Научная статья на тему 'Тенденции развития системы образования в России'

Тенденции развития системы образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EDUCATIONAL MARKET / ВЫСШЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECONOMIC AND TECHNICAL HIGHER EDUCATION / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNATIONAL EDUCATION INDICATORS AND RESTRUCTURING OF MANAGEMENT EDUCATION INSTITUTIONS / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРАМИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоршин Александр Петрович, Гуськова Ирина Владимировна

Статистический анализ выявляет тенденции как позитивного, так и негативного характера в сфере российского образования. За последние годы в России число образовательных учебных заведений уменьшилось почти на 20 000 единиц, общеобразовательных учреждений — на 18 907 единиц, сократилось количество начальных профессиональных учебных заведений (ПТУ). Расширение сети негосударственных вузов привело к значительному росту количества высших учебных заведений. Но в последние 3 года число вузов уменьшилось на 20 единиц, что вызвано изменением законодательства в сфере образования и демографическим провалом, а также сокращением спроса на ряд специальностей. Однако, в 2010/2011 учебном году в России выросла численность учащихся по всем формам общего среднего, начального и среднего профессионального, высшего профессионального образования. Характерна позитивная тенденция роста числа студентов высших учебных заведений: по сравнению с 1990 г. в 2010 г. оно увеличилось в 2,5 раза. Несмотря на противоречивую динамику численности обучающихся, происходит интеграция науки и образования, в системе высшего образования значительно увеличивается интеллектуальный потенциал. По результатам анализа показателей и материалов публикаций в области высшего образования авторами были определены ключевые проблемы структуризации высшего экономического образования в России посткризисного периода: недостаточное государственное финансирование вузов, сравнительно немолодой возраст профессорско-преподавательского состава, низкая оплата труда преподавателей, снижение уровня научно-экономической и методической подготовки преподавателей, обострение конкуренции вузов при приеме студентов и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the Development of the Russian Education System

The article reveals statistical trends in the field of education in Russia. In recent years, the number of its educational institutions has decreased by almost 20,000 units to 18,907, with this trend affecting the number of basic vocational education (vocational) schools as well. The present aim, in consequence, is to reverse this trend by boosting the number of higher educational institutions and expanding the network of private universities. The document maintains that the 20-unit decrease in the number of schools over the last three years was caused by factors including a change of legislation in the educational field, a demographic collapse and a significant reduction in the demand for a number of specialties. Yet, the number of students in all forms of secondary, primary and secondary education, including in vocational and higher vocational schools, has increased in the 2010-2011 academic year. This year, it has recorded 2.5 times the number of students listed in higher education in 1990. It would appear, therefore, that in spite of the conflicting dynamics of learning, the integration of science and education in this sphere has significantly affected intellectual capacity. Against this backdrop, the authors have analyzed the performance of materials published on higher education. Their conclusions, given in this paper, are that structuring problems including lack of public funding for universities, elderliness of the teaching staff, low salaries for teachers, insufficient economic and scientific-methodological teacher training and competition for university admission students are behind the current crisis in Russia’s higher education.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития системы образования в России»

ш s

I

с m О со с о.

О

Тенденции развития системы образования в России

Trends in the Development of the Russian Education System

УДК 37

Егоршин Александр Петрович

ректор Нижегородского института менеджмента и бизнеса, доктор экономических наук, профессор

603062, г Нижний Новгород, ул. Горная, д.13

Egorshin Aleksandr Petrovich

Gornaya Str. 13, Nizhniy Novgorod, 603062

Статистический анализ выявляет тенденции как позитивного, так и негативного характера в сфере российского образования. За последние годы в России число образовательных учебных заведений уменьшилось почти на 20 000 единиц, общеобразовательных учреждений — на 18 907 единиц, сократилось количество начальных профессиональных учебных заведений (ПТУ). Расширение сети негосударственных вузов привело к значительному росту количества высших учебных заведений. Но в последние 3 года число вузов уменьшилось на 20 единиц, что вызвано изменением законодательства в сфере образования и демографическим провалом, а также сокращением спроса на ряд специальностей. Однако, в 2010/2011 учебном году в России выросла численность учащихся по всем формам общего среднего, начального и среднего профессионального, высшего профессионального образования. Характерна позитивная тенденция роста числа студентов высших учебных заведений: по сравнению с 1990 г. в 2010 г. оно увеличилось в 2,5 раза. Несмотря на противоречивую динамику численности обучающихся, происходит интеграция науки и образования, в системе высшего образования значительно увеличивается интеллектуальный потенциал. По результатам анализа показателей и материалов публикаций в области высшего образования авторами были определены ключевые проблемы структуризации высшего экономического образования в России посткризисного периода: недостаточное государственное финансирование вузов, сравнительно немолодой возраст профессорско-преподавательского состава, низкая оплата труда преподавателей, снижение уровня научно-экономической и методической подготовки преподавателей, обострение конкуренции вузов при приеме студентов и т.д.

