Научная статья на тему 'Тенденции развития потенциала регионального потребительского рынка'

Тенденции развития потенциала регионального потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ПОТЕНЦИАЛ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА В ТОРГОВЛЕ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДИ / ДИНАМИКА ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ / CONSUMER MARKET / CONSUMER MARKET POTENTIAL / RETAIL TRADE / LABOR PRODUCTIVITY IN TRADE / PROVISION OF RETAIL GOODS TO THE POPULATION / EFFICIENCY OF USE OF THE TRADE AREA / DYNAMICS OF RETAIL TRADE TURNOVER / RETAIL TRADE TURNOVER PER CAPITA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храмцова Татьяна Гергиевна, Храмцова Ольга Олеговна

В статье рассмотрены некоторые методологические вопросы исследования потенциала регионального потребительского рынка, выполнен анализ показателей, характеризующих наличие и использование трудового потенциала, инфраструктурных элементов, товарных запасов в торговле Новосибирской области. Представленные индексные мультипликативные модели исследуемых показателей позволили получить количественную оценку влияния факторов на показатели потенциала потребительского рынка. Выявлены основные тенденции развития оборота розничной торговли, рассматриваемого в качестве социального и экономического эффекта функционирования потребительского рынка. Это позволило сделать вывод о недостаточной эффективности использования потенциала регионального потребительского рынка, наличии проблем в системе регулирования розничной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF POTENTIAL REGIONAL CONSUMER MARKET DEVELOPMENT

The article considers some methodological issues of researching the potential of the regional consumer market, analyzes the indicators characterizing the availability and use of labor potential, infrastructure elements, commodity stocks in Novosibirsk region. Index multiplicative models of the studied indicators allowed us to obtain a quantitative assessment of the influence of factors on the consumer market potential. The development of retail trade turnover is regarded as a social and economic effect of the consumer market functioning. The author came to the conclusion that there is a lack of effective use of the regional consumer market potential and there are problems in the retail regulation system.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития потенциала регионального потребительского рынка»

ФАКТЫ, ОЦЕНКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

DOI: 10.34020/2073-6495-2019-2-162-174 УДК 311, 339.37

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Храмцова Т.Г.

Новосибирский государственный педагогический университет E-mail: tanyhram@mail.ru

Храмцова О.О.

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: hramoo@mail.ru

В статье рассмотрены некоторые методологические вопросы исследования потенциала регионального потребительского рынка, выполнен анализ показателей, характеризующих наличие и использование трудового потенциала, инфраструктурных элементов, товарных запасов в торговле Новосибирской области. Представленные индексные мультипликативные модели исследуемых показателей позволили получить количественную оценку влияния факторов на показатели потенциала потребительского рынка. Выявлены основные тенденции развития оборота розничной торговли, рассматриваемого в качестве социального и экономического эффекта функционирования потребительского рынка. Это позволило сделать вывод о недостаточной эффективности использования потенциала регионального потребительского рынка, наличии проблем в системе регулирования розничной торговли.

Ключевые слова: потребительский рынок, потенциал потребительского рынка, розничная торговля, производительность труда в торговле, обеспеченность населения объектами розничной торговли, эффективность использования торговой площади, динамика оборота розничной торговли, оборот розничной торговли на душу населения.

TRENDS OF POTENTIAL REGIONAL CONSUMER MARKET DEVELOPMENT

Khramtsova T.G.

Novosibirsk State Pedagogical University E-mail: tanyhram@mail.ru

Khramtsova O.O.

Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: hramoo@mail.ru

The article considers some methodological issues of researching the potential of the regional consumer market, analyzes the indicators characterizing the availability and use of labor potential, infrastructure elements, commodity stocks in Novosibirsk region. Index

© Храмцова Т.Г, Храмцова О.О., 2019

multiplicative models of the studied indicators allowed us to obtain a quantitative assessment of the influence of factors on the consumer market potential. The development of retail trade turnover is regarded as a social and economic effect of the consumer market functioning. The author came to the conclusion that there is a lack of effective use of the regional consumer market potential and there are problems in the retail regulation system.

Keywords: consumer market, consumer market potential, retail trade, labor productivity in trade, provision of retail goods to the population, efficiency of use of the trade area, dynamics of retail trade turnover, retail trade turnover per capita.

