Научная статья на тему 'Особенности снабженческо-сбытовой деятельности ПАО «НЛМК»'

Особенности снабженческо-сбытовой деятельности ПАО «НЛМК» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
854
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНАБЖЕНИЕ / СБЫТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНАЛИЗ / ПРОЦЕСС / SUPPLY / SALES / ACTIVITY / ANALYSIS / PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мешкова Ирина Викторовна, Козлова Елена Ивановна

Статья посвящена анализу снабженческо-сбытовой деятельности ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (ПАО «НЛМК»). Рассмотрены особенности построения организационной структуры в области снабжения, проанализированы особенности организации процесса снабжения, а также проведен анализ особенностей сбыта продукции в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES SUPPLY AND MARKETING ACTIVITIES OF JSC "NLMK»

This article analyzes the supply and marketing of OJSC "Novolipetsk steel" (OJSC "NLMK"). The peculiarities of organizational structure in the field of logistics, analyzed the characteristics of the organization of the procurement process, as well as the analysis of the characteristics of product sales in the organization.

Текст научной работы на тему «Особенности снабженческо-сбытовой деятельности ПАО «НЛМК»»

ОСОБЕННОСТИ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «НЛМК» Мешкова Ирина Викторовна, магистрант (e-mail: irishka.kalash@mail.ru) Козлова Елена Ивановна, к.э.н., доцент (e-mail: kozlova.e.i@kzlvs.com) Липецкий государственный технический университет, г.Липецк, Россия

Статья посвящена анализу снабженческо-сбытовой деятельности ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (ПАО «НЛМК»). Рассмотрены особенности построения организационной структуры в области снабжения, проанализированы особенности организации процесса снабжения, а также проведен анализ особенностей сбыта продукции в организации.

Ключевые слова: снабжение, сбыт, деятельность, анализ, процесс.

ПАО «НЛМК» является основной площадкой дивизиона НЛМК Россия Группы компаний НЛМК, международные активы которой представлены двумя дивизионами: НЛМК - Европа и НЛМК-США [3, с. 117]. ПАО «НЛМК» относится к числу наиболее эффективных и прибыльных производителей стали на мировой арене за счет самообеспечения основными сырьевыми материалами, энергией и высокой технологической оснащенности, которая нацелена, прежде всего, на сокращение производственных затрат, ослабление нагрузки на окружающую среду, улучшение качества и освоение новых видов продукции [6, с. 289].

ПАО «НЛМК» предлагает диверсифицированный продуктовый портфель, который обеспечивает ему лидирующие позиции на локальных рынках и достаточно высокую эффективность продаж.

Продуктовый ряд НЛМК сбалансирован, в него входят как полуфабрикаты, так и продукция глубокой переработки, в том числе нишевые продукты (специализированные продукты, нацеленные на удовлетворение определенных потребностей рынка). Около 80% выпускаемой металлопродукции составляет плоский прокат, 20% — сортовой прокат для строительства [1].

В ПАО «НЛМК» выстроена вертикально-интегрированная бизнес-модель, за счет чего обеспечивается возможность контроля всех фаз производственного процесса, начиная с добычи и переработки сырья, заканчивая выпуском металлопродукции с высокой добавленной стоимостью. Бесперебойность поставок обеспечивается сервисными центрами и трейдин-говыми компаниями. Материалоемкие и энергоемкие производства располагаются в регионах со сравнительно низкими затратами, конечная продукция производится на локальных рынках, что дает возможность минимизировать затраты на производство, а также взаимодействовать с конечными потребителями продукции более эффективно.

Снабжение на ПАО «НЛМК» организовано по процессу БОиКСЕ-ТО-РЛУ от источника закупки до оплаты (рис. 1). Фронт-офис (подразделение в организации, отвечающее непосредственно за работу с поставщиками и заказчиками) на стадии сорсинга (нацеленность на нахождение и вовлечение поставщиков товаров и услуг) включает анализ потребности и спецификации, тендерный процесс, переговоры, формирование конкурентного листа (КЛ).

Рисунок 1. Описание процесса SOURCE-TO-PAY от источника закупки до

оплаты [4]

На стадии документального оформления подразделение мидл-производит: формирование спецификаций; продление договоров; присвоение источника поставки (ИП) в программе SAP; одобрение спецификации с поставщиком; оформление оригиналов документов.

Оформлением договоров занимаются сотрудники фронт-офиса. На стадии заказа и доставки подразделение бэк-офис производит: формирование заказа; мониторинг поставки; коммуникация с внутренним заказчиком; организация автомобильного и ж/д заезда; формирование пакета документов; претензионная работа; контроль прихода материала в цеха.

