Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЕЩАЕМОСТЬ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Груздева М. А.

В статье представлен статистический анализ показателей развития сферы культуры в разрезе макрорегионов России и регионов Северо-Западного федерального округа в период 2000-2012 гг. Проанализирована культурная активность россиян и посещаемость учреждений культуры. Сделан вывод, что направления развития сферы культуры в последние годы очень разноплановы, большинство негативных тенденций связано с увеличением региональных диспропорций в доступности и потреблении культурных благ. Определена необходимость мониторинга сферы культуры, активного использования современных информационных технологий учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Используемые источники:

1. Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом. Дж. Уитмор, Москва 2013г., 308с.

Груздева М.А. младший научный сотрудник Институт социально-экономического развития территорий РАН

Россия, г. Вологда ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ

АСПЕКТ

Аннотация: В статье представлен статистический анализ показателей развития сферы культуры в разрезе макрорегионов России и регионов Северо-Западного федерального округа в период 2000-2012 гг. Проанализирована культурная активность россиян и посещаемость учреждений культуры. Сделан вывод, что направления развития сферы культуры в последние годы очень разноплановы, большинство негативных тенденций связано с увеличением региональных диспропорций в доступности и потреблении культурных благ. Определена необходимость мониторинга сферы культуры, активного использования современных информационных технологий учреждениями.

Ключевые слова: посещаемость, учреждения культуры, стратегия государственной культурной политики, федеральные округа Российской Федерации, Северо-Западный федеральный округ

Abstract: The article presents statistical analysis of cultural field development indicators in the macro-regions of Russian Federation and regions of the Northwestern Federal District in 2000-2012. It analyzes cultural activity of the Russians and their attendance at cultural venues. The author makes a conclusion that in the recent years the development trends of cultural field have been quite diverse, still the majority of negative tendencies are related to growing regional disproportions in availability and consumption of cultural goods. The article identifies the need for monitoring of the cultural sphere and active application of modern information technologies by the cultural institutions.

Keywords: attendance, cultural institutions, the strategy of state cultural policy, federal district of Russian Federation, Northwestern federal district.

Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежным факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса. Российская Федерация обладает огромным культурным потенциалом, который до сих пор не используется в полной мере. Реализуемый комплекс государственных

мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 90-е годы XX века [3].

На современном этапе, когда сформированы Основы государственной культурной политики, определено общее понимание культуры, как многомерной живой системы, важного фактора общественного развития, экономического роста, обеспечения национальной безопасности и суверенитета России, поставлена необходимость разработки Стратегии государственной культурной политики для реализации заложенных основ с учетом региональных инициатив. Президентом Российской Федерации на заседании Госсовета и Совета при президенте по культуре и искусству было обозначено, что еще на стадии планирования документа необходимо работать и обязательно понимать, что мы делаем, на что ориентируемся, а не закапываться в бумагах [6].

В таких условиях, на наш взгляд, особую актуальность приобретает необходимость мониторинга развития сферы культуры в регионах, определение приоритетов развития, конкурентных преимуществ, угроз, целей, задач и ресурсов для их решения, формирование информационной базы. Для того чтобы положения Основ государственной культурной политики, имели дальнейшее воплощение в конкретных действиях, необходимость которых явно назрела, постоянно дополнялись в виду выявленных проблем и предполагали активное развитие сферы культуры России.

Целью данной статьи явился анализ основных тенденций в развитии сферы культуры России. Для достижения цели были обозначены задачи по сбору и структурированию доступной статической информации, анализу полученных данных в разрезе макрорегионов Российской Федерации, а так же регионов Северо-Западного федерального округа, в период 2000-2012 гг. Период исследования ограничен доступностью данных статистики. Обследование проводилось на предмет развития культурно-досуговой инфраструктуры и непосредственной привлекательности мероприятий учреждений культуры населения; представленности и востребованности платных культурных услуг; деятельности музеев, театров, библиотек, кинотеатров.

В ходе исследования было выяснено, что развитие культурно-досуговой инфраструктуры в регионах России на протяжении всего исследуемого периода крайне неоднородно (коэффициент вариации больше 40%). Лидируют по данному показателю малонаселенные регионы, с хорошо развитой культурно-досуговой инфраструктурой: на тысячу населения более одного учреждения, например Республика Алтай. Интересным представляется и тот факт, что в регионах с высокой обеспеченностью учреждениями культуры их число практически неизменно на протяжении

исследуемого периода, тогда как в регионах с низкой обеспеченностью - она постепенно снижается.

