Научная статья на тему 'Тенденции развития предпринимательства в России: социальный аспект'

Тенденции развития предпринимательства в России: социальный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
706
176
Поделиться
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL SPHERE / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрина Елена Александровна

В статье отражены изменения в формировании инфраструктуры предпринимательства, дано понятие социального предпринимательства, проанализирована деятельность Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TENDENCIES OF BUSINESS DEVELOPMENT IN RUSSIA: SOCIAL ASPECT

The article reflects the changes in the formation of bussiness infrastructure, the concept of social entrepreneurship is given, and the Funds of regional social programs «Our Future» activities are analyzed.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития предпринимательства в России: социальный аспект»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ:

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Е. А. ЮРИНА

В статье отражены изменения в формировании инфраструктуры предпринимательства, дано понятие социального предпринимательства, проанализирована деятельность Фонда региональных социальных программ «Наше будущее».

Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, социальная сфера, социальное партнерство.

Россия в конце XX в. совершила новый поворот и перешла на иные социально-экономические и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка, по большей части основанного на малом и среднем бизнесе. Известный закон о кооперации, при всем его несовершенстве, оказался вполне дееспособным, открывшим новый путь в экономическом развитии страны. Буквально с первых дней действия данного закона в стране стали образовываться малые предприятия или кооперативы и за короткий промежуток времени их насчитывалось уже тысячи. Несмотря на всевозможные преграды, в том числе связанные во многом с негативным отношением общественного мнения и части властных структур, тем не менее, они проявили поразительную живучесть.

Но наряду с этим, в это и последующее время, проявилась масса проблем, имеющих отношение к развитию малого предпринимательства. В первую очередь они были связаны с отсутствием соответствующего законодательства и экономической поддержки государства.

В настоящее время система государственной поддержки малых предприятий стала более целенаправленна. Органы власти усилили внимание к проблемам институциональных преобразований предпринимательства, что нашло отражение в Гражданском кодексе РФ, программных документах по углублению экономических реформ. В последние годы произошли изменения также в информационной поддержке российского предпринимательства, формировании его инфраструктуры. Практически действуют региональные фонды и центры поддержки предпринимательства.

В связи с этим возникли новые проблемы, которые требуют тщательного научного исследования. В первую очередь, они связаны с разработ-

кой соответствующей социально-экономической нормативной базы. При всем том, что за последние годы создано немало нормативных документов, в том числе имеющих законодательный статус, тем не менее, требуется специальная общая нормативная система, включающая в себя свод законов по малому предпринимательству.

Средний и малый бизнес сегодня требуют всесторонней социальной защиты предпринимательства и предпринимателей, в том числе и от криминальных структур, изменения системы социального страхования и пр. Большое значение имеет формирование общественного мнения. За последние годы, как показывают социологические исследования, общественное мнение сильно изменилось. Население и властные структуры стали более лояльно относиться к малому и среднему бизнесу, в определенной степени оказывая ему моральную поддержку. Отсутствие дефицита на товары и услуги во многом заслуга именно малого и среднего бизнеса. В свою очередь это создает и нормальный психологический климат в обществе, снимает излишнее социальное напряжение. Все это определяет актуальность избранной темы для данного исследования.

В последние годы проблеме предпринимательства большое внимание уделяли и социологи-экономисты. Исследовали его роль в обществе, его социально-экономические последствия, изучали перспективы развития, связь с общественными структурами, влияние на экономическое развитие и выход страны из экономического кризиса. Многие работы внесли довольно существенный вклад в развитие данной проблематики. В частности, необходимо отметить работы таких авторов: А. Л. Журавлев, Т. И. Заславская, И. В. Лиси-ненко, В. П. Поздняков, В. В. Радаев, О. В. Рома-

шов, В. Ф. Халипов, Э. Н. Фетисов, В. В. Червяков, В. А. Чередниченко, Ю. А. Чепуренко, В. Д. Шапиро, С. С. Шаталин, М. Шкаратан, Н. Шмелев.

Однако по большей части данные работы носят аналитический и нередко отвлеченный характер. И очень мало работ, основанных на результатах конкретных социологических исследований. Последнее объясняется тем, что социологические исследования очень трудоемки и требуют больших средств. Однако, именно они позволяют в полном объеме исследовать прежде всего социальные аспекты данной проблемы. Другими словами, социологическое исследование социальных последствий предпринимательства представляет собой тот необходимый срез, который позволит в полном объеме и всесторонне осветить и понять происходящие процессы в среде малого предпринимательства.

Социальное предпринимательство - это новый способ осуществления социальной и экономической деятельности, соединяющий социальную миссию с достижением экономической эффективности и предпринимательским новаторством. В его основе находится создание так называемых социальных предприятий - то есть бизнес-предприятий, организованных в социальных целях и для создания социального блага, функционирующих на основе финансовой дисциплины, инноваций и порядка ведения бизнеса, установленного в частном секторе. В последнее десятилетие эта практика получила необычайную популярность как в развитых индустриальных странах, так и в странах третьего мира, для которых новый способ комбинации экономических и социальных ресурсов является средством вырвать из глубокой бедности значительные слои населения.