Региональный потребительский рынок, являясь системой территориальной организации сферы обращения, выполняет важную социально-экономическую роль в удовлетворении потребностей населения региона в товарах и услугах на основе товарно-денежных отношений, обеспечивая согласование интересов продавцов и покупателей как субъектов актов купли-продажи. Мультипликативный эффект потребительского рынка, связанный с формированием благоприятного экономического климата, стимулированием развития действующих субъектов рынка, привлечением новых инвестиций в экономику региона, наполнением доходной части региональных бюджетов, повышением доходов хозяйствующих субъектов, обеспечением занятости населения, зависит от ряда факторов, среди которых, наряду с макроэкономическими, мерами государственного влияния на рынок товаров и услуг, немаловажное значение имеют внутриотраслевые ресурсы, характеризующие потенциальные возможности потребительского рынка.

Важнейшим сегментом регионального потребительского рынка является рынок продовольственных и непродовольственных товаров, организованный в том числе в форме розничной торговли. Необходимыми составляющими потенциала розничной торговли являются материальные и трудовые ресурсы. Рамки ресурсного подхода предполагают их исследование с точки зрения наличия, размера каждого вида. Один и тот же объем ресурсов как носитель потенциала может обладать разным потенциалом в зависимости от эффективности использования, что, в свою очередь, предопределяет степень достижения поставленных целей и задач, а значит и конечных результатов хозяйственной деятельности организаций розничной торговли. Это обусловливает необходимость комплексного подхода в изучении потенциала потребительского рынка, сочетающего количественный и качественный аспекты, оценку наличия и использования имеющихся ресурсов.

Рассматривая потенциал розничной торговли в рамках регионального развития, уточним, что признание научной парадигмой приоритетной роли социокультурных факторов выбора путей развития общества обусловливает его трактовку как социально-экономического потенциала. Важнейшим принципом является исследование потенциала потребительского рынка в единстве экономического и социального. Социальный аспект показателей развития розничной торговли ориентирован на их оценку в контексте изучения качества жизни, а именно его сторон, определяющих уровень товарного потребления материальных благ, обеспечение занятости населения, условия совершения покупок и др.

Ведущую роль в формировании социально-экономического потенциала потребительского рынка играет трудовой потенциал. Для характеристики трудового потенциала торговли Новосибирской области воспользуемся информацией о среднегодовой численности занятых в экономике по видам экономической деятельности по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики. К сфере торговли относится 1/5 численности занятых в экономике. За последние пять лет численность работников торговли ежегодно возрастала в среднем на 0,2 % и увеличилась с 283,6 тыс. чел. в 2013 г. до 286,2 тыс. чел. в 2017 г. В 2015 и 2016 гг. наблюдалось сокращение численности занятых в торговле на 0,2 ответственно, хотя в 2017 г. их численность восстановилась почти до уровня 2014 г. (табл. 1).

Таблица 1

Динамика численности занятых в экономике Новосибирской области за 2013-2017 гг.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Занято в экономике, тыс. чел. 1352,4 1365,6 1363,5 1338,8 1340,7

Темп роста числа занятых в экономике, % к предыдущему году 100,3 101,0 99,8 98,2 100,1

Занято в торговле, тыс. чел. 283,6 286,4 285,9 282,8 286,2

Темп роста числа работников торговли, % к предыдущему году 105,3 101,0 99,8 98,9 101,2

Удельный вес работников торговли в численности занятого населения, % 21,0 21,0 21,0 21,1 21,3

Источник: рассчитано по данным [3,5].

Возрастание численности работников рассматривается как экстенсивный фактор наращивания объемов деятельности организаций и компаний с точки зрения интересов отрасли. С позиций оценки социально-экономического развития региона в современных непростых экономических условиях следует отметить, что вклад этого вида экономической деятельности в обеспечение занятости населения остается достаточно стабильным. Общая численность занятого населения области в 2017 г. по сравнению с 2013 г. уменьшилась на 0,9 %. Более интенсивное увеличение роста числа работников торговли по сравнению с динамикой общей численности занятых в экономике в 2017 г. привело к повышению удельного веса численности работников торговли в численности занятых в экономике. За 2013-2017 гг. вклад отрасли в обеспечение занятости на региональном рынке труда увеличился с 21 до 21,3 %. Никакой другой вид экономической деятельности не обеспечивает такую занятость (например, на долю обрабатывающих производств приходится 13,4 % всех занятых).

