

Всего... 71 802 139 710 30 791 73 739 574 958 793 443

* Открыто конкурсное производство в связи с банкротством.

Источник: составлено по данным бухгалтерской отчетности предприятий.

В свете вступления России во Всемирную торговую организацию примечательно то обстоятельство, что используемые в настоящее время меры для поддержки и развития отечественного судостроения и судоходства не противоречат соглашению стран - членов Всемирной торговой организации по субсидиям и компенсационным мерам, так как являются неспецифичными. Неспецифичность определяется тем, что они могут быть автоматически получены любой судостроительной верфью, выигравшей конкурс на получение статуса особой экономической зоны.

Такие же меры поддержки отечественного судостроения необходимо осуществить и в последующих нормативно-правовых актах. Среди таких мер можно выделить следующие:

- содействие государства в получении судостроительными организациями статуса промышлен-но-производственной особой экономической зоны;

- частичное использование для создания современных судостроительных комплексов средств Инвестиционного фонда Российской Федерации (на возвратной основе) и т. д. Принятие перечисленных и иных мер обеспечит

пополнение портфеля заказов организаций отечественного судостроения и на базе этого конструктивное продолжение с 2012 г. реализации инвестиционных проектов модернизации их мощностей.

Список литературы

1. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov. m/minec/activity/sections/innovations/development/ doc1248781537747.

2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

3. О мерах государственной поддержки обновления парка морских, речных, воздушных судов и их строительства: постановление Правительства РФ от 09.04.2001 № 278.

4. О Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу: приказ Минпромэнерго России от 06.09.2007 № 354.

5. Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация»: Указ Президента РФ от 21.03.2007 № 394.

6. Российский судостроительный портал -http://www. shipbuilding. ru.

7. An Analysis of the Navy's Fiscal Year 2013 Shipbuilding Plan - http://www.cbo.gov.

8. Industry Transformation Report: Shipbuilding Industry - http://www.europe-innova.eu.

9. The Kyunghyang Shinmun - http: //news .khan. co.kr.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.