РОССИЙСКОЕ ПРАВО
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
ТЕМА НОМЕРА: ВОПРОСЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОГО КОНТРОЛЯ
ДАНИЛ НАЗИПОВИЧ СЕРГЕЕВ
Преподаватель кафедры уголовного права уральского государственного юридического университета,
e-mail: [email protected]
Рассматриваются тенденции развития постпенитенциарного контроля в России, дается обзор некоторых систем отслеживания правонарушителей в сша.
The paper dwells upon tendencies of the development of post-prison control in Russia. The author gives an overview of some offender tracking systems in USA.
Ключевые слова: постпенитенциарный контроль, закон Меган, информационная система отслеживания правонарушителей
Key words: post-prison control, Megan's law, Offender Tracking Information System (OTIS)
На протяжении не одного десятилетия в пе-нологии ведутся дискуссии о том, что является основанием применения к преступнику уголовно-правовых мер: опасность совершенного деяния или опасность личности. В разное время эти подходы господствовали попеременно, что отразилось на законодательстве и практике его применения. В настоящее время в России основанием криминализации, средством отграничения преступления от малозначительного деяния выступает критерий общественной опасности деяния. При этом активно развиваются институты (административного надзора, постпенитенциарного контроля других видов), в центре которых - опасность личности. Их основная цель - не исправить человека, а пресечь возможность совершения им новых преступлений. В связи с этим в российском праве возникает противоречие: с одной стороны, предпринимаются меры по социализации судимых лиц, с другой - право не препятствует появлению в обществе «стигматизационных настроений», создавая определенные ограничения для лиц, ранее отбывавших уголовное наказание.
Естественное стремление общества к безопасности, желание оградить себя от потенциальной угрозы, исходящей от ранее судимых лиц, развивающееся на фоне явного недоверия к пенитенциарной системе, обусловливают усиление общественной составляющей в постпенитенциарном контроле. Федеральный закон
от 23 декабря 2010 г. № 387-Ф3 закрепил право работодателей запрашивать информацию о предыдущих судимостях лиц, которые претендуют на занятие ряда должностей, связанных с работой с несовершеннолетними; одновременно введены широкие ограничительные меры в отношении лиц, совершивших половые преступления. В 2013 г. в УИК РФ была включена ст. 1721, обязывающая администрацию учреждения, исполняющего наказание, информировать потерпевшего или его законного представителя об освобождении осужденного от отбывания лишения свободы.
В России усиление общественной составляющей в контроле идет так же, как в государствах англосаксонской правовой системы, в которых широко развиты доктрины «опасных состояний личности» и «неисправимого преступника». В частности, информирование об освобождении осужденного отражает идеи американского «закона Меган», фактически учредившего особый вид общественно-государственного постпенитенциарного контроля -специальную регистрацию лиц, совершивших половые преступления. Парадокс этой системы заключается в полном стирании границ общественного интереса и частной жизни осужденного. Например, любой желающий может зайти на сайт информационной системы памяти Дрю Седин (Dru Sjodin)1 и провести поиск осужденных за половые преступления, проживающих
тема номера: Вопросы уголовного ПрАВА
2015. № 6
по определенному адресу либо в заданном радиусе от выбранной точки на карте. Возможно, в ближайшем будущем общественное мнение в России будет «давить» на законодателя и приведет к учреждению похожей системы.
В ряде штатов США открытые информационные регистры о судимых лицах не информация не только об осужденных за половые преступления, но и данные об осужденных всех категорий. В штате Мичиган на основе опыта опубликования сведений о лицах, совершивших половые преступления, была введена обязательная регистрация осужденных к лишению свободы всех категорий с предоставлением любому желающему права получать информацию о таком лице (Информационная система отслеживания правонарушителей -OTIS)2. В размещенные в открытом доступе в Интернете (например, на сайте mdocweb.state. mi.us) регистры включаются данные об осужденном (имя, фамилия, возраст, рост, предыдущие судимости и место жительства). Такие же системы созданы в штатах Огайо3, Индиана4, Канзас5.
У идеи обязательной регистрации всех осужденных к лишению свободы есть и приверженцы, и противники. С одной стороны, лицо осуждается за общественно опасные деяния, соответственно общество имеет право знать, кого и за что осудили. Кроме того, человек, зная о криминальном прошлом включенного в специальный регистр лица, сможет самостоятельно оценить степень риска общения с ним. Практика знает множество примеров, когда информация о предыдущем противоправном поведении могла бы способствовать предотвращению новых общественно опасных деяний. С другой сторо-
ны, полный доступ к сведениям подобного рода безусловно затруднит социальную адаптацию бывших осужденных, в особенности не желающих продолжать противоправную деятельность. Отрицательные последствия обязательной регистрации могут проявиться не только в излишней стигматизации, но ив возмож-
В ряде штатов США в открытые информационные регистры о судимых лицах помещается информация не только об осужденных за половые преступления, но и данные об осужденных всех категорий
ной мести со стороны потерпевших и других лиц. Сообщая обществу о криминальном прошлом лица, государство должно принимать социальные, организационные и правовые меры по обеспечению безопасности этого же лица.
1 URL: https://www.nsopw.gov/ru/Search/Verifica-tion.
2 Michigan Offender Tracking Information System // URL: http://mdocweb.state.mi.us/otis2/otis2.html.
3 Ohio Department of Rehabilitation and Correction: URL: http://www.drc.ohio.gov/OffenderSearch/ search.aspx.
4 Indiana Department of Correction: URL: http:// www.in.gov/apps/indcorrection/ofs/ofs.
5 Kansas Bureau of Investigation: URL: http:// www.kbi.ks.gov/registeredoffenderSearchOffender. aspx.