Научная статья на тему 'Тенденции развития систем пожарной автоматики и подготовка специалистов в высших учебных заведениях МЧС'

Тенденции развития систем пожарной автоматики и подготовка специалистов в высших учебных заведениях МЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития систем пожарной автоматики и подготовка специалистов в высших учебных заведениях МЧС»

СЕКЦИЯ № 2

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Тенденции развития систем пожарной автоматики

и подготовка специалистов в высших учебных заведениях МЧС

А. А. Деревянко, канд. техн. наук, доцент Национальный университет гражданской защиты Украины,

Украина, г. Харьков

Решение проблем обеспечения пожарной безопасности объектов на современном этапе невозможно без внедрения современных и высокоэффективных технических решений, направленных своевременное обнаружение и тушение пожара. Доступ к информации о таких системах сегодня упрощен, но практических навыков работы с такой информацией и выявления с ее помощью тенденций развития тех или иных технических решений у выпускников высшей школы не очень много. Одним из способов выработки таких навыков и закрепления теоретических знаний, полученных в процессе изучения лекционного курса, является курсовое проектирование.

Однако если традиционный подход при выполнении курсовых работ в рамках изучения технических дисциплин сводится к расчету или анализу работы систем по известным алгоритмам, то с учетом научно-исследовательского и педагогического характера будущей работы магистров университета курсовая работа по дисциплине «Современные системы пожарной автоматики» в Национальном университете гражданской защиты Украины носит аналитический характер и базируется как на знаниях, полученных в процессе изучения разных учебных дисциплин, так и на анализе новой патентной. информации.

Целью курсовой работы является:

- закрепление полученных теоретических знаний и их углубление;

- изучение последних достижений науки и техники в области пожарной автоматики;

- приобретение курсантами навыков в определении основных тенденций развития той или другой области техники;

- получение навыков работы с источниками патентной документации;

- развитие умений выделять особенности и существенные отличия в конструкциях технических решений;

- изучение и развитие навыков работы с системой управления базами данных, например, Microsoft Access;

- подготовка основы для выполнения дипломных проектов и работ.

Такая многоплановая цель едва ли могла бы быть решена при традиционном подходе к курсовому проектированию.

Исходя из этого, на кафедре автоматических систем безопасности и информационных технологий принята следующая методика выполнения курсового проекта. Задание на курсовую работу формулируется по возможности так, чтобы тема курсовой работы могла быть положена в основу одного из разделов магистерской работы, а при выполнении работы на кафедре автоматических систем безопасности и информационных технологий — служить ее основой. Это позволяет повысить заинтересованность курсантов в результатах работы.

Курсовой проект выполняется по общей теме «Анализ технического уровня, выявление тенденций развития и разработка предложений по усовершенствованию... систем пожарной автоматики». Тема уточняется по индивидуальному заданию и выдается преподавателем за 2 месяца до установленного срока представления работы. При этом, например, возможны следующие направления выполнения работы по анализу технического уровня и выявлению тенденций развития систем оповещения о пожаре и управлении эвакуацией, методов испытаний установок пожаротушения, систем пожарной автоматики в Украине и систем пожарной автоматики для взрывоопасных производств.

Работа состоит из ряда этапов, которые выполняются последовательно.

В связи с тем, что одной из основных задач подготовки магистров является прививание привычек самостоятельной работы с научно-технической литературой, на первом этапе предусмотрен сбор материалов для проведения исследований. Этот наиболее трудоемкий этап выполняется курсантами во время самоподготовки в городской научно-технической библиотеке им. В. Г. Короленко и Центральной научно-технической библиотеке.

Отбор материалов можно делать по самым разнообразным источникам, но рекомендуется анализировать описания изобретений или их рефераты.

При сборе материалов курсанты последовательно решают задачи от определения рубрики международного классификатора изобретений, в которой представлена информация из исследуемых технических решений, до изучения патентных документов или их рефератов.

С патентными документами курсанты знакомятся, главным образом по журналам «Изобретения стран мира» за определенное количество лет. Как показала практика, общее количество рефератов, подлежащих анализу, должно быть не меньше 60.

В тексте пояснительной записки должны быть приведены исходные данные изобретения и его реферат в следующей последовательности: номер охранительного документа; страна, которая выдала охранительный документ; класс и дополнительные классы по международным классификатором изобретений; дата приоритета технического решения; страна, где выдано приоритетный охранительный документ; дата регистрации при-

оритетного охранительного документа и заявитель; год, номер и страница журнала «Изобретения стран мира», где напечатан реферат описания изобретения; реферат изобретения.

Поскольку в своей практической работе магистры должны уметь обобщать научно-техническую информацию, то на втором этапе работы им предлагается разработать свою классификацию технических решений по существенными признаками, которые они определили на основании изучения патентных документов.

Одной из главных оценок качества подготовки современного высококвалифицированного специалиста является умение работать с современными пакетами прикладных программ и способность самостоятельно разрабатывать проблемно-ориентированные приложения на их основе. В связи с этим, в курсовой работе предусмотрена разработка базы данных, в которой каждая запись имеет информацию в виде отдельных полей относительно полной характеристики технического решения и его аннотацию.

Для развития умений по определению новых, наиболее перспективных направлений развития техники, на третьем этапе курсантам предложено с помощью базы данных провести всесторонний количественный анализ технических решений. Например, предлагается проанализировать: количественное соотношение изобретений по странам, количественное соотношение в каждой стране по годам, количественное соотношение в мире по годам, количественное соотношение в мире по разным группам, количественное соотношение по разным подгруппам и др.

Результаты количественного анализа в курсовой работе приводятся в виде линейных диаграмм, и делается качественный анализ полученных результатов. На основании количественного анализа курсанты делают качественный анализ развития области, обосновывая свои выводы.

С целью развития умения проводить публичные выступления и вести дискуссии, защита курсовой работы проводится на семинарском занятии, на котором курсант делает доклад по теме, который может дать пояснение к полученным результатам анализа, характеризует уровень развития исследуемой области, определяет наиболее возможные направления ее развития и отвечает на вопросы преподавателя и курсантов.

Понятно, что выполнение такой работы требует много времени. Но итоги опроса курсантов показали, что 75 % из них считают выполнение такой работы полезной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.