Понятие социального предпринимательства в России только начинает хождение. В этом смысле она отстает, например, от Украины и даже Казахстана. На Украину информацию о международной практике социального предпринимательства завезли иностранные доноры, в Казахстане в качестве инициатора социально-предпринимательских корпораций (СПК) выступило государство. К слову сказать, в последнем СПК хотя и используют термин социального предпринимательства, совсем необязательно являются им на деле [4]. Задача СПК -вкладывать прибыль в социальные проекты на территориях пребывания, при этом задача финансовой устойчивости таких программ как самостоятельных социальных предприятий не ставится.

Социальное предпринимательство на территории Российской Федерации сегодня на постоянной основе поддерживается достаточно ограни-

ченным числом некоммерческих организаций и фондов. Наиболее существенный вклад в развитие этого инновационного для России направления бизнеса вносит Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» [1]. Он обеспечивает финансирование программ социального предпринимательства в течение последних трех лет. Комплексная поддержка Фондом начинающих социальных предпринимателей включает:

- финансовую поддержку в виде грантов, займов и участия в уставном капитале;

- обучение и консультирование по актуальным вопросам их деятельности;

- информационное обеспечение и продвижение;

- иные формы поддержки.

Каждый проект, поддержанный Фондом, в обязательном порядке оценивается по ряду показателей эффективности, среди которых:

- количество трудоустроенных человек;

- количество обученных человек;

- количество оказанных социальных услуг;

- количество произведенной продукции.

С 2008 г. Фонд проводит Региональный конкурс проектов в сфере социального предпринимательства, в котором с 2008 по 2010 г. приняли участие 246 проектов из 21 региона. Наиболее активно участвуют в конкурсах коммерческие организации. Вместе с тем, растет доля индивидуальных предпринимателей, предлагающих к рассмотрению свои проекты. Это свидетельствует о том, что заинтересованность активной части населения страны в программах развития социального предпринимательства быстро растет (рис. 1) [3].

Коммерческие Некоммерческие ИП

2009 г. 2010 г.

Рис. 1. Основные типы заявителей на участие в конкурсе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно с уверенностью говорить о том, что и рост общего числа заявок, и повышение равномерности их распределения внутри категорий свидетельствует об эффективности проводимой Фондом информационной кампании. Социальное

предпринимательство перестает быть terra incognita, включая в свою орбиту все большее число россиян. Самую высокую активность в подаче заявок на участие проявили жители Пермского края, Волгоградской, Челябинской, Калининградской и Астраханской областей. Широкая география уже рассмотренных проектов и активная экспансия в регионы позволяют утверждать, что в течение ближайших нескольких лет осведомленность о социальном предпринимательстве достигнет уровня, когда заявители будут представлять все без исключения субъекты Федерации. Показатели целевых групп, на которые ориентированы проекты в сфере социального бизнеса, демонстрируют достаточно интересную динамику (рис. 2) [1].

100 90 80 70 60

50 2009 г.

40 2010 г.

30 20 10 0

I

Займ

Г ранд Займ/гранд

Рис. 2. Целевые группы проектов социального предпринимательства

Если в 2009 г. безоговорочно доминировали проекты, не относящиеся непосредственно к наиболее социально незащищенным слоям, то в 2010 г. именно они захватили пальму первенства. Особенно показательна ситуация с проектами, ориентированными на инвалидов, пенсионеров и других категорий малообеспеченных граждан. В последнем случае имеет место десятикратный рост, наглядно показывающий взрыв интереса к решению сложных социальных проблем в данной сфере. Перенос акцентов в сторону обеспечения потребностей социально незащищенных групп непосредственно связан с увеличением числа индивидуальных предпринимателей, занявшихся социальным бизнесом. Очевидно, что это направление имеет наибольший потенциал роста, и поддержке инициатив индивидуальных предпринимателей следует уделять повышенное внимание.

Диаграмма на рисунке 3 демонстрирует положительную динамику в сторону уменьшения количества грантов и увеличения числа займов. Это свидетельствует как о стремлении предпри-

нимателей брать на себя ответственность, так и о повышении их уверенности в успешности проектов, которые они развивают совместно с Фондом «Наше будущее».

50

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

ММ

2009 г.

Тт1 0 13

о га ^ с о. га 1-

2010 г.

Рис. 3. Форма финансирования проектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социально-демографический профиль среднего социального предпринимателя в России представлен в таблице 1 [1].