The article reveals statistical trends in the field of education in Russia. In recent years, the number of its educational institutions has decreased by almost 20,000 units to 18,907, with this trend affecting the number of basic vocational education (vocational) schools as well. The present aim, in consequence, is to reverse this trend by boosting the number of higher educational institutions and expanding the network of private universities. The document maintains that the 20-unit decrease in the number of schools over the last three years was caused by factors including a change of legislation in the educational field, a demographic collapse and a significant reduction in the demand for a number of specialties. Yet, the number of students in all forms of secondary, primary and secondary education, including in vocational and higher vocational schools, has increased in the 2010-2011 academic year. This year, it has recorded 2.5 times the number of students listed in higher education in 1990. It would appear, therefore, that in spite

Гуськова Ирина Владимировна

доцент, ученый секретарь Ученого совета Нижегородского института менеджмента и бизнеса, доктор экономических наук

603062, г Нижний Новгород, ул. Горная, д.13

Gus'kova Irina Vladimirovna

Gornaya Str. 13, Nizhniy Novgorod, 603062

of the conflicting dynamics of learning, the integration of science and education in this sphere has significantly affected intellectual capacity. Against this backdrop, the authors have analyzed the performance of materials published on higher education. Their conclusions, given in this paper, are that structuring problems - including lack of public funding for universities, elderliness of the teaching staff, low salaries for teachers, insufficient economic and scientific-methodological teacher training and competition for university admission students - are behind the current crisis in Russia's higher education.

Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, высшее экономическое и техническое образование, международные показатели в сфере образования, реструктуризация управления структурами образования

Keywords: labor market, educational market, economic and technical higher education, international education indicators and restructuring of management education institutions

Оценка состояние российской системы образования может быть выражена в ряде экономико-статистических показателей [1], которые отражены нами в табл. 1.

Статистический анализ «высвечивает» тенденции как позитивного, так и негативного характера. За анализируемый период число образовательных учебных заведений уменьшилось почти на 20 000 единиц, общеобразовательных учреждений — на 18 907 единиц, сократилось количество начальных профессиональных учебных заведений (ПТУ). Расширение сети негосударственных вузов привело к значительному росту количества высших учебных заведений. Но в последние 3 года число вузов уменьшилось на 20 единиц, что вызвано изменением законодательства в сфере образования и демографическим провалом, а также сокращением спроса на ряд специальностей.

В 2010/2011 учебном году в России выросла численность учащихся по всем формам общего среднего, начального и среднего профессионального, высшего профессионального образования. Характерна позитивная тенденция роста числа студентов высших учебных заведений: по сравнению с 1990 г. в 2010 г. оно увеличилось в 2,5 раза.

Надо отметить, что выпуск учащихся в 2010 г. по отношению к 1990 г. сократился в абсолютном значении более чем на 200 тыс. чел. — главным образом за счет снижения выпуска в общеобразовательных

Показатели системы образования России

№ п/п Показатели Годы

1990 г. 2010 г.

1. Общее число образовательных учреждений, ед. 77 145 57 114

1.1 Общеобразовательные учебные заведения (дневные и вечерние), ед. 69 700 50 793

1.2 Начальные профессиональные учебные заведения (ПТУ), ед. 4328 2356

1.3 Средние профессиональные учебные заведения (техникумы, колледжи), ед. 2603 2850

1.4 Высшие учебные заведения: всего, ед. 514 1115

В том числе: государственные, ед. негосударственные, ед. 514 653 462

2. Общая численность учащихся, тыс. чел. 27 292 23 825

2.1 Численность учащихся в общеобразовательных школах, тыс. чел. 20 328 13 642

2.2 Численность учащихся в учебных заведениях начального профессионального образования, тыс. чел. 1869 1007