Для оценки эффективности использования труда в торговле рассчитана средняя выработка в торговле, представляющая средний размер оборота на одного работника. На протяжении анализируемого периода средняя выработка в действующих ценах колебалась в пределах от 1529 тыс. руб. до 1654 тыс. руб. на одного работника за год. В целом за 2013-2017 гг. она вы-

росла на 8,2 %. Как всякий стоимостный показатель, выработка в действующих ценах дает искаженное представление о динамике производительности труда в условиях роста цен. Более обоснованную оценку демонстрирует динамика средней выработки в сопоставимых ценах, в качестве которых приняты цены 2013 г. В 2014-2016 гг. средняя выработка в сопоставимых ценах неуклонно снижалась по сравнению с предыдущим годом. Темпы снижения составили 5,2; 13,8 и 2,4 % соответственно. В 2017 г. наметился прирост показателя на 3,1 % по сравнению с 2016 г. За весь анализируемый период индекс средней выработки в сопоставимых ценах составил 0,82, производительность труда ежегодно снижалась в среднем на 4,8 % (табл. 2).

Таблица 2

Расчет показателей производительности труда в торговле Новосибирской области

за 2013-2017 гг.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Оборот розничной торговли, млрд руб.: в фактических ценах в ценах 2013 г. 433,5 433,5 461,7 414,9 444,4 357,2 450,0 344,8 473,4 359,7

Численность работников торговли, тыс. чел. 283,6 286,4 285,9 282,8 286,2

Средняя выработка, тыс. руб.: в фактических ценах в сопоставимых ценах 1529 1529 1612 1449 1554 1249 1591 1219 1654 1257

Источник: рассчитано по данным [3, 5].

Представленные результаты свидетельствуют о снижении эффективности использования труда работников торговли, а значит и трудового потенциала торговли как меры оценки экономической активности человеческого фактора в достижении конечных результатов торговой деятельности.

Материальные условия осуществления движения товаров в сфере обращения и функционирования потребительского рынка формируются на основе его имущественного потенциала. Для количественной оценки имущественного потенциала объектов розничной торговли служат число объектов и торговая площадь. Изменение числа предприятий, торговой площади, структурные сдвиги в них позволяют выявить тенденции, характеризующие отраслевые особенности торговли.

Увеличение торговой площади - одна из закономерностей развития инфраструктуры потребительского рынка Новосибирской области. За период с 2013 по 2017 г. торговая площадь увеличилась на 737,5 тыс. кв. м, или 29,1 %, в том числе площадь торгового зала магазинов без гипермаркетов -на 650,3 тыс. кв. м и 27,7 % соответственно. При этом численность основной и наиболее многочисленной группы объектов розничной торговли - магазинов возросла на 3,3 %, число аптек и аптечных магазинов - на 9,7 %. Рост торговой площади опережал рост числа предприятий в 1,18 раза (табл. 3).

Абсолютный прирост торговой площади характеризует одну из сторон наращивания потенциала потребительского рынка, оно является результа-

Таблица 3

Торговая площадь и количество объектов розничной торговли Новосибирской области в 2013-2017 гг.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. в % к 2013 г.

Торговая площадь, тыс. кв. м - всего 2534,9 2840,7 2961,9 2997,6 3272,4 129,1

В том числе: магазины 2348,5 2644,2 2750,2 2781,1 2998,8 127,7

гипермаркеты 176,3 170,8 184,3 189,5 245,7 139,4

аптеки и аптечные магазины 10,1 25,7 27,4 27,0 27,9 276,2

Количество объектов: магазины 11798 12165 12071 12162 12183 103,3

гипермаркеты 22 20 22 23 25 113,6

аптеки и аптечные магазины 569 595 615 619 624 109,7

Источник: рассчитано по данным [7].

том влияния двух факторов: изменения средней площади одного объекта и изменения числа торговых предприятий, для измерения которых используется индексный метод. Рост среднего размера объекта розничной торговли отражает процесс концентрации торговли и имеет качественную оценку.

Двухфакторная мультипликативная индексная модель общей торговой площади включает индекс концентрации торговой площади (средней площади одного объекта розничной торговли (I*) и индекс числа объектов розничной торговли (1п):

Ь = I* • 1п .