При этом на предприятии проводится аудит поставщиков, процедура которого включает 4 этапа (рис. 2). Если поставщик квалифицирован, то с ним заключается контракт. Если поставщик квалифицирован с ограничениями, проводятся корректирующие мероприятия и контроль их выполнения. При положительном результате заключается контракт, в противном случае производится отказ от сотрудничества. С неквалифицированными поставщиками осуществляется отказ от сотрудничества.

Всем поставщикам, заинтересованным в работе с Группой НЛМК, необходимо осуществить саморегистрацию и получить доступ в Личный кабинет в SAP SRM, что позволяет потенциальным поставщикам быть допущенными к процедуре квалификации и после успешного прохождения на-

чать принимать участие в закупочных процедурах (запросах предложений, аукционах, редукционах), проводимых предприятиями Групп НЛМК.

Планирование аудита

•Управлени е

сертифика ции

составляет годовой график проведени я аудитов

Подготовка к аудиту

• Сбор

документов:

• План аудита •Претензии

• Письма

• Протоколы

• НТД на продукцию и Т.Д.

Проведение аудита

• Посещение производсств енной площадки: •Проверка персонала •Проверка производства •Проверка контроля и хранения продукции и Т. д.

Оформление и анализ

результатов аудита

• Формирование

итогового

отчета,

определение

статуса

контрагента

Рисунок 1. Процесс аудита поставщиков ПАО «НЛМК» [4]

На предприятии разработан и применяется Кодекс этики поставщика Группы НЛМК [4]. Кодекс применим ко всем поставщикам товаров и услуг, включая субподрядчиков, поддерживающих деловые отношения с Группой НЛМК. Этот Кодекс определяет, ожидания предприятия от поставщиков и подчеркивает желание достигнуть высокого уровня честности, этичного поведения и ответственности во всех сферах бизнеса.

Для выбора контрагентов по договорам на поставку отдельных видов материалов, технологического оборудования, выполнения работ или оказания услуг предприятиям Группы НЛМК проводятся тендерные процедуры. За счет тендерных процедур:

- соблюдаются принципы состязательности, открытости, объективности при отборе контрагентов;

- достигаются оптимальные справедливые рыночные цены и наиболее выгодные условия приобретения необходимых ресурсов для предприятий Группы НЛМК по наиболее важным закупочным процедурам и сводятся к минимуму риски возникновения правовых последствий для вышеуказанных предприятий;

- формируется и укрепляется имидж Группы НЛМК как добросовестного и открытого к сотрудничеству заказчика, который обеспечивает защиту своих корпоративных интересов посредством использования системы принятия решений на коллегиальной основе.

С целью ослабления влияния риска по частичному или полному срыву поставок необходимо формировать и поддерживать обоснованный страховой запас основных видов сырья, позволяющий обеспечить непрерывность производственного цикла. Поставки основных материальных ресурсов

должны осуществляться по согласованным графикам, обеспечивающим ритмичность поставки для непрерывного процесса производства конечной продукции. В целом, стратегическими направлениями развития ПАО «НЛМК» в части совершенствования системы закупочной деятельности являются своевременное обеспечение материально-техническими ресурсами; обеспечение ресурсами необходимого качества; эффективное использование оборотных средств.

Стратегия сбыта НЛМК базируется на необходимости построения эффективных каналов продаж, использовании действенной и гибкой маркетинговой системы. Компания осуществляет постоянный мониторинг и анализ событий на ключевых рынках, определение перспективных направлений развития продаж.

Группа «НЛМК» осуществляет производство готовой продукции в России, а также Северной Америке и странах Евросоюза, то есть в непосредственной близости от основных потребителей [2, с. 183]. В настоящее время на российском рынке реализуется около 36% всей произведенной компанией металлопродукции (рис. 3).

Доля поставок НЛМК Европа и НЛМК США составляет 15% и 14% в своих «домашних» регионах от общего объема продаж Группы. Кроме того, группа НЛМК продолжает занимать прочные позиции на международных рынках, осуществляя поставки клиентам, расположенных в более чем 70 странах мира [4].

Постоянное взаимодействие с потребителями помогает Группе НЛМК понимать тенденции развития металлопотребляющих отраслей. Разработка

Азия, 3,26

Ближний а к л. Турц!

