Научная статья на тему 'Анализ структуры и динамики профессионального образования в России в связи с демографическими особенностями'

Анализ структуры и динамики профессионального образования в России в связи с демографическими особенностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION LEVEL / УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATIONAL PROGRAMS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ / POPULATION CENSUS / ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / URBAN POPULATION / LITERACY LEVEL / COUNTRY PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барш Татьяна Ивановна, Хонов Сергей Александрович

Россия приступила к реформированию национальной образовательной системы. В статье приводится всесторонний анализ уровня образования в России за период 2010-2014 годы в различных возрастных группах. Выявлена тенденция увеличения количества молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях, из них 20% в негосударственных учреждениях. Снижается доля студентов учреждений среднего уровня профессионального образования. Количество учащихся, получающих начальное профессиональное образование, остается низким.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF STRUCTURE AND DYNAMICS OF PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA IN CONNECTION WITH DEMOGRAPHIC FEATURES

Russia has started reforming of national educational system. In article the comprehensive analysis of education level is provided in Russia during 2010-2014 in various age groups. The tendency of increase in quantity of the youth which is trained in higher educational institutions is revealed. The share of students of establishments of the average level of professional education decreases. The number of the pupils getting primary professional education remains low.

Текст научной работы на тему «Анализ структуры и динамики профессионального образования в России в связи с демографическими особенностями»

УДК 006.4:37

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В СВЯЗИ С ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

THE ANALYSIS OF STRUCTURE AND DYNAMICS OF PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA IN CONNECTION WITH DEMOGRAPHIC FEATURES

©Барш Т. И.

канд. техн. наук Московский гуманитарный университет г. Москва, Россия, tatyana.barsh@yandex.ru

©Barsh T.

PhD, Moscow University for the Humanities Moscow, Russia, tatyana.barsh@yandex.ru

©Хонов С. В. канд. физ.-мат. наук Московский институт электроники и математики национального исследовательского университета «Высшая

школа экономики» г. Москва, Россия, sergey.khonov@yandex.ru

©Khonov S.

PhD, Moscow Institute of Electronics and Mathematics (MIEM HSE)

Moscow, Russia, sergey.khonov@yandex.ru

Аннотация. Россия приступила к реформированию национальной образовательной системы. В статье приводится всесторонний анализ уровня образования в России за период 2010-2014 годы в различных возрастных группах. Выявлена тенденция увеличения количества молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях, из них 20% в негосударственных учреждениях. Снижается доля студентов учреждений среднего уровня профессионального образования. Количество учащихся, получающих начальное профессиональное образование, остается низким.

Abstract. Russia has started reforming of national educational system. In article the comprehensive analysis of education level is provided in Russia during 2010-2014 in various age groups. The tendency of increase in quantity of the youth which is trained in higher educational institutions is revealed. The share of students of establishments of the average level of professional education decreases. The number of the pupils getting primary professional education remains low.

Ключевые слова: уровень образования, уровень грамотности, образовательные программы, профессиональное образование, перепись населения, городское население, сельское население.

Keywords: education level, literacy level, educational programs, professional education, population census, urban population, country people.

Уровень образования населения является одним из показателей уровня жизни населения. Он одновременно выступает и как социальный и как экономический показатель, характеризующий уровень развития общества и общественных отношений.

Современный мир, включая и Россию, вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью экономики страны.

России жизненно необходим инновационный прорыв в системе образования, позволяющий адекватно преодолеть вызовы цивилизации XXI века, сохранить и укрепить нашу конкурентоспособность как одного из ведущих государств. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение [1].

Учитывая эти процессы, наша страна приступила к реформированию национальной образовательной системы, рассчитанной на ее поэтапную реализацию. Были утверждены такие документы, как: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г.», «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г. г.», Федеральные государственные образовательные стандарты» и др. [2, 3].

Российская система образования выступает как мощная совокупность сотрудничающих структур.

Разработаны Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. Существует два вида программ — общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Они в свою очередь подразделяются на основные и дополнительные типы. К основным общеобразовательным программам относят:

- Дошкольные

- Начальные;

- Основные;

- Средние (полные).

К профессиональным такие, как:

-средне-профессиональные;

-высокопрофессиональные, куда относится выпуск бакалавров, специалистов и высококвалифицированных магистров;

-послевузовскоепрофессиональноеобучение.