В 2013 г. средняя торговая площадь магазина как объекта розничной торговли (без гипермаркетов) составляла 199,1 кв. м, в 2017 г. - 246,1 кв. м. Индекс концентрации торговой площади составил 1,236. Мультипликативная индексная модель торговой площади магазинов Новосибирской области за 2013-2017 гг. приняла следующий вид: 1,236 • 1,033 = 1,277 Торговая площадь возросла на 27,7 %, в том числе за счет увеличения среднего размера объекта розничной торговли на 23,6 % и положительной динамики численности предприятий на 3,3 %.

В составе торговых предприятий выделяют основные типы и виды предприятий по степени универсализации и специализации: аптеки и аптечные магазины, гипермаркеты, супермаркеты, магазины-дискаунтеры, минимар-кеты, специализированные непродовольственные, специализированные продовольственные магазины, универмаги. Структурные сдвиги отражают влияние рыночных явлений, изменений предпочтений покупателей в зависимости от рыночной ситуации.

Динамика торговой площади отдельных видов и типов объектов розничной торговли представлена в табл. 4.

Как видно из табл. 4, за последние пять лет опережающими темпами возрастала площадь торгового зала аптек и аптечных магазинов (аптечные сети активно и стабильно осваивают свой сегмент потребительского

Таблица 4

Динамика и структура торговой площади объектов розничной торговли Новосибирской области в 2013-2017 гг.

Объекты Торговая площадь, тыс. кв. м Удельный вес, %

2013 г. 2017 г. Темп роста, % 2013 г. 2017 г.

Аптеки и аптечные магазины 10,1 27,9 276,2 0,40 0,85

Гипермаркеты 176,3 245,7 139,4 6,95 7,51

Магазины 2348,5 2998,8 127,7 92,65 91,64

В том числе: супермаркеты 250,0 379,3 151,7 9,86 11,59

минимаркеты 423,9 237,5 56,0 16,72 7,26

магазины-дискаунтеры 18,5 46,2 249,7 0,73 1,41

специализированные непродовольственные магазины 953,8 1265,1 132,6 37,63 38,66

специализированные продовольственные магазины 91,0 132,1 145,2 3,59 4,04

универмаги 132,0 78,3 59,3 5,21 2,39

павильоны 86,0 78,1 90,8 3,39 2,39

Итого 2534,9 3272,4 129,1 100,0 100,0

Источник: рассчитано по данным [7].

рынка), магазинов-дискаунтеров (продажа товаров в розницу по оптовым ценам на основе минимизации издержек обращения находит отклик в покупательских предпочтениях, хотя удельный вес этого вида объектов розничной торговли в совокупной торговой площади минимален). Динамично развивалась сеть супермаркетов: их площадь возросла на 51,7 %, в результате чего их удельный вес в общей площади розничных предприятий повысился с 9,9 до 11,6 %. Ненамного отстали по динамике роста торговой площади специализированные непродовольственные и специализированные продовольственные магазины, предлагающие покупателям более широкий внутригрупповой ассортимент товаров (в чем состоит их конкурентное преимущество). Специализированные непродовольственные магазины занимали наиболее значимый сегмент в совокупной торговой площади: 37,6 % в 2013 г. и 38,7 % в 2017 г. Существенно потеряли свои позиции универмаги и павильоны как объекты розничной торговли устаревшего формата.

Наращивание мощности розничной торговой сети позитивно отражается на показателях обеспеченности населения торговой сетью, которые следует рассматривать как показатели плотности торговой сети. Для регионального анализа наиболее значимыми являются: торговая площадь объектов розничной торговли на 1000 жителей (прямой показатель плотности торговой сети) и число жителей, приходящихся на 100 кв. м торговой площади (обратный показатель). Для показателя торговой площади на 1000 жителей характерен динамичный рост: если в 2013 г. на 1000 человек населения приходилось 928 кв. м торговой площади магазинов, включая гипермаркеты, то в 2017 г. - 1175 кв. м, в среднем за год обеспеченность населения торговой сетью возрастала в среднем на 6,1 %. Обратные по-

казатели плотности торговой сети также свидетельствуют об улучшении условий торгового обслуживания: за анализируемый период число покупателей в расчете на каждые 100 кв. м торговой площади сократилось со 108 до 85 человек (табл. 5).

Таблица 5

Обеспеченность населения объектами розничной торговли в Новосибирской области в 2013-2017 гг.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. в % к 2013 г.