Рисунок 3. Структура продаж в 2017 г., % [1]

новых высококачественных видов продукции ведется совместно с партнерами, учитывая современные требования и ожидания.

На инновационную продукцию в настоящее время приходится около 11% объемов продаж и 16% выручки Липецкой площадки (исключая поставки слябов на компании Группы). К инновационной продукции относится: холоднокатаный прокат из двухфазных марок стали, низкоуглеродистая сталь, легированная титаном (Ш-сталь) для сверхглубокой вытяжки, трансформаторный прокат с лазерной обработкой, высокопрочный оцинкованный прокат на основе низколегированной стали, высококачественные товарные слябы шириной до 2200 и толщиной до 355 мм и прочие виды продукции [4].

ПАО «НЛМК» имеет собственный Интернет-магазин, позволяющий осуществить быстрый заказ продукции. Сайт Интернет-магазина ПАО «НЛМК» представляет собой полнофункциональный электронный ресурс, позволяющий сделать заказ, произвести его оплату и отслеживать статус доставки [5]. Тем самым, работа с потребителями значительно упрощается, что повышает конкурентоспособность ПАО «НЛМК» и положительно влияет на объемы сбыта продукции. При заполнении электронной формы, специалисты компании связываются с потенциальными покупателями в течение 30 минут. При выборе категории продукции заказ сразу попадет нужному специалисту. Минимальный объем заказа сортового проката составляет 1 пачку (4 тонны).

Анализ организации снабженческо-сбытовой деятельности ПАО «НЛМК» показывает, что в компании создана уникальная по своей структуре бизнес-модель, которая характеризуется максимальным использованием стратегических преимуществ географического расположения активов, а также организована эффективная система снабжения и сбыта. Организация снабженческо-сбытовой деятельности ПАО «НЛМК» - это многогранный процесс, который содержит в себе множество важных аспектов, операций и действий, которые направлены на организацию поставки сырья, материалов и сбыта максимально возможного количества произведенной продукции широкому кругу потребителей, при условии соблюдения определенного ряда логистических правил. Совершенствование снабжен-ческо-сбытовой деятельности ПАО «НЛМК» включает в себя реализацию мероприятий по снижению себестоимости производства и повышению его эффективности, совершенствованию качества металлопродукции и освоению новых видов металлопродукции; реализацию конкурентной сбытовой политики на внутреннем рынке; проведение мероприятий по защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции иностранных поставщиков стальной продукции, а в случае резкого роста импорта - применение инструментов торговой защиты совместно с другими предприятиями отрасли.

Список литературы

1. Годовой отчет НЛМК. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.nlmk.com/upload/iblock/64f/nlmk_rus_all_7.pdf. Дата обращения: 20.03.2019.

2. Морозова В.В. Прогнозирование стратегии инновационной деятельности предприятий металлургической отрасли на примере ПАО «НЛМК». / В.В. Морозова, Е.И. Козлова// Проблемы развития современного общества: Сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции, (24-25 января 2019 года) / под редакцией: Кузьминой В.М. - Курск: ЮЗГУ, ЗАО «Университетская книга», 2019. - С. 182-187.

3. Новак М.А. Социальная политика как направление корпоративного развития (на примере ПАО «НЛМК»). /М.А. Новак, Е.И. Козлова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - №1 (27). - С. 116-123.

4. Официальный сайт НЛМК. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.nlmk.com. Дата обращения: 20.03.2019.

5. Сайт Интернет-магазина НЛМК. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.//nlmk.shop. Дата обращения: 20.03.2019.

6. Шпунтова Д.В. Тенденции развития мирового и российского металлургического комплекса. /Д.В. Шпунтова, Е.И. Козлова// Актуальные проблемы международных отношений в условиях формирования мультиполярного мира: сборник научных статей 7-й международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет (14 декабря 2018 г.) - Курск: Университетская книга, 2018. - С. 286-291.

Meshkova Irina, master's student

(e-mail: irishka.kalash@mail.ru)

Kozlova Elena Ivanovna, Ph. D., associate Professor

(e-mail: kozlova.e.i@kzlvs.com)

Lipetsk state technical University, Lipetsk, Russia

FEATURES SUPPLY AND MARKETING ACTIVITIES OF JSC "NLMK»

This article analyzes the supply and marketing of OJSC "Novolipetsk steel" (OJSC "NLMK"). The peculiarities of organizational structure in the field of logistics, analyzed the characteristics of the organization of the procurement process, as well as the analysis of the characteristics of product sales in the organization. Key words: supply, sales, activity, analysis, process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.