Научная статья на тему 'Тенденции развития снабженческо-закупочной деятельности предприятий'

Тенденции развития снабженческо-закупочной деятельности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1064
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоножкова Е.Ю., Цветцых А.В.

Роль развития снабженческой деятельности предприятий, что представляет собой снабженческо-закупочная деятельность организации, рассмотрены основные вопросы снабжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития снабженческо-закупочной деятельности предприятий»

Секция «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И РЕГИОНАЛИСТИКИ»

ностью предприятия и его инновационным потенциалом. Эффективность функционирования предприятия можно достигнуть за счет повышения качества продукции, реализации политики ресурсосбережения, выпуска новых, конкурентоспособных проектов, освоения рентабельных бизнес-проектов.

Научный интерес представляет высказывание известного теоретика инноватики Б. Твисса, который подчеркивает, что «проблема не только в самих нововведениях как таковых, но скорее в эффективном, ориентированном на прибыль управлении научно-техническими нововведениями». В этой связи говоря о сущности «инновации» необходимо рассматривать это понятие на уровне предприятия и отражать ее нацеленность на повышение эффективности деятельности предприятия в целом [1].

Безусловно, инновация опирается на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем повышение эффективности использования отдельных ресурсов или повышение эффективности отдельных производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия в целом в результате внедрения новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда. На конечный успех инновации, выражающийся в получении экономического эффекта или повышении эффективности функционирования предприятия, влияет совокупность

разных факторов (экономических, юридических, технических, рыночных и др.), воздействие которых чрезвычайно сложно спрогнозировать.

Таким образом, можно утверждать, что инновация - это новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический и иной результат, ожидаемый от внедрения новшества.

Библиографический список

1. Джолдасбаева Г. К. Инновация как основной фактор повышения эффективности производства [Электронный ресурс] // Технологии корпоративного управления. URL: http://www.iteam.ru.

2. Резервы повышения эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий [Электронный ресурс] // Библиофонд. URL: http://www.bibliofond.ru.

3. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент : учебник. М. : Инфра-М, 2005.

© Антипенко Н. А., 2012

УДК 658.1

Е. Ю. Белоножкова Научный руководитель - А.В. Цветцых Сибирский государственный аэрокосмический университет имени М. Ф. Решетнева, Красноярск

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СНАБЖЕНЧЕСКО-ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Роль развития снабженческой деятельности предприятий, что представляет собой снабженческо-закупочная деятельность организации, рассмотрены основные вопросы снабжения.

Основной характеристикой современных процессов снабженческо-закупочной деятельности предприятий является их объединение в процессе обслуживания, когда предприятие - поставщик и предприятие - потребитель интегрируются в совместную деятельность. В рамках этого процесса продолжает развиваться дифференциация как сбытовой, так и закупочной деятельности.

Осуществление закупок (снабжения) можно рассматривать в двух аспектах - тактическом и стратегическом.

Снабжение (закупки) в тактическом, оперативном плане - ежедневные операции, традиционно связанные с закупками и направленные на избежание дефицита или отсутствия необходимого продукта. Стратегическая сторона снабжения представляет собой собственно процесс управления закупками, связи и взаимодействия с другими подразделениями, внешними поставщиками, потребностями и запросами конечного потребителя, планирование и разработку новых закупочных схем и методов и т. п.

Закупки материально технических ресурсов и услуг составляют значительную долю расходов любой

компании - в зависимости от вида ее деятельности от 20 до 50 % всех операционных расходов. Таким образом, оптимизируя снабженческую деятельность, можно заметно улучшить финансовые показатели бизнеса: при снижении этих затрат на 10 % вполне реально увеличить прибыльность компании на 10-20 %. Как ни странно, но большинство российских компаний не используют этот относительно простой рычаг для повышения прибыльности и весьма недальновидно относятся к сфере снабжения. Вместе с тем в мировой, да и в российской практике накоплен огромный опыт оптимизации этой сферы. В предлагаемом вашему вниманию обзоре мы рассказываем об основных принципах проведения программы совершенствования системы снабжения и обращаем внимание на некоторые российские особенности подобных проектов.