Для населения всех федеральных округов Российской Федерации обеспеченность учреждениями культуры постоянно снижается, наиболее существенное сокращение в 2012 году по сравнению с 2000 годом наблюдается в Дальневосточном, Южном и Сибирском федеральных округах (табл. 1). Среди регионов СЗФО обеспеченность несколько увеличилась в Республике Карелия и Вологодской области. Наибольший фактический доступ к учреждениям культуры имеют жители Псковской и Новгородской областей.

Таблица 1. Обеспеченность населения учреждениями культуры, учреждений на 100 тыс. чел. населения____

Территория 2000 2005 2010 2011 2012 Темп прироста 2012 к 2005, %

Российская Федерация 0,790 0,789 0,782 0,773 0,742 -6,1

ЦФО 0,910 0,897 0,894 0,888 0,876 -3,7

СЗФО 0,792 0,792 0,790 0,759 0,732 -7,6

Республика Карелия 0,660 0,668 0,760 0,742 0,723 9,5

Республика Коми 0,889 0,876 0,868 0,867 0,856 -3,7

Архангельская область 0,862 0,846 0,852 0,783 0,668 -22,5

Вологодская область 0,820 0,838 0,847 0,843 0,841 2,6

Калининградская область 0,591 0,583 0,518 0,484 0,360 -39,1

Ленинградская область 0,356 0,343 0,331 0,315 0,290 -18,5

Мурманская область 0,352 0,339 0,341 0,334 0,332 -5,7

Новгородская область 1,300 1,274 1,269 1,258 1,238 -4,8

Псковская область 1,296 1,296 1,264 1,142 1,220 -5,9

г. Санкт-Петербург 0,064 0,062 0,062 0,062 0,062 -3,1

ЮФО 0,680 0,675 0,668 0,664 0,610 -10,3

СКФО 0,470 0,485 0,478 0,471 0,463 -1,5

ПФО 0,960 0,953 0,937 0,928 0,915 -4,7

УФО 0,715 0,710 0,709 0,708 0,706 -1,3

СФО 0,960 0,943 0,930 0,927 0,864 -10,0

ДФО 0,870 0,861 0,845 0,836 0,766 -12,0

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели. стат. сб. / Росстат. - М. 2006 - 2013; Единая межведомственная информационная система [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fedstat.ru

Показатель обеспеченности культурными учреждениями нельзя использовать обособленно, так как он не отражает финансовые возможности населения к потреблению культурных услуг, не учитывает транспортную доступность и востребованность услуг и мероприятий учреждений. Таким образом, для определения различий в доступе к культурным благам, нами рассматривалось реальное участие населения в мероприятиях, проводимых культурными учреждениями. По методике Департамента культуры и охраны культурного наследия Вологодской области рассчитывался интегральный

показатель «Приобщенность населения к культуре», отражающий, сколько приходится посещений культурно-массовых мероприятий на человека [5]. Анализ показателей вариации показал, что существуют региональный диспропорции и неравный доступ граждан к пользованию культурными благами. Приобщенность населения к культуре в России совершенно неоднородна: максимальное значение в 2011 году более чем в 22 раза превосходит минимальное; коэффициент вариации равный 49,7 показывает высокую неоднородность совокупности. Такой высокий уровень дифференциации внутри страны чаще всего объясняется высокими показателями посещаемости культурных мероприятий в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге. Однако проведенные расчеты внутри федеральных округов доказали, что порой соседние регионы имеют полярные показатели развития сферы культуры, что может таить под собой серьезные проблемы развитию общества [2].