Торговая площадь на 1000 чел. населения, кв. м 928 1034 1072 1078 1175 126,6

Число жителей на 100 кв. м торговой площади 108 97 93 93 85 78,7

Источник: рассчитано по данным [3, 7].

Фактическая обеспеченность, как показали результаты исследования, существенно превосходит минимальные нормы, рекомендованные Постановлением правительства Новосибирской области от 26.04.2017 № 158-п «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Новосибирской области» (норматив для Новосибирской области 552 кв. м, для г. Новосибирска - 593,7 кв. м). Условия развития регионального потребительского рынка с точки зрения обеспечения формирования материально-технической базы являются вполне достаточными для эффективной реализации программ развития регионального потребительского рынка [8].

Торговые площади создают необходимые материальные условия для торгового обслуживания покупателей. Результативность их функционирования в рыночных условиях должна приносить как экономический (выражающийся в прибыльности хозяйственной деятельности торговых предприятий через отдачу от использования каждой единицы торговой площади), так и социальный (выражающийся в обеспечении населения торговой сетью, повышении занятости населения в этом виде экономической деятельности) эффект.

Показателем экономической эффективности использования торговой площади служит товарооборот на 1 кв. м торговой площади. Его следует рассматривать в качестве интенсивного фактора роста товарооборота.

Кризисные явления, сложившиеся в экономике в 2014-2016 гг., повлекшие снижение реальных доходов населения, не могли не отразиться на показателях эффективности использования торговых площадей (табл. 6).

Для показателя эффективности использования торговых площадей характерна четко выраженная тенденция систематического снижения. За пять лет оборот на 1 кв. м торговой площади в фактических ценах сократился на 15,4 %. Для исключения влияния фактора повышения цен оборот розничной торговли пересчитан в сопоставимые цены, что позволило выявить более существенное сокращение показателя: отдача от использования торговой площади ежегодно снижалась в среднем на 10,5 %, а за весь период - на 35,7 %, со 171 до 109,9 тыс. руб.

Составной частью имущественного потенциала потребительского рынка являются оборотные активы торговых организаций, 38,9 % которых приходилось на товарные запасы на конец 2017 г Товарные запасы предназначены для материального обеспечения товарооборота как результата движения товаров, в ходе которого статичная форма товарных запасов превращается в динамичную форму оборота.

Таблица 6

Оборот розничной торговли на 1 кв. м торговой площади объектов розничной торговли Новосибирской области за 2013-2017 гг., тыс. руб.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. в % к 2013 г.

Оборот розничной торговли, млрд руб.: в фактических ценах в ценах 2013 г. 433,5 433,5 461,7 414,9 444,4 357,2 450,0 344,8 473,4 359,7 109,2 83,0

Торговая площадь объектов розничной торговли, тыс. кв. м 2534,9 2840,7 2961,9 2997,6 3272,4 129,1

Оборот розничной торговли на 1 кв. м торговой площади, тыс. руб. в фактических ценах в сопоставимых ценах 171,0 171,0 162,5 146,0 150,0 120,6 150,1 115,0 144,7 109,9 84,6 64,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: рассчитано по данным [3, 4, 7].

Динамика товарных запасов отличается ярко выраженной тенденцией систематического наращивания потенциала этой части оборотных средств. За период с 2013 по 2017 г. сумма товарных запасов в торговле Новосибирской области выросла на 39 %. Опережающий рост товарных запасов в сравнении с оборотом розничной торговли означает, с одной стороны, повышение степени обеспеченности оборота запасами, что представляется актуальным в условиях расширения и усложнения товарного ассортимента. С другой стороны, это говорит о замедлении товарооборачиваемости и снижении эффективности использования товарных запасов (табл. 7).

Таблица 7

Показатели товарооборачиваемости в организациях розничной торговли Новосибирской области за 2013-2017 гг.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Средняя сумма товарных запасов, млн руб. 22002,5 24257,9 26613,9 30917,6 33405,5

Коэффициент оборачиваемости, оборотов 19,7 19,0 16,7 14,6 14,2

Продолжительность одного оборота, дней 18,3 18,9 21,6 24,7 25,4

Коэффициент закрепления оборотных средств, % 5,1 5,3 6,0 6,8 7,0

Источник: рассчитано по данным [4].