Современная образовательная российская система предполагает несколько последовательных форм освоения обучения в зависимости от занятости и потребностей индивидуума:

- в стенах аудиторий — очная, очно-заочная (вечерняя) заочная;

- внутрисемейное;

- самообразование;

- экстернат.

Кроме того допускается сочетание перечисленных учебных форм.

Существуют также научные и образовательные институты, в которых реализуются

указанные учебные программы.

В современных условиях актуальными стали проблемы:

- доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности;

- выявления приоритетов в развитии системы обучения;

- выработки понятия и методики измерения качества образования.

В России до сих пор не определено содержание таких понятий, как компьютерная грамотность, основное (базовое) и среднее образование. Последние понятия отождествляются формально с числом законченных классов, а не с освоением знаний и развитием интеллекта личности.

Уровень образования населения фиксируется при проведении переписи населения, при этом у каждого респондента учитывается тип учебного заведения, в котором обучается опрашиваемый. Данный уровень в переписях отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведений (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.

В российской программе уровень образования фиксируется для населения в возрасте 6 лет и старше. Выделяются следующие ступени образования: начальное общее (3-4 класса школы); основное общее (5-9 классов); среднее (полное) общее (11 классов); начальное профессиональное; среднее профессиональное; незаконченное высшее (3 курса); неполное высшее (4 курса) и высшее профессиональное.

На основе материалов переписи формируются два вида обобщающих показателей.

К первому виду относятся показатели, характеризующие удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения.

Наиболее распространенными показателями являются:

- процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше;

- уровень грамотности среди взрослых;

- число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 15 лет и старше (или на 1000 занятого населения);

- число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше;

- средний уровень образования в годах обучения. При этом наличие начального образования приравнивается 4 годам, высшего — к 15.

Обобщающие показатели второго вида включаютопределяются отношением численности контингента обучающихся на данной ступени к численности населения соответствующего возраста. Они вычисляются на валовой (в числителе показывается численность обучающихся без учета возраста, включая второгодников) и на чистой (в числителе — численность обучающихся в возрастном интервале, соответствующем данной ступени обучения) основах. Эти показатели включают:

- высшее образование в возрасте 22-25 лет, поэтому численность лиц с высшим образованием соотносится с численностью населения в возрасте 25 лет и старше.

- брутто-коэффициент набора в целом и по ступеням обучения — долю детей соответствующего возраста, поступивших на различные ступени обучения;

- охват (общий и частные, валовой и чистый) — отношение учащихся определенной ступени обучения к численности населения в возрастной группе, соответствующей данной ступени образования;

- долю учеников данной ступени, полностью закончивших обучение, относительно численности учащихся этой ступени образования. Например, долю детей-учеников начальной школы, закончивших 3-й класс, относительно численности учащихся начальной школы.

Материалы переписей населения дают возможность проанализировать структуру, динамику и дифференциацию уровней образования городского и сельского населения, мужчин и женщин, занятого и незанятого населения.

Тесная связь уровня образования с возрастной структурой населения неукоснительно требует корректного использования перечисленных показателей при анализе динамики, а также при межрегиональных сравнениях. При увеличении в составе населения доли лиц в возрасте 2545 лет, имеющих высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель. Наоборот, возрастание доли молодежи в возрасте 15-20 лет, не имеющей пока еще высшего образования, наоборот замедляет динамику обобщающего показателя. Корректность выводов достигается сравнением уровня образования по однородным социально-демографическим группам, благодаря взвешиванию показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения.

Данные об уровне образования населения по возрастным группам взяты из Российского статистического ежегодника за 2014 год из учета данных последней переписи населения в 2010 году и представлены в Таблице 1 [4].

Таблица 1.

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ИМЕЮЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

(по данным Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/bgd/regl/b12 13/IssWWW.exe/Stg/d2/07-03.htm)

Все население в возрасте 15 лет и более Указавши еуровень образован ия имеют профессиональное образование