В разрезе макрорегионов наиболее часто посещают культурные мероприятия жители регионов СЗФО, в субъектах которого наблюдается наибольшая дифференциация частоты посещаемости: наибольшая приобщенность к культуре выявлена среди жителей Санкт-Петербурга - 4,7 посещений на человека, наименьшая - как ни странно, в Ленинградской области (0,97 посещений на человека; табл. 2). Санкт-Петербург не теряет своего статуса культурной столицы России. Вологодская область занимает высокие позиции среди регионов СЗФО, так же наблюдается постоянный рост посещаемости культурных учреждений. Немаловажным является тот факт, что официальная статистика не дает возможности определить посещало культурно-массовые мероприятия местное население или туристы. В любом случае это позволяет судить об эффективности деятельности в сфере культуры и туризма по привлечению потребителей, а так же о положительном влиянии данных процессов на развитие региона [1]. Рассмотрение динамики въездного труизма на территорию Вологодской области показывает, что в период 2005-2012 гг. снизилось число иностранных туристов, посетивших регион - на 13,7% (с 90860 чел. в 2005 г. до 78358 чел. в 2012 г.), а так же доля иностранных граждан в общем количестве обслуженных туристов с 1,2% в 2005 г. до 0,03% в 2012 г. [11]. Согласно этим данным можно сделать вывод, что несколько повысилась активность местного населения и гостей из других регионов Российской Федерации по приобщению к культурному и природному потенциалу Вологодчины. Данный вывод подтверждается так же и при анализе деятельности музеев и театров региона, посещаемость которых имеет тенденцию к росту (см. табл. 5,7).

Таблица 2. Интегральный показатель «Приобщенность населения к культуре региона через посещения учреждений/мероприятий

Территория 2000 2005 2010 2011 2012 Темп прироста 2012 к 2005, %

Российская Федерация н.д. 1,08 1,07 1,06 1,05 -3,3

ЦФО н.д. 1,17 1,16 1,17 1,20 2,4

СЗФО н.д. 1,91 1,84 1,86 1,88 -2,0

Республика Карелия н.д. 1,72 1,63 1,65 1,47 -14,4

Республика Коми н.д. 0,99 0,95 0,99 0,98 -1,4

Архангельская область н.д. 1,07 1,06 1,06 1,07 0,1

Вологодская область н.д. 1,51 1,47 1,49 1,61 6,5

Калининградская область н.д. 1,65 1,60 1,52 1,50 -9,1

Ленинградская область н.д. 1,07 1,06 1,12 0,97 -9,0

Мурманская область н.д. 1,13 1,15 1,15 1,15 2,0

Новгородская область н.д. 1,86 1,73 1,66 1,79 -4,0

Псковская область н.д. 1,66 1,63 1,67 1,67 0,5

г. Санкт-Петербург н.д. 4,58 4,31 4,43 4,69 2,4

ЮФО н.д. 0,99 1,00 0,99 0,94 -5,0

СКФО н.д. 0,57 0,62 0,62 0,50 -12,3

ПФО н.д. 1,02 1,01 1,03 1,04 2,4

УФО н.д. 0,84 0,85 0,81 0,87 4,3

СФО н.д. 1,07 1,02 0,96 0,95 -10,7

ДФО н.д. 1,11 1,04 1,01 1,01 -9,1

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели. стат. сб. / Росстат. - М. 2006 - 2013; Единая межведомственная информационная система [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fedstat.ru

Наибольшее снижение культурной активности зафиксировано среди населения Северо-Кавказского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Согласным данным официальной статистики рост количества посещений культурных мероприятий в период с 2010 по 2013 год зафиксирован только в 25 субъектах РФ, тогда в других субъектах отмечается снижение интереса к культурно-досуговым учреждениям от незначительного (например, в Рязанской области -0,4%), до 38-39% в Еврейской АО и Чувашской Республике.

Готовность и возможности людей тратить материальные средства на свое культурное обогащение, повышение культурного капитала можно проследить по участию в мероприятиях культурных учреждений, проводимых на платной основе. Как показывает исследование, наблюдается тенденция к снижению числа платных культурных мероприятий: оно сократилось во всех федеральных округах кроме Приволжского, а так же во всех регионах СЗФО (табл. 3).

Таблица 3. Число платных мероприятий в учреждения культурно-

досугового типа, тыс. ед.