Закупки, кроме собственной функции, начинают выполнять стратегическую функцию формирования взаимоотношений с поставщиками, а управление закупками все больше относится к управлению отношениями с поставщиками [1].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Поставщики выступают как важный фактор развития предприятия-покупателя, которое может воздействовать на поставщика в плане разработки новых решений как условия покупки продукта. Таким образом, закупки превращаются в фактор развития.

Закупка также обладает структурообразующей ролью в том смысле, что поставки оказывают воздействие на структуру (состав) поставщиков.

Существует три основных вопроса управления закупками: 1) выбор между самостоятельным изготовлением товара и покупкой его у внешних поставщиков; 2) определение типа взаимоотношений с поставщиками; 3) управление поставщиками с учетом масштабов их производств и сложившихся с ними взаимоотношений для формирования необходимой базы снабжения.

Со временем проблема «сделать или купить» усложнилась. Если раньше это касалось, главным образом, субдоговоров по операциям изготовления продуктов, то теперь это относится и к другим видам деятельности, включая административные услуги, логистические и транспортные операции, сбор рыночной информации, проектирование процессов и даже разработку продукции.

Следует выделить два условия, которые оказывают важное воздействие на организацию процесса закупок. Первое условие связано с характеристиками предмета покупки, второе - со способом организации закупки. Так, закупка оборудования для технологической линии крупного объекта существенно отличается от закупок для текущего снабжения.

Между ними располагаются другие типы закупок, как правило, стандартных товаров.

Важной формой сотрудничества с поставщиками являются стратегические альянсы, что позволяет: как можно оперативнее и эффективнее создать ценность для потребителя за счет совместно внедряемой инновации; увеличить общеорганизационные знания и опыт посредством обучения, приобрести новые умения или навыки; получить доступ к рынкам или потребителям; интернационализировать свои текущие операции; распространять технологии; блокировать или предупредить конкуренцию; получить преимущества по затратам или повысить продуктивность использования ресурсов; разделить риски и затраты,

увеличить гибкость операций; создать новую рыночную стоимость; совершенствовать продукты и услуги; предлагать сложные продукты и услуги, такие, как, например, системные сделки. Часто фирмы принимают решение о сотрудничестве в преддверии еще более полного взаимодействия, обычно слияния или поглощения [2].

Проблема сбыта в условиях технологических, финансовых и организационных перемен ХХ1 века значительно усложнилась. Этому способствует целый ряд факторов: новые формы конкуренции; нарастание динамики слияний и поглощений с целью диверсификации, расширения рыночной доли, выхода на новые рынки и достижения эффекта экономии от масштаба; снижение предельного дохода, вызванное ужесточением стандартов на обслуживание заказчиков, включая требования к оформлению заказов, управление запасами в соответствии с системой «just-in-time»; возросшие расходы на использование технологий по новым методам коммуникаций с поставщиками и заказчиками; возросшая потребность в привлечении капитала извне для капиталовложений в информационные системы, маркетинг и логистику [3].

Поэтому сбытовая деятельность предполагает анализ и выбор альтернативных стратегий сбыта и разработку маркетинговой стратегии, которые не только служат основой концепции сбыта, но и определяют содержание текущей сбытовой деятельности. Основной тенденцией развития сбытовой деятельности является переход к обслуживанию потребителей.

Библиографические ссылки

1. Управление производством. Вестник McKinsey [Электронный ресурс] // Снабженческая революция. URL: http://www.cfin.ru.

2. Кузнецов К. В. Настольная книга поставщика и закупщика: торги, конкурсы, тендеры. М. : Альпина Паблишер, 2009.

3. Лизинг и организация коммерческой деятельности фирмы [Электронный ресурс] // Снабженческие и сбытовые деятельности предприятий. URL: http://www.rhrc-rw.org.

© Белоножкова Е. Ю., 2012

УДК 330. 075

А. А. Винар Научный руководитель - Л. А. Иванченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ БЕДНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

Рассматриваются причины бедности и тенденции ее развития в различных странах. Также затронуты аспекты преодоления бедности.

Бедность - один из тех глобальных вызовов, поиск ответа на который мировому сообществу предстоит еще искать не одно десятилетие. Проблема бедности не существует сама по себе, в безвоздушном пространст-

ве. Как любая сложная социальная проблема она вписана в разнообразный и противоречивый контекст.

Важнейшими факторами, которые будут влиять на динамику абсолютной бедности в ближайшие деся-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.