Таблица 1

Социально-демографический профиль среднего российского социального предпринимателя

Пол Мужчины (64 %)/ женщины (36 %)

Возраст 45 лет

Семейное положение Женат / замужем

Образование Высшее

Опыт работы в социальном предпринимательстве/социальной сфере 8,5 лет

Разумеется, социальные предприниматели в России есть, как есть неравнодушные люди с идеями добра и желанием преобразовать мир. Но для того чтобы социальное предпринимательство развивалось как предпринимательство, необходимы положительные образцы и обмен информацией. По признанию президента Российского микро-финансового центра Михаила Мамуты, для развития социального предпринимательства в России важна правильная самоидентификация. Рассказ об опыте социального предпринимательства, как развитого, так и развивающегося индустриального мира, может сделать для развития этого института не меньше, чем финансовые вложения. Семинар как раз на эту тему прошел в Государственном университете - Высшей школе экономики 1 июля 2008 г. На нем обсуждались материалы доклада,

подготовленного сотрудниками ГУ-ВШЭ «Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России». Интересные данные об опыте социального предпринимательства за рубежом представлены на сайте Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», который создан российскими учредителями в прошлом году специально для поддержки социального предпринимательства в России. В Новосибирске на базе Новосибирского государственного технического университета существует Центр социального предпринимательства как структурное подразделение системы дополнительного образования. Сегодня в его функции входит не только предоставление образовательных услуг по эффективному управлению предприятием, включая НКО, но также развитие деловой и социальной активности молодежи в рамках созданного на его базе молодежного бизнес-инкубатора [5].

У малого бизнеса свои недостатки. Имея социальную цель в качестве проекта, предприятия малого бизнеса легко с ней расстаются ради прибыльного дела. Поэтому для них социальный проект - скорее способ разложить яйца по разным корзинам, чем устойчивая социальная миссия. Этому тоже есть объяснения - малый бизнес с трудом пробивается сквозь административные барьеры и монополию крупных игроков. Это особенно заметно в мегаполисах. Отсюда - угроза эрозии социальной миссии малого бизнеса и ее подмена коммерцией. Подобные барьеры для расширения социального предпринимательства есть и на Западе. Специфической российской чертой служит недостаток возможностей для развития малого бизнеса и общественной инициативы, о которых много говорится, начиная с 90-х гг.

Наиболее подготовленными к деятельности в качестве социальных предпринимателей (а значит, удачного комбинирования социальной и экономической целей) в России оказываются организации инвалидов. Это объяснимо. Они более сплоченны и нередко отделены от остального мира общей бедой, что делает социальную цель более устойчивой, а поиск экономических механизмов ее реализации - более разнообразным. Кроме того, высокая сплоченность формирует социальные сети, которые служат одновременно и устойчивым социальным ресурсом организации, и ее потребительской сетью. Поэтому главная проблема организаций инвалидов - не в слабости экономического или социального компонента социального предприятия, а их замкнутость на себе. Поэтому для расширения влияния и повышения эф-

фективности работы они нуждаются и стремятся к «инклюзии» - включению в более широкие рынки и профессиональные сообщества, не ограниченные инвалидами. А это предполагает более серьезные и значительные социальные преобразования российского общества, которые несомненно рано или поздно произойдут [2].

Социальное предпринимательство в развитых странах - результат социальной активности и ответственности достаточно успешных и состоявшихся людей, результат распространения ценностей социально ответственного поведения и появления некоторой критической массы образцов сочетания социальной миссии и успешной бизнес практики. Поэтому положительные сдвиги в экономическом развитии России сами по себе служат предпосылкой развития социального предпринимательства. Учитывая расширение практики социальной ответственности в среде российского бизнеса, его склонность быстро перенимать международный опыт, а также то, что поддержка социальных предприятий выглядит не менее респектабельно, чем благотворительность, но более современно и эффективно, у социального предпринимательства в России имеются хорошие перспективы.

Литература

1. Зверева Н. Русский социальный предприниматель // Дневник портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство». URL: http://www.nb-forum.ru

2. Московская А. Феномен социального предпринимательства и его перспективы в России // Деньги и благотворительность. 2008. № 3(68). С 46-49.

3. Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах. Практика межсекторного взаимодействия: практическое пособие / под ред. А. Е. Шадрина. М., 2010.

4. Степичева О. А., Юрьев В. М., Абдукари-мов И. Т. Предпринимательство в России: результаты и противоречия развития. Тамбов, 2009.

5. Шадрина О. Секреты интересной жизни // Эксперт-Сибирь. 2005. № 9 (61).

* * *

TENDENCIES OF BUSINESS DEVELOPMENT IN RUSSIA: SOCIAL ASPECT

Ye. A. Yurina

The article reflects the changes in the formation of bussiness infrastructure, the concept of social entrepreneurship is given, and the Fund’s of regional social programs «Our Future» activities are analyzed.

Key words: entrepreneurship, social entrepreneurship, social sphere, social partnership.