Территория 2000 2005 2010 2011 2012 2013 Темп прироста 2012 к 2005, %

Российская Федерация н.д. 2699,2 2623,8 2528,7 2471,7 2450,9 -9,2

ЦФО н.д. 625,4 571,1 553,2 525,7 512,5 -18,1

СЗФО н.д. 307,2 267,7 245,8 236,6 239,8 -22,0

Республика Карелия н.д. 16,7 12,4 10,4 9,8 9,0 -46,2

Республика Коми н.д. 37,4 28,1 28,1 28,0 28,0 -25,2

Архангельская область н.д. 47,1 49,7 35,9 34,9 42,2 -10,3

Вологодская область н.д. 67,3 63,2 62,6 62,5 60,1 -10,7

Калининградская область н.д. 12,3 7,3 7,0 6,8 6,1 -50,4

Ленинградская область н.д. 25,6 20,2 19,3 16,3 15,9 -37,9

Мурманская область н.д. 3,9 3,5 3,8 3,8 3,6 -6,9

Новгородская область н.д. 55,9 53,8 54,0 53,2 53,9 -3,5

Псковская область н.д. 31,9 21,6 19,3 15,9 15,2 -52,4

г. Санкт-Петербург н.д. 4,5 5,3 3,7 3,7 3,9 -13,6

ЮФО н.д. 234,2 152,9 143,7 129,0 120,4 -48,6

СКФО н.д. 34,1 24,6 23,3 24,4 22,2 -34,9

ПФО н.д. 602,6 802,7 786,4 784,1 769,6 27,7

УФО н.д. 225,0 204,7 206,3 200,6 206,8 -8,1

СФО н.д. 522,8 482,5 449,2 457,4 459,5 -12,1

ДФО н.д. 148,0 117,5 120,7 113,9 120,2 -18,8

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели. стат. сб. / Росстат. - М.

2006 - 2013; Единая межведомственная информационная система [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fedstat.ru

В Вологодской области в 2013 году было проведено более 60 тыс. платных мероприятий, что на 11% меньше чем в 2005 году. Можно полгать, что ряд мероприятий был переведен в категорию бесплатных, что, несомненно, является положительной тенденцией, в части повышения доступа к культурным услугам для социально незащищенных групп населения. Однако проведение платных мероприятий повышает доходную базу учреждений культуры, полученные данные показывают, что доход культурных учреждений варьируется, и, при прочих равных условиях государственного финансирования, может отрицательно сказаться на ассортименте и качестве предоставляемых услуг.

Вместе с сокращением количества платных культурных мероприятий постепенно снижается и доля населения, принимающего в них участие (табл. 4). В предыдущих исследованиях нами было выяснено, что именно поэтому показателю наблюдается наибольшая дифференциация регионов России, что отражает кардинальные различия между уровнем и качеством жизни людей в субъектах РФ.

Таблица 4. Удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры, %

Территория 2000 2005 2010 2011 2012 2013 Темп прироста 2012 к 2000, %

Российская Федерация н.д. 78,5 87,0 80,1 78,8 81,2 3,4

ЦФО н.д. 68,2 61,4 58,3 55,8 66,8 -2,1

СЗФО н.д. 86,8 67,8 66,1 61,8 60,6 -30,2

Республика Карелия н.д. 83,9 68,6 62,9 52,9 48,8 -41,8

Республика Коми н.д. 136,9 116,3 116,7 101,2 111,5 -18,6

Архангельская область н.д. 139,4 128,6 115,0 90,4 95,5 -31,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вологодская область н.д. 190,0 182,1 188,9 179,5 165,3 -13,0

Калининградская область н.д. 51,9 37,0 27,7 31,2 27,7 -46,6

Ленинградская область н.д. 100,7 80,9 67,8 70,2 52,6 -47,8

Мурманская область н.д. 40,8 45,5 38,2 43,5 42,4 3,9

Новгородская область н.д. 283,0 225,3 238,4 250,0 248 -12,4

Псковская область н.д. 133,2 130,9 83,4 89,5 67 -49,7

г. Санкт-Петербург н.д. 27,0 26,6 27,0 26,5 27,4 1,5

ЮФО н.д. 75,5 51,6 50,1 50,1 48,7 -35,5

СКФО н.д. 31,4 23,7 24,5 18,4 17,1 -45,5

ПФО н.д. 82,6 132,0 130,0 131,4 127,6 54,5

УФО н.д. 73,5 73,4 76,7 74,7 77,9 6,0

СФО н.д. 106,1 146,5 108,2 110,5 112,9 6,4

ДФО н.д. 94,5 75,4 77,5 77,2 72,6 -23,2

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели. стат. сб. / Росстат. - М.

2006 - 2013; Единая межведомственная информационная система [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fedstat.ru

При рассмотрении структуры культурной активности населения субъектов и федеральных округов Российской Федерации было выяснено, что наибольшей популярность среди культурных учреждений пользуются музеи. Практически во всех обследуемых территориях интерес к ним возрос в период 2000-2012 гг. (снижение отмечено только в Северо-Кавказском ф.о.; табл. 5).В среднем по России на 1000 чел. населения приходится порядка 630 посещений музеев. В Вологодской области это значение на порядок выше - 976. Самый высокий интерес к музеям на протяжении всего рассматриваемого периода в Санкт-Петербурге.