Если в 2013 г. средний товарный запас в торговле совершал 19,7 оборотов, то в 2017 г. - лишь 14,2 оборота. Продолжительность одного оборота запасов выросла с 18,3 до 25,4 дней. Замедление оборачиваемости потребовало дополнительного вовлечения оборотных средств в товарные запасы на сумму 9,3 млрд руб. В 2013 г. на каждые 100 руб. оборота приходилось 5,1 руб. товарных запасов, в конце анализируемого периода - уже 7 руб. запасов на те же 100 единиц товарооборота. Замедление товарооборачи-ваемости неразрывно связано с негативными тенденциями в развитии оборота розничной торговли, формировании и удовлетворении покупательского спроса.

Важнейшим индикатором экономического и социального эффекта реализации потенциала потребительского рынка является оборот розничной торговли. Отражая объем товарного потребления материальных благ населением, он неразрывно связан с покупательной способностью доходов населения, характеризует реализацию сферой товарного обращения функции связующего звена между стадиями воспроизводственного процесса, на макроэкономическом уровне используется для оценки структуры потребительских расходов. Исследование тенденций развития оборота розничной торговли на уровне региона - неотъемлемая часть оценки состояния регионального потребительского рынка.

В 2017 г. оборот розничной торговли Новосибирской области в действовавших ценах составил 473396,5 млн руб., за последние пять лет он ежегодно возрастал в среднем на 2,2 %, или 9966 млн руб. В сравнении с другими видами экономической деятельности оборот торговли существенно отставал в развитии. Так, в целом валовой региональный продукт, объем отгруженной продукции обрабатывающих производств области увеличивались в среднем на 9,9 % ежегодно, продукция сельского хозяйства - на 10,4 %. Замедление темпов роста оборота в регионе повлекло снижение удельного веса Новосибирской области в обороте розничной торговли как Сибирского федерального округа, так и Российской Федерации в целом. Заметим, что в 2017 г. доля Новосибирской области в численности населения РФ составляла - 1,9 %, в СФО - 14,5 %. На фоне общероссийских показателей потенциал регионального потребительского рынка использован явно не полностью (табл. 8).

Таблица 8

Оборот розничной торговли Новосибирской области в 2013-2017 гг.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Оборот розничной торговли, млрд руб. 433,5 461,7 444,4 450,0 473,4

Темп роста, % к предшествующему году 108,7 106,5 96,3 101,3 105,2

Индекс физического объема оборота в ценах 2013 г., % к предшествующему году 100,0 95,7 86,1 96,5 104,3

Доля НСО в обороте РФ, % 1,8 1,8 1,6 1,6 1,6

Доля НСО в обороте СФО, % 17,0 17,1 16,2 16,1 16,2

Источник: [3, 5].

Особенностью динамики розничного товарооборота явилось сокращение оборота в действующих ценах в 2015 г. на 3,7 % и снижение его физического объема по сравнению с предыдущим годом на 13,9 % в 2015 г. и на 3,5 % в 2016 г. Хотя в 2017 г. физический объем оборота по сравнению с 2016 г. подрос на 4,3 %, существенное сокращение в предшествующем периоде не позволило ему достичь уровня 2013 г. Пересчет оборота розничной торговли в цены 2013 г. показал, что за пять лет оборот в сопоставимых ценах сократился на 17 %.

Уменьшение физического объема продаж наблюдалось с 2014 по 2016 г., наиболее значимым оно было в 2015 г. - на 13,9 % по сравнению с предыдущим годом или на 17,6 % по сравнению с 2013 г. Отрицательный тренд был преодолен в 2017 г., когда индекс физического объема оборота к предшествующему году поднялся до 104,3 %, что в большей степени объясняется возросшими масштабами кредитования населения, чем изменением его денежных доходов.

К одной из качественных характеристик оборота розничной торговли, тесно связанной с использованием показателя в исследовании уровня жизни, относится его товарная структура. Признаками улучшения структуры товарооборота являются снижение удельного веса продовольственных товаров и увеличение удельного веса непродовольственных товаров в общем объеме оборота, поскольку в соответствии с действием закона Энгеля с ростом доходов отдельные виды потребительских расходов изменяются непропорционально: расходы на продукты питания возрастают в меньшей степени, чем расходы на непродовольственные товары. Рост потребностей в продовольственных товарах в определенной степени имеет естественные пределы, с улучшением структуры питания появляется возможность уменьшения физического объема потребления. Увеличение же расходов на непродовольственные товары связано с улучшением бытовых условий, физическим и интеллектуальным развитием личности, технологические возможности чего постоянно расширяются.