2.3 Численность студентов средних профессиональных учреждений, тыс. чел. 2270 2126

2.4 Численность студентов высших учебных заведений, тыс. чел. 2825 7050

2.5 Общая численность учащихся в расчете на 10 000 населения, чел. 1848 1667

3. Выпуск учащихся: всего, тыс. чел. 4204 3975

3.1 Выпускники дневных и вечерних общеобразовательных школ, тыс. чел. 1894 1354

3.2 Выпускники учреждений начального профессионального образования, тыс. чел. 1272 581

3.3 Выпускники средних профессиональных учебных заведений, тыс. чел. 637 572

3.4 Выпускники высших учебных заведений, тыс. чел. 401 1468

3.5 Выпуск в расчете на 10 000 населения, чел. 285 278

4. Численность преподавательского состава, тыс. чел. 1804 1556

4.1 Численность учителей дневных общеобразовательных школ, тыс. чел. 1460 1079

4.2 Численность преподавателей средних профессиональных учебных заведений, тыс. чел. 124 120

4.3 Численность преподавательского состава вузов: всего, тыс. чел. 220 357

В том числе: государственных вузов, тыс. чел. негосударственных вузов, тыс. чел. 220 324,8 32

Источник: Статистический ежегодник. М.: Росстат, 2010.

школах, а также в учреждениях начального профессионального образования. Численность выпускников в сфере начального профессионального образования сократилась в 2010 г. по отношению к 1990 г. на 691 тыс. чел., или на 54,3%. При этом выпуск в системе высшего профессионального образования увеличился на 1067 тыс. чел. (рост в 3,7 раза). Изменение числа обучающихся обусловило и динамику численности преподавательского состава: к 2010 г. она снизилась почти на 250 тыс. чел. по отношению к 1990 г. В общеобразовательных школах к 2010 г. число учителей уменьшилось на 381 тыс. чел., что связано с потерей престижности профессии учителя, низкой заработной платой и некомфортными условиями труда. Численность преподавателей в системе профобразования сократилась на 4 тыс. чел. В связи с появлением негосударственного сектора высшего образования и расширением коммерческого приема государственных вузов увеличилось число профессорско-преподавательского состава в 2010 г. по отношению к 1990 г, но именно за 2010 г. уменьшилась численность ППС и в этом секторе образования.

Что касается расходов на образование, то, несмотря на их абсолютный рост, пересчет этих сумм с учетом инфляции приводит к неутешительному выво-

ду о финансировании образования по «остаточному» принципу и в неполном размере. В подтверждение приведем данные о расходах на образование в консолидированном бюджете последних лет: 1997 г. — 5,9%, 1998 г. — 3,5%, 1999 г. — 3,63%, 2000 г. — 3,75%, 2001 г. — 4,34%, 2002 г. — 4,12%, 2005 г. — 4,22%, 2008 г. — 11,9%, 2009 г. — 11,1%.

В 2010 г. государство осуществило беспрецедентные выплаты на образование в сумме 1893,9 млрд руб., или 18,7% от общих расходов [1]. Однако эти суммы не были распределены равномерно, в то время как в России, прежде всего в столице, расширяется элитарный сектор образования. Если же брать более сопоставимые международные показатели, то в 2008 г. расходы на образование составили 4,0% от ВВП, в 2009-м — 4,6%, а в 2010-м — 4,2%. По доле затрат на образование (3,5-4% от ВВП в последние годы) Россия заметно отстает не только от высокоразвитых стран мира (Франция — 6,3%, Германия — 5,3%, США — 7,5%, Япония — 4,8%), но и от большинства развивающихся (Польша — 6,4%, Бразилия — 4,4%, Индия — 4,8%) [Там же].

Надо заметить, что при росте численности студентов вузов и техникумов и стабильной величине бюджетных расходов, развитие платного обучения в государственных и негосударственных вузах служит

Прием в средние профессиональные и высшие учебные заведения [1]

№ п/п Показатели Годы

1990 г. 2010 г.

1.1 Прием студентов в средние профессиональные учреждения, тыс. чел. 754 705

1.2 Прием студентов в высшие учебные заведения, тыс. чел. 584 1399

В том числе: в государственные вузы, тыс. чел. в негосударственные вузы, тыс. чел. 584 1195 204

Таблица 3

Показатели развития системы высшего и среднего профессионального образования России

Показатели Годы

1990 г. 2010 г.