Таблица 5. Численность посещений музеев на 1000 чел. населения

Территория 2000 2005 2010 2011 2012 Темп прироста 2012 к 2000, %

Российская Федерация 499 527 567 601 629 26,1

ЦФО 605 617 647 727 760 25,6

СЗФО 1550 1616 1779 1881 2026 30,7

Республика Карелия 394 587 683 645 649 64,7

Республика Коми 222 290 388 346 355 59,9

Архангельская область 375 469 550 588 612 63,2

Вологодская область 654 840 895 958 976 49,2

Калининградская область 762 781 981 981 1028 34,9

Ленинградская область 355 508 731 620 638 79,7

Мурманская область 377 317 389 401 443 17,5

Новгородская область 926 1035 1095 1224 1296 40,0

Псковская область 548 763 954 1000 1134 106,9

г. Санкт-Петербург 3691 3573 3669 3920 4227 14,5

ЮФО 341 482 519 494 507 48,7

СКФО 154 132 174 140 146 -5,2

ПФО 266 281 332 357 374 40,6

УФО 261 285 287 303 310 18,8

СФО 347 362 374 373 372 7,2

ДФО 352 442 400 401 402 14,2

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели. стат. сб. /

Росстат. - М. 2006 - 2013; Единая межведомственная информационная система

[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fedstat.ru

В эпоху цифровых технологий использование информационного пространства для рекламы, поиска и привлечения потенциального потребителя услуг культуры является крайне важным. Так в 2013 году впервые в ведомственной статистике появились данные об представленности музеев в сети Интернет. Ранжирование регионов по доле музеев, имеющих сайт, показало, что в большинстве субъектов РФ каждый второй музей представлен в Интернете. В Вологодской области лишь 24,4% музеев, имеют собственный сайт (табл. 6). Следовательно, вологодские музеи не используют в полной мере возможности телекоммуникационной сети Интернет для представления электронных версий традиционных видов информации и поиска новых посетителей, не говоря уже об огромном количестве потенциальных возможностей, таких как анимация, виртуальная реальность, мультимедиа в интерактивном режиме и реальном времени.

Необходимо планирование шагов по увеличению представленности в сети Интернет не только посредством собственного сайта, создание которого, безусловно, затратное и длительное для учреждений культуры мероприятие, но и на различных информационных порталах, в социальных сетях и туристических путеводителях. Игнорирование инструментов телекоммуникационной сети Интернет в современных условиях заранее снижает конкурентоспособность учреждений культуры в борьбе за свободное время населения.

Таблица 6. Доля музеев, имеющих сайт в сети Интернет в общем количестве музеев Российской Федерации, 2013 год._

Субъекты с высокой долей музеев, имеющих сайт в сети Интернет Субъекты с низкой долей музеев, имеющих сайт в сети Интернет

Ненецкий АО 100,0 Вологодская область 24,4

Рязанская область 100,0 Республика Северная Осетия -Алания 23,5

Саратовская область 100,0 Магаданская область 20,0

Чеченская республика 100,0 Республика Саха (Якутия) 17,0

Ханты-Мансийский АО 97,1 Республика Мордова 16,7

Республика Карелия 94,7 Республика Тыва 14,3

г. Москва 93,2 Астраханская область 12,5

Забайкальский край 92,3 Республика Алтай 12,5

г. Санкт-Петербург 91,5 Чукотский АО 12,5

Белгородская область 90,7 Республика Дагестан 11,1

Источник: Единая межведомственная информационная система [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fedstat.ru

Театр без зрителя не существует. По исследованиям ученых за последние 30 лет общий объем потребления сократился более чем в два раза, с 70 млн. посещений в 1985 г. до 33 млн. в 2012 г [8]. Нами было выяснено, что посещаемость театров несколько ниже: в России 237 человек на 1000 человек населения (табл. 7). Однако, в большинстве субъектов отмечается рост количества посещений театров в последние 10-13 лет. Среди регионов СЗФО, как и в случаях с другими учреждениями культуры, выделяется г. Санкт-Петербург, его показатели более чем в 3,5 раза выше, чем в Вологодской области. Самый существенный рост посещаемости отмечается в Калининградской области, в период с 2000 года их число выросло более чем на 68%. Тогда как в Ленинградской области наблюдается противоположная картина: более чем на половину за 13 лет снизилась посещаемость театров.