послевузовское высшее неполное высшее среднее начальное

в том числе в возрасте, лет 117640 707 26834 5388 36735 6535

15-19 8190 — — 646 596 304

20-24 11831 53 2227 2502 3181 764

25-29 11599 156 4184 699 3262 663

30-34 10614 126 3514 403 3299 623

35-39 9836 90 2873 280 3601 629

40-44 8939 57 2403 203 3662 620

45-49 10334 52 2584 171 4249 721

50-54 11143 47 2517 143 4491 755

55-59 9742 38 2113 108 3734 569

60-64 7617 32 1699 88 2754 371

Продолжение Таблицы 1

65-69 3901 16 802 42 1117 146

70 и более 13894 40 1918 103 2789 370

На 1000 человек соответствующей возрастной группы, указавших уровень образования

Все население в возрасте 15 лет и более 1000 6 228 46 312 56

15-19 лет 1000 — — 79 73 37

20-24 лет 1000 5 188 211 269 65

25-29 лет 1000 13 361 60 281 57

30-34 лет 1000 12 331 38 311 59

35-39 лет 1000 9 292 29 366 64

40-44 лет 1000 6 269 23 410 69

45-49 лет 1000 5 250 17 411 70

50-54 лет 1000 4 226 13 403 68

55-59 лет 1000 4 217 11 383 58

60-64 лет 1000 4 223 12 361 49

65-69 лет 1000 4 206 11 286 37

70 лет и более 1000 3 138 7 201 27

Графически уровень профессионального образования (в расчете на 1000 человек населения) представлен на Рисунке 1.

Рисунок 1. Уровень профессионального образования (в расчете на 1000 человек населения) (по данным

Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d2/07-03.htm).

Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что среднее специальное образование присуще возрасту от 45 до 64 лет, наибольшую долю высшего образования имеет население

страны в возрасте от 25 до 40 лет. Послевузовское образование имеет ограниченный контингент населения, причем большая доля его у населения в возрасте 25-35 лет.

Наибольшая доля лиц с высшим образованием у более молодого поколения. Современная молодежь стремится получить высшее и послевузовское образование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На Рисунке 2 представлен график численности населения России по возрастам, из которого наглядно можно увидеть, что уменьшение рождаемости в 90 годах привело к демографическому провалу, вследствие чего мы имеем незначительное число молодых людей в возрасте от 20 лет до 24 года. Доля лиц со средним специальным профессиональным образованием в общей численности населения значительно превышает долю лиц с высшим образованием. Это говорит о том, что в России имеются значительные резервы повышения уровня образования населения.

Рисунок 2. Численность населения России по возрастам(по данным Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d2/07-03.htm).

Из следующей Таблицы 2, взятой также из Российского статистического ежегодника, мы видим уровень образования населения, не имеющего профессиональное образование по возрастным группам, что графически представлено на Рисунке 3.

Таблица 2.

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, НЕ ИМЕЮЩЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

(по данным Федеральной службы государственной статистики _http://www.gks.ru/bgd/regl/b12 13/IssWWW.exe/Stg/d2/07-03.htm)_

имеют общее образование не имеют начального общего образования

среднее (полное) основное начальное

Все население в возрасте 15 лет и более 21468 12933 6328 712

в том числе в возрасте, лет

15-19 2743 3220 641 40

20-24 2132 800 119 53

25-29 1722 748 116 49

Продолжение таблицы 2

30-34 1713 787 108 41

35-39 1640 608 82 33

40-44 1502 400 64 28

45-49 1984 469 76 28

50-54 2382 666 115 27

55-59 2088 889 180 23

60-64 1469 919 266 19

65-69 639 695 424 20

70 и более 1454 2732 4137 351

На 1000 человек соответствующей возрастной группы, указавших уровень образования

Все население в возрасте 15 лет и более 182 110 54 6

15-19 335 393 78 5

20-24 180 68 10 4

25-29 149 65 10 4

30-34 161 74 10 4

35-39 167 62 8 3

40-44 168 45 7 3

45-49 192 45 7 3

50-54 214 60 10 2

55-59 215 91 19 2

60-64 193 120 35 3

65-69 164 178 109 5

70 и более 105 196 298 25

Данные Таблицы 2 свидетельствуют о том, что в России довольно заметна доля людей, не имеющих специального и даже начального образования.

Так более 15% людей в каждой возрастной группе перешедшей школьный порог имеют только среднее полное общее образование. В среднем около 5% его не имеют и ограничились только основным образованием. Около 1% населения России наиболее трудоспособного возраста от 20 до 54 лет имеют только начальное образование.

В среднем по стране около 0,1% населения вообще не имеют никакого образования. При этом доля таких людей в возрастной группе 20-29 наиболее высокая среди трудоспособного населения.

Основная доля лиц трудоспособного возраста не имеющих профессионального образования получили общее среднее образование, то есть закончили 11 классов общеобразовательной школы.