Население России, млн чел. 147,7 142,9

Численность студентов вузов, тыс. чел. 2824 7050

Приходится студентов вузов на 10 тыс. чел. населения, чел. 190 493

Численность студентов негосударственных вузов, тыс. чел. — 1201

Численность студентов средних специальных учебных заведений, тыс. чел. 2270 2126

Приходится студентов средних специальных учебных заведений на 10 тыс. чел. населения, чел. 153 149

дополнительным источником «выживания» прежде всего высших и средних профессиональных учебных заведений, а в условиях дифференциации доходов населения приводит к ущемлению прав большей части населения на бесплатное образование. Это подтверждают данные о численности приема студентов, представленные в табл. 2.

С 1990 по 2005 г. прием в средние профессиональные заведения увеличился на 100 тыс. чел., но за последние 5 лет снизился на 149 тыс. чел. Как следствие возник дефицит рабочих кадров. Рост приема в высшие учебные заведения с 1990 по 2008 г. на 1058 тыс. чел. свидетельствует о востребованности высшего образования среди населения, однако уже в 2009 г. произошло сокращение приема в вузы на 98 тыс. чел., или на 6%, причем в государственные вузы прием сократился на 33 тыс. чел., или на 2,4%, а в негосударственные — на 64 тыс. чел., или на 23%. В 2010 г. снижение продолжилось и составило 145 тыс. чел., или 9,3%.

В соответствии с отмеченной динамикой выпуск специалистов со средним профессиональным образованием с 1990 по 2010 г. сократился на 65 тыс. чел. Это объясняется спадом объемов производства и невостребованностью молодых специалистов среднего звена (техников). Увеличение выпуска молодых специалистов с высшим образованием за последние 20 лет на 1067 тыс. чел. свидетельствует о востребованности этой формы квалификации на рынке труда. Кроме того, многие выпускники получили второе высшее образование по новой специальности.

Несмотря на противоречивую динамику численности обучающихся, происходит интеграция науки и образования, в системе высшего образования значительно увеличивается интеллектуальный потенциал. Так, численность преподавателей в вузах с 1990 по 2010 г. увеличилась на 137 тыс. чел. (табл. 1). Число докторов наук в вузах с 1990 г. выросло с 13,7 тыс. чел. до 47 тыс. чел., т. е. в 3,4 раза. Во многих учебных заведениях сформированы авторские научные школы, расширены работы по инновационным направлениям и изучению международного опыта в сфере образо-

вания. Все это происходит при ежегодных снижениях бюджетных ассигнований, выделяемых на вузовскую науку. Важно отметить, что общая численность занятых в науке и научном обслуживании за период с 1990 по 2009 г. сократилась с 1533 тыс. чел. до 742 тыс. чел. Тем не менее на 1 млн граждан в России приходится в 2 раза больше исследователей, чем в Венгрии, Чехии и Польше, и в 5-30 раз больше, чем в Бразилии, Китае и Индии. По этому показателю наша страна стоит на одном уровне с Францией, Германией и Великобританией, уступая лишь Японии и США. Отсюда можно сделать вывод, что инновационный потенциал страны едва ли может сдерживаться количественной нехваткой ученых и инженеров [2, с. 17].

Российское государство неизменно уделяет внимание развитию образовательных структур различного профиля, и в этой области наблюдаются положительные сдвиги. Так, в конце 1990-х гг. начался бурный рост числа обучающихся в системе высшего и среднего профессионального образования России (табл. 3) [1].

Отметим позитивные тенденции в российском образовании периода 1990-2010 гг.:

• выросла численность студентов вузов: с 2824 тыс. чел. в 1990 г. до 7050 тыс. чел. в 2010-м., причем в 2009 г. впервые произошло и в 2010 г. продолжилось снижение этого показателя;

• увеличилась удельная численность студентов вузов на 10 тыс. чел. населения: в 1990 г. — 190 чел., в 2008-м — 529 чел., в 2009-м — 523 чел., т. е. рост составил 333 чел., но в 2010 г. — 493 чел., т. е. произошло сокращение на 30 чел.;

• увеличилась численность студентов негосударственных вузов: в 1995 г. — 136 тыс. чел., в 2008-м эта величина достигла 1298 тыс. чел., в 2009-м — 1283 тыс. чел., т. е. начался спад, и в 2010 г. численность студентов негосударственных вузов составила 1201 тыс. чел.;

• численность студентов средних специальных учебных заведений в период с 1995 по 2010 г. снизилась почти на 200 тыс. чел.