Структурные сдвиги в обороте розничной торговли Новосибирской области свидетельствуют об ухудшении его макроструктуры (табл. 9).

Таблица 9

Товарная структура оборота розничной торговли Новосибирской области

в 2013-2017 гг.

Вид оборота 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Продовольственные товары 43,4 44,4 46,2 47,2 47,3

Непродовольственные товары 56,6 55,6 53,8 52,8 52,7

Источник: [5].

Достаточно стабильной видится тенденция сокращения доли непродовольственных товаров в объеме розничного товарооборота, что свидетельствует о снижении уровня жизни населения. За пятилетний период удельный вес пищевых продуктов (включая напитки и табачные изделия) возрос с 43,4 до 47,3 %. Соответственно на 3,9 проц. пункта сократилась доля не-

продовольственных товаров. В условиях снижения реальных располагаемых денежных доходов население вынуждено в первую очередь направлять средства на удовлетворение потребностей низшего уровня согласно теории иерархии потребностей А. Маслоу.

Важным информативным показателем развития потребительского рынка следует считать оборот розничной торговли на душу населения, позволяющий, с одной стороны, оценить изменение благосостояния населения за счет приобретения товаров в каналах торговли. С другой стороны, среднедушевой оборот можно рассматривать в качестве интенсивного фактора наращивания общего объема розничного оборота мультипликативной индексной модели оборота розничной торговли.

Динамика оборота на душу населения в действующих ценах отражает изменение расходов населения на покупку товаров в среднем на одного жителя в номинальном исчислении. Если рассматривать показатель душевого оборота на протяжении длительного периода времени, его динамике традиционно присущ устойчивый тренд роста, объясняемый частично ростом благосостояния, а также влиянием инфляции. В течение анализируемого в исследовании периода исключением выглядят показатели за 2015-2016 гг., когда розничный оборот в действовавших ценах снижался (на 4,3 % в 2015 г.) или оставался практически неизменным (табл. 10).

Таблица 10

Динамика оборота розничной торговли на душу населения Новосибирской области

за 2013-2017 гг.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Розничный товарооборот на душу населения, руб. 159368 168581 161317 162400 170030

Темп роста, % к предшествующему году 107,8 105,6 95,7 100,7 104,7

Розничный товарооборот на душу населения в ценах 2013 г., руб. 159368 151465 129676 124444 129202

Темп роста, % к предшествующему году 100,0 95,0 85,6 96,0 103,8

Темп роста, % к 2013 г. 100,0 95,0 81,4 78,1 81,1

Источник: рассчитано по данным [3, 5].

Более объективную оценку изменения благосостояния населения в контексте социальной роли розничной торговли как важнейшей части потребительского рынка дает показатель динамики розничного оборота на душу населения в сопоставимых ценах, характеризующий рост или снижение физического объема покупок на душу населения в каналах торговли.

Как показали результаты исследования, в 2015 г. физический объем товарного потребления материальных благ на душу населения Новосибирской области был ниже, чем в 2013 г., на 18,6 %, в 2016 г. - на 21,9 %, в 2017 г. - на 18,9 %. Тенденция сокращения оборота в сопоставимых ценах, наблюдавшаяся в 2014-2016 гг., была преодолена в 2017 г.: индекс оборота в сопоставимых ценах на душу населения к предшествующему году в ценах 2013 г. подрос до 103,8 %.

Мультипликативная модель динамики общего объема оборота розничной торговли в действующих ценах ^^ включает индексы физического объема оборота на душу населения (I ), численности населения (!н), индекс потребительских цен на товары ^р):

Динамическая модель оборота розничной торговли за 2013-2017 гг. (1,092 = 0,811 • 1,023 • 1,316) показала, что оборот в действующих ценах увеличился на 9,2 %, в том числе в результате повышения цен на товары на 31,6 %, увеличения численности населения на 2,3 % и сокращения физического объема душевого оборота на 18,9 %.