Тем не менее, доля лиц, не закончивших даже 11 классов в России высока. После 30 лет она снижается, так как люди начинают понимать, что получить высокооплачиваемую работу можно только имея профессиональное образование.

Рисунок 3. Уровень образования населения, не имеющего профессиональное образование по возрастным группам (по данным Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d2/07-03.htm)

По данным Российского статистического ежегодника за 2014 год составлена Таблица 3. В этой таблице проведен анализ динамики и структуры грамотности населения в возрасте 9-49 лет. Показатели в таблице даны по данным переписей населения.

Таблица 3.

СТРУКТУРА ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 1897-2010 гг.

(по данным Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/bgd/regl/b04 13/IssWWW.exe/Stg/d010/i011950r.htm)

Годы Все население Городское население Сельское население

всего мужчины женщины всего мужчины женщины всего мужчины женщины

1897 29,6 44,4 15,4 61,1 71,0 48,5 24,6 39,5 11,0

1926 60,9 77,1 46,4 85,0 91,9 78,4 55,0 73,3 38,8

1939 89,7 96,0 83,9 94,9 98,1 91,8 86,7 94,8 79,3

1959 98,5 99,3 97,7 98,8 99,6 98,2 98,0 99,1 97,1

1970 99,7 99,7 99,6 99,8 99,9 99,8 99,4 99,5 99,3

1979 99,8 99,8 99,8 99,9 99,9 99,9 99,6 99,6 99,6

1989 99,8 99,7 99,8 99,8 99,8 99,9 99,5 99,5 99,5

2002 99,8 99,7 99,8 99,9 99,8 99,9 99,5 99,5 99,6

2010 99,8 99,7 99,8 99,9 99,8 99,9 99,5 99,4 99.5

Начиная с 1959 год, уровень грамотности в России повысился и приблизился к 100%. По данным переписи населения 2010 года 99,8% лиц считаются грамотными. И только 0,2% лиц по разным причинам не научились читать и писать. Это очень высокий показатель.

Однако уровень грамотности сельского населения несколько ниже грамотности городского населения. По данным переписи 2002 года 99,9% населения городов были грамотными, тогда как на селе этот показатель составил 99,5%.

Уровень образования населения зависит от степени доступности профессионального образования основным массам населения. В первую очередь это касается высшего и средне специального образования.

Анализ образованияв 2010-2014 годы [5] свидетельствует о том, что наибольшее количество студентов в России получает высшее образование. Число студентов в профессиональных образовательных организациях, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена уменьшилось на 18%, а по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в образовательных организациях высшего образования выросло в 2 раза, причем пятая часть студентов обучается в негосударственных учебных заведениях. Доля учащихся, получающих начальное профессиональное образование остается очень низкой. Снижается и доля студентов учреждений среднего уровня профессионального образования.

Таким образом, в современных условиях стали актуальными проблемы: доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности; выявления приоритетов в развитии системы обучения; выработки понятия и методики измерения качества образования.

Уровень образования характеризует потенциал экономически активного населения как фактора производства. Образовательный потенциал общества — накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

Список литературы:

1. Агентова Г. В. Пути совершенствования образовательной системы в России // Вестник Российского торгово-экономического университета. 2013. №11-2 (80). С. 166-176.

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №61) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/55170694/#ixzz4BYAgEoqZ (дата обращения 20.03.2016 г).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». Режим доступа: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения 20.03.2016 г).

4. Российский статистический ежегодник за 2014 год. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2015/0625/biblio01.php (дата обращения 20.04.2016 г).

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru. (дата обращения 20.03.2016 г).

References:

1. Agentova G. V. Puti sovershenstvovaniya obrazovatel'noi sistemy v Rossii. Vestnik Rossiiskogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta. 2013, no. 11-12 (80), pp. 166-176.

2. Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gody (utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 7 fevralya 2011. No. 61) Sistema GARANT: http://base.garant.ru/55170694/#ixzz4BYAgEoqZ (data obrashcheniya 20.03.2016).

3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 4 oktyabrya 2000 g. No. 751. Moscow

"O natsional'noi doktrine obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii". Rezhim dostupa: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (data obrashcheniya 20.03.2016).

4. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik za 2014 god. Rezhim dostupa: http://www.demoscope.ru/weekly/2015/0625/biblio01.php(data obrashcheniya 20.04.2016).

5. Ofitsial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki Rezhim dostupa: http://www.gks.ru. (data obrashcheniya 20.03.2016).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 17.05.2016 г. 20.05.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.