Рейтинги стран по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП)

Страны Рейтинги по годам

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2002 г. 2004 г. 2007 г. 2011 г.

Канада 1 1 3 4 6 4 6

США 4 3 6 8 8 13 4

Япония 8 4 9 9 7 10 12

Великобритания 14 10 13 12 18 21 28

Франция 2 11 12 16 16 8 20

Германия 19 14 17 19 21 22 9

Италия 21 19 20 21 17 18 24

Россия 72 71 60 57 65 71 66

Теперь обратимся к характеристике запаса образовательного уровня, накопленного Россией. В 2000 г. этот показатель в нашей стране был одним из самых высоких в мире. Для населения в возрасте 15 лет и старше средняя фактическая продолжительность обучения достигла 10 лет, для населения в возрасте 25 лет и старше — 10,5 лет.

Изменение государственного политического устройства страны в 1990-е гг. позволило реализовать инновационные методы в развитии современной системы образования. Однако социальная, политическая и экономическая нестабильность в обществе, кризисное положение экономики, острый дефицит бюджета в 1990-х гг. привели к неудовлетворительному финансированию образования. В итоге тенденция к сокращению реального объема ассигнований на нужды образования стала доминирующей, а доля платного образования возрастала. Общая потребность в средствах образовательных учреждений обеспечивается из бюджета менее чем наполовину. Следует отметить слабую нормативно-правовую базу и систематическое неисполнение норм законодательства в области образования. Низкий уровень защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства и прав личности в области образования не позволял сделать качественный «прорыв» в данной сфере. Именно в этот период в системе российского образования накопились негативные факторы, которые существенно повлияли на рынок труда. К тому же наметилась устойчивая тенденция к ухудшению материально-технической базы образовательных учреждений: резко сократились капиталовложения, темпы износа зданий и сооружений существенно опережали темпы их реконструкции и нового строительства. 32% школ работали в 2-3 смены, и только 46% школ были в оснащены в достаточной степени.

В период 1990-2000 гг. многие периферийные вузы не получали бюджетных средств на развитие материальной базы, что привело к ее старению и физическому износу. Реализация национального проекта «Образование в России» позволила частично устранить негативные тенденции в крупных российских университетах, однако не решила всех проблем образования.

Кадровое обеспечение образовательных учреждений особенно ухудшилось в годы перехода к рыночной экономике (1991-2009 гг.). В этот период наблюдалась тенденция к старению педагогических кадров в сфере общего и профессионального образования, снижался приток молодых педагогов вследствие низкого уровня оплаты труда и слабой социальной защищенности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний возраст ректоров вузов составлял 51,6 г., деканов — 52,9 г. и заведующих кафедр — 56,1 г. Активизировалась «утечка умов» высококвалифицированных специалистов (программистов, математиков, физиков, химиков и др.).

В последние кризисные и посткризисные годы обозначилась тенденция к снижению общего уровня образования населения России. Негативное влияние оказывают несколько факторов: сокращение населения России, в основном людей старшего и среднего возраста, обладающих высоким уровнем образования (с 1990 по 2009 г. их число уменьшилось на 5,8 млн чел.); снижение начального профессионального уровня трудовых ресурсов в результате сокращения числа учащихся в общеобразовательных школах (с 1990 по 2010 г. — на 6686 тыс. чел.). Возникла угроза превращения российской демократической системы высшего образования с высоким качеством подготовки специалистов, с одной стороны, в сословно-элитарную из-за роста платного образования, а с другой — в низкокачественное «суррогатное» высшее образование по дистанционной форме обучения.