Следствием недостаточных темпов роста оборота розничной торговли, наблюдавшихся в последние пять лет, стало снижение удельного веса торговой деятельности в валовом региональном продукте Новосибирской области. В 2014 г. этот вид экономической деятельности составлял 17,9 %, в 2015 г. - 17,6 %, в 2016 г. - 16,8 %. Индекс физического объема валовой добавленной стоимости, созданной в торговой отрасли, в 2016 г. один из самых низких - 96,5 % к предыдущему году (ниже только в сельском хозяйстве, строительстве, здравоохранении) [3].

Состояние регионального потребительского рынка зависит как от уровня организации коммерческой деятельности торговых предприятий, и в первую очередь розничной торговли, так и уровня платежеспособности населения, объема покупательского спроса, обусловленного динамикой денежных доходов населения. Как показали результаты исследования, в

2013-2017 гг. ресурсный потенциал потребительского рынка Новосибирской области не был реализован. При увеличении численности занятых в торговле, расширении торговых площадей, наращивании суммы товарных запасов выявлены негативные тенденции: снизилась производительность труда в торговле и эффективность использования торговых площадей, замедлилась товарооборачиваемость, сокращался физический объем оборота розничной торговли. Кризисные явления, сложившиеся в экономике в

2014-2015 гг., усилив инфляционные процессы, послужили фактором снижения реальных располагаемых доходов, ограничения роста потребительского спроса и ухудшения его структуры. Отрасль розничной торговли явилась заложником ухудшения экономической ситуации. Это отражает недостаточность государственного регулирования рыночных процессов, основным объектом которого должен быть спрос на потребительском рынке, для расширения которого необходимо повышение реальных доходов населения.

Литература

1. Беляевский И.К. Потребительский рынок как важнейший фактор благосостояния // Экономика, статистика и информатика. 2012. № 6. С. 96-105.

2. Новоселов А.С. Региональный потребительский рынок. Проблемы теории и практики / отв. ред. В.В. Кулешов. Новосибирск: Сиб. соглашение, 2002.

3. Новосибирская область: статистический ежегодник / Территориальный орган ФСГС по Новосиб. обл. Новосибирск, 2018.

4. Потребительский рынок Новосибирской области. Статистический сборник / Территориальный орган ФСГС по Новосиб. обл. Новосибирск, 2018.

5. Торговля в Новосибирской области. Статистический сборник / Территориальный орган ФСГС по Новосиб. обл. Новосибирск, 2018.

6. Khramtsova T.G., Amanzolova B.A., Nagovitsina L.P. International Journal of Green Pharmacy. 2017 Vol. 11. № 3. IP S453-S457

7. Единая межведомственная информационно-статистическая система. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru (дата обращения: 25.02.19).

8. Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Новосибирской области: Постановление правительства Новосибирской области от 26.04.2017 № 158-п. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5400201704270001?index=1& rangeSize=1.

Bibliography

1. Beljaevskij I.K. Potrebitel'skij rynok kak vazhnejshij faktor blagosostojanija // Jeko-nomika, statistika i informatika. 2012. № 6. II 96-105.

2. NovoselovA.S. Regional'nyj potrebitel'skij rynok. Problemy teorii i praktiki / otv. red. VV Kuleshov. Novosibirsk: Sib. Soglashenie, 2002.

3. Novosibirskaja oblast': statisticheskij ezhegodnik / Territorial'nyj organ FSGS po Novosib. obl. Novosibirsk, 2018.

4. Potrebitel'skij rynok Novosibirskoj oblasti. Statisticheskij sbornik / Territorial'nyj organ FSGS po Novosib. obl. Novosibirsk, 2018.

5. Torgovlja v Novosibirskoj oblasti. Statisticheskij sbornik / Territorial'nyj organ FSGS po Novosib. obl. Novosibirsk, 2018.

6. Khramtsova T.G., Amanzolova B.A., Nagovitsina L.P. International Journal of Green Pharmacy. 2017 Vol. 11. № 3. II S453-S457

7. Edinaja mezhvedomstvennaja informacionno-statisticheskaja sistema. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.fedstat.ru (data obrashhenija: 25.02.19).

8. Ob ustanovlenii normativov minimal'noj obespechennosti naselenija ploshhad'ju torgovyh ob#ektov dlja Novosibirskoj oblasti: Postanovlenie pravitel'stva Novosibirskoj oblasti ot 26.04.2017 № 158-p. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/5400201704270001?index=1&rangeSize=1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.