Таблица 7. Численность зрителей театров ^ на 1000^ чел. населения

Территория 2000 2005 2010 2011 2012 Темп прироста 2012 к 2000, %

Российская Федерация 210 195 217 230 237 12,9

ЦФО 250 228 262 279 298 19,2

СЗФО 339 289 279 297 311 -8,3

Республика Карелия 274 256 166 214 186 -32,1

Республика Коми 134 99 163 162 164 22,4

Архангельская область 127 116 136 156 168 32,3

Вологодская область 146 127 154 145 158 8,2

Калининградская область 102 114 154 186 172 68,6

Ленинградская область 260 209 145 128 128 -50,8

Мурманская область 150 120 139 166 141 -6,0

Новгородская область 178 159 106 121 129 -27,5

Псковская область 149 125 151 144 128 -14,1

г. Санкт-Петербург 678 563 517 550 587 -13,4

ЮФО 125 120 124 135 138 10,4

СКФО 101 89 91 87 89 -11,9

ПФО 206 188 210 224 228 10,7

УФО 160 178 209 209 216 35,0

СФО 209 202 239 254 250 19,6

ДФО 141 152 185 209 190 34,8

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели. стат. сб. / Росстат. -

М. 2006 - 2013; Единая межведомственная информационная система [Электронный

ресурс] Режим доступа: http://www.fedstat.ru

Касательно библиотечного обслуживания можно сделать вывод о единой тенденции последние 13 лет - это повсеместное снижение количества единиц библиотечного фонда, а так же числа пользователей библиотеками общедоступного типа (табл. 8, 9).

Таблица 8. Библиотечный фонд на 1000 чел. населения

Территория 2000 2005 2010 2011 2012 Темп прироста 2012 к 2000, %

Российская Федерация 7017 6820 6459 6209 6027 -14,1

ЦФО 7667 7347 6934 6810 6632 -13,5

СЗФО 9171 9090 8486 8225 8117 -11,5

Республика Карелия 9162 8544 8320 6602 6525 -28,8

Республика Коми 7724 8027 8141 8060 8096 4,8

Архангельская область 8079 8162 7527 6966 6638 -17,8

Вологодская область 8000 7724 7298 7226 7124 -11,0

Калининградская область 6843 6636 5158 4594 4227 -38,2

Ленинградская область 5286 4777 3212 3085 2924 -44,7

Мурманская область 10139 10538 10157 10069 9994 -1,4

Новгородская область 8932 8831 8940 8825 8774 -1,8

Псковская область 13154 13275 12327 11877 11643 -11,5

г. Санкт-Петербург 11175 11166 10737 10645 10621 -5,0

ЮФО 6119 5900 5441 4949 4854 -20,7

СКФО 4054 4102 3895 3659 3459 -14,7

ПФО 7396 7162 6844 6692 6390 -13,6

УФО 5453 5292 4976 4902 4823 -11,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СФО 6576 6472 6453 5883 5722 -13,0

ДФО 6953 6979 6289 6010 5788 -16,8

Источники: Регионы России . Социально-экономические показатели. стат. сб. / Росстат. -

М. 2006 - 2013; Единая межведомственная информационная система [Электронный

ресурс] Режим доступа: http://www.fedstat.ru

В среднем по России из 1000 человек пользователями библиотек являются порядка трети населения. В период с 2000 года их число сократилось незначительно - на 11% (табл. 9). В Вологодской области каждый второй прибегает к использованию услуг библиотек. В целом, за исключением некоторых субъектов, можно отметить, что библиотеки всегда интересны определенному кругу людей. Однако в современных тенденциях развития эксперты менеджмента в сфере культуры все чаще призывают к тому, чтобы библиотеки перестали быть просто фабрикой по выдаче книг,

они должны стать культурно-информационными центрами для всех слоев населения [10]. В развитии новых форм подачи информации, организации сопутствующих мероприятий, проведении тренингов и курсов состоит будущее библиотек, кроется возможность повышения их привлекательности для широкого круга общественности.