Важным методом оценки состояния системы образования Российской Федерации по отношению к высокоразвитым странам является сравнение международных показателей, что позволяет определить ориентиры для разработки среднесрочных прогнозов развития социальной сферы. Наиболее распространенным в мировой практике стал индексный метод, используемый в ежегодных докладах ООН «О развитии человека». Сущность этого метода заключается в расчете сопоставимых индексных показателей, характеризующих различные стороны экономической и социальной жизни стран мира за ряд лет, и определении интегрального «индекса развития человеческого потенциала» (ИРЧП). ИРЧП характеризуют несколько десятков локальных показателей, причем показатели системы образования приведены в нескольких разделах. Рейтинг стран по ИРЧП меняется по годам, однако высокоразвитые страны «семерки» закономерно находятся в первой двадцатке (табл. 4).

По данным рейтинга ООН (187 стран мира) по ИРЧП, Россия находится в зоне стран со средним уровнем развития, и ее положение существенно не меняется в последние 13 лет [3].

Нами сделана выборка индексных показателей, характеризующих систему образования стран «восьмерки» (см. табл. 5).

Ряд индексных показателей, представленных в табл. 5, по России существенно не отличается от лучших показателей стран «семерки». Так, индекс уровня

Международные сравнения в области развития человеческого потенциала [3]

№ п/п Показатели Россия Канада США Япония Велико-британия Франция Германия Италия

1 Индекс развития человеческого потенциала, доли 0,755 0,943 0,939 0,938 0,936 0,932 0,925 0,920

2 Индекс уровня образования 0,95 0,98 0,97 0,94 0,99 0,96 0,95 0,93

3 Уровень грамотности взрослого населения, % 99,6 — — — — — — —

4 Совокупный валовый показатель поступивших в учебные заведения 1-го, 2-го и 3-го уровней, % 88 95 92 84 113 91 88 82

5 Число ученых и технических специалистов, занимающихся НИОКР, на 1000 чел. населения, чел. 3,4 3,0 4,1 5,3 2,7 2,7 3,1 1,1

6 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 67,9 80,4 78,0 82,4 74,6 81,0 80,1 81,5

7 ВВП, млрд долл. 1697,5 1133,0 12376,1 3870,3 1901,7 1862,2 2514,8 1626,3

8 Реальный ВВП на душу населения, тыс. долл. 11,9 35,1 41,7 30,3 31,6 29,6 30,5 27,75

9 Доля расходов на образование в общем объеме государственных расходов, % 11,9 14,2 15,5 10,5 — 11,4 9,9 9,5

10 Доля расходов на образование, % от ВВП 3,5 5,2 5,6 3,6 4,6 5,7 4,6 5,0

образования России, Канады и США составляет соответственно 0,95, 0,98 и 0,97. Уровень грамотности взрослого населения в тех же странах — 99%, число ученых и специалистов, занимающихся НИОКР, на 1000 чел. населения в России — 3,4, в Канаде — 3,0, в США — 4,1. Нет большой разницы в доле расходов на образование: в России— 3,5%, в Канаде — 5,2%, в США — 5,6% от ВВП, но размер ВВП в абсолютных величинах существенно различается. Однако расходы бюджета на образование в 2007 г. в России составляли 11,9%, в Канаде — 14,2%, а в США — 15,5%, при том что размер госбюджета России значительно меньше, чем США.

Вместе с тем ряд показателей свидетельствует о значительном отставании России от стран «семерки» (0-7). Например, средний ИРЧП России — 0,747, Канады — 0,932, США — 0,939. Отметим, что между Россией и Канадой по этому показателю располагаются еще 67 стран. К сожалению, огромные диспропорции сложились и в суммарных расходах на образование, исчисляемых в долларах США.

В начале XXI в. правительство России коренным образом пересмотрело государственную позицию в сфере образования: отказалось от финансирования его по «остаточному» принципу и отвело ему системообразующую роль в рамках развития государства. Расходы на образование в государственном бюджете 2005 г. составили 153,8 млрд руб., в бюджете 2008 г. — 1665,5 млрд руб., 2009 г. — 1783,5 млрд руб., 2010 г. — 1893,9 млрд руб. Тем не менее расходы на образование по-прежнему значительно меньше, чем на государственное управление и оборону.

Анализ рынка высшего образования свидетельствует о значительных изменениях, произошедших в сфере высшего экономического образования в России за последние 20 лет. Для анализа нами принята группа специальностей «Экономика и управление», используемая в статистической отчетности.

Для того чтобы понять сущность тенденций в экономическом образовании в России, необходимо рассмотреть распределение студентов вузов по группам специальностей. На рис. 1 представлены данные на 2009 г.