Таблица 9. Число пользователей библиотек на 1000 чел. населения

Территория 2000 2005 2010 2011 2012 Темп прироста 2012 к 2000, %

Российская Федерация 407,7 405,5 391,8 375,0 364,2 -10,7

ЦФО 399,3 380,2 370,0 356,1 349,6 -12,4

СЗФО 394,6 408,4 369,1 359,4 352,8 -10,6

Республика Карелия 504,8 637,6 772,9 662,5 642,1 27,2

Республика Коми 442,0 470,4 468,3 467,4 467,0 5,7

Архангельская область 401,0 418,1 364,1 343,0 328,6 -18,1

Вологодская область 500,0 479,4 452,1 495,8 515,9 3,2

Калининградская область 673,3 632,5 576,4 627,2 646,1 -4,0

Ленинградская область 261,9 265,9 215,8 199,0 182,8 -30,2

Мурманская область 653,3 663,9 453,4 450,5 416,7 -36,2

Новгородская область 754,9 741,7 769,4 761,9 752,4 -0,3

Псковская область 416,9 431,3 438,2 431,8 430,5 3,3

г. Санкт-Петербург 94,8 90,6 76,8 69,9 69,4 -26,8

ЮФО 401,0 401,1 387,4 360,1 356,8 -11,0

СКФО 326,2 350,1 341,3 321,4 293,5 -10,0

ПФО 462,5 460,1 447,3 433,2 416,0 -10,1

УФО 366,2 365,2 350,4 345,8 342,5 -6,5

СФО 408,2 417,3 420,4 390,0 375,3 -8,1

ДФО 421,0 419,3 387,4 373,8 366,1 -13,0

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели. стат. сб . / Росстат. - М.

2006 - 2013; Единая межведомственная информационная система [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fedstat.ru

Касательно данных по посещаемости кинотеатров официальная статистика представляет довольно не структурированные данные. Однако согласно опросам общественного мнения, провидимых ИСЭРТ РАН, в рамках изучения социокультурных характеристик Вологодской области, было выяснено, что кинотеатр является одним из самых популярных мест проведения досуга для различных категорий граждан, уступая мероприятиям в парках отдыха и городским праздникам [1].

Резюмируя вышесказанное можно заметить, что тенденции в развитии сферы культуры в последние годы очень разноплановы, большинство негативных тенденций связано с увеличением региональных диспропорций. По оценкам ученых именно для нашей страны, с ее огромной территорией, суровым климатом и низкой плотность населения на большой её части, наличие высокой дифференциации в доступности и потреблении культурных благ крайне опасно возможным наступлением негативных социальных эффектов. Приобщенность населения к культуре не претерпевала существенных изменений. Тогда как количество и посещаемость платных

культурно-досуговых мероприятий в государственных и муниципальных учреждениях имеет тенденцию к сокращению: в некоторых регионах и федеральных округах более чем на половину, что таит в себе угрозы снижения собственных доходов, ассортимента и качества предоставляемых услуг, при прочих равных условиях бюджетного финансирования. В структуре культурной активности населения России замечены тенденции к повышению интереса к музеям практически во всех обследуемых территориях, их посещают как местное население, так и туристы. Театры и библиотеки имеют более постоянную заинтересованную аудиторию.

Для дальнейшего развития и привлечения большего числа посетителей учреждениям культуры необходимо максимально использовать возможности медиасферы в своей деятельности, разрабатывать новые формы подачи традиционной информации, находить пути повышения собственных доходов и внешних инвестиций для повышения качества оказываемых услуг. В государственной программе «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы» так же отмечается, что необходимой задачей на предстоящие периоды развития сферы должно стать преодоление значительного отставания учреждений культуры России в использовании современных информационных технологий, создании электронных продуктов культуры, а также в развитии отраслевой информационной инфраструктуры, в первую очередь обеспечивающей новые возможности использования фондов музеев, библиотек и архивов [3].

Мнения ученных по поводу положительных изменений и нивелирования негативных тенденций в развитии сферы культуры сконцентрировано в правовом и управленческом полях. Указывается, что успех назревших реформ кроется в политической воле и менеджерских качествах руководителей органов исполнительной власти и управленцев на местах [9]. Сфера культуры и все наше общество нуждаются не столько в спорадических действиях, сколько в нормах Закона, которые бы защищали данную сферу деятельности и создавали условия для её нормального развития [8].

На наш взгляд, созданию контролирующих и обеспечивающих развитие отрасли документов, в том числе Стратегии государственной культурной политики, должны предшествовать серьезные междисциплинарные исследования, который бы гарантировали их эффективность. В частности необходим тщательный мониторинг по трем составляющим элементам: учреждения, предоставляющие услуги; потребители услуг; процесс и эффективность управления. Анализ региональных и федеральных программ развития сферы культуры и отчетных данных профильных Департаментов показал, что крайне низкое внимание уделяется изучению и прогнозированию спроса на культурные услуги. Потребитель считается постоянной переменной постоянной. Тогда как все чаще учеными выносятся на обсуждение тезисы о пассивности

населения, засилье массовой культуры, расширении возможностей проведения досуга, которые приводят к снижению спроса на культурные блага.

Существующая в настоящее время несбалансированность и полярность развития субъектов Российской Федерации, доказанная научных исследованиях [2, 8], является серьезной угрозой гармоничному развитию российского общества. Важным условием развития сферы культуры и единого культурного пространства является необходимость формулировки со стороны органов власти четких шагов по снижению дифференциации регионов по доступности культурных благ.

Использованные источники:

1. Антонова М. А. Тенденции посещения культурных учреждений в Вологодской области [Текст] / М. А. Антонова // Молодой ученый. - 2012. -№9. - С. 89-93.

2. Антонова М.А. Социокультурная дифференциация регионов Российской Федерации [Текст] / М.А. Антонова // Проблемы развития территорий. -2014. - №3 (71). - С. 67-80.

3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 -2020 годы / Утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2567-р [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //base.garant.ru/70291902/

4. Единая межведомственная информационная система [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fedstat.ru

5. Итоговые отчеты о деятельности Департаменты культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области 2007-2013 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Департаменты культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области. - Режим доступа: http://depcult35.ru/

6. Основы есть. Дело за стратегией / Газета культура. - 25.12.2014. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://portal-kultura.ru/articles/country/75995-osnovy-est-delo-za-strategiey/

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. стат. сб. / Росстат. - М. 2006 - 2013.

8. Рубинштейн А.Я., Музычук В.Ю. Оптимизация или деградация? Между прошлым и будущим российской культуры [Текст] /А.Я. Рубинштейн, В.Ю. Музычук // Общественные науки и современность. - 2014. - №6. - С.5-22.

9. Тартагышева Г.В., Цыбиков Т.Г. Модернизация деятельности муниципальных учреждений культуры (на примере Республики Бурятия) [Текст] / Г.В. Тартагышева, Т.Г. Цыбиков // Социологические исследования. - 2014. - №12. - С.120-127.

10. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры [Текст] Ученое пособие - 5-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2013. - 544 с.

11. Туризм в Вологодской области стат. сб. / Вологдастат. - Вологда. 2009 -2014

Грязнова Е.Р., к. с.н.

доцент Лямина Ж.К. магистрант

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина

Россия, г. Саратов КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Краткая аннотация:

В статье рассмотрены конфликтогенные факторы, имеющие место на предприятиях малого бизнеса. Отмечается, что успешность предприятия малого бизнеса связана с персоналом, его трудовым поведением. Грамотное управление персоналом должно предусматривать меры по выявлению конфликтогенных факторов и эффективному регулированию конфликтов.

Ключевые слова: управление персоналом, социально-трудовой конфликт, конфликтогенные факторы.

Малое предпринимательство играет значительную роль в российской экономике, влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, решает многие актуальные экономические и социальные проблемы. Благодаря отсутствию формальных структур предельно упрощается система принятия управленческих решений.

Специфика малого предприятия требует от руководителей высокого профессионализма в области управления персоналом. Общие особенности управления персоналом малого предприятия, не зависящие от формы собственности и сферы деятельности организации, включают целый ряд характеристик, которые рассмотрены ниже.

Комплексный характер деятельности и гибкая организация труда. Отсутствие четкого функционального разделения между административным и производственным персоналом способствует сокращению дистанции между персоналом, однако не устраняет социальных различий (например, в оплате труда). Работникам малого предприятия приходится выполнять функции, не свойственные их должностям, поэтому здесь необходимы не профессионалы узкого профиля, а универсальные работники, способные совмещать должности и выполнять различные виды работ. Одна из сильных сторон малого бизнеса - свобода в определении круга обязанностей и способность к быстрым переменам.

Отсутствие многоуровневой организационной структуры. Это приводит персонал к пониманию профессионального развития как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.