Как видим, 35% студентов вузов России обучались по специальностям «Экономика и управление». Если к их числу добавить студентов гуманитарно-социального профиля (19,8%) и сферы образования (8,8%), то окажется, что 63,6% учащихся вузов предпочли гуманитарно-экономические сферы деятельности. Естественнонаучные специальности и технические науки предпочли в качестве будущей профессии 20,1% студентов. Для сравнительного анализа отметим, что в 1990 г. распределение студентов вузов России было несколько иным: экономика и управление — 12%, гуманитарно-социальные специальности — 11%, сфера образования — 9%, естественные науки — 9%, технические науки — 40%. Таким образом, по экономико-гуманитарным специальностям обучались 32% студентов, а по техническим и естественнонаучным — 49%, т. е. за 21 год «компас высшего образования» повернулся совсем в другую сторону — в сферу экономики и управления. Конечно, эта тенденция обусловлена реалиями рыночной экономики: появились новые предприятия,

Рис. 1. Распределение выпускников вузов по группам специальностей (2009 г.)

экономические специальности стали востребованными на рынке труда. Однако вопрос о необходимости подготовки такого количества специалистов экономико-управленческого профиля требует более детального исследования.

По результатам анализа показателей и материалов публикаций в области высшего образования нами определены ключевые проблемы структуризации высшего экономического образования в России посткризисного периода:

• недостаточное государственное финансирование вузов, вынуждающее их развивать подготовку специалистов в технических вузах по широкому спектру непрофильных специальностей;

• сравнительно немолодой возраст профессорско-преподавательского состава (заведующих кафедрами, деканов), снижение общественного статуса ученого-педагога и слабый приток новых кадров в вузовскую систему;

• низкая оплата труда преподавателей — от 53 до 70% оплаты труда работников сферы материального производства;

• снижение уровня научно-экономической и методической подготовки преподавателей;

• увеличение объема коррупции и взяточничества в государственных вузах (взимание платы за бюджетные места, прием по ЕГЭ и оценки на экзаменах);

• обострение конкуренции вузов при приеме студентов на специальности юридического, экономического и управленческого профилей без учета сокращения потребности в таких специалистах;

• различие твердых ставок и значительная дифференциация стоимости обучения и образования в периферийных и столичных вузах (от 18 до 200 тыс. руб. в год);

• дискриминация негосударственного высшего образования в части лицензирования, аккредитации, аренды помещений, льгот студентам и других услуг;

• резкое снижение качества заочного (дистанционного) обучения специалистов в малых городах и районах, связанное с недостаточностью материально-

технической базы, и отсутствие штатного состава преподавателей, имеющих ученую степень;

• проблемы трудоустройства бакалавров и специалистов на предприятиях, в организациях и учреждениях отраслей экономики по профилю приобретенной в вузе специальности.

По нашему мнению, требуется углубленное исследование отмеченных проблем и влияния рынка высшего образования на подготовку трудовых ресурсов России и ее регионов. Актуальна также проблема расчетных прогнозов потребности в бакалаврах и специалистах для отраслей экономики. Такой прогноз может быть сделан только на основе сценариев развития рынка и системы высшего образования в его связи с отраслевыми рынками.

Приведенные в статье данные позволяют сделать определенные выводы:

• образование — важнейшая подсистема социальной сферы государства, обеспечивающая получение человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности;

• в посткризисный период динамично развиваются процессы перехода образования из сферы семейной в сферу государственной значимости, его демократизации, диверсификации, интернационализации, гуманизации, образование превращается в ключевой фактор научно-технического прогресса и экономического роста.

Вместе с тем следует отметить, что в России накопились проблемы совершенствования материально-технической базы, финансирования и правового обеспечения, образовательных структур.

Литература

1. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2010. 813 с.

2. Капелюшников Р. И. Записка об отечественном человеческом капитале: Препринт. М.: ГУ ВШЭ, 2008. 56 с.

3. Доклад ООН «О развитии человека». М.: Весь мир. 2010. 239 с.

В следующем номере

Рекомендуем в следующем номере российского научного журнала «Экономика и управление» ознакомиться с публикацией:

Л. С. Савченко «Культура предпринимательства в экономике страны»

Любовь Степановна Савченко — декан Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